Особенности применения методов поощрения и наказания в современной семье

Оглавление

Введение………………………………………………….…………………………3

1.Применение методов поощрения и наказания в современной семье: теоретический аспект………………………………………………………………6

1.1. Раскрытие особенностей использования поощрения детей в семье в трудах отечественных педагогов ХХ века…………………………………………………6

1.2.Отражение специфики применения наказания детей в семье в работах отечественных педагогов ХХ века…………………………………………….….19

2.Анализ особенностей применения методов поощрения и наказания в практике работы д/у с семьей………………………………………………………….…….38

2.1.Опытно-экспериментальное изучение детерминирующего влияния поощрения и наказания на детско-родительские отношения (на примере д/у

№ 322 г. Минска)………………………………………………………………….38

2.2.Рекомендации для повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей и педагогов……………………………………………………………..49

Заключение…………………………………………………………………………52

Список использованной литературы…………………..………………………….55

Введение

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов. Семья считается одним из четырех фундаментных институтов общества, придающем ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

Различные социально-экономические реформы в стране привели к развитию кризисных явлений в существовании современной семьи: распадается ее традиционная структура, деформируется характер супружеских отношений, ослабляются родственные связи и преемственность поколений, что ведет к снижению воспитательных возможностей семьи.

Семья традиционно выступает хранительницей и транслятором фундаментальных ценностей подрастающему поколению. Именно в семье у ребенка формируется первое ценностное представление об окружающем мире, закладывается фундамент общечеловеческих ценностей.

Семья становиться главным социальным фактором, влияющим на становление личности. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывался ребенок: в благополучной или в неблагополучной.

Основная проблема, возникающая у детей – это проблема взаимоотношений с родителями. Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми дошкольного и школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители зачастую не владеют даже элементарными методами воспитания – такими как: поощрение и наказание.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... Это и определило актуальность темы данной работы. Цель работы: рассмотреть семью как фактор развития ребенка Задачи: Изучение психолого – педагогической литературы; Раскрытие основных понятий темы; ... оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка. Поэтому воспитательная функция семьи – одна из важнейших её функций. В целом можно заключить, ...

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема воздействия на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это сосредоточение основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

С помощью поощрений и наказаний взрослый добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. На сегодняшний день бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрение, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались и занимаются многие специалисты, к которым мы обратимся в настоящей работе.

Данная работа посвящена изучению особенностей применения таких методов как поощрение и наказание в рамках современной семьи.

Все вышеизложенное обосновывает актуальность нашей работы и предопределяет выбор ее темы.

Ее основной целью стало выявление особенностей применения методов поощрения и наказания в современной семье.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие взаимосвязанные задачи:

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

— определить особенности применения методов поощрения и наказания в процессе семейного воспитания ребенка;

— проанализировать методики специалистов по рассматриваемому вопросу;

— раскрыть и показать в практическом аспекте роль детерминирующего влияния поощрения и наказания на детско-родительские отношения;

— выработать рекомендации для повышения уровня психолога педагогической культуры родителей и педагогов.

Объектом нашего исследования выступает современная семья как институт воспитания ребенка.

Предмет исследования – использование современного метода воспитания дошкольников в дошкольном учреждении образования.

Исходя из сформулированных нами выше целей, задач, объекта и предмета исследования мы выдвинули следующую гипотезу: адекватное применение методов поощрения и наказания в современной семье будет продуктивно влиять на воспитание ребенка.

Нами были использованы такие методы исследования как теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (экспериментальное исследование, наблюдение), аналитический метод обработки результатов.

17 стр., 8174 слов

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей ...

... взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста. Применяли следующие методы: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение опыта ... формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучение форм взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста. Для ...

Практическая значимость исследования: произведен отбор некоторых методов поощрения и наказания и применен на практике в контексте становления и формирования на личность ребенка.

Апробация работы осуществлялась путем экспериментального исследования, проведенного в 2010 г. в д/у № 322 г. Минска…………..

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы// Д.Я. Райгородский. Психология семьи. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – С. 92-113.

2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1977. – 380 с.

3. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. – Дисс…канд. пед. наук. – Кострома, 1999

4. Баринова И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника. – Дисс…канд. пед. наук. – М., 1995. – 322 с.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С. Мацковского.– СПб.: Лениздат, 1992.– 400с.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1995

8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.

9. Варга А.Я. Типы родительского отношения. – Самара: издательский дом «БАХРАХ-М», 1997. – 125 с.

10. Взаимодействие школы, семьи и общественности по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся: Пособие для учителей и воспитателей/ Под ред. Ю.В. Гербеева. – Иркутск: Изд-во НИИ проблем воспитания ИГУ. – 231 с.

11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997

12. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи// Вопрсы психологии. – 1985. – № 2. – С. 186-187

13. Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи//Социологические исследования. – 1982. – № 2. – С. 35-46.

14. Диагностика семьи. Методики и тесты/ Редактор составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2004.– 736 с.

15. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996. – 160 с.

16. Дубровина И.В., Лисина М.И. особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.

17. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Издательство Союз-Лениздат, 2000. – 336 с.

18. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб.: Союз, 1997. – 222 с.

19. Здравомыслова О.М. Семья и общество.: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едитореал УРСС, 2003. – 152 с.

20. Исаев Д.Н. Психосамотические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб.: Питер, 2000. – 507 с.

21. Каптерев П.Ф. Родители и мир//Семейное воспитание: Хрестоматия. – М.: Академия, 2001. – С. 79-94.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии ... – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. ...

22. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

23. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

24. Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дисс….д-ра пед. наук. – М., 1991. – 33 с.

25. Жуковская В.И. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: Автореф. дисс….д-ра пед. наук. – М., 2000. – 44 с.

26. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. – М.: МГОПУ; Вологда: ВГПУ, 1997. – 141 с.

27. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

28. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса//Пед. соч. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – С. 267-329

29. Михайлова С.И., Цинда У. Проблемы современной семьи и консультирование семьей в социальной работе. – Вологда: Русь, 2000. – 128 с.

30. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психологии и психотерапии, 2003. – 319 с.

31. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988

32. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991