Система спортивных соревнований

Творческое эссе

Название дисциплины: Физическая культура

Тема: Система спортивных соревнований

Самсонова Марьяна Валериевна

Система спортивных соревнований

Наиболее важным аспектом развития массовой физической культуры и спорта является система спортивных соревнований.

Спортивные соревнования являются неотъемлемой, органической частью всего учебно-тренировочного процесса. Без регулярного участия в соревнованиях спортсмен не может достичь высоких результатов.

Правильно организованная подготовка к соревнованиям и участие в них при правильном проведении имеют большое воспитательное значение.

В спортивной практике широко распространены разнообразные виды соревнований: розыгрыши первенств, кубков, спартакиады и пр. Выбор того или иного вида соревнований зависит прежде всего от задач, которые ставятся перед данным соревнованием.

Спортивные соревнования выполняют первичные и вторичные функции. К основным особенностям спортивных соревнований относятся:

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2) многофункциональность, многоструктурность и многопроцессуальность деятельности, происходящая в экстремальных условиях;

3) присутствие в каждом соревновании борьбы, противоборства, соперничества, проявляющихся в стремлении к победе, максимальному результату;

4) высокая значимость для спортсмена и процесса борьбы как таковой, и достигнутого результата;

5) высокий уровень эмоционального фона деятельности, вызванного предельными физическими и психическими усилиями в борьбе за результат;

6) взаимодействие состязающихся противников, в ходе которого каждый спортсмен стремится к достижению превосходства над соперниками;

7) обеспечение равенства условий и сравнимости результатов всех участников соревнований при помощи определенного стандарта;

8) определенные формы и требования, выполнение которых позволяет присвоить спортивное звание.

Составными частями любого спортивного соревнования являются:

1) спортсмены-соперники (участники);

2) предмет состязаний;

3) судейство (правила проведения соревнований, критерии и порядок определения мест и т. п.);

4) средства и службы обеспечения соревновательной деятельности;

5) болельщики и зрители;

6) иерархия мест участников состязаний.

Участие спортивных соревнованиях принимает не менее двух соперников. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований проявляется в двух ключевых аспектах:

а) по отношению к противнику — в форме противоборства (соперничества);

б) по отношению к партнерам по команде — в форме взаимодействия (сотрудничества).

Противоборство между соперниками или соперничающими командами может быть непосредственное (жесткий, нежесткий, условно-жесткий контакт) и опосредованное (без контакта).

13 стр., 6453 слов

Мотивация спортивной деятельности 3

... профессиональной деятельности. - гражданско-патриотический мотив (ГП) – стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для ... не указывает на наличие определенного «типа», присущего участникам, или личностных изменений, происходящих в результате занятий ... поединками. В каждой весовой категории по круговой системе в несколько этапов выявляли лучших борцов. ...

Сотрудничество между партнерами тоже может проявляться в разных формах: в форме совместно взаимосвязанных, совместно синергетических, совместно последовательных и совместно индивидуальных действий. Эти особенности в большинстве случаев обусловливают содержание и структуру всей соревновательной деятельности спортсменов. В зависимости от имеющейся структуры связей между участвующими в соревновании спортсменами-соперниками и спортсменами-партнерами может быть три формы ведения соревновательного поединка: индивидуальная, групповая, командная и индивидуально-групповая. Эти формы взаимодействия проявляются в ходе личных, командных и лично-командных соревнований.

Основным организатором и руководителем проводимых соревнований, лицом, ответственным за их проведение является спортивный судья. Он должен быть, в первую очередь, безупречным знатоком правил соревнований, честным, беспристрастным, корректным, спокойным человеком, пользующимся авторитетом и вне соревнований.

Объективность и точность установления результатов зависит от большого количества факторов:

1. от психофизиологических возможностей самого судьи, которые прямо или косвенно влияют на измерение результатов;

2. от наличия объективных средств и технологий регистрации результатов в определенных видах спорта. В тех видах спорта, в которых результат определяется в метрической системе мер (легкая атлетика, плавание, и т. д.) этот вопрос не является острым;

3. от судейства — это одна из центральных проблем проведения любого достаточно крупного соревнования;

4. от внешних условий проведения соревнования (температура окружающей среды, сила ветра, влажность и т. д.).

Выступление спортсменов на соревнованиях редко обходится без сопутствующей реакции зрителей. Они своим поведением формируют положительный либо отрицательный эмоциональный фон в ходе соревнования. Вследствие этого наличие зрителей, поддерживающих спортсменов или их соперников, их общее отношение к происходящему в зале, на поле может оказать значительное влияние на результат. Не имеющий опыта спортсмен может испытать большое перевозбуждение и выступить не с таким результатом, чем обычно, тогда как более опытный не столь легко поддается воздействиям внешней среды и в подобной ситуации сохранит самообладание.

К условиям, оказывающим влияние на результативность выступлений спортсменов-соперников, помимо рассмотренных относятся также место проведения соревнования (фактор так называемого «своего» и «чужого» поля), климат или географическое положение места проводимых соревнований (температура в месте проведения соревнований, относительная влажность, высота местоположения над уровнем моря, повышенное или пониженное атмосферное давление, часовой пояс и даже уровень солнечного радиационного фона и т.д.), а также оборудование мест их проведения.

В системе подготовки спортсменов обычно выделяют подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Главной целью подготовительных соревнований считают адаптацию спортсменов к условиям реальной соревновательной борьбы, отработку принятия рациональных технических решений во всевозможных ситуациях соревновательной деятельности, отработку целесообразных тактических вариантов и формирование способности к их осуществлению в условиях острого соперничества, получение соревновательного опыта, улучшение специфических психических черт. В особой роли подготовительные соревнования выступают как результативное средство интегральной подготовки спортсмена.

Контрольные соревнования обычно проводятся в целях контроля за уровнем общей и специальной подготовленности спортсменов. В ходе их проведения проверяется эффективность завершенного этапа подготовки, производится оценка уровня развития физических качеств спортсмена, уровня его технического и тактического совершенства, его интеллектуальных и психологических возможностей, а также выявляются все сильные и слабые стороны структуры соревновательной деятельности. Учитывая результаты контрольных соревнований, выполняется разработка программы последующей подготовки, которая будет предусматривать устранение обнаруженных недостатков для успешного выступления спортсмена или команды в отборочных и главных соревнованиях. Функцию контроля могут выполнять как официальные соревнования всевозможного уровня, так и специально устроенные контрольные соревнования. Их программа может иметь существенные отличия от программ отборочных или главных соревнований и может быть составлена с учетом необходимости проверки уровня развития некоторых сторон подготовленности.

В ходе проведения подводящих соревнований отрабатывается частная модель соревновательной деятельности, вариант которой спортсмен намеревается реализовать в главных соревнованиях. Необходимость отработки разнообразных вариантов ведения соревновательной борьбы (к примеру, в единоборствах или в спортивных играх) предусматривает подбор тех соперников, с которыми можно максимально подготовить тот или иной технико-тактический вариант. Подводящие соревнования нужно проводить в условиях, максимально приближенных к условиям главных соревнований. Подводящими могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования.

По результатам отборочных соревнований производится комплектование команд, отбор участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в главных соревнованиях.

Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание как можно более высокого места. В главных соревнованиях спортсмен ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей.

Подготовительные и контрольные соревнования занимают исключительное место в тренировочном процессе. Для квалифицированных спортсменов такие соревнования с часто изменяющейся программой организуются обычно с интервалом в одну-две недели. Подводящие соревнования планируются в основном во второй половине подготовительного и в соревновательном периодах. Отборочные и главные соревнования в подавляющем большинстве видов спорта проводятся не чаще двух-трёх раз в течение одного года.

В практике проведения соревнований по спортивным играм применяются две системы розыгрыша: система с выбыванием основана на принципе выбывания из соревнований после поражения (одного или двух, по условию).

3 стр., 1149 слов

Урок окружающего мира в 1-м классе и методика его проведения в образовательной системе Начальная школа 21 века

Департамент Образования города Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования г.Москвы Педагогический колледж №5 Урок окружающего мира в 1-м классе и методика его проведения в образовательной системе «Начальная школа ХХI века» Выпускная итоговая работа слушателя программы профессиональной переподготовки «Преподавание в начальной школе» (группа ...

13 стр., 6242 слов

Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена

Спорт в общих чертах предъявляет к спортсменам одинаковые требования, но каждый вид спорта, каждое спортивное амплуа имеет свои особенности, в том числе и психологические. Спортсмены обладают некоторыми общими характеристиками, и, тем не менее, существенно отличаются друг от друга по своим поведенческим реакциям. В течение последних сорока лет в психологической литературе большое внимание ...

11 стр., 5154 слов

Психические состояния спортсменов в соревновательной деятельности

... . Исследование спортивного стресса и стрессоустойчивости у спортсменов в процессе соревновательной деятельности 2.1. Описание испытуемых и методики проведения исследования …. 2.2. Анализ результатов ... такому сложному и почтенному виду человеческой деятельности, как спорт. Проведение соревнований, где от спортсмена нужна полная отдача, работа на грани своих возможностей создает ...

Круговая система основана на принципе участия в розыгрыше всех соревнующихся до тех пор, пока каждый участник не встретится со всеми остальными. В некоторых соревнованиях применяются обе указанные системы: один этап соревнования проводится по системе с выбыванием, другой — по круговой системе. В этом случае применяется так называемый смешанный вид розыгрыша. При выборе системы розыгрыша прежде всего учитываются: задачи, стоящие перед данным соревнованием, и возможные сроки его проведения, уровень спортивной подготовленности участников и их производственная занятость, территориальное расположение и количество мест, имеющихся для проведения соревнований.

спортивный соревнование команда соперник Список использованных интернет-ресурсов 1. Библиотека международной спортивной информации 2. Жизнь в хоккее. Центр подготовки игроков и научно-методической работы 3. Образовательный сайт Воспитательная работа в вузе http://www.vospitau.ru/sport/Sistema_sorevnovanii/index.html 4. Портал Gled 5. Портал Opace.ru http://opace.ru/a/ponyatie_o_sisteme_sportivnyh_sorevnovaniy

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Размещено на