СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и управления

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

" Подготовка молодежи к семейной жизни в Государственном Бюджетном Учреждении территориальном центре социального обслуживания № 12 «Вешняки» города Москвы"

(по дисциплине: Основы социального прогнозирования и проектирования)

Выполнили:

студенты 5 курса гр. ГМУ501213

Суховской А.М.

Кривчук О.В.

Москва 2014

Стр.

  1. Актуальность программы
  2. Цели и задачи программы
  3. Общая характеристика программы
  4. Подготовительный этап программы.
  5. Основные направления реализации программы
  6. Обоснование программы.
  1. Нормативно-провавой статус программы.
  2. Перечень нормативных документов
  1. Финансовое обоснование
  2. Ожидаемые последствия от реализации Программы
  3. Заключение
  4. Список используемой литературы

Актуальность программы.

В системе мер демографической политики особое место занимает подготовка молодежи к браку. От уровня этой подготовки во многом зависит и конфликтность семей, уровень разводимости, а также состояние здоровья супругов и их потомства, одним словом, психическое и физическое здоровье семьи.

7 стр., 3054 слов

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОПСИХОЛОГИЯ специальности «социальная работа»

... к минимуму содержания и уровню подготовки выпуск­ника по специальности «социальная работа» ОДОБРЕНА УМК Протокол №_________от ... врачи, но и психологи, социологи, педагоги, социальные работники. Исследования в области клинической патопсихологии имеют большое ... ___________2008 г. ДИСЦИПЛИНЫ – ПАТОПСИХОЛОГИЯ Для специальности 040101 «социальная работа» (шифр и название специальности по ГОС) Курс ...

Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в нескольких городах Украины, Белоруссии, Прибалтики в старших классах школ читается курс «Основы знаний о семье». В 1983/84 учебном году курс «Этика и психология семейной жизни» преподавался в 129 школах Москвы. 7 ПТУ и 27 техникумах. С 1985 г. такой курс введен во всех школах города и 38 ПТУ. В высших и средних специальных учебных заведениях силами лекторов общества «Знание» читаются лекции, в народных университетах здоровья проводятся занятия по половому воспитанию молодежи, для вступающих в брак организуются лекции и беседы.

В последние годы возник и, если можно так выразиться, приобрел массовый характер другой феномен — трудности в заключение брака, связанные не с объективными причинами (нехваткой женихов или невест, как в известной песне, когда «на десять девчонок по статистике девять ребят»), а с субъективными, относящимися к области социальной психологии причинами — нарушением коммуникативных функций, завышением притязаний к возможному брачному партнеру. В связи с этим в рамках некоторых консультаций «Семья и брак» стали решаться вопросы содействия одиноким людям вступлению в брак. Но, разумеется, значительная часть молодежи обращается в консультацию только в случае возникновения серьезного конфликта в семье, и лишь в виде исключения — до брака и для подготовки к нему.

Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается уже 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%. В городах на такие семьи приходится 26% детей, в селах — 17%. Как видно, современная семья нуждается в поддержке, решение вышеперечисленных проблем требуется незамедлительного.

Сегодня важной задачей становится профилактика негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.

Проанализировав социальные учреждения города Москвы мы пришли к выводу, что к сожалению город обладает малой социально развитой инфраструктурой. Поэтому вопрос о подготовке молодежи к семейной жизни становится актуальной.

Проблема готовности к семейной жизни заключается в том, что большинство молодых людей, вступающих в брак, не имеют реального представления о трудностях семейной жизни и о тех задачах, которые супругам придется в дальнейшем решать.

На данный день в школах и университетах города Москвы района «Вешняки» отсутствует дисциплина, которая может подготовить молодое поколение к браку.

В результате реализации проекта молодые люди будут поле осознано подходить к формированию семьи, воспитанию детей.

Цели и задачи программы.

Цель программы — ориентирование подростков и молодежи на создание семьи.

Задача программы:

  • воспитание семейных ценностей;
  • формирование навыков решения конфликтов и выходов из них в межличностных отношениях.
  • повышение информированности молодежи в вопросах сексуального и репродуктивного поведения;

Модель «программы подготовки молодежи к семейной жизни».

  1. Общая характеристика программы

Осуществление «программы по подготовки молодежи к браку в городе Москва будет заниматься ТЦСО № 12 «Вешняки» района «Вешняки» (территориальный центр социального обеспечения), находящийся по адресу: ул. Реутовская, 6 а.

Программа подготовки молодежи к семейной жизни расчитана на 1 год. С 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.

  1. Подготовительный этап программы.

Сроки реализации подготовительных работ с 1 августа 2014 года по 25 августа 2014 года.

План реализации подготовительных мероприятий.

Название мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Примечание

1

Организационное собрание

01.08.2014

Начальник социальной работы

2.

Закупка электроаппаратуры (компьютер, проектор, DVD-диски) и т. д.

02.08.2014−05.08.2014

Бухгалтерия

3.

Монтаж электроаппаратуры

8.08.2014−10.08.2014

Технический отдел

4.

Найм внештатных сотрудников

12.08.2014−15.08.2014

Отдел кадров

5.

Разработка программ

16.08.2014−24.08.2014

Отдел образования

6.

Организационное собрание

25.08.2014

Начальник отдела дневного пребывания несовершеннолетних

  1. Основные направления реализации программы.

В рамках программы подготовки молодежи к семейной жизни в территориальном центре социального обслуживания № 12 «Вешняки» города Москвы района «Вешняки» занятия будут проходить в форме семинаров, видео-лекций, тренингов.

Для проведения семинаров будут приглашаться такие специалисты, как психолог, сексопатолог, конфликтолог.

Все занятия будут проводиться раз в неделю для подростков 15−17 лет. Лекции будет проводить психолог.

Время одного семинара будет составлять 1 час.

Данная программа состоит из 3 направлений.

I направление: Работа по формированию уважительного отношения к семейным ценностям.

В данном разделе главным является формирование уважительного отношения к семье и ее ценностям.

Этика взаимоотношения полов.

1) Установление взаимоотношения между молодыми людьми;

2) Этика знакомства, дружба и любовь;

3) Проблема взаимоотношений влюбленных

Программа будет реализовываться с помощью:

— Беседы на тему: «Как найти и узнать свою вторую половинку», «Чтобы любить — надо быть взрослым»;

— Видео-лекции: «О целомудрии», «Свидетельство о ранних днях жизни»

— Вечер вопросов и ответов: «О контрацепции», «Аборты и их последствия».

II направление. Брак и семья: формирование навыков решения конфликтов и выходов из них межличностных отношений.

Многие подростки отмечают отсутствие навыков общения с противоположным полом. В данном разделе будут обсуждаться такие вопросы, как: доверие, ревность, конфликты и способы выхода из них.

  1. Брак и семья;
  2. Взаимоотношения с родителями супругов;
  3. Азбука для двоих;
  4. Как избегать ссор и конфликтов.

Программа будет реализовываться с помощью:

— Беседы: «Проблемы молодой семьи», «Взаимоотношения с родителями супругов», «Ценностные ориентации»;

— Методика неоконченных предложений: «Эмоциональное отношение к себе, супругу и т. д.»;

— Ролевая игра: «Семейные конфликты и пути их разрешения»;

— Тренинги: «Словарь семейного благополучия», «Управление конфликтом».

III направление. Повышение информированности молодежи в вопросах сексуального и репродуктивного поведения.

Один из важных аспектов благополучия семьи — воспитание детей.

  1. Детство до рождения;
  2. Любовь и долг;
  3. Роль отца и матери в воспитании детей;
  4. Авторитет родителей.

Занятия будут проводиться в форме:

— Лекции: «Я — родитель», «7 я»

— Акция: «В защиту жизни»:

— Ролевая игра: «Отцы и дети», «Я — родился!»;

— Тренинги: «Быть как мама, быть как папа», «Семейные трудности в семье».

Итогом образовательной программы является тестирование — комбинация психологических методик и социологических опросников, — позволяющее определить:

— уровень знаний подростков, после того как они приняли участие в программе,

— предпочитаемую ими стратегию в отношениях с противоположным полом,

— сформированность нравственных принципов и взглядов на семью.

Обоснование программы.

  1. Нормативно-провавой статус программы.

Программа по подготовки молодежи к семейной жизни специально разработана для Государственного Бюджетного Учреждения территориального центра социального обслуживания № 12 «Вешняки» города Москва.

Перечень нормативных документов, регулирующих данную сферу.

  1. Всеобщая декларация прав человека — Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998 г.
  2. Конвенция о правах ребёнка- Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г. № 1559−1.
  3. Конституция РФ (от 12 декабря 1993 г.);
  4. Гражданский кодекс РФ (от 3-.11.1994 № 51-ФЗ);
  5. Семейный кодекс РФ (от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ);
  6. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 456 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»;
  7. Федералный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.12.1995 г. № 143-ФЗ.

  1. Финансовое обоснование
    1. Источники финансирования и регулярность их поступления.
      1. Министерство образования города Москвы на реализацию программы выделают 50 000 рублей.
      2. Районное управление социальной защиты населения выделяет 20 000 рублей.
      3. Спонсорский взнос — 100 000 рублей.
  1. Единовременные расходы

Расходы на закупку оборудования

Наименование

Цена (руб)

Количество

Стоимость

Системный блок Asus

12 500

2

25 000

Монитор Asus

3850

2

7700

Оптическая мышь

580

2

1120

Клавиатура

650

2

1300

Проектор

25 000

2

50 000

DVD- диски

100

20

2000

Канцелярские принадлежности

50

80

4000

Бумага

20

150

3000

Итого: 94 120 руб.

Внештатные сотрудники.

Должность

Количество ставок

Количество использованных ставок

Сумма (руб.)

Психолог

2

2

24 000

Сексопатолог

1

1

8000

Конфликтолог

1

1

8000

Всего:

4

4

40 000

Общий расход: 134 120 руб.

Организационное обоснование проекта.

Программа «подготовки молодежи к семейной жизни в Государственном Бюджетном Учреждении территориальном центре социального обслуживания № 12 «Вешняки» города Москвы будет проходить в актовом зале центра.

Помещение оснащено компьютером, стульями, проектором.

Ожидаемые последствия от реализации Программы подготовки молодежи к семейной жизни.

  1. Ожидаемые результаты.
  • Сформировать уважительное отношения к семье и ее ценностям;
  • Сформировать качества и умения выхода из конфликтных ситуаций;
  • Повысить информированность подростков вопросах сексуального и репродуктивного поведения, адекватных репродуктивных установок на будущее.
  • Ожидаемые риски

Риски

Мероприятия по недопущению

Пропуски занятий по неуважительной причине

  1. Проведение родительских собраний;
  2. Контроль воспитателей.

Скованность подростков в общение на тему межличностных и интимных отношений

1. Беседы с психологом

Заключение

Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.

Формирование сознательной активной личности является важнейшей задачей современного государства и общества. От её решения зависят условия выполнения всех других социально значимых задач: производственно — экономических, социально — политических, в т. ч. и дальнейший подъём всех сфер общественной жизни.

Учреждения профессионального образования призваны осуществлять не только теоретическую подготовку специалистов, но и осуществлять последовательную воспитательную работу, которая завершается личностное самоопределение каждого студента. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности колледжа является подготовка обучающихся к вступлению в законный брак, созданию здоровой семьи, воспитанию детей. Проведенное нами исследование показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При создании идеального образца семьи, прежде всего собственной, в качестве основных ценностей называют любовь, теплые искренние отношения супругов друг к другу, поддержка друг друга.

Подготовка к семейной жизни является одной из главных задач юношеской жизни. Но социальная работа редко занимается этим направлением. Для решения подобных проблем специалисты рекомендуют использовать генограмму.

Подростковый возраст всегда рассматривается как главный фактор в формировании личности. Часто поиск партнера осложняется уровнями функционирования семьи. Одна из самых основных проблем является отделение подростка от родительской семьи, следование семейному сценарию.

Программа подготовки является многосторонней и предусматривает приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне. Внедрение специализированных социальных программ остается одним из самых ярких воспоминаний и является одним из этапов подготовки молодежи к семейной жизни, которая осуществляется в рамках городской молодежной политики.

Результаты реализации программы показывают, что молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

Необходимость исследования подготовки учащейся молодежи к семейной жизни определяется и проблемой разводов. Ранние браки, а затем разводы молодых людей, стали одной из злободневных социальных проблем. Утверждение о том, что молодые люди при достижении юношеского возраста уже полностью готовы к созданию семьи, опровергается статистикой. В РФ в настоящее время разводы составляют около 76% от числа заключенных браков.1 Разводы наносят значительный психологический и материальный урон обществу и людям. Поэтому подготовка молодых людей к осознанному браку, созданию полноценных семей и формированию ответственности за рождение и воспитание детей должна стать одним из приоритетных направлений деятельности социальных учреждений в современных условиях.

Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний — важнейший показатель подготовленности человека к браку.

Нравственно-психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.

Учреждения семейного консультирования могут и должны стать важным звеном в социальной политике государства в отношении укрепления семьи, способствовать подготовке молодежи к семейной жизни и выполнению функций родителей.

Список использованной литературы

1. Документы международного права и российские нормативно-правовые акты

  1. Гражданский Кодекс РФ От 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  2. Конвенция о правах ребенка. М.: Изд-во Риор, 2007.
  3. Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во Проспект, 2003
  4. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Экзамен, 2007.
  5. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики в РФ» от 14.05.1996 № 721 // Собрание законодательства. — 1996. — № 1025.
  6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
  7. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи /, 2007.

2.Монографии и научно-исследовательская литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004.

2. Антонов А.И., Медков, В.М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 2006.

3. Болдарев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования.М.:Дрофа — 2010 г. 470 с.

4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 2008.

5. Гулина М.А.: словарь-справочник по социальной работе — С-П 2008 г., 228 с.

6. Домохозяйство, семья и семейная политика./ Ред. В. В. Елизаров, М.: 2005.

7. Данилова Е.А. Семья как важнейшая ценность молодежи 2007.

8. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / А.А. Авдеев и др. Отв. ред. А.И. Антонов. М.: Наука, 1990.

9. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Учебник социология молодежи, 2011

3. Интернет-ресурсы

  1. www.dsmp.mos.ru — Сайт Департамента семейной и молодежной политики города Москвы
  2. www.dmp.mgopu.ru — Всероссийский банк данных по основным направлениям Государственной молодежной политики Российской Федерации
  3. www.gks.ru — Официальный сайт государственной службы статистики
  4. www.perepis2010.ru — Сайт «Перепись 2010 года»

1 www.gks.ru — Официальный сайт государственной службы статистики

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector