Барановичи, 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

УСР по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства» на тему «Стратегия устойчивого развития Республики Беларусь в начале XXI века»

Подготовила:

студентка 1 курса

группы ГЭ-11

Бордюк Я.В.

Барановичи, 2015

1. Геополитические изменения в начале XXI века

Геополитическое развитие стран и регионов в последнее десятилетие стало объектом повышенного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей в силу тех кардинальных изменений, которые произошли на политической карте Европы в 1990-х гг.

Республика Беларусь, которая геополитически относится к наиболее динамично развивающемуся региону Центральной и Восточной Европы, находится в поиске оптимальной формы геополитической идентичности. Вот почему важно не только оценить ныне существующее, но и спрогнозировать ее последующее геополитическое развитие.

Любое государство в своем развитии учитывает природно-климатический и экономический потенциал, способный сформировать особый уклад жизни того или иного общества. Однако, как отмечал В. де ля Бланш, государство как таковое — это результат не только природной деятельности, но в большей степени продукт исторического развития самого человеческого общества. Оно формируется в процессе взаимодействия социальной и природной среды, и от того, насколько активно социальная среда будет воздействовать на природную, зависит экономическая мощь и процветание государства [2, с. 90].

Географическая среда создает условия для пространственного существования государства, политика же заставляет его динамично развиваться, и двигаться во времени, наделяя такими временными и историческими категориями, как прошлое, настоящее, будущее. Политика, формирует ценности, идеи и универсальный смысл самого существования государства и того народа, который живет в нем.

9 стр., 4191 слов

Вопрос 2. Теории происхождения государства

.СХЕМА 1 Вопрос 1. Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее на­селение, располагает для этого специальным аппаратом управления, из­дает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. А) Основные закономерности происхождения государства По вопросу происхождения государства существуют различные мнения, ...

Политика может не только представлять собой борьбу за власть и управление государством, но и выражаться во внутренней и внешней активности населения страны. Американский ученый Н. Спикмен отмечал важность социально-психологических характеристик населения (политическая и государственная воля, социальные предпочтения и желания, идеи и ценности) в формировании внутренней политики государства. Бесспорно, географическое положение страны играет важную роль в ее экономическом и социальном развитии, однако политический потенциал определяет стратегию ее внутреннего и внешнего развития, ее силу и значение на международной арене. Таким образом, взаимодействие природных, социальных и политических факторов формируют геополитическую картину государства [см. 9, с. 51—52, 70].

Беларусь по своему географическому положению находится в срединной части Европы. Территория ее компактная: протяженность с севера на юг — 560 км, с запада на восток — 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке — с Российской Федерацией (протяженность границ — 990 км), на юге — с Украиной (975 км), на западе — с Польшей (399 км), на северо-западе — с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км.

Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинной местности, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с дальним зарубежьем.

В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии).

9 стр., 4042 слов

Основные функции государства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Истории и политологии Кафедра ___________________________ РЕФЕРАТ Политология По дисциплине: «____________________» Тема: Банковская система, ее элементы, уровни организации, принципы формирования и ...

К востоку простирается Россия. По оси «север—юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси — жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой и по этой причине любая попытка получить дополнительную прибыль за счет увеличения транзитных сборов способна привести к смещению основных транспортных потоков на территории стран Балтии и Украины. Это касается и российских энергоносителей, малейшее удорожание транзита которых по нашей территории способно привести к осложнениям в отношениях не только с Россией, но и с потребителями российских энергоносителей в Прибалтике и Европе (в частности, с Польшей, ФРГ).

Являясь транзитным коридором на пути в Европу, Беларусь также сталкивается с проблемой нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ (около 140—180 тыс. человек ежегодно).

В результате состоявшегося в 2004 г. расширения Европейского союза западная и северо-западная границы республики превратились в последнюю преграду для желающих нелегально попасть в европейские страны, что способно увеличить поток нелегалов из беднейших стран мира на территорию Беларуси. Многие из них, не сумев преодолеть последний барьер, пожелают остаться в нашей стране, что в дальнейшем может нарушить межэтническую и межконфессиональную стабильность республики, которая до настоящего времени считается одним из наиболее ценных геополитических ресурсов белорусского государства.

Немаловажен для республики и демографический фактор. Значительное уменьшение общего уровня рождаемости и старение населения могут впоследствии стать причиной нехватки трудовых ресурсов и обусловить необходимость привлечения их извне.

Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Однако по причине неэффективности функционирования СНГ приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства (58 %), является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В свою очередь, Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России, обеспечивая ей прямой доступ к границам европейских государств. Транспортный коридор по территории республики обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС) [9, с. 206]. Общие исторические и социокультурные корни также стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.

13 стр., 6413 слов

Возникновение и деятельность системы социальных детских приютов в Беларуси

ВВЕДЕНИЕ Залогом нравственной переориентации современного общества является его гуманизация. В жизнь населения возвращаются забытые понятия и виды деятельности, в том числе благотворительность. В 19 - начале 20 века на территории Беларуси имелось множество благотворительных общественных объединений, которые занимались обучением и воспитанием сирот. Однако до настоящего времени они изучены ...

Обретенная в 1991 г. политическая самостоятельность Республики Беларусь предоставила возможность расширить векторы внешнеполитических отношений. Радикальные социальные и политические преобразования, затронувшие Республику Беларусь, обусловили популярность геополитических концепций ее развития в качественно изменившихся геополитических условиях (распад СССР, создание СНГ, расширение НАТО и др.).

И если в первой половине 1990-х гг. геополитическое позиционирование Беларуси происходило в условиях обретения суверенитета и политической независимости, то начиная со второй половины 1990-х гг. страна все активнее стала претендовать на более весомую геополитическую роль на постсоветском пространстве.

Наиболее динамично развивающиеся интеграционные процессы между Беларусью и Россией приходятся на вторую половину 1990-х гг., когда российское направление стало приоритетным во внешней политике нашего государства. Это обусловлено следующими факторами:

  • необходимостью ослабления кризиса в СНГ путем перехода к двусторонней модели сотрудничества как более перспективной форме интеграции;
  • повышением статуса России в условиях расширения НАТО и разрыва «санитарного кордона» вокруг нее;
  • практической необходимостью создания «славянского союза», идея которого была особо привлекательной для славянских народов на постсоветском пространстве.

Нельзя не отметить, что развитие интеграционных процессов в России и Беларуси в конце 1990-х гг. вписывалось и в общий контекст российской геостратегии, так как «для Москвы постсоветское пространство в целом и СНГ, в частности, остается ареной соперничества, конкуренции и даже борьбы с другими геополитическими факторами (США, ЕС, КНР, Ираном, Турцией,..) в условиях углубления глобализации» [3, с. 25].

14 стр., 6964 слов

Аристотель: идеи, душа, этика и государство

Аристотель: идеи, душа, этика и государство Критика теории идей.Если к прежним философам Аристотель относится снисходительно, то к своим непосредственным противникам, из среды которых он сам только что вышел,— враждебно. Но это не личная вражда, а вражда идейная. Известны слова Аристотеля: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине» (Этика I, 4, с.7) — ...

Анализируя геополитическое состояние республики, можно отметить, что в 1990-е гг. Беларусь была поставлена перед фактом независимости и вынуждена была в соответствии с этим моделировать собственную геополитическую концепцию. Еще не имея самостоятельной стратегии геополитического развития, республика активно начала реанимировать разорванные связи с Россией, переводя это сотрудничество в плоскость своего основного геополитического вектора. Данный процесс был наиболее интенсивным в 1994—2000 гг. и принес Беларуси в первую очередь экономические выгоды (относительно низкие цены на сырье и энергоносители, снятие таможенных барьеров, использование огромного внутреннего рынка России и др.), что позволило уже к 2001 г. восстановить дореформенный (1990 г.) объем промышленного производства. Существует мнение, что активная геополитическая интеграция Беларуси и России в 1990-е гг. была выгодна в первую очередь Беларуси и прежде всего ее политическому руководству [11]. Но, как отмечает известный российский политолог Н. Нарочницкая, «…на самом деле Союз нужен больше России, чем Белоруссии. Белоруссия — недостающий элемент мозаики, который Запад выкладывает от Прибалтики до Черного моря» [8].

С начала нового тысячелетия в республике начала разрабатываться стратегия национального возрождения. С этого периода Беларусь начинает позиционироваться как отдельный геополитический субъект, обладающий собственной внешнеполитической волей и позицией, самостоятельно определяющий внутреннюю и внешнюю политику. Началось активное формирование государственной идеологии, основанной на консолидации общества вокруг национальной идеи возрождения.

В сложившейся геополитической ситуации нельзя не выделить позицию Беларуси в западном направлении. Для Беларуси как европейского государства вхождение в европейское цивилизационное пространство означает интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества.

9 стр., 4380 слов

Идеология, философия единоборств

«СПОРТИВНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» Актуальность системной перестройки действующего Государственного Образовательного Стандарта (далее - ГОС) по физической культуре, давно уже утратившего свое былое значение и эффективность, не вызывает сомнений уже почти два десятилетия. Наряду с другими важными причинами, позволяющими сделать такой ...

Учитывая складывающееся геополитическое положение, Беларусь пытается искать поддержку у новых стран-партнеров с целью выхода на новые рынки сбыта своей товарной продукции и получения инвестиций (Китай, Индия, Куба, Венесуэла, Вьетнам, Ливан, Сирия, Иран).

Эти государства не вмешиваются во внутренние дела республики и способны увеличивать взаимный товарооборот.

Геополитическое положение Беларуси диктует необходимость поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только с Россией и другими странами СНГ, но и с государствами Европейского союза. Однако недостаточно высокий уровень производства наукоемкой продукции в Республике Беларусь и структура экспорта в значительной степени ограничивают возможность проведения многовекторной внешней политики на современном этапе.

В белорусском обществе к настоящему времени нет и единого мнения в отношении активизации белоруско-российского сотрудничества [11]. В условиях установления Россией «справедливой» (скорее высокой, чем низкой) цены на энергоносители общественное мнение в республике способно существенно склониться в сторону западноевропейского вектора.

Если же российское политическое руководство будет по-прежнему культивировать прагматическо-олигархический подход в отношении Беларуси, коррекция «многовекторности» политическим руководством республики вполне реальна.

12 стр., 5509 слов

Идеология государства

... . «Идеология белорусского государства - это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих ... функцию - организующую. Возникновение и развитие суверенного государства Республики Беларусь актуализировало вопрос об идеологии белорусского государства. Это становится важным и потому, что ...

2. Место Республики Беларусь в мировой политике

На современном этапе своего развития Республика Беларусь стремится стать полноправным членом мирового сообщества. Она поддерживает хорошие отношения с различными странами мира, оказывает поддержку белорусам, находящимся за границей. Среди внешнеполитических приоритетов Республики Беларусь на сегодняшний день можно выделить следующие:

  • интеграция и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией. В январе 2000 году в силу вступил Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, который, несмотря на имеющиеся разногласия между сторонами, призван активизировать интеграционные процессы и ускорить объединение двух братских народов. Сегодня обоим государствам предстоит решить вопросы, связанные с определением формы Союзного государства, правовыми механизмами его функционирования, правилами экономической жизни, деятельностью союзных структур: парламента, судебных органов и т. д. Руководство Республики Беларусь и Российской Федерации продолжает поиск взаимовыгодных путей интеграции на основе признания равенства и суверенитета обоих государств, а также активно развивает взаимовыгодные отношения в области экономики, финансов, информации, культуры, науки, образования;
  • обеспечение территориальной целостности и безопасности государства, его защита от потенциальных и реальных угроз. Дли реализации этой цели Беларусь совместно с Россией в 1998 году утвердила Концепцию оборонной политики, которая призвана регулировать вопросы формирования общего оборонного пространства обоих государств, охрану государственных границ строящегося Союзного государства. Кроме того, осуществляет ряд мероприятий по модернизации своих Вооруженных Сил, активно участвует в международных и региональных системах безопасности;
  • выполнение своих обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружениями. С этой целью Республика Беларусь проводит многосторонние переговоры в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о сокращении и ограничении стратегических и наступательных вооружений, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, об ограничении систем противоракетной обороны и т. д. В ноябре 1996 года Беларусь досрочно вывела со своей территории стратегические ядерные вооружения;
  • развитие контактов с европейскими странами и общеевропейскими структурами. Беларусь пытается вести активный диалог с европейскими государствами и их структурами. В 1992 году Республика Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

    Будучи членом этой Организации, наша страна выступила с рядом инициатив, направленных на укрепление авторитета и роли ОБСЕ на международной арене, в сфере предотвращения кризисов, урегулирования конфликтов, создания в Европе зон, свободных от ядерного оружия. Несмотря на это, отношения Беларуси со странами Европейского союза складываются не наилучшим образом. Только в 2003 году был окончательно разрешен конфликт относительно участия Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ, отменены визовые ограничения, введенные ев­ропейскими странами для высших руководителей РБ. Кроме того, сегодня предпринимается ряд мер по восстановлению статуса «специального приглашенного» в Парламентской ассамблее Совета Европы, по нормализации и развитию сотрудничества Беларуси с Евросоюзом;

  • занятие внешнеполитической позиции, основанной на принципиальной равноудаленность от тех или иных блоков сил и военных коалиций государств. Тем самым общегосударственные интересы Республики Беларусь будут формироваться на конкретно складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна может сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.

Подобная многовекторность внешнеполитических приоритетов Республики Беларусь должна позволить стране трансформироваться в современное государство, сохранив при этом свою национальную самобытность и идентичность. Пройдя путь демократизации, Беларусь сможет завоевать авторитет в мировом сообществе, занять достойное место в системе международных отношений [14].

3. Идеологические процессы

Если до сих пор в большей мере решались теоретические вопросы, связанные с моделированием концептуальных основ идеологии белорусского государства, то в настоящее время акцент смещен в практически-политическую плоскость – все более актуальной становится проблема построения эффективной системы идеологической работы, идеологического процесса.

Под идеологическим процессом в самом общем виде следует понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни. Можно выделить две составляющие идеологического процесса – разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию. Процесс производства идеологических доктрин базируется на тех же основаниях, что и духовное производство в целом. Он предполагает наличие специально подготовленных людей умственного труда, способных к осмыслению бытия на уровне понятийно-категориального мышления, соответствующих условий их труда и т.п. Однако надо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что работа над идеологической доктриной «под заказ» весьма мучительна для разработчика. Не всякий мыслитель, ученый согласится выполнять подобный социальный заказ. Чаще идеолог создает доктрину от имени того или иного социального слоя, класса, осознанно перейдя на его позицию, т.е. по своему внутреннему убеждению. Например, идеологию «русского крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов создавали не по просьбе (заказу) крестьян, а по велению гражданского долга и совести, осознанно став защитниками и выразителями их интересов. Не за гонорар, а по велению совести разрабатывали соответствующие идеологические проекты П.Л. Лавров, К. Калиновский, Г.В. Плеханов и др.

Но не менее важна практическая реализация разработанной идеологической доктрины. Для этого нужны опытные пропагандисты разработанных идей, средства трансляции идей, социальные слои общества, способные стать носителями новой идеологии.

Если исходить из предложенной М. Вебером классификации социальных действий, то для идеологического процесса в большей степени характерны не аффективные (базирующиеся на страстях и эмоциях), не традиционные (повседневные поведенческие акты, совершаемые по привычке), а целерациональные (обладающие смыслом) и ценностно-рациональные (сочетающие смысл и ценности) действия. И в политике, и в идейно-воспитательном процессе результативны лишь те акции, «смысл которых понятен как для руководителей, так и для руководимых» и которые побуждают «у субъектов политики личную осознанную инициативу» Процесс практической реализации новой идеологии мучительный и долгий. Ведь политика, по оценке М. Вебера, «есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером». Можно в этой связи напомнить об утверждении христианской идеологии как в Европе, так и на Руси. Следует учитывать и то, что какой бы внешне заманчивой и привлекательной не выглядела идеологема (хотя для практической реализации это немаловажный момент), она не воплотится прочно в жизнь, будучи ложной. Ложная доктрина движет общество не вперед, а, напротив, вспять, толкает его в бездну. В качестве примера можно привести хорошо запомнившуюся всем нам политическую программу Г.А. Явлинского под названием «500 дней».

Идеологический процесс в большей или меньшей степени охватывает все социальные слои общества. Но реализуется на различных уровнях сознания. Для интеллигенции он протекает на уровне теоретического сознания. Для подавляющей же части граждан – на уровне лишь обыденного сознания. Разработчикам идеологии надо учитывать этот момент. Важно знать конкретный механизм взаимодействия теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии. Особую значимость эта проблема приобретает в т.н. «перестроечные эпохи», когда разработанные социально-экономические и политические программы правительства государство намеревается провести в жизнь.

Как было сказано ранее, идеологический процесс охватывает все сферы общественной жизни. Поэтому в качестве важнейших его составляющих можно назвать экономическую, политическую, мировоззренческую, духовно-культурную и др. Все эти сферы, решающие какие-то конкретные аспекты жизнедеятельности человека и общества, оказываются пронизанными одной идеей (целью).

Так, например, в СССР была избрана в качестве базовой идеологической идеи идея строительства коммунизма. И эта идея в своих разных ипостасях (аспектах) практически решалась в экономике, политике, духовной сфере. Сейчас в Беларуси решается задача построения демократического, правого государства. Именно с этой идеологической доктриной связывается реформирование экономики (ставится задача сделать ее социально-ориентированной), политики (обеспечение гражданам реальных, а не декларированных, прав и свобод и т.д.), духовной сферы (развитие национальной культуры, системы образования и т.д.).

Эта идеологическая доктрина работает на уровне индивида, социальных слоев, нации в целом.

Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года).

В отличие от предыдущей исторической эпохи, мы признали наряду с общественной частную собственность, отказались от монополии марксисткой идеологии. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Пока этот процесс не упорядочен и напоминает броуновское движение. Но он идет. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом.

Отсюда вытекают две важных задачи. Первая связана с теоретической разработкой доктрины. Разрабатываемая идеология белорусского государства для того чтобы выполнять интегративную функцию, должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, слоев, а интересы всей нации, т.е. она должна строиться на принципах, идеях, способных объединить отличающиеся друг от друга социальные группы (страты) в одно целое. Это непростая задача. Вторая задача, требующая решения, связана с наличием в нашем обществе реально функционирующих нескольких идеологий: наряду с идеологией белорусского государства в политической жизни белорусского общества функционируют и такие, как либеральная, либерально-демократическая, марксистская и др., имеющие своих многочисленных сторонников. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически).

Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология. Это те новые реалии, которые приходится учитывать в идеологическом процессе в современных условиях.

Вторая особенность идеологического процесса в белорусском обществе проистекает оттого, что в 90-е годы ХХ века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры (идеологический актив).

Многие из прежних работников идеологического актива самого высокого ранга мгновенно переориентировались и стали активными разработчиками и пропагандистами либеральной идеологии. Поэтому в современных условиях для обеспечения идеологического процесса необходимо, прежде всего, воссоздать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идеологической доктрины (национальной идеологии), учебные заведения для подготовки идеологических работников (идеологического актива)1, систему идейно-воспитательной работы. Таким образом, приходится почти заново создавать «идеологическую вертикаль», включающую в качестве важнейшего структурного элемента идеологическое ядро в трудовых коллективах. Достаточно сложная задача ложится на руководителей предприятий. Именно они обязаны быть «первыми идеологическими работниками» и ответственными лицами за состояние идеологических процессов в стране.

Коренным образом изменились и условия проведения идейно-воспитательной работы. Ее приходится вести не в «тепличных» условиях, характерных для прошлой эпохи, а в острой полемике со своими идейными оппонентами (ведь система «единомыслия» разрушена и утверждена мировоззренческая модель «плюрализма мнений»).

Поэтому требуется современная эффективная система идеологической работы, высокий уровень пропагандистского мастерства лекторов.

УСР №1 ОИБГ — Стр 2

На идеологический процесс в Беларуси сильное влияние оказывает занятая по отношению к Беларуси жесткая позиция Запада, прежде всего США, за проведение нашим государством независимой внутренней и внешней политики, его несогласием с выстраиваемой по разработанному в США сценарию модели однополюсного мира. Активное воздействие на идеологический процесс в нашей стране оказывает и западная масскультура, нетрадиционные религиозные культы мощным потоком хлынувшие в нашу страну в условиях открытости, свободы слова и печати. В сложившейся ситуации очень непросто отстаивать свои национальные святыни – устои, идеалы, ценности. Надо учитывать и то, что Запад имеет огромный опыт в разработке и проведении в жизнь разнообразных т.н. «социальных технологий», с которыми мы столкнулись лишь в последнее десятилетие. Но ведь за всеми этими социальными, психологическими разработками стоят конкретные люди, преследующие свои цели. Таким образом, мировой процесс стал более динамичным, противоречивым, непредсказуемым. И это в значительной мере влияет на идеологический процесс в Беларуси.

Идеологический процесс – не какое-то абстрактное, случайное, а закономерное явление, связанное с жизнедеятельностью человека и общества. Он формируется на определенной ступени общественного развития. Можно утверждать, что идеологические отношения и идеологический процесс зародились еще в древних государствах – Древней Греции и Древнем Риме, хотя в развитых формах они выступают лишь с эпохи Нового времени. Идеологический процесс осуществляется проходя через сознание людей и специфически проявляется в массовом, групповом и индивидуальном сознании.

Массовое сознание – один из важнейших феноменов духовной жизни общества, оказывающий значительное влияние на другие сферы, прежде всего, политическую. Поэтому изучение механизма формирования и функционирования массового сознания весьма актуально. Знание этого механизма позволяет более эффективно управлять мощными потоками энергии различных слоев, активизировать или же, наоборот, ослаблять их общую активность. Это давно уже уяснили политики. Во всяком случае, еще до нашей эры многие государственные мужи понимали значимость общественного мнения и стремились завоевать симпатию граждан. «[Если] в системе наказаний нет несправедливости, то в низах нет чувства озлобления»1, – утверждалось в тексте древнекитайского сборника «Гуань-цзы».

Особую актуальность данная проблематика приобрела в ХІХ и ХХ веках в связи с революционным и национально-освободительным движением.

Масса – это не множество абсолютно разрозненных индивидов, а конкретная общность, т.е. сообщество, объединенное пусть не жестко, но в единое целое, представляющее собой относительно устойчивое образование, осуществляющее какую-либо деятельность, характеризующееся совместным поведением, более-менее согласованными целевыми установками, позицией и т.п.

Формирование масс в современных условиях связано с общим процессом массовизации в различных сферах жизнедеятельности человека – производственной, бытовой и др. Обычно различают такие виды масс, как большие и малые, устойчивые и неустойчивые, сгруппированные и не сгруппированные, спонтанные и организуемые, активные и пассивные и т.д.

Именно массы являются субъектом массового сознания как специфического рода общественного сознания. Это важно подчеркнуть, так как иногда массовое сознание представляют в виде суммы индивидуальных или же групповых сознаний, что является неверным взглядом на данную проблему. Массы не совпадают ни с индивидом, ни с группой, ни с обществом в целом. Отсюда специфика массового сознания.

Следует обратить внимание и на то, что в отличие от группового сознания, различные типы и виды массового сознания не могут быть жестко привязаны к тем или иным социальным общностям. Различные типы и виды массового сознания в целом свойственны многим массам (так, например, заполонившие в начале 90-х годов наши телеэкраны латиноамериканские сериалы «пленили» своей зрелищностью, прежде всего, любителей кино. Но они же вскоре «пленили» и читателей, а также многих поклонников театра.

Духовно-идеологический процесс не может осуществляться вне и независимо от обыденного (массового) сознания, социальной психологии, характеризующейся эмоциональной, чувственной стороной. Общественная психология – древнейшая сфера духовной жизни общества, формирование и функционирование которой неразрывно связано с процессом становления человека как существа разумного. Идеология как систематизированное общественное сознание имеет не столь древнюю историю – ее возникновение относится к рабовладельческому обществу. Несмотря на существенные различия между идеологией и социальной психологией есть тесная связь, которая со всей определенностью проявляется в процессе формирования человека. Об этом говорил еще Г.В. Плеханов. «Нет ни одного исторического факта, – писал он, – который своим происхождением не был бы обязан общественной экономии; но не менее верно и то, что нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы известное состояние сознания. Отсюда – огромная важность общественной психологии. Если с нею необходимо считаться уже в истории права и политических учреждений, то без нее нельзя сделать ни шагу в истории литературы, искусства, философии и проч.» Это обстоятельство важно учитывать в идейно-воспитательной работе, обращать внимание не только на теоретическую, но и на чувственно-эмоциональную сторону воспитательного процесса.

Идеология воздействует на человека отнюдь не в чистом виде. Она представляет лишь часть социальных связей и отношений, окружающих человека, – ведь на человека помимо идеологии воздействуют общественная психология, духовная культура настоящего и прошлого, многие другие факторы. Поэтому при изучении характера воздействия идеологии на индивида необходимо учитывать среду. Интересно отметить, что эти вопросы были затронуты русской общественной мыслью еще во второй половине ХІХ века. Много внимания уделяли им революционные народники, пытавшиеся выйти за пределы чисто теоретических рассуждений и связать непосредственно революционные идеи с практикой революционной борьбы, привнести революционное сознание в крестьянские массы. История доказала обреченность этих шагов.

Все богатство взаимосвязи и взаимодействия культуры, идеологии и индивида выявляется на теоретическом уровне общественного сознания: эти взаимосвязи наполняются новым содержанием, они проявляются как возрастающее осознание личностью закономерностей объективных процессов и явлений общественного развития; как целенаправленное, сознательное освоение и развитие духовной культуры в формировании духовного мира личности; как анализ путей совершенствования духовного мира личности.

Важнейший объект идеологического воздействия – групповое и индивидуальное сознание. В отличие от массового сознания, представляющего собой конгломерат разнообразных идей, ценностных установок и ориентаций, идеалов, т.е. разорванного, противоречивого, неустойчивого, групповое сознание базируется на более-менее одинаковых представлениях о жизни, нормах поведения, ценностях. Поэтому духовно-идеологический процесс на уровне группового сознания более целенаправлен и предсказуем. Им легче управлять, поскольку поведение малых групп основательно исследовано социальной психологией. Духовно-идеологические процессы протекают и на уровне индивидуального сознания, являющегося уникальным феноменом, своего рода «культурной самоидентификацией» личности. Цель идеологической работы – комплексно охватить все уровни сознания жителей Республики Беларусь.

Ученые-гуманитарии в последние годы довольно скептически относились к проблеме государственного регулирования социальными процессами. Механизм общественного развития в современных концептуальных идеях чаще всего представлен как саморазвитие, а то и вовсе как стихия. Однако социальная практика последних лет опровергла многие либеральные идеи и все более убеждает нас в том, что из «перестроечного хаоса» общество не в состоянии самостоятельно выбраться. Регулирующую роль государства и других социальных институтов признают во всем мире и в той или иной степени ее используют независимо от типов государственного устройства и форм правления. Весьма значимо воздействие государственных органов управления на идеологический процесс. Не кто иной, а именно государство определяет цель, разрабатывает стратегию и тактику идеологического процесса, обеспечивает его необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, т.е. планирует, координирует и контролирует идеологическую работу. Делается это во всем современном мире. Другой вопрос, что идеологическая работа на уровне государственных институтов, как правило, не афишируется. Но от этого суть проблемы не меняется: идеологическая работа проводится целенаправленно и масштабно как на уровне теоретического (в школах, колледжах, вузах), так и массового (печать, кино, массовые официальные и развлекательные мероприятия и т.п.) сознания. Задача более активного и, главное, более эффективного воздействия государства на идеологический процесс поставлена и в нашей стране. В частности, на состоявшемся в марте 2003 года постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов, посвященном вопросам идеологической работы, перед государственными институтами были поставлены конкретные задачи. Сделан главный вывод, суть которого сводится к тому, что «независимую, сильную, процветающую страну без понятной людям идеологии белорусского государства или государственной идеологии мы не построим» и поэтому идеологической работой «должны заниматься кадры всех уровней: от Президента до председателя сельского Совета, от министра до мастера». Обращено внимание на необходимость приведения в систему идеологической вертикали, более целенаправленной идеологической работы СМИ, профсоюзных организаций, Белорусского республиканского союза молодежи, Советов, информационно-пропагандистских групп [15].

Список использованной литературы

1. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. М., 1997.

2. Василенко, И. А. Геополитика современного мира. М.: Гардарики, 2006.

3. Воронов, К. В. Глобальная интерсистема: эволюция, структура, перспективы // Мировая экономика и междунар. отношения. 2007. № 1. С. 18—27.

4. Гаджиев, К. С. Геополитика. М., 1997.

5. Дугин, А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России: учеб. пособие. М.: Арктогея, 1997.

6. Кіштымаў, А. Каб выконваць ролю «маста», дзяржава мусіць быць магутнай // Беларусь. 1994. № 5. С. 24—25.

7. Коктыш, К. К. Постсоветская трансформация Белоруссии // Мировая экономика и междунар. отношения. 2004. № 2. С. 72—79.

8. Нарочницкая, Н. Россия не может потерять эти территории // Комсомольская правда. 2006. 6 апр.

9. Нартов, Н. А. Геополитика / Н. А. Нартов, В. Н. Нартов. М.: Изд-во полит. лит., 2007.

10. Снапкоўскі, У. Геапалітычнае становішча Беларусі: учора і сёння // Бел. мінуўшчына, 1994. № 3. С. 36—37.

11. Усов, П. Место Беларуси в геополитическом пространстве: взгляд изнутри // Палітычная сфера. 2005. № 1. С. 117—125.

12. Уткин, А. И. Американская стратегия для ХХІ века. М.: Логос, 2000.

13. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

14. Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. – Минск.: Аверсэв, 2014. — 144 с.

15. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности. – Режим доступа:. – Дата доступа: 25.03.2015 г.