Итак, ключевым для нас является понятие детского театра

Введение

Чем влечет нас театральное искусство? Способностью говорить о том, что волнует людей, тем, что дает возможность пережить и переосмыслить увиденное, сопоставив со своим жизненным опытом. Театр заставляет наши сердца учащенно биться, в нем мы получаем истинное эстетическое удовольствие. Именно в театре мы можем определить для себя четкие границы добра и зла, прекрасного и безобразного, увидеть многообразие нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения, всего того, что мы называем культурными ценностями.

Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей не существует изолированно от других, то для мирного сосуществования культур необходима некоторая общая система ценностей. [Фукуяма, с. 177]

И кто, как не педагоги, в том числе и различных кружков, донесут до детей ту систему ценностей, которые существуют в разных странах и являются общечеловеческими? Перед педагогами и работниками культуры стоит сложнейшая задача восстановления системы ценностей, разрушенных в последние десятилетия, не самые простые для истории нашей страны.

В этом процессе очень важна роль театра, так как именно театр имеет особенные возможности и средства воздействия на людей, а тем более на детей. Театр располагает целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление, слово и музыка — все это вместе взятое в силу образно-конкретного мышления ребенка помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание ребят и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

6 стр., 2687 слов

Формирование общечеловеческих ценностей у детей младшего школьного возраста

Содержание Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы решения проблемы общечеловеческих ценностей, как основного ориентира в нравственном воспитании подрастающего поколения на современном этапе………………………………...8 1.1. Ретроспективный анализ решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения в психолого-педагогической литературе……………8 1.2. Общечеловеческие ...

Развитие творческой личности школьника, создание условий для его самоопределения и самореализации, сохранение системы ценностей — одна из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации. Театральное искусство — эффективное средство активизации творческого потенциала ребенка, развития его общей культуры и личности в целом.

С полной уверенностью можно сказать, что жителям республики Марий Эл, любителям и ценителям театрального творчества, очень повезло, так как они живут в одной из самых театральных республик Российской Федерации. Традиции, заложенные К.С. Станиславским, продолжают жить в стенах шести профессиональных театров республики, во многих школах и учреждениях дополнительного образования существуют театральные кружки и студии, — все это подтверждает, что искусство театра вечно.

Исходя из вышесказанного, следует вывод об актуальности театрального искусства и в наши дни. Несомненно, актуально ничего, что два раза жирным выделены слова «тема» и «актуально»? и изучение детского театрального творчества, в частности, форм деятельности детского театрального коллектива, что и составляет тему нашего исследования.

Чтобы лучше понять, в чем суть исследуемой темы, необходимо определить ключевые понятия нашей работы.

Итак, ключевым для нас является понятие детского театра.

В Большой Советской энциклопедии дается следующее определение:

1) спектакли, разыгрываемые силами детей. История Детского театра восходит к так называемому школьному театру, возникшему в России в 17 в. В советское время Детский театр представляет собой один из видов детской художественной самодеятельности, организуемой во дворцах и домах пионеров и школьников, школах, клубах и т. п.: — [Большая Советская Энциклопедия, 1978].

2) Театр для детей (театр юных зрителей — ТЮЗ) — профессиональный театр, предназначенный для детской аудитории: — [Большая Советская Энциклопедия, 1978].

15 стр., 7133 слов

Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР СЕМЬИ И ДЕТСТВА ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА Психолог в детском саду Руководство для работы практического психолога Авторы: Л.А. ВЕНГЕР, Е.Л. АГАЕВА, Р.И. БАРДИНА, В.В. БРОФМАН, А.И. БУЛЫЧЕВА, И.А. БУРЛАКОВА, Н.Б. ВЕНГЕР, О.М. ДЬЯЧЕНКО, Т.В. ЛАВРЕНТЬЕВА, И.А. РУДОВСКАЯ, В.В. ХОЛМОВСКАЯ, Л.И. ЦЕХАНСКАЯ. Задачи и функции психолога в детском саду ...

В нашей работе речь идет именно о детском театральном творчестве, т. е. о детском театре в первом из приведенных двух значений.

Следующее понятие, которое мы рассмотрим — форма деятельности.

Под понятием «формы деятельности» мы подразумеваем работу в определенной области, в данном случае мы будем рассматривать формы работы в детском театральном коллективе.

Тема представленной выпускной квалификационной работы — «Формы деятельности детского театрального коллектива (на примере театра игр и забав „Фантики Бантики“ ДК ХХХ-летия Победы г. Йошкар-Олы)». За этой формулировкой стоит детское театральное творчество, которое и является объектом исследования в данной работе.

Предмет исследования — формы работы в детском театральном коллективе (на примере образцового театра игр и забав «Фантики Бантики» ДК им. ХХХ-летия Победы г. Йошкар-Олы).

В частности, нами выделены и будут рассмотрены следующие формы деятельности:

  • учебная деятельность (репетиции, индивидуальная работа, театрализованные игры, уроки актерского мастерства, сценического движения и др.);
  • самоуправленческая деятельность;
  • проектная деятельность;
  • волонтерская деятельность;
  • аниматорская деятельность;
  • выступления с игровыми и театрализованными программами;
  • участие в конкурсах;
  • совместные неформальные мероприятия.

Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в коллективе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей, таких как: эстетическое воспитание, дополнительное образование, ценностная ориентация, развитие творческих способностей, коммуникативности, организация досуга детей.

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно ... .Различные аспекты театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение ...

Тема будет раскрыта на материале деятельности театра игр и забав «Фантики Бантики» ДК ХХХ-летия Победы г. Йошкар-Ола, в котором в свое время воспитывалась, а теперь работает как один из руководителей автор данной квалификационной работы.

Степень изученности вопроса

Литературу по интересующей нас теме можно разделить на две основных группы: учебно-методическую и научную. Рассмотрена нами и публицистика в Интернете, посвященная современным проблемам детского театрального движения, в частности, статьи современных исследователей надо или просто фамилии оставить? Булановой О., Ивановой К., Семеновой Е., Руднева П. и др.

К учебно-методической литературе, соответственно, относятся пособия, практические разработки и рекомендации для учителей, занимающихся театральным творчеством с детьми. К научной же литературе относятся труды, в которых содержатся попытки осмыслить пути развития детского театрального творчества. И здесь сразу нужно сказать, что учебно-методической литературы в нашем распоряжении на сегодняшний день больше, чем научной.

Проблемы театрального творчества изучались такими исследователями, как К.С.Станиславский, который является основателем знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Сам Станиславский считал свой труд лишь только началом исследования в области актерского мастерства. Начатую им работу продолжили его знаменитые ученики: М. Чехов, Е. Вахтангов, В. Мейерхольд — талантливые новаторы, достойные приемники развития его дела. [Данилов, с. 14]

Проблемам развития личности в подростковом возрасте посвящены исследования многих исследователей, таких как В.А. Аверин, Л.С. Выготский, В.В. Лихолетов, А.Н. Лук, Р.С. Немов, С.Т. Шацкий.

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников Выполнил(а) Баклыкова Лариса Анатольевна Специальность: 050704 Дошкольное образование Курс IV, группа Д.З. 5.1 ...

Для нашего исследования значимыми явились работы, раскрывающие развитие творческой личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей (В.А. Аверин, Л.В. Алиева, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А. М. Матюшкин, Г. В. Ожиганова).

Большой вклад в изучение детского театра внес С.Я. Маршак.

1995 год приносит целую библиотеку литературы, посвященной интересующей нас проблеме. Литература носит принципиально новый характер. Она посвящена детским театральным коллективам, их становлению и развитию. Детское театральное движение заметно активизируется.

Литература, посвященная детским театральным коллективам, выходит одновременно в издательствах «Просвещение», «Аспект пресс», «Авангард», «Акме», «Линка — Пресс», а так же в издательствах Всероссийского Центра Художественного Творчества, НИИ Художественного Воспитания, Московского психолого-социального института, и некоторых других.

В 2001 году одно из крупнейших педагогических издательств «Владос» начинает выпускать новую серию книг «Театр и дети».

Однако стоит повториться, что вся литература, издававшаяся прежде и издающаяся теперь — литература, прежде всего педагогическая, по большей части — учебно-методическая. В этой литературе обсуждаются вопросы, связанные с тем, как лучше приобщать детей к театральной культуре, чему и как следует и не следует учить, как взаимодействовать с профессиональным искусством. Краткие упоминания о детском театральном движении есть в сборнике, посвященном создателю Ленинградского ТЮЗа, А. А. Брянцеву, и в книге Н. Сац и С. Розанова «Театр для детей», и в книге Л. Г. Шпет «Советский театр для детей» и в некоторых других. Практически в каждом издании, так или иначе, поднимаются проблемы, связанные с теоретическим осмыслением роли и места детского театрального движения в общем театральном и общекультурном процессе, но нигде эти проблемы не выходят на первый план, не являются для авторов основными.

24 стр., 11590 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду

... исследования посвящена описанию особенностей работы театрального кружка в условиях дошкольного учреждения и опытно-поисковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Театральная деятельность ... взрослым (сотрудникам учреждения), кто принимает участие в оформлении выставки, фойе детского театра, вывешивает афиши, кто помогает подготовить артистическую комнату (костюмы, атрибутику) ...

Литература, посвященная детским театральным коллективам, является педагогической, но не искусствоведческой. Она носит, в основном, рекомендующий характер, в ней нет исследований, посвященных существующим коллективам, обобщающим их опыт, оценивающим их достижения. Не описывается настоящее состояние детского театрального движения. Для авторов, изучающих данный вопрос, детский театральный коллектив не является основным предметом изучения.

Более того, такое понятие как «формы деятельности детского театрального коллектива» не только не разрабатывается в специальной литературе, но даже нигде не формулируется, не встречается. Таким образом, степень изученности материала в интересующем нас аспекте представляется недостаточной, из чего вытекает актуальность предпринятого исследования.

Цель исследования: теоретически определить и описать формы деятельности детского театрального коллектива на примере Театра игр и забав «Фантики-Бантики».

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, театральную литературу, посвященную проблеме форм деятельности детских театральных коллективов.

2. Раскрыть вопрос об истории детского театрального движения в стране и республике, а также изложить историю коллектива «Фантики Бантики».

3. Выявить и обосновать наиболее эффективные и содержательные формы деятельности детских театральных коллективов.

13 стр., 6484 слов

Экспериментальные исследования в работах Леонардо да Винчи

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра «Философия и культурология» ИСУТЭ Р Е Ф Е Р А Т для сдачи кандидатского минимума по дисциплине: «История и философия науки» название темы: Экспериментальные исследования в работах Леонардо да Винчи Москва-2009 Содержание Введение 1. Экскурс в жизнь ...

4. Исследовать эффективность форм деятельности детских театральных коллективов на примере образцового театра игр и забав «Фантики Бантики».

Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы методов исследования. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, анализ реального педагогического процесса, педагогическое наблюдение, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, изучение и обобщение опыта педагогической работы, методы статистического анализа для обработки полученных в исследовании данных.

Научная новизна исследования заключается:

— в теоретической разработке понятия «формы деятельности детского театрального коллектива»;

— в выявлении специфики форм деятельности детских театральных коллективов в контексте развития детского творчества;

— в обосновании педагогических условий развития творческого потенциала личности ребенка средствами театрального искусства (основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения, основы вокала, основы хореографии).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность и специфика понятий «детский театральный коллектив», «формы деятельности детского театрального коллектива»;

— выделены, классифицированы и описаны различные формы деятельности детского театрального коллектива, их взаимосвязи;

— изучены возможности реализации форм деятельности в детском театре;

— теоретически обоснованы условия развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства;

— разработана структура театрального коллектива, обеспечивающая наиболее эффективное развитие творческого потенциала.

Практическая значимость:

— результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в учреждении дополнительного образования детей при создании театральной студии, а также педагогами школьных театральных коллективов, педагогами театральных классов школы искусств, педагогами театральных классов средней образовательной школы;

— результаты исследования могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации педагогов, преподающих дисциплины театрального искусства.

В представленной выпускной квалификационной работе обобщается опыт автора, научного руководителя коллектива, коллег.

Апробация и внедрение результатов в практику осуществлялись:

— через организацию работы в муниципальном учреждении культуры «ДК им. ХХХ-я Победы» г. Йошкар-Олы в образцовом театре игр и забав «Фантики Бантики»;

— опубликована статья Х. Х. Баляева «Образцовый театр игр и забав „Фантики Бантики“ г. Йошкар-Олы» [Любительское театральное творчество Республики Марий Эл, с. 167−174];

— сценарии автора данной выпускной квалификационной работы опубликованы в книге Баляева Х.Х. «Сценарии ТИиЗ «Фантики Бантики» (г.Йошкар-Ола, 2002), (Приложение 1);

— в периодических изданиях РНМЦ НТ и КДД изданы статьи Х. Баляева, Б. Дмитриева, А. Фоминой, Е. Шведова, Г. Черемныхна материале работ автора данной работы [Клубный вестник, с. 23, с.25], [Проекты ХХI века, с. 59−61; с. 30−32].

Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения, общий объем работы … страниц.

Основное содержание выпускной квалификационной работы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель, объект, предмет, задачи исследования, раскрывается научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Детские театральные коллективы» 2 параграфа:

  1. Детское театральное движение в стране и республике: история развития и актуальные проблемы.
  2. Специфика деятельности детского театрального коллектива.

В этой главе представлен анализ литературы по рассматриваемой теме, произведен обзор научных подходов к определению и уточнению понятия «детский театральный коллектив». Рассказывается об истории развития детских театральных коллективов, в том и числе и в республике Марий Эл, обозначена специфика деятельности детских театральных коллективов.

Во второй главе «Творческая деятельность образцового театра игр и забав «Фантики Бантики МУК «ДК им. ХХХ-я Победы» три параграфа:

  1. Образцовый театр игр и забав «Фантики Бантики» ДК им. ХХХ-я Победы. Общая характеристика.
  2. Особенности деятельности театра игр и забав «Фантики Бантики».
  3. Социологическое исследование

Здесь рассмотрена история создания коллектива, приведены сведения о руководителях и детях, рассмотрена методика работы с коллективом, описаны основные формы деятельности театра игр и забав «Фантики Бантики» и наши достижения, исследование

В заключении выпускной квалификационной работы сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейших научных разработок. Научно-методические положения данного исследования апробированы и внедрены в практику работы театра игр и забав «Фантики Бантики».

Приложение включает в себя сценарии автора данной работы, сценарии занимающихся в театре детей, видео спектаклей «Да здравствует КУКАРЯМБА!!!», «Я люблю республику свою», копии дипломов, фотографии с выступлений.

  1. Детский театральный коллектив

  1. Детское театральное движения в стране и республике: история развития и актуальные проблемы.

Любой театр имеет свою страницу в истории. Театры для детей тоже не стали исключением. Хотя история их довольно коротка. Сама идея создания детского театра начала обсуждаться в кругах творческих людей и интеллигенции только в середине XVIII века, но сами представления для детей появились лишь в XIX веке. До этого времени профессиональное театральное искусство было недоступно детям. (Вопрос о фольклорном театре и роли ребенка в нем остается за рамками нашего рассмотрения, хотя, безусловно, народная игровая культура имеет древнейшие корни и свою многовековую историю развития).

Истории детского театра в России посвящены следующие работы: Данилов С.С. «Очерки по истории русского драматического театра», Брянцев А. А. «Театр для детей», Энциклопедия искусства claw.ru.

С уверенностью можно сказать, что русский профессиональный театр начинался с непосредственным участием детей. Дети играли в придворном театре Алексея Михайловича. Дети реализовывали театральные замыслы Петра Великого на сцене Славяно-греко-латинской академии. Дети из танцевальной школы Ланде в XVIII веке дали начало русскому балету. А ученики Сухопутного шляхетского кадетского корпуса подготовили рождение Первого русского государственного театра, учрежденного императрицей Елизаветой. Но профессионалы театрального искусства почему-то считают этот факт незначимым в истории становления театрального искусства.

В конце девятнадцатого века ученые Н. И. Пирогов и П. И. Вейнберг обозначили свое отношение к детскому театру в статье «Быть или казаться?», а став во главе образовательного ведомства, запретили гимназический театр, как развивающий притворство, самолюбование.

Разумеется, после это детский театр не исчез. Многие из нас, часто посещая профессиональный театр, редко испытывают такое полное и искреннее чувство сопереживания, такое эстетическое удовольствие и внутренний подъем, как на иных спектаклях, поставленных в детских коллективах.

Критическое отношение выдающихся деятелей отечественной педагогики Н.И.Пирогова и П.И. Вейнберга к участию школьников в театральных постановках было связано, по видимому, с тем, что в практике школьной жизни наблюдалось чисто показное, формализованное отношение педагогов к школьному театру.

Первый серьезный всплеск интереса к детскому театральному творчеству в России относится к самому началу двадцатого века.

Еще до революции появляются первые сборники, репертуарные по преимуществу, посвященные детскому театральному движению: «Домашний театр» (1906−1913 г. г.), «Занавес поднят» 1914 г. В 1918, 1919 годах появляются журналы, непериодические издания, специально посвященные этой тематике: «Игра», «Театр и школа», «Пьесы для школьного театра», «Детский театр». Публикации по теме «Театр и дети», понимаемой по-прежнему достаточно широко, появляются и в таких изданиях как «Новый зритель», «Жизнь искусства», «Рабис», «Педагогическая мысль», «На путях новой школы» и др., публикуются брошюрки крупнейших деятелей детского театра: А. Брянцева, Н. Сац, С. Городисской, А. Соломарского, Н. Шер и др., посвященные проблеме взаимодействия родившихся в послеоктябрьские годы ТЮЗов с детской аудиторией, в том числе с детскими театральными коллективами.

По данным источникам видно, что в одном ряду в этот период рассматривались светские и церковные детские театральные коллективы, профессиональные театры, творчество которых адресовано детям, любительские труппы, где вместе играют дети и взрослые или взрослые играют для детей, школьные театры, а так же сложные игровые структуры и организации (открытые площадки, клубы и т. д.), осуществляющие вовлечение детей в театральные действа и ролевые игры.

В это время движение детских театральных коллективов в России приобрело невероятный размах. Им занимались замечательные ученые и деятели искусства: поэты А. Блок и С. Маршак, психологи Л. Выготский и В. Запорожец, культуролог В. Всеволодский-Генгросс, режиссеры Г. Рошаль, В. Окунчиков, А. Брянцев, К. Голейзовский и многие другие. На эту тему издавался специальный журнал «Игра», где печатались очень авторитетные люди, включая В. Мейерхольда. Проблема «театр и дети» рассматривалась в самых разнообразных аспектах: искусство детей — детям; искусство детей — социально не защищенным гражданам; театр — как универсальная образовательная среда; театральная игра — как сохранение народных фольклорных традиций; театр — как средство социальной и психологической реабилитации; театр — как лечебный инструмент в специальных учреждениях. Были разработаны и апробированы самые разнообразные программы и методики. Но сталинская реформа школы прекратила развитие детского театрального движения практически одномоментно. Многие лидеры этого движения уехали за рубеж, в частности в Германию, Францию и Америку, где и продолжили свою деятельность. В результате разнообразные зарубежные достижения время от времени предлагаются современным российским педагогам в качестве уникального новшества, хотя ничем принципиально не отличаются от методик, опубликованных в России в 20-х годах XX века.

В 1926 году выходит сборник под редакцией И. Н. Иорданского «Школьные спектакли и инсценировки», подытоживающий работу предшествующих лет. В нем собраны отрывки из наиболее принципиальных статей, появлявшихся в периодике и в отдельных книгах.

К этому же периоду относится и становление марийского театрального искусства. Оно связано с побуждением национального самосознания народа в начале ХХ века.

Первые мероприятия по организации театрального дела в Краснококшайском уезде относятся к началу 1919 года, когда из участников самодеятельных кружков стали отбирать наиболее способных для профессионального обучения. [Любительское театральное творчество РМЭ, с. 4] или надо фамилию составителя?

В тридцатые-сороковые годы происходит определенный спад активности в обсуждении проблемы на страницах печати. Это обусловлено конкретной исторической ситуацией — это были годы репрессий и Великой Отечественной войны. В 1935 году совершается сталинская реформа школы, в новых документах все творческие поиски двадцатых годов названы «извращениями». С 1927 по 1947 год выходит лишь репертуарные сборники, включающие в основном идеологизированные литературные произведения: стихи, песни, монтажи и пьесы.

Однако уменьшение количества публикаций не тождественно спаду самого движения. Из более поздней литературы мы узнаем, что именно в этот период, в 30 — 40 годы в школы и Дома Пионеров приходят профессиональные актеры и режиссеры, которые закладывают новые традиции детского театрального движения. Именно их опытом, и позитивным, и негативным, который необходимо было осмыслить, объясняется новый всплеск публикаций в послевоенные годы.

Начинают издаваться журналы «Затейник» и «Пионерский театр». В 1947 году появляется первая научно-методическая брошюра «Школьный театр», вторая — в 1950, третья — 1958 год. В промежутках — только публикации в периодической печати и репертуарные сборники. Новый всплеск издательской активности относится к шестидесятым годам, к «оттепели». Тут книги выходят одна за одной: 1958, 59 и 60 годы. Они посвящены на этом этапе исключительно проблемам театра, где играют дети, который именуется «Школьный театр», вне зависимости от того, работает он при школе, Доме Пионеров или сельском клубе.

Лаборатория театра НИИ Художественного воспитания становится инициатором создания библиотечки, посвященной проблеме «Театр и школа». Именно так называются научные сборники, которые выпускает НИИ совместно с Всероссийским театральным обществом в период с 1960 по 1986 год. Сборники выходят без определенной периодичности — всего девять номеров. В них обсуждаются одновременно и вопросы взаимодействия профессиональных театров с детской аудиторией, и детского любительского театра.

В эти же годы выходят брошюрки, посвященные проблеме «Театр и дети» в серии «Воспитание и обучение / Библиотека учителя» издательства «Педагогика» и в библиотечке «В помощь художественной самодеятельности» издательства «Советская Россия». В 1986 году в издательстве «Просвещение» выходит по-своему уникальная книга — «Первые уроки театра» Юрия Мочалова. Это своеобразный авторизованный перевод «Работы актера над собой» Станиславского для детей. Книга построена как рассказ о жизни детской театральной студии, в которой ведет уроки хорошая профессиональная актриса. В самой конструкции повествования просматривается явный намек на рассказ ученика Незванова об учебной группе Торцова. Это первая книга, посвященная театру, где играют дети, выпушенная в твердой обложке.

Она обращена в первую очередь к старшим школьникам — воспитанникам детских театральных коллективов. Но, разумеется, ее реальными читателями оказались и режиссеры-педагоги. Книга Юрия Мочалова как бы подвела черту под очередной страницей в истории изучения детского театрального движения.

И снова перерыв на девять лет. С 1986 по 1995 год практически отсутствуют публикации, посвященные этой теме. Исключение составляют лишь брошюрки НИИ Художественного Воспитания, среди которых самая популярная — «Уроки театра на уроках в школе» (1990г.), тиражи менее 4 тысяч экземпляров, поэтому книги становятся библиографической редкостью уже через год после издания.

Страна переживает социально-политическую и экономическую перестройку. Прежние издания закрываются, новые формируются, и этот процесс длится примерно до 1995 года.

В настоящее время не существует такого детского образовательного учреждения, детского сада, школы, Дворца культуры и т. д., где не ставились бы спектакли и театрализованные представления. Профессия детского театрального педагога является массовой. Однако в перечне специальностей нет ничего похожего на профессии типа «педагог-режиссер образовательного пространства» или чего-то в этом роде. Из этого следует, что и специалистов такого профиля нигде не готовят.

Введение и 1.1(2) — Стр 2

Одним из первых вопрос о необходимости подготовки специалистов такого рода поставил еще в 20-х годах прошлого века крупный ленинградский педагог Н. Бахтин, и программу подобного обучения ему помог разработать В. Мейерхольд. В полном объеме эта программа так никогда и не была реализована. С начала 50-х годов разные специалисты лаборатории театра НИИ Художественного воспитания (НИИХВ) предлагали несколько вариантов программ для обучения педагогов театральной работе с детьми. Аналогичные программы предлагал кабинет любительских театров Союза театральных деятелей. В рамках НИИХВ выросла серьезная программа А. Ершовой «Театр I — XI», которая была опубликована издательством «Просвещение» в 1995 году, но не была реализована. Кабинет любительских театров примерно в это же время был закрыт вместе с курсами для педагогов детских театральных коллективов.

К рубежу XX—XXI вв.еков формируется два основных центра, инициирующих создание и выпуск научной и методической литературы по интересующему нас вопросу. Одним из них по-прежнему остается лаборатория театра Института Художественного Образования, другим становится Всероссийский Центр Художественного Творчества (ВЦХТ).

Причем интерес и функции двух этих организаций заметно отличаются. Лаборатория театра увлекается проблемами театрального образования в массовой школе, работает, прежде всего, на развитие идеи «Театр как универсальная образовательная среда». ВЦХТ, напротив, занимается театрами, где играют дети, прежде всего как эстетической средой. Лаборатория театра издает книги, обращенные к учителю, ВЦХТ — к режиссеру детского любительского театра. Здесь выходит специальная подписная серия методической литературы, репертуарные сборники, учебные видеофильмы.

В 90-х годах прошлого века активизировались лидеры детского театрального движения. Можно выделить таких выдающихся людей современности, как Сергей Казарновский, Александр Тюкавкин.

Сергей Казарновский — один из самых удивительных и неординарных педагогов нашего времени, создавший свою школу, назвав её «КЛАСС-ЦЕНТР», является организатором Московского международного фестиваля детских театров. Александр Тюкавкин — художественный руководитель Театра Юных Москвичей, куратор театрального жанра фестиваля «Юные таланты Московсии».

С командой Казарновского в те годы сотрудничали такие известные творческие группы, как «Сам себе режиссер» и театр «Ученая обезьяна», а в команде Тюкавкина работали Виктор Шендерович и Александр Гордон. В 1992 году была создана Всероссийская ассоциация театров, где играют дети, в рамках которой Сергей Казарновский инициировал набор курса для специалистов этого профиля в ВТУ им. Щукина. Курс был набран, но специальная программа обучения не была реализована.

Все чиновники ведомств образования и культуры на протяжении более чем ста лет с неизменной убежденностью, невзирая на реальную практику, утверждают, что специалисты в области театральной работы с детьми не востребованы и нет никакой необходимости в их особенной подготовке. Живые начинания, которых можно насчитать в этой области десятки, прожив примерно от двух до семи лет, гибнут одно за другим от безденежья, упорного замалчивания и отсутствия государственной поддержки.

Низкий уровень театральной работы с детьми позволяет в короткие сроки без особых моральных и материальных затрат на скорую руку сделать яркое мероприятие. Приехали в школу высокопоставленные гости или пришли на день открытых дверей родители, а дети стоят в ярких костюмчиках, громко и отчетливо говорят текст — чем плохо? Случилось шестидесятилетие Великой Победы — сделали литературную композицию, даже ветеранов позвали — большая галочка. Велят возрождать духовные традиции нации — готов рождественский спектакль — тоже огромный плюс.

Но в такой ситуации дети ходят на репетиции совсем не из творческих побуждений: кто покрасоваться, кто из-под палки, кто за оценку. Более того, в худшем случае участие в псевдохудожественной самодеятельности калечит психику, затрудняет эстетическое формирование личности и закрывает путь в профессиональное искусство. Таим образом, важнейшей проблемой детского практического театрального воспитания является показуха, упроченная многолетней традицией. Пересмотр отношения к детскому театральному движению связан с пересмотром концепции образования в целом. Это объективная причина, которая тормозит развитие детской театральной педагогики. Система образования принципиально консервативна, и, как известно, это до определенной степени хорошо. Но в нашей стране принцип жесточайшего консерватизма в образовании на фоне внезапных безумных экспериментов выглядит порой патологическим (например, повсеместное введение ЕГЭ, в том числе в профильных школах, или «Основ православия» в многонациональных классах).

Часто руководителями театральных кружков являются либо учителя истории, либо психологи, либо вообще люди, далекие от педагогики и искусства, потому и тормозится развитие детского театрального искусства.

В нашей республике своего рода «кузницей кадров» для театра является Марийский Республиканский колледж культуры и искусств им. Палантая. Колледж является одним из лучших учреждений среднего профессионального образования Республики Марий Эл.

Колледж был открыт в 1947 году в соответствии с постановлением Совета Министров Марийской АССР, как культпросветшкола, в 1966 году переименован в культпросветучилище, в 1989 году — училище культуры, в 1993 г. — колледж культуры и искусств, с мая 2005 в результате реорганизации колледжа культуры и искусств путем присоединения к нему музыкального училища имени И.С. Палантая было образовано учреждение с новым названием — Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая.

Вначале трехгодичная школа готовила организаторов и методистов клубной работы. В шестидесятые годы школа, затем училище начинает готовить клубных работников, руководителей самодеятельных коллективов и библиотекарей.

Сегодня колледж — это важнейшее учебное заведение отрасли культуры и искусства Республики Марий Эл, где учится около 600 студентов по 9 специальностям, в том числе на отделении «Актерское искусство».

Профессиональная деятельность выпускника отделения «Актерское искусство» осуществляется в исполнительской сфере в области профессионального театрального искусства. Исполнительская — осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы в качестве исполнителя в профессиональных театральных коллективах, репетиционная и публичная исполнительская работа в условиях театра, на радио и телевидении, в концертных и других организаций культуры и искусства; создание сценических произведений на основе классического и современного отечественного и зарубежного репертуара. Культурно-просветительская — создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной зрительской аудитории, приобщение ее к шедеврам отечественной и зарубежной театральной культуры.

Многие выпускники колледжа продолжают образование в МарГУ, где в 1998 начинается история факультета культуры и искусств. Его создание было продиктовано потребностями Республики Марий Эл в специалистах по народному художественному творчеству и библиотечно-информационной деятельности. Факультет по определению связан с искусством, здесь можно получить образование по специальностям культурология, народное художественное творчество, музееведение и др.

Кстати, в МарГТУ сейчас готовят аниматоров — наверное, следует и об этом сказать. Когда эта специальность открылась и есть ли результат? (приток кадров и т. п.) ничего путного не нашла… а где это можно узнать?

Но как было замечено ранее, ни в колледже культуры, ни на факультете культуры и искусств МарГУ, нет возможности получить профессию «руководитель детского театра».

Многие детские театры и театральные кружки при школах поддерживают тесные творческие связи с Республиканским колледжем культуры и искусств им. И.С. Палантая и заведующим отделением «Актерское искусство» колледжа Д.Д. Лавровым. Следует отметить, что многие руководители детских театральных коллективов республики являются выпускниками колледжа культуры, а также факультета культуры и искусств МарГУ.

В настоящее время деятельность детских театральных коллективов направлена на решение задач нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

В республике существует достаточное количество детских театральных коллективов. Многие из них работают при школах, домах культуры.

В данной работе мы рассмотрим детские театральные коллективы, имеющие звание «образцовый».

При Медведевском РЦДиК на протяжении 26 лет действует образцовый театр юного зрителя «Маска». Руководители театра — сестры Алла Москвина и Ирина Иванова (выпускницы режиссерско-театрального отделения Марийского республиканского культурно-просветительного училища и Казанского государственного института культуры и искусств) — сумели не только заинтересовать, подружить девчонок и мальчишек разного возраста, но и создать стабильный коллектив, поставить множество спектаклей.

Моркинский образцовый театр был основан в 1990 году при моркинском районном доме культуры. Создателем и бессменным руководителем театра является заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, лауреат премии Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл «Душа народа» Якушева Анна Васильевна. Основные участники коллектива — учащиеся 3 — 7 классов Моркинских средних школ № 1 и № 2.

Коллектив во главе с руководителем с первых дней создания начал активную творческую деятельность, активно принимает участие во многих республиканских фестивалях по всем жанрам народного творчества.

Оршанский образцовый театр юного зрителя «Спутник» был организован в 1992 году, как начальная ступень подготовки юных дарований для участия в творческой деятельности Оршанского русского народного драматического театра. Организатором и первым руководителем театра был Петр Григорьевич Павлов.

В 1993—1994 учебном году Петр Георгиевич дополнительно набрал младшую групп театра, учеников 2−5 классов. С ними он начал изучать азы актерского мастерства.

В 1997 году театр возглавила Л.В.Зыкова.

Театр с первой же своей работой занял 1 место на районном конкурсе детских драматических коллективов. Все последующие работы имели огромный успех у зрителей.

В столице существует три образцовых театра: театр музыкальной комедии «Зеркало», музыкально-драматический театр «Воштончыш», театр игр и забав «Фантики Бантики».

Театральная группа «Зеркало» создана на базе Марийского государственного университета как одно из направлений работы Информационно-образовательного центра. Основной целью студии «Зеркало» являлось развитие коммуникативных и языковых навыков детей и подростков (постановка спектаклей на английском языке).

Идея создания студии принадлежала кандидату педагогических наук Н.А.Бирюковой, директору Центра Л.А. Саблиной, преподавателю МарГУ И. Нестеровой и режиссеру Е.Кузиной.

С целью расширения творческих возможностей образцового театра «Зеркало» — участия в проектной деятельности, в различных республиканских и российских (федеральных) программах, организации студийных групп — в 1996 году при поддержке Управления культуры г. Йошкар-Олы на базе театрального коллектива «Зеркало» была создана детско-юношеская творческая общественная организация (ДЮТОО) с тем же названием — «Зеркало», которую возглавила И.Нестерова.

В 2000 году директором театра избрана О. Пчелина, по инициативе которой создана первая городская национальная театральная студия (1999) и начал работу театр творческой реабилитации (2001) в партнерстве с Семеновской специальной коррекционной школой-интернатом I и II вида Республики Марий Эл.

С каждым годом коллектив расширяет рамки творческой деятельности и совершенствует свое мастерство.

Первая городская национальная театральная студия, созданная при театре «Зеркало» — ныне образцовый музыкально-драматический театр «Воштончыш».

Детский национальный театр отличается от других детских коллективов не только самобытностью. Главная цель и основная деятельность театра — это привлечение внимания к национальному театральному творчеству, поднятие престижа и уровня занятий марийским языком через театральную деятельность. Театр с успехом решает задачи по сохранению традиций и ценностей Марийского национального театра, духовному, нравственному и эстетическому развитию детей и подростков.

Детский национальный театр — это уникальность и гордость города и республики.

Образцовый театр игр и забав «Фантики Бантики» — единственный образцовый театр в городе, деятельность которого, помимо театрализации, направлена на постановку игровых, развлекательных и конкурсных программ. Деятельность этого коллектива мы осветим во второй главе.

По роду своей деятельности в городе существует подобный «Фантикам Бантикам» театр — народный уличный театр «Праздник» при Центральном парке культуры и отдыха им. ХХХ-я ВЛКСМ г. Йошкар-Олы, но это не детский коллектив. В октябре 1992 года в парке была организована студия игр и развлечений «Ну и что же?» для помощи в проведении массовых праздников, народных гуляний и различных мероприятий, которые проводятся в Парке культуры. Впоследствии студия была переименована в театр «Праздник». В настоящее время в состав творческого коллектива входят около 20 человек. Это студенты ВУЗов и СУЗов республики, работники предприятий города. Наряду с традиционными праздниками в творческой жизни театра появляются новые, современные формы культурно-досуговой деятельности. Это шоу-программы, шоу-розыгрыши, шоу-мюзикл.

Также, как и уличный театр «Праздник» ЦПКиО, коллектив «Фантики Бантики» является помощником в проведении массовых мероприятий города и республики, является базовым коллективом по реализации программы «Игра — дело серьезное» СДПО «Радуга» г. Йошкар-Олы.

Союз детских и подростковых объединений «Радуга» объединяет 17 детских объединений города — более 4 тысяч подростков и взрослых. Цель СДПО «Радуга» — помочь детям и подросткам познавать и улучшать окружающий мир, быть достойными своего Отечества, развивать свои способности и сохранять традиции своего народа.

СДПО «Радуга» г. Йошкар-Олы работает по следующим программам:

  • «Я — гражданин России» — с целью привлечения подростков к социально-значимой деятельности;
  • «Милосердие» — тимуровская помощь;
  • «Игра — дело серьезное» — создание коллективов, пропагандирующих игру, как средство развития личности;
  • «Зеленый мир» — экологическая программа;
  • «Древо жизни» — программа по взаимодействию с семьей;
  • «Свой голос» — развитие школьной прессы;
  • «Я хочу, я могу, я имею право» — программа для юношества;
  • «Коллеги» — кадровая программа.

Коллектив «Фантики Бантики» является членом СДПО «Радуга» с 2005 года. И с этого времени успешно работает по программам «Игра — дело серьезное», «Я хочу, я могу, я имею право», «Я — гражданин России».

Таким образом, можно сделать вывод, что история возникновения и развития детских театральных довольно короткая, но насыщенная. В настоящее время в России и республике существует большое количество всевозможных детских театров, но, к сожалению, профессиональный уровень руководителей этих театров не всегда достаточный, в частности, мало дипломированных специалистов с профильным образованием. Поэтому стоит более внимательно отнестись к тому наследию, которое накоплено российской театральной школой и в частности детским театром.