ной силы слов. Слова, произносимые од-

В В Е Д Е Н И Е

Внушение… есть явление принудитель-

ной силы слов. Слова, произносимые од-

ним, неотвратимым, «роковым» образом

предопределяют поведение другого, если

только не наталкиваются на отрицатель-

ную индукцию, контрсуггестию.

Б.Ф.Поршнев

Язык состоит не только из стихий, полу-

чивших уже форму, но вместе с тем и

главным образом из метод продолжать ра-

боту духа в таком направлении и в такой

форме, какие определены языком. Раз и

прочно сформированные стихии составляют

некоторым образом мертвую массу, но эта

масса носит в себе живой зародыш без

конечной определимости.

В.Гумбольдт

Возрастание интереса к языку и лингвистике — характерная при-

мета нашего времени. Изучением языковых проблем увлечены социоло-

ги, философы, математики, нейрофизиологи, медики и профессиональ-

ные коммуникаторы разных профилей. И в самой лингвистике наблюда-

ется резкое оживление внимания к проблемам речевого общения, кото-

рое не является для лингвистики абсолютно новой объектной и пред-

метной областью (о нем писали В.Гумбольдт, Ф.де Соссюр, Л.Ельмс-

лев, М.М.Бахтин, Л.П.Якубинский, Л.В.Щерба, Н.Хомский и др.).

Лингвистическая прагматика, теория речевой деятельности (ТРД)

по-новому формируют предмет исследования и «основной своей задачей

считают исследование не устройства языка, а исследование его функ-

ционирования» (Общение. Текст. Высказывание, 1989, с. 8-9).

Линг-

вистика измененных состояний сознания (ЛИСС) описывает языковые

закономерности, сопровождающие диссолюцию (распад) сознания. Поя-

вилась психопрагматика — новая исследовательская программа рубежа

80-х — 90-х годов ХХ века, в которой лингвисты, психологи, логики

и философы объединили свои усилия для анализа процессов манипули-

рования ментальными (внутренними) репрезентациями типа фреймов,

сценариев, планов, когнитивных карт, построенных на структурах

знания.

Вместе с тем ряд идей, высказанных, в частности, В.Н.Волоши-

новым (М.М.Бахтиным) в работе «Марксизм и философия языка», касаю-

щихся воздействующей функции языка, «философем чужого языка» и пр.

остаются не разработанными. В ситуации речевого общения важно,

по-видимому, учитывать не только речевой-неречевой контекст и спо-

4 стр., 1680 слов

Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общения

Этические нормы. Этические ошибки. Постулаты речевого общения Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В диалогах и ...

собность коммуникантов адекватно задачам общения организовать свое

поведение, но и сами эти задачи, которые очень часто не осознаются

как желание воздействовать на собеседника, добиться от него ка-

кой-либо реакции. И здесь мы выходим на проблемы языковой суггес-

тии (внушения), воздействия на подсознание не только больных, но и

психически сохранных людей: исследование суггестивного функциони-

рования языка в универсальных и индивидуальных проявлениях.

Настоятельный социальный заказ на изучение возможностей эко-

логичной профессиональной коммуникации диктует и необходимость

изучения лингвистических аспектов вербальной суггестии. Под «СУГ-

ГЕСТИЕЙ» (внушением) понимается «возможность навязывать многооб-

разные и в пределе даже любые действия» (Поршнев, 1974, с.416),

явление принудительной силы слова на бессознательное (постсозна-

тельное).

Стыковая ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, изучающая лингвистические

проблемы ВЕРБАЛЬНОЙ СУГГЕСТИИ в теоретическом и прикладном аспек-

тах именуется далее СУГГЕСТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКОЙ (суггестолингвисти-

кой).

Есть ли необходимость во введении нового термина? Можно ли

вписать суггестивную лингвистику в существующие сегодня направле-

ния исследования?

Рассмотрение проблем речевой суггестии в терминах лингвисти-

ческой прагматики, психолингвистики, теории речевой деятельности

потребовало бы «ревизии» ряда понятий этих направлений в связи с

введением дополнительных параметров, необходимых для исследования

латентного вербального воздействия на установки личности и общест-

ва, корректным описанием параметров языковой фасцинации и, нако-

нец, введением особого метода исследования и осуществления суггес-

тии. Такое расширение терминов вряд ли является оправданным, уводя

от сути обсуждаемых проблем в область теоретических дискуссий, ко-

торые бесконечны, равно как и процесс познания в целом.

Термин «суггестивная лингвистика» априорно определяет предмет

исследования (вербальная суггестия), ориентирует на различные об-

ласти профессиональной коммуникации и позволяет ввести дополни-

9 стр., 4406 слов

Текст как объект лингвистического исследования

... того, такой трактовке текста способствовало изменение установок современных лингвистических исследований, одной из которых ... ним связаны. Для каждой языковой личности текст генератор новых смыслов Лотман 1996 21 ... сфере общественной деятельности и форме сознания, обладающая своеобразной стилистической окраской, ... воздействие культур. Тарту ТГУ, 1982. С.10-23. 27. Тураева З.Я. Лингвистика текста ...

тельные необходимые термины, выходящие за рамки теории языкозна-

ния. Так, невозможно обойтись в такого рода исследовании без поня-

тий «УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ», которую можно определить как «неосозна-

ваемую изготовку психики к определенному восприятию, решению,

действию» (Добрович, 1980, с.36) и «ЦЕЛОСТНАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ»

— порождение совместной работы сознания и установки.

Установка предполагает три типа манипуляций: 1) ЗАКРЕПЛЕНИЕ

установки (легкая задача); 2) СОЗДАНИЕ установки (задача средней

сложности); 3) ИЗМЕНЕНИЕ установки (сложная задача).

Нас интересу-

ет преимущественно третий тип манипуляций — изменение установок

посредством текстов.

С другой стороны, поскольку личность живет в обществе, невоз-

можно обойти и феномен МАССОВОГО СОЗНАНИЯ (МС) — сознания, которое

присуще тому или иному субъекту (массовому человеку).

МАССЫ — (в

понимании социологов) — это ситуативно возникающие (существующие)

социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные

по составу и статистические по формам выражения (функционирова-

ния)» (Грушин,1987,с.234-235).

Тексты — одна из возможных форм МС.

Под ТЕКСТАМИ понимаются вербальные структуры, выделенные по

функциональному признаку (обладающие функциональной самостоятель-

ностью), удовлетворяющие требованиям связности и цельности, а СУГ-

ГЕСТИВНЫМИ (МИФОЛОГИЧЕСКИМИ) ТЕКСТАМИ будут именоваться тексты,

специально созданные по канонам той или иной мифологиии и исполь-

зуемые для воздействия на целостную установку личности и установки

общества в целом. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СУГГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ — заговоры,

молитвы, мантры, формулы гипноза и аутотренинга, созданные и зак-

репленные МС для воздействия на установки личности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

СУГГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ — тексты, созданные наиболее продуктивными

профессиональными коммуникаторами для воздействия на установки

личности и общества и вызвавшие определенные изменения. ГЕТЕРОСУГ-

ГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ — тексты, предназначенные для воздействия извне,

АУТОСУГГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ призваны воздействовать на личность изнут-

14 стр., 6615 слов

Личность как предмет исследования в социальной психологии

Содержание Введение Глава 1. Понятие личности в социальной психологии Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания Специфика социально–психологической проблематики личности Глава 2. Социально–психологические проблемы исследования личности 2.1 Изучение личности как субъекта деятельности и её продукта 2.2 Теория двух факторов формирования личности 2.3 ...

ри. «ЯКОРНЫЙ» СУГГЕСТИВНЫЙ ТЕКСТ — текст, позволяющий периодически

(по мере необходимости) возвращать объект воздействия в определен-

ное состояние.

Суггестивная лингвистика как прикладная предметная область

ориентирована в первую очередь на использование своих разработок в

терапевтических целях. ТЕРАПИЯ в традиционном понимании — это ле-

чебное, врачебное искусство (В.Даль), лечение внутренних болезней

нехирургическим путем (С.И.Ожегов).

В настоящее время понятие те-

рапии расширилось, выделяют несколько моделей терапии, охватываю-

щих, в сущности, все области профессиональной коммуникации: меди-

цинскую, психологическую, педагогическую, социальную. Все эти мо-

дели включают в себя вербальное терапевтическое воздействие, поэ-

тому основная задача суггестивной лингвистики — изучение и апроба-

ция специальных методов воздействия для профессиональных коммуни-

каторов различных профилей. В настоящей работе исследуется в пер-

вую очередь МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕРАПИИ в аспекте дискурса

«врач-пациент», а также СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕРАПИИ

на материале метода ВЕРБАЛЬНОЙ МИФОЛОГИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (ВМЛ).

Связь Слова и Мифа признавалась многими учеными. Так,

А.Н.Афанасьев, описывая происхождение мифа, метод и средства его

изучения, отмечает: «Богатый и можно сказать — единственный источ-

ник разнообразных мифических представлений есть живое слово чело-

веческое, с его метафорическими и созвучными выражениями. … Зер-

но, из которого вырастает мифическое сказание, кроется в первоз-

данном слове, там, следовательно, и ключ к разгадке, но чтобы вос-

пользоваться им, необходимо пособие СРАВНИТЕЛЬНОЙ ФИЛОЛОГИИ. Наука

о языке сделала последнее время огромные успехи: в широкой, разно-

образной и изменчивой области человеческого слова, где еще недавно

видели или необъяснимое чудо, сверхъестественный дар, или искусс-

твенное изобретение, она указала строгие, органические законы»

12 стр., 5703 слов

Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии

Министерство образования и науки Украины Днепропетровский университет экономики и права им.А. Нобеля Кафедра практической психологии КУРСОВАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Исполнитель: студентка группы ПСмba-10 Гуртова Ю.В. Руководитель кандидат биологических наук Кириченко В.В Днепропетровск 2011 Содержание Введение Глава 1. Общее ...

(1995, с.106-107).

Под МИФОМ мы, вслед за А.Ф.Лосевым, понимаем «в словах данную

чудесную личностную историю», «лик личности»; по отношению к об-

щественному сознанию термином «МИФОЛОГИЯ» обозначаем совокупность

мифов народа (в приложении к медицинской модели терапии — это ска-

зания о наиболее эффективных методах лечения и тех, кто их приме-

няет).

ТЕМОЙ данного исследования является изучение лингвистических

аспектов суггестии — суггестивной функции языка (т.е. средств и

приемов изменения установок личности и общества, обеспечивающих

эффективность суггестивных текстов) в теоретическом и прикладном

аспектах.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования связана с усиливающимся социальным

заказом на изучение лингвистических аспектов суггестии, обуслов-

ленным, прежде всего, нарастающей невротизацией (шизофренизацией)

общества и необходимостью его профессиональной терапии. На изуче-

нии проблем суггестии сосредоточены многие психолого-педагогичес-

кие дисциплины, однако недооценка собственно лингвистических фак-

торов индивидуального и массового воздействия ведет к заболевани-

ям, имеющим преимущественно языковую первопричину — ятрогении и

дидактогении. Кроме того, без выяснения того, каков психолингвис-

тический механизм суггестии, как действует некоторый текст на ре-

ципиента, какими параметрами должен характеризоваться оптимальный

в смысле суггестии текст, построение адекватной модели речевого

воздействия вообще становится проблематичным. Языковая суггестия,

латентная вербальная связь с подсознанием психически сохранных лю-

дей — то недостающее звено в цепочке знаний, которого не хватает

для создания интегральной теории воздействия.

НОВИЗНА исследования в том, что впервые делается попытка сис-

темно рассмотреть суггестивную лингвистику в теоретическом и прик-

ладном аспектах, обозначить методологические основы данной пред-

метной области. Суггестивная лингвистика рассматривается нами в

аспекте синхронной динамики языка как коммуникативно-функционально

ориентированная на бессознательные и сознательные психические яв-

9 стр., 4256 слов

Экспертная оценка суггестивного воздействия

(по материалам психолого-психиатрических заключений о деятельности бизнес-клубов) В.Д.Менделевич (Казань) Одной из новых проблем судебной психиатрии стала проблема экспертной оценки и квалификации использования различных методов психологического («психотерапевтического») воздействия в криминальных целях. В первую очередь, эта проблема охватила сферу групповой деятельности – вовлечения людей в ...

ления, стыковая, антропоцентрическая область языкознания, изучаю-

щая вербальный механизм суггестии.

ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обеспечивается следующими фактора-

ми: 1) проблема лингвистических аспектов суггестии рассматрива-

лась в рамках системного коммуникативно-функционального, антропо-

центрического подхода, характерного для динамической лингвистики;

2) универсальные параметры суггестивных текстов выводились на

основе вербальных структур, закрепленных МС м сохраняемых в неиз-

менном виде на протяжении длительных промежутков времени и в об-

ширных ареалах. Тексты анализировались при помощи математически

точных, с достаточной степенью надежности, методов. Применялась

преимущественно автоматическая обработка текстов, использовались

специальные компьютерные программы «Diatone» и «Диаскан», разрабо-

танные для экспертизы текстов внушения. Для формирования выбороч-

ной совокупности применялся отбор методом основного массива;

3) результаты теоретических изысканий апробировались на прак-

тике: использовались в работе психотерапевтических и коррекционных

групп, рекламной и педагогической деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) разработаны теоретические положения суггестивной лингвис-

тики, совокупность которых можно квалифицировать как новую пред-

метную область исследований в теории и практике языкознания, наце-

ленную на лингвистическое описание взаимодействия с бессознатель-

ными психическими процессами (установками личности и общества).

Изучение такого типичного, частотного и универсального явления

коммуникативно-функциональной лингвистики как лингвистические ас-

пекты суггестии способствует общему описанию системы языка, а так-

же закономерностей развития и функционирования языка в социуме;

является конкретным вкладом языкознания в интегральную теорию воз-

действия;

2) выявленные теоретические положения позволяют осмыслить из-

вестные психологические и лингвистические факты с новой точки зре-

ния, на оригинальном языковом материале, связанном с воздействием

на подсознание (универсальные и индивидуальные ауто- и гетеросуг-

13 стр., 6429 слов

Гендерные исследования в лингвистике

Федеральное агентство по образованию РФ Бурятский Государственный университет Факультет иностранных языков Кафедра французского языка Реферат Гендерные исследования в лингвистике Выполнила: Цыбикова С.Ц. Студентка группы 02360 А Проверила: Мангатханова А.А. Старший преподаватель Улан – Удэ 2008 г. Содержание Введение 1. Причины становления и развития гендерных исследований в лингвистике 2. ...

гестивные тексты; личные мифы и пр.), не подвергавшемся специаль-

ному системному лингвистическому описанию с точки зрения вербаль-

ной суггестии;

3) обозначенные теоретические положения послужили основой для

прикладных исследований: создания ауто- и гетеросуггестивных текс-

тов в условиях терапевтической группы, диагностики психических за-

болеваний по фоносемантическим параметрам и др., а также для выяв-

ления специального интегрального метода вербальной мифологизации,

предназначенного для анализа и синтеза суггестивных текстов и обу-

чения латентным способам воздействия на подсознание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) проанализированный массив лег в основу компьютерной прог-

раммы «Diatone» — «Экспертиза текстов внушения», которая использу-

ется также как тренинговая для профессиональных коммуникаторов

различных профилей;

2) результаты исследования широко внедрены в психотерапевти-

ческую практику в виде специальных методов, применяющихся в раз-

личных клиниках страны и обучающих семинаров «Языковые барьеры те-

рапевта», «Метод ВМЛ», «Суггестивная лингвистика — лингвистика те-

рапии» и др., а также в практику рекламистов, менеджеров, полити-

ков и иных профессиональных коммуникаторов;

3) материалы диссертации используются в спецкурсах, спецсеми-

нарах для филологов и в программах усовершенствования врачей, пе-

дагогов, специалистов по коммерческой и политической рекламе и ме-

неджеров; служат основой для создания учебных пособий для коммуни-

каторов различных профилей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: системное описание суггестивных языковых

закономерностей и выявление адекватного задачам латентного воз-

действия метода.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: суггестивные параметры текстов (линг-

вистические средства и приемы латентного воздействия, обеспечиваю-

щие гипнотический эффект языка).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: суггестивные (прагматически маркирован-

ные) тексты — универсальные (заговоры, молитвы, мантры, заклина-

ния, формулы гипноза и аутотренинга), индивидуальные (тексты пси-

хотерапевтического воздействия), аутосуггестивные тексты, резуль-

таты свободных ассоциативных экспериментов, письма, личные мифы

врачей и пациентов.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Разработка теоретических основ суггестивной лингвистики

как особой предметной области в русле синхронной динамики языка.

2. Описание экспериментального материала с точки зрения мето-

дологических основ суггестивной лингвистики. Измерение и анализ

лингвистических параметров суггестивных текстов, обеспечивающих

прагматическую успешность коммуникации.

3. Демонстрация возможностей вербальной суггестии в приклад-

ном аспекте на материале медицинской модели терапии.

Обозначенные задачи обусловливают использование комплексной

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, основанной на функциональном подходе к изу-

чению языка в практике общения людей, включающей ряд традиционных

и специальных МЕТОДОВ:

1) метод интерпретации текста;

2) сопоставительный метод;

3) метод свободного ассоциативного эксперимента;

4) метод измерения фонетического значения слов и текстов;

5) методы автоматического анализа «золотого сечения», средней

длины слова в слогах, соотношения высоких и низких звуков;

6) математико-статистический метод анализа стилистических

особенностей текста;

7) метод лингвистического психоанализа;

8) метод вербальной мифологизации (ВМ);

9) метод вербальной мифологизации личности (ВМЛ).

С Т Р У К Т У Р А Р А Б О Т Ы

Диссертация содержит введение, три главы, заключение, список

использованной литературы и приложения.

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается тема исследования, формулируются

цель и задачи работы, определяются актуальность, научная новизна,

теоретическая и практическая значимость исследования, а также

предмет, объект, задачи и методы исследования. Вводятся основные

понятия работы.

В ПЕРВОЙ главе «ВЕРБАЛЬНАЯ СУГГЕСТИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»

излагается предыстория возникновения суггестивной лингвистики, ко-

торая условно делится на историю формирования воззрений на природу

суггестии (на практике этот процесс характеризовался все более

тесным приближением к языковому субстрату) и историю лингвистики в

целом, обретающей свой предмет и новые методы в непрерывном диа-

лектическом развитии; описывается комплексный подход к феномену

суггестии: обсуждаются традиционные медицинские и психологические

взгляды на суггестию, прослеживается связь суггестии с языком и

бессознательным в коммуникативной практике, обобщаются воззрения

специалистов разных профилей (психиатров, психологов, лингвистов,

социологов), предвосхитивших лингвистическое решение данной проб-

лемы; обосновывается необходимость выхода языкознания за свои рам-

ки в связи с освоением новых предметных областей и осмысленной ди-

намизацией.

Раскрываются такие базовые понятия суггестивной лингвистики,

как «целостная установка личности», «массовое сознание»; вводится

классификация существующих сегодня методик суггестивного воздейс-

твия («психотехник»); расширяется понятие «суггестивного текста» и

приводятся три классификации означенных выше текстов, характеризу-

ющих тексты по степени распостраненности и универсальности, по

направленности воздействия и по характеру использованной мифоло-

гии. Рассматриваются понятия «миф» (в интерпретации А.Ф.Лосева,

З.Фрейда и др.) и «философемы чужого языка» (В.Н.Волошинов), выяв-

ляется вербальная природа мифа и его коммуникативно-функциональная

форма (способ) существования, что позволяет говорить о методе вер-

бальной мифологизации как средстве познания и описания действи-

тельности, а также как идеальной модели взаимодействия личности с

другими личностями и обществом.

Описываются содержание и структура суггестивной лингвистики с

точки зрения задач латентного вербального воздействия и необходи-

мости получения точных данных о функционировании суггестивной ре-

чевой продукции в социуме. В качестве наиболее значимых выделяются

уровни фонологический, ритмический, а также ряд других параметров

текста, оптимизирующих процесс манипуляции установками. Анализиру-

ется место суггестивной лингвистики в науке о языке и в системе

наук вообще. Излагаются методологические основы суггестивной линг-

вистики как междисциплинарной предметной области.

Во ВТОРОЙ главе «ВЕРБАЛЬНАЯ СУГГЕСТИЯ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬ-

НО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ» обосновывается необходимость

введения понятия «социально-лингвистический эксперимент» в связи с

тем, что в области суггестии снимается противоречие между исследо-

вателем и информантом, наблюдением и созиданием, текстом и лич-

ностью. Рассматривается феномен универсальных суггестивных текстов

в качестве длительного социального эксперимента с МС; порождение

индивидуальных суггестивных текстов как синхронный социальный экс-

перимент с конкретными массами информантов и лингвистический экс-

перимент в условиях терапевтической группы, ориентированной на со-

циально-психологическую адаптацию.

Массив универсальных суггестивных текстов описывается с точки

зрения эталонного воздействия на установки личности и общества.

Выделенные универсальные параметры служат призмой для рассмотрения

индивидуальных суггестивных текстов, созданных в процессе профес-

сиональной коммуникации, а также точкой отсчета при анализе экспе-

риментального материала, связанного с преодолением языковых барь-

еров личности в условиях психотерапевтической группы.

В ТРЕТЬЕЙ главе «СУГГЕСТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА В ПРИКЛАДНОМ АСПЕК-

ТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИЦИНСКОЙ МОДЕЛИ ТЕРАПИИ)» рассматривается

практическое применение разработок суггестивной лингвистики в дис-

курсе «врач — пациент»: диагностика истинного состояния клиента

методом лингвистического психоанализа, создание текстов с ключевы-

ми словами пациентов, диагностика самочувствия группы и пр.

Анализируется система лингвистических приемов и мировоззрен-

ческих взглядов, позволяющая создавать суггестивную роль доктора

как модификацию социально-психологической роли Божества, увеличи-

вающую эффективность его терапевтического воздействия.

Описывается процесс и языковая продукция метода вербальной

мифологизации личности, позволяющего актуализировать внутренние

резервы человека во время работы терапевтической или учебной груп-

пы и закрепить их активное состояние при помощи «якорного» ауто- и

гетеросуггестивного личного мифологического текста. Анализируется

массив текстов личных мифов врачей и их пациентов, прослеживается

тесная связь этих текстов с универсальными суггестивными текстами,

их контрсуггестивная направленность по отношению к внешним вредным

воздействиям, способствующая выполнению задач социально-психологи-

ческой адаптации и личностного роста.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги исследования, делаются выводы и

намечаются перспективы дальнейших разработок в области суггестив-

ной лингвистики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ включает 666 источников оте-

чественных и зарубежных авторов.

В ПРИЛОЖЕНИЯХ помещены образцы суггестивных текстов с элемен-

тами анализа, а также необходимые справочные материалы.

На защиту выносятся следующие ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ диссертации:

1. Язык в целом может рассматриваться как система суггестив-

ное, так как говорящие (коммуницирующие) не интересуются самим

языком: их волнует скорее то, что стоит за языком, — результат об-

щения. В целях эксплицирования предмета данного исследования — вы-

явления оптимальных параметров суггестивных текстов и универсаль-

ных механизмов латентного вербального воздействия — можно предпо-

ложить, что суггестивная (волюнтативная) функция языка является

наиболее актуальным для носителей проявлением коммуникативной

функции и движущей силой развития и совершенствования речи. Языко-

вая суггестия вероятностна по своей природе.

2. Вследствие объективного существования феномена суггестии и

необходимости вербальных средств для достижения суггестии требует-

ся выделение специальной лингвистической междисциплинарной пред-

метной области, изучающей латентные языковые особенности воздейс-

твия на установки личности и общества, располагающей специфическим

понятийным аппаратом, теоретическими основаниями и особым методом

анализа и синтеза текстов. Суггестивная лингвистика — динамическая

(изучает процессы), междисциплинарная (стыковая), коммуникатив-

но-функциональная, прикладная область исследования. Вербальные и

невербальные механизмы суггестии могут быть рассмотрены как «пучок

языков» (в семиотическом смысле) , из которых основополагающими

являются язык в традиционном понимании и язык мифа.

3. Единицей анализа может быть признан текст в широком смысле

слова, в нашей терминологии — мифологический суггестивный текст. В

качестве эталонных принимаются средства и приемы, зафиксированные

в универсальных суггестивных текстах, специально созданных массо-

вым сознанием или профессиональными коммуникаторами для воздейс-

твия на установки личности или общества. Суггестивные свойства

языка имеют правополушарную ориентацию (сродни свойствам, фиксиру-

емым в художественных текстах), нацелены скорее на «периферию»,

чем на «центр» обыденной речевой деятельности (в понимании психо-

лингвистов) и в то же время поддаются математически точному описа-

нию; их эффективность усиливается по мере сложности осознавания и

восприятия (наиболее действенными с точки зрения латентного воз-

действия являются фоносемантические и грамматические параметры,

особенно, если они формально соответствуют типу мифологического

сознания личности или общества).

4. Эксперименты в области суггестивной лингвистики можно от-

нести к категории социальных (социально-лингвистических) экспери-

ментов, производимых как с участием экспериментатора в синхронии

(в условиях терапевтический группы, здесь и сейчас), так и проис-

ходящих объективно на протяжении больших промежутков времени (ди-

ахронические социально-лингвистические эксперименты с МС).

Их ор-

ганизаторы — профессиональные коммуникаторы разных времен, испы-

тавшие свое воздействие на населении, получившие определенный эф-

фект и обучившие себе подобных суггесторов. Каждая мифологическая

система обладает своим корпусом текстов, отличающимся особыми па-

раметрами и влияющим на порождение индивидуальных суггестивных

текстов в процессе коммуникации. Специфика синхронного социаль-

но-лингвистического эксперимента в том, что экспериментатор явля-

ется вынужденным лидером, обладает особой социально-психологичес-

кой ролью Божества, поэтому информанты лишены возможности изменить

свое поведение в процессе эксперимента (единственный возможный ва-

риант отрицательного реагирования — безвозвратный уход из терапев-

тической группы).

5. В качестве универсального метода анализа и синтеза суггес-

тивных текстов может быть предложен интегральный метод вербальной

мифологизации (ВМ).

ВМ предполагает использование особого (дости-

гаемого исключительно языковым воздействием) измененного состояния

сознания (творческого транса) для порождения мифологизированных

текстов, характеризующихся параметрами универсальных суггестивных

текстов. Это тексты ауто- и гетеросуггестивные, со многими степе-

Введение — Стр 2

нями свободы, фольклорные, правополушарные, обладают специфически-

ми лингвистическими признаками и выполняют функции защитных «якор-

ных» текстов. Наиболее изученный и апробированный вариант метода —

метод вербальной мифологизации личности (ВМЛ), именуемый также

«лингвосинтезом» и находящий успешное применение в психотерапии.

Тексты, полученные в результате такого рода воздействия, представ-

ляют собой уникальный материал, расширяющий представления совре-

менной лингвистики о суггестивных резервах языка и позволяющий

построить адекватную модель речевого воздействия вообще.