Загибающийся вниз влево (против направления движения) штрих — эгоистичность

Нажим.

Как только перо уперлось в бумагу, у человека в руке возникает ощущение сопротивления стола. Когда человек бессознательно усиливает давление на ручку, так что перо расщепляется, то его очевидно удовлетворяет сознание преодолеваемого сопротивления, и он с удовольствием видит начерченную толстую черту, иначе ему незачем было бы производить столь сильное давление. Следовательно, сильные нажимы в почерке бывают у людей, любящих проявлять силу, склонных к энергичным действиям[16]. Нажим свойствен их натуре, как уверенная, твердая поступь. Напротив, человек, не имеющий потребности проявлять свою силу и усиливать ощущение сопротивления стола, не станет бесцельно давить на перо, и следовательно, будет писать без сильных нажимов.

Естественно, что человек уравновешенный, отличающийся устойчивостью в проявлениях своих чувствований и равномерностью прилива энергии, будет подобную равномерность показывать и во всех движениях (походке, жестикуляции и т. п.), неторопливых, спокойных; такую же равномерность он проявит и в распределении нажимов, в противоположность неравномерному, расположенному отдельными, неравными по силе, мазками, нажиму почерка порывистого, не склонного к систематическому, регулярному труду человека, деятельность которого также не отличается равномерной напряженностью и характеризуется отдельными, различными по силе, вспышками энергии.

Ровный, умеренный по силе нажим — уравновешенность, обдуманность волевых актов, самообладание, способность к глубоким привязанностям (исходя из степени геометрической выдержанности письма).

Неровный, импульсивный нажим (ясно можно различать тонкие, волосяные штрихи от более толстых штрихов, но последние распределены неравномерно) — импульсивность волевых актов, порывистость, впечатлительность, неуравновешенность, аффективность. Неспособность к систематическому труду. Трудоспособность носит весьма условный характер, деятельность не отличается равномерной напряженностью: приспособляясь к различным условиям жизни, она способна в критические моменты достигать наивысшего своего напряжения, то наоборот, деятельность сменяется периодами полного, или почти полного безделья. Вспыльчивость, способность расстраиваться из-за пустяков, мелочей, склонность к хаотичности в развитии своих способностей.

В сильной степени — аффективная мотивировка действий, нарушенное психическое равновесие, конфликты противоречивых склонностей, отдельные вспышки энергии (исходя из степени геометрической выдержанности письма).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Густой, жирный нажим — развитость чувственных влечений. (Все жирные, густые начертания свойственны людям с значительным развитием материально-чувственных, органических влечений).

Нажим, переходящий из тонких волосяных штрихов в густую жирную черту — сексуальные уклоны воображения (особенно при почерке, отличающемся стилизованностью и фигурностью рисунков букв).

Очень слабый, местами неровный нажим — неуверенность в себе, склонность к постоянным колебаниям, неспособность решиться на что-либо определенное. Склонность мучить себя. Приступы страха и опасений, часто не имеющих под собою реальной почвы. Неврастенические уклоны психики. (Исходя из степени геометрической выдержанности письма).

Прямые — уравновешенность, сдержанность, последовательность, самообладание (исходя из степени геометрической выдержанности письма).

Волнистые — дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях (исходя из общих положений о волнистости линий).

Параболические — импульсивность, нетерпеливость, самонадеянность, горячность. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющею стремиться к немедленному их осуществлению, удовлетворению. Параболичность строк (линий) приписывается графологами людям, горячо берущимся за дело, но часто не доводящих его до конца. (Исходя из степени геометрической выдержанности письма: в данном случае пишущий не выдерживает взятого им направления).

Пробелы на конце строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, доходящую часто до трусости.

Центробежные (поднимающиеся) строки указывают на энергичность, деятельность, самоуверенность, честолюбие, инициативу, значительность запаса нервно-психической энергии — у самоуверенных, энергичных людей и все движения обычно направлены вперед, вверх, центробежно (поднятая, часто даже откинутая назад, голова, броские движения рук и т. п.).

Опыты показывают, что если человек с завязанными глазами пишет на вертикальной доске, или бумаге, прикрепленной к стене, под влиянием подавленного настроения, вызванного хотя бы искусственно самовнушением, то строки его направляются книзу (по направлению к пишущему); и, наоборот, когда он находится в приподнятом состоянии, то строки отклоняются кверху. Центростремительные строки характерологически противоставляются некоторыми графологами центробежным.

3 стр., 1055 слов

Основные закономерности почерка

Основные закономерности почерка Многолетняя практика позволила графологам заметить и выделить определенные закономерности в почерке и их обусловленность личностными особенностями человека. Основные наблюдения сформулированы в виде ясных тезисов и положений данной статьи. Илья Владимирович Щеговлев, профессиональный графолог. Почерк характеризуется целым набором признаков, позволяющих отличить его ...

 

Наклон.

(Направление почерка, т.е. угловое положение букв против линии строки).

В школе нас учили писать косо, находя это письмо наиболее удобным для пишущего (буквы наклонены вправо, т.е. по направлению их дальнейшего движения — мы пишем слева направо); однако некоторые из нас не могли подчиниться общему правилу и чертили вертикальные буквы. Очевидно, они бессознательно следовали таким образом внутреннему инстинкту, оказавшемуся сильней привитой привычки. Трудно объяснить только себе, почему тот же инстинкт не действовал на всех одинаково, и возникает вопрос, почему не обладают все одинаковой наклонностью чертить буквы и что является естественным для одного — неудобно для другого.

Приходится верить тому, что, как бы ни старались обучать детей, рука все же берет способ письма, который для них удобен. В большинстве почерков есть наклон в 45°— 50° (косой почерк), но существуют и 90° почерки (прямые, вертикальные), наклонные иногда и до 125° (опрокинутый почерк).

Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм[17].

Наиболее часто встречающийся — это правонаклонный почерк (45° по направлению движения); но за последние годы значительно увеличился процент пишущих вертикальным почерком (90°) — до войны 10 %, в настоящее время 35 % — авторам которого графологами приписывается большая сдержанность, самообладание, выносливость, замкнутость, чем пишущим косым, наклонным почерком[18].

Слишком наклонный почерк (почти лежащий) должен рассматриваться, как и всякое значительное отклонение от нормального письма (см. нормальное письмо), какпатологическое явление.

Опрокинутый влево (125°) почерк, против направления движения, возникает чаще всего в результате несоответствия личных естественных склонностей и влечений человека с внешними условиями воспитания и жизни. Опрокинутый почерк указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.

11 стр., 5151 слов

Исследование психомоторных особенностей формирования почерка человека

... активный. Для того чтобы определить размеры почерка, достаточно измерить высоту букв в каждой строчке. Почерком средних размеров считают почерк с высотой букв около 3 мм. Люди со ... средним по размерам почерком умеют найти компромисс между ...

Разнотипность наклона (в одном слове встречается наклон разных градусов) — контрастивность, капризность, неустойчивость чувствований. Порывистость. Аффектив-ность. Несдержанность. Обостренная нервная чувствительность. Разбросанность в целеустремлениях.

В сильной степени — извращенность, распад, расщепление личности, часто в силу несоответствия запросов человека, внешним условиям реальной действительности. Глубоко неврастеническая натура. Уклоны воображения (исходя из степени геометрической выдержанности).

 

Связь.

«Я не знаю ни одного положения, ни одного эксперимента, ни одного факта»,— говорит проф. Прейер, в одном из своих трудов,— «которые бы так непосредственно и рельефно поясняли механизм образования понятия, как разделение и связь букв при письме. Буква сама по себе не имеет никакого смысла: она представляет собою выражение обозначения известного звука. Слово имеет известный смысл. Оно образуется из знаков, не имеющих сами по себе смысла. Связывая их одно с другим, в целый ряд, пишущий совершенно логически и притом после некоторого упражнения весьма быстро из букв образует слово, обозначающее ранее составленное понятие, или он ставит быстро буквы, одну за другою без этой связи, при чем необходимый логический процесс происходит в нем совершенно бессознательно».

Беглость почерка за счет наиболее рациональных комбинаций связок между собою (буквами) — предприимчивость, деятельность, умение необычайно просто подойти к решению самого сложного вопроса. Сообразительность, инициатива. Умение комбинировать, энергично работать.

Сплошная связность (все буквы связаны) — предприимчивость, логика, умение критически подойти к решению вопроса.

Ровное число перерывов и связей. — уравновешенность, умение согласовать идеалы с реальной действительностью.

Изолированность связок[19] (несвязанность букв) — непрактичность, мечтательность. Часто неумение реально воплотить свои идеи. Фантазия. Неумение оценить свои идеи с точки зрения логики, критически отнестись к ним, провести между ними параллель. Развитое эстетическое чувство. Преобладание конкретных и реальных образов и интуиции над абстрактным мышлением. Почти неспособность к систематическому обогащению своих знаний. Ум, отличающийся особенно в замысле. Люди, обладающие этим типом почерка, обычно очень несуразно и нелогично ведут свою, часто весьма богатую внутренним содержанием, жизнь (Мишле, Шатобриан).

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

... его результате. После того, как все элементы букв равноудалены, имеют единую высоту, одинаковый наклон, то такое письмо кажется ритмическим узором. К.Д. Ушинский рекомендует ... детей с ОНР. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. - ...

Имматериальные линии (линии, только частью заметные для глаза, остальная часть их остается воображаемой) встречаются при беглом письме, когда перо в силу быстроты движений оставляет в некоторых начертаниях только едва заметный волосяной штрих, далее уже проходя по воздуху, подобные начертания, по объяснению немецкой школы, наблюдаются в почерках высоко даровитых людей.

 

Штрихообразования в почерке

Конечные штрихи. Слова, оканчивающиеся горизонтальным штрихом (особенно последние в строке) — недоверчивость, осторожность, осмотрительность (человек как бы бессознательно боится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте поставить точку или какой-нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).

Загибающийся вниз влево (против направления движения) штрих — эгоистичность.

Загибающийся вверх над словом штрих — фантазия, впечатлительность.

Отсутствие штрихов — стремление основываться лишь на том, что доступно фактической проверке; тяготение к конкретным и реальным проявлениям окружающей жизни.

Штрихи, предшествующие словам — привычка действовать по внутреннему убеждению.

…в сильной степени (преувеличенно длинные, резкие, прямые штрихи) — упрямство, деспотичность.

Завертывающиеся в себя предшествующие штрихи — упрямство, настойчивость, неуступчивость.

 

Определение высоты и ширины почерка.

В работах различных авторов мы можем встретить самые разнообразные определения почерка в зависимости от его высоты или ширины, как-то: «вытянутый почерк», «сжатый», «удлиненный», «крупный», «мелкий» и т. п., но авторы этих терминов не дают при этом никаких конкретных представлений о сущности таковых.

Для того, чтобы иметь возможность точно подвести данный почерк под то или иное определение, мы безусловно должны прежде всего исходить из высоты или ширины законного (нормального, каллиграфического) почерка, принимая во внимание отношение к ширине и наоборот.

4 стр., 1670 слов

Что может сказать почерк о характере человека

... и т.д. Данным характеристикам соответствует следующий тип почерка: текст должен хорошо читаться, широкие буквы (зачастую высота меньше, чем ширина), разный размер у написанных ... строчки. В графологии большое значение придается положению строчек - линиям письма. Они характеризуют отношение личности к окружающим событиям. Это основной показатель ...

Нам известно, что нормальной высотой считается три миллиметра, а ширина отдельной буквы должна равняться ее высоте.

Так что высоким почерком можно считать почерк, в котором средний уровень высоты букв превышает 3 мм, и широким почерком считается тот, в котором средняя ширина букв более нормальной, т.е. также более трех мм.

Исходя из этих положений, мы можем весьма точно определить путем измерения, к какому типу почерков следует отнести исследуемый почерк.

1. Крупными и мелкими почерками можно считать те, в которых, при пропорциональном отношении высоты к ширине, в первом случае средняя высота уровня букв превышает нормальную, а во втором средняя ширина букв более высоты их[20]

2. Вытянутым же и сжатым почерком можно считать почерки, в которых высота не пропорциональна ширине: в первом случае высота менее ширины, во втором, наоборот, высота превышает ширину, при этом в зависимости от нормальности высоты или ширины почерка, мы получим крупный или мелкий сжатый почерк, крупный или мелкий вытянутый почерк.

Также необходимо заметить, что в нормальном почерке размер частей, выходящих за строку в опускающихся буквах («у», «р», иногда «д», «з» и «т») должен не превышать 4 мм, а размер частей, выходящих за строку в поднимающихся буквах («б», иногда «д»), должен быть не более 3 мм.

 

Степень беглости письма.

Кому приходится много и самостоятельно писать, тот пишет гораздо быстрее, чем тот, кто пишет редко. Первый мало обращает внимания на форму букв, второй напротив медленно, с трудом выводит буквы, сосредоточивая все свое внимание на движении кончика пера; он почти рисует каждую букву и, чтобы написать строчку, ему надо в несколько раз больше времени, чем первому; вследствие недостатка упражнения формы его букв резко отличаются от знаков первого. У литераторов приходится иногда догадываться, что означают некоторые знаки их рукописей, однако, несмотря на спешность письма, буквы, хотя иногда и некрасивые, часто образуют одно гармоническое целое, благодаря легкости, быстроте и смелости, с которыми они написаны.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

 

Степень механизированности подписи

Иногда приходится встречать подписи, по своему типу начертания резко отличающиеся от общего характера письма. В подписи может быть видна беглость, уверенность и форме, тогда, как почерк отличается противоположными качествами. Такое явление объясняется тем, что автору почерка приходится часто и много подписываться, благодаря чему подпись механизируется.

Крупный я размашистый почерк указывает на склонность пишущего к выявлению своей личности. Подобное стремление занять на бумаге своим крупным и размашистым почерком как будто бы как можно больше места должно указывать на однородность поведения автора и в жизни. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденными, средними условиями жизни.

Крупное письмо — развитое чувство собственного достоинства. Склонность к широкому размаху. Развитость чувственных влечений. Часто непрактичность в личной жизни. Самонадеянность, общительность, непринужденность в обращении, энергичность, желание выдвинуться. (Исходя из общих положений о преувеличениях в отдельных элементах письма).

Мелкое письмо —- сдержанность, расчетливость, самообладание, наблюдательность, хладнокровие[21].

Сжатый почерк — расчетливость, бережливость, иногда скупость. Осмотрительность. Человек, привыкший к бережливости, экономии, проявит непроизвольно эти свойства, и в своем письме, стараясь на предоставленном пространстве (часто независимо от предоставленного размера) уместить наивозможно больше; поля письма будут почти отсутствовать, промежутки между словами будут крайне незначительны, последние буквы в строке также будут уменьшены и стеснены[22]**.

Беглый и размашистый почерк — предприимчивость, деятельность. Быстрая восприимчивость. Способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.

Неровное по величине букв письмо, по наклону, направлению строк —- неровность поведения. Чрезмерно повышенная аффективная возбудимость. Слабое развитие задерживающих импульсов. Склонность к нервным заболеваниям. Неспособность к систематическому труду (исходя из степени геометрической выдержанности).

Нормальное письмо (вполне разборчивый и ясный почерк) — аккуратный, но без излишней старательности, без каллиграфичности начертания. Отсутствие сильных (искусственных) нажимов и длинных штрихов. Простота заглавных букв. Ровные интервалы как между строками и словами, так и между отдельными буквами. Одинаковая высота букв. Почерк достаточно сжатый, без излишней, однако, стесненности. Естественность букв, без аффектированности без старания придать им красивую или оригинальную форму, общая четкость письма указывает на ровность поведения, присутствие определенных стремлений и желаний, общую уравновешенность психических проявлений пишущего; постоянство в привязанностях и во взглядах, умение не выходить из норм (исходя из степени геометрической выдержанности письма).

 

Углы и дуги в почерке.

Одни и те же буквы, напр.: п, и, т, ш, ч, щ, можно писать или кругло, или угловато. Если восходящие и нисходящие штрихи будут вверху и внизу соединяться кривыми линиями, то почерк можно назвать круглым; напротив, если эти черты везде пересекаются между собою под углом, то почерк называется угловатым.

При письме кончик пера, под влиянием сокращений мускулов руки и кисти, должен весьма быстро и на незначительном пространстве переходить от одного движения к противоположному. Пишущий круглым шрифтом не останавливается ни на одно мгновение; перо его движется непрерывно; когда он ведет, например, перо вправо, вверх, а потом должен вести влево, вниз, то он начинает описывать дугу, которая и соединяет две основные черты,— получается постепенный переход, круглая буква. У пишущего же угловатым почерком перо только после известной паузы принимает противоположное направление (движение), например, сделав взмах пера вправо—вверх, он на мгновение останавливается, а затем сразу поведет перо в противоположную сторону, влево—вниз, вследствие чего штрихи букв будут пересекаться под углом.

Замечено, что люди, склонные смягчать противоречия, сглаживать контрасты, идти на компромиссы, чтобы согласовать разноречивые мнения, во всех своих произвольных движениях избегают угловатости, внезапного перехода от одного сокращения мышц к противоположному, от одного резкого жеста к другому — это ярко сказывается и в их письме характерным отсутствием угловатостей в рисунке букв, что выявляет собою мягкость в обращении, миролюбие. Наоборот, у людей, не склонных идти на компромиссы, с постоянной готовностью к сопротивлению и отпору, и все движения отличаются противоположным направлением.

Угловатый почерк позволяет предположить в пишущем: упрямство, неуступчивость, требовательность, резкость. Умение энергично и напряженно работать. Твердость и настойчивость в проведении своих взглядов и осуществлении своих намерений; люди эти отличаются обычно чрезвычайным упорством и сопротивляемостью. Постоянная готовность к сопротивлению и отпору сказывается также и на обращении этих людей, придавая ему своеобразную резкость и грубость. Представители разбираемого типа отличаются очень часто удивительным самообладанием, немало способствующим в свою очередь их авторитету среди окружающих. Выносливость этих людей по отношению к физическим и моральным страданиям доходит до крайнего предела. Показателен остроугольный почерк Бисмарка.

Аркадический и гирляндический характер письма

 

В некоторых почерках мы можем встретить букву Ш, начертанную, как Т, или букву И, как П,— в первом случае письмо будет носить название аркадического письма, во втором — гирляндического; в первом случае дуги будут обращены своей выпуклостью к верхнему краю страницы, во втором — к нижнему (к пишущему); в первом случае буквы наверху будут соединены дугами, во втором внизу. Сплошная аркадичность в письме приписывается графологами людям, главным образом, обращающим внимание на внешние формы окружающего, часто в ущерб внутреннему содержанию. Гирляндичность выявляет в авторе противоположные качества.

Немецкий графолог Шнейдемиль[23], проф. сравнительной патологии Кильского университета, приписывает обладателям резко выраженного аркадического письма: льстивость, неискренность, осторожность, недоверчивость, умение использовать человека в своих целях. Он указывает, что в обществе такие люди бывают внешне обычно очень милы, любезны и предупредительны. При этом Шнейдемиль отмечает, что при изучении им почерков лиц, подвергавшихся, за самые различные проступки, судебному преследованию, между 1016, имевшихся в его распоряжении подобных почерков, 329, т. с. третья часть, носила ярко выраженный аркадический характер, тогда как по его наблюдениям, обычно на 600—800 рукописей встречается лишь одна, исполненная аркадическим почерком.

Мною замечено, что, кроме того, представителям аркадического типа письма свойственна крайняя образность представлений, склонность к аналогиям и сравнениям, стремление к эффектным психологическим положениям, соединенное при этом с известным самолюбованием,— эти люди способны быть одновременно и актерами, и зрителями.

 

Буквы.

Открытые сверху гласные — добродушие, миролюбие, доверчивость, деликатность. Развитая способность сочувствия. Способность к глубоким привязанностям. Неумение обрывать отношений. Откровенность (показателен своей открытостью букв почерк Ф. Гааза).

Открытые снизу гласные — лицемерие, лживость.

Закрытые гласные — замкнутость.

Часто с детства человек привыкает смотреть на написанное заглавными буквами, как на нечто более важное, чем то, что пишется строчными буквами.

Преувеличенный размер прописных букв (особенно в подписи) — самолюбие. Честолюбие. Развитое чувство собственного достоинства. Самоуверенность. Стремление к самостоятельности, независимость в области мысли. Настойчивость. Самоуважение. Стремление к выявлению своей личности.

В увеличенной степени — деспотичность, неуважение к чужим интересам, самолюбие (исходя из общих положений о преувеличениях в отдельных элементах письма).

В соединении с украшенностью — развитое воображение, хвастливость, тщеславие.

Составные буквы — первая часть буквы, состоящей из 2—3 палочек (М, П, Н, Ш, Т), изображает личность писавшего, вторая же половина — занимаемое им общественное положение. При этом интересно сопоставить эти части. Первый случай характерен для человека с известным самоуважением, ценящего себя, независимо от занимаемого положения, во втором случае эта самооценка тесно связана с занимаемым положением, с достигнутым.

Длинные черты (петли) в падающих буквах (у, р, д), постоянно задевающие нижележащую строку — неумение логично мыслить.

Слабо развитые, короткие черты (петли) — лаконизм в деле; нелюбовь к лишним разговорам. Реалистичность. Умение не высказывать своих мыслей (исходя из общих положений об упрощенности письма).

Буквы сжатые, низкие, короткие, как бы приплюснутые — слабое развитие мышления, упрямство, ограниченность, грубость инстинктов. Бедность представлений. Примитивность.

Широкие, вздутые буквы, с сильным нажимом посредине — развитые чувственные влечения, страстность. Преобладание настроений, окрашенных в сексуальные тона (см. нажим на стр. 40).

Почерк стилизованный (буквы отличаются фигурностью рисунка, при чем в начертаниях видна гармоничность) — яркость представлений, богатая образами память. Характерен для людей, придающих большое значение внешним формам.

 

Фигурация слов

Увеличивающиеся к концу слова — доверчивость, искренность, непринужденность, простота в обращении (в сильной степени — сантиментальность).

Клинообразное окончание слов — хитрость, скрытность, осмотрительность.

Подобно письму ребенка, который старается как можно отчетливее начертать каждую букву, а потому, когда ему приходится изобразить довольно длинное слово, то невольно он совершает под конец слова все большие и большие размахи пера, в силу чего высота букв постепенно увеличивается и последняя буква в слове становится выше остальных — у людей, сохраняющих эту детскую простоту и непосредственность; указанный признак остается и в почерке, хотя бы и в слабой степени. Этот почерк является прямой противоположностью выклинивающемуся в волосяную линию почерку человека, который маскирует заключительные слова букв, подобно тому как при разговоре он не высказывает своих глубоких «задних» мыслей (первый тип почерка часто встречается у крестьян).

Украшенность слов (особенно в заглавных буквах) длинными дугами, титлами, завитками, петлями и т. п. — мелочность, болтливость, воображение, самодовольство, щеголеватость, чопорность. Поверхность чувствований, ограниченность, нарочитость поведения. Хвастливость. (Часто встречается у людей с небольшим природным умом, но сбитым с толку легким налетом образованности)… в соединении с высокими заглавными буквами — надменность, чванство. (Исходя из общих положений об украшенности письма).

Присутствие петель, завитков, различных крючков в письме и в рисунке почерка указывает на изворотливость в области мысли, предприимчивость, алчность, хитрость, умение выходить из запутанных положений (происхождение русского слова «крючкотворство» скорее всего основано на народных наблюдениях за подобным типом письма различных «стряпчих»).

Подобное стремление к украшенности письма часто приходится наблюдать у душевнобольных, особенно при раннем слабоумии (схизофрении).

«Нередко у больных появляется вычурность почерка, которая соответствует вычурности и театральности движений, свойственных больному при данном заболевании»,—указывает д-р Карпов в своем труде, посвященном творчеству душевнобольных[24].

Больные ранним слабоумием, отличаясь, чаще всего, преувеличенной замкнутостью и скрытностью,— говорит Карпов далее,— считают свои переживания настолько интимными, что стараются даже свое письмо зашифровать так, чтобы посторонний человек не смог бы проникнуть в смысл написанного, выдумывая для этой цели особые рисунки букв.

Таким образом, вышеизложенное дает возможность предположить в характере человека, отличающегося неразборчивостью своего письма (вследствие присутствия замысловатости и затейливости в рисунках букв), наличие замкнутости и скрытности.

 

Отдельные знаки.

(Подчеркивание отдельных слов, пояснительные штрихи над или под буквами Т, Ш, П, И).

Всякие подчеркивания являются в сущности определенными пишущими местами, более или менее свободными и неограниченными буквенными формами, взмахами пера. Могут быть подчеркивания ровными и неровными, короткими и длинными, волнистыми, с утолщением к концу, густыми или бледными и т. п. Все это должно выражать и определенные свойства характера пишущего. У привыкших к порядку людей, уравновешенных, штрихи будут отличаться ровностью и аккуратностью, или у человека, склонного к энергичным действиям, нетерпеливого, и штрихи должны быть размашистыми, резко оборванными, у конца густыми. Высоко поставленные штрихи, удлиненные, жирные, должны говорить о властной, самолюбивой и настойчивой натуре. Сюда же можно отнести различные штрихообразования и в росчерках подписей.

 

Знаки препинания

Аккуратное, правильное соблюдение пунктуации показывает и человека точного, осмотрительного, аккуратного. Преувеличенно начертанные знаки указывают на развитое воображение пишущего. Густые, жирно поставленные знаки препинания, как и все начертания, отличающиеся густотой нажима, указывают на легкую чувственную возбудимость. Злоупотребление знаками препинания (неуместно поставленные точки перед началом слова, или в средине слова) наблюдается обычно у подозрительных, страдающих навязчивыми состояниями, людей.

Подпись и росчерк

Подпись без росчерка — культурность, вкус (исходя из положения об упрощенности письма).

Французский графолог А. Варинар обращает внимание на то, что из сорока членов Французской Академии Наук 39 подписываются с замечательной простотою, и некоторые совсем без росчерка. Подобная простота подписи характерна и для подписей русских ученых и мыслителей (подпись Л. Толстого, Вл. Соловьева, Карпинского, Стеклова, Бехтерева и др.). Росчерк, прямой, падающий на 90°  энергичность, решительность, смелость.

Росчерк падающий, волнистый — дипломатичность. Росчерк в виде зигзагов — энергия, деятельность. Подчеркивание подписи — развитое чувство собственного достоинства (характерно для английских подписей),

Центробежное направление подписи — честолюбие (см. центробежность строк).

Подпись, кончающаяся точкой, обозначает склонность к самоанализу. Точка же, сопровождаемая тире и точкой, обозначает недоверчивость, подозрительность, отчасти мнительность, осторожность. (См. аномальные начертания в письме).

По мере увеличения таких знаков до или после подписи (в моем архиве имеются подпись с двумя чертами и пятью точками), усиливаются и перечисленные свойства и принимают уже болезненный характер; тут возможно говорить о крайней недоверчивости, колебаниях, замкнутости, пессимизме, подозрительности, навязчивости тех или иных представлений и т. п. (показательная подпись Павла I).