Первый этап – определение степени заболевания:

Употребление человеком наркотических веществ повидимому, началось с самого момента формирования вида Homo sapiens. В доисторические времена это разрешалось только избранным (вождям, шаманам, жрецам).

Наркотики использовали для изменения душевного состояния. Для простых же смертных это было строго запрещено, и, если кто-то нарушал запрет, его ждала жестокая кара. Наркотические вещества употреблялись только для общения с «высшими силами». Рецепты приготовления снадобий тщательно охранялись, что в известной мере ограничило их распространение и уберегло народы.

Врачи древности использовали наркотические вещества наряду с традиционными методами для лечения душевных заболеваний. Приняв дозу наркотического вещества, пациенты должны были провести ночь в храме, чтобы услышать голос божества, которое сообщит, какое лечение следует применить. Существует знаменитый «папирус Эберса», из которого известно, что во многие лекарства, использовавшиеся в античные времена, входил опий. Гиппократ также считал опий весьма эффективным лекарством. В Европе первое лечебное средство, изготовленное из опиума, применил швейцарский врач, естествоиспытатель и философ Парацельс. Опий он назвал камнем бессмертия. Изготовленные на его основе препараты широко использовались в практической медицине.

До конца XIX века наркомания не рассматривалась как серьезная международная медицинская проблема. Только в начале XX века с развитием технического прогресса и началом лабораторного производства алкалоидов опиума и кокаина, наркомания получает подобное эпидемическому распространение.

Распространение наркомании в России в последнее десятилетие происходило угрожающими темпами. За последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60%. Как заявил в феврале 2010 г. заместитель директора ФСКН России Олег Сафонов, по данным ООН Россия стоит на третьем месте по количеству употребляющих наркотики после Ирана и Афганистана. По данным Минздрава в России около 550 тысяч наркозависимых лиц, по независимым экспертным оценкам их около 2-2,5 миллионов. Тем же Минздравом РФ на сегодняшний день в России зарегистрировано 2,5 миллиона алкоголиков, т.е. людей, которым диагноз алкоголизм поставлен медиками официально (на медицинском языке он звучит несколько мягче: постоянная алкогольная зависимость).

В реальности людей, страдающих алкоголизмом, гораздо больше.

21 стр., 10231 слов

Содержание психотропных веществ в растениях и грибах

... Распространение и экология: Мак встречается в умеренной, субтропической и реже в холодной зонах. В России и ближнем зарубежье насчитывается около ... , содержащие наркотические вещества». (Статья УК 231 и постановление). Кодеин Алкалоид, содержащийся в опии; получается также ... коренным населением Южной Америки, в середине XIX века распространился в Европе. Изначально применялся в медицинских ...

По мнению психологов любая зависимость представляет собой саморазрушительную форму поведения, так сказать, программу на самоуничтожение, растянутое во времени. Она ведет к разрушению тела, разрушению отношений человека с окружающими, в конечном итоге, и к разрушению отношений с самим собой.

Психологи считают, что разные формы зависимости выбирают инфантильные люди – те, кто так и не научился брать на себя ответственность за собственную жизнь и собственные чувства. Здесь решающую роль играют родители.

Природа зависимостей имеет еще одну грустную сторону – запрет на чувства. Мы боимся искренне выражать собственные чувства. Ведь нас учили: воспитанный человек должен быть сдержанным! То же мы навязываем детям. Впоследствии у ребенка возникает убеждение, что искренние, но несимпатичные чувства – страх, гнев, боль – запрещены.

Так мы начинаем прятаться от чувств и бояться их – если они «неправильные». Но чувства никуда не исчезают. Они разрывают нас изнутри, и тогда мы уходим в зависимости.

Социальная работа с зависимыми клиентами

С 1975 г. в нашей стране наркология выделена в самостоятельную область практической и научной деятельности, в качестве одной из служб системы здравоохранения. Основным принципом помощи пациентам, как стационарной, так и амбулаторной службы, была провозглашена психотерапия. Но в последнее время объем специализированной наркологической помощи существенно возрос, расширились и усложнились психотерапевтические задачи работы врачей психиатров-наркологов, возникла острая потребность в развитии лечебно-реабилитационной и психотерапевтической помощи и, в особенности, в стационарных условиях.

На сегодняшний день существуют такие виды реабилитационной помощи зависимым, как: медицинская, психологическая, педагогическая и социальная. Медицинская реабилитация включает в себя дезинтоксикационную терапию, фармакотерапию влечения, терапию внутренних органов (соматическую), пораженных длительной интоксикацией и пр. Недостаток стационарной помощи заключается в отсутствии системы восстановления личности, позволяющего исправить негативные и создать новые позитивные отношения с окружением у больных, страдающих алкоголизмом или наркоманиями. Эта проблема решается путем применения психотерапевтической программы, использующей принципы континуального подхода в психотерапии, который основан на преобразовании патологических процессов на психобиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях функционирования больного человека, т.к. многоуровневая стимуляция процессов данного типа дает наибольшую гарантию не возобновления прежнего развития патологических процессов зависимости от психоактивных веществ. Наиболее эффективной формой психологической реабилитации является психотерапия малых групп и формирование терапевтического сообщества в условиях стационарного лечения.

8 стр., 3706 слов

Влияние употребления энергетических напитков на организм человека

Введение Актуальность выбранной темы исследования: в настоящее время остается неоднозначным вопрос о влиянии употребления энергетических напитков на организм человека. Неуклонный рост потребительского спроса на подобные напитки особенно среди молодежи вызывает настороженность. Нет никаких сведений об изучении влияния энергетических напитков на поведение подростков, малочисленны сведения о ...

Психотерапевтическая программа предполагает социальную и психологическую реабилитацию и адаптацию в социальной среде. Эта программа хороша тем, что в ней злоупотребление наркотиками рассматривается как проблема личности. Данное направление помогает развить необходимые жизненные навыки: принятие решений, эффективное общение и тому подобное. Эти навыки способствуют удовлетворению базовых личностных и социальных потребностей. Данное направление включает в себя индивидуальное и групповое консультирование, методы психокоррекции.

Педагогическое направление рассматривает наркоманию и алкоголизм как проблему воспитания, организации досуга, несформированности мотивационных потребностей. Реабилитационные программы данного направления ориентированы на организацию социально приемлемой деятельности, противодействующей употреблению психоактивных веществ. В педагогическом направлении реабилитации используются методы коррекционного обучения, воспитательных мер и организации социально-психолого-педагогического сопровождения.

В основе социального направления лежит представление о несформированности основных социальных навыков, как о причине формирования зависимости. Реабилитационные программы социального направления реализуются социальными и правоохранительными структурами.

Для эффективности лечения зависимости должны применяться комплексно и медицинские, и воспитательные меры.

Первый этап – определение степени заболевания:

  • первичное увлечение – «разок попробовал» или попробовал несколько раз;
  • начал принимать наркотики регулярно, втянулся;
  • наркотическая зависимость – организм уже не может нормально функционировать без наркотиков; присутствует абстинентный синдром; воля подавлена; наркоман больше не может противостоять все возрастающей потребности в увеличении доз.

Из наиболее распространённых признаков алкоголизма, которые проявляются практически у каждого алкоголика, можно выделить следующие:

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... , экономистов, социальных работников и других специалистов при активном участии самого реабилитанта. Основными направлениями социальной реабилитации пожилых инвалидов ... него условиям социальной среды. Это всегда позитивный социальный процесс активного усвоения социальных норм ... создание подготовительных групп по специально разработанным программам. Социально - психологическая адаптация – ...

  • Значительное повышение толерантности: отсутствует чувство расслабления и эйфории при употреблении большого объёма спиртного.
  • Возникновение потребности в частом употреблении алкогольных напитков.
  • Отсутствие контроля объёма выпитых алкогольных напитков.
  • Появление вторичного влечения к алкогольным напиткам: выражается в желании выпить как можно больше спиртного.
  • Возникновение провалов в памяти на утро после чрезмерных возлияний.
  • Неспособность контролировать свои действия и поступки, совершаемые в процессе употребления алкогольных напитков. В результате поведение человека, находящегося в состоянии опьянения, становится асоциальным и опасным.
  • Утрата сигнала, предупреждающего об опасности, которым является рвота. Когда рвоты нет, алкоголик может нанести непоправимый ущерб важным органам и системам.
  • Появление желания выпить, когда представляется такая возможность. Со временем это желание перерастает в постоянное чувство, и алкоголик уже не видит свою жизнь без крепких спиртных напитков.
  • Возникновение абстинентного синдрома.

Реабилитация зависимых требует комплексного подхода и поэтому при реализации реабилитационных программ необходима интеграция методов всех направлений.

Для обеспечения поэтапности реабилитационного процесса существуют различные организационные формы:

  • реабилитация в условиях постоянного пребывания. Данная форма реализуется на базе резиденских центров, в условиях полного стационара при участии различных специалистов: врачей, психологов, социальных работников и др;
  • реабилитация в условиях частичного/неполного пребывания – реализуется на базе полустационаров, дневных и ночных стационаров. Осуществляется командой специалистов: врачей, психологов, социальных работников и др;
  • дискретное воздействие – осуществляется посредством организации консультирования с использованием методов психотерапии, психолого-педагогического консультирования. Проводится психологами и психотерапевтами;
  • реабилитационное сопровождение в процессе повседневной жизни, в том числе создание реабилитационной среды в окружающих условиях. Реализуется за счет взаимодействия специалистов различных структур и учреждений (педагогов, психологов, социальных работников, специалистов ювенальной юстиции и др.), направленного на обеспечение реальной социальной, психологической, педагогической и правовой защиты пациентов.

Реабилитация может проходить как поэтапно, с использованием всех организационных форм реабилитационного процесса, так и ограничиваться некоторыми из них, и даже какой-либо одной. Динамика движения зависимого между различными по форме организации реабилитационными структурами зависит от особенностей психолого-социального статуса, сроков наркотизации и других индивидуальных особенностей, влияющих на ход реабилитации, а также от реальных возможностей и задач, решаемых той или иной службой.

5 стр., 2171 слов

Профессия социального работника

... социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей ... выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента». Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной ...

Из существующих духовно-ориентированных программ признание среди специалистов и пациентов получила программа «12 шагов», основывающаяся на 12 шагах (этапах выздоровления) и 12 принципах (условиях выздоровления).

Задачами программы являются изменение взгляда человека на мир, возвращение его к нормативным человеческим ценностям и полноценной жизни в обществе. Участие в программе добровольное, безвозмездное, открытое, строго анонимное и не зависит от возраста и вероисповедания. Терапевтами в программе выступают сами больные.

Программа включает в себя группы «Анонимных алкоголиков» («АА»), «Анонимных наркоманов» («АН»), Ал-Анон (Родственников алкоголиков), Нар-Анон (Родственников наркоманов), Алатин (Детей алкоголиков и людей с различными формами зависимостей от ПАВ – психоактиных веществ), а также Семейные клубы трезвости.

Программы терапевтической реабилитации предусматривают стационарное пребывание в терапевтическом сообществе (ТС) в среднем 12—15 месяцев. Главная задача терапевтического сообщества – полное изменение стиля жизни зависимого. Это означает как воздержание от наркотиков или алкоголя, так и устранение антисоциального поведения, развитие полезных навыков и умений, формирование новых ценностных ориентаций. Основная идея реабилитационного процесса в терапевтических сообществах в том, что индивидуальные изменения должны происходить через тесное взаимодействие, взаимопомощь и самопомощь в условиях общежития. Пребывание в ТС предполагает выполнение достаточно жестких правил поведения и различных ритуалов, существующей в нем иерархии его членов и поэтапной смены режимов пребывания.

5 стр., 2038 слов

Многодетная семья и ее основные проблемы

... данные о семейном воспитании: об общественной направленности жизни семьи, об использовании семьей свободного времени, о любимых занятиях членов семьи, о совместном досуге, о взаимопонимании между ... за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Россия столкнулась со все более обостряющей проблемой занятости населения при переходе к рыночным отношениям ...

В ТС персонал подразделяется на первичный и вспомогательный. Первичный персонал составляют бывшие пациенты ТС, успешно прошедшие реабилитацию, групповую терапию и специальную подготовку, они осуществляют руководство, выполняют обязанности социальных работников и консультантов. Степень участия в работе ТС специалистов (вторичный персонал) – педагогов, психологов, врачей, юристов, администраторов, социальных работников и других может быть различна: от руководства до супервизии и оказания консультативной помощи.

Одним из основных принципов реабилитации является обеспечение постоянной занятости пациентов. Такая занятость обеспечивается максимально насыщенным графиком ежедневных специальных и терапевтических занятий, режимом бытового самообслуживания, регулярными трудовыми процессами и содержательным досугом. Активность пациентов в рамках программы реабилитации представляет собой социотерапевтическую модель их включения в реальную жизнь на новых, позитивно измененных основаниях.

На сегодняшний день существует огромное разнообразие средств в виде капель, настоев, порошков и прочего, которые предлагается подмешивать в пищу пьющего человека без его ведома. На самом деле это всего лишь спекуляция на проблеме и обман потребителей. В лечении алкоголизма, как очень тяжелого заболевания, чрезвычайно важна мотивация самого пациента, его внутренняя установка на излечение и благоприятный исход. Если мотивация отсутствует, эффекта не будет, как бы ни старались близкие и родственники пьющего.

Группы риска

По мнению специалистов в группы риска чаще всего попадают дети из социально неблагополучных семей. Здесь играют роль такие факторы как окружение и генетическая предрасположенность. В семьях, где родители пьют, есть оба фактора. В таких семьях дети подвергаются значительно большему риску пристраститься к наркотикам и алкоголю. Так же в группу риска входят дети из семей, где отсутствуют четкие нормы поведения и дети предоставлены сами себе. Однако рискуют и те, кто устанавливает слишком жесткие рамки или чрезмерно опекают детей. Одним из факторов риска являются личностные проблемы: конфликты с родителями, проблемы общения со сверстниками. Подобные модели воспитания не обеспечивают ребенку необходимых условий для его личностного роста и является источником неадаптивного поведения ребенка. В системе семейной психологии такие семьи называются дисфункциональными.

2 стр., 632 слов

Семья причины, проблемы, перспективы

Когда человеку 15-16 лет, он начинает задумываться над тем, какое содержание вложено в понятие «семья». Для меня семья - на первом этапе –это единение двух влюбленных сердец, а потом уже - воспитание детей. Нет любви - нет семьи. Поэты называют ее величественной поэзией жизни, вершиной духовности человека, торжеством ее естественных сил. Помните высказывание Ж. Б. Мольера: «Кто не любил, тот не ...

Признаки дисфункциональной семьи

В числе первых к признакам дисфункциональной семьи — наличие у кого-либо из членов семьи какого-то из типов зависимости, в том числе и тех ее разновидностей, которые с огромным трудом могут быть замечены даже самим страдающим ею человеком, например, зависимости от работы или от отношения к другому человеку. Зависимый человек (даже если это и зависимость от работы или телевизора/компьютера) уделяет больше времени предмету своей зависимости, думает о нем и не может свободно контролировать свое поведение и распоряжаться собой, т.к. его зависимость не дает ему нормально наслаждаться жизнью и уделять внимание другим членам семьи, дарить им свое тепло, любовь, поддержку, заботу и понимание.

Следующий признак — это неполная семья, т.е. отсутствие одного из родителей в семье (мамы или отца).

Этот признак, как и первый, абсолютен. То есть любая неполная семья дисфункциональна, независимо от причин ее неполноты, от существующих отношений между ее оставшимися членами или достоинств (или недостатков) самих этих членов. Один родитель по определению не может дать ребенку полноты воспитания, которое могут дать только оба родителя. Это примерно то же самое, что и отсутствие у человека одной ноги или руки. Каким бы хорошим он ни был, насколько бы он ни был духовным и образованным, он все равно останется неполноценным человеком, который не сможет выполнять всех необходимых жизненных функций. То же и в семье, какими бы ни были члены семьи, они не смогут восполнить отсутствие недостающего члена семьи. Приемные родители как правило не могут дать детям того, что дают родные. Ребенок в подсознании все равно понимает, что это не родной человек и стремится найти своего, родного родителя. Хотя могут быть и исключения, но они очень редки. Да и потеря одного из родителя, неважно по какой причине (развод, смерть, уехал надолго в командировку) является тяжелой травмой для ребенка, влияющей и на его психику, и на самооценку и отношение к жизни тоже.

Тяжелая соматическая или психическая хроническая болезнь кого-либо из членов семьи. Как и предыдущие, этот фактор определяет безусловную выключенность человека из семейной жизни. Болезнь любого члена семьи обязательно будет отражаться и на остальных. Здесь появятся и особые правила семьи типа: вести себя тише, не приводить друзей, не рассказывать другим о болезни, следить за поведением или благополучием больного вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Это относится в основном к хроническим болезням, и если в семье будет создан благоприятный климат, если стрессовость этой ситуации будет уменьшена, то психологический вред от такой болезни может быть сведен к минимуму.

Наличие в семье «секрета», «тайны». Этот признак, в отличие от предыдущих, относится уже не столько к причинам, сколько к следствиям, симптомам дисфункциональности. Впрочем, «секрет», из какой бы области он ни был: работа отца, прошлые любовные похождения матери или национальность бабушки — это всегда не только признак отсутствия полной доверительности в отношениях, но и фактор, который эту доверительность ограничивает. Вообще замечено, что в семьях, где есть зависимость (например, отец пьет или сын колется), принято скрывать от других эту информацию. Не очень-то приятно рассказывать друзьям или коллегам по работе, что мама вчера пришла домой пьяная, или что брат сидел в туалете и кололся героином. Гораздо проще держать эту информацию в секрете. Еще тяжелее, если над ребенком в семье совершаются разные формы насилия, особенно сексуальные, и ребенок не может этим ни с кем поделиться, так как ему сказали, что если ты об этом кому-то расскажешь, то мы тебя любить не будем. И в итоге в семье накапливаются такие вот семейные тайны, которыми нельзя ни с кем поделиться, а значит и нельзя освободиться полностью от того стресса, которые они с собой несут и который будет разрушать членов семьи изнутри.

Обычно в дисфункциональных семьях устанавливаются своеобразные правила:

Не говорить о своих проблемах. Это может означать запрет на обсуждение своих проблем как вне семьи, так и в самой семье. Вообще, не обращай внимания на свои проблемы, трудности, неприятности. Старайся жить для других, не обращая внимания на себя и не заботясь о себе. Твои проблемы на самом деле никого не интересуют, есть намного более важные дела, чем твои проблемы.

Не выражать открыто своих чувств. Как часто вы слышали в семье: «Не плачь, ты же мальчик! Не злись, не кричи, не дурачься! Не прыгай от радости, не выражай своей обиды, гнева, страха!» В больных же семьях есть постоянные запреты на чувства и их проявления.

Избегать прямых высказываний, стремиться к выражению своих мыслей иносказаниями, а потребностей — через манипуляции. Это значит, что такой человек не может просто прямо попросить кого-то о помощи, он будет делать это в обход. Например: «Знаешь, сегодня на улице так холодно, а форточка открыта и ее никто закрыть не может, я же так и простыть могу!» «Уже какой день никто мусор вынести не может. В этом доме вообще есть мужчины или все перевелись!» вместо того, чтобы просто и прямо попросить — «Закрой форточку, пожалуйста. Вынеси мусор, если тебе не трудно». Пример непрямого общения: мама говорит сыну: «Скажи своей бабушке, чтобы она картошку почистила». В этом примере в семье никто никому ничего не говорит в лицо, но все говорится через посредников, через третьи лица.

Привычка строить нереальные планы и возлагать на людей и обстоятельства несбыточные надежды: «Вот случится то-то, и все станет хорошо, все будут довольны и счастливы». Это и сверхразвитая мечтательность у членов семьи, причем она может быть и коллективная и индивидуальная.

Не говорить на определенные «табулированные темы». Самым распространенным «табу» является запрет на разговоры о сексуальных проблемах и потребностях.

«Делай, как я говорю, а не как я делаю». Это очень страшное и тяжелое правило, которое начинает сводить ребенка с ума. Например, мама говорит сыну, что шуметь нехорошо, надо вести себя тихо. И тут приходит домой пьяный папа и начинает орать на всех, громыхать и валить мебель. И непонятно — так все-таки можно шуметь или нет?

«Играть, развлекаться — это плохо, греховно». Например, когда ребёнку говорят: «Вот ты сейчас смеешься, а потом плакать же будешь! Не веселись так сильно, это не к добру! Ты не видишь, мне плохо, а ты тут прыгаешь, как глупый!» Такие правила или установки запрещают наслаждаться жизнью, радоваться ей. Запрещают смеяться громко, танцевать, прыгать и скакать от радости и просто валять дурака. Семья, где это делать в той или иной мере запрещается — это больная семья.

«Не выносить сор из избы», «не раскачивать лодку», то есть не напоминать о тех проблемах, о которых всем удалось хотя бы на время забыть. Это значит, что ни в коем случае нельзя обсуждать проблему, решать ее. И тем более нельзя ни в коем случае выносить проблему за пределы своей семьи, обращаться за помощью к специалистам или просто к друзьям. Не важно, бьют вас дома, насилуют или просто унижают постоянно, является ли член вашей семьи алкоголиком или наркоманам — обо всем это не должен знать никто ни в коем случае. Это такое табу, которое нельзя разглашать. Такое правило может убить всякую надежду на помощь, на решение серьезных проблем и улучшение жизни.

Профилактика

Болезнь легче предотвратить, чем вылечить. До сих пор целью профилактики наркомании многие эксперты считают привлечение внимания к проблеме и информирование о негативных последствиях. Сегодня существует множество программ, так или иначе направленных на профилактику потребления наркотиков. Основной метод этих программ — запугивание подростков последствиями наркомании, основная же форма работы — антинаркотические лекции. Однако, как показывает практический опыт специалистов и результаты исследований, страх болезни и смерти для подростков не является сдерживающим фактором. А направленная антинаркотическая работа в виде массовых акций и мероприятий, тематических лекций и назидательных буклетов имеет обратный эффект — привлечение внимания и интереса. По мнению психологов нужно перестать говорить о наркотиках, а вместо этого пропагандировать здоровый образ жизни. Необходима комплексная программа работы с молодежью, причем с позитивной, а не с негативной направленностью. Сегодня воспитательные программы не дают ответа на вопрос о том, как «сформировать ребенка с устойчивой жизненной позицией». А именно этого, как главного противовеса наркомании, ждут от школы милиция, медицина, и в первую очередь, родители.

С точки зрения психологии и социально-психологических служб и центров, зависимость рассматривается как психологическая проблема личности, которая таким образом пытается выйти из кризисного, депрессивного состояния, а зависимый – как личность в кризисном состоянии. У близких зависимого часто существует слишком большая вера в медикаментозное лечение, и всю ответственность они возлагают на врача. Но восстанавливать человека надо не только физически, он должен научиться справляться с жизненными трудностями, устанавливать контакты с окружающим миром.

К основным направлениям деятельности социально-психологических служб и центров относятся реабилитация зависимых и их семей. Цель таких организаций — вернуть человеку его духовное здоровье, тогда о физическом он сможет позаботиться сам. Сотрудники центра помогают ему трансформировать отрицательную энергию и направить ее на добрые дела. Чтобы он мог испытать кайф от хорошего поступка.

Работа с семьями зависимых

Алкоголизм и наркомания – болезни семейные. Болезнь человека, имеющего химическую зависимость, определенным образом отражается на его родственниках и близких друзьях. Состояние, развивающееся у близких зависимого в результате постоянного контакта с ним специалисты называют созависимость. Созависимость представляет собой искажение личности и нарушения здоровья от жизни рядом с такой бедой: постоянный стресс, специфические перенагрузки, смешивания ролей в семье (когда «мама тянет за двоих»: за себя и пьющего супруга, когда подросток опекает пьющую мать, выполняя вместо нее (в отношении нее) родительские обязанности, приводя ее в чувство после запоев, следя за ее трезвостью, не получая как ребенок необходимого внимания взрослого любящего человека).

Когда в семье — алкоголизм, наркомания, обычно, активность в поисках излечения больного проявляют его родные, а не он сам. Они узнают о специалистах, звонят по телефонам доверия, ведут его в стационар, следят за выполнением предписаний врача, стараются предотвратить срывы. И не только потому, что хотят спасти близкого человека — жизнь бок о бок с таким заболеванием тяжела для всего его окружения. Такая активность не за себя, а вместо больного — ничего не может изменить в ситуации. Последствием срывов является не принципиальное изменение стратегии поведения, а потеря надежды, утрата веры в помощь специалистов. Попробовав раз-другой «лечить своего больного», семья часто вообще опускает руки. А болезнь и ее последствия как для больного, так и для его близких тем временем прогрессируют. И для окружающих в очередной раз подтверждается мнение, что такие болезни специалисты вылечить не могут.

Супруги алкоголиков и наркоманов не могут быть полноценными родителями в результате длительного воздействия дистресса, неразрешимого нервного перенапряжения, так же как и алкоголики и наркоманы. Созависимость проявляется и у детей, хотя иначе, чем у взрослых, но иногда еще тяжелее. Созависимые люди постоянно пытаются контролировать жизнь близких им химически зависимых людей. Они уверены в том, что лучше всех знают, как все в семье должны себя вести, не позволяют другим проявлять свою индивидуальность и идти событиям своим чередом.

Химическую и иные зависимости часто называют болезнью безответственности. Зависимый человек не отвечает ни за последствия употребления химического вещества, ни за участие в азартных играх, ни за разрушение своего здоровья, он безответственен по отношению к другим членам семьи, не выполняет своих родительских и сыновних обязанностей. Созависимые лишь кажутся сверхответственными, однако они также безответственны к своему состоянию, к своим потребностям, к своему здоровью и тоже не могут эффективно выполнять родительских обязанностей.

Нашему обществу необходим «переворот в сознании» относительно названных проблем. Бытуют легенды и мифы о причинах, изменениях, происходящих в организме и психике, последствиях для близких алкоголика и наркомана, путях выздоровления. И этими слухами люди руководствуются, в то время как необходимо переосмысление ситуации, более глубокое понимание картины заболевания.

В зарубежных Центрах по лечению алкоголизма и наркомании одиночных пациентов, как правило, уже не принимают: контракт об оказании помощи заключается для всей семьи. Делается такое не просто из гуманных мотивов: только те близкие алкоголика или наркомана, кто получил специальную помощь, становятся соучастниками процесса выздоровления и для самого больного.

Работая с семьей зависимого, социальному работнику следует отказаться от причинного мышления, перестать воспринимать зависимость больного как причину несчастий его семьи. Необходимо рассматривать семью как систему, в которой каждый играет свою роль и является частью общей проблемы — зависимости. Зависимость необходимо рассматривать как симптом нарушения нормального функционирования семьи. Семья, как любая система, стремится к сохранению некоего равновесия и именно поэтому является закрытой настолько, что, как правило, отвергает предлагаемую помощь. Чем больше давление извне, тем сильнее сопротивление системы. Для созависимого все советы «отвлечься» от проблем зависимого члена семьи воспринимается как личное оскорбление.

Работая с семьей зависимого, социальный работник должен понимать, что изменения здесь не происходят в одночасье, для этого необходимо весьма продолжительное время. Так же необходимо учитывать, что семья зависимого может плохо функционировать не потому, что состоит из плохих людей, а потому, что ее члены пользуются плохими правилами поведения, не научены правильно взаимодействовать (например, не умеют решать конфликты без агрессии).

Для поддержания взаимодействия очень важна обратная связь. В семье зависимого она может быть нарушена.

Выход из этой ситуации возможен лишь через сознательный отказ созависимого от своей роли и принятие того факта, что если уж кого-то необходимо спасать, то начинать надо с себя самого. Следующий шаг осознания проблемы — в преодолении социальной изоляции, в обращении за психологической помощью для самого себя. Практика показывает, что за выздоравливающим членом семьи, начинают идти к своему выздоровлению и другие.

Постепенно оздоровить, выправить нарушенные взаимоотношения в семье алкоголика возможно при условии четкого понимания ее проблем и нужд: всякой системе, так же как и индивиду, для нормальной деятельности необходимо удовлетворение определенных потребностей. Семейная система нуждается в:

  • пище, одежде, жилище;
  • эмоциональной поддержке;
  • гармонии взаимоотношений;
  • самореализации каждого ее члена как неповторимой индивидуальности (то же — для семьи в целом);
  • стимуляции к активной деятельности;
  • чувстве единения со всеми родственниками.

Социальному работнику легче определить все эти потребности, степень их удовлетворения, равно как и роли и взаимоотношения в семье, чем самим ее членам, поскольку он находится вне системы, воспринимает ее «со стороны».

Начиная с середины 40-х годов, после распространения движения «Анонимные Алкоголики» программа «12 шагов» стала применяться и для терапии созависимости.

Программа работы групп созависимых представляет собой текстуально модифицированную программу «12 шагов» для алкоголиков. Сущность программы при этом остается неизменной.

  1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.
  2. Пришли к убеждению, что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
  3. Приняли решение вверить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем.
  4. Произвели глубокое и бесстрашное исследование своего поведения.
  5. Признались перед Богом, собой и другим человеком в сущности своих ошибок.
  6. Полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех отрицательных черт нашего характера.
  7. Смиренно попросили Его устранить наши изъяны.
  8. Вспомнили всех, кому мы причинили зло, и приготовились возместить им нанесенный ущерб.
  9. Лично возместили ущерб всем этим людям, где это было возможно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или кому-либо другому.
  10. Продолжали критически наблюдать за своим поведением и когда ошибались, своевременно признавали это.
  11. Старались путем молитвы и размышления углубить наш сознательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь о знании Его воли и о силе для исполнения этой воли.
  12. Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих Шагов, мы старались делиться опытом с другими алкоголиками и применять эти принципы во всех наших делах.

Эта программа считается наиболее эффективной в лечении созависимости.

Заключение

Зависимость от ПАВ представляет угрозу тем, что ведет употребляющего к саморазрушению как физическому, так и психологическому. Это представляет огромную проблему, так как на сегодняшний день насчитывается около 2,5 млн. человек с наркозависимостью и примерно столько же людей, страдающих алкоголизмом.

В России нормативно-правовая база деятельности социальных работников в наркологии начала формироваться совсем недавно. Основной задачей социальной работы с наркологическими больными является целенаправленная профилактика неадекватного поведения больного, развитие декомпенсации психического и соматического статуса у членов семьи и его ближайшего окружения, информирование соответствующих служб о наличии социальных проблем, организация наркологической и другой помощи с целью оптимизации личностного и социального статуса.

Литература

Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

Карякина Т. Н., Характеристика и медицинские последствия основных видов зависимостей. – Волгоград. — 1999

Омельченко Е. Л. Героинашеговремени. Социологические очерки. Ульяновск: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000. — 260 с.

Шорохова О.А., Жизненные ловушки зависимости и созависимости. — СПб.: Речь. — 2002 — С. 6-16

Интернет-ресурсы

http://forumaa.net/

http://medportal.ru

http://www.narkotiki.ru/expert_5352.html

http://webcommunity.ru/500/

http://www.narcom.ru

http://www.psycheya.ru/lib/sozav/sozav_23.htm

20