Закалюкина П-34

Федеральное агентство по образованию РФ государственное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

« Рязанский Государственный университет имени С. А. Есенина »

Профессиограмма педагога-психолога

Выполнила:

студентка 3 курса 34 группы

Института психологии, педагогики

и социальной работы

Закалюкина Татьяна

Проверил:

Бермичев В.Н.

Рязань, 2010

1.Общие сведения о профессии.

Педагог-психолог – это специалист, который обеспечивает развитие и сохранение психического здоровья учащихся, психологическую коррекцию и реабилитацию детей и взрослых, а также психологическое обеспечение образовательного процесса.

1.1. Наименование и назначение профессии:

1.Название должности: педагог-психолог 2.Место работы: общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии)

1.2. Необходимая общая и специальная подготовка:

На должность педагога-психолога назначается специалист, имеющий высшее психологическое или психолого-педагогическое образование со специализацией по детской психологии без предъявления требования к стажу работы. Знания, необходимые педагогу-психологу: — Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей. — Общую психологию, педагогическую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию. — Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

1.3. Основное содержание функциональных обязанностей:

Основными задачами психологической службы в общеобразовательном учреждении является создание комфортных условий для естественного развития учащихся, укрепление психологического здоровья учащихся и сотрудников, развитие личности каждого ребенка, развитие их социально-эмоционального мира.

3 стр., 1088 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «КОМПАНЬОН СИТИ»

Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1.1Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, сущность…………………………………………………………………………...5 1.2 Структура социально-психологических методов управления……………..6 1.3 Понятие социально-психологического климата коллектива……………....9 2. АНАЛИЗ ...

1.4.Показатели эффективности работы специалиста:

1.успешное развитие и обучение детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом; 2.своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей; 3.открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные;

4.общий психологический комфорт в коллективе; 5.составление информационной и отчетной документации, содержащей объективные данные о результатах исследований, развивающей и коррекционной работы.

2. Условия и характер труда.

Рабочий день регламентирован. Работа связана с постоянным общением. Высокие психологические нагрузки и необходимость принимать самостоятельные решения.

Психолог-педагог в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами: 1.психофизиологические — высокая вовлеченность и сосредоточенность, физическая нагрузка, высокая эмоциональная нагрузка 2.социально-психологические — ответственность за жизнь и здоровье детей, профессиональное выгорание

2.1. Медицинские противопоказания

Работа противопоказана людям, страдающим хроническими инфекционными заболеваниями, эпилепсией, резко выраженными неврозами, снижением слуха и дефектами речи.

3. Социально — психологические факторы деятельности

3.1.Роль и место педагога-психолога в системе внутриколлективных связей.

Психолог-педагог является специалистом, и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через консультации.

3.2. Мотивационные аспекты деятельности:

Привлекательная стороны профессии — возможность общения с большим количеством людей, активная работа с детьми, исследовательская и творческая направленности в профессии.

10 стр., 4761 слов

Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе

... собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр. Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение ... испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую ...

Негативные стороны профессии — большие эмоциональные перегрузки, возможность профессионального выгорания, низкая оплата труда.

4. Содержание деятельности педагога-психолога. Педагог-психолог: 1.Проводит работу, направленную на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей. 2.Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования, оказывает помощь детям и родителям в решении личных, профессиональных и других конкретных проблем. 3.Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в школе и выборе соответствующего уровня психического развития личности, типа образовательной программы. 4.Формирует психологическую культуру детей, родителей, сотрудников. 5.Принимает участие в подборе кадров, готовит психологический материал, оформляет психологический кабинет, учитывая современные требования работы в группе. 6.Ведет учетно-отчетную документацию в соответствии с требованиями.

5. Психограмма педагога-психолога:

На основе заполнения опросного листа «Оценка ПВК специалиста» можно выявить следующие качества, необходимые для работы педагога-психолога:

1)Личностные качества:

  1. Профессиональная направленность (установка) на овладение специальностью

  2. Готовность переносить тяготы и лишения в интересах дела

  3. Личная организованность

  4. Ответственность

  5. Чувство долга

  6. Осмотрительность в решениях и поступках

  7. Честность

  8. Стремление к справедливым поступкам

  9. Способность сохранить спокойствие в критических ситуациях

  10. Целеустремленность

  11. Добросовестность

  12. Умение предвидеть последствия собственного действия

  13. Старательность при выполнении любой работы

  14. Способность к самоконтролю

  15. Вежливость в обращении с людьми

  16. Склонность к продуктивной работе в коллективе

  17. Способность переносить неприятные впечатления

  18. Способность к продолжительной работе с неприятными в психологическом отношении лицами

  19. Способность к коммуникации с окружающими, посторонними

  20. Соблюдение нравственных норм

  21. Противодействие нарушителям нравственности

  22. Способность отстаивать свое мнение

  23. Выдержка и самообладание

  24. Продуктивность работы при информационных перегрузках

  25. Спокойное реагирование на трудности

2) Сенсорно-перцептивные характеристики:

6 стр., 2657 слов

Связь способностей и одаренностью со склонностью к определенному виду деятельности. Компенсация способностей. В тетради

... умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы ... особенности, с одной стороны, влияют на склонность (потребность) к определенному характеру спортивной ... самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий "характер" и даже ... ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок ...

  1. Точность и быстрота зрительного восприятия

  2. Точность и быстрота слухового восприятия

  3. Способность распознавать основные цвета

  4. Способность к узнаванию изменений тембра звука

  5. Способность сохранять непрерывное внимание к работе в течение установленного времени

  6. Способность противостоять влиянию внешних факторов на качество выполняемой работы Способность к одновременному наблюдению различными органами чувств (глаз и ухо)

  7. Способность к большим психологическим напряжениям и определенные моменты работы

3) Профессионально-важные качества мышления и памяти:

  1. Хорошее развитие вербальной памяти

  2. Необходимое развитие наглядно-образного мышления

  3. Необходимое развитие логического мышления

  4. Способность к конкретному мышлению

  5. Способность к абстрактному мышлению

  6. Высокий темп мыслительных процессов

  7. Умение выделять главное при изобилии информации

  8. Способность быстро переключаться при изменении характера или условий работы

  9. Умение образно и доходчиво формулировать мысль

  10. Умение кратко и аргументированно формулировать мысль

4) Свойства, определяющие успеваемость исполнительных качеств:

7 стр., 3496 слов

Обучение и развитие в работах Л.С. Выготского

Введение выготский психология сензитивный Актуальность темы. Вопрос об отношении обучения и развития ребенка в дошкольном возрасте представляет собой самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогического процесса не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены. Между тем этот вопрос является самым темным и не выясненным из всех основных понятий, на которых ...

  1. Способность правильно и четко произносить слова и фразы (хорошая дикция)

  2. Умение коротко и понятно задавать вопросы

  3. Умение коротко и понятно отвечать на вопросы

5) Недопустимые качества:

  1. Высокая возбудимость

  2. Склонность к грубому обращению

  3. Непреклонность в суждениях

  4. Склонность к жестким поступкам

  5. Высокая подверженность влиянию других лиц

6