Равнодушие

В последнее время часто приходится слышать разговоры, — то приглушённые, то вопиюще громкие, но полностью ни на миг не утихающие, — о бездуховности. Но что понимаем мы под бездуховностью, и понимаем ли нечто общее, или каждый говорит о своём? И была ли когда-то та самая духовность, с которой сравнивается современная пустота, и на которую ныне указывают нам, тыча пальцем куда-то назад и вверх? И действительно, при первом беглом взоре на современную эпоху, вроде остаётся впечатление, будто чего-то важного не достаёт. Но вот в чём может проявляться то, что можно было бы назвать бездуховностью? Попробуем же поискать симптомов этого недуга в различных сферах жизни и духа современного общества.

Предлагаю начать поиски в сфере разума. Кажется, если и существуют в обществе показатели духовного разложения, то наиболее очевидными они должны быть именно тут. Говорить о высоком развитии мы можем, по-видимому, когда в обществе наблюдается интерес к идеям, к мыслям, когда общество может и любит думать, когда не пытается всеми силами оградить себя от размышлений, избирая путь полегче и попроще, лишь бы не задумываться. Действительно, кажется, раньше в обществе бурлила социально-политическая мысль (все эти философские кружки, идеалисты, марксисты…), был интерес к литературе, увлечённость идеалом. Что ж, на первый взгляд, всего этого сейчас вроде как не видно, и на вопрос, выходящий за рамки обыденности куда-то в сферу целей жизни и прочих отвлечённостей, большинство людей поспешат махнуть рукой и сказать: «ай, у меня и без того проблем достаточно», или «времени нет», или «всё это глупости», с выражением гуманитария, которому предлагают задачу по высшей математике. Но мне лично не приходилось жить в предшествующих веках, а оттого трудно сказать, каким было состояние ума тогдашнего обывателя. Однако кажется очевидным, что далеко не все и даже не большинство населения читало Маркса и Гегеля, но лишь интеллигенция, а большая часть об этом не только не знала, но даже была, несомненно, менее грамотна, чем сегодняшние люди.

5 стр., 2428 слов

Система взаимоотношений в рамках шаманского обряда в первобытном обществе

... значимым. Социальные силы в первобытном обществе были очень прочными, действительно «могучими», как свидетельствует Леви-Стросс ... духом, чтобы воздействовать на него в определенных интересах - то есть для достижения в потенции ... обществ, и в тех или иных формах шаманизм имел место в верованиях большинства народов ... разоблачить их [колдунов] обман». И вроде бы сразу его подозрения подтверждаются: уже в ...

И сегодня тоже часть общества составляет интеллигенция, видящая свой интерес в учёности и размышлении, и способная к ним, и есть всё та же большая часть, которая к этому ни склонности, ни интереса не имеет. То есть пропорциональный состав населения (определённая процентная доля для интеллигенции, простого люда и люмпенов), скорее всего, не меняется веками. А значит, о бездуховности в этой сфере — в сфере интеллектуальной, вроде как говорить не приходится: как раньше умных было мало, так и теперь немного, перемена в характере учёности не может служить свидетельством бездуховности. Что ж, оставим пока эту область и поищем в других.

Вот, сфера чувств, или того, что можно условно так назвать, объединяя всё, что не принадлежит к сфере разума. Прежде всего, искусство и религия. Что касается искусства — тут признаки упадка кажутся наиболее очевидными: массовость, вызванная появлением СМИ, и сейчас искусством иногда считают то, что в действительности есть лишь способ зарабатывания денег и именуется как «шоу-бизнес». Действительно, наивно полагать, что рядовой гражданин предпочтёт музей или чтение, скажем, просмотру популярного фильма, а если и выберет чтение, то тоже навряд ли презрит жевательный детектив или роман ради произведения, требующего работы мозга. Однако и тут совершенно неправомерно утверждать, что это есть показатель бездуховности, ведь и в данном случае все объяснимо той же пропорциональностью распределения интеллигенции и массы в обществе, и есть, безусловно, также и те, кто в кино не ходит и не смотрит телевизора.

Продолжая говорить об искусстве, необходимо заметить, что констатировать упадок в стиле тоже было бы весьма большой поспешностью. Утверждать, что беспредметное искусство (скажем, в самом наглядном своем проявлении, таком как «Чёрный квадрат») есть направление, в сравнении с предшествующими очевидно бездуховное, — тоже неверно. Во-первых, должно пройти больше времени для такой оценки, а во-вторых, автор одиозного квадрата всё-таки предлагал свою концепцию, это был поиск нового в искусстве, какое-никакое развитие. А сейчас что-то такое есть? Впрочем, это — вопрос в никуда. Итак, в сфере искусства очевидных оснований для объявления бездуховности тоже оказывается маловато.

10 стр., 4517 слов

Основные направления развития услуг в сфере социального обслуживания населения

... , повышения эффективности социально-экономических преобразований, осуществляемых реформ социальной сферы, защиты и адаптации населения к условиям переходного периода. Социальная политика государства направлена на ... политики государства в РБ: принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д ...

А вот в религии ситуация немного иная, и на первый взгляд, вроде более позволяет провозгласить бездуховность. Кажется, раньше действительно веры в обществе было больше. Но когда это — раньше? Ясное дело, не в советское время. Хотя, как знать, может, тогдашние верующие скрывали религиозное чувство куда более глубокое, чем когда-либо, однако, масса, скорее всего, легко поддаваясь мощному влиянию атеистического воспитания, верующей не была. Что происходит сегодня — сказать трудно, я не владею статистическими данными, но современная идеология потребления, кажется, совершенно не направлена на вовлечение человека в эту (духовную) сферу, она затягивает его совсем в другую топь.

Напомню, что, по моему мнению, то, что кажется в вышерассмотренных сферах разума и культуры симптомами духовного вырождения, можно объяснить естественным составом населения (в котором всегда меньшинство составляют, с одной стороны «мозги общества» и творцы, с другой — люмпены, а большинство населения выдающихся способностей не демонстрирует).

Таким образом, можно быть спокойным за то, что в каждую эпоху будет опредёленный процент людей мыслящих и обладающих эстетическим чувством, а от остальных не следует требовать ничего исключительного, и по их состоянию констатировать духовный упадок неоправданно. То есть, пропорциональная структура общества служила опровержением бездуховности в тех сферах. Но применим ли этот аргумент для доказательства отсутствия кризиса духовности в сфере религии?

Кажется, статистический подход наименее применим в этой сфере, и сложно сказать, существует ли некая константа, вроде процента «истинно верующих», который сохраняется в любом обществе в любое время. Религия — во многом результат воспитания, то есть, для большей части населения она — нечто вроде хороших манер и правил приличия, которые просто соблюдают, не подвергая рациональной критике, хорошо воспитанные люди. Но всё же, кажется, совсем списывать со счетов структуру общества было бы поспешностью, какая-то закономерность, кажется, существует и здесь. Действительно, истинно, от всей души и по-настоящему верующих, кажется, в любом обществе процент очень мал, и так было всегда — святые отшельники и монахи никогда, вроде, не составляли большинство населения. Значит, то, что их и сейчас мало, не есть повод для паники. Значит, если и стало меньше верующих — то не тех святых людей, но тех, кто верует в силу воспитания и привычки, то есть изменилась система социализации, а не вера как таковая.

7 стр., 3091 слов

Психология верующих

... изучение религиозного сознания верующих в социалистическом обществе. Утверждение социалистических общественных отношений подорвало социальные корни религии и создало благоприятные ... мир иллюзий и вымыслов. Хотя верующему и кажется, что религия принесла ему облегчение, но на самом деле ... любви". Таким образом, "брата", "ближнего" церковники учат любить в той мере, в какой эта любовь не противоречит ...

Ранее было так принято (если верить истории), что, скажем, в дореволюционной России сам император непременно был человеком религиозным, а церковь была важной сферой жизни. Сегодня же воспитание поменялось, и традиция религиозной социализации была прервана, и кажется, после семидесятилетия атеизма страна ещё находится в процессе религиозного возрождения. Иными словами, если раньше религиозность была чем-то естественным и с детства каждым усвоенным как крепкая привычка, то рядовой представитель нынешнего поколения такой прививки в детстве не получает (его учат, скорее, как заработать, как пользоваться техникой и проч.), поскольку родители, осуществляющие социализацию, были рождены, по большей части, ещё во времена Союза, и едва ли религия является органичным содержанием их сознания. Но и здесь однозначно констатировать вырождение религии и торжество атеизма нельзя. Попробуйте в рождественские дни попасть в храм в большом городе! О, вы поймёте, что желающих сделать это настолько много, что вы и подумать не могли, что во всей стране наберётся столько верующих! И не важно, сколько из них верят по-настоящему, ведь никогда не было такого, чтобы все без исключения верили истинно.

8 стр., 3554 слов

Психологическая война против России

... условно считать, что психологическая война против России началась с попытки навязать нашей стране чуждую ей христианскую религию. Согласно нынешней версии истории эти события ... специально пригласили в Россию для написания «правильной» истории России – то есть истории, угодной правящей тогда династии Романовых. Ранняя смерть Ломоносова кажется весьма подозрительной ...

В общем, мне кажется, я могу видеть сегодня возрождение религии после долгих лет угнетения, и, не смотря на то, что она зачастую кажется анахронизмом в современном техническом и стремящемся к демократии обществе, люди всё же тянутся и приходят к ней, и это не может не радовать. Я вижу в религиозности что-то настолько органичное и неотъемлемое от русского менталитета, что-то такое светлое, высокое и мощное, в чём выражена вся страдальческая природа нашего народа! Так уж сложилось, что испокон веков религия — неотъемлемый элемент российского менталитета, и история нашей страны неразрывно переплетена с историей её религиозности, и, наверное, эта память является одним из факторов её сегодняшнего возрождения.

Однако всё же трудно привести религию в соответствие с реальным техническим прогрессом и стремлением России в мировое демократическое сообщество. Есть понятия, друг с другом не совместимые, и вот, кажется, пару таких противоречий составляет русское православие — с одной стороны, и демократия и техницизм — с другой. Несовместимы они потому, что, если провести оба принципа до крайности — окажется, что они основаны на противоположных ценностях: с одной стороны ценности материальные, с другой — духовные. И стране придётся выбирать — либо самобытная и исконная духовная составляющая — православие, либо братство со всеми современными демократиями и соответствующие технически-компьютерные ценности. Я не говорю, что мы должны быть отсталыми и неразвитыми, если хотим сохранить религию, но кажется, что сила наша, пожалуй, как раз в религии и в нашей самобытности, и не стоит так открыто гнаться за мировыми экономическими и идеологическими лидерами, будто нам самим нечего предложить миру! Что мы всё стремимся непременно куда-то включаться, в какое-нибудь сообщество, как подросток, который не может жить без принадлежности к компании? Что мы так радуемся, когда, наконец нас соблаговоляют принять во всё более и более широкие глобальные общности? Радуемся статусу, престижу? Но стоит ли ради того, чтобы некоторые страны посмотрели на нас с чуть большим уважением, предавать свою индивидуальность? Ведь гораздо больше уважения можно заслужить, именно развивая нечто новое, неповторимое, из исконных своих оснований! Китай — тому яркий пример.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... чувствами. Это изменит в корне мышление человека и его отношение к жизни. Преобразится (земной) человек, и преобразится планета… Подготовка к ... души для большинства религий и значение веры в жизни человека, кажется совершенно немыслимым, что наука может с такой легкостью ... там планету можно познавать, посещая изучаемые места и страны. Учиться легко и нетрудно иметь наставников, соответствующих запросам ...

Вот что интересно: если верить тому образу, который создала в моём сознании художественная литература, — возникает впечатление, что во времена Империи в России как-то органично сочетались заимствованные из стран Европы светские обычаи, и самая что ни на есть русская религиозность. Дамы, шурша платьями, шитыми по последней заморской моде, и лепеча что-то по-французски, в то же время крестились и ходили в церковь! Как же было возможно совмещение подражательства в огромных масштабах с собственной духовностью? Наверное, есть тому вполне понятные основания, тогда как сегодня такое совмещение кажется невозможным без ущерба для собственной уникальности. Во-первых, тогда всё-таки ещё сильна была привычка, выработанная многими веками непрерывной веры, чего не скажешь о вере сегодняшней — всё ещё ослабленной и только оправляющейся, которая, едва выкарабкавшись из забвения, тут же получила удар «иностранщиной»… К тому же, всё-таки в те времена религия, кажется, была более важна (чем сегодня) и в тех странах, из которых мы заимствовали обычаи и нравы. И вот, ей было место в системе иностранного, усвоенного нами, мировоззрения. Теперь же место это минимально и практически пусто, и его всё больше занимает новое язычество — боги демократии и техники, глобализации и денег.

Почему-то так получилось, что я люблю свою страну (не знаю, ей Богу, как так вышло).

Заметьте, при этом не состою ни в каких политических организациях и пионером не была. Люблю её непонятно за что, а ведь именно такое необъяснимое чувство, любовь ни за что конкретное — пожалуй, самое непредсказуемое, ведь нет для него никаких объективных оснований, чтобы в любой момент можно было напомнить себе, что вот это, мол, моя страна, и люблю я её за то-то и то-то. Вот поскольку таких хотя бы относительных оснований для любви нет — она может в любой момент переродиться в ненависть или в безразличие. Но она может быть и куда сильнее, чем любовь за что-то, ведь любое объективное основание всегда преходяще и изменчиво, так что-то самое «ничто», за которое я свою страну люблю, может оказаться чем-то вечным и непреложным! В общем, такое чувство непредсказуемо, как склонность женщины, — может длиться вечно, а может испариться за пару минут…

3 стр., 1039 слов

Значение сна в жизни человека

РЕФЕРАТ Значение сна в жизни человека План Введение 1. Концепции сна 2. Гигиена сна 3. ... ряду тяжелых нарушении в организме и оканчивается смертью.Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенкудо 1 года требуется 16 ... 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное ...

Так или иначе, а за любимую страну, за красоту её культуры, за глубину, мощь и неповторимость духа мне бывает так ужасно горько, когда вижу презрение к ней со стороны соотечественников! Как часто загораются глаза людей, когда они слышат, что кто-то собирается переезжать куда-нибудь в европы! Такая же точно искра мелькает в глазах человека, который видит авторитет и статус, — это искра глубокой симпатии, умиления, мечтательной зависти и лицеприятия! Русские люди стремятся оторваться от корней, жаждут жить за границей, для них это — искренняя мечта, они стремятся прочь, они желают походить на эдакого «гражданина мира», они всё больше коверкают речь невыносимыми, уродливыми американизмами, которые мы уже воспринимаем как нечто органичное и естественное…

Вот, говорят, мол, импортные ценности разлагают нашу страну (или как-то ещё ей угрожают, в более устрашающих выражениях).

Я не могла понять раньше: ну почему сребролюбие, корысть и прагматизм ей угрожают, если мы, говоря честно, всегда любили деньги и в принципе никогда особой честностью не отличались? Что такого в идеологии потребления, что сделает хуже отношение к стране, и может ли быть сильнее любовь к деньгам? А вот недавно поняла, чем губительна идеология потребления именно для нашей страны, как ни для одной другой. И позвольте поделиться с вами своими соображениями.

Россия — страна огромная и многонациональная, и в силу объективных причин в ней нет сытого благоденствия для каждого без исключения, и никогда не было. Ну не такие мы богатые. И вот, если люди полностью последуют за идеалом потребления и возжаждут материального довольства, сытости и комфорта своего организма, если для них это станет первой ценностью, — то ведь они не задумываясь предадут страну рождения и проживания ради любой маленькой богатой сопредельной (или не очень) страны, ради того только, что там эта первейшая потребность точно будет удовлетворена! А то, что это будет чужая земля, другие умы, чувства и традиции, — им уже мало интересно, ведь всё это вторично, а первичен — собственный живот… Вот почему, наверное, материализм для нашей эклектичной (в национальном отношении) страны кажется неприемлемым и даже губительным, и вот почему марксизм как материалистическое течение в ней всё-таки надолго (в исторических масштабах) не утвердился. Вот почему нам нельзя забывать идеалов — иначе страна просто разъедется.

Итак, продолжим теперь на время прерванные поиски бездуховности в российском обществе. В совокупности такие факторы, как ослабление религии, объективные изменения в мире, развитие наук и техники, перемены в системе воспитания, и многое другое, вызывают одно тлетворное явление — упадок нравов и морали. И уж в этой сфере наличие бездуховности кажется неопровержимым. Но вообще-то и в области нравов, если хорошенько присмотреться, мы найдём ли много нового и пагубного? Неужели когда-то люди были более достойны и хороши? Но еще в Библии описаны все основные пороки людей: и тогда не меньше было предательства, лицеприятия, стяжательства, воровства, борьбы за власть… Так ли всё сегодня плохо? Если бы в прошлом был период, в сравнении с которым современность уступала своей моральностью, то — да, было бы плохо. Но нет такого, и не стоит говорить, что человек в чём-то уступает в духовности всем предшествующим поколениям.

Теперь можно попытаться подытожить поиски бездуховности в современной России. Рассмотрели мы сферу разума, искусства, религии, морали, и нигде не найдено объективного и неопровержимого основания для того, чтобы диагностировать бездуховность! Везде возможны оговорки и оправдания. Что же это получается — нет никакой бездуховности, все — выдумка? Или автор этого скромного обзора слишком узко смотрит? Неужели все разговоры о духовном упадке — миф и домыслы, и смутное ощущение пустоты современности — иллюзия?

Ах, если бы! Одна важная сфера осталась как-то в стороне, её и рассмотрим ниже.

Есть одно очень важное новшество у нас, по сравнению с библейскими людьми и предыдущими эпохами. Люди, как известно, в сущности своей не меняются, оставаясь всё теми же, как бы ни менялся мир. Но меняется их образ жизни, отношение к ней. Самое страшное и могущественное новшество (в котором я и усматриваю источник бездуховности) — это средства массовой информации, потому что из средств информации они давно превратились в средство массового внушения, и трудно сказать, были ли когда-нибудь чем-то иным (даже когда первые их создатели и думать не думали ни о каком внушении).

И второй источник проблем человеческого духа, как мне кажется, — отрыв от природы, от собственной смерти, которая есть неотъемлемая часть природы.

Современные люди ни в коем случае не глупее своих предшественников в интеллектуальном отношении, и эту проблему я рассмотрела выше. Но они, без сомнения, намного глупее экзистенциально: глупее и легкомысленнее в своём отношении к жизни, вследствие такого же отношения к смерти. Как относится современный средний человек к факту своей смертности? А никак, для него смерти не существует, она всегда происходит с кем-то иным, а у него есть работа, семья, телевизор, да и вообще, слишком много проблем.

Современный горожанин повально инфантилен в своём отношении ко времени: он считает оправданным тратить его на всякую бессмыслицу (просмотр сериалов, перманентный ремонт и проч.), и самое страшное — «убивать время»! Убивать! Собственное время! Которого так ужасно мало даётся каждому из нас, даже если ему отмерено лет сто! Вот в этом легкомыслии и заключается, на мой взгляд, самый явный и страшный симптом современной бездуховности! Я волнуюсь вопросом: всегда ли это было так? Да неужели же? Неужели никогда люди не были более сознательны и ответственны в своём отношении к жизни? С одной стороны, раньше больше времени они вынуждены были отдавать быту (доить корову, косить траву и далее).

Но, с другой стороны, сегодня столько же времени (если ещё и не больше) пожирает работа, телевидение, пустое времяпрепровождение! Что-то изменилось? Скорее всего, как ты ни облегчай ежедневный труд человека, а процент времени, отдаваемый на умственное безделие, всегда останется тот же. Это — некая постоянная величина, которую никакой прогресс не отнимет. Раньше она была занята выпасом стада, изготовлением хлеба, прополкой грядки, шитьём, теперь — вот, временем в пути, покупкой одежды и пищи, телевизором…

Мне кажется, если и изменилось что-то в отношении обывателя к своей жизни — то только в худшую сторону: мы забыли о смерти и стали относиться к жизни беспечно. Раньше люди больше умирали от болезней, от войн, на казнях, и смерть была доступна глазам каждого сельского жителя, но теперь медицина развивается, войн и виселиц нет (и слава Богу!), но мы не видим смерти, — она упрятана от наших глаз. Её стремятся не выставлять напоказ, и в большом городе вы её почти никогда не увидите. Вы увидите её в избытке по телевизору и в сводках новостей, но что это будет, как не виртуальность, ведь не склонны же мы воспринимать образ на экране как нечто настоящее! Нет, то, что там мелькает — отдалённо, дистанцированно, чуждо и к нам не относится, ведь мы всегда можем нажатием кнопки эту реальность прекратить!

Кажется, развитие средств массовой информации сделало людей менее сознательными, более беспечными и глупыми. Древние люди, кажется, серьёзнее относились к жизни, о чём свидетельствуют удивительные этические системы древних мудрецов, которые сегодня многие не в силах даже постичь!

По неведению, по наивности верили люди в Бога и во всю эту метафизическую чушь, по неучёности своей, — скажут в возражение мне некоторые, и я буду с ними спорить. Нет, кажется, не по неведению и наивности они интересовались высшими материями, но потому, что видели смерть в своей повседневности, а следовательно, осознавали и свою смертность, и содрогались при этой мысли, а закономерная реакция человека на такое осознание, — это стремление искать высшего, главного, если хотите — спасаться в высших сферах, в высших силах, уповать на разум, на философию, на религию… А теперь в жизни человека смерти нет, и потому ничего помимо тлена его не интересует!

Не потому он не верует и не ищет философии, что стал более разумен и способен к критике всего этого. Помилуйте! Да насколько разумен современный человек?! Он наивен и беспечен, как никогда, и вся его наука — узкопрофессиональный инструмент для обеспечения своих потребительских нужд! Наивность и глупость и не думали ослабевать: как часто современный взрослый сознательный человек верит в духов, в привидения, а порой в такой абсурд, что его можно было бы записать в параноики!

Вот оно где — общее понижение уровня духовности, всё-таки нашлось, увы. В оправдание экзистенциальной безответственности уже не придёт на помощь спасительная статистика и закон о нормальном распределении в обществе, говорящий, что часть населения всегда будет более сознательной, часть — менее. Нет, это касается всех слоёв!

Человеку просто некогда и незачем мыслить о вечном, о чём-то нематериальном, о том, что будет с ним после смерти или о том, что там ничего не будет, и о самой смерти, — обо всём этом вздоре думать не за чем! Его мысль постоянно занята, и когда её не занимает работа и быт, — техника и электроника заступают их место.

Нам не хватает духовного страдания! Не телесного и материального (его-то в избытке, и сегодня люди изматываются на работе и голодают), не морального (хотя, быть может, и его тоже), но духовного — не хватает осознания своей смертности, не хватает мудрости, которая умножает печаль! В нас нет экзистенциальной печали, а потому и мудрости нет! Мы не видим смерти, потому что так сегодня принято и таковы условия нашей жизни. Но мы и не думаем о ней, потому что наш разум постоянно занят чем-то другим. Современным идеалом, кажется, становится беззаботное, бездумное счастье, как радость не ведающих зла детей! Только осознание смерти меняет отношение к жизни на более серьезное, но бежим от него!

Я не буду проповедовать возврат назад к природе, но всё же хотелось бы задуматься вот о чём: сравните труд крестьянина, скажем, обработку земли, или охоту, рыбалку, собирательство, и современный способ обеспечения себя посредством работы. В первом случае, в тишине и близости к природе, мысли человека свободны, он сам вправе наполнять их любым вздором, он волей-неволей что-то в них обдумывает или наблюдает. Во втором случае мысли постоянно заняты какими-то списками, компьютером, телефоном, обслуживанием техники и клиентов, и проч. (я не говорю о работе действительно любимой и интеллектуально сложной, ибо так повезло далеко не большинству).

И всё это — под шум, непрекращающееся гудение и треск техники, дребезжание транспорта за окном… какие там мысли! Всё направлено на отвлечение от них!

Но вот — время досуга, отдыха. Как проводят его? В случае, когда у человека ещё не было СМИ, телевидения и радио, — в его мыслях оставался зазор, который и заняли эти средства. Если и отдавал тот человек время досуга алкогольному разгулу, празднику, — то не перманентно, а только по случаю. Но сегодняшнее телевидение — досуг, доступный постоянно, «праздник, который всегда с тобой»! Только нажми на кнопку! Не нужно собутыльника, не нужно повода, — верный друг телевизор в любой момент наполнит твой ум бесплодной умственной жвачкой, чем угодно ненужным и пустым. И человек любит её, он к ней привык, и послушно нажимает на кнопку и вызывает телевизор к жизни, только бы не остаться наедине с головой, которая начнет ещё что-то думать! И вот — появляется вёселый красочный парад, который блестящей вереницей шествует с экрана в самое сознание человека, — и он спокоен, в его голове отныне беспрерывно бултыхаются тонны мусора — сериалы, гнусные сплетни, музычка, прочее и прочее, и нет тишины, нет свободы самому мыслить и наполнять свой ум! Ведь в жизни и без того слишком много проблем, зачем же о них ещё и думать!

Безусловно, я немного утрирую. Существует часть населения, которая телевизор не смотрит, и непреодолимое пристрастие к телевидению — привычка хоть и массовая, но не абсолютная. Некоторые люди даже умеют использовать телевидение как источник информации и фильтровать его. Таких, однако, слишком мало, да и те не свободны от влияния СМИ, и нет человека, выросшего в современности, который был бы чист и свободен от такого тлетворного влияния!

Вот поройтесь в своём сознании, припомните светлые впечатления из детства. У каждого человека воспоминания детства — самые прекрасные, самые дорогие, и всё, что бы мы ни воспринимали в детстве, — прекрасно, даже самая убогая реальность! А теперь задумаемся вот о чём: в жизни любого человека современности с самого рождения присутствует он — телевизор! В каждой квартире, в каждой семье, он есть, и мы привыкаем к нему с самых младых ногтей. И вот, не знаю, как вы, а я, перебирая свои воспоминания, обнаруживаю следующие «прекрасные» идеалы своего детства: мультфильмы (даже не про Чебурашку или Буратино, а про Тома и Джерри, прочих диснеевских персонажей), всевозможные сериалы про инопланетянина Альфа, про девочку, которая может останавливать время, про трёх ведьм; и музыка — Бритни Спирс, Бэкстрит Бойз, не буду перечислять их имён. Стены комнаты увешаны плакатами с милыми американскими актрисами-близнецами из популярной тогда комедии… и даже не хочется продолжать, сколько ещё всякого мусора наполняет моё сознание! Все это составляло мой ежедневный рацион, в бытность мою младшим и старшим школьником! И заметьте — всё это (и в довесок — тысячи иностранных фильмов и рекламных роликов) — переведенные заморские творения! Как же тяжело носить с собой этот груз! И ведь я осознаю, что эта ноша теперь на всю жизнь в моём сознании, я понимаю, как она туда проникла, и даже осознавая это, я уже никогда не смогу освободиться от неё! Я, понимая разумом ложность этих идеалов, тем не менее, чувствую что-то родное и милое в Бритни Спирс, в Томе и Джерри, в американских девочках, которые живут в своих двухэтажных домиках, с большими собаками, под ярким солнцем… о Боже, я их люблю! Да-да, они милы моему сердцу потому, что это — и есть мои впечатления из детства, как бы я ни жаждала их от всей души ненавидеть — не могу!

О, как было бы чище, легче и свободнее моё сознание, если бы вместо всего этого его наполняли леса и горы, море и солнце, добрые любимые люди… всё это было, конечно, но оно так второстепенно по сравнению с Бритни Спирс. Моё сознание, как и сознание любого, даже самого выдающегося человека современности, — навсегда обречено тащить эту ношу, и мы с детства что-то потеряли, усвоив всё это, и стали немного (или намного) проще и грязнее, чем могли бы быть. Может, потому так мила нам демократия и все эти компьютеры, и гамбургеры, и заграницы… И это — только верхушка айсберга, и я прекрасно понимаю, что слишком много чего усвоено такого, что я даже не осознаю, и наверное, никогда не осознаю, что влияет на все мои мысли, чувства и склонности!

И вот, вдобавок к этой изначальной порче, телевидение продолжает воздействие на каждого человека во всю его жизнь, не позволяя ему думать и наполняя его ум чем угодно, кроме собственных мыслей. И мало кому удаётся увидеть его в том страшном свете, в котором предстает он мне, и большинство живёт, любя Бритни Спирс и усугубляя эту любовь постоянно появляющимися новыми кумирами, уже не только заморскими, но и нашими, отечественными, созданными по точному образу и подобию тех — заграничных, и не понимают этого. Таков мой нелестный портрет современного человека.

Равнодушие — Стр 2

Вот где спряталась бездуховность в современном обществе. Она зиждется на отчуждении смерти, которое вызывает беспечное отношение к жизни и экзистенциальную тупость, и усугубляется телевидением, которое ни за что не даст задуматься обо всём этом! Телевидение не даст человеку понять, и насколько пагубно оно на него влияет, понять, что вместо того, чтобы развивать свои способности и серьёзно относиться к жизни, время тратится на просмотр и обсуждение сериала и рекламы. По правде сказать, мне неприятны параноидальные лозунги некоторых ораторов, что это, мол, Америка сознательно и целенаправленно подрывает наши духовные устои, что это она во всём виновата. Зачем искать внешнего врага, когда своим легкомыслием мы обязаны не ему, а телевидение давно стало мощной силой, которую сложно контролировать даже той самой Америке?

Мне почему-то кажется, что, если упразднить телевидение — вот совсем взять и запретить, — что-то определённо изменится. Очень многое изменится. Может, сначала к худшему, как если бы у курильщика с восьмидесятилетним стажем отняли сигарету, — но после бунта началась бы новая глава в жизни людей, и быть может, это была бы глава более осмысленного существования. Впрочем, я почти уверена, что сделанного уже никогда не воротить, и мы уже никогда не сможем устранить телевидение из своей жизни, и каждое новое поколение будет приносить в жертву этому страшному идолищу львиную долю самого драгоценного и самого скудного своего сокровища — времени своей жизни.

Ольга КапцевичБездуховность: вымысел или реальность?

Статья

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 24.01.2012

Бездуховность — страшнее оружия

Сегодняшний мир установил для человечества определенные мерки, по которым оцениваются достоинства человека 21-го века. Эти критерии в принципе можно разделить на два вида: идеальные и материальные.

К первым относятся доброта, порядочность, оказание помощи, жалость и другие характеристики, которые опираются на мораль и духовность. Ко вторым — в первую очередь, материальное благосостояние, — т. е. наличие у человека определенной суммы денег, новой иномарки, хорошего дома, престижной работы, большой зарплаты и т. д. В последнее время стали актуальными темы разговоров, которые чаще всего касаются именно материальной стороны жизни. Даже те разговоры, которые напрямую не связаны с миром благосостояния человека, в конце концов, сводятся к волнующему каждого из нас вопросу. Это действительно так: если спрашиваешь своего друга, брата, кого-либо о здоровье, то разговор естественно переходит к болезни, ее лечению и, таким образом, — к необходимости покупать дорогие лекарства, что не всегда по карману…

Да, действительно, деньги нужны и без них плохо. Никто не будет спорить, что для нормальной жизни без денег и хотя бы среднего уровня благосостояния не обойдешься. Но тема этой статьи — не о том, плохо или хорошо вести разговор о деньгах и уровне благосостояния каждого человека. Нас волнует вопрос дисбаланса между духовной и материальной сторонами нашей жизни, который угрожает нормальным человеческим взаимоотношениям.

Сегодня, по современным меркам, не так уж и важно, какой ты человек: порядочный, добрый и честный или совсем наоборот? Дело в том, что твоя порядочность не кормит и не приносит прибыль, — и никто не станет обращать внимание на твою доброту или честность, если у тебя по каким-то причинам нет денег. Стало очевидным фактом, что человек 21-го века превратился в бездушное тело, жизнь которого посвящена только материальной добыче, а не приобретению духовных богатств. Сильнейшее психологическое воздействие материального мира и его оттенков подавляет тех людей, которые стремятся придерживаться уравновешенного состояния цивилизованного гуманного человека. Их становится все меньше в сегодняшнем мире! Все труднее сохранять свою жизненную позицию там, где окружение диктует свои условия существования: «Хочешь жить — двигайся в общем потоке, а дальше будет видно… Ведь Бог — Милосердный, Прощающий. И, — в конце концов, ты один из многих, не первый и не последний… А что ты один можешь сделать против этого мощного потока?»

Для того, чтобы наше обсуждение было конструктивным и целенаправленным, мы как мусульмане должны четко определить наши ценностные критерии, и только после этого можно строить наш разговор, делать дальнейшие выводы, давать рекомендации. Представим, что мы живем в таком мире, где достоинство человека зависит от его богатства и материального благосостояния, а душевные, гуманные его черты потеряны навсегда. В таком мире можно наблюдать сцену, когда человек предлагает девушке свою руку и сердце, а от него требуют справку из банка о состоянии его денежного мешка. Или другой вариант: человек приходит в больницу на операцию, а у него требуют показать банковский чек, чтобы врач мог решить, оперировать его или нет. Или еще: приходит к тебе человек, который нуждается в материальной помощи, а ты отказываешь ему потому, что у тебя своя семья, свои дети, которых нужно кормить… И сколько можно назвать таких случаев, когда человек обязан проявить свои гуманные чувства и понять, что жизнь нам дана Господом для того, чтобы не только приобретать, но и отдавать!

Мы должны осознать происходящее с нами: мы движемся в потоке, который ведет нас в тупик антигуманизма, куда мы уверенно придем — если не сегодня, то завтра… Или, может, предоставим каждому жить, как ему нравится, а в остальном — Бог рассудит?

Неправда! Сейчас, как никогда, остро ощущается, что далеко не всем все равно, что многие не хотят жить в мире, где главным критерием является только материальная сторона жизни. И эта моя убежденность дает мне уверенность и силы продолжить мою статью и попробовать обдумать пути или шаги, которые смогут остановить тех, кто заблудился в оттенках этого материального мира.

Наша великая религия Ислам четко определила утерянное многими равновесие между духовным и материальным мирами: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (28:77).

Ислам не разделяет религиозный и светский образы жизни — они дополняют друг друга в такой гармонии, которую редко или никогда не увидим в других религиях или законодательствах. «…— ведь Мы ничего не упустили в этом Писании, — а потом все они будут собраны перед своим Господом». (6:38).

Первым и главным фактором нашей жизни должна быть богобоязненность, — это четко определил наш Пророк (мир и благословение ему) в той его проповеди, которую он произнес в его последнем хадже: «Нет разницы между черным и белым, арабом и неарабом, — превосходство между ними определяет богобоязненность».

Во-вторых, мусульманин совершает поступки, исходя из своего намерения, и когда он совершает добрый поступок, он делает это ради Аллаха и ждет поощрения только от Него, а не от тех, кому он оказал какую-либо помощь: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» (26:109).

В-третьих, человек становится обладателем богатства или имущества по воле Аллаха: «Это Он сделал вас наследниками земли и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Воистину, Он скор в наказании, и, воистину, Он — прощающий, милосердный» (6:165).

И человек осознает, что распоряжаться этим имуществом необходимо по установленным нормам Всевышнего. Следовательно, мусульманин знает, что по велению Аллаха права на это имущество есть не только у него, но также и у нуждающихся, бедных, членов их семей, у государства. И он не может уклоняться от соблюдения этих прав, поскольку он покорен воле Господа, который знает все его мысли, намерения, дела.

Аллах Всевышний установил для человека законы и нормы, которые должны действовать в определенных Им порядке и соразмерности, и предупредил нас от попадания в дисбаланс, о котором мы говорили в начале статьи.

Наш Создатель желает нам наилучшего: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (2:185).

Он установил определенный гармоничный порядок нашей жизни. Но человек отказался от этих норм и считает, что он все знает и все может, а потому не нуждается в советах или ограничениях. Но почему-то если врач прописывает ему соответствующий курс лечения, он старается тщательнейшим образом выполнять его. А разве Аллах не Всемогущий и не Всезнающий? Если кто-то считает иначе, то пусть выбирает свой личный, собственный образ жизни и, в конце концов, сам лично отвечает за свои поступки и дела.

Всевышний установил, что наше богатство, имущество не должно быть для нас дороже, чем любовь к Нему и Его Пророку: «Скажи (Мухаммад): «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, если все это милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело, то ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей» (9:24).

Он сказал, что наши имущество и дети могут стать Фитна (испытанием) для нас, и мы должны очень ответственно подходить к этому вопросу: «Знайте, что ваше имущество и ваши дети — испытание для вас и что у Аллаха уготовано верующим великое вознаграждение» (8:28).

Он определил для нас степень законности пользования приобретенным имуществом и призвал растратить часть его на пути Аллаха: «И те, которые носят страдания, стремясь к лику Аллаха, совершают обрядовую молитву, расходуют и тайно и явно из того, что Мы дали им в удел, и добром предотвращают зло. Им уготовано обитание» (13:22).

Всевышний предупредил нас о жадности и любви к материальной жизни и указал нам дорогу к очищению от этой грязи. Наш Создатель знает о нас все и, следовательно, может предложить человеку самый оптимальный путь спасения от дисбаланса.

Современный человек стал роботом по добыванию денег, бездушным чудовищем, которое стремится наложить свою лапу на все вокруг себя. Это ощутимо на нашей повседневной жизни, мы все это видим, но никто не хочет спросить себя: какой же конец ждет нас всех и поможет ли нам кто-то решить наши нынешние проблемы — страх и волнение, которые испытывает каждый из нас дома, на работе, на улице, везде. Нам уже пора крепко задуматься о моральной деградации человека, о потере им духовных и моральных ценностей. Мы все боимся войны, атомной бомбы, оружия массового уничтожения, но забываем, что все эти ужасы создал сам человек, который хочет доказать самому себе, что он может жить без Бога и без покровителя.

В связи с этим перед всеми нами стоит главный вопрос: так что же нам делать, если мы ничего не решаем? Этот вопрос всегда был и, вероятно, еще будет достаточно долгое время самым настоятельным и главным для нас. И задаем мы его не только потому, что хотим знать ответ; — мы хотим позитивных сдвигов и перемен, а потому хотим действовать! При этом необходимо учитывать первый и важный момент: мы действительно видим опасность, мы убеждены, что существует угроза потери моральных ценностей. И мы должны думать об этом, нас должны волновать судьбы человечества. Этот вопрос должен занимать часть наших мыслей, наших волнений, — точно так же, как мы все время думаем о куске хлеба, о том, как и где его заработать… Этот вопрос нужно постоянно обсуждать, объясняя степень опасности проблемы тем людям, которые не задумываются над ее серьезностью. Мы должны говорить и писать об этом! Мы не должны молчать, потому что закрывать рот справедливости — значит, губить нас всех! Пусть каждый из нас посмотрит на себя, начнет с себя и сам станет жить по законам, установленным Богом.

Мы — люди, разумные существа, порожденные Аллахом. Мы не можем жить, как животные, — только кушать, спать и ни о чем не думать. Ведь Аллах задумал и создал нас не такими: «Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями.» (17:70).

Судьба нашего будущего зависит от меня, тебя и других, от силы нашего убеждения в истине слова Всевышнего.

Автор: Джамаль МЕРЗУГ

Равнодушие

краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА.

Равнодушие — это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: безразличие — это равнодушие к вопросам знания, морали, общественной жизни.

Большая Советская Энциклопедия: Индифферентность (от лат. indifferens), равнодушие, безучастность, безразличие.

Словарь Даля: Индиферентизм — латинского происхождения: равнодушие, безучастие, особенно о вере.

Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.

Мир глазами равнодушного:

— Моя хата с краю, ничего не знаю.

— Своя рубашка ближе к телу.

— После нас — хоть потоп.

— Наше дело — сторона.

— Хоть трава не расти.

— Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!

Я вполуха слушаю. Это — равнодушие.

II. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ РАВНОДУШИЯ

1. Притча о Добром Самарянине: Лука 10:30−35 «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Эта история иллюстрирует равнодушие, проявленное священником и левитом по отношению к ограбленному и израненному человеку.

2. Обращение к Лаодикийской Церкви: Откровение 3:14−18 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».

Равнодушие здесь описано как состояние «теплоты»: «ни холоден, ни горяч».

Как же Бог относится к равнодушию? Оба рассмотренных нами отрывков показывают негативное отношение Господа к равнодушию. В притче о добром самарянине Иисус учит людей поступать так же милостиво, как поступил с пострадавшим добрый самарянин. Что же касается второго отрывка, то отношение Господа к равнодушию подчёркивается в 16-м стихе: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

III. РАВНОДУШИЕ ПОД МИКРОСКОПОМ

1. Разновидности равнодушия.

Равнодушие к происходящему (к событиям);

Равнодушие к ближнему (к окружающим людям): Притча о добром самарянине является иллюстрацией равнодушия к ближнему (Лука 10:30−35).

Равнодушие к Богу (и к Божьему Слову): Обращение к Лаодикийской церкви иллюстрирует равнодушие к Богу (Откровение 3:14−18)

Равнодушный человек равнодушно относится к Слову Божьему. Проповедь его не трогает, а, наоборот, ему становится скучно её слушать. Также нужно отметить, что если человек говорит, что верит в существование Бога, но не живёт по Божьим законам, то это является продуктом равнодушия к Богу. Это то же самое, если бы такой человек сказал: «Бога нет». Таких людей Господь называет глупцами: Псалтирь 13:1 «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“».

Господь даёт такому человеку несколько шансов: Иов 33:14 «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз… «. Господь посылает такому человеку и болезни, и людей, которые могли бы засвидетельствовать ему об истине. С какой же целью Он это делает? Ответ дан в книге Иова 33:29−30 «Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых».

Равнодушие к своему духовному состоянию (к себе):

К этому подразделу относится равнодушие к своим грехам и равнодушие к вопросу спасения своей души. Вот что о равнодушии к своему духовному состоянию говорит Библия: Притчи 19:16 «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет».

Особая разновидность равнодушия: равнодушие к материальным благам.

Равнодушие равнодушию — рознь. Если человек безразлично относится к человеку или Богу — это одно, а если человек с безразличием относится к земным благам и богатствам, то это — совсем другое. Интересно в связи с этим вспомнить слова царя Соломона: «Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!» (Екклесиаст 1:2, 12:8).

Положительным примером для нас могут служить слова Апостола Павла: «…я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Филиппийцам 4:11−12).

2. Равнодушие к спасению:

А. Равнодушие к проповеди Ноя до Потопа.

Если вспомнить времена Ноя, то на протяжении 120 лет пока строился ковчег, Ной свидетельствовал окружающим о суде Божьем, грядущем на землю в виде дождя. Реакция людей, живших до потопа, нам известна: равнодушие. Разумеется, мы можем предположить, что многие насмехались над Ноем и его словами. Однако в сердцах насмешников царило равнодушие к Божьему Слову, которое проповедовал Ной. Это равнодушие привело к тому, что во время Всемирного Потопа выжили только члены семьи Ноя — 8 человек, которые прислушались к словам Бога и сделали всё так, как Он им велел.

Б. Равнодушие к проповеди Евангелия сегодня.

Сегодня происходит то же самое. Наш сегодняшний мир очень напоминает мир до Потопа: духовное состояние наших современников сродни духовному состоянию современников Ноя. Сегодня, как и тогда, многие равнодушны к предупреждениям Господа о грядущем конце света и наказании. Наши современники, как и современники Ноя, равнодушны к Благой Вести о спасении, которое сегодня Бог предлагает им даром!

Такое потрясающее совпадение нашего и «допотопного» мира неслучайно. Иисус Христос сравнивал приход конца света со Всемирным Потопом: Матфея 24:37−39 «…Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого».

В. Равнодушие к жертве Иисуса Христа

Равнодушие людей к Благой Вести о спасении обуславливается их равнодушием к жертве Иисуса Христа. Насколько бесчувственным должно быть сердце человека, который равнодушен и безразличен к жертве Иисуса Христа, умершего страшной смертью на кресте за грехи всего мира. В книге пророка Исаии сказано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:4−5).

Как можно быть равнодушным к Тому, кто претерпел такие муки за тебя с целью, даровать тебе прощение грехов и жизнь вечную???

Равнодушие отвергает дар спасения и пренебрегает им! Вне всякого сомнения, такое равнодушие не останется безнаказанным.

3. Рост равнодушия в людях — признак последнего времени

Однажды Иисусу Христу ученики задали вопрос о признаках конца света: Матфея 24:3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Ответ Иисуса приводится в Матфея 24:4−13. Обратите внимание на стих 12 «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Охлаждение любви и есть равнодушие.

4. Корни равнодушия.

Равнодушие — это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?

— Гордость;

— Эгоизм;

— Сребролюбие;

— Карьеризм.

5. Чего не может делать человек, пока не избавится от равнодушия?

Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине.

Равнодушный человек не может получить спасение, поскольку равнодушен и к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении.

Равнодушный человек не может служить людям, потому что равнодушен к ближнему.

Равнодушный человек не может служить Богу, потому что равнодушен к Богу.

Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.

Равнодушный человек не может миновать Ада, если не откажется от своего равнодушия.

6. Равнодушие — паралич души

А. П. Чехов дал замечательное определение равнодушию: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». И действительно, равнодушие является признаком духовно мёртвого человека — человека с мёртвым духом, не возрожденного человека. Таких людей Иисус называл «мертвецами» (Лука 9:60).

Библия учит нас, что равнодушие является частью характера нечестивых, а отсутствие равнодушия и, наоборот, присутствие противоположных равнодушию черт (таких, как любовь, сострадание, забота и участие) — есть признак праведности:

Матфея 25:31−46 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

В данном отрывке «сии» — это равнодушные люди, которых Господь называет проклятыми; их ожидает «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». «Праведники», согласно этому отрывку, — неравнодушные люди. Им Господь уготовал жизнь вечную.

IV. АФОРИЗМЫ О РАВНОДУШИИ

1. Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие (К.Л. Берне).

2. Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть (А.П. Чехов).

3. Величайший грех человека — это не ненависть, а равнодушие к своим братьям (Мать Тереза).

4. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека (М. Саади).

5. Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия (Хелен Келлер).

6. Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Эберхард).

7. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека (М. Горький).

8. Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам (Феофраст).

9. Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности (Альберт Швейцер).

10. Терпимость имеет тонкую грань, за которой царит равнодушие. (Георгий Александров)

11. Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом — суть бесчеловечности (Бернард Шоу).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector