Сборник планов практических занятий

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права

050704.52 Дошкольное образование

ТОР.02. Психологические особенности

воспитательной работы детей в детском доме

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Сборник планов практических занятий

(на правах рукописи)

Абакан

  1. Сборник разработан в соответствие с рабочей программой дисциплины ТОР.02. Психологические особенности воспитательной работы в детском доме 050704.52 Дошкольное образование

  1. Составитель:

Лобанова Ирина Константиновна, преподаватель

  1. ПРИНЯТ на заседании ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик

06.09.2010, протокол №

Зав. ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик

кпн, Васильева Марина Ивановна

Модуль 1. Социально-правовые аспекты воспитания детей в условиях

закрытых учреждений (4 часа)

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Е.Шмидт-Кольмер, В.Манова-Томова). ...

Тема 1.1. Социальные проблемы воспитания детей, лишенных родительского попечения

Семинарское занятие № 1

Вопросы для обсуждения.

  1. Раскрыть актуальность изучения проблемы психического развития детей, лишенных родительского попечения.
  2. Обосновать основные причины попадания детей в учреждения закрытого типа.
  3. Дать характеристику семейных детских домов.

Практические задания.

  • Заполнить таблицу: «Изучение проблемы психического развития детей, лишенных родительского попечения в отечественных и зарубежных исследованиях», используя источник: Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М., 1990.
  • Составить тезаурус по теме, используя источники:
  • Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка / Под ред. Э.Л. Фрухт. – М.: Просвещение, 1989.
  • Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990.
  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, ЛРП – М., 1995

Форма отчетности.

  • Краткий сводный конспект ответов на вопросы для обсуждения с использованием рекомендуемой литературы.
  • Письменное выполнение практических заданий.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9.

Тема 1.2. Правовые вопросы воспитания детей, лишенных родительского попечения

Семинарское занятие № 2

Вопросы для обсуждения.

  1. Раскрыть понятие социальной защиты детей, лишенных родительского попечения, ее формы в РФ и РХ.
  2. Охарактеризовать документационные акты, регулирующие деятельность государственных органов и частных лиц, под попечением которых находятся дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения: Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 1.07.1995 с изменениями от 14.10.1996, 28.08.1997, 30.03.1998г.), Постановление правительства РФ о детском доме семейного типа от 19.03.2001г., Федеральная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  3. Юридические права детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
  4. Охарактеризовать систему государственных учреждений для детей, лишенных родительского попечения в России.
  5. Раскрыть зарубежный опыт устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в семью.

Практические задания:

  • изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, обеспечивающие жизнедеятельность детей, лишенных родительского попечения в РХ и получение ими образования (по материалам консультации специалистов центра социальной защиты г. Абакана);
  • сравнить, выявив положительные и отрицательные моменты таких форм помещения детей-сирот в семью;
  • сравнить зарубежные и отечественные формы помещения детей, лишенных родительского попечения в семью.

Форма отчетности: аналитическая справка о формах помещения детей, лишенных родительского попечения в семью:

Форма помещения детей-сирот в семью

Определение

понятия

Положительные

моменты

Отрицательные

моменты

с позиции

ребенка

с позиции

новых

«родителей»

с позиции

ребенка

с позиции

новых

«родителей»

патронат

приемная семья

семейный детский дом

усыновление

опекунство

Сравнительный анализ форм помещения детей-сирот в семью, апробируемых в России и за рубежом:

Страна

Учреждения и формы

Сущность

Положительные

моменты

Негативные

моменты

Австрия

Детская деревня SOS- Киндердорф Г. Гмайнера

США

Фостеровская семья

Швейцария

Концепция приемной семьи

Россия

  • Социальные приюты
  • Детские дома
  • Дома ребенка
  • Интернаты
  • Семейные детские дома

  • Опекунство
  • Усыновление
  • Приемная семья
  • Патронат

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9.

Модуль 2. Психическое развитие воспитанников детского дома (6 часов)

Тема 2.1 Психическая депривация в условиях детского дома

Семинарское занятие № 3

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие психической депривации.
  2. Причины психической депривации, виды.
  3. Теории «обратимости» последствий психической депривации в психическом развитии детей.
  4. Объяснить комплексное воздействие психической депривации на психомоторное развитие детей.

Практические задания:

  • Проанализировать существующие теории обратимости последствий психической депривации.
  • Обосновать влияние сенсомоторной и эмоциональной депривации на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Дополнительно используйте следующие источники:

  • Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Об особенностях психического развития воспитанников домов ребенка и детских домов // Семейный детский дом: проблемы, теория и практика: Сб. – Вып.2 – М., 1992
  • Галигузова Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в доме ребенка и детском доме // Вопросы психологии. — 1990. — №6.
  • Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. — 1985. — №4.
  • Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990.

Формы отчетности: схема: «Виды психической депривации, ее влияние на психическое развитие детей дошкольного возраста».

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7

Тема 2.2 Специфика психического развития детей, лишенных родительского

попечения (4 часа)

Семинарское занятие № 4

Вопросы для обсуждения.

  1. Раскрыть факторы, влияющие на специфику психического развития детей, лишенных родительского попечения:
  • биологические факторы (наследственность, врожденные недостатки, состояние здоровья);
  • социальные факторы (тип семьи, разлука с семьей, негативный опыт проживания в семье либо его отсутствие, наличие живых родителей, закрытый характер государственных учреждений, депривация).
  1. Раскрыть специфику интеллектуального развития детей, воспитывающихся в детском доме. Обосновать причины.
  2. Наметить пути разрешения проблем в интеллектуальном развитии личности детей, ЛРП.
  3. Обосновать педагогические условия, способствующие снижению негативных влияний психической депривации на развитие детей-сирот.

Практические задания:

  • Составить блок-схему «Факторы, влияющие на психофизическое развитие детей, ЛРП и детей-сирот»
  • Составить блок-схему «Специфика интеллектуального развития детей, воспитывающихся в детском доме».
  • Разработать проект коррекционно-развивающей программы.

Используйте дополнительно следующие источники:

  • Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Об особенностях психического развития воспитанников домов ребенка и детских домов // Семейный детский дом: проблемы, теория и практика: Сб. – Вып. 2 – М., 1992
  • Галигузова Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в доме ребенка и детском доме// Вопросы психологии. — 1990. — №6.
  • Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. — 1985. — №4.
  • Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. — 1990. — № 3.
  • Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990.

Формы отчетности: схема; тезисные ответы на вопросы семинара; аннотирование источников из основного списка, раскрывающих данный вопрос; проект коррекционно-развивающей программы.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7

Семинарское занятие № 5

Вопросы для обсуждения.

  1. Раскрыть особенности «образа Я» детей, воспитывающихся в детском доме.
  2. Наметить пути разрешения проблем в развитии личности детей, ЛРП.
  3. Раскрыть особенности общения детей-сирот со взрослыми.
  4. Охарактеризовать особенности общения детей, ЛРП со сверстниками.
  5. Выделить причины нарушения сферы общения и межличностных отношений у детей, воспитывающихся в детском доме.

Практические задания:

  • Составить блок-схему «Специфика личностного развития детей, воспитывающихся в детском доме».
  • Сделать аннотации к источникам из списка основной литературы, которые на ваш взгляд достаточно полно раскрывают рассматриваемую проблему.
  • Разработать проект коррекционно-развивающей программы.

Используйте дополнительно следующие источники:

  • Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Об особенностях психического развития воспитанников домов ребенка и детских домов // Семейный детский дом: проблемы, теория и практика: Сб. – Вып. 2 – М., 1992
  • Галигузова Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в доме ребенка и детском доме// Вопросы психологии. — 1990. — №6.
  • Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. — 1985. — №4.
  • Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990.

Формы отчетности: схема; тезисные ответы на вопросы семинара; аннотирование источников из основного списка, раскрывающих данный вопрос; проект коррекционно-развивающей программы.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7

Раздел 3. Педагогический процесс в детском доме (12 часов)

Тема 3.1. Организация педагогического процесса, содержание воспитательной работы в детском доме (8 часов)

Семинарское занятие № 6

Вопросы для обсуждения.

  1. Продумать и обосновать требования к личности воспитателя детского дома.
  2. Раскрыть особенности общения воспитателя с воспитанниками:
  • роль воспитателя в формировании и развитии самосознания детей дошкольного возраста, лишенных родительского попечения;
  • роль воспитателя в организации общения детей – сирот со сверстниками;
  • роль воспитателя в организации благоприятного психологического климата в группе.

Практические задания:

  • Составить «Портрет воспитателя детского дома».
  • Разработать рекомендации по оптимизации общения педагога с детьми, ЛРП.
  • Составить комплект практических советов по оптимизации общения детей-сирот со сверстниками.

Используйте дополнительно следующие источники:

  • Бгажникова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме//Дефектология. — 1996. — №1.
  • Гербеев Ю.В. Воспитание ребенка в учреждениях интернатского типа. — М., 1994.

Форма отчетности: тезисные ответы на вопросы семинара; презентация рекомендаций и советов.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7

Семинарское занятие № 7

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризовать особенности организации жизнедеятельности дошкольных групп детского дома.
  2. Раскрыть основные направления работы воспитателя дошкольных групп детского дома.
  3. Взаимодействие воспитателя дошкольных групп с другими специалистами детского дома (педагог–психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник и инструктор физического воспитания).

Практические задания:

  • Проанализировать методы и формы работы воспитателя детского дома;
  • Проанализировать и выбрать наиболее эффективные формы работы воспитателя с другими специалистами.

Форма отчета: письменно.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9

Семинарское занятие № 8

Вопросы для обсуждения.

  1. Раскрыть особенности программного обеспечения и планирования процессов обучения и воспитания в условиях детского дома.
  2. Охарактеризовать особенности обучения на занятиях в дошкольных группах детского дома.
  3. Выделить особенности работы воспитателя в повседневной жизни в дошкольных группах детского дома.

Практические задания:

  • Разработать серию познавательных занятий с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (вид занятия и тема выбирается самостоятельно).
  • Составить календарных план работы на неделю во 2 и 3 блоках педагогического процесса с детьми младшего, среднего и старшего возраста.

Форма отчета: письменно, презентация.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9

Семинарское занятие № 9

Вопросы для обсуждения.

  1. Раскрыть особенности работы воспитателя по социализации детей-сирот.
  2. Охарактеризовать специфику работы воспитателя по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни.
  3. Объяснить содержание работы педагога по формированию группового коллектива среди воспитанников.

Практические задания:

  • Перспективный план работы воспитателя детского дома (младший, средний, старший дошкольный возраст) по социализации детей.
  • Рекомендации для воспитателей по организации процесса семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста, лишенных родительского попечения.

Форма отчета: письменно

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7

Тема 3.2. Индивидуальный подход к детям, лишенным родительского попечения

(4 часа)

Семинарское занятие № 10

Урок проходит в форме эвристической игры-беседы. Тема игры: «Педагогический совет»

Содержание игры: педагогический совет посвящен проблеме реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей-сирот и детей, ЛРП.

Подготовительный этап:

  • изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме, отбор фактического материала;
  • вычленение вопросов для дискуссии;
  • предварительное разделение группы на микрогруппы по принципу свободного выбора.

Информационный блок урока:

  • целевая установка;
  • сообщение проблемной ситуации, определение временного ценза в проведении игры;
  • определение функциональных обязанностей группы «выступающих» и «экспертов».

Вопросы для обсуждения:

  1. Индивидуальная работа воспитателя с детьми-сиротами на познавательных занятиях.
  2. Индивидуальная работа воспитателя по формированию дружеских чувств у детей в группе детского дома.
  3. Индивидуальная работа по развитию компонентов самосознания (самооценка, половая идентификация, временная перспектива) у воспитанников детского дома.

Практические задания (вариант обобщения педагогического опыта):

  1. На основе анализа источников из списка основной литературы и учебников «Дошкольная педагогика» разработать содержание индивидуально-дифференцированной работы с воспитанниками детского дома на занятиях, и аргументировано его представить аудитории.
  2. Составить методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанниками детского дома в повседневной жизни учреждения.

Аналитический блок урока:

  • выработка идей, отработка стратегии и тактики аргументации собственных доводов участниками;
  • выбор и ведение переговоров с оппонентами;
  • выступление экспертов.

Форма отчетности: тезисы беседы

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7

Семинарское занятие № 11

Дискуссия

Предварительная работа:

  • выполнение практических заданий;
  • деление участников дискуссии на проблемные группы;
  • выбор экспертов.

Опорная схема построения дискуссии

Выдвижение проблемы преподавателем

Сложность организации личностного взаимодействия с каждым ребенком

Субъективизм эмоциональной привязанности педагога к детям

Дефицит общения у детей-сирот

Гипотезы

Демократический стиль общения позволяет относиться ко всем детям одинаково

студенты сами выдвигают гипотезу

Признание за каждым ребенком индивидуальности и умение прогнозировать его развитие, позволяет педагогу качественно организовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям

Проблема

В реальной практике существуют проблемы организации квалифицированного индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанию и общению педагогов детского дома с детьми, который бы отвечал всем требования психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома в период проживания в закрытом учреждении

Форма отчетности: краткий сводный конспект, раскрывающий ответы на вопросы семинарского занятия.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7