Шпорки

10 Социология Тенниса

Родился 26 июня 1855 г.

Основная проблема социологии

Исслед. противоречия рационалистич. и историч. подходов к проблеме возникнов. и существования гос-ва, права и соц-ых институтов.

Поставил своей целью связать воедино рационал. и историч. мировоззрение, соединить преимущества рацион-ого науч. метода с историч-им взглядом на соц-ый мир.

«Община и общество» (принесла мировую известность).

В его социологии оказались равным образом отраженными статика и динамика общ-ой жизни, механич-ое и органич-ое строение общ-ых «тел», а также рацион-ый и историч. подходы к исследованию об-ва.

В социологии Т. был сделан шаг от характерных для предшеств-его периода соц-философских спекуляций к выработке объективной, науч. социологии, чуждой предвзятых ценностных позиций, политич. установок, чуждой свойственной философии истории морализаторской тенденции. Разумеется, «научность» социологии Т. ориентировалась на вполне определенный, а именно позитивистский образ науки. К достоинствам своей концепции Т. относил: объективность; свойственную ей натуралистическую тенденцию; ее независимость от ценностных предпосылок и практической соц-ой деят-ти.

Стремление разработать «философию» истории как социологию", попытка создания широкого культурно-историч. познания, а также отсутствие строгой дифференциации в его учении собственно социологич., правоведч., государствоведч. идей.

Идея аналитич-ого — в противоп. историч-му — построения социологии, свидетельств-ая об осознании социологией самой себя как науки, о ее стремлении самоопределиться, найти свой собственный подход к анализу об-ва.

Натуралистическая теория социального познания.

Главное в его социологии — идея выделения двух типов социальных связей и отношений, воплощенных в понятиях общины и общества.

11. Социология Г. Зиммеля

Родился 1 марта 1858 г. в Берлине.

Социология должна конституироваться как метод.

Конечной целью социол-ого метода, практикуемого в различ. науках, считал З., явл-ся вычленение в их совокупном предмете особенного ряда факторов, становящихся собственным предметом социологии, «чистых форм социации».

Практику применения социол-ого метода в различн. общ-ых науках, т. е. выявление особого рода закономерностей в рамках их традиц-ого предмета, З. называл общей социологией, описание и систематизацию чистых форм социации — чистой, или формальной, социологией. Чистая социология должна была служить выработке ориентиров, позволяющих исследователям в различных науках об об-ве подходить к своему предмету «социологично», а значит — более осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения. Чистая социология должна выполнять по отнош. к прочим общ-ым наукам методологическую ф-ию, становясь «теорией познания частных соц-ых наук».

Система соц-ого знания включала в себя также две философские социол-ие дисциплины: социол-ую теорию познания; соц-ую «метафизику».

Таким образом, складывалась целостная трехступенчатая (общая — формальная — философская социология) концепция соц-ого знания.

Согласно З., его собственная концепция давала возможность строго определить оба рода междисциплинарных границ: 1) она гарантировала четкость отделения социологии как учения о чистых формах социации от прочих общ-ых наук; 2) она позволяла провести границу между науками об об-ве и науками о природе. Тем самым она одновременно обеспеч. единство социологии как науки и единство общественных наук.

Формальная социология

Понятие формы и тесно связанное с ним понятие содержания — важнейшие понятия формальной социологии.

В работе «Проблемы философии истории» — З. истолковал историю об-ва как историю психич-их явлений. З. отчетливо понимал невозможность сведения соц-ой жизни к ее формальному моменту — «грамматике» форм социации. Именно поэтому идея формальной социологии отнюдь не исчерпывала содержания его социол-ой концепции, включ-ей также философскую социологию, задающую чистой социологии теоретико-познавательные и соц-философские мировоззренческие ориентиры.

12. «Чикагская школа жизни».

Ч. шк. была первой институциональной академич. шк. в североамериканской социологии. Шк. опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в соц-ом плане — на идеи реформизма, а в гносеологическом — на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма.

Главная задача шк.: науч. обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Еще — формирование общ-ого мнения и эффективность соц-ых процессов в условиях интенсивной урбанизации.

Основателем и первым деканом факультета социологии был Албион Смолл. Первыми лидерами, создававшими социол-ую школу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли в становление школы также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули.

Периодизация деятельности Чикагской школы

Лестер Куртц выделял:

Первое пок. охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Лидером был А. Смолл.

Именно первое пок. Ч. шк. — Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной соц-философской доктрины социол-ой школы.

Второе пок. охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидеры — Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбанизации, социология семьи, соц-ая дезорганизация.

Третье пок. (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886—1959).

Четвертое пок. выделяет Деннис Смит и датирует его от начала 50-х годов до нашего времени. Лидеры — Г. Блумер и М. Яновиц. Г. Дж. Блумер — представитель психологического направления в социологии, сформулированного, в частности, Дж. Г. Мидом. Блумер продолжает традицию У. Томаса, Р. Парка, Э. Хьюза. Он сконцентрирован на изучении «Я», эго. Ему принадлежит термин «символический интеракционизм».

Основные положения.

Смолл сформулир., что долг социолога — открывать новое знание и передать его так, чтобы справедливое и гармоничное об-во управлялось во всеобщих интересах.

Томас стремился улучшить средства, имеющиеся в распоряжении соц-ых инженеров, чьей основной задачей явл-ся помощь людям в развитии личностного контроля, благодаря которому можно будет преодолеть индивидуальную нищету, материальную и духовную.

Парк изучал баланс потерь и приобретений цивилизации с точки зрения соц-ого порядка и наиболее полной реализации сущности челов-ой природы. Вирт разрабатывал для социологов стратегии достижения общ-ого консенсуса, которые не просто делают доступными соответствующие знания, но и обязывают социологов брать на себя профес-ую ответственность за формирование общ-ого мнения.

Огборн концентрировался на рассмотрении последствий соц-ого знания прежде всего для достижения индивидуальной свободы и личного удовлетворения и, уже потом, для достижения коллективной гармонии.

Яновиц детально идентифицировал эффективные средства личности и соц-ого контроля.

1.Факторы и условия возникновения социологии как науки.

1.Рассуждения философов (Лао-Дзы, наблюд. и размышл. об управл. общ-ом.) 2. Рубеж 2 эпох: ломка феодальных порядков, изменения вслед за французск. рев., переход от традиц. об-ва к промышл., преобразов-е полит. системы. Все это требовало новых форм управления соц. процессами и их организации. Во время решительных и быстрых перемен у людей возник. потреб. в обобщающ. теории, способной прогнозировать, куда движется чел-во. В отличие от естествен. наук знание об общ-ве носило слишком общий хар-р, не обладало доказательной силой, умозрительно и поэтому не могло служить надежным теоретич. основанием соц. практики. К сер.XIXв. складывается новое позитивистское мировоззр. (на 1 м плане химия и биология, открытие клетки, теория эволюции).

Единство законов, 2 идеи:1)провиденционализм (все предначертано Богом), 2) финализм (история имеет начало и конец).

Интенсивное раз-е капитализма в н.XIXв. вело к быстрому росту городов -урбанизации жизни населения. Отсюда резкая соц. дифференциация, пауперизация, преступность, соц. нестабильность. Формирование среднего слоя и буржуазн. прослойки, выступ. за соц. порядок и стабильность, укрепляется институт общ-го мнения, общ-е движен. за соц.реформы. Работа Кетле помогла социологии перейти от умозрительности к эмпирике (статистика, закономерности, мат.процедуры.) Конт дал имя науке, соед. абстрактную теорию и данные о поведении людей, выдвинул задачу изучения общ-ва на научн. основе. Социология царица соц. наук, возвышается над всеми ними, охватывает общ-во во всех его проявлениях.

2. Учение Кондорсе (1743−1794), Сен-Симон (1760−1825) и возникновение идеи позитивизма.

Кондорсе: Обучение в школе должно быть бесплатным, всеобщим и светским. Разум правит миром, прогресс — сквозная идея 19 В. Творец истории разум, он безграничен. Если рассматр. раз-е с т-ки зр. малой общности: от простейших объединений к гос-ву. Раз-е общего повторяет раз-е индивида. На 1 ступени цивилизац.: небольшое кол-во людей (рыболовство, охота, есть язык, табу -моральный ограничитель, но прогресс очень медленный, борьба за существование, её трудность и неуверенность в рез-х. Не было досуга, чел-к не мог подумать. Лишь изредка, только благоприятн. обстоят-ва двигали чел-во вперед. Возникновение расслоения, усложнение отнош. (они нуждаются в закреплении, отсюда появление письменности, сохр. инф-ии. Увелич. численн. населения и контактов с др. Изолир-е общ-во раз-ся медленнее. Торговля обеъд. нации — факт. 1) Мы должны с уважением относится к тому, что есть сейчас, это достижение прошлых времен.2) Движение разума не остановится.3)Прогресс ускорится, т.к. разум будет доступен для всех. Необходим. уравнения гражда. и полит. Прав всех людей, бесконеч. совершенств-е рода чел-го.

Сен-Симон: Духовное отнош. к науке. Верил, что она улучшит судьбу чел-ва. Когда наука будет изучаться методом, принятым в др. науках, она станет наукой позитивной. Соединил 2 идеи, определившие его версии позитивизма: Это ориентация на естествознание, как на единственно возможную модель всякого науч. знания и непоколебимая вера в прогресс. Его понимание разума: спо-сть чел-ка артикулир. и сочетать идеи (понятия), выраб-ые на основе его первичных ощущений с помощью знаков, т. е. устной речи. Разум в развитии проходит 2 цикла: 1) осуществ. на основе религии 2) прогресса протек-го на почве науки. Каждый из этих циклов распадается на 3 фазы: 1) идолопоклонство 2) политеизм 3) теизм. Каждый цикл закачив-я кризисом. Его теория истинно теологическая. Наука — позитивная религия, на ней должно быть основано об-во.

3.Социологический проект О. Конта (1798−1857).

Воспринятая вера в торжество разума составляла основу его ист. оптимизма. Больше всего ценил идеи эволюции и соц. прогресса, законосообразности и смысла чел-ой истории. Первооткрыватель соц-ии. Применение строгих методов науч. анализа к соц. явл. Разум преодолеет нравственный, интеллект. и духовный кризисы. Отриц. относился ко всему разрушит. и критическому. Позитивизм подлинная теория соц. знания: Позитивное — реальное/вымышленному, полезное/бесполезному, достоверное/сомнит., точное/неясному, положит./отриц. Новое знание призвано создавать, а не разрушать. Критик философии. Предмет соц.- основная действит-ть, общ-во в его целостности. Общ-во — высшее сущ-во (сопостав. с организмом, системой).Методы соц. общие с позитивн. науками: — наблюдение, — эксперимент, — сравнение, — исторический.

Закон 3 стадий: 1) Теологическая (детство чел-го интеллекта, он слаб, все объяснения — сверх — Бог, религия): *фетишизм — обожествление предмета *политеизм — многобоже *монотеизм — Бог как бытие, абсолют.

2) Метафизическая (абстрактная) — аргументация явлений посредством абстракций, сущностей. 3) Позитивная (реальная, научная).

Объяснение фактов, наблюдение. Познание не фактов, а законов. Классифик. наук (1.Метематика, Астрономия, Физика, Химия, Биология, Социология).

Делил социологию на 2 части: статику (структура организма) и динамику (сам процесс жизни (термины из биологии).

Статика: з-ны существ-я и функционир-я (теория общего порядка, гармония).

Осн. институты: семья, гос-во, церковь. Задача — изучение взаимодействия между сторонами общ-й жизни. Отдельные соц. элементы не имеют независим. сущ-я, связаны неразрывно. Об-во главнее индивида. Соц. динамика — изучение законов жизни, позитивная теория общ-го прогресса, постепенное раз-е чел-ва, идея эволюции. Прогресс: материал., физич., интеллект., моральный. Факторы: первичные (духовн, умств), вторичные (раса, средн. прод. жизни).

4.Социология А. Кетле (1796−1874).

Изучал соц. явл-я через статистику. Новая наука соц. арифметика. Использовал свой статистический метод для изучения преступности. Преступл. не механическая сумма производных деяний. Действие скрытых сил (в одной и той же стране, их не становится в 10 раз > или <, общее число нарушения права и закона остается неизменным).

Есть 2 вида преступлений: убийство и кража. Избавиться от преступности нельзя, она св-на всем слоям общ-ва. Вывод: все совершаемые в общ-ве преступ-я — по сути одно явл-е, развивающ. по опред. законам. Попытка избавится от преступ-ти, строго карая нарушит, обречена на неудачу. Необходимо выявить з-ны раз-я преступ-ти, силы, влияющие на её рост или уменьш-е — и в соотв-ии с этими закономерностями надо воздейств. на преступ., чтобы добиться благопр. для общ-ва перемен.

Факторы, приводящ. чел-ка к преступл.: — среда, где живет, семейные отношения, религия, обяз-ти соц. положения, общ-е мнение — все действует на нравственную сторону чел-ка. Тесная связь между телом и душой (нравств. болезни = физич. болезни).

Идея «среднего чел-ка». Сознательное использ-е данных для установления некой закономерн-ти, надо наблюдать большие массивы людей и фиксировать средние св-ва, что привело к понятию «средн.чел-к». Он рассматрив-ся абстрактно как представитель всего нашего рода и как носитель качеств, встреч-ся у людей. Ср. чел-к — точка отсчета (ось) колебаний в ряду соц. измерений. Величины: постоянные (пол, возраст, профес.), случайные (преступность).

Сначала концепция была встречена с интересом, но потом критиковалась за: 1) слишком большое упрощение, 2) соц. мир очень разнороден. Кетле: «Цель моя показать, что там, где видят только хаос, есть всесильные и неизменные законы.» есть глубокая связь между наукой о числах и наукой об общ-ве.

5. Органическая социология Спенсера.

Эволюционизм. Однолинейная концепция человечества, т. е. путь к высшему развитию долгий и постепенный. Похожа на биологическую — мир все лучше и лучше.

Основ. полож.: 1. Кто-то развивается быстрее, а кто-то медленнее. 2. Каждый шаг в развитии предопред-ся предыд. жизнью. Три формулы объяснения соц-ой эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего». равительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в об-ве. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать.

Спенсер: биологическая аналогия. Основная идея Спенсера: аналогия об-ва и организма. Всякое развитое об-во, по С., имеет три системы органов. Поддерживающая с. обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная с. Регулятивная с. осущ. подчинение частей, элементов культуры целому. С. полагал, что сущ. специфические части об-ва, или институты культуры: домашние, обрядовые, политич., церковные, профес-ые, промышленные.

Спенсер: функционализм и всеобщ. социальность. Анализируя процесс развития в истории, выделял две основные его части: дифференциацию и интеграцию. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого. У С., развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Связь отношений и есть об-во.

Военное общ.— военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Гос-во вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь. Промышленный тип — промышленная конкуренция. Борьба в таком об-ве — благо для всего об-ва, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень об-ва в целом; политическая свобода, мирная деят-ть.

6. Соц. К. Маркса.

Марксизм — философское, политич. и экономич. учение и движение, основанное Марксом в серед. XIX века. Человеч-во диалектически развив-ся по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном об-ве, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил. Диктатура пролетариата — форма политич. власти, выражающей интересы рабочего класса. Согласно марксистской теории, во время превращениякапиталистического гос-вавбесклассовое коммунистическое об-водолжен пройти транзитный период, когда го-во ещё будет существовать, но власть в этом гос-ве будет принадлежатьпролетариату, а формой власти будетдиктатура (В СССР — практическое применение теории).

Стоит сказать о материалистическом понимании истории: все изменения в об-ве и движение истории происходит в результате разрешения соц-ых конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами об-ва.

Идейно-теоритические истоки. Источники учения М. в целом — немецкая классич. философия, английская политич. экономия и французский утопич. социализм. Гегель и Фейербах (материализм).

Сен-Симон и Дарвин.

Методология М. 1. Законы носят естественно-исторический хар-р. Наличие жестких законов.2. Законы это нечто большее, чем просто связь фактов. 3. Законы исторически необходимы. 4. При выявлении этих законов появляется возможность предвидеть будущее.

Соц-ая революция — переход к новому более прогрессивному способу производства. Соц-ая система — целостная структура, основным элементом которой явл. люди, их взаимодействия, отнош. и связи. Анализ соц-ой структуры был проведен Марксом, который показывал зависимость политич., культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства.

Классовая борьба — движущая сила истории; борьба между классами, интересы к-рых непримиримо противоположны. Конфликт между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, к-рый завершается соц. революцией. К. б. существует в трех формах: экон., полит., идеологической. Теория классов — конкретное определение отсутствует. Угнетающие и угнетенные. Владеющие и не владеющие.

7. Социологизм Дюркгейма.

Теоретические и мировоззренческие основания социологии. Теория — Дюркгейм занимался методами соц. исследований. Д. многое сделал для создания социологии, как института. Д. выступал против соц. аналогий. Мировозр. — Религия начало любой интеллектуальной деят-ти. Д. отказывался верить в классовую борьбу, как в выигрышный вариант. Социализм — это моральная категория (т.е. все хорошо).

Социологизм. Антологический аспект — бытие. Соц. реальность включена в мировой порядок как биологическая. Соц. реальность — это об-во. Соц. реальность выше индивидуальности. Социология изучает соц. факты, а соц. факты нужно объяснять другими соц. фактами: 1. То, что существует вне индивида. 2. Оказывают на человека принудительное воздействие. Методологический аспект. Соц. морфология — население, уровень жизни, наличие групп. Соц. физиология — изуч. жизненных процессов (религия, мораль) Общ. социология — синтез (все обобщенно).

Соц. солидарность. — главная идея Д. 2 типа солидарности: механическая — индивид не принадлежит самому себе (я это мы).

Органическая — разделение труда. (Различие индив. сов. общ).

Прогресс — переход от механической к органической.

Теория аномии Дюркгейм. Аномия — состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность — плата за соц-ые изменения. Преступность — фактор общественного здоровья, в об-ве без преступности давление коллективного сознания было бы настолько сильным и жестким, что никто не смог бы ему противостоять. В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет наказание преступников. Наказание преступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядового гражданина к данной соц-ой структуре.

8. Понимающая социология М. Вебера

«Понимающая социология» В. сосредоточена на исследовании механизмов достижения взаимопонимания в процессе соц-ой коммуникации, которое достигается при адекватности взаимных интерпретаций. В. разработал концепцию и методику «понимающей социологии». Интересами его научной деят-ти явл-ся теория и методы познания, понятие и мотивы соц-ого действия, вопросы соц-ого отношения, типы соц-ого поведения и др.

В. выделяет четыре основных типа соц-ого действия:

1. Целерациональное — в его основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;

2. Ценностно-рациональное — основано на вере в безусловную ценность определенного поведения независимо от его результата;

3. Аффективное — определяется эмоциональным состоянием индивида или аффектами;

4. Традиционное — определяется традицией или привычкой.

9. Социология В. Зомбарта.

В 1914 году переходит на крайне националистические позиции.

Идеи: абсолютное неравенство, гос-во построено по принципу важдизма. Историческая социология хоз-ва. А) Хар-тся гамогенностью, но экономика разносторонняя. Б) Ист. феномен хоз-ва однократен и единственный в своей однократности. В) в повторении — суть. Границы этой повторяемости: западная и восточная Европа.

Зомбарт — родоначальник исторической социологии.

Стадии капитализма: 1. Рождение (генезис капит) 2. Молодость (ранний) 3. Зрелость (развитый) 4. Старость (поздний) — возникает «ожирение». Прибыль — основа любого гос-ва.

13. социология Уорда.

Амер. социолог, основоположник психологического эволюционизма в США.

В основе социологических воззрений лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера. Не принимая, однако, гипертрофированного натурализма, биологизма и жесткого детерминизма последнего, У. наполнял эволюционизм гуманистическим содержанием. Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии, и сосредоточивал внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни.

От природных процессов соц-ая жизнь отличается, по Уорду, прежде всего телическим, т. е. целенаправленным и творческим хар-ом. Происходящая в природе на основе естественного отбора слепая стихийная эволюция, «генезис», в об-ве сменяется «телезисом», формирующимся на основе осознанного стремления к прогрессу.

В качестве первичной соц-ой силы У. выделял желания, выражающие природные импульсы, такие, как голод, жажда, половые потребности. На их базе формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деят-ти чел-ка и обеспечивает, на уровне «индивидуального телезиса», развитие об-ва.

В качестве основного носителя «коллективного телезиса» он рассматривал гос-во, которое возникает, по У., наряду с такими институтами, как классы, право и т. д., из борьбы рас.

У. популяризировал социологию, подчеркивал значение для будущего процветания человечества осуществляемых социологами науч. исслед-ий и соц-ого планирования. Соц-ые науки, открывая законы общественного развития, должны обеспечивать теоретическую базу соц-ых реформ.

14. Социология Парето.

Француз. Приходит к социологии через экономич. теорию. В начале ХХ века отказывается от либерализма. По замыслу П., его социологическая система должна была положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об об-ве, занимавшим доминирующее положение в соц-политич. мысли XIX в.

Методология и методы: 1. Считал, что социология должна опираться на достоверность, надежность, обоснованность. 2. Логико-экспериментальный метод: наблюдения, данные, суждения, обобщения, выводы. Все через законы логики. Этические и вообще ценностные элементы в теории всегда ведут к искажению, фальсификации фактов, поэтому подлежат устранению.

Каждую теорию можно рассматривать в трех аспектах: 1) объективном — независимо от автора и воспринимающего ее реципиента; 2) субъективном — в соотнесении как с автором, так и с реципиентом, когда выясняется, почему автор создает свою теорию, а данный индивид ее воспринимает; 3) утилитарном — с точки зрения ее полезности, индивидуальной или общественной.

Ошибка всех предшествующих социологов, полагал П., заключалась в том, что они пренебрегали объективной стороной дела и изучали только возникающие на ее почве теоретические концепции, т. е. ограничивались изучением субъективного аспекта действительности. «Объективное» же социологическое исследование должно быть направлено на изучение психических установок и обусловливаемых ими «нелогических» действий, составляющих основную массу всех человеческих действий вообще. «Нелогические» действия обусловлены особой логикой чувств. В отличие от логических они явл-ся результатом не сознательных рассуждений и соображений, а чувственного состояния человека, иррационального психического процесса.

15. Социология Парсонса.

Для П. одной из центральных задач социологии явл-ся анализ об-ва как системы функционально взаимосвязанных переменных. На практике это означает, что анализ любого соц-ого процесса проводится как часть исследования некоторой системы с «сохраняющимися границами». П. и др. исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой соц-ой системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех соц-ых систем.

Понятие структуры у П. охватывает те устойчивые элементы строения соц-ой системы, которые относительно независимы от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы с внешним окружением. На самом общем, безлично-абстрактном уровне анализа порядок у П. оказывается в основном продуктом двух процессов: 1) тенденция соц-ой системы к самосохранению 2) ее тенденция сохранять определенные границы и постоянство по отношению к среде (гомеостатистическое равновесие).

Согласно П., в системе любого соц-ого взаимодействия аналитически различаются по крайней мере четыре аспекта: 1) множество взаимодействующих единиц; 2) множество правил или иных «культурных кодов», которые организуют ориентации единиц и само взаимодействие; 3) система или процесс взаимодействия как такового; 4) среда, в которой эта система действует и с которой происходит регулярный взаимообмен.

18. Символический интеракционизм.

Теоретико-методологическое направление в социологии, кладущее в основу анализа социокультурной реальности соц-ые взаимодействия, взятые в их символическом выражении.

Дж. Мид. Чикагская школа. Об-во и индивид возникают только в процессе межиндивидуальных взаимодействий. Способность становится субъектом для себя самого возможна лишь в процессе интеракции (взаимодействия).

Мид, как и Вебер разделяет действие и соц. действие (мин.2 чел).

В силу соц. взаимодействия может быть несколько реакций: 1.Немедленная. 2.Заторможенная. 3. Отсутствие реакции.

Самость — способность людей представлять себя в качестве объекта собственной мысли. Стадии самости: Play — стадия игры. Game — соревнование. Два аспекта формирования самости: 1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя соц-ая оболочка, как я её себе представляю. Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально. «Значимые другие» — люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения.

Г. Блумер и Кули. Принципы символического интеракционизма: 1. Люди сами создают среду действия. 2. Взаимодействие с собственным я явл. неотъемлимой частью взаимодействия с др.

17. Дарендорф и Козер.

Дарендорф — в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономич. причины, а стремление людей к перераспределению власти. В своих исследованиях пришел к выводу, что «конфликт» не выступает в роли гаранта политич. свободы. Острота конфликта и оперативность его регулирования зависит от типа соц-ой структуры, степени ее открытости. С его т.з. конфликт не искореним и вечен. Этапы возникновения конфликта: 1. Выявление причины конфликта. 2. Непосредственная кристаллизация. 3. Конфликтное противостояние. Факторы понижения конф: 1. Условия орг. конфликтных групп. 2.Соц. мобильность 3.Соц. плюрализм. Формы урегулирования конфликта: Переговоры, посредничество, арбитраж, обращение к 3 стороне.

Козер определяет соц-ый конфликт как борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ограниченные ресурсы, причем целями конфликтующих сторон явл-ся не только достижение желаемого, но и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперников. Восстает против Парсонса: теория конфликта это не обязательно нарушение порядка. Виды конфликтов: 1. Реалистичные — это конфликт, который лишь средство достижения цели. 2. Нереалистичные — конфликт сам цель.

Ф-ий соц-ого конфликта:

— установление единства и сплоченности;

— производство стабилизирующих и интегративных элементов;

— выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;

— создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;

— создание ассоциаций и коалиций; и т. д.

16.Соц. Мертона.

«Формирует основы социологического анализа науки как особого соц-ого института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами»

Цель науки, с т. зрения М., заключ-ся в постоянном росте массива удостоверенного науч. ю знания. Для достижения этой цели необходимо следовать четырём основным императивам научного этоса: универсализм (внеличностный хар-р науч. знания), коллективизм (сообщения об открытиях др. учёным свободно и без предпочтений), бескорыстие (выстраивание науч. деят-ти так, как будто кроме постижения истины нет никаких интересов) и организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования).

Считается одним из классиков структурного функционализма. С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — соц-ой структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня.

Основными понятиями теории структурного функционализма явл-ся «ф-ия» и «дисфункция». Ф-ии — те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.

Выступил продолжателем Дюркгейма, значительно дополнив его концепцию соц-ой аномии.

21. Франкфуртская школа социологии.

Получила свое название в честь Института соц-ых исследований, существовавшем в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Главными особенностями этой школы были неомарксизм, т. е. франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях.

Представ.: Т. Адорно, Г. Маркузе, Харкхаймер, Лукач, Р. Зорге, Ю. Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность».

Для фрункфуртцев хар-на психологизация соц-ых отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм явл-ся естественным проявлением западной цивилизации.

Основная работа Г. Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий гос-ва, господствующих классов и подчиненных им СМИ у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное об-во и перестал быть революционным. Само индустриальное об-во Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким об-ом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители — это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.

Методологические принципы.

— Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов

— Непоколебимая приверженность к гуманизму, освобождение чел-ка от всех форм эксплуатации.

— Акцент на значимость человеческого начала в соц-ых отношениях.

Основные идеи Франкфуртской школы.

— Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального об-ва.

— Отрицание революционной роли пролетариата.

— Абсолютизация диалектической категории отрицания

— Критика тоталитаризма и авторитарной личности.

19. Драматургическая социология.

Эрвин Гоффман, ученик Мида, считается создателем драматургической социологии — одной из разновидностей символического интеракционизма и понимающей социологии. В основе социодраматургической перспективы лежит сравнение повседневного мира с театральным действием. Соц-ое взаимодействие он представлял как непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы в качестве актеров играем самих себя. Ролевая дистанция означает степень отдаления себя от роли. Абитуриент, не сдавший экзамен, сохраняет ролевую дистанцию, если говорит: «я плохо поработал». Абитуриент, сетующий на свои умственные способности, ролевую дистанцию сокращает.

20. Интеллектуальная социология П. Бурдье.

Социологическая теория Б. строится вокруг 3х основных категорий: «поле» — «капитал» — «габитус».

Человек — биологическое существо и соц. агент. Б. многое заимствует из физики. Люди — индивиды в физическом пространстве, как и предметы. Топос — место, которое занимает агент в данный момент в одной точке. Поле — соц. поле. Единое целое не сводится к сумме частей входящих в это целое. Могут взаимодействовать между собой. Бывают: экономич., культурные, соц-ые, символические (статус) поля. Габитус — представление людей об окружающем мире. Это матрица постановки целей, способов решения, составляющая имиджа. Капитал — это когда ресурсы работают на хозяина, их вкладывают, каждый хочет его увеличить. Виды капитала: экономический, интеллектуальный.

В определении и изучении сути соц-ых отношений предложил использовать два принципиальных подхода:

1) структурализм — в соц-ой системе сущ. объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;

2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют соц-ого агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

Теория Б. считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия».

Шпорки — Стр 2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector