Формирование диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией

1.1 Психолингвистические основы формирования диалогической формы речи …………………………………………………………………………………….7

1.2. Механизм и симптоматика моторной алалии……………………………………………………………………………14

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией ..…………………………………………………………………………………24

1.4. Психолого-педагогический обзор литературных источников по проблеме формирования диалогической речи у старших дошкольников с моторной алалией ………………………………………………………………………………….29

Выводы по первой главе……………………………………………………………………………………..34

Глава 2. Логопедическая работа по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией

2.1. Описание констатирующего эксперимента по изучению диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией………………………………………………………………………….36

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………………………………………………………………………………………48

2.3. Содержание логопедической работы по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией………………………………………………………………………….55

2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента …………………………………………………………………………………….61

Выводы по второй главе……………………………………………………………………………………..68

Заключение………………………………………………………………………70

Библиографический список…………………………………………………………………………….72

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью общества в гармонически развитой личности, способной свободно общаться. Для этого необходима реализация многообразных функций речи в жизни ребенка, среди которых основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения в диалоге. Диалог – это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников, для которого характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов. В диалоге широко используются внеязыковые факторы: мимика, жесты, общая ситуация, эмоциональный настрой, которые вместе с репликами создают дополнительные условия для продолжения диалога. Диалогическая форма речи и непосредственно мотивация к диалогу является грубо нарушенной при алалии — одной из сложнейших речевых патологий, которая затрагивает речевую деятельность и значительно сказывается на развитии личности ребенка, что может привести к нарушению социальной адаптации. Актуальность также подтверждается интересом к данной проблеме ученых из различных областей науки: психолингвистики — А.А Леонтьева, А.Р. Лурия; логопедии — В.А. Ковшикова, В.К. Воробьевой; психологии — Н.И. Шевандрина, А. Маслоу, однако данных о состоянии и оптимизации развития мотивации к диалогу и собственно диалогической речи, на данный момент явно недостаточно. Соответственно, этот вопрос остается открытым для обсуждения на сегодняшний день.

19 стр., 9222 слов

Коррекция недоразвития речи у детей с моторной алалией

Министерство Образования Российской ФедерацииШадринский государственный педагогический институтФакультет коррекционной педагогики и психологииКафедра коррекционной педагогики и специальной психологииКурсовая работа На тему Психолого-педагогические основы коррекции недоразвития речи у детей с моторной алалией (II уровень речевого недоразвития)Студентки 3 курса 353грОчного отделенияСпециальность « ...

Целью исследования являлось изучение состояния проблемы формирования диалогической стороны речи у старших дошкольников с моторной алалией.

В рамках работы были определены следующие задачи: путем анализа литературных источников выявить психолого-педагогические и особенности формирования диалогической речи у старших дошкольников с моторной алалией; проанализировать диагностические логопедические методики, предложить методику логопедического изучения диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией и опытно-экспериментальным путем выявить уровень ее развития у детей с данной формой патологии; предложить содержание работы по формированию диалогической речи у старших дошкольников с моторной алалией и представить ее результаты.

Объект исследования – диалогическая речь и пути ее формирования.

Предмет исследования – процесс формирования диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией.

5 стр., 2091 слов

процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Содержание Введение 3 Глава 1. Понимание сущности фонетико-фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в современных теоретических исследованиях 7 1.1. Понятие фонетико-фонематических процессов 7 1.2. Онтогенез фонетических и фонематических процессов в дошкольном возрасте 27 1.3. Фонетико-фонематические процессы у детей в старшем дошкольном возрасте с моторной ...

Методы исследования – библиографический, аналитико-синтетический, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, обобщение независимых характеристик.

Методологической основой исследования являются – психолингвистические исследования о структуре речевой деятельности, процессе порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова, принципы Р.Е. Левиной о связи речи с другими сторонами психического развития, положение о генезисе, структуре и функциях общения Л.С. Выготского, И.А. Зимней, В.С. Мухиной, принцип системности, онтогенетический и патогенетический принципы.

Гипотеза – возможно, работа по формированию диалогической формы речи будет более эффективной если:

1) путем поэтапного развития сохранного потенциала ребенка, страдающего моторной алалией, с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсации их недостатков, формировать как базовые сенсомоторную сферу речи, мотивацию;

2) с позиции деятельностного подхода к развитию речи формировать диалогическую форму речи в процессе трудовой и игровой деятельности;

3) с позиции современных научных представлений об общении развивать такие функции личности как самостоятельность, активность, произвольность, общительность.

Экспериментальная база – детский сад № 15 компенсирующего вида «Капелька», старшая группа детей, обследовался один ребенок (девочка), имеющий логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи второго уровня», обусловленное моторной алалией.

Организация исследования: Исследование проводилось с сентября 2008 года по май 2009 года. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе (сентябрь – октябрь 2008г.) проходило изучение литературы по проблеме исследования и выполнение констатирующей части исследования. На втором этапе (октября — май 2008 – 2009 гг.) проводилось экспериментальное обучение, выполнен анализ результатов исследования, сделаны выводы.

4 стр., 1538 слов

Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности

Стиль — это индивидуальный способ использования социальных и психологических технологий в управлении. Стиль определяет структуру (набор и композицию) социальных и психологических технологий, которые присущи только конкретному человеку. Формирование стиля зависит от ролевой стратегии, которую выбирает менеджер для воздействия на социальную организацию и входящих в нее личностей. Таких стратегий ...

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, психологами, родителями при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

1.1. Психолингвистические основы формирования диалогической формы речи.

Диалог – это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников, для которого характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов. В диалоге широко используются внеязыковые факторы: мимика, жесты, общая ситуация, эмоциональный настрой, которые вместе с репликами создают дополнительные условия для продолжения разговора [1].

Необходимо, на наш взгляд, рассмотреть формирование диалога в онтогенезе с психолингвистической точки зрения.

В совместном труде И.Н. Горелова и К.Ф. Седова представлена мысль, что человек изначально рождается с предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, сразу же издает крик при рождении – это его первая неосознанная фонация. Его лицо и все тело приспособлено для выражения первых эмоций, сигнализирующих о его состоянии. Позднее появится жест, связанный с объектом, привлекшим его внимание. Авторы отмечают, что этот жест «дотягивания» вместе с мимикой и движением глаз впоследствии будет сокращаться и превращаться в указательный жест, который сохранится на всю жизнь. Крик ребенка на начальном этапе также приобретает знаковую функцию, а улыбка к трехмесячному возрасту направлена на то, чтобы вызвать ответную реакцию взрослого. Так у ребенка в норме формируется то, что Е.И. Исенина называет протоязыком, который состоит из жестов, мимики, манипуляций с предметами и неречевых звуков, этот аспект является особо важным для формирования диалогической формы речи. Таким образом, умение общаться и взаимодействовать с окружающими формируется у ребенка с самого раннего возраста [9, 11].

Необходимо отметить, что невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни, а когда появляется словесный язык, то они не исчезают вовсе – они уходят «вглубь языкового сознания становящейся личности», где создают базу для формирования нормальной языковой системы, которая будет совершенствоваться, влияя на процесс порождения и восприятия речи в диалоге [19].

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников Выполнил(а) Баклыкова Лариса Анатольевна Специальность: 050704 Дошкольное образование Курс IV, группа Д.З. 5.1 ...

На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, характерные для различных языков, но к двум годам начинает бессознательно подражать звукам окружающей речи и постепенно отсеивает чуждые для данной речевой среды звуки, подгоняя собственные под слышимую речь [11].

В конечном итоге, ориентируясь на слово, пытаясь оперировать его значением, ребенок приходит к потребности выделять и узнавать слова в речевом потоке, а это, в свою очередь, приводит к необходимости овладения фонематическим восприятием, основанным на способности распознавать фонемы. К концу второго года жизни у нормально развивающегося ребенка фонематический слух оказывается полностью сформированным, что определяет дальнейшее полноценное использование диалогической формы речи ребенком. [10].

Усвоение произносительных норм связано с особенностями фонетической структуры родного языка и на это может понадобиться несколько лет, но если в данном процессе происходит сбой, то формирование и наполнение диалога становится невозможным [33].

Как отмечают К.Ф.Седов и И.Н.Горелов, речевое развитие после первого года жизни проходит под знаком построения языка как многоуровневой системы. Кроме фонетики и словаря интенсивно формируется грамматический строй детской речи. Важно, что этот процесс имеет характер активного творческого поиска, то есть ребенок, не просто подражает речи взрослых, но и усваивает наиболее общие правила для создания собственных высказываний. Детское словотворчество требует от ребенка совершения сложных мыслительных операций анализа и синтеза, что возможно только тогда, когда все психические процессы находятся на должном уровне. В целом, к 6-7-летнему возрасту (в норме) завершается овладение языком, как системой фонетических, грамматических и лексических норм, происходит окончательное формирование диалогической формы речи [9].

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

Особенности развития речи детей дошкольного возраста   «...Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. ...

Л.С. Выготский выделял три плана речевого мышления: мысль, внутреннюю речь, слово. Он так определял сущность процесса порождения речи: «В живой драме речевого мышления движение идёт от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию её во внутреннем слове, затем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах» [40]. Данные слова, сказанные много лет назад идеально применимы к пониманию диалога и первопричины нарушения диалогической формы речи. Без мотива нет деятельности.

Рассмотрим несколько подходов к пониманию и определению процесса речепорождения в разный период времени представленными выдающимися учеными.

Согласно теории А.Р. Лурия, начальным звеном в порождении речи является мотив, затем возникает общая схема содержания будущего высказывания — замысел. Далее происходит перекодирование замысла в развернутую речь, для создания порождающей схемы развернутого высказывания. Именно на данном этапе у детей с алалией происходит сбой в процессе порождения речевого высказывания применительно к диалогической форме речи [31].

Т.В. Ахутина предполагает следующую последовательность этапов («уровней») порождения речи. На уровне внутренней или смысловой программы высказывания осуществляется смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи. На уровне семантической структуры предложения происходит семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов. Уровню лексико-грамматической структуры предложения соответствуют грамматическое структурирование и выбор слов (лексем) по форме. Наконец, уровню моторной программы синтагмы отвечают моторное (кинетическое) программирование и выбор артикулем, осуществляемый в диалоге [25].

На нейролингвистическом материале построена модель Т.В. Черниговской и В.Л. Деглина. Они выделяют несколько глубинных уровней речепорождения. Первый — уровень мотива. Второй — глубинно-семантический, на котором происходит глобальное выделение темы, определение данного и нового. Это уровень «индивидуальных смыслов», начала внутренней речи. Следующий глубинный уровень — это уровень пропозиционирования, выделения деятеля и объекта, этап перевода «индивидуальных смыслов» в общезначимые понятия, начало простейшего структурирования — следующий этап внутренней речи. И наконец, далее следует глубинно-синтаксический уровень, формирующий конкретно-языковые синтаксические структуры [12].

13 стр., 6483 слов

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. Оглавление Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Выдержки из официальных документов Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской ...

Существуют и другие теории и модели речепорождения, применительно к речи вообще и к диалогической форме речи в частности, например модель А.А. Залевской. Однако все эти модели очень близки и в сущности больше дополняют и уточняют друг друга, чем противоречат друг другу. Поэтому можно считать, что все они отражают единое направление в трактовке процессов речепорождения, где основой, первоначалом является мотив, который «запускает» последующие звенья порождения речевого высказывания. [11].

Говоря о коммуникативной функции в рамках диалога, следует обратить внимание на понятие коммуникативной компетенции. По мнению Н.Г. Пахомовой под коммуникативной компетенцией понимается умение общаться в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в коммуникативной ситуации. Коммуникативная компетенция формируется у детей в процессе овладения диалогом на протяжении дошкольного периода жизни [39, 58].

Современная теория речево

………….

Библиографический список

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1994. — 272 с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 227 с.

5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 144 с.

6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: Астрель: Транзит-Книга, 2006. -158[2] с. – (Высшая школа)

7. Воробьева В.К. О характере диалогического общения детей с системным недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия, №5(28), 2007 г.

8. Глистина, И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. – 2006. — №5 (22).

9. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: уч. пос. – М., 1997. – 224 с.

10. Грибова, О.В. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. — №6.

11. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология, 1990 г.

12. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. – М.: Аспект – Пресс,

1999. – 373 с.

13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2002. -240 с.

14. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003. – 320 с.

15. Иванова С.А. Об особенностях диалога дошкольников с ОНР // Логопед в д/с, № 1(16), 2007 г.

16. Игнатьева С.А., Канунникова Е.О., Парахина Е.С. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Воспитание и обучение №2, 2007 г.

17. Игнатьева, С.А., Шацкая, О.О. Особенности социального поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2000. — №4.

18. Изард, К. психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

19. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства . – СПб.: Питер, 2001. – 137 с.

20. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

21. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г.Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с: ил. — («Коррекционная педагогика»).

22. Кириллова Е.В. Начальные этапы работы с безречевыми детьми // Логопедия №3(9), 2005 г.

23. Кириллова Е.В. Подготовительный этап формирования вербальной коммуникации у детей раннего возраста с неврологическими нарушениями // Логопед №2 2005 г.

24. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления.: — СПб.:

КАРО, 2006. – 304 с.

25. Колесникова А.М. Специфика устной речи, зрительно-пространственных представлений у дошкольников с алалией // Логопед №1, 2006 г.

26. Колесникова Н.В. Создание коммуникативно-речевой среды в условиях детского дома // Логопед №5, 2007 г.

27. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией // Логопед в детском саду № 6(15), 2006 г.

28. Кузьмина Т.В. Использование потешки в развитии диалогической речи дошкольников // Логопед в д/с, №9(24), 2007 г.

29. Леонтьев А.А. Основы психолинвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287 с.

30. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под