4
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 17−18 ЛЕТ
Показатели психического развития |
Младенчество 0 — 1 год |
Раннее детство 1 — 3 года |
Дошкольный возраст 3 — 7 лет |
Младший школьный возраст 7 — 11 лет |
Подростковый возраст 12 — 15 лет |
Старший школьный возраст 15 — 17 лет |
|
1. Ведущая деятельность |
Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми |
Предметная деятельность (усвоение функций предметов) |
Сюжетно-ролевая игра |
Учебная деятельность (обязательная, произвольная, общественно-значимая) |
Интимно-личностное общение со сверстниками |
Учебно-профессиональная деятельность |
|
2. Основные психологические новообразования |
— «комплекс оживления», — прямохождение, — эмоционально заряженные представления (эмоциональная память), — наглядно-действенное мышление, — начало понимания речи |
— самосознание (система «Я») — сенсорные эталоны — автономная речь, — символическая функция сознания, — потребность в достижении успехов и притязание на признание — наглядно-образное мышление (около 3 лет) |
— усвоение основ этических и нравственных норм, — первичное соподчинение мотивов, — потребность в общении со сверстниками, — познание себя как субъекта деятельности, — целостность и константность в восприятии предмета, — вербализация мышления (связь мышления и речи), — эгоцентрическая речь ___________________ психологическая готовность к школе |
— внутренняя позиция школьника (стремление заниматься более значимой деятельностью), — внутренний план действий, — словестно-логическое мышление, — произвольность поведения и познавательных процессов, — конвенциональность морали, — познание интеллектуального «Я», — рефлексия |
— чувство взрослости, — стремление к самопознанию (выраженное направление сознания на себя), — постконвенциональная мораль, — абстрактное мышление, — система личностных ценностей |
— потребность в доверительном общении со взрослыми, — первая любовь, — мировоззрение, — готовность к личностному и профессиональному самоопределению |
|
— самостоятельность, критичность мышления, — целенаправленное самовоспитание |
|||||||
3. Социальная ситуация развития (круг общения, мотивы и характер общения, степень самостоятельности, права и обязанности в социуме, средства общения) |
— в центре — взрослый, без него невозможно выживание, — полная зависимость, — ситуативно-личностное общение, -взрослый — источник тепла и ласки, — невербальные средства общения |
— ситуативно-деловое общение, — взрослый — образец для подражания, организатор и участник совместной предметной деятельности, — расширение круга общения, но сверстники особой роли не играют, -первые требования к поведению (гигиена), — рост самостоятельности (ходит, говорит) |
— внеситуативно-познавательное (3−5) и внеситуативно-личностное (5−7) общение, — взрослый — эрудит, источник знаний, — рост требований к ребенку (главное — соблюдение правил поведения), — дальнейшее расширение круга общения (за счет сверстников), — претензии на самостоятельность реализуются в игре |
— коренное изменение ССР, — занимается социально-значимой деятельностью, ценит себя как члена общества, — новые обязанности и права, рост ответственности, — деловое общение в школьном коллективе, отношения товарищества, — опосредование домашних отношений школьными, — авторитет учителя, — потребность в самостоятельности реализуется в учебной деятельности |
— ориентация на сверстников, престижность группы выше авторитета родителей, учителей, — в группе подросток находит сходство с другими, самоутверждается, удовлетворяет потребность в общении, — серьезное отношение к дружбе (идеализация), — становление отношений с противоположным полом, — более или менее острые конфликты со взрослыми, — потребность в равноправных отношениях с ними |
— притупляется острота восприятия мира, — потребность в доверительных отношениях со взрослыми, — значимость дружбы (своеобразная форма психотерапии), — рост избирательности в дружбе, — первая любовь (становление зрелых отношений с противоположным полом) |
|
4. Сензитивность |
— прямохождение |
— развитие речи |
— развитие бытовых навыков, -формирование гуманистических качеств, — мотивации достижения успеха |
— формирование трудолюбия, — гуманистических качеств |
— развитие увлечений, — формирование волевых качеств |
— формирование мировоззрения, — развитие самостоятельности, критичности мышления, — абстрактного мышления |
|
5. Самопознание |
— первичный образ тела, — не отделяет себя от других людей («Мы») |
— формирование самосознания, отделение себя от других (местоимение «Я», узнавание в зеркале, на фото), — идентификация с именем, — образ физического «Я» (познание тела, внешнего облика) |
— познание себя как субъекта деятельности, — самопознание выходит за пределы настоящего времени («каким я был раньше?», «каким я буду?»), — первичная половая идентификация, — появление первых самостоятельных критериев самопознания и самооценки (оценка успеха) |
— новый уровень самопознания, внутренняя позиция школьника, — положительные эмоции, связанные с новой социальной ролью, — познание интеллектуального и социального «Я», — способность к самонаблюдению — рефлексии ------------------------------ Но — ребенка больше интересует окружающий мир, чем он сам |
— выраженная направленность сознания на себя, — обостренное стремление разобраться в себе, — внимание к внешности, — нравственное самопознание, — рефлексия как основной механизм самосознания, — вторичная половая идентификация |
— более спокойный эмоциональный фон, потеря напряженности самопознания, свойственной подростку, — целостность образа «Я», «Я» как личность, — преобладание внутренних критериев самопознания и самоотношения |
|
6. Самоотношение (выражается в самооценке) |
— самооценки нет |
— неустойчивость (самооценка зависит от оценок взрослых), — неадекватность (тенденция к завышению), отсутствие критичности, — эгоцентризм («другие смотрят на мир также, как и я»), — эмоциональность самооценки (не может ее рационально обосновать) |
— в большей степени ориентируется на оценки взрослых и сверстников, чем на собственное мнение, — неустойчивость, — неадекватность с тенденцией к завышению, — может быть разной в разных видах деятельности, — сохранение эгоцентричности, — первые попытки рационального объяснения самооценки |
— большая степень осознанности, рациональности, — благодаря рефлексии больше самостоятельности в оценивании себя, — главный источник самооценки — успехи в учебе, — значимость оценок учителя, — впервые — все три типа самооценок (адекватная, заниженная, завышенная), — интеллектуальный эгоцентризм («мое мнение единственно правильное») |
— значимость внутренних критериев самоотношения, но в силу напряженности процессов самосознания — обостренное внимание к оценкам других людей (особенно сверстников), — основной источник самооценки — положение в подростковой группе, — противоречивость самооценки (на основе внутреннего конфликта между потребностями и возможностями), — нередко — преобладание заниженной самооценки, — новая форма эгоцентризма (убеждение в собственной уникальности, преувеличение своего опыта) |
— большая устойчивость и адекватность, — определение отношения к себе как к целостной личности, — преимущественная опора на внутренние критерии, — рациональность, — обобщенность, — но, в ряде случаев сохраняются конфликтные переживания, противоречивость самооценки |
|
7. Саморегуляция (волевая сфера) |
— отсутствует |
— первые попытки соблюдения правил (гигиена), — элементы целеустремленности (но цель должна быть доступна и видна, отсутствовать серьезные препятствия) — настойчивость (может выливаться в упрямство), — невозможность систематического контроля поведения, эмоциональной сферы, — саморегуляция формируется прежде всего в предметной деятельности |
— способность соотносить свои желания с желаниями других людей, подчиняться правилам игры, следовать нормам поведения, — способность преодолевать незначительные препятствия в деятельности, — соподчинение мотивов, — эмоционально-волевая готовность к школе (способность выполнять инструкцию, контролировать эмоции, т.п.), — саморегуляция формируется прежде всего в игре |
— произвольность поведения и познавательных процессов является новообразованием, — формирование самостоятельности, настойчивости в достижении цели, — способность контролировать свои эмоции, — первые элементы самовоспитания (появление идеалов и стремление к ним), — саморегуляция формируется прежде всего в учебной деятельности |
— сензитивный период для формирования волевых качеств, — более высокий уровень способности к достижению цели, — стремление к идеалу, самовоспитание волевых качеств, — но — волевые качества несовершенны: склонность к риску, импульсивность поведения, настойчивость, превращающаяся в упрямство |
— время активного самосовершенствования (в связи с самоопределением), — волевые качества приобретают качества, свойственные взрослым людям, — но — сохраняются черты подростковой нестабильности, неуравновешенности |
Определения психологических понятий, использованных в таблице.
- Ситуатиность общения — предметом общения являются объекты, непосредственно воспринимаемые в данной ситуации (например, общение по поводу игрушек, орудий труда, осваиваемых ребенком).
- Внеситуативность общения -предметом общения могут выступать любые вопросы, в том числе далекие от ситуации непосредственного взаимодействия («Почему???»).
- 3 мотива общения:личностный(центральный объект интереса ребенка — личность взрослого);деловой(ребенка интересует назначение предметов, а взрослый нужен, чтобы его объяснить);познавательный (взрослый как источник знаний о внеситуативных объектах).
- «Комплекс оживления» — эмоционально окрашенная реакция младенца на взрослого (около 2−3 месяцев)
- Эмоционально заряженные представления -начало функционирования долговременной эмоциональной памяти (основа кризиса 1 года жизни).
- Сенсорные эталоны -выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств предметов: цвета, формы, величины… Эталон цвета — цвета спектра, формы — геометрические фигуры, размера — условные единицы (например, метр, гектар…)
- Символическая функция сознания -способность представлять отсутствующий или несуществующий предмет с помощью его заместителей — символов или знаков (необходима для возникновения детской игры: например, лист дерева обозначает одеяло, а песок — тесто, т.п.).
- Автономная речь -собственный язык ребенка, построенный по его правилам.
- Эгоцентрическая речь -разговор ребенка вслух, с самим собой с целью планирования и управления собственной деятельностью.
- Внутренний план действий -способность осуществлять планировании деятельности в уме (появляется в младшем школьном возрасте).
- Соподчинение мотивов -способность подчинять свои желания требованиям окружающих, нормам морали (подчинять «Хочу» «Надо»).
- Конвенциональная мораль -жесткое понимание добра и зла, отсутствие полутеней в нравственных оценках, четкое следование правилам.
- Постконвенциональная мораль -гибкое понимание добра и зла, наличие собственных взглядов на правила поведения и нормы морали.
- Рефлексия -способность посмотреть на себя со стороны, оценить с позиции других людей.
- Последовательность в развитии мышления ребенка:
- наглядно-действенное (задача решается в практической деятельности) — появляется в конце младенчества;
- наглядно-образное (задача решается в уме, но на основе конкретного образного материала) — появляется к 3 годам;
- словесно-логическое (способность видеть закономерности, решать смысловые задачи) — появляется в младшем школьном возрасте;
- абстрактное (способность мыслить гипотезами, рассуждать об отвлеченных предметах) — формируется в подростковом возрасте.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: