ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ 2

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

имени К.Г.Разумовского

Кафедра прикладной психологии

Рабочая учебная программа

дисциплины

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки бакалавров:

30 300.62 «Психология»

профиль: Психология

Москва — 2011

УДК 577.12:664

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Прикладная психология» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № 7 от 14 марта 2011 г.).

Утверждена на заседании Совета института «Социально-гуманитарных технологий» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № 8 от 21 апреля 2011 г.).

Составители:

Парамонова Анжела Анатольевна — кандидат психологических наук

Рецензенты:

Шишов Сергей Евгеньевич - доктор педагогических наук, профессор

Кондратьев Сергей Владимирович — кандидат педагогических наук, доцент

Парамонова А.А.

Аналитическая психология: рабочая учебная программа. — М.: МГУТУ, 2011. — 29с. (0,8 п.л.)

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Аналитическая психология» профессионального цикла базовой части составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 30 300.62 «Психология». Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

11 стр., 5379 слов

Рабочая программа дисциплины 32

... доцент каф. физиологии человека и животных и валеологии Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры Протокол № __ от ... обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной ... В. П. Куликов, В. И. Киселев. – Новосибирск: Наука, 1998. – 126 с. Коновалова, Н. Г. Оздоровительная ...

© Московский государственный университет технологий и управления, 2011.

109 004, Москва, Земляной вал, 73

© А.А. Парамонова

Содержание

Характеристика и целевая установка учебной дисциплины

«Аналитическая психология» …4

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины «Аналитическая психология»…5

Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом

по дисциплине «Аналитическая психология» …8

Структура и содержание дисциплины

«Аналитическая психология»…9

Учебная программа по дисциплине

«Аналитическая психология»…10

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость

и виды учебной работы …14

Обязательный дидактический минимум содержания

учебно-образовательных модулей и тем дисциплины…15

Лабораторный практикум…17

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами…20

Примерная тематика рефератов…20

Примерный перечень вопросов для подготовки

к итоговому контролю…21

Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине…22

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…23

Рекомендованная литература…23

Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины…27

Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «аналитическая психология» б 3.2.13

Дисциплина «Аналитическая психология» является дисциплиной в профессиональном цикле, установленным вузом в рамках предметных дисциплин профильной подготовки профессионального образования бакалавров по направлению «Психология» 30 300.62.

7 стр., 3128 слов

Рабочая программа дисциплины Психология творческих способностей

... психологической терминологией, читать и понимать профессиональную психологическую литературу. 1.2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «психология ... обучения по дисциплине Целями освоения дисциплины (модуля) «Психология творческих способностей» являются: познакомить студентов с объективными и ...

Дисциплина имеет общую логику и опирается на изучение студентами дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также дисциплин профессионального цикла: «История психологии», «Введение в клиническую психологию», «Психология социальной работы», находится в тесной связи с дисциплинами «Основы психоанализа», «Гуманистическая психология», «Основы консультативной психологии» и др.

Целью освоения дисциплины является подготовка бакалавра, обладающего комплексом фундаментальных знаний основ теории и практики аналитической психологии для решения практических и научно-исследовательских задач в области глубинно-психологического консультирования, а также личностными и профессиональными качествами, способствующими практической деятельности во взаимодействии со специалистами смежных областей.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

— формирование у студентов теоретических знаний, способствующих ориентировке в аналитической психологии как одной из научных концепций глубинной психологии;

— овладение студентами основами глубинно-психологического инструментария оказания психологической помощи;

— развитие у студентов критического, аналитического и синтетического мышления при изучении концептуальных основ глубинной психологии, а также при анализе ситуаций, возникающих в процессе глубинно-психологического консультирования;

— формирование у студентов умений и навыков грамотно ставить и решать практические задачи в области глубинной психологии и оказания психологической помощи;

— формирование у студентов позитивного и эмпатийного отношения к людям, обратившихся за психологической помощью;

— формирование психологической готовности к применению полученных знаний и умений в практической работе во взаимодействии со специалистами смежных областей.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... студенты должны: Знать: - основные понятия психологии рекламы; - основные психологические подходы в психологии рекламной деятельности; - основные методы психологического воздействия на потребителя рекламной продукции; - этические ... средств рекламы (ПК-28). Рыночно - исследовательская и прогнозно-аналитическая деятельность: способен подготовить, организовать и провести анкетирование и опросы мнения ...

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «аналитическая психология» б 3.2.13

В результате изучения дисциплины «Аналитическая психология» бакалавр должен:

Иметь представление:

— о развитии глубинной психологии и вкладе К.-Г.Юнга в развитие мировой психологической науки и практики;

— об основных противоречиях и различиях между аналитической психологией и другими направлениями классического и современного психоанализа;

— о месте аналитической психологии в системе оказания психологической помощи людям, нуждающейся в ней.

Знать:

— предпосылки возникновения, историю становления и развития аналитической психологии, жизненный путь и творчество К.-Г.Юнга;

— прикладное использование идей К.-Г. Юнга в различных контекстах;

— методологические основы, основные теоретические понятия и категории современной аналитической психологии;

— принципы аналитической работы со сновидениями и фантазиями;

— динамику процесса юнгианского аналитического консультирования.

Овладеть:

— концептуальными основами и категориальным аппаратом аналитической психологии;

— умениями и навыками глубинно-психологического интервьюирования и консультирования, использования факторов, влияющих на характер протекания консультативного процесса и изменения в психологическом статусе клиента.

Уметь:

— ориентироваться в системе историко-психологического знания, аналитически и критически подходить к изучению и освоению трудов К.-Г.Юнга, как выдающегося представителя психологического знания, и его последователей;

— использовать теоретический материал дисциплины в научно-исследова-тельской деятельности, а также в будущей практической работе;

— применять требования профессиональной этики в работе с клиентами, проектировать приемы психологической помощи клиенту.

Обладать следующими компетенциями:

общекультурными: способностью и готовностью к:

— совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного развития личности;

— принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции психолога, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях практической деятельности;

— адаптации к новым ситуациям в психологической практике, переоценке накопленного опыта в этой практике, анализу своих возможностей;

— позитивному воздействию личным примером на клиентов, обратившихся за психологической помощью на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни;

— оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы;

профессиональными: в практической деятельности: способностью и готовностью к:

— диагностике и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов в рамках аналитической психологии;

— выстраиванию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, и развитии клиента в рамках глубинно-психологического консультирования;

— ассистированию деятельности магистра или специалиста при осуществлении глубинно-психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида в различных сферах жизнедеятельности;

научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к:

— применению знаний по аналитической психологии как отрасли мировой психологической науки о психологических феноменах, типологии, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

— пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

— участию в проведении психологических исследований на основе применения глубинно-психологических знаний в различных научных и научно-практических областях психологии;

— реализации базовых процедур аналитической психологии в анализе проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях;

— выбору магистерских образовательных программ в различных областях глубинной психологии и социальной работы.

в проектно-инновационной деятельности: способностью и готовностью к:

— профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет-ресурсов;

в организационно-управленческой деятельности: способностью и готовностью к:

— использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «аналитическая психология», б 3.2.13

Аналитическая психология и ее вклад в развитие мировой психологической науки и практики. Место аналитической психологии в общей системе психологического знания. Предпосылки возникновения, история становления и развития аналитической психологии. Жизненный путь и творчество К.-Г.Юнга. Основные противоречия между классическим психоанализом и аналитической психологией. Теоретико-методологические положения аналитической психологии. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Структурированное понимание бессознательного. Архетипы коллективного бессознательного. Самость как характеристика целостности личности. Процесс индивидуации. Активное воображение. Многообразие психологических типов. Типичные неврозы. Научный вклад аналитической психологии в теории неврозов и психозов. Методы аналитической психотерапии. Уровни методологии и основные принципы аналитических методов оказания психологической помощи. Аналитические правила и процедуры. Требования и ограничения для участников аналитического процесса и аналитического окружения.

Структура и содержание дисциплины «аналитическая психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачет. единицы.

Таблица 1.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы

Зачетные единицы

Академические

часы

Общая трудоемкость дисциплины

3

108

Аудиторные занятия (всего)

1,5

54

В том числе:

Лекции

0,61

22

Семинарские и практические занятия

0,88

32

Самостоятельная работа (всего)

1,5

54

В том числе:

Самостоятельное изучение отдельных тем модулей

0,55

20

Подготовка рефератов

0,38

14

Изучение тем лекций

0,27

10

Подготовка к рубежному контролю (экзамен)

0,27

10

Контроль (всего)

3

108

Учебная программа дисциплины «аналитическая психология»

Тема 1. Теоретико-методологические аспекты

Современной аналитической психологии. Введение в дисциплину

Вклад аналитической психологии в развитие мировой психологической науки и практики. Становление и развитие аналитической психологии или психологии комплексов К.Г. Юнга в историко-культурном контексте конца XIX — начала XX веков. Влияние аналитической психологии на развитие мировой психологической науки. Современное состояние аналитической психологии.

Основные источники и предпосылки возникновения юнгианского анализа. Ранний период в психоаналитическом движении и роль К.-Г. Юнга. Основные противоречия между классическим психоанализом и аналитической психологией. Главные ученики и анализанды Юнга. Сабина Шпильрайн: между Юнгом и Фрейдом.

Современное состояние аналитической психологии в России и других странах. Эволюция теории и практики. Основные школы в постъюнгианстве. Современные юнгианские организации. Юнгианские журналы и литература. Развитие юнгианских традиций. Вклад Юнга в научную психологию и влияние его идей на различные направления психотерапии. Место аналитической психологии в современных науках о человеке.

Общая характеристика дисциплины «Аналитическая психология». Место дисциплины в общей системе подготовки бакалавра психологии. Цели и задачи дисциплины. Требования, предъявляемые к уровню подготовки бакалавра психологии по дисциплине. Последовательность изучения дисциплины.

Тема 2. Основные теоретико-методологические основы аналитической психологии и постюнгианского анализа

Основные термины и понятия аналитической юнгианской парадигмы: «проекция», «расщепление», «полярные установки», «комплекс», «архетип», «контрасексуальность», «самость», «индивидуация», «ассоциативный метод», «учебный анализ», «контрперенос», «мистическое соучастие» как аналог «проективной идентификации», «экстраверсия», «интроверсия» и другие термины юнговской типологии.

Вклад аналитической психологии в психологическую науку и практику. Вклад юнгианства в терапию психозов, акцент на доэдиповых переживаниях и отношениях с матерью. Новое понимание инцеста, Эипова комплекса, регрессии и сопротивления в терапии. Разработка подходов к терапии пациентов во второй половине жизни. Кризис середины жизни. Исследование экзистенциальных, духовных и религиозных аспектов психотерапии. Вклад в исследование воображения. Синтез юнгианства и кляйнианства в подходе М. Фордхама. Влияние Юнга на Д. Винникотта. Роль юнгианского аналитика Р. Фейрберна.

Тема 3. Юнгианская теория психики. Понятие архетипов

Коллективное и индивидуальное бессознательное. Принципиальное значение открытия коллективного бессознательного. Совокупный духовный опыт человечества. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Гуманизация и экзистенционализация психотерапии. Структурированное понимание бессознательного.

Архетипы коллективного бессознательного. Бессознательная праформа, принадлежащая унаследованной структуре мозга. Архетип как психическая предпосылка религиозных воззрений. Разнообразные архетипы -Анима (женский образ у мужчины), Анимус (мужской образ у женщины), Тень (низменное, примитивное в человеке), Самость (центр личности).

Архетипы и их воплощения в мифах, сказках и сновидениях. Мандала как пример архетипа. Роль нуминозных и экстатических переживаний в развитии личности. Символ и трансцендентная функция. Индивидуальность и индивидуализм в Западной культуре. Отличие архетипа от архетипического образа.

Базовые архетипы. Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус и др. Роль нуминозных и экстатических переживаний в развитии личности. Символ и трансцендентная функция. Индивидуальность и индивидуализм в Западной культуре. Отличие архетипа от архетипического образа. Современная классификация базовых архетипов в аналитической психологии.

Тема 4. Юнгианская типология

Многообразие психологических типов. Определение экстраверсии интроверсии. Понятие функций. Иерархия функций. Рациональные и иррациональные функции. Ведущая и подчиненная функция. Возможности ведущей функции. Невроз ведущей функции. Подчиненная функция. Ее характеристика. Типичные неврозы. Мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный экстравертированные и интровертированные типы в концепции К.Г.-Юнга. Их особенности и основные характеристики.

Тема 5. Техника и практика юнгианского анализа

Общая методология юнгианского анализа. Различие между психоанализом, психодинамической (аналитической) терапией и аналитической психологией. Символическая установка в психотерапии. Условия аналитических отношений. Цели юнгианского анализа. Первичная беседа.

Основные принципы проведения аналитической терапии. Аналитический ритуал. Дистанция в терапии. Частота сессий. Использование кушетки и/или кресла. Роль денег в терапии. Линейная и спиральная модели аналитического процесса. Этапы и фазы анализа по Юнгу. Техника аналитической интерпретации. Техника реконструкции и работа с ранними воспоминаниями. Общие принципы глубинно-психологической диагностики: юнгианская перспектива.

Аналитические отношения в юнгианской терапии. Роль личности аналитика. Взаимная трансформация в анализе. Вклад Юнга в современные представления о переносе и контрпереносе. Проблема учебного анализа. Общие принципы организации юнгианского супервизорства. Архетип «раненого целителя». Виды сопротивлений и контр-сопротивлений. Роль эмпатии в анализе. Проблемы проработки эротического переноса. Архетипические отношения власти в психотерапии — бессознательное использование пациентов аналитиками. Теневые стороны анализа.

Тема 6. Аналитическая психология в работе со сновидениями

Сны в контексте измененных состояний сознания. Сновидения и творчество. Экспериментальные исследования сновидений. Современные психофизиологические теории сна. Виды сновидений. Принцип компенсации. Язык бессознательного. Голографическое строение психики.

Сны как экзистенциальные послания. Работа со сновидениями и развитие личности. Сравнение различных психологических подходов к толкованию сновидений. Древние практики сновидений (инкубация снов, йога сна и др.).

Сны в разных культурах. Сновидения в анализе: бессознательные аспекты коммуникаций. Проблема больших и малых сновидений. Серии сновидений. Люцидные (осознаваемые) сны.

Таблица 2.

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы

Наименование

модуля и

тем дисциплины

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа

Виды контроля

Лекции

Семинарские занятия

Групповые и практические занятия

Тема 1. Теоретико-мето-дологические аспекты

современной аналитической психологии. Введение в дисциплину

10

2

-

-

8

-

Тема 2. Основные теоретико-методологические основы аналитической психологии и постюнгианского анализа

10

2

2

-

6

-

Тема 3. Юнгианская теория психики. Понятие архетипов.

16

2

2

2

10

-

Тема 4. Юнгианская типология

20

2

2

2

14

-

Тема 5. Техника и практика юнгианского анализа

24

2

4

8

10

-

Тема 6. Аналитическая психология в работе со сновидениями.

24

2

4

8

10

-

Итоговый контроль

4

-

-

-

-

4

Итого:

108

12

14

20

58

4

Таблица 3.

Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

п/п

Наименование

модуля и темы

дисциплины

Дидактический минимум

1.

Тема 1. Теоретико-методологические аспекты современной аналитической психологии. Введение в дисциплину

Аналитическая психология и ее вклад в развитие мировой психологической науки и практики. Основные источники и предпосылки возникновения юнгианского анализа. Ранний период в психоаналитическом движении и роль К.-Г. Юнга. Основные противоречия между классическим психоанализом и аналитической психологией. Современное состояние аналитической психологии в России и других странах. Основные школы в постъюнгианстве. Место аналитической психологии в современных науках о человеке.

Общая характеристика дисциплины «Аналитическая психология». Место дисциплины в общей системе подготовки бакалавра психологии. Цели и задачи дисциплины. Требования, предъявляемые к уровню подготовки бакалавра психологии по дисциплине. Последовательность изучения дисциплины.

2.

Тема 2. Основные теоретико-методо-логические основы

аналитической психологии и постюнгианского анализа

Основные термины и понятия аналитической юнгианской парадигмы: «проекция», «расщепление», «полярные установки», «комплекс», «архетип», «контрасексуальность», «самость», «индивидуация», «ассоциативный метод», «учебный анализ», «контрперенос», «мистическое соучастие» как аналог «проективной идентификации», «экстраверсия», «интроверсия» и другие термины аналитической типологии.

Вклад юнгианства в терапию психозов, акцент на доэдиповых переживаниях и отношениях с матерью. Новое понимание инцеста, Эипова комплекса, регрессии и сопротивления в терапии. Кризис середины жизни. Исследование экзистенциальных, духовных и религиозных аспектов психотерапии. Вклад в исследование воображения. Синтез юнгианства и кляйнианства в подходе М. Фордхама. Влияние Юнга на Д. Винникотта. Роль юнгианского аналитика Р. Фейрберна.

3.

Тема 3. Юнгианская теория психики. Понятие архетипов.

Коллективное и индивидуальное бессознательное. Принципиальное значение открытия коллективного бессознательного. Совокупный духовный опыт человечества. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Гуманизация и экзистенционализация психотерапии. Структурированное понимание бессознательного.

Архетипы коллективного бессознательного. Бессознательная праформа, принадлежащая унаследованной структуре мозга. Архетип как психическая предпосылка религиозных воззрений. Разнообразные архетипы — Анима (женский образ у мужчины), Анимус (мужской образ у женщины), Тень (низменное, примитивное в человеке), Самость (центр личности).

Архетипы и их воплощения в мифах, сказках и сновидениях. Мандала как пример архетипа. Роль нуминозных и экстатических переживаний в развитии личности. Символ и трансцендентная функция. Индивидуальность и индивидуализм в Западной культуре. Отличие архетипа от архетипического образа. Базовые архетипы: Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус и др. Роль нуминозных и экстатических переживаний в развитии личности. Символ и трансцендентная функция. Индивидуальность и индивидуализм в Западной культуре. Отличие архетипа от архетипического образа. Современная классификация базовых архетипов в аналитической психологии.

4

Тема 4. Юнгианская типология

Многообразие психологических типов. Определение экстраверсии интроверсии. Понятие функций. Иерархия функций. Рациональные и иррациональные функции. Ведущая и подчиненная функция. Возможности ведущей функции. Невроз ведущей функции. Подчиненная функция. Ее характеристика. Типичные неврозы. Мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный экстравертированные и интровертированные типы в концепции К.Г.-Юнга. Их особенности и основные характеристики.

5

Тема 5. Техника и практика юнгианского анализа

Общая методология юнгианского анализа. Различие между психоанализом, психодинамической (аналитической) терапией и аналитической психологией. Символическая установка в психотерапии. Условия аналитических отношений. Цели юнгианского анализа. Основные принципы проведения аналитической терапии. Этапы и фазы анализа по Юнгу. Техника аналитической интерпретации. Техника реконструкции и работа с ранними воспоминаниями.

Аналитические отношения в юнгианской терапии. Роль личности аналитика. Взаимная трансформация в анализе. Вклад Юнга в современные представления о переносе и контрпереносе. Проблема учебного анализа. Общие принципы организации юнгианского супервизорства. Проблемы проработки эротического переноса. Теневые стороны анализа.

6

Тема 10. Аналитическая психология в работе со сновидениями.

Сны в контексте измененных состояний сознания. Сновидения и творчество. Экспериментальные исследования сновидений. Современные психофизиологические теории сна. Виды сновидений. Язык бессознательного.

Сны как экзистенциальные послания. Работа со сновидениями и развитие личности. Сравнение различных психологических подходов к толкованию сновидений. Древние практики сновидений (инкубация снов, йога сна и др.).

Сны в разных культурах. Сновидения в анализе: бессознательные аспекты коммуникаций. Проблема больших и малых сновидений. Серии сновидений. Люцидные (осознаваемые) сны.

Таблица 5

Лабораторный практикум

п/п

Учебно-образовательный

модуль.

Цели лабораторного практикума

Примерный перечень

лабораторных (практических работ или семинарских занятий)

Часы

1

Тема 1. Теоретико-методологические аспекты современной аналитической психологии. Введение в дисциплину

На самостоятельное изучение выделяется подготовка рефератов и докладов по истории развития современной аналитической психологии

8

2.

Тема 2. Основные теоретико-методоло-гические основы аналитической психологии и постюнгианского анализа

Цель: расширение знаний студентов о вкладе юнгианства в исследование экзистенциальных, духовных и религиозных аспектов психотерапии, терапию нервозов и психозов, нового понимания инцеста, Эдипова комплекса и др. понятий аналитической психологии. Углубление понимания студентами актуальных проблем современной аналитической психологии в России и за рубежом, вкладе аналитиков в исследование воображения.

Семинар. Тема № 2.

Основные теоретико-методо-логические основы аналитической психологии и постюнгианского анализа

На самостоятельное изучение выделяется изучение основных понятий аналитической психологии с последующим групповым обсуждением на семинаре.

2

6

3.

Тема 3. Юнгианская теория психики. Понятие архетипов.

Цель: углубление знаний студентов в области современного представления о функционировании психического аппарата в юнгианской парадигме. Расширение знаний студентов в области основных архетипов аналитической психологии

Семинар. Тема №. 3.

Юнгианская теория психики. Понятие архетипов.

На самостоятельное изучение выделяется составление таблицы основных архетипов коллективного бессознательного по работам К.Г.Юнга и его последователей

2

2

4.

5.

Тема 4. Юнгианская типология

Цель: углубление представлений студентов об основных интравертированных и экстровертированных психологических типах, выделенных К.Г.Юнгом, и их основных характеристиках.

Цель: углубление у студентов знаний и навыков в диагностике юнгианской типологии современными психодиагностическими методами.

Семинар. Тема № 4. Юнгианская типология

Практическое занятие.

Тема № 4.

Юнгианская типология

На самостоятельное изучение выделяются изучение работы К.Г.Юнга «Психологические типы» с последующим обсуждением на семинаре

2

2

14

6.

Тема 5. Техника и практика юнгианского анализа

Цель: расширение и углубление знаний студентов о принципах и техническом инструментарии в аналитической практике с пациентами различной психопатологии.

Цель: выработка у студентов навыка установления психологического контакта и понимания диагностических принципов аналитической работы.

Семинар. Тема № 5. Техника и практика юнгианского анализа

Практическое занятие.

Пробное проведение первичного интервью с клиентом

На самостоятельное изучение выделяется построение моделей аналитической диагностики (типологии) по книге Н. Мак-Вильямс «Психоаналитическая психодиагностика» с последующим обсуждением на семинаре

4

8

10

6.

7.

Тема 6. Аналитическая психология в работе со сновидениями.

Цель: углубление понимания студентами различных стадий аналитического процесса при работе со сновидениями и фантазиями клиента, обратившегося за психологической помощью;

Цель: углубление знаний студентов различных технических особенностей работы со сновидениями в аналитической технике и практике; умения выбирать цели аналитической психотерапии; осознавания студентами профессионально важных качеств личности аналитического специалиста, необходимости прохождения личного анализа и практики личных супервизий как неотъемлемого условия профессионального становления психоаналитически ориентированного специалиста.

Семинар Тема 6. Аналитическая психология в работе со сновидениями.

Практическое занятие: анализ сновидений и работа с групповыми фантазиями

На самостоятельное изучение отводится изучение работ: Р. К.Г. Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления, Киев, AirLand, 1994;Боснак, В мире сновидений, М., Древо жизни, 1991; Р. Джонсон, Сновидения и фантазии, М., Рефл-бук, 1996

4

8

10

7

Всего часов

(аудиторные)

34

Таблица 6

Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/п

Учебно-образователь-ные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин*

1

2

3

4

5

1

Тема 1.

*

*

*

*

2

Тема 2.

*

*

*

*

3

Тема 3.

*

*

*

*

4

Тема 4.

*

*

*

5

Тема 5.

*

*

*

*

6

Тема 6.

*

*

*

*Примечание: В приведенной таблице цифрами обозначаются следующие дисциплины: 1.- «История психологии»; 2 — «Введение в клиническую психологию»; 3 — «Основы психоанализа» 4 -«Гуманистическая психология»; 5 — «Основы консультативной психологии».

Примерная тематика рефератов

  1. Юнгианский подход в психологическом консультировании детей
  2. Аналитическая психотерапия подростков и юношей
  3. Концепция «травмы» в различных подходах психоаналитического консультирования и психотерапии
  4. Сравнительный анализ психоаналитических концепций З. Фрейда и К.Г. Юнга: общее и различия
  5. Сравнительный анализ индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К.Г.Юнга: общее и различия
  6. Сравнительный анализ юнгианской и архетипической психологии
  7. Процессуальная психотерапия — постъюнгианская интегративная парадигма
  8. Архетипы «вечного юноши» и «коры» как этапы индивидуации у современного подростка
  9. Архетип «великой матери» в психотической организации личности.
  10. Архетип «раненного целителя» в практике психоанализа и аналитической психологии
  11. Жизнь как странствие: сложности индивидуации современного человека
  12. Мифологемы души современного молодого человека.
  13. Архетип «вечной женственности» в подростковой и взрослой психосоматике
  14. Конфликты души современного молодого человека: постюнгианский подход.
  15. Конфликты души современного ребенка.
  16. Роль мифа в жизни современных женщины и мужчины

Примерный перечень вопросов для проведения итогового контроля (устный зачет)

  1. Предпосылки становления и развития аналитической психологии.
  2. Главные ученики и последователи учения К.Г. Юнга.
  3. Основные школы постъюнгианской психологии: общие различия.
  4. Структура психики (персона, тень, анима и анимус, Самость)
  5. Базовые архетипы в психологии К.Г. Юнга
  6. Концепция символа в аналитической психологии.
  7. Принципы юнгианской интерпретации сновидений.
  8. Концепции коллективного бессознательного и индивидуации.
  9. Кризисы в развитии личности.
  10. Кризис середины жизни: налитический подход
  11. Юнговская теория комплексов.
  12. Архетип травмы.
  13. Типология Юнга и ее современное развитие
  14. Юнгианский подход к сказкам и мифам.
  15. Теория Э. Ноймана о происхождении и развитии сознания.
  16. Архетипическая психология Дж. Хиллмана.
  17. Общие отличия техники юнгианского анализа от фрейдистского.
  18. Теория раненного целителя.
  19. Личные и архетипические элементы в переносе и контрпереносе.
  20. Линейная, циркулярная, алхимическая и инициационная модели юнгианского анализа.
  21. Архетипический анализ культурной тревоги.
  22. Вклад Юнга в психологию религии.

Таблица 9.

Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине

Виды учебной работы

Зачетный балл

Максимальный балл

Регулярность посещения лекционных занятий

4

10

Активность на лекциях (участие в групповых дискуссиях)

4

10

Подготовка и выполнение лабораторных и практических работ

2

10

Активность участия в семинарских и практических занятиях (подготовка презентаций и докладов по темам)

4

10

Подготовка и качество выполнения письменных домашних заданий по темам

6

10

Качество выполнения курсовой работы по выбранной теме

5

15

Проведение психодиагностического интервью с ребенком или подростком

5

15

Итого по дисциплине:

30

80

К зачету не допускается студент, набравший сумму баллов менее 30 баллов

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Дисциплины «Аналитическая психология»

Рекомендованная литература

Основная литература

  1. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Минск: Харвест, 2003. — 496с.
  2. Юнг К.Г. Душа и миф. — Киев: ГБДЮ, 1995. — 384с.
  3. Юнг К.Г. Избранное. — Мн.: ООО Попурри, 1998. — 448с.
  4. Юнг К.Г. Конфликты детской души.- М.: Канон, 1995.-336с.
  5. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы.- Спб.: ВЕИП, 1994.- 415с.
  6. Юнг К.Г. Ответ Иову. — М.: Канон, 1995.-320с.
  7. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс, 1993.-331с.
  8. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: АСТ, 2003. — 400с.
  9. Юнг К.Г. Психологические типы. — М.: АСТ, 1997. — 715с.
  10. Юнг К.Г. Психология и алхимия. — М., Рефл-бук, 1998. — 592с.
  11. Юнг К.Г. Работы по психиатрии. — СПб, Академ. проект, 2000. — 300с.
  12. Юнг К.Г. Тевистокские лекции. — М.: АСТ, 2009. — 235с.
  13. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. — М.: Ренессанс, 1992. — 320с.
  14. Юнг К.Г. Человек и его символы. — СПб: Б.С.К., 1996. — 368с.
  15. Юнг К.Г. Синхрония. — М.: АСТ, 2010. — 347с.

Дополнительная литература (для самостоятельного чтения)

  1. Адлер А. Лекции по аналитической психологии. — М.: Рефл-бук, 1996. — 301с.
  2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб.-Минск: Диалог-Лотаць, 1997. -256с.
  3. Барц Э. Игра в глубокое. — М.: Независима фирма «Класс», 1997. — 144с.
  4. Болен Д.Ш. Богини в каждой женщине. Архетип богинь.- М.: София, 2005.- 272с.
  5. Болен Д.Ш. Боги в каждом мужчине. Архетип богов. — М.: София, 2007.- 304с.
  6. Вудман М. Опустошенный жених. — М.: Инфра-М, 2001.- 176с.
  7. Вудман М. Страсть к совершенству. — М.: Независимая фирма «Класс», 2006.- 262с.
  8. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине, — СПб: Б.С.К., 1997.- 117с.
  9. Гуггенбюль-Крейг А. Эрос на костылях. — СПб.: Б.С.К., 2002.-126с.
  10. Дикман Х. Юнгианский анализ сказок. — СПб.: Академ. проект, 2000.-256с.
  11. Дикман Х. Методы в аналитической психологии. — М.: Рон, 2002.- 328с.
  12. Джексон Г. Мужчина и мужчина: психоанализ отношений. — М.: Добросвет, 1998.- 291с.
  13. Джексон Г. Тайный закон садоводства. — М.: Добросвет, 2007.-176с.
  14. Джонсон Р. Она. — М.: ИОИ, 1995.-125с.
  15. Джонсон Р. Он. — М.: ИОИ, 1996.- 136с.
  16. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. — М.: Рефл-бук, 1996.-288с.
  17. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви.- М.: Гиль-Эстель, 1998.-156с.
  18. Калшед Д. Внутренний мир травмы. — М.: Академ. проект, 2001. — 368с.
  19. Кембриджское руководство по аналитической психологии. — М.: Добросвет, 2000. — 476с.
  20. Кирш Т. Юнгианцы. — СПб.: «А-Я», «Янус», 2007.-360с.
  21. Клюгер Р. Глубинная психология в священном писании. — М.: Инфра-М, 2000.-96с.
  22. Коуэн Л. Мазохизм: Юнгианский взгляд. — М.: Когито-центр, 2005.-159с.
  23. Кюглер П. Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое. — М.: Per Se, 2005.-224с.
  24. Ламберт К. Анализ, выздоровление и индивидуация. — СПб.: ИЦПК, 2004.-302с.
  25. Моник Ю. Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма. — М.: Радуга, 1999. — 87с.
  26. Моник Ю. Фаллос. Священный мужской образ. — М.: Инфра-М, 2000. -136с.
  27. Новая весна, Пента Графикс — М. — СПб, 1999−2011.
  28. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. — М.: Рефл-бук, 1998−462с.
  29. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. — СПб: ГА, 1999−206с.
  30. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. — Киев: София, 2001.-495с.
  31. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 384с.
  32. Сэджвик Д. Раненный целитель, — М.: Добросвет, 2007. — 231с.
  33. Сэмюэлз А., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь по аналитической психологии К. Юнга. — М.: МНПП ЭСИ, 1994.-182с.
  34. Самюэль А. Юнг и постъюнгианцы. — М.: Черо, 1997.-416с.
  35. Стайн М. Трансформация. Проявление Самости. — М.: Когито-Центр, 2007. — 221с.
  36. Франц М.-Л фон. Психология сказки. — СПб.: БСК, 1997.- 361с.
  37. Франц М.-Л фон. Алхимия. — СПб.: Б.С.К., 1998. — 291с.
  38. Франц М.-Л фон. Прорицание и синхрония. — СПб.: Б.С.К., 1998.-107с.
  39. Франц М.-Л фон., Хиллман Дж. Низшая функция.- СПб.: Б.С.К., 1999.-198с.
  40. Франц М.-Л фон. Кошка. Сказка об освобождении фемининности.- М.: Независимая фирма «Класс», 2007.- 144с.
  41. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 181с.
  42. Хиллман Дж. Архетипическая психология. — СПб.: Б.С.К., 1997.-158с.
  43. Хиллман Дж. Самоубийство и душа. — М.: Когито-центр, 2004.- 272с.
  44. Хиллман Дж. Внутренний поиск. — М.: Когито-центр, 2004.- 335с.
  45. Хиллман Дж. Миф анализа. — М.: Когито-центр, 2005.- 351с.
  46. Холл Дж. Юнгианское толкование сновидений. — СПб.: Б.С.К., 1999.-
  47. Холл Дж. Введение в юнгианскую терапию. — М.: Независимая фирма «Класс», 2006.-192с.
  48. Холлис Дж. Перевал в середине пути. — М.: Инфра-М, 2002.-140с.
  49. Холлис Дж. Под тенью Сатурна. — М.: Когито-центр, 2005.-192с.
  50. Холлис Дж. Сотворить свою жизнь. — М.: Независимая фирма «Класс», 2006.-192с.
  51. Холлис Дж. Душевные омуты. — М.: Когито-центр, 2006.-192с.
  52. Хрестоматия по глубинной психологии. Вып.1. — М.: Черо, 1996.- 248с.
  53. Хрестоматия по глубинной психологии. Вып. 2. — М.: Добросвет, 1997.-350с.
  54. Шаверин Дж. Умирающий пациент в психотерапии. Желания, сновидения, индивидуация. — М.: Когито-центр, 2006.- 318с.
  55. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности. — М.: Независимая фирма «Класс», 2007.-296с.
  56. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001.-320с.
  57. Штернберг У. Круг внимания. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1998.-241с.
  58. Эдингер Э. Христианский архетип. Юнгианское исследование жизни Христа.- М.: Инфра-М, 2000. — 96с.
  59. Эдингер Э. Эго и архетип. Индивидуация и религиозная функция психологического. — М.: Пентаграфикс, 2000.- 104с.
  60. Эдингер Э. Творение сознания. Миф Юнга для современного человека.- СПб.: Б.С.К., 2001−111с.
  61. Якоби М. Встреча с аналитиком. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1996.-178с.
  62. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. — М.: Институт аналитической психологии, 2001.- 252с.
  63. Янг-Айзендрат П. Ведьмы и герои: феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар. — М.: Когито-центр, 2005. — 268с.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

http://www.maap.ru/

http://www.nlpsy.ru

http://www.jungland.ru/

27

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector