Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО

8

УДК 796.071.43

ББК 75.1

М 26

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева"

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор

КГПУ им. В.П. Астафьева

А.И. Завьялов

Кандидат педагогических наук, профессор СФУ

А.Д. Какухин,

Кандидат педагогических наук, доцент ИФ РГУФК

Е.В. Воробьева

Марков К.К.

М 26 Психолого-педагогические основы тренерской деятельности: монография / К.К. Марков; «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева»

— Красноярск, 2007. — 200 с.

Излагаются педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по спорту, его роль и задачи в подготовке и воспитании спортсменов высокого класса, ее индивидуализация в соответствии с типологией личности спортсменов.

Рассматриваются теоретические основы двигательного обучения в спорте, стратегия и практические методики технической подготовки спортсменов. С позиций системного анализа предложены материалы по специфике психофизиологии спорта и методы совершенствования базовых психомоторных качеств спортсменов.

УДК 796.071.43

ББК 75.1

© Красноярский государственный

педагогический университет

им. В.П. Астафьева, 2007

© Марков К.К., 2007

Содержание

Введение…4

Глава 1. Основы педагогического мастерства тренера…7

1.1. Структура и содержание деятельности тренера и

критерии его педагогического мастерства… 7

1.2. Общепедагогические и специальные принципы спортивной

тренерской деятельности…19

1.3. Самоопределение личности тренера в структуре

профессиональной деятельности…28

13 стр., 6105 слов

Особенности психологии взаимоотношения между тренером и спортсменом

... связаны с высокой результативностью совместной деятельности тренера и спортсмена. Выдающиеся спортсмены и тренера свидетельствуют, что успех приходит ... Е.В. Совершенствование воспитательной работы с юными спортсменами на основе учета социально – психологических особенностей спортивных групп. ... как психология становится примой среди наук про достижении спортсменами вершин спортивной славы именно тогда, ...

Глава 2. Педагогические аспекты деятельности тренера

в тренировочном процессе…34

2.1. Роли тренера и их разнообразие…34

2.2. Принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе…36

2.3. Индивидуальный педагогический подход и мотивация …38

2.4. Вариации педагогических подходов к тренировке…42

2.5. Коммуникативные навыки тренера…42

2.6. Постановка целей в тренировочном процессе…44

2.7. Развитие тренерского педагогического мастерства…50

2.8. Оценка педагогического мастерства тренера…54

2.9. Психолого-педагогические особенности тренировочного

процесса в соответствии со спецификой вида спорта…59

Глава 3. Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения …69

3.1. Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте… 71

3.2. Двигательное обучение, основанное на «ключевых точках»… 73

3.3. Принципы и методика двигательного обучения в спорте…79

3.4. Анализ спортивной техники при обучении…92
3.5. Методика исправления технических ошибок…96

3.6. Организация упражнения и техническая подготовка…106

Глава 4. Проблемы психофизиологии спорта…109

4.1. Специфика психомоторных действий в спорте…109

4.2. Системная организация психомоторных функций…113

4.3. Различительная чувствительность движений…118

4.4. Внимание в спорте…129

Глава 5. Индивидуализация педагогического процесса в соответствии

21 стр., 10100 слов

Теоретический анализ проблем развития творческой личности в психологической и педагогической литературе

... развития творческой личности в психологической и педагогической литературе), вторую часть (практическая часть) и заключение. Глава 1. Теоретический ... 34]. Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из ... стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения ...

с типологией личности спортсмена…141

5.1. Типология личности спортсмена…142

5.2. Двигательные качества и типология личности…144

5.3. Индивидуализация двигательной деятельности

отдельных типов личности спортсменов… 146

5.4. Стиль обучения и типология личности спортсмена… 149

5.5. Практические исследования типологии личности спортсменов…154

Заключение…164

ВВЕДЕНИЕОдной из центральных фигур в спортивной деятельности является тренер, от личности которого, его жизненных и спорти­вных принципов и философии, профессионального педагогического мастерст­ва, высокой квалификации в области организации и управления во многом зави­сит успешное решение как общих задач гуманистической педагоги­ки — «обучение — воспитание — развитие», так и достижение высоких спортивных результатов. Педагогические и психологические аспекты деятель­ности спортивного тренера особенно актуальны, учитывая принципиальные ее особенности, сопряженные как со спецификой спорта вооб­ще и выбранного вида в частности, так и с чрезвычайно разносторонним спект­ром отдельных разделов работы, ролей и обязанностей тренера — педагога, психо­лога и социолога, руководителя, друга и помощника спортсме­на.

Особое педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, высокоразвитое чувство социальной ответственности и гражданственности требуется спортивному тренеру, чтобы одинаково успешно совмещать решение сложных задач социализации и воспитания своих учеников с достижением высо­ких спортивных результатов. Умение тренера противостоять давлению внеш­ней среды в достижении «быстрого результата любой ценой», стойкая миро­воз­зренческая и гражданская позиция, чувство ответственности и глубокое личное беспокойство за будущее его воспитанников после окончания спортив­ной карьеры — все это непременные атрибуты высокопрофессионального тре­нера.

3 стр., 1015 слов

Презентация на тему: Социально-психологические особенности взаимопонимания тренеров со спортсменами

... . В-третьих,в работе со спортсменами, особенно в индивидуальных видах спорта и в ответственные периоды соревнований, можно привлекать тренеров с различными личностными, характеристиками. Например ... в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 93 Анкета контроля и самооценки уровня профессионального мастерства учителя физической культуры Характеристика личности Внешний вид 1 ...

Огромное значение в становлении тренера-профессионала имеют его глубо­кие знания предмета своей деятельности, избранного вида спорта, всех его аспектов и разделов. Несмотря на значительное количество исследований по различным видам спорта и переходом на тренерскую рабо­ту многих известных в прошлом спортсменов, для которых, казалось бы, нет «секретов» в своем виде спорта, многие аспекты этой проблемы до сих пор не раскрыты.

Актуальной проблемой деятельности тренера является его педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, вооруженность современными, научно обоснованными специализированными методиками обучения и совершенствования, принципами их эффективной реализации и программированного обучения. Особо важной для любого технически сложного вида спорта является методика двигательного обучения.

Другой важной стороной педагогической тренерской деятельности является ее психологическое содержание, знания, умения и навыки тренера-пси­хо­лога. Эта проблема особо актуальна для командных видов спорта, в которых эффективная интеграция отдельных личностей со своими индивидуальными особенностями, мотивами и ценностями в единую команду играет важную роль как в воспитании и социализации игроков, так и для достижения спортивной цели — спортивного результата. Для успешного решения этих непростых задач тренер должен, с одной стороны, использовать для формирования команды закономерности групповой деятельности данного вида спорта и, с другой, зная типологические особенности личности каждого игрока, уметь индивидуализировать его спортивную деятельность с учетом этой типологии.

4 стр., 1708 слов

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

... видов спорта: акробатики, гимнастики и др. Специальная техническая подготовка направлена на формирование специфических для данного вида спорта двигательных навыков, на отработку индивидуальных особенностей техники спортсмена. Этот вид подготовки ... его тактического мышления. Для этого тренер может использовать анализ и разбор деятельности спортсмена: отдельных тренировочных занятий и их циклов ...

Особую актуальность в спортивной деятельности тренера имеет ее соревновательная составляющая, его умение добиваться спортивного результата, который в целом выступает системообразующим фактором всей деятельности тренера, отдельных спортсменов и команды в целом. Огромную роль в этом играет, прежде всего, игровое, стратегическое и тактическое мышление тренера, его умение планировать подготовку спортсменов и команды к соревнованию, ведение разведки и оперативный анализ текущей соревновательной информации, гибкость мышления и упорство в реализации игрового плана, высокое коммуникативное мастерство, способность воодушевить спортсменов, вдохнуть в них веру в победу и практически ее добиться.

Успешная реализация перечисленных выше требований возможно только при интеграции в личности тренера:

  • глубоких знаний специфики избранного вида спорта;
  • педагогических и психологических умений и навыков эффективной подготовки игроков и команды;
  • способности в напряженной соревновательной обстановке добиваться победы над очередным соперником и достигать стратегической цели спортивного сезона или многолетнего цикла.

Для достижения этих целей каждый тренер практически в любом виде спорта обязан решать следующие задачи:

  • глубоко исследовать специфику природы своего вида спорта, его временную структуру и психофизиологические особенности деятельности спортсменов, их влияние на характер практической деятельности тренера и спортсменов, на средства, методы и организацию подготовки, возможные пути достижения спортивного результата;
  • изучить педагогические аспекты тренировочной деятельности, свои роли и принципы, сформулировать и разработать основы педагогической технологии учебного процесса;
  • рассматривать принципы и разрабатывать методику двигательного обучения и совершенствования технической подготовки спортсменов, ее эффективную организацию и программирование;
  • изучать роль и значение стратегического мышления тренера и осваивать эффективное руководство и управление спортсменами и командой в соревновательном процессе, формулировать принципы и методы управляющих воздействий, их педагогические и психологические аспекты;
  • исследовать психологические аспекты тренировочной и соревновательной деятельности, разрабатывать рекомендации по стратегии и практической реализации психологической подготовки в тренировочном процессе команды;
  • изучать типологические особенности спортсменов и предлагать практические схемы их использования для индивидуализации тренировочной и соревновательной деятельности;
  • исследовать основные проблемы эффективного управления спортсменами и командой в соревновательном процессе, стратегию ее подготовки, принципы и практическую «технологию» управления на всех этапах соревновательного процесса.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector