Тема 3 «Социальные группы и общности»:

3.1. Понятие и виды социальных групп (первичные, вторичные, внутренние и внешние, референтные).

Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо прежде всего наличие трех единств – места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Таким образом, группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Социальная взаимосвязь бывает двух типов: экспрессивная и инструментальная. Экспрессивные связи — это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. Инструментальные связи — это связи, лишенные эмоционального аспекта и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели. Таким связям мы обычно не придается эмоционального значения. Называются такие связи чисто деловыми.

В соответствии с этими критериями делятся на типы и сами социальные группы. Таких типов два: первичные группы и вторичные. Под первичной группой мы понимаем группу, члены которой объединены связью первого типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни. Вторичные группы — это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях. Например, семья — это первичная группа, а школьный класс — вторичная.

Между первичной и вторичной группами возможны взаимопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так в среде, допустим, студенческой группы возникают дружеские союзы и любовные пары.

11 стр., 5373 слов

В связи с поставленной целью необходимо разрешение следующих задач:

26 СПбГХПА им. А. Л. Штиглица Реферат на тему Интуиция в философии и науке» Введение_________________________________________________________3Глава 1. Понятие, сущность интуиции________________________________4 Глава 2. Виды интуиции____________________________________________6 Глава 3. Интуиция в философии_____________________________________10 Глава 4. Интуиция в ...

Образование первичных групп более вероятно при выполнении ряда условий:

1).

чем меньше численно вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся тесные доверительные отношения.

2).

частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению их взаимоотношений.

Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений.

1).

они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

2).

в рамках первичных групп удовлетворяется большая часть потребностей индивида, таких, как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому вторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи, более эффективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые связи воинских частей, тем большего успеха они добиваются в бою.

3).

первичные группы являются мощными инструментами социального контроля. Они добиваются от индивидов поведения, соответствующего нормам и ценностям, принятым в группе. Порицание и санкции со стороны членов первичной группы зачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны «общества в целом».

Мощное влияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственно принадлежим. Часто то же самое оказывается верным для групп, к которым мы не принадлежим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа — это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим. Внешняя группа — это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим. В просторечии мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы».

Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ — социальных демаркационных линий, — указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

11 стр., 5424 слов

Глава 1. Малая социальная группа как первичный элемент сплочения индивидов ………………………………………………………………………..6

... поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.      Инструментальная роль группы. Многие группы образуются ради выполнения ... его преодоление. Глава 1. Малая социальная группа как первичный элемент сплочения индивидов      ... по размерам первичных групп или  подгрупп. Взаимоотношения в первичных  группах основываются ...

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к большому множеству различных групп, каждая из которых в некотором смысле представляет собой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также различаются. Референтные группыэто социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Такие группы называются референтными группами.

Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает нам объяснить кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер-выходец из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель-реакционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами. Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы — или мы стремимся к членству в какой-то группе, — мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы «культивируем у себя» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Наше поведение задается принадлежностью к конкретной группе. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации — неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что по нашему мнению мы должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы).

14 стр., 6547 слов

Связь психологических типов личности и их отношения к профессиональной деятельности

... деятельностью, смелость предприятий (соответственно значение детали – символа: крылья или щупальца). Второе – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность. Хвосты отражают отношения ... , «чувство раздвоенности». Предпочтение индивидуальной деятельности, творческие интересы (занятие музыкой, поэзией ... немедленно замыкается в больших группах. Другой метод классификации разработал ...

3.2. Малые группы и коллективы. Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив

Малые социальные группы – это немногочисленная совокупность индивидов, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной жизнедеятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

В отличие от больших групп в малых группах индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. В частности студенты одной группы, имеющие друг с другом непосредственный, личный контакт, следует охарактеризовать как малую группу, а остальных обучающихся в вузе – уже как большую группу.

Наиболее распространенной классификацией малых групп является разделение их на первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.

В зависимости от степени воздействия группы на личность и роли в ее социализации, а также значимости для индивида как члена группы различают первичные и вторичные группы.

Понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения, в научный оборот впервые ввел Ч. Кули. По мнению американского ученого, семья является «первичной», так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии в социологии первичной группой стали считать любую немногочисленную группу, в которой на основе личных особенностей людей сформировались тесные, эмоционально близкие личные отношения (семья, группы друзей, члены клуба, не только играющие в теннис, но и отмечающие вместе праздники и т.д.).

2 стр., 751 слов

Библиографический список источников по курсу СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Библиографический список источников по курсу «Социально-педагогическая деятельность в ДОУ» *Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2012. *Голутвина В. Пойми своего ребёнка. – М., 2009. *Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – Спб.: ...

Вторичная группа – это совокупность людей, взаимодействие которых обусловлено стремлением к достижению определенных целей, а эмоциональные отношения между ними почти отсутствуют. В таких группах основное значение придается умению выполнять определенные функции, а не личностным качествам человека. В организации, связанной с трудовой или коммерческой деятельностью, роли и способы коммуникации четко определены, отношения являются чаще формальными, эмоциональная близость не обязательна. Но и во вторичных группах могут формироваться первичные группы, так как в учебных заведениях, трудовых коллективах и т.д. могут возникать дружеские, эмоционально окрашенные отношения.

По способу создания различают формальные и неформальные, или организованные и спонтанные группы.

Формирование формальных групп всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что определяет структуру группы и, соответственно, координацию действий и способ руководства. Эти группы имеют четкую организационную оформленность. Примерами формальных групп являются бригада, отдел, цех, кафедра и т.д.

Неформальные группы возникают самостоятельно, групповые нормы и образцы поведения формируются в них стихийно и не имеют четкой регламентации. Главным стимулом деятельности этих групп являются общие потребности и интересы (спорт, искусство, туризм, общение, взаимные симпатии и т.д.) членов группы.

Диада и Триадасоциальные интеракции или отношения, предполагающие два элемента  (диада) или три (триада) . Как об одном из аспектов своей формальной социологии Зиммель утверждал, что некоторые свойства диад и триад получаются в зависимости от того, являются ли частью интеракции или отношения люди, организации или национальные государства. Например, посредничество  либо принцип  «разделяй и властвуй» возможны внутри триады, но не диады; «специфическая плотность» двух сравнима с тремя. Анализ  диад и триад дает особенно наглядный пример характера формальной социологии, уделяющей особое внимание повторяющимся формам  социальной интеракции.

13 стр., 6030 слов

Специфика понимания группы в социальной прихологии

... социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации). 2 Группа некоторая совокупность людей ... . ПРИЛОЖЕНИЕ Отношение каждого члена группы к целям и ценностям группы Межличностные отношения, опосредованные целями и ценностями группы Межличностные отношения, не ...

В зависимости от характера межличностных отношений различают следующие группы:

· диффузные группы — это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

· группа-ассоциация – это группа, члены которой осознают свою принадлежность к ней, а межличностные отношения проявляются в личностно значимом для каждого человека содержании совместной деятельности (школьный класс, спортивная команда)

· группа-корпорация – это группа, в которой к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (шайка преступников)

· коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Рассмотрим особенности коллектива как социальной группы. Отношения в любом коллективе неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. В трудовой коллектив работники вживаются в силу объективной потребности, и вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник неизбежно и по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, добросовестности выполнения функциональных обязанностей, к порядку распределения работ, премий и т.д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в коллективе, атмосферой в нем.

8 стр., 3523 слов

особенности социального поведения детей 4 — 5 лет в зависимости от уровня развития диалогической речи.

Введение Основной вклад в изучение этой проблемы развития диалогической речи дошкольников внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела М.А. Алексеева, О.С. Ушакова, Е.О. Смирнова и Л.Н. Галигузова и др. Параллельно исследования вели и психологи - Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Исследования направлены, в основном, на выявление звеньев механизма овладения общением, а также ...

В зависимости от степени сплоченности различается три типа коллективов:

· сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощью, а также стабильностью своего состава и высокими показателями деятельности и активности;

· слабосплоченный, который состоит из ряда недружелюбно относящихся друг к другу социально-психологических групп, имеющих своих лидеров, и характеризуется низкими показателями трудовой дисциплины и активности;

· разобщенный (конфликтный) — по своей сущности формальный коллектив, в котором личные дружеские контакты между его членами отсутствуют, социальные отношения являются официальными, конфликтность — высокой.

3.3. Виды общностей: понятие социальной общности, демографические, территориальные и этнические общности

Социальные общности — это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов — это формы совместной жизнедеятельности.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.  Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).  Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, нация); другие — принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок); третьи — социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые — социокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.  Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.  Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения.  К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образования — район, область, край, штат, провинция и др.  Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.  Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.  Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, т.к. в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.  Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.  Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.  Племя— тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.  Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.  Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.  Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.  Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам. 

В настоящее время сложились два подхода к трактовке науки демографии. В узком смысле демография трактуется как статистика населения и изучает численный состав населения, деление его на возрастные и половые группы, а также направления изменения этого состава из-за рождаемости, смертности, изменение продолжительности жизни.

Второй подход включает изучение тех социальных факторов, которые влияют на народонаселение, его численность и качественный состав и динамику.

Социально-демографическая структура общества включает в себя совокупность взаимодействующих групп, выделяемых по признаку пола, возраста, генетических признаков, этнической или расовой принадлежности и месту проживания (город — село).

Половая структура общества позволяет увидеть численное соотношение мужчин и женщин в обществе.

Половая структура оказывает существенное влияние на семейно-брачные отношения, рождаемость населения.

При исследовании возрастного состава населения обычно исходят из выделения таких возрастных групп: дети (от рождения до 14 лет); молодые люди (1430 лет); люди зрелого возраста (3060 лет), старики (люди старше 60 лет).

По генетическому признаку (признаку здоровья) также обычно выделяют четыре группы населения: абсолютно здоровые люди, относительно здоровые, относительно больные и нетрудоспособные люди (инвалиды).

Выделение демографической структуры — это статистическое представление об обществе. Динамическую сторону позволяют изучать демографические изменения — рождаемость, смертность, расселение, миграции.

Общество может быть охарактеризовано с точки зрения его поселенческой структуры. Под поселенческими общностями понимается совокупность людей, имеющих постоянное место жительства, зависимых друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих совместную деятельность с целью удовлетворения социальных потребностей. Общности как социальные образования имеют длительную историю. Это и формирование общностей кочевников, оседлых сельскохозяйственных общностей, охотников и собирателей. На определенном этапе истории стали развиваться городские поселения. Процесс роста численности городов и городского населения получил название урбанизации. Ныне считается, что апогей городской цивилизации позади и наступил кризис города как формы поселения.

Демографические характеристики сказываются на развитии общества, облегчая его прогрессивное развитие либо, напротив, вызывая его деградацию.

3.4. Социальные нормы и социальные санкции: понятие и виды социальных норм, понятие и виды санкций, типы санкций.

В любом обществе действуют социальные нормы, то есть образцы и правила поведения, посредством которых регулируются взаимодействия людей.

Социальные нормы являются важной составной частью формирования поведения индивида. Как правило, социальные нормы формируются стихийно, под влиянием культурных или этнокультурных образцов. Существующие в обществе ценности и нормы социокультурного поведения формируют способы прямого и опосредованного взаимодействия людей, а также объединяют людей в различные профессиональные коллективы и группы.

Социальное поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни формы поведения осуждаются, а другие одобряются. Нормы культуры усваиваются в процессе социализации через обучение ролям. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от условий социокультурной среды и статуса той или иной личности.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности личности, социальных групп, социальных организаций. Она находит воплощение в законах, традициях, обычаях, институтах, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль социального регулятора общественных и межличностных отношений.

В зависимости от уровня социальной реальности и ситуации различают четыре вида норм: общекультурные, групповые, ситуативные и индивидуальные.

Общекультурные нормы характерны для крупных общностей (общества, этноса, нации, класса и т.д.) и отражают принятые правила поведения и взаимодействия, а также этикета и вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Общекультурные нормы общения национально специфичны. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник – ваш друг или родственник. При приветствии коллег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно не обязательно и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда взаимодействие определяется конкретной ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу позволяют говорить о двух разновидностях поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный).

Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться. Кроме того, здесь также наблюдается этнокультурная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских и т.д.

Групповые нормы отражают особенности поведения и взаимодействия, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, «гуманитариев», «технарей» и т.д.

Индивидуальные нормы поведения отражают индивидуальную культуру и социальный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных, групповых и ситуативных норм в личности.

Различают также правовые и моральные социальные нормы. Первые закрепляются в государственно-правовых нормативных актах, и регулируют социальные отношения в важнейших сферах жизнедеятельности личности (экономика, политика, семья, жилье, собственность и др.).

В них указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные (этические) нормы представляют собой требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях добре и зле, долге и ответственности, чести и совести, достоинстве и равенстве, справедливости и несправедливости, должном и непозволительном и т.д. Нарушение моральных норм, как правило, не карается законодательно закрепленными санкциями, а вызывает, как правило, общественное (групповое) осуждение.

Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными(поощрение за желательные, одобряемые обществом действия).

Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой. Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

— правовые санкции — это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

— этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

— сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

— религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии [см.: 312. С.115].

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции — это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.).

Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы

в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции — это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора. Надзор — это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор — это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Тема 4 «Личность и общество»:

4.1. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность. Теории личности 3. Фрейда, Дж. Мида.

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 Нормативная личность та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры. Модальная личность статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше открывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет: они основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

Психоаналитическая теория З. Фрейда основана на представлении о человеке как системе нужд (преимущественно биологического характера) и обществе как системе запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности включает три уровня. Нижний и верхний уровни «атакуют» сознание человека, порождая невротический тип поведения. В процессе общественного развития верхний уровень (Super-Ego) постоянно увеличивается, вследствие чего вся история человечества может быть представлена как история нарастающего психоза. 

Наиболее популярной сегодня является ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса. Основные понятия теории: 1) социальный статус ; 2) социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе;

3) ролевое ожидание – мнение общества относительно содержания данной роли; 4) ролевое исполнение – фактическое исполнение человеком той или иной роли (отец исполняет роль отца, директор – роль директора и т.д.).

Основная идея теории: каждый человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли, соответствующие данному статусу (так, статус студента предполагает обязательное посещение занятий, ведение конспектов лекций, сдачу зачетов и экзаменов).

Однако на практике нередко возникает ситуация, когда человек по разным причинам не может или не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда вступает в силу социальный контроль, побуждающий человека вести себя в соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в обществе изменяется (статус понижается (нерадивый студент отчислен) или повышается (талантливый студент стал специалистом досрочно)). 

4.2. Понятия: социализация, десоциализация, ресоциализация. Этапы социализации. Агенты социализации и институты социализации

Социализация — начинающейся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, становлением социального «Я». Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту(статусу).

Обретение в начале политической (получение паспорта и право голосовать), затем экономической (устройства на работой) и социальной (создание семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации- начальной (ранней) и продолженной (поздней).

Однако социализация – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.

Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей, и правил поведения (отверждения старого).

Процесс ресоциализации – усвоение новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения (обретение нового).

В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Например: поступая в университет после окончания школы, в первые дни адаптации к новой среде молодые люди сталкиваются с процесс ресоциализации.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации нужно выделит начальную, или раннюю социализацию охватывающую периоды детство и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека у узком возрастном диапазоне от 10-20 лет), возмужание (физико- физиологический процесс укрепление организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институт социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации направляющие его. Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, поскольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, сверстники, учителя, врачи. К первичной группе относятся непосредственное или ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия , армии, церкви, государства и т.д. К вторичной группе относятся формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и тоже может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец-опекун, администратор, воспитатель , учитель, друг), а вторичной –одну -две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Различие между двумя типами агентов социализации состоит в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации нет получают.

4.3. Личность как деятельный субъект (потребность, мотив, интерес).

Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт

Потребности — это нужда в чем-то, проявляющаяся в виде мотивов. Различают следующие виды потребностей: а) наследственные (органические) — влечения: голод, половое, родительское, к активной деятельности (потребность в труде), ориентировочное влечение (научная любознательность, любовь к истине); б) приобретенные (например, органической является потребность в любой пище, а приобретенной — в пище определенного вкуса) — материальные, духовные (в познании — научном творчестве, эстетические — в художественном творчестве), общественные (в труде, персонализации, общественной деятельности, общении).

Мотивы — это то, что побуждает к деятельности: интересы, идеалы, мировоззрение, убеждение и др. В отличие от потребностей мотивы имеют глубокое содержание; они не только побуждают, но и направляют деятельность по отношению к объекту. Мотивы имеют значимую и смысловую стороны (значимая важна не только для конкретной личности, но и для других; смысловая — только для конкретной личности).

Мотивировка — объяснение целесообразности при сокрытом реальном смысле.

Интерес — это специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира. Специфическая потому, что у каждой отдельной личности имеются определенные сознательные мотивы и возникает соответствующая эмоциональная окраска объекта интереса. Особо следует подчеркнуть активность и волевой компонент в структуре того или иного интереса. Если степень активности невелика, то интерес имеет преимущественно созерцательный характер, если же активность значительна, то интерес побуждает человека к действию в направлении познания, овладения предметом интереса и становится склонностью.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

Модель поведения человека со стороны общества.

Система представления человека как он должен вести себя.

Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон).

Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева).

Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Разновидности ролей:

— психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений).

Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

— социальные (в системе объективных общественных отношений).

Категории: профессиональные, демографические.

— активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

— латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

— конвенциональные (официальные);

— стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп).

Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

4.4. Общественное мнение как институт гражданского общества: понятия «общественное мнение» и «гражданское общество», структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование, роль общественного мнения в формировании гражданского общества.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Один из влиятельнейших институтов современного общества — общественное мнение. Общественное мнение — такое проявление общественного сознания, в котором отражается оценка большими социальными группами, народом актуальных явлений на основе существующих общественных отношений. Оно отражает определенную социальную позицию, отношение к своему объекту (тому или иному событию, лицу).  Общественное мнение выражает настроение людей, их оценку объекта (экспрессивная функция).

Оно помогает людям определить свою позицию, понять, кто свой, а кто чужой (консультативная функция).

Наконец, общественное мнение определяет поведение людей, складывающееся на основе определенных оценок, отношений (директивная функция).

Это не просто состояние умов или чувств. Общественное мнение является одним из важнейших механизмов социального взаимодействия, придающим отношениям людей упорядоченность, устойчивость. Ведь нормальное функционирование любой группы невозможно без выработки коллективных представлений, суждений об общих делах, общих оценок людей и событий, норм и правил поведения и т.п. Мы оцениваем и анализируем наши общие проблемы, прислушиваясь к мнению других людей, тем самым, включаясь в процесс формирования общественного мнения.

Но общественное мнение и диктует нам свои оценки. Его положения и выводы становятся той объективной реальностью, которую нам приходится учитывать в своих действиях. Даже наедине с собой, мы часто смотрим на себя как бы со стороны, ориентируясь на принятые стандарты восприятия и поведения. Получается, что общественное мнение определяет то, как мы воспринимаем объективный мир. Оно в известном смысле конструирует тот мир, в котором мы живем, определяя наши оценки и вынуждая нас к определенным поступкам на основе этих оценок. Таким образом, общественное мнение регулирует чувства, мысли и поведение людей. Каждый из нас как-то участвует в процессе функционирования общественного мнения.  Понятно, что наша роль в этом процессе тем значительнее, чем больше наши возможности быть услышанными другими. А лучше слышат и воспринимают не тех, кто громче кричит, а тех, кто обладает реальным влиянием на слушателей. Этих значимых носителей общественного мнения можно назвать его выразителями, хотя они далеко не всегда выражают какие-то новые идеи или интересы, взгляды большинства. Общественное мнение — это сложная двусторонняя коммуникация. Кто-то выступает в роли генератора идеи. Часто оказывается нужен организатор процесса доведения идеи до сведения заинтересованных лиц. Всегда нужен коммуникатор, который транслирует идею (например, СМИ).

Но идею еще надо объяснить и разъяснить (например, бабушки на скамейке или преподаватели в аудитории).

Наконец, идея доходит до потребителя.  Однако, не факт, что потребитель безоговорочно примет идею. Он начинает ее обсуждать с другими людьми. Возможно, снова возникает фигура организатора. Появляются те же или другие коммуникаторы. Оценка, анализ, отношение к идее объясняются, разъясняются и доводятся до нового потребителя, в качестве которого выступает уже тот, кто и предложил обсуждаемую идею. Получив информацию о том, как была принята идея, генератор идей вносит в нее изменения, — и механизм коммуникации запускается вновь.  Так происходит, с одной стороны, изменение содержания общественного мнения, а, с другой стороны, воспроизводство отношений между субъектами общественного мнения, занимающими разные позиции и играющими различные роли в этом социальном институте. Общественное мнение устанавливает правила поведения для своих субъектов и, направляя их действия, активно воздействует на общество, в то же время подвергаясь воздействию других социальных институтов, влияющих на поведение субъектов общественного мнения. Следовательно, как любой социальный институт, общественное мнение не существует само по себе, вне связи с другими институтами, обществом в целом. Иными словами, оно, как и другие социальные институты, действует в определенном социальном контексте. Эти условия жизнедеятельности института контролируют и организуют его деятельность. Поэтому нельзя переоценивать возможности манипулирования, управления общественным мнением.  Действия социальных институтов зависят от того, как организована та общественная система, которую представляют эти институты.

11