СТРУКТУРА ОРГ-ЦИИ

В организационной психологии при изучении организаций применяет­ся структурно-функциональный анализ. Под структурой организации понимается относительно постоянная система взаимосвязей работ­ников и их связей в целом. Под функциями организации понимаются различные стандартизированные действия, регулируемые социально-правовыми нормами и контролируемые социальными институтами.

Рассмотрим основные типы структур организации.

1. Социально-демографическая структура определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уровнем их образования, квалификацией и стажем работы. Выделяются гомогенные и гетерогенные типы социально-демографической структуры". Установлено, что особенности этих типов оказывают существенное влияние не только на производственно-экономическую деятельность организации, и в том числе на эффективность труда, но и на социально-психологический характер взаимоотношений людей. Гомогенность организации, т. е. ее однородность по таким признакам, как пол, возраст, уровень образования и прочее, является предпосылкой формирования общности интересов, ценностных ориентации, норм и стереотипов поведения. Гетерогенные же организации часто распадаются на несколько более или менее гомогенных группировок, и формирование их психологического единства и целостности оказывается сложным, а порой — недостижимым. Заметим, что, по данным социально-психологических исследований, чисто женские группы отличаются от мужских большей глубиной и длительностью неформальных отношений, как дружеских, так и враждебных.

2. Профессиональная структура связана с потребностью организации в работниках определенных специальностей. Известно, что люди, выполняющие сходные операции, быстрее устанавливают между собой неформальные дружеские отношения, психологически чувствуя близость, общность интересов, ценностей, проблем, оказывая друг другу помощь, поддержку, взаимозамену.

3. Функциональная структура основана на разделении труда и необходимости согласования, координации реальных действий всех участников совместной деятельности. Соответственно возникают четы­ре типа структурных подразделений:

· административный персонал — руководители, в чьи обязанности входит организация системы производства;

4 стр., 1959 слов

Методические рекомендации по организации и структуре коррекционного занятия. Структура коррекционного занятия определена с учетом обязательного включения в

Методические рекомендации по организации и структуре коррекционного занятия. Структура коррекционного занятия определена с учетом обязательного включения в каждое занятие ...

· производственный персонал — работники, занятые производством продукции;

· обслуживающий персонал — работники, занятые обеспечением системы производства, — маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности;

· инженерно-технический персонал — работники, занятые созданием новой техники и технологии, обеспечением бесперебойной работы имеющейся техники.

4. Формальная и неформальная структура. Формальная структура обусловлена функциональным разделением труда, официальными юридически закрепленными правами и обязанностями сотрудников. В рамках этой структуры каждый член организации должен выпол­нять определенные функции (роли) в зависимости от того положения (статуса), которое он официально занимает. Формальная структура закреплена в уставе фирмы, официальных инструкциях, приказах и других нормативных актах. Однако в реальной деятельности сотруд­ники вступают ив неформальные отношения для удовлетворения сво­их потребностей в общении, единении с другими людьми, привязан­ности, дружбе, помощи и прочее. Так возникает неформальная структура организации, которая развивается спонтанно по мере общения и вза­имодействия людей. Она не зафиксирована в нормативных актах фир­мы, и поэтому выявление истинных человеческих отношений пред­ставляет определенную трудность для исследователя и любого друго­го заинтересованного лица.

Профессиональная структура (специальность).

Профессиональная структура — совокупность социальных групп, критерием выделения которых является распределение работников на основании их принадлежности к оп-ределенному виду деятельности (профессии), а также система взаимосвязей между этими группами. Профессиональная структура базируется на профессиональном разде-лении труда, отражающем производственно-технологическую сторону и функциональное содержание труда. В результате профессионального разде-ления труда идет процесс обособления профессий, а внутри них — выделение специальностей. Профессиональная структура находится во взаимосвязи с социальной структурой общества, поскольку профессиональное разделение труда тесно связано с его общественным разделением. Поэтому профессио-нальная структура часто рассматривается и в этом ракурсе — как социально-профессиональная структура. Профессиональное разделение труда связано со всеми видами общественного разделения труда, в особенности с отраслевым и квалификационным. Отсюда тесная взаимосвязь профессиональной струк-туры с отраслевой структурой. Каждой отрасли экономики соответствует оп-ределенная группа профессий. Существуют профессии, общие для несколь-ких отраслей («сквозные» профессии).

7 стр., 3327 слов

1 Вопрос. Личность, ее структура и проявления в профессиональной деятельности

... профессиональной деятельности. Профессиональная пригодность - совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Профессиональная ... , направленных на развитие их индивидуальности. К психологическим технологиям относятся разного рода тренинги развития и коррекции личности, ...

Наряду с профессиональной структу-рой отраслей и сфер хозяйственной деятельности выделяют профессиональ-ную структуру регионов (территорий) и отдельных предприятий. Профессиональная структура является достаточно динамичной. С те-чением времени в обществе возникают новые профессии. Происходит посто-янный рост их числа, а также числа специальностей и занятий. Несколько бо-лее медленными темпами протекает обратный процесс — естественный про-цесс отмирания устаревших профессий. Происходит сужение либо расшире-ние профессиональных групп по числу работников, меняется место этих групп в иерархии профессий. Наиболее традиционными основаниями для классификации профессий могут служить: характер труда (профессии пре-имущественно умственного и преимущественно фзического труда; или руч-ного, механизированного и автоматизированного труда); сложность выпол-няемой работы, требующая определенного уровня квалификации работника (профессии высококвалифицированного, квалифицированного, малоквали-фицированного и неквалифицированного труда); характер выполняемых функций (профессии вспомогательные, обслуживающие, основные).

В осно-ву классификаций видов деятельности (профессий) могут быть заложены разные основания (критерии) в зависимости от целей исследования.

Технологии, разделяемые по типам технологической неопределенности. Американский исследователь Дж. Томпсон предложил классифицировать организационные технологии по степени снижения неопределенности в деятельности исполнителей, имея в виду следую­щее: технологии, построенные по принципу постоянных технологичес­ких цепочек (последовательности операций), могут полностью исключить технологическую неопределенность, но это сопровождается мак­симальным разделением труда и соответственно отчуждением работ­ников, а технологии, основанные на коротких и изменяемых техноло­гических цепочках, характеризуются максимальной технологической неопределенностью, но предполагают большую свободу и творчество для членов организации.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... . 3. Процесс формирования личности. 4. Влияние среды. 5. Участие в игровой деятельности. 350. Принципом воспитания является: Связь воспитания с жизнью и трудом 2 ... целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников- это: 1. принципы; Формы; 3. средства; 4. приемы; 5. технологии 437. Наблюдение - … 1. Избирательный отбор ...

Всего, по мнению Томпсона, существуют три основных вида технологий: многооперационная, посредническая, интенсивная [107. С. 296].

Многооперационные технологии позволяют осуществлять производственный процесс за счет выполнения работниками последовательных операций, составляющих непрерывную и неизменяемую це­почку действий, когда каждая последующая операция полностью зависит от первой и не может быть выполнена на последующих стадиях технологического процесса. В данном случае главная технологичес­кая неопределенность существует на входе и выходе процесса. По­этому при таких технологиях главное внимание уделяется диспетчер­скому контролю за поставками ресурсов на вход системы и реализа­ции (своевременной отправке продукта) на выходе — двумя сложны­ми моментами в реализации технологий. Таким образом, руководи­тель производственного процесса должен сосредоточить свое внима­ние на входе и выходе, т. е. планировать работы и действия по доставке и сбыту продукта. Это предполагает наличие жестко формализован­ной структуры с высокой степенью управленческого контроля и до­статочно слабую зрелость исполнителей. Такие технологии достаточ­но уязвимы, поскольку неудовлетворительное выполнение одной тех­нологической операции влечет за собой изменение всей технологи­ческой схемы вследствие жесткой взаимосвязи технологических операций.

10 стр., 4546 слов

Глава 19 Современные информационные и коммуникативные технологии в учебном процессе

... техническим сопровождением, обеспечивающий условия для организации, проведения и управления образовательным процессом и его качеством на всех ... школы к образованию с использованием информационных технологий. 1Т-технологии используются для создания цифровых образовательных ресурсов ... среду; практическая направленность обучения и вариативность продуктов, получаемых учащимися в результате освоения среды; ...

Посреднические технологии характеризуются коллективной, или параллельной, зависимостью и переплетением нескольких технологических цепочек (или процессов).

Фактически речь идет о соедине­нии на определенной операции двух или нескольких параллельных (и первоначально независимых) технологических процессов (рис. 29), один из которых считается основным, а остальные — вспомогательными, или посредническими. При этом параллельные технологичес­кие цепочки связаны между собой по принципу обратной связи [34. С. 99]. В качестве примеров таких технологий называются производ­ство оборудования и его установка, поставка оборудования и его гарантийное обслуживание, хирургические операции и т. д. Очевидно, что при посреднических технологиях технологическая неопределен­ность в значительной мере выше, чем при многозвенных технологиях.

Интенсивные технологии отличаются большим количеством корот­ких технологических цепочек, которые сходятся на изготовлении одного сложного продукта .

Подобного рода технологии обладают большой гибкостью и приспособляемостью к изменениям во внешней среде организации. Они «представляют собой адекватную реакцию на различные непредвиденные обстоятельства» [107. С. 297]. На практике это выглядит как работа многих специалистов разного профиля над большим заказом. Например, при строительстве судна одновременно работают специалисты по корпусу, специалисты по установке двигателя, электрики, специалисты по установке систем жизнеобеспечения судна, специалисты по оснастке и т. д.; в процессе лечения сложного больного в клинике с ним работают специалисты разных медицинских профилей. Основными условиями эффективности интенсивных технологий являются обратная связь с объектом, четкая координация всех действий и информационная связь между различными технологическими цепочками (трудно представить себе, что произойдет со сложным больным, если лечащие врачи не будут связаны между собой), постоянное отслежива­ние не только состояния объекта приложения усилий, но и всей ситуа­ции во внешней среде.

9 стр., 4377 слов

Технология организации игровой деятельности

... возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей. Технология организации игровой деятельности - Стр 2 Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим ... помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов в процессе реальной практической деятельности, стимулируют дальнейшее развитие интеллектуально-перцептивных умений. Они учатся принимать ...

Поскольку в данном случае циклы работы отдельных специалистов представляют собой достаточно короткие технологические цепочки, то очевидно, что технологическая неопределенность снимается на уровне процесса деятельности. Вместе с тем возникают две дополнительные технологические проблемы. Первая из них связана с технологической неопределенностью самого объекта деятельности, который подлежит целенаправленному изменению со стороны многих субъектов деятель­ности строго по циклам и графикам, причем иногда сложно определить степень готовности продукта.

Вторая серьезная проблема обусловлена тем, что управленческие действия заключаются в совмещении отдельных технологических це­почек при их постоянном изменении.

Гибкость реакции на воздействие внешней среды, приспособляе­мость при интенсивных технологиях во многом определяются тем обстоятельством, что каждая технологическая цепочка достаточно корот­кая и относительно автономная. Вследствие этого имеется множество альтернатив действий, т. е. возможность быстро изменить одну из составляющих технологического процесса без кардинальных изменений всей технологии изготовления продукта. Это отличительное качество интенсивных технологий является весьма ценным для организаций, работающих в рыночных условиях, и в настоящее время они находят все большее применение в практической деятельности различных видов организаций.

Интенсивная технология наиболее эффективна в организационной структуре, характеризующейся высокой горизонтальной дифференциацией, слабой централизацией и формализацией. Значительными отличиями поведения членов организации, реализующих интенсивные технологии, является желание сотрудничать в команде или хотя бы постоянно общаться по поводу работы с другими участниками технологического процесса, а также творческий характер дея­тельности при осуществлении изменений в технологическом про­цессе.

23 стр., 11145 слов

Организация исследовательской деятельности младших школьников

... целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой ... Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся; - Сравнение, изучение документации; - Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки ...

Технологии, основанные на содержании работ. Американский ученый Ч. Перроу предложил классификацию технологий, осно­ванную на соединении методов изготовления продукта, принятия ре­шений и учете влияния социальной структуры. Под технологией в данном случае понимаются «действия, которые осуществляет инди­вид над объектом при помощи или без помощи орудий и других приспособлений с целью изменить данный объект» [34. С. 94]. Перроу выявил два параметра, характеризующих все существующие техно­логии по их содержанию: 1) количество исключений, встречающихся при выполнении определенной работы, или, иными словами, измен­чивость задания [107. С. 295]; 2) степень аналитичности задания, т. е. возможность анализа задания исполнителями с целью разработки алгоритма — строгой последовательности выполнения операций, учи­тывающей вероятность исключений. Согласно модели Перроу, данной на рис. 31, любая технология организации может быть представлена, как точка на плоскости, заданной двумя осями. Параметр по верти­кальной оси показывает, насколько в данном процессе возможно применение аналитических методов решения проблем (т.е. можно ли разложить сложную операцию на простые, предвидя при этом воз­можные изменения в процессе).

При высокой степени аналитичности сложный технологический процесс разлагается на отдельные опера­ции и составляется алгоритм. В этом случае процесс может быть автоматизирован или реорганизован так, чтобы к работе можно было привлечь менее квалифицированных рабочих (возможно наиболее полное разделение труда).

Необходимость создания алгоритмов тех­нологических процессов, по мнению Перроу, объясняется тем, что члены организации в свою деятельность стараются включить события поискового процесса.

Горизонтальное измерение отражает индивидуальную и группо­вую деятельность, которая характеризуется, с одной стороны, следо­ванием привычным, старым правилам и ограничениям, а с другой — отступлением от них, созданием новых правил, норм и способов де­ятельности. При этом единицей отсчета может быть нестандартный случай, т. е. те события, совершающиеся в технологическом процессе, которые отклоняются от общепринятых норм и навыков индивидов и которые привносят в технологический процесс технологическую неопределенность. Очевидно, что нестандартный случай при неожи­данном появлении может создать конфликтную ситуацию в техноло­гическом процессе и даже деформировать его. Поэтому развитие тех­нологии возможно только при условии сосредоточения внимания на сложных неанализируемых проблемах производства, на обоснован­ных новаторских отступлениях от привычных, сложившихся методов и правил.

Согласно модели Перроу, оси разделяют плоскость возможных технологий на четыре квадранта, каждый из которых отражает характер­ные специфические особенности технологий.

1. Ремесленные технологии. Конечно, такое обозначение технологий чисто условно и его использование объясняется следующим. Ремеслен­ник (в том числе и член средневековой цеховой общины) заранее ни­когда не рассматривает всю технологическую цепочку по изготовлению продукта; напротив, он постоянно ищет нестандартные пути, новые ходы, для того чтобы улучшать изделия. При этом технологический цикл может быть настолько неопределенным, что работникам без­различно, с какого этапа выполнять работу. Вместе с тем эти техноло­гии могут предусматривать слабо стандартизованную последователь­ность операций и даже непрерывный цикл производства (в основном единичной, а не серийной продукции).

В целом работники, использую­щие такие технологии, ориентированы на повышение качества, посто­янное совершенство продукта, а не на производительность.

2. Рутинные технологии характерны для организаций с высокой степенью стандартизации, максимальным разделением труда по опера­циям и обязательным наличием частичных рабочих. В процессе произ­водства в такой организации встречается мало поисковых ситуаций и новшеств и количество исключений из правил сведено к минимуму. Например, рутинные технологии типичны для конвейерного произ­водства, где каждый работник выполняет незначительное количество предельно простых операций. Эти технологии предусматривают высо­кую производительность, но их применение приводит к следующим отрицательным моментам: сведение до минимума деятельности нефор­мальных групп в организации; возникновение отчуждения в трудовой деятельности; негибкость организации, трудность адаптации к измене­ниям во внешней среде.

3. Инженерные технологии. Главная особенность этих технологий связана с возникновением большого количества нестандартных ситуа­ций, что наиболее характерно для организаций, ориентирующих свою продукцию на рынок, который постоянно проявляет изменчивость и выдвигает новые требования к производимому продукту. В отличие от ремесленных технологий инженерные технологии характеризуются высокой степенью расчета всех исключений из правил, составлением сложных алгоритмов действий в измененных ситуациях, составлением рабочих программ, усложненных технологических цепочек, предусмат­ривающих возможности изменения рабочих мест и содержания операций. Этот подход считается наиболее прогрессивным в современных условиях, и его использование особенно перспективно в информаци­онных технологиях, характеризующихся большим количеством не­стандартных случаев, которые необходимо предвидеть и включить как часть в технологический процесс.

4. Нерутинные технологии оцениваются как самые противоречивые. Эти технологии требуют от исполнителей нестандартных решений, постоянного поиска нового, без чего невозможен ни один из видов современной деятельности; можно утверждать, что в современном обществе нерутинная технология представляет собой наиболее часто встречающийся тип технологий. Действительно, развивающаяся орга­низация, использующая последние достижения современной науки; организация, проникающая в малоисследованные области деятельнос­ти; наконец, организация, связанная с быстро изменяющимся (напри­мер, работающая с компьютерными программами) рынком, применяют нерутинные технологии. Более того, все современные управленческие технологии также относятся к разряду нерутинных. Однако ясно, что нерутинные технологии труднопредсказуемы, в организациях, где их используют, трудно принимать решения, а еще труднее осуществлять властные полномочия, поскольку руководители не знают, как будет протекать работа и даже какие характеристики продукта могут быть получены на выходе. В связи с этим данные технологии относятся к разряду рискованных, их стараются использовать только в периоды формирования организации и ее адаптации к внешней среде или в тех случаях, когда само производство продукта связано с постоянным поиском новых технологических цепочек, новых организационных форм, новых норм взаимодействия между членами организации и т. д.

Учитывая характеристики и особенности различных технологий, мы можем сказать, что современный руководитель должен уходить из области нерутинных технологий. Эта точка зрения на первый взгляд может показаться нелепой, так как большинство руководите­лей в настоящее время работает в области творческой, организаци­онной, культурной или технологической неопределенностей и считает такое положение нормальным. Но нерутинные технологии в подав­ляющем большинстве случаев приводят к неэффективной, непродук­тивной деятельности несмотря на явно высокую степень креативнос­ти, которую могут проявлять работники в условиях нерутинных тех­нологий.

Переход от нерутинных к другим видам технологий (в классифика­ции Перроу) зависит от культуры организации. Например, япон­ские предприятия, решая проблемы технологической неопределеннос­ти, перешли на систему «канбан» (или «точно-в срок»), которая пред­ставляет собой максимально алгоритмизированный процесс, т. е. инже­нерную технологию в чистом виде. В то же время многие российские организации с этой же целью вводят элементы ремесленных техноло­гий, ориентируясь прежде всего на индивидуальное мастерство, уни­кальность изделий и профессионализм работников. Заметим, что пере­ход от нерутинной технологии к рутинным малоперспективен, по­скольку в этом случае происходит обеднение процесса производства продукта, процесс лишается творческого содержания, гибкости. Кроме того, рутинные технологии могут привести к явлению отчуждения труда.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector