Тема 4. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека Образовательные задачи:

9

—  Понять специфику психоаналитического подхода.

—  Осознать влияние концепции на развитие психологии.

—  Усвоить основные категории и понятия психоаналитической концепции.

—  Сформировать представление об основных положениях концепции психоанализа.

Содержание

1. Психоанализ как научное направление.

2. Психологические защиты.

3. Психоаналитическая теория З. Фрейда.

4. Неофрейдизм.

1. Психоанализ как научное направление

Основоположником психоанализа является З. Фрейд. Если в психологии Вундта предметом изучения являлось сознание, в психологии бихевиоризма — поведение, то в психоанализе предметом изучения стали глубинные слои активности личности — ее бессознательное.

Термин «психоанализ» имеет три значения:

1) теория личности и психопатологии;

2) метод терапии личностных расстройств;

3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека [9].

Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ» (к психоаналитическим теориям относятся также теории К. Хорни, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, В. Райха и др.).

Психоаналитическая концепция родилась из медицинской практики Фрейда, который предположил, что истинные причины болезни пациента скрыты от его сознания, однако именно они управляют поведением пациента. З. Фрейд опирается на концепцию трехчленной структуры психики. По мнению З. Фрейда, психика организована в личностную структуру: Ид («Оно») — Эго («Я») — Супер-эго («Сверх-Я»).

Ид — бессознательное психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь — сексуальной. Фрейд рассматривал Ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Эго — психика, связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Супер-эго — система ценностей, социальных норм и этики [1]. Между выделенными системами личности могут возникать конфликты, вызывающие возникновение тревоги. В этом случае начинает работать защитный механизм психики, направленный на восстановление баланса. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом.

11 стр., 5069 слов

Основы психоанализа Фрейда

... психоанализа Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью ... на попытки, ранее сделанные в этом направлении, последовательная разработка подобной концепции является новой ... но физиологию не следует смешивать с психологией. Устойчивая привычка ребенка к сосанию свидетельствует ...

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов).

Механизмы психологической защиты — преимущественно бессознательный способ сохранить уровень самооценки (психологически защитить своё «Я» и индивидуальность).

Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде [7].

Авторы интерпретируют защитные механизмы с разных теоретических позиций, поэтому встречаются различия в описании их феноменологических проявлений.

2. Психологические защиты

Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые он пока не может решить, снять тревогу, связанную с негативными событиями (потеря близкого человека, любимой игрушки, любви со стороны других людей, любви к себе и т. п.), дает возможность «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. Выделяют следующие механизмы психических защит:

1. Вытеснение (подавление, репрессия). Под вытеснением понимают подавление или исключение из сознания неприятных или неприемлемых событий и явлений, т. е. удаление из сознания тех моментов, информации, которые вызывают тревогу.

12 стр., 5937 слов

Механизмы манипулятивного воздействия в общении. Защита от них

... стороны манипуляторов, в роли которых, заметим, могут выступать абсолютно кто угодно, кто знает механизмы воздействия на психику. И психика «простого» человека ... . Они проявляются и как механизмы психологической защиты, и как механизмы развития психических процессов деловых партнеров ... этическая стороны В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три ...

2. Отрицание. Когда реальная действительность для человека неприятна, он отрицает существование неприятностей или старается снизить серьезность угрозы; т. е. невыполнимые желания, побуждения и намерения, а также факты и действия не признаются, отвергаются путём бессознательного отрицания их существования (при отрицании реальное явление считается несуществующим).

3. Замещение. Выражается переориентацией с темы, вызывающей тревогу и неприятные ощущения, на другую, более безопасную.

4. Рационализация. Стремление рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения. Выделяют следующие разновидности рационализации: актуальная, предвосхищающая, прямая, непрямая, дискредитация цели и дискредитация жертвы, самообман.

5. Проекция (перенесение, перемещение). Механизм проекции проявляется в том, что собственные отрицательные качества, влечения, отношения человек бессознательно приписывает другому лицу (проецирует на него), причем, как правило, в преувеличенном виде. Проекция является следствием работы вытеснения. В зрелых формах проекция служит эмпатии.

В противоположность механизму проекции выделяют интроекцию или интериоризацию (переход извне внутрь).

6. Соматизация. Эта форма защиты выражается в выходе из трудноразрешимой ситуации путём фиксации на состоянии своего здоровья (например школьники «заболевают» перед контрольными).

7. Реактивное образование (формирование реакций). Речь идёт о замене неприемлемых тенденций на прямо противоположные (с сохранением психологического смысла), когда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления сознательно поддерживаемым мотивом противоположного типа (бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом, контролирующем внимании к нему).

8. Регрессия. Возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения; переход на предшествующие уровни психического развития и актуализация успешных в прошлом способов реагирования.

13 стр., 6354 слов

ГЛАВА I. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА

... активности, связанной с кормлением. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируют некоторые черты личности: ненасытность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. ... сил. Энергия либидо, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов ...

9. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

10. Изоляция (или расщепление). Суть изоляции состоит в отделении одной части личности (неприемлемой и травмирующей индивида) от другой части его же личности, которая вполне его устраивает.

11. Компенсация. Способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (способностей, знаний, умений и навыков) за счет развития других качеств.

12. Отреагирование. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестаёт им быть.

13. Идентификация. В том случае человек пытается снизить тревожность, отождествляя себя с другим человеком, за счет переноса на себя желаемых чувств и качеств.

14. Сублимация. Перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. По З. Фрейду, сублимация является главным эффективным защитным механизмом при развитии личности; выбор сублимации как основной адаптивной стратегии свидетельствует о психической зрелости и «мощности» личности [2].

3. Психоаналитическая теория з. Фрейда

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

... стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву Стадия развития психики Характеристика стадии Примеры Стадия элементарной сенсорной психики А.Н.Леонтьев в своей книге «Проблемы развития ... образа восприятия у взрослого человека связано с интеграцией информации ... из разных органов чувств. В головном ганглии ... Сознание. Личность – М.: Политиздат, 1977. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. ...

Личность, по 3. Фрейду, — это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий психического генеза в течение жизни ребенка [7].

Оральная стадия(0−1 год).

Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируют некоторые черты личности: ненасытность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Основным результатом оральной стадии является открытие ребёнком значимого «другого», способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство базисного доверия (или его отсутствие) к другому человеку определит, как будут складываться эмоциональные контакты с другими людьми.

Анальная стадия(1−3 года).

На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. В результате фрустрации в этот период (например, родительского требования «немедленно сходить на горшок») возможно формирование анально-удерживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации — анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистская жестокость. Регулярное поощрение детей к опорожнению и щедрая похвала за это воспитывает позитивную самооценку и может способствовать развитию творческих способностей.

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

... полихромия (цветокомпозиционная роль и функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и ... его основных параметров. Цвет в жизни и деятельности человека. Полихромия объемно-пространственной композиции. Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет и формообразование в архитектуре ...

Фаллическая стадия (3−5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Если до этих пор детская сексуальность была аутоэротичной, то теперь она становится предметной (дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям).

Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» для девочек. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Фиксация на данной стадии приводит к центрированию на сексуальной функции, зачастую с усилением агрессивности.

Латентная стадия (5−12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия(12-I8 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений. Все эрогенные зоны объединяются, и у подростка появляется стремление к нормальному сексуальному общению. На этой стадии инстанция «Я» борется против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Для этого инстанция «Я» использует два новых механизма защиты — аскетизм и интеллектуализацию. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит агрессию, а интеллектуализация сводит её к простому представлению в воображении, что позволяет подростку освободиться от навязчивых желаний.

При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости, главными параметрами которой являются способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей, и стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Стадии «психологической зрелости» достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности [2].

4. Неофрейдизм

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное наполнялось новым содержанием: место нереализованных сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер); коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг); невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, основная идея неофрейдизма состояла главным образом в соединении традиционного психоанализа с социологическими теориями [6]. Представители неофрейдизма перенесли центр внимания на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека ими считалась тревога, зарождавшаяся ещё у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. То есть общество рассматривается как источник отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх, Г. Маркузе и др. [6]

Психоанализ по мере развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали новые психоаналитические концепции.

Индивидуальная психология а. Адлера

Адлер преобразовал исходную теорию психоанализа, выделив в качестве фактора развития личности чувство неполноценности. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Адлер назвал этот процесс компенсацией, или сверхкомпенсацией. Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности:

 фиктивный финализм;

 стремление к превосходству;

 чувство неполноценности и компенсации;

 общественный интерес (чувство общности);

 стиль жизни;

 творческое «Я» [4].

Аналитическая психология к. Юнга

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания [5]. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное — своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы «первичными образами», так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Они лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя его само сознание.

Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном.

Эго является центральным элементом личного сознания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души [1].

Эго-психология э. Эриксона

Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом процессе, Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события, и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности «Эго», которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует [8].

Социокультурная теория к. Хорни

К. Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что тревога связана с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Карен Xорни выделяет два момента, которыми характеризуется все невротики: ригидность реакций и несоответствие между потенциями и достижениями. Основой всех неврозов она называла «базальную тревогу», которая определяется как чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире.

К. Хорни утверждала, что человеком управляют тенденции:

 стремление к безопасности;

 стремление к удовлетворению своих желаний.

Невротические потребности — стратегии компенсации базальной тревоги:

 невротическая потребность в любви и одобрении;

 невротическая потребность в «партнере-опекуне»;

 невротическая потребность в узком ограничении жизни;

 невротическая потребность в силе;

 невротическое стремление эксплуатировать других;

 невротическая потребность в значимости;

 потребность в том, чтобы быть объектом восхищения;

 невротическое стремление к личным достижениям;

 невротическая потребность в самодостаточности и независимости;

 невротическая потребность в совершенстве и безупречности.

Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек применяет гибкую стратегию использования потребностей. Потребность имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни [8].

К. Хорни выделила три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: к людям (потребность в любви); от людей (как потребность в независимости); против людей (как потребность во власти).

Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком [2].

Теория э. Фромма

Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. Фромм пришел к выводу, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни [9].

Теория Вильгельма Райха

Вильгельм Райх, поддерживая главный тезис Фрейда о первостепенной значимости сексуальных факторов в этиологии неврозов, существенно изменил его тем, что выделил «сексуальную экономию» — баланс энергетической зарядки и разрядки, сексуального возбуждения и облегчения. По мнению Райха, именно подавление сексуальных побуждений вместе с сопутствующими характерологическими установками конституирует настоящий невроз, а клинические симптомы — это всего лишь внешние проявления. Первичные травмы и сексуальные импульсы удерживаются вне сознания при помощи сложных паттернов хронического мышечного напряжения «характериологической брони». Для Райха решающим фактором, способствующим незавершенному сексуальному оргазму и закупорке биоэнергии, является репрессивное влияние общества. Невротик поддерживает баланс сексуальных сил, связывая излишнюю энергию мышечным напряжением и ограничивая тем самым возбуждение. У здорового человека нет подобных ограничений, его энергия не сдерживается мышечной броней и может высвобождаться беспрепятственно [1].

Резюме

Таким образом, человек с позиции психоанализа — это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания, и поэтому человек — это часто невротичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

С точки зрения психоанализа психика организована в личностную структуру: Ид («Оно») — Эго («Я») — Супер-эго («Сверх-Я»).

Ид («Оно») — бессознательное, подчиняется принципу потребности (хочу).

Супер-эго («Сверх-Я») содержит нормы и ценности, подчиняется принципу необходимости. Эго («Я») — осознаваемая часть структуры подчиняется принципу реальности (могу).

В случае возникновения конфликта между подструктурами личности и усилению тревоги, Эго гасит тревогу с помощью защитных механизмов.

Механизмы психических защит принадлежат структуре Эго, суть их работы в yстpанении тревожности, в защите от психических травм и в поддержании чувства адекватности и собственного достоинства. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

 — они действуют на неосознанном уровне и поэтому, несмотря на защитную функцию, являются средствами самообмана;

 — они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Психоанализ по мере развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:

 Индивидуальная психология А. Адлера.

 Аналитическая психология К. Юнга.

 Эго-психология Э. Эриксона.

 Социокультурная теория К. Хорни.

 Теория Э. Фромма.

 Теория Райха и др.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какова структура личности с точки зрения психоаналитической концепции?

2. Раскройте содержание стадий развития по З. Фрейду.

3. В чем скрытое психическое содержание «Эдипова комплекса»?

4. В чем смысл теории защитных механизмов в психоанализе?

5. Психическая (психологическая) защита и её место в концепции З. Фрейда.

6. Каковы отличительные особенности зрелых психических защит?

7. Какие основные отличия от классического психоанализа в концепциях авторов неопсихоанализа?

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. — М., 2002.

2. Блюм, Дж. Психоаналитические теории личности: пер. с англ. / Дж. Блюм. — М. [и др.], 1999.

3. История психологии, ХХ век: хрестоматия для высш. шк. / авт.-сост. П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. — 4-е изд. — М. [и др.], 2002.

4. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 2003.

5. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 2002.

6. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова, Л. И. Вансовская и др.; под ред. док. психол. наук, проф. А. А. Крылова. — М., 2001.

7. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — М., 1990.

8. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни. — СПб., 1997.

9. Хьелл, Ларри А. Теории личности = Personality theories: учеб. пособие для вузов / Ларри А. Хьелл, Дэниел Дж. Зиглер. — 3-е изд. — М. [и др.], 2003. — (Мастера психологии).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector