ной силы слов. Слова, произносимые од-

В В Е Д Е Н И Е

Внушение… есть явление принудитель-

ной силы слов. Слова, произносимые од-

ним, неотвратимым, «роковым» образом

предопределяют поведение другого, если

только не наталкиваются на отрицатель-

ную индукцию, контрсуггестию.

Б.Ф.Поршнев

Язык состоит не только из стихий, полу-

чивших уже форму, но вместе с тем и

главным образом из метод продолжать ра-

боту духа в таком направлении и в такой

форме, какие определены языком. Раз и

прочно сформированные стихии составляют

некоторым образом мертвую массу, но эта

масса носит в себе живой зародыш без

конечной определимости.

В.Гумбольдт

Возрастание интереса к языку и лингвистике — характерная при-

мета нашего времени. Изучением языковых проблем увлечены социоло-

ги, философы, математики, нейрофизиологи, медики и профессиональ-

ные коммуникаторы разных профилей. И в самой лингвистике наблюда-

ется резкое оживление внимания к проблемам речевого общения, кото-

рое не является для лингвистики абсолютно новой объектной и пред-

метной областью (о нем писали В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Л. Ельмс-

лев, М.М.Бахтин, Л.П.Якубинский, Л.В.Щерба, Н. Хомский и др.).

Лингвистическая прагматика, теория речевой деятельности (ТРД)

по-новому формируют предмет исследования и «основной своей задачей

считают исследование не устройства языка, а исследование его функ-

ционирования" (Общение. Текст. Высказывание, 1989, с. 8−9).

Линг-

вистика измененных состояний сознания (ЛИСС) описывает языковые

закономерности, сопровождающие диссолюцию (распад) сознания. Поя-

вилась психопрагматика — новая исследовательская программа рубежа

80-х — 90-х годов ХХ века, в которой лингвисты, психологи, логики

и философы объединили свои усилия для анализа процессов манипули-

рования ментальными (внутренними) репрезентациями типа фреймов,

сценариев, планов, когнитивных карт, построенных на структурах

знания.

Вместе с тем ряд идей, высказанных, в частности, В.Н.Волоши-

новым (М.М.Бахтиным) в работе «Марксизм и философия языка», касаю-

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... на базе эмпирических и теоретических исследований. 16 Типы теорий •Естественнонаучный (цель: познание естественным образом возникших и существующих объектов) ... ложное от истинного •Гегель (нем. класс. философ) разработал на идеалистической основе диалектический метод •К. ... исследования. 10.Структура и стиль исследования различных специальностей. Паспорт специальностей 13.00.01, 02, 08. Язык ...

щихся воздействующей функции языка, «философем чужого языка» и пр.

остаются не разработанными. В ситуации речевого общения важно,

по-видимому, учитывать не только речевой-неречевой контекст и спо-

собность коммуникантов адекватно задачам общения организовать свое

поведение, но и сами эти задачи, которые очень часто не осознаются

как желание воздействовать на собеседника, добиться от него ка-

кой-либо реакции. И здесь мы выходим на проблемы языковой суггес-

тии (внушения), воздействия на подсознание не только больных, но и

психически сохранных людей: исследование суггестивного функциони-

рования языка в универсальных и индивидуальных проявлениях.

Настоятельный социальный заказ на изучение возможностей эко-

логичной профессиональной коммуникации диктует и необходимость

изучения лингвистических аспектов вербальной суггестии. Под «СУГ-

ГЕСТИЕЙ" (внушением) понимается «возможность навязывать многооб-

разные и в пределе даже любые действия" (Поршнев, 1974, с.416),

явление принудительной силы слова на бессознательное (постсозна-

тельное).

Стыковая ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, изучающая лингвистические

проблемы ВЕРБАЛЬНОЙ СУГГЕСТИИ в теоретическом и прикладном аспек-

тах именуется далее СУГГЕСТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКОЙ (суггестолингвисти-

кой).

Есть ли необходимость во введении нового термина? Можно ли

вписать суггестивную лингвистику в существующие сегодня направле-

ния исследования?

Рассмотрение проблем речевой суггестии в терминах лингвисти-

ческой прагматики, психолингвистики, теории речевой деятельности

потребовало бы «ревизии» ряда понятий этих направлений в связи с

введением дополнительных параметров, необходимых для исследования

латентного вербального воздействия на установки личности и общест-

ва, корректным описанием параметров языковой фасцинации и, нако-

нец, введением особого метода исследования и осуществления суггес-

9 стр., 4406 слов

Текст как объект лингвистического исследования

... поэтике. Кроме того, такой трактовке текста способствовало изменение установок современных лингвистических исследований, одной из которых является функционализм Кубрякова ... которые с ним связаны. Для каждой языковой личности текст генератор новых смыслов Лотман 1996 21 и в ... культуры. Взаимное воздействие культур. Тарту ТГУ, 1982. С.10-23. 27. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М. Просвещение ...

тии. Такое расширение терминов вряд ли является оправданным, уводя

от сути обсуждаемых проблем в область теоретических дискуссий, ко-

торые бесконечны, равно как и процесс познания в целом.

Термин «суггестивная лингвистика» априорно определяет предмет

исследования (вербальная суггестия), ориентирует на различные об-

ласти профессиональной коммуникации и позволяет ввести дополни-

тельные необходимые термины, выходящие за рамки теории языкозна-

ния. Так, невозможно обойтись в такого рода исследовании без поня-

тий «УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ», которую можно определить как «неосозна-

ваемую изготовку психики к определенному восприятию, решению,

действию" (Добрович, 1980, с.36) и «ЦЕЛОСТНАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ»

— порождение совместной работы сознания и установки.

Установка предполагает три типа манипуляций: 1) ЗАКРЕПЛЕНИЕ

установки (легкая задача); 2) СОЗДАНИЕ установки (задача средней

сложности); 3) ИЗМЕНЕНИЕ установки (сложная задача).

Нас интересу-

ет преимущественно третий тип манипуляций — изменение установок

посредством текстов.

С другой стороны, поскольку личность живет в обществе, невоз-

можно обойти и феномен МАССОВОГО СОЗНАНИЯ (МС) — сознания, которое

присуще тому или иному субъекту (массовому человеку).

МАССЫ — (в

понимании социологов) — это ситуативно возникающие (существующие)

социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные

по составу и статистические по формам выражения (функционирова-

ния)" (Грушин, 1987, с.234−235).

Тексты — одна из возможных форм МС.

Под ТЕКСТАМИ понимаются вербальные структуры, выделенные по

функциональному признаку (обладающие функциональной самостоятель-

ностью), удовлетворяющие требованиям связности и цельности, а СУГ-

ГЕСТИВНЫМИ (МИФОЛОГИЧЕСКИМИ) ТЕКСТАМИ будут именоваться тексты,

специально созданные по канонам той или иной мифологиии и исполь-

зуемые для воздействия на целостную установку личности и установки

3 стр., 1136 слов

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии: индивидуальная и групповая. Последняя подразделяется на семейную и сете

... терапии: терапия словом, смехотерапия, клоун-терапия, трудовая, оккупационная, терапия самовоспитания, ортобиотика и др. Трудовая терапия основана на оказании лечебного, тонизирующего, активизирующего воздействия ... включает следующие приемы: - самоизучение, самооценка; переоценка собственной личности; самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных "психологических барьеров"; ...

общества в целом. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СУГГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ — заговоры,

молитвы, мантры, формулы гипноза и аутотренинга, созданные и зак-

репленные МС для воздействия на установки личности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

СУГГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ — тексты, созданные наиболее продуктивными

профессиональными коммуникаторами для воздействия на установки

личности и общества и вызвавшие определенные изменения. ГЕТЕРОСУГ-

ГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ — тексты, предназначенные для воздействия извне,

АУТОСУГГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ призваны воздействовать на личность изнут-

ри. «ЯКОРНЫЙ» СУГГЕСТИВНЫЙ ТЕКСТ — текст, позволяющий периодически

(по мере необходимости) возвращать объект воздействия в определен-

ное состояние.

Суггестивная лингвистика как прикладная предметная область

ориентирована в первую очередь на использование своих разработок в

терапевтических целях. ТЕРАПИЯ в традиционном понимании — это ле-

чебное, врачебное искусство (В.Даль), лечение внутренних болезней

нехирургическим путем (С.И.Ожегов).

В настоящее время понятие те-

рапии расширилось, выделяют несколько моделей терапии, охватываю-

щих, в сущности, все области профессиональной коммуникации: меди-

цинскую, психологическую, педагогическую, социальную. Все эти мо-

дели включают в себя вербальное терапевтическое воздействие, поэ-

тому основная задача суггестивной лингвистики — изучение и апроба-

ция специальных методов воздействия для профессиональных коммуни-

каторов различных профилей. В настоящей работе исследуется в пер-

вую очередь МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕРАПИИ в аспекте дискурса

«врач-пациент», а также СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕРАПИИ

на материале метода ВЕРБАЛЬНОЙ МИФОЛОГИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (ВМЛ).

Связь Слова и Мифа признавалась многими учеными. Так,

22 стр., 10852 слов

Исследование психологических особенностей личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации

... возрасте Исследования в области психологии личности младшего школьника показывают, что в период младшего школьного возраста под воздействием ... ответственности, > 6,0 – высокий уровень ответственности. Текст опросника прилагается (см. приложение 6). Приложение 4 Экспериментальная ситуация ... реакция. Заранее Вам благодарны за искренние ответы! Текст опросника 1 Ребенок хорошо выполняет задание, даже ...

А.Н.Афанасьев, описывая происхождение мифа, метод и средства его

изучения, отмечает: «Богатый и можно сказать — единственный источ-

ник разнообразных мифических представлений есть живое слово чело-

веческое, с его метафорическими и созвучными выражениями. … Зер-

но, из которого вырастает мифическое сказание, кроется в первоз-

данном слове, там, следовательно, и ключ к разгадке, но чтобы вос-

пользоваться им, необходимо пособие СРАВНИТЕЛЬНОЙ ФИЛОЛОГИИ. Наука

о языке сделала последнее время огромные успехи: в широкой, разно-

образной и изменчивой области человеческого слова, где еще недавно

видели или необъяснимое чудо, сверхъестественный дар, или искусс-

твенное изобретение, она указала строгие, органические законы"

(1995, с.106−107).

Под МИФОМ мы, вслед за А.Ф.Лосевым, понимаем «в словах данную

чудесную личностную историю", «лик личности»; по отношению к об-

щественному сознанию термином «МИФОЛОГИЯ» обозначаем совокупность

мифов народа (в приложении к медицинской модели терапии — это ска-

зания о наиболее эффективных методах лечения и тех, кто их приме-

няет).

ТЕМОЙ данного исследования является изучение лингвистических

аспектов суггестии — суггестивной функции языка (т.е. средств и

приемов изменения установок личности и общества, обеспечивающих

эффективность суггестивных текстов) в теоретическом и прикладном

аспектах.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования связана с усиливающимся социальным

заказом на изучение лингвистических аспектов суггестии, обуслов-

ленным, прежде всего, нарастающей невротизацией (шизофренизацией)

общества и необходимостью его профессиональной терапии. На изуче-

нии проблем суггестии сосредоточены многие психолого-педагогичес-

6 стр., 2551 слов

Роль суггестивных методов в процессе воспитания подростка

... были определены задачи исследования: 1.Изучить особенности психического развития в подростковом возрасте; 2.Раскрыть понятия «суггестия», «суггестивные методы воспитания»; 3.Выявить ... 4.Подобрать, апробировать и проанализировать результаты использования суггестивных методов в процессе воспитания подростков. Методами исследования стали: теоретическая обработка психолого-педагогической литературы; ...

кие дисциплины, однако недооценка собственно лингвистических фак-

торов индивидуального и массового воздействия ведет к заболевани-

ям, имеющим преимущественно языковую первопричину — ятрогении и

дидактогении. Кроме того, без выяснения того, каков психолингвис-

тический механизм суггестии, как действует некоторый текст на ре-

ципиента, какими параметрами должен характеризоваться оптимальный

в смысле суггестии текст, построение адекватной модели речевого

воздействия вообще становится проблематичным. Языковая суггестия,

латентная вербальная связь с подсознанием психически сохранных лю-

дей — то недостающее звено в цепочке знаний, которого не хватает

для создания интегральной теории воздействия.

НОВИЗНА исследования в том, что впервые делается попытка сис-

темно рассмотреть суггестивную лингвистику в теоретическом и прик-

ладном аспектах, обозначить методологические основы данной пред-

метной области. Суггестивная лингвистика рассматривается нами в

аспекте синхронной динамики языка как коммуникативно-функционально

ориентированная на бессознательные и сознательные психические яв-

ления, стыковая, антропоцентрическая область языкознания, изучаю-

щая вербальный механизм суггестии.

ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обеспечивается следующими фактора-

ми: 1) проблема лингвистических аспектов суггестии рассматрива-

лась в рамках системного коммуникативно-функционального, антропо-

центрического подхода, характерного для динамической лингвистики;

2) универсальные параметры суггестивных текстов выводились на

основе вербальных структур, закрепленных МС м сохраняемых в неиз-

менном виде на протяжении длительных промежутков времени и в об-

ширных ареалах. Тексты анализировались при помощи математически

точных, с достаточной степенью надежности, методов. Применялась

преимущественно автоматическая обработка текстов, использовались

специальные компьютерные программы «Diatone» и «Диаскан», разрабо-

танные для экспертизы текстов внушения. Для формирования выбороч-

9 стр., 4256 слов

Экспертная оценка суггестивного воздействия

... отношении приглашенных «высокоэффективных методов психологического, суггестивного воздействия» (по заключениям экспертов), техник ... психотерапевтического) воздействия, исследования были направлены исключительно на предполагаемых источников воздействия, а ... методам и способам классической суггестии как метода лечения больных». ... психологического воздействия указали лишь около 60%. Причем текст обращения ...

ной совокупности применялся отбор методом основного массива;

3) результаты теоретических изысканий апробировались на прак-

тике: использовались в работе психотерапевтических и коррекционных

групп, рекламной и педагогической деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) разработаны теоретические положения суггестивной лингвис-

тики, совокупность которых можно квалифицировать как новую пред-

метную область исследований в теории и практике языкознания, наце-

ленную на лингвистическое описание взаимодействия с бессознатель-

ными психическими процессами (установками личности и общества).

Изучение такого типичного, частотного и универсального явления

коммуникативно-функциональной лингвистики как лингвистические ас-

пекты суггестии способствует общему описанию системы языка, а так-

же закономерностей развития и функционирования языка в социуме;

является конкретным вкладом языкознания в интегральную теорию воз-

действия;

2) выявленные теоретические положения позволяют осмыслить из-

вестные психологические и лингвистические факты с новой точки зре-

ния, на оригинальном языковом материале, связанном с воздействием

на подсознание (универсальные и индивидуальные ауто- и гетеросуг-

гестивные тексты; личные мифы и пр.), не подвергавшемся специаль-

ному системному лингвистическому описанию с точки зрения вербаль-

ной суггестии;

3) обозначенные теоретические положения послужили основой для

прикладных исследований: создания ауто- и гетеросуггестивных текс-

тов в условиях терапевтической группы, диагностики психических за-

болеваний по фоносемантическим параметрам и др., а также для выяв-

ления специального интегрального метода вербальной мифологизации,

предназначенного для анализа и синтеза суггестивных текстов и обу-

чения латентным способам воздействия на подсознание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) проанализированный массив лег в основу компьютерной прог-

раммы «Diatone» — «Экспертиза текстов внушения», которая использу-

ется также как тренинговая для профессиональных коммуникаторов

различных профилей;

2) результаты исследования широко внедрены в психотерапевти-

ческую практику в виде специальных методов, применяющихся в раз-

личных клиниках страны и обучающих семинаров «Языковые барьеры те-

рапевта", «Метод ВМЛ», «Суггестивная лингвистика — лингвистика те-

рапии" и др., а также в практику рекламистов, менеджеров, полити-

ков и иных профессиональных коммуникаторов;

3) материалы диссертации используются в спецкурсах, спецсеми-

нарах для филологов и в программах усовершенствования врачей, пе-

дагогов, специалистов по коммерческой и политической рекламе и ме-

неджеров; служат основой для создания учебных пособий для коммуни-

каторов различных профилей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: системное описание суггестивных языковых

закономерностей и выявление адекватного задачам латентного воз-

действия метода.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: суггестивные параметры текстов (линг-

вистические средства и приемы латентного воздействия, обеспечиваю-

щие гипнотический эффект языка).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: суггестивные (прагматически маркирован-

ные) тексты — универсальные (заговоры, молитвы, мантры, заклина-

ния, формулы гипноза и аутотренинга), индивидуальные (тексты пси-

хотерапевтического воздействия), аутосуггестивные тексты, резуль-

таты свободных ассоциативных экспериментов, письма, личные мифы

врачей и пациентов.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Разработка теоретических основ суггестивной лингвистики

как особой предметной области в русле синхронной динамики языка.

2. Описание экспериментального материала с точки зрения мето-

дологических основ суггестивной лингвистики. Измерение и анализ

лингвистических параметров суггестивных текстов, обеспечивающих

прагматическую успешность коммуникации.

3. Демонстрация возможностей вербальной суггестии в приклад-

ном аспекте на материале медицинской модели терапии.

Обозначенные задачи обусловливают использование комплексной

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, основанной на функциональном подходе к изу-

чению языка в практике общения людей, включающей ряд традиционных

и специальных МЕТОДОВ:

1) метод интерпретации текста;

2) сопоставительный метод;

3) метод свободного ассоциативного эксперимента;

4) метод измерения фонетического значения слов и текстов;

5) методы автоматического анализа «золотого сечения», средней

длины слова в слогах, соотношения высоких и низких звуков;

6) математико-статистический метод анализа стилистических

особенностей текста;

7) метод лингвистического психоанализа;

8) метод вербальной мифологизации (ВМ);

9) метод вербальной мифологизации личности (ВМЛ).

С Т Р У К Т У Р, А Р, А Б О Т Ы

Диссертация содержит введение, три главы, заключение, список

использованной литературы и приложения.

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается тема исследования, формулируются

цель и задачи работы, определяются актуальность, научная новизна,

теоретическая и практическая значимость исследования, а также

предмет, объект, задачи и методы исследования. Вводятся основные

понятия работы.

В ПЕРВОЙ главе «ВЕРБАЛЬНАЯ СУГГЕСТИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»

излагается предыстория возникновения суггестивной лингвистики, ко-

торая условно делится на историю формирования воззрений на природу

суггестии (на практике этот процесс характеризовался все более

тесным приближением к языковому субстрату) и историю лингвистики в

целом, обретающей свой предмет и новые методы в непрерывном диа-

лектическом развитии; описывается комплексный подход к феномену

суггестии: обсуждаются традиционные медицинские и психологические

взгляды на суггестию, прослеживается связь суггестии с языком и

бессознательным в коммуникативной практике, обобщаются воззрения

специалистов разных профилей (психиатров, психологов, лингвистов,

социологов), предвосхитивших лингвистическое решение данной проб-

лемы; обосновывается необходимость выхода языкознания за свои рам-

ки в связи с освоением новых предметных областей и осмысленной ди-

намизацией.

Раскрываются такие базовые понятия суггестивной лингвистики,

как «целостная установка личности», «массовое сознание»; вводится

классификация существующих сегодня методик суггестивного воздейс-

твия («психотехник»); расширяется понятие «суггестивного текста» и

приводятся три классификации означенных выше текстов, характеризу-

ющих тексты по степени распостраненности и универсальности, по

направленности воздействия и по характеру использованной мифоло-

гии. Рассматриваются понятия «миф» (в интерпретации А.Ф.Лосева,

З.Фрейда и др.) и «философемы чужого языка» (В.Н.Волошинов), выяв-

ляется вербальная природа мифа и его коммуникативно-функциональная

форма (способ) существования, что позволяет говорить о методе вер-

бальной мифологизации как средстве познания и описания действи-

тельности, а также как идеальной модели взаимодействия личности с

другими личностями и обществом.

Описываются содержание и структура суггестивной лингвистики с

точки зрения задач латентного вербального воздействия и необходи-

мости получения точных данных о функционировании суггестивной ре-

чевой продукции в социуме. В качестве наиболее значимых выделяются

уровни фонологический, ритмический, а также ряд других параметров

текста, оптимизирующих процесс манипуляции установками. Анализиру-

ется место суггестивной лингвистики в науке о языке и в системе

наук вообще. Излагаются методологические основы суггестивной линг-

вистики как междисциплинарной предметной области.

Во ВТОРОЙ главе «ВЕРБАЛЬНАЯ СУГГЕСТИЯ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬ-

НО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ" обосновывается необходимость

введения понятия «социально-лингвистический эксперимент» в связи с

тем, что в области суггестии снимается противоречие между исследо-

вателем и информантом, наблюдением и созиданием, текстом и лич-

ностью. Рассматривается феномен универсальных суггестивных текстов

в качестве длительного социального эксперимента с МС; порождение

индивидуальных суггестивных текстов как синхронный социальный экс-

перимент с конкретными массами информантов и лингвистический экс-

перимент в условиях терапевтической группы, ориентированной на со-

циально-психологическую адаптацию.

Массив универсальных суггестивных текстов описывается с точки

зрения эталонного воздействия на установки личности и общества.

Выделенные универсальные параметры служат призмой для рассмотрения

индивидуальных суггестивных текстов, созданных в процессе профес-

сиональной коммуникации, а также точкой отсчета при анализе экспе-

риментального материала, связанного с преодолением языковых барь-

еров личности в условиях психотерапевтической группы.

В ТРЕТЬЕЙ главе «СУГГЕСТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА В ПРИКЛАДНОМ АСПЕК-

ТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИЦИНСКОЙ МОДЕЛИ ТЕРАПИИ)" рассматривается

практическое применение разработок суггестивной лингвистики в дис-

курсе «врач — пациент»: диагностика истинного состояния клиента

методом лингвистического психоанализа, создание текстов с ключевы-

ми словами пациентов, диагностика самочувствия группы и пр.

Анализируется система лингвистических приемов и мировоззрен-

ческих взглядов, позволяющая создавать суггестивную роль доктора

как модификацию социально-психологической роли Божества, увеличи-

вающую эффективность его терапевтического воздействия.

Описывается процесс и языковая продукция метода вербальной

мифологизации личности, позволяющего актуализировать внутренние

резервы человека во время работы терапевтической или учебной груп-

пы и закрепить их активное состояние при помощи «якорного» ауто- и

гетеросуггестивного личного мифологического текста. Анализируется

массив текстов личных мифов врачей и их пациентов, прослеживается

тесная связь этих текстов с универсальными суггестивными текстами,

их контрсуггестивная направленность по отношению к внешним вредным

воздействиям, способствующая выполнению задач социально-психологи-

ческой адаптации и личностного роста.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги исследования, делаются выводы и

намечаются перспективы дальнейших разработок в области суггестив-

ной лингвистики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ включает 666 источников оте-

чественных и зарубежных авторов.

В ПРИЛОЖЕНИЯХ помещены образцы суггестивных текстов с элемен-

тами анализа, а также необходимые справочные материалы.

На защиту выносятся следующие ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ диссертации:

1. Язык в целом может рассматриваться как система суггестив-

ное, так как говорящие (коммуницирующие) не интересуются самим

языком: их волнует скорее то, что стоит за языком, — результат об-

щения. В целях эксплицирования предмета данного исследования — вы-

явления оптимальных параметров суггестивных текстов и универсаль-

ных механизмов латентного вербального воздействия — можно предпо-

ложить, что суггестивная (волюнтативная) функция языка является

наиболее актуальным для носителей проявлением коммуникативной

функции и движущей силой развития и совершенствования речи. Языко-

вая суггестия вероятностна по своей природе.

2. Вследствие объективного существования феномена суггестии и

необходимости вербальных средств для достижения суггестии требует-

ся выделение специальной лингвистической междисциплинарной пред-

метной области, изучающей латентные языковые особенности воздейс-

твия на установки личности и общества, располагающей специфическим

понятийным аппаратом, теоретическими основаниями и особым методом

анализа и синтеза текстов. Суггестивная лингвистика — динамическая

(изучает процессы), междисциплинарная (стыковая), коммуникатив-

но-функциональная, прикладная область исследования. Вербальные и

невербальные механизмы суггестии могут быть рассмотрены как «пучок

языков" (в семиотическом смысле), из которых основополагающими

являются язык в традиционном понимании и язык мифа.

3. Единицей анализа может быть признан текст в широком смысле

слова, в нашей терминологии — мифологический суггестивный текст. В

качестве эталонных принимаются средства и приемы, зафиксированные

в универсальных суггестивных текстах, специально созданных массо-

вым сознанием или профессиональными коммуникаторами для воздейс-

твия на установки личности или общества. Суггестивные свойства

языка имеют правополушарную ориентацию (сродни свойствам, фиксиру-

емым в художественных текстах), нацелены скорее на «периферию»,

чем на «центр» обыденной речевой деятельности (в понимании психо-

лингвистов) и в то же время поддаются математически точному описа-

нию; их эффективность усиливается по мере сложности осознавания и

восприятия (наиболее действенными с точки зрения латентного воз-

действия являются фоносемантические и грамматические параметры,

особенно, если они формально соответствуют типу мифологического

сознания личности или общества).

4. Эксперименты в области суггестивной лингвистики можно от-

нести к категории социальных (социально-лингвистических) экспери-

ментов, производимых как с участием экспериментатора в синхронии

(в условиях терапевтический группы, здесь и сейчас), так и проис-

ходящих объективно на протяжении больших промежутков времени (ди-

ахронические социально-лингвистические эксперименты с МС).

Их ор-

ганизаторы — профессиональные коммуникаторы разных времен, испы-

тавшие свое воздействие на населении, получившие определенный эф-

фект и обучившие себе подобных суггесторов. Каждая мифологическая

система обладает своим корпусом текстов, отличающимся особыми па-

раметрами и влияющим на порождение индивидуальных суггестивных

текстов в процессе коммуникации. Специфика синхронного социаль-

но-лингвистического эксперимента в том, что экспериментатор явля-

ется вынужденным лидером, обладает особой социально-психологичес-

кой ролью Божества, поэтому информанты лишены возможности изменить

свое поведение в процессе эксперимента (единственный возможный ва-

риант отрицательного реагирования — безвозвратный уход из терапев-

тической группы).

5. В качестве универсального метода анализа и синтеза суггес-

тивных текстов может быть предложен интегральный метод вербальной

мифологизации (ВМ).

ВМ предполагает использование особого (дости-

гаемого исключительно языковым воздействием) измененного состояния

сознания (творческого транса) для порождения мифологизированных

текстов, характеризующихся параметрами универсальных суггестивных

текстов. Это тексты ауто- и гетеросуггестивные, со многими степе-

Введение — Стр 2

нями свободы, фольклорные, правополушарные, обладают специфически-

ми лингвистическими признаками и выполняют функции защитных «якор-

ных" текстов. Наиболее изученный и апробированный вариант метода —

метод вербальной мифологизации личности (ВМЛ), именуемый также

«лингвосинтезом» и находящий успешное применение в психотерапии.

Тексты, полученные в результате такого рода воздействия, представ-

ляют собой уникальный материал, расширяющий представления совре-

менной лингвистики о суггестивных резервах языка и позволяющий

построить адекватную модель речевого воздействия вообще.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector