Содержание.
Введение. 2
Глава I. Психологические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной и зарубежной литературе 6
1.1. Авторские подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения личности 6
1.2. Мотивы деятельности и профессиональное самоопределение 11
1.3. Характеристика профессионального самоопределения с учётом особенностей юношеского возраста 18
Выводы по I главе. 27
Глава II. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 29
2.1. Методы и процедура исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования. 33
Выводы по II главе 44
Заключение. 46
Литература. 49
Приложения. 54
Введение.
Актуальность. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика — большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.
В практике работы школьного психолога со старшеклассниками на первом плане зачастую выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения старшеклассника.
Чтобы решить эти задачи, необходимо знать о требованиях профессий к человеку, о возможностях самого человека, в том числе и психологических, а также уметь определять эти возможности, осуществлять целесообразное психологическое воздействие для усиления мотивации или мотивационной переориентации подростка.
Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя
... как они требуют решения. Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности приводит к деформациям личности, снижающим продуктивность ... населенном пункте, этой школе, коллективе учителей, классе молодой учитель может попасть в ситуацию затянувшейся ... предмете деятельности, отношением администрации к учителям – стремлением (или отсутствием такового) создать оптимальные условия для труда и ...
Педагог должен помочь получить необходимые сведения о профессиональных консультациях, о рынке труда, вакансиях, определить перспективные направления развития рынка, помочь в выборе форм обучения, профессиональной подготовки, оказать психологическую поддержку в процессе обучения, способствовать трудоустройству и т.д.
Старшеклассники практически не имеют представления о психологических особенностях профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Противоречие: не смотря на то, что вопрос профессионального самоопределения достаточно хорошо изучен в литературе, но старшеклассники-выпускники слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений, кроме этого в школе педагогами недостаточно проводится работа по профессиональному самоопределению. Это и определило проблему данного исследования: поиск оптимальных условий, методов и форм работы, способствующих успешному профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования – субъективные факторы, являющиеся значимыми для профессионального самоопределения.
Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень зрелости мотивационной сферы школьников связан с особенностями выбора профессии.
Исходя из вышесказанного, можно определить цель работы: изучить особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.
Из поставленной цели вытекают следующие теоретические задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения;
2. Выделить психологические особенности в юношеском возрасте;
3. Изучить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Эмпирические задачи:
1. Определить количество школьников, выбравших на момент опроса будущую профессию, специальность, род деятельности и не определившихся в своих планах.
2. Выявить основу профнамерений и профпланов (личностный выбор, выбор под влиянием внешних факторов).
3. Определить уровень сформированности мотивационной сферы.
4. Определить профессиональные направленности школьников.
5. Статистически доказать связь между уровнем сформированности мотивационной сферы и профессиональным самоопределением.
Методы исследования:
• Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы),
Формирование личности, психологические особенности возрастных периодов
... новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Особенности эмоционального развития : · ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; · изменяется роль эмоций в ... особая связь младенца с матерью. Этот контакт служит исходным пунктом осознания собственной личности. Это подтверждается 2 факторами: 1. Младенец не может выделить из окружающего мира ...
• Эмпирические (тестирование, анкетирование, наблюдение).
В работе были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Дифференциально- диагностический опросник. (ДДО) (Е.А.Климов)
2. Методика «Карта интересов»
3. Методика «Индивидуальная Саморегуляция школьников» (ИСШ).
Методологической основой явилась концепция самоопределения личности, отражённая в трудах отечественных и зарубежных психологов С.Л. Рубинштейна, К. Роджерса.
Теоретическими основами исследования явились труды отечественных авторов: Выготского Л.С. [14], Божович Л.И.[9], Кон И.С. [32], Головахи Е.И. [16], Крякжде С.П. [36], Климова Е.А. [26].
Теоретическая значимость: обобщены подходы к проблеме профессионального самоопределения личности в трудах отечественных и зарубежных авторов, раскрыты психологические особенности юношеского возраста и определенны мотивы деятельности связанные с выбором профессии
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке классных руководителей, психологов, социальных педагогов. Разработанная профориентационная программа может использоваться во всех общеобразовательных школах и учебно-производственных комбинатах.
Опытно-экспериментальная база: исследование было проведено на базе общеобразовательной основной школы №6 города Арзамаса, в состав испытуемых вошли учащиеся 10 класса, в количестве 25 человек.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения……..
Литература.
1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. Киев,1994.
2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. -М.:МПСИ, 2000.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1996.
4. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство. 1988. №4.
5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. -М.1989.
6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2001.
7. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94.
8. Большая советская энциклопедия, 1975
9. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1985.
10. Бондарев В.П. Выбор профессии.-М.: Педагогика, 1989.
11. Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- Л.: Знание, 1995.
12. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1993
14. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва, 1984.
15. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. 1996.
16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988.
17. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации.- М.: Педагогика, 1999.
18. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1980.
19. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
Тема: Психологические основы классификации профессий
... профессиональных умений, тренинг; · содействие профессиональной социализации (адаптации) личности; · социально-психологические проблемы в трудовом поведении; · варианты профессиональных карьер в разных профессиях; · профессиональная демография, профессиональная мобильность информация о профессии ... ее системообразующего фактора. Эмпирическое изучение профессий в психологии труда, начатое в 1920-1930- ...
20. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: 1987 г
21. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978
22. Згурский В.С. Человек и профессия.- М.: Знание, 1982.
23. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987.
24. Канторович Н.Е. О профессиональной ориентации школьников. — М. 1996.
25. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности.- Ярославль: ЯрГУ, 1991.
26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996
27. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
28. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. -М.: Знание, 1983.
29. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1981
30. Карцев И.Н. Ищи свою профессию.- М.: Молодая гвардия, 1973.
31. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
32. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
33. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат. 1978.
34. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под. Ред. Г.С. Никифорова. -Спб: СпбУ, 1991.
35. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
36. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.
37. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. -М.: МГУ, 2000.
38. Кухарчук А.М. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: -Автореф.канд.дис. Минск,1973. 23с.
39. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
40. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
41. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
42. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. -М.: МПСИ, 1996.
43. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
44. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2003.
45. Никифоров Г.С., Зимичев А.М. Психология профессиональной подготовки. — С-П.: изд-во С-П ун-та, 1993.
46. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: Просвещение, 1996,стр.198-220.
47. Осницкий А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии, 1992, 1,2 с.52-59.
48. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987.
49. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. — М., 1994.
50. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. Москва, 1984 .
51. Подготовка школьников к выбору профессии /Под ред. А.А.Бардиковой. -М., 1996, стр.153-154.
52. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками. (Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В.)-М.1993.
53. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
54. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.
Соотнесение индивидуальных особенностей с требованиями, которые ...
... и неуспешности профессиональной деятельности Проведя данную работу, можно выделить плюсы и минусы моих личностных особенностей, в соответствии с требованиями профессии педагога. Необходимо ... широкая эрудиция, высокоразвитый интеллект; высокий уровень общей культуры и нравственности; профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей; педагогическая интуиция. Без ...
55. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. Учебно-методическое пособие МГУ.,1991.
56. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. -Воронеж ,1996, стр.38-63.
57. Психология профессиональной подготовки. — М., 1993.
58. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
59. Пфейфер Е.В. О влиянии родителей на профессиональную ориентацию детей. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Алма-Ата.1989, стр.22-24, 50-56.
60. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Перизд. «ВЕК», 1997.
61. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. Л., Просвещение. 1983.
62. Смирнова Е.В. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176с.
63. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
64. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
65. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №4. 1992.
66. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987.
67. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. — Киев, 1992.
68. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
69. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
70. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
71. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Периодизация психосоциального развития, М.,1998.
72. Энциклопедия профессионального образования. В Зт. /Рук. авт. колл., науч, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999