Солобукова таблица

4

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 17−18 ЛЕТ

Показатели психического развития

Младенчество

0 — 1 год

Раннее детство

1 — 3 года

Дошкольный возраст

3 — 7 лет

Младший школьный возраст 7 — 11 лет

Подростковый возраст

12 — 15 лет

Старший школьный возраст 15 — 17 лет

1. Ведущая деятельность

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми

Предметная деятельность (усвоение функций предметов)

Сюжетно-ролевая игра

Учебная деятельность (обязательная, произвольная, общественно-значимая)

Интимно-личностное общение со сверстниками

Учебно-профессиональная деятельность

2. Основные

психологические новообразования

— «комплекс оживления»,

— прямохождение,

— эмоционально заряженные представления (эмоциональная память),

— наглядно-действенное мышление,

— начало понимания речи

— самосознание (система «Я»)

— сенсорные эталоны

— автономная речь,

— символическая функция сознания,

— потребность в достижении успехов и притязание на признание

— наглядно-образное мышление (около 3 лет)

— усвоение основ этических и нравственных норм,

— первичное соподчинение мотивов,

— потребность в общении со сверстниками,

— познание себя как субъекта деятельности,

— целостность и константность в восприятии предмета,

— вербализация мышления (связь мышления и речи),

— эгоцентрическая речь

___________________

психологическая готовность к школе

— внутренняя позиция школьника (стремление заниматься более значимой деятельностью),

— внутренний план действий,

— словестно-логическое мышление,

— произвольность поведения и познавательных процессов,

— конвенциональность морали,

— познание интеллектуального «Я»,

— рефлексия

— чувство взрослости,

— стремление к самопознанию (выраженное направление сознания на себя),

— постконвенциональная мораль,

— абстрактное мышление,

— система личностных ценностей

— потребность в доверительном общении со взрослыми,

— первая любовь,

— мировоззрение,

— готовность к личностному и профессиональному самоопределению

— самостоятельность, критичность мышления,

— целенаправленное самовоспитание

3. Социальная ситуация развития (круг общения, мотивы и характер общения, степень самостоятельности, права и обязанности в социуме, средства общения)

— в центре — взрослый, без него невозможно выживание,

— полная зависимость,

— ситуативно-личностное общение,

-взрослый — источник тепла и ласки,

— невербальные средства общения

— ситуативно-деловое общение,

— взрослый — образец для подражания, организатор и участник совместной предметной деятельности,

— расширение круга общения, но сверстники особой роли не играют,

-первые требования к поведению (гигиена),

— рост самостоятельности (ходит, говорит)

— внеситуативно-познавательное (3−5) и внеситуативно-личностное (5−7) общение,

— взрослый — эрудит, источник знаний,

— рост требований к ребенку (главное — соблюдение правил поведения),

— дальнейшее расширение круга общения (за счет сверстников),

— претензии на самостоятельность реализуются в игре

— коренное изменение ССР,

— занимается социально-значимой деятельностью, ценит себя как члена общества,

— новые обязанности и права, рост ответственности,

— деловое общение в школьном коллективе, отношения товарищества,

— опосредование домашних отношений школьными,

— авторитет учителя,

— потребность в самостоятельности реализуется в учебной деятельности

— ориентация на сверстников, престижность группы выше авторитета родителей, учителей,

— в группе подросток находит сходство с другими, самоутверждается, удовлетворяет потребность в общении,

— серьезное отношение к дружбе (идеализация),

— становление отношений с противоположным полом,

— более или менее острые конфликты со взрослыми,

— потребность в равноправных отношениях с ними

— притупляется острота восприятия мира,

— потребность в доверительных отношениях со взрослыми,

— значимость дружбы (своеобразная форма психотерапии),

— рост избирательности в дружбе,

— первая любовь (становление зрелых отношений с противоположным полом)

4. Сензитивность

— прямохождение

— развитие речи

— развитие бытовых навыков,

-формирование гуманистических качеств,

— мотивации достижения успеха

— формирование трудолюбия,

— гуманистических качеств

— развитие увлечений,

— формирование волевых качеств

— формирование мировоззрения,

— развитие самостоятельности, критичности мышления,

— абстрактного мышления

5. Самопознание

— первичный образ тела,

— не отделяет себя от других людей («Мы»)

— формирование самосознания, отделение себя от других (местоимение «Я», узнавание в зеркале, на фото),

— идентификация с именем,

— образ физического «Я» (познание тела, внешнего облика)

— познание себя как субъекта деятельности,

— самопознание выходит за пределы настоящего времени («каким я был раньше?», «каким я буду?»),

— первичная половая идентификация,

— появление первых самостоятельных критериев самопознания и самооценки (оценка успеха)

— новый уровень самопознания, внутренняя позиция школьника,

— положительные эмоции, связанные с новой социальной ролью,

— познание интеллектуального и социального «Я»,

— способность к самонаблюдению — рефлексии

------------------------------

Но — ребенка больше интересует окружающий мир, чем он сам

— выраженная направленность сознания на себя,

— обостренное стремление разобраться в себе,

— внимание к внешности,

— нравственное самопознание,

— рефлексия как основной механизм самосознания,

— вторичная половая идентификация

— более спокойный эмоциональный фон, потеря напряженности самопознания, свойственной подростку,

— целостность образа «Я», «Я» как личность,

— преобладание внутренних критериев самопознания и самоотношения

6. Самоотношение (выражается в самооценке)

— самооценки нет

— неустойчивость (самооценка зависит от оценок взрослых),

— неадекватность (тенденция к завышению), отсутствие критичности,

— эгоцентризм («другие смотрят на мир также, как и я»),

— эмоциональность самооценки (не может ее рационально обосновать)

— в большей степени ориентируется на оценки взрослых и сверстников, чем на собственное мнение,

— неустойчивость,

— неадекватность с тенденцией к завышению,

— может быть разной в разных видах деятельности,

— сохранение эгоцентричности,

— первые попытки рационального объяснения самооценки

— большая степень осознанности, рациональности,

— благодаря рефлексии больше самостоятельности в оценивании себя,

— главный источник самооценки — успехи в учебе,

— значимость оценок учителя,

— впервые — все три типа самооценок (адекватная, заниженная, завышенная),

— интеллектуальный эгоцентризм («мое мнение единственно правильное»)

— значимость внутренних критериев самоотношения, но в силу напряженности процессов самосознания — обостренное внимание к оценкам других людей (особенно сверстников),

— основной источник самооценки — положение в подростковой группе,

— противоречивость самооценки (на основе внутреннего конфликта между потребностями и возможностями),

— нередко — преобладание заниженной самооценки,

— новая форма эгоцентризма (убеждение в собственной уникальности, преувеличение своего опыта)

— большая устойчивость и адекватность,

— определение отношения к себе как к целостной личности,

— преимущественная опора на внутренние критерии,

— рациональность,

— обобщенность,

— но, в ряде случаев сохраняются конфликтные переживания, противоречивость самооценки

7. Саморегуляция (волевая сфера)

— отсутствует

— первые попытки соблюдения правил (гигиена),

— элементы целеустремленности (но цель должна быть доступна и видна, отсутствовать серьезные препятствия)

— настойчивость (может выливаться в упрямство),

— невозможность систематического контроля поведения, эмоциональной сферы,

— саморегуляция формируется прежде всего в предметной деятельности

— способность соотносить свои желания с желаниями других людей, подчиняться правилам игры, следовать нормам поведения,

— способность преодолевать незначительные препятствия в деятельности,

— соподчинение мотивов,

— эмоционально-волевая готовность к школе (способность выполнять инструкцию, контролировать эмоции, т.п.),

— саморегуляция формируется прежде всего в игре

— произвольность поведения и познавательных процессов является новообразованием,

— формирование самостоятельности, настойчивости в достижении цели,

— способность контролировать свои эмоции,

— первые элементы самовоспитания (появление идеалов и стремление к ним),

— саморегуляция формируется прежде всего в учебной деятельности

— сензитивный период для формирования волевых качеств,

— более высокий уровень способности к достижению цели,

— стремление к идеалу, самовоспитание волевых качеств,

— но — волевые качества несовершенны: склонность к риску, импульсивность поведения, настойчивость, превращающаяся в упрямство

— время активного самосовершенствования (в связи с самоопределением),

— волевые качества приобретают качества, свойственные взрослым людям,

— но — сохраняются черты подростковой нестабильности, неуравновешенности

Определения психологических понятий, использованных в таблице.

  • Ситуатиность общения — предметом общения являются объекты, непосредственно воспринимаемые в данной ситуации (например, общение по поводу игрушек, орудий труда, осваиваемых ребенком).
  • Внеситуативность общения -предметом общения могут выступать любые вопросы, в том числе далекие от ситуации непосредственного взаимодействия («Почему???»).
  • 3 мотива общения:личностный(центральный объект интереса ребенка — личность взрослого);деловой(ребенка интересует назначение предметов, а взрослый нужен, чтобы его объяснить);познавательный (взрослый как источник знаний о внеситуативных объектах).
  • «Комплекс оживления» — эмоционально окрашенная реакция младенца на взрослого (около 2−3 месяцев)
  • Эмоционально заряженные представления -начало функционирования долговременной эмоциональной памяти (основа кризиса 1 года жизни).
  • Сенсорные эталоны -выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств предметов: цвета, формы, величины… Эталон цвета — цвета спектра, формы — геометрические фигуры, размера — условные единицы (например, метр, гектар…)
  • Символическая функция сознания -способность представлять отсутствующий или несуществующий предмет с помощью его заместителей — символов или знаков (необходима для возникновения детской игры: например, лист дерева обозначает одеяло, а песок — тесто, т.п.).
  • Автономная речь -собственный язык ребенка, построенный по его правилам.
  • Эгоцентрическая речь -разговор ребенка вслух, с самим собой с целью планирования и управления собственной деятельностью.
  • Внутренний план действий -способность осуществлять планировании деятельности в уме (появляется в младшем школьном возрасте).
  • Соподчинение мотивов -способность подчинять свои желания требованиям окружающих, нормам морали (подчинять «Хочу» «Надо»).
  • Конвенциональная мораль -жесткое понимание добра и зла, отсутствие полутеней в нравственных оценках, четкое следование правилам.
  • Постконвенциональная мораль -гибкое понимание добра и зла, наличие собственных взглядов на правила поведения и нормы морали.
  • Рефлексия -способность посмотреть на себя со стороны, оценить с позиции других людей.
  • Последовательность в развитии мышления ребенка:
  • наглядно-действенное (задача решается в практической деятельности) — появляется в конце младенчества;
  • наглядно-образное (задача решается в уме, но на основе конкретного образного материала) — появляется к 3 годам;
  • словесно-логическое (способность видеть закономерности, решать смысловые задачи) — появляется в младшем школьном возрасте;
  • абстрактное (способность мыслить гипотезами, рассуждать об отвлеченных предметах) — формируется в подростковом возрасте.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос