Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина

СОДЕРЖАНИЕ

Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина…3

Личность предпринимателя, её специфические качества, отличающие от менеджера…11

Задача 1…13

Задача 2…14

Список использованной литературы…16

1. Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина

В представлении о совершенствовании организации творческого процесса в таких институтах, как венчурные фирмы, слабо задействованы известные в психологии факты: уровень притязаний личности в конкретной ситуации конкретной деятельности с определённой целью, который формируется в ходе этой деятельности. Моменты, выделяемые психологами при описании последовательности действий таковы:

-предшествующее действие;

-установление уровня притязаний;

-исполнение действий;

-реакция на достигнутое чувство успеха или неудачи;

-прекращение всей деятельности или продолжение её с новым уровнем притязаний.1

Уровень притязаний предполагает «цель действия», имеющего внутреннюю структуру. То, что хочет индивид в действительности — его «идеальная цель». Уровень, ориентированный на прошлый опыт и возможности «цели действия», принимается обычно в качестве критерия уровня притязаний индивида в данное время в данной ситуации.

В целевой структуре отмечаются также:

-«несоответствие цель — ожидание», а именно разница между уровнем цели действия и уровнем ожидаемого результата. Частично это несоответствие зависит от субъективной вероятности, в том числе от уровня уверенности;

-«целевое несоответствие» может быть положительным, когда уровень притязаний и цель действия выше уровня прошлого действия. Оно может быть отрицательным, когда уровень притязаний и цель действия ниже уровня цели прошлого действия;

10 стр., 4597 слов

Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

... основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности. Карты достижения личностных и метапредметных результатов ... УУД с учетом стадиальности их развития. Оцениваются следующие свойства действий: - уровень (форму) выполнения действия; - полноту (развернутость); - разумность; - сознательность (осознанность); - обобщенность; ...

-«несоответствие достижения», а именно разница между уровнем притязаний и величиной достижения в результате действия. Это несоответствие в случае положительного и отрицательного значения. Успех и неудача — психологические переживания как реакция на результат действия.

Операционализация разных целевых уровней действия затруднена в связи с тем, что законы формирования притязаний недостаточно раскрыты для тестовых экспериментов.

В целом, экспериментально подтверждены такие уровни притязаний:

-уровень устанавливается относительно высоко;

-уровень поднимается вне области слишком трудных или лёгких задач.

Уровень притязаний как ситуация выбора характеризуется, с одной стороны, установкой индивида, его стремлением выдвигать, ставить более и более высокие цели, потребностью браться за решение трудных задач, с другой — желанием избегать лишних усилий. Здесь нужно учитывать объём действия, к которому относится цель. Размер, характер и сложность единиц деятельности влияют на уровень притязаний.

Выбор цели и единиц деятельности связан с тремя факторами:

-влечение к процессу творчества;

-поиск успеха;

-потребность избегать неудач.

Эти факторы действуют на поле прошлого опыта индивида и корректируются системой ценностей, характеризующей культуру личности.

Целевое поведение складывается по — разному в ситуациях постановки и поиска цели. Поиск или «борьба» за цель связаны с поведением, в котором возможны переживания приближения цели, разочарования достижения цели и завершения цикла поведения.

В ситуации постановки цели решаются задачи уровня притязаний.

Перестройка структуры и функции творческой группы

с ориентацией на рост активности творческой личности требует учёта всего, что касается этой личности. Можно в качестве исходной принять изложенную ниже гипотезу.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков

... психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления ... Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования - реконструировать спосо­бы, которыми каждый испытуемый ...

Рациональная организация творческой группы обеспечивает свои главные функции, если они сосредоточены на целях творческой деятельности и на субъекте творчества. При этом обеспечивается:

-учёт прошлого опыта;

-реагирование на уровень его притязаний;

-введение в систему стимулов, притягательность самого процесса творчества;

-рациональная реакция на «успех — неудачу»;

-возможность выбора объектов деятельности.

Меру притязаний на объём, характер и сложность деятельности можно отразить на трёхпольной шкале, в виде таблицы: 1

Таблица 1

Шкала уровней притязания на объём, характер и сложность деятельности

1 уровень Относительно высокий уровень: стремление ставить всё более высокие цели

2 уровень Притязания до определённых границ

3 уровень Вне области слишком трудных и слишком лёгких задач, избегание больших усилий

На современном этапе развития теории организации творческого труда факторы и взаимосвязи в групповом творчестве поддаются моделированию и анализу.

Во — первых, предлагается интерпретация зависимости выбора целей деятельности от культуры личности с учётом четырёх главных факторов:

-поле прошлого опыта субъекта творчества;

-влечение к процессу творчества;

-поиск успеха;

-потребность избежать неудачи.

Цели, уровень притязаний имеют сложную психологическую породу. Во — вторых, следует принять во внимание иерархическое соподчинение целей субъекта творчества:

-идеальная цель — цель мечты;

-цель намерения;

-достижимая цель;

-цель действия;

-первый (рабочий) уровень цели.

В — третьих, каждому уровню притязаний характерны собственные нюансы целевого поведения. Структура этого поведения включает ряд элементов:

6 стр., 2786 слов

Волевая сфера личности и развитие воли

... воля личность 1. Волевая сфера личности Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели [5, с.292]. Воля ... при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен ... каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой ...

-уровень притязаний;

-постановка целей;

-переживание приближения к цели;

-завершение цикла поведения;

-психологическое пресыщение.

Все эти элементы опираются на поиск и борьбу за цель.

И, наконец, учитывая многофакторность социального поведения членов творческой группы, следует обратиться к взаимозависимости факторов, формирующих поведение членов творческой группы:

-формирование поля творческого поиска;

-профессиональная ориентация;

-творческая ориентация;

-отношение к творчеству;

-рост престижа творчества;

-рост личного престижа;

-профессионально — квалификационный рост;

-повышение общего культурного уровня;

-выбор творческой среды;

-рост личной потребности в творческой деятельности;

-стабильность или текучесть в творческой группе.1

Поведение человека в условиях неопределённости предполагает задействование его личностных качеств, и тем активнее, чем сложнее ситуация, чем значимее для личности следствия развития этой ситуации, т. е. чем значимее следствия риска принятия решений о деятельности в этой данной ситуации.

Типология видов труда в зависимости от сложности требований к возможностям человека, к его социальным, личностным свойствам разрабатывается давно. Такая типология отражает роль труда в самореализации личности.

Воля — это осознанная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Воля возникла и формируется в процессе трудовой деятельности при овладении человеком законами природы. Волевые действия выполняют две взаимосвязанные функции:

-побудительную, обеспечивающую активность субъекта;

-тормозную, проявляющуюся в сдерживании активности.

Обе функции реализуются в таких ситуациях, как:

-выбор решений из равных по значимости мотивов и целей;

-при отсутствии у субъекта потребности в действиях;

8 стр., 3745 слов

Воля человека 2

... . Именно препятствия являются показателем силы воли. Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности означает, что такой человек точно знает чего хочет, куда ... упорно работать над картиной. Благодаря ему я понял, что творчество - труд тяжелый и не всегда благодарный», - вспоминал позднее И.И. Левитан ...

-при очевидных препятствиях к достижению целей и т. д.

Понятие воли также сопряжено с такими понятиями, как:

-самоконтроль личности;

-актуальные потребности;

-мотивы и цели;

-способности и возможности принимать решения;

-система ценностей;

-произвольные и непроизвольные импульсивные действия;

-внимание и ответственность.

Чтобы использовать эти составляющие активности субъекта, нужно более подробно рассмотреть другие её составляющие, в том числе и составляющие проявления воли, критерии процесса труда по его обращённости к личностным свойствам и качествам.

В социальном аспекте воля личности соотносится с социальной ответственностью. Проявление воли личности в организации интегрируется в её социальные функции:

-целевая — поддержание, формирование стратегий организации;

-интегративная — объединение по системам ценностей;

-поддерживающая (изменяющая) — воспроизведение функциональной структуры организации в динамике социальных статусов и индивидуальных социально — ролевых структур;

-адаптация к труду — индивидуальному и групповому.1

В трудах экономиста С.Г. Струмилина использован балльный подход к оценке содержания труда по критерию целесообразности использования работником своих возможностей и способностей. Прежде всего, имеются в виду идеи по поводу актуализации воли личности. Сегодня могут быть использованы практикой идеи балльной оценки личностно — волевого критерия совершенства труда.

Построим таблицу, отражающую существо идей С.Г. Струмилина.

Таблица 2

Мера участия воли человека в труде по разным видам труда по С.Г. Струмилину:

Балл Виды труда Мера участия воли человека в труде

1 Автоматический, рефлекторный труд Волевые импульсы рефлекторны

2 Полуавтоматический, привычный труд Воля пассивна

3 Шаблонный исполнительский труд Воля малоактивна

4 Самостоятельный труд Воля активна

5 Свободный творческий труд Необходимо высокое волевое напряжение

Исходным в идеях Струмилина является признание того, что всякая сложная, обращённая к личностным возможностям работника деятельность, включает такие, требующие от него волевого усилия действия.

4 стр., 1509 слов

Содержание социальной среды развития личности в современных социально-культурных условиях

... Они всегда обусловлены социально-экономическим, культурным и политическим уровнем его развития.личность социальный государство психический Социальная ... образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, заботу об условиях труда и отдыха и т.д.), должно принимать ... прежде всего, нарушения состояния пропорций в оплате труда между сферами занятости, слабым социальным обеспечением, нетрудоспособных ...

В их перечень входят приведённые ниже факторы:

-определение цели;

-выдвижение идей;

-прогнозирование, выбор и решение;

-осуществление действий;

-контроль результатов;

-волевые усилия и интуиция.

Всякая деятельность имеет определённую логическую основу. В случае сложного вида деятельности требуется участие воли человека. Одновременно это, как правило, деятельность, требующая способностей к аналитической работе и обращённая к личностным возможностям каждого руководителя и каждого исполнителя.1

Классическая экономика труда ещё в 20 — е гг. была ориентирована на личностный подход в исследованиях проблем трудаК сожалению, в последующие годы исследования проблем труда не включали волевой компонент саморегуляции личности в процессе трудовой деятельности.

Тем не менее, с усложнением производства и повышением требований к личностным возможностям исполнителя волевой параметр в числе других может служить важным звеном в понимании природы эффективности труда как в социальном, так и в экономическом аспектах.

2. Личность предпринимателя, её специфические качества, отличающие от менеджера

Экономисты как профессиональная общность имеют множество специальностей, в том числе и управленец — менеджер.

Однако у экономистов всех специальностей есть общая черта, предполагающая специфическую личностную способность к предпринимательству.

Для менеджера знание экономики обязательно, но в том числе особые требования в части склонностей к предпринимательству.

Предпринимательство рассматривается сегодня как важнейший экономический ресурс в одном ряду с капиталом, землёй и рабочей силой.

Предпринимательские способности — это особый комплекс знаний, умений и навыков, необходимых предпринимателю для исполнения того или иного вида трудовой деятельности с целью использования человеческого капитала для получения наибольшей прибыли.

Предпринимательские способности и умения — золотой фонд общества. И менеджер — ключевая профессия экономики: от компетентности менеджеров зависит становление рыночных отношений.

11 стр., 5449 слов

Социально-трудовая мораль

... труда и социально-трудовая мораль 1.3 Сравнение социально-трудовой и профессиональной морали. Профессиональная этика 2. Профессиональная этика бухгалтера как вид социально-трудовой морали в деятельности ... богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощенным, дает возможность идти на ... императивов.11 Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В ...

Компетентность менеджеров — главное условие формирования предпосылок рынка. Это ориентация на иные социальные и психологические ценности как предпосылки становления рыночной системы хозяйствования, а именно на:

-способность к рациональному экономическому поведению;

-социально — экономическую культуру специалиста, стремление к перебору вариантов при принятии решения в условиях неопределённости;

-высокий уровень образованности и общей культуры;

-профессиональную подготовку, организаторские и лидерские способности;

-развитость системы ценностей и потребностей у специалиста, его притязаний.

Предпринимателями называют тех экономистов, которые сами реализуют управление организацией, созданной на идеях и методах экономической деятельности.1

У предпринимателей формируется особое отношение к жизни и особый образ жизни. На фоне прежних представлений особо выделяются предпосылки профессионального менеджмента, опирающегося на предпринимательство.

Становление компетентности такого специалиста отмечено тремя моментами:

-представления о потребности и доступность информации в её получении;

-развитые потребности в росте уровня и качества жизни;

-сложившаяся система моральных ценностей, исключающая запрет на выгоду, обогащение, конкуренцию.

От менеджерской культуры сегодня, кроме прочего, зависят:

-формирование мышления, способного открывать новое, приходить к новым обобщениям в непрерывно меняющейся экономической ситуации;

-включение в резервы хозяйственных преобразований творческих способностей каждого работника — одного из самых драгоценных способностей человека.2

Задача 1

Анализ рабочего места на меру участия воли

Проанализируем рабочее место одного из работников Новосибирского станкостроительного завода — рабочего — слесаря по ремонту шлифовального оборудования в цехе гальваники.

1. Вид труда: полуавтоматический, привычный труд, воля работника является пассивной;

2. Трудовые задания: многообразны, но заранее известны и изложены в инструкциях;

3. Трудовые приёмы и навыки: в основном ограничены, выбор приёмов является однообразным;

4. Ритм труда: переменный сложный. Это важно с эргономической точки зрения: при таком ритме труда работник меньше утомляется, устаёт, и соответственно, это положительно влияет на производительность и эффективность его труда;

5. Трудовые движения работника: в основном, однообразные, полуавтоматические, но такие движения в данном случае являются оптимальными с точки зрения снижения трудоёмкости слесаря. Планировка, оснащение рабочего места являются приемлемыми для данного работника.

6. Работа внимания, памяти, способностей. Условия труда на данном заводе являются допустимыми: в каждом цехе установлены звукозащитные экраны, все работники цехов имеют спецодежду, рабочий день строго регламентирован в соответствии с нормами труда и отдыха.

Присутствуют различные материальные и нематериальные стимулы: премии в размере 30% от соответствующего месячного оклада, надбавки. Полностью сформирован социальный пакет, включающий в себя: оплачиваемый заводом отпуск

— 30 календарных дней, непрерывный стаж, медицинская страховка, бесплатный проезд на служебном транспорте.

Задача 2

Составить нормативную модель предпринимателя

Предприниматель должен обладать такими качествами, как:

1. Поведение, располагающее к интересу своей личности;

2. Норма социальной ответственности — помогать своим подчинённым;

3. Норма взаимности — помогать людям, которые помогли данному предпринимателю;

4. Норма нравственная — предприниматель должен быть спокоен, вежлив, тактичен, внимателен.

5. Групповое нормативное влияние — конформизм, основанный на желании предпринимателя удовлетворить ожидания других для того, чтобы добиться признания.

6. Предприниматель также должен обладать следующими психологическими качествами. Это, прежде

всего: выносливость, высокая работоспособность, умение общаться с клиентами на деловом уровне, мобильность, стрессоустойчивость, неконфликтность.

7. Что касается профессиональных знаний, умений и навыков, то, прежде всего, предприниматель должен быть компетентным в своей области трудовой деятельности.

8.С социальной точки зрения предприниматель должен:

-владеть знаниями об условиях формирования личности, её свободы, ответственности перед другими людьми;

-владеть основами социологического анализа;

-знать современные методы социально — экономической диагностики;

-владеть методами прогнозирования потенциальных возможностей экономического, социального и организационного развития;

-уметь разрабатывать варианты управленческих решений по критериям социальной эффективности;

-Обладать лидерскими и организаторскими способностями;

-владеть

методами поиска новых форм организации своей трудовой деятельности, социально — психологического регулирования морального климата своих подчинённых в коллективе .

Я думаю, при соблюдении всех вышеназванных критериев предприниматель должен добиться максимального роста своего дела или дела своей фирмы для большего роста прибыли, конкурентоспособности, что в итоге повлияет на формирование принципов эффективного и производительного труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. — М.: ДЕЛО, 1991.

2. Калачёва Л.Л. Социология и экономика труда: Учебное пособие. — Новосибирск: НГУ, Часть 2. — 2000. — с. 160.

3. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сиро Р. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер., А.А. Пузырея. — М.: МГУ, 1982. — с. 90.

4. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. — М.: Наука, 1988. — с. 232.

5. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. — М.: Файр. Гранд, 1996.

6. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. — М, 1996.

7. Экономика труда и социально — трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна., Р.П. Колосовой. — М.: МГУ, 1996.

1 Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сиро Р. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер.,

А.А. Пузырея. — М.: МГУ,

1982. — с. 90.

1 Калачёва Л.Л. Социология и экономика труда: Учеб. Пособие. — Новосибирск: НГУ, Ч.2. 2000. — с. 160.

1 Совместная деятельность: Методология, теория, практика. — М.: Наука,

1988. — с. 232.

1 Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. — М,

1996.

1 Экономика труда и социально — трудовые отношения / Под ред.

Г. Г. Меликьяна.,

Р.П.

Колосовой. — М.: МГУ, 1996.

1 Таранов П.С. Золотая книга руководителя. — М.: Файр.

Гранд,

1996.

2 Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. — М.: ДЕЛО,

1991.

12

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector