Рабочая папка № 2

Самостоятельная работа студентов

Рабочая папка № 2

Психические процессы

Определение

классификация

свойства

функции

Нейрофизиологическая основа

нарушения

количественные

качественные

Ощущения — это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

1.Экстерорецептивные:

— контактные

— дистантные

2.Проприорецептивные

3. Интерорецептивные

1.Качество,

2.Интенсивность

3.Продолжительность

4.Последовательные образы

5.Адаптация

6.Контраст

7.Сенсибилизация

8.Пространственная локализация

9.Ясность

1.Является основой более сложных познавательных процессов

2.Обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов)

3.Уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

4.Адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности

1.периферический парный орган зрения — глаз;

2.нервные структуры и образования ЦНС: зрительные нервы, хиазма, зрительный тракт, зрительные пути;

3.латеральное коленчатое тело промежуточного мозга (с подкорковыми зрительными центрами), передние бугры четверохолмия среднего мозга (первичные зрительные центры);

подкорковые (и стволовые) и корковые зрительные центры: 4. латеральное коленчатое тело и подушки зрительного бугра, верхние холмики крыши среднего мозга (четверохолмия) и зрительная кора.

1.Гиперестезия — повышенная чувствительность анализатора (порог возбудимости понижен)

2.Гипостезия — пониженная чувствительность анализатора (порог возбудимости повышен)

3.Анестезия — торможение чувствительности анализатора

1.Синестезии — возникновение ощущение в одном из анализаторов после раздражения другого анализатора.

2.Парестезии проявляются неприятными ощущениями онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек

Воображение —

способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память

1.По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

2.По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

3.По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

4.По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

5.По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

 воображение помогает снять нервное напряжение, удовлетворить мысленно свои потребности, сгладить конфликт с обществом;

 воображение помогает нам решать задачи, ведь представляя окружающую действительность в образах, мы можем раскладывать пазл нашей жизни, как нам заблагорассудится;

 воображение дает возможность разделять события — акцентировать внимание на образах значащих вещей, и не принимать во внимание малозначащие;

 мы планируем, анализируем, оцениваем, настраиваемся на определенные действия при участии воображения.

  • 1. представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • 2. регулирование эмоциональных состояний;
  • 3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • 4. формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • 5. планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Нейрофизиологическая основа воображения — образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.

Формирование образов в процессе воображения зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Так, подвижность нервных процессов, повышенная чувствительность нервной системы содействуют более быстрому возникновению новых образов.

Оптимальный очаг возбуждения, доминанта, функционирование детекторов новизны, устойчивость ориентировочно-исследовательского рефлекса - все это образует нейрофизиологическую основу творческой деятельности.

Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга.

Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания и т. д. (Флобер, описывая сцену отравления госпожи Бовари, сам почувствовал признаки отравления.)

Патологические формы активного воображения

1. Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно более устойчиво принимается за истину (например, как при конфабуляциях) и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. Такие расстройства более характерны для различных органических заболеваний мозга с грубыми нарушениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм), также эпилепсии и шизофрении.

2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочетанием двух видов фантазирования: «для себя» («бегство» в мир мечты от действительности) и «для других» (повышение собственной привлекательности), т. е. обладает свойствами как механизмов психологической защиты, так и свойствами «манипуляционных механизмов» другими людьми.

Патологические формы пассивного воображения

Галлюцинации (лат. hallutinatio — бред, видения) — расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможность непроизвольного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего, жизненного опыта больного

Онейроид - сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизируются процессы воображения, причем создаваемые им образы «визуализируются» в виде калейдоскопических фантастических видений, напоминающих псевдогаллюцинации.

Ониризм — больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие «видения» бывают и при открытых глазах — грезы по типу сна наяву или «сна с открытыми глазами». У психически здоровых лиц последнее может отмечаться при ослаблении деятельности созна-ния — в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.

Бред воображения — является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро, как бы по «интуиции, вдохновению и озарению». Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован в месте и собственной личности.

Сновидные эпилептические приступы — сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны, с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела. В дневное время подобные сноподобные состояния могут быть предвестником (аурой) припадка при височной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены «уже виденного» и «никогда не виденного», «насильственные» (не подавляемые усилием воли) фантастические представления.

Внимание — это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.

1) По объекту

 Чувственное (сенсорное) — объектами являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств — ощущения и восприятия.

 Умственное (интеллектуальное) — направлено на процессы мышления, памяти, воображения.

2) Аффективная сфера сознания

 Непосредственное, если объект интересен сам по себе

 Производное, опосредованное, если объект приобретает интерес лишь по ассоциации

3) Волевая сфера (переживание усилия)

o Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) происходит без усилия

o Произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Всегда опосредовано, т. е. его объект связан с отдаленным интересом.

1. Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. 2. Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

3. Интенсивность внимания Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание. 4. Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. 5. Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий.

6. Переключение внимания Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

  • Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
  • Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности
  • Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

1. Гипопрозексия — нарушение внимания, связанное со снижением способности активно направлять и фиксировать внимание

2. Апрозексия — снижение способности активно направлять и фиксировать внимание

3. Гиперметаморфоз — неустойчивость, сверхотвлекаемость внимания, приводящая к его практическому отсутствию

4. Гиперпрозексия — патологически усиленная концентрация внимания на отдельных предметах, явлениях, мыслях, ощущениях

1. Парапрозексия— нарушение внимания, при котором напряженное ожидание блокирует способность вовремя заметить появление нужного объекта

Восприятие

психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств

  1. Восприятие предметов окружающего мира, отображающее особенности их вещного, телесного бытия.
  2. Восприятие пространства, пространственных отношений между вещами.
  3. Восприятие времени, временных отношений между вещами и явлениями окружающего нас мира.

4.Восприятие движений как совершаемых предметами, вне нас находящимися, так и наших собственных движений.

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
  • общее ориентирование (в познании, поведении, эстетике);
  • оценивание (оценку месторасположение релевантных объектов, их форм, величины, физических свойств расположение друг относительно друга, ситуативного значение, поведенческого, символического или эстетического содержания);
  • познавательная (отображение новых предметов и явлений, их сущности, связей между ними и т. п.);
  • контроля практической деятельности (во время создания новых объектов);
  • регулятивная (регуляции поведения и деятельности в процессе взаимодействия с предметами и явлениями)

Физиологическим механизмом восприятия I является комплексная аналитико-синтетичес- кая деятельность анализаторов. Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения между частями и свойствами предмета, то одним из физиологических механизмов восприятия является образование условных рефлексов на отношения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, действующих в определенной последовательности, то ответная реакция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от своеобразия связи раздражителей, их соотношений.

Одним из основных физиологических механизмов восприятия является образование динамического стереотипа, а также установление условно- рефлекторных связей между анализаторами.

Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигнальной системы (речи).

Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на них. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства. Благодаря слову воспринимаемые предметы приобретают смысл.

  • 1. Гиперестезия — повышение чувствительности к раздражителям обычной силы, действующих на органы чувств.

2. Гипестезия — снижение чувствительности к раздражителям. Является типичной для состояния оглушения различной этиологии

3. Анестезия — это полная потеря чувствительности к раздражителям

1. Иллюзия — ложное восприятие реальных вещей, объектов или явлений с искажением их истинного смысла

2. Галлюцинации — это восприятие образов, предметов и явлений, которых в окружающей реальности нет (мысленные образы приобретают силу реальных объектов восприятия)

3. Сенестопатии — неприятные ощущения в различных участках тела, неопределенного характера (стяжка, переливание, «онемение» во внутренних органах и т. д.) и неопределенной или мигрирующей локализации

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

  1. по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.
  2. по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  3. по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  4. по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  5. по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  6. по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  7. по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  8. по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов воспроизведения
  • Скорость процессов забывания

1. Узнавание —

воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом

2. Воспроизведение

— процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание

— процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение

— процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Условие успешной выработки нервных связей -значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировочной деятельности, отражение в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга.

Наряду с индивидуальной памятью в мозге существуют структуры генетической памяти. Эта наследственная память локализована вталамо-гипоталамическом комплексе. Здесь находятся центры инстинктивных программ поведения — пищевые, оборонительные, половые — центры удовольствия и агрессии. Это центры глубинных биологических эмоций: страха, тоски, радости, гнева и удовольствия. Здесь хранятся эталоны тех образов, реальные источники которых мгновенно оцениваются как вредоносные и опасные или полезные и благоприятные. В двигательной зоне записаны коды эмоционально-импульсивных реакций (поз, мимики, защитных и агрессивных движений).

Зоной подсознательно-субъективного опыта индивида являетсялимбическая система — сюда переходят и здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы: эмоциональные установки данного индивида, его устойчивые оценки, привычки и всевозможные комплексы. Здесь локализована долговременная поведенческая память индивида, все то, что определяет его природную интуицию.

Все, что связано с сознательно-произвольной деятельностью, хранится внеокортексе, различных зонах мозговой коры, проекционных зонах рецепторов. Лобные доли мозга — сфера словесно-логической памяти. Здесь чувственная информация трансформируется в смысловую. Из огромного массива долго временной памяти необходимая информация извлекается определенными способами, они зависят от способов хранения данной информации, ее систематизированности, понятийной упорядоченности.

По современным представлениям формированиеэнграмм (нервных связей) проходит две фазы. На первой фазе происходит удержание возбуждения. На второй — его закрепление и сохранение за счет биохимических изменений в клетках коры головного мозга и в синапсах — межклеточных образованиях.

В настоящее время особенно широко исследуются физиологические основы памяти набиохимическом уровне. Следы непосредственных впечатлений фиксируются не мгновенно, а в течение определенного времени, необходимого для биохимических процессов — соответствующих изменений на молекулярном уровне.

1. Амнезия — выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени. При фиксационной амнезии наблюдается утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения

2. Гипомнезия, или ослабление памяти, чаще всего проявляется в виде дисмнезии -- неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции

3. Гипермнезия — патологическое обострение памяти — проявляется чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности

1. Конфабуляции — это патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого

2. Криптомнезии проявляются нарушением способности идентифицировать источник воспоминаний, что приводит к ослаблению различия (вплоть до полного его исчезновения) между действительно происходившими и лично пережитыми событиями и событиями, увиденными во сне, или о которых стало известно из книг, кинофильмов, рассказов окружающих

Мышление — процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов

I. По характеру используемых средств: — наглядных — материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной, конкретной форме (муляжи, лабораторное оборудование и пр.); - знаковых — материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме (оперирование числами, словесное описание ситуации).

II. По характеру протекания познавательных процессов: — интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения; - аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.

III. По характеру выполняемых задач: — практическое мышление обычно имеет место, когда человеку приходится разрешать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями. Часто осуществляется в условиях дефицита времени (в клинике, на месте происшествия и т. п.); - теоретическое мышление имеет место, когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде, подчинены поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации. Задачи такого типа подчинены не требованиям конкретной ситуации, а умению оперировать общими понятиями, видеть их взаимосвязи и зависимости.

IV. По функциям: — творческое (созидательное) мышление — порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи. Творческое мышление возможно в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов; - стереотипное — решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.

V. По уровню развития (генетическая классификация): — наглядно-действенное мышление определяется и ограничивается возможностью манипулирования с конкретными предметами в конкретной наглядно данной ситуации. Может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом же возрасте наглядно-действенное мышление действует как основа для формирования типов мышления более высокого уровня (так называемые двигательные пробы); - наглядно-образное мышление — человек оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план).

Образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, расширяет сферу действия ручного интеллекта.

 Основное свойство мышления — его направленность. Это говорит о том, что у него всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос (не всегда важный или значимый, иногда и произвольный).

 Мышление может быть позитивным или негативным. К каждой ситуации человек может отнестись по-разному, исходя из того, как именно он привык думать. Одни люди привыкли переживать, отмечать в происходящем только плохие стороны (негативное мышление), другие же всегда настроены на то, чтобы даже в неприятной ситуации найти плюсы (позитивное мышление).

Психологи уверены: более счастливыми являются последние.

 Мышление может быть направленным в прошлое или в будущее. В первом случае человек склонен рассуждать на тему того, что произошло, как произошло, как следовало бы поступить и так далее. Если размышления направлены в будущее, то человек будет склонен рассуждать о том, как можно выйти из ситуации.

 Мышление обязательно формирует понятия. Ситуацию, явление, предмет оно стремится характеризовать, упорядочить, сравнить, найти отличия от подобных и так далее.

 Мышление не может быть объективным, оно всегда субъективно. Так или иначе в него всегда вмешиваются личные мысли, чувства, эмоции. Благодаря этому свойству, творческое мышление заставляет человека заниматься самовыражением посредством создания чего-либо, передающее его образы и идеи.

 Мышление логично. Логика может быть не всегда верно построенной. Но присутствует она обязательно.

 Мышление может быть развитым или не развитым. Неразвитое мышление встречается только у детей и у недалеких людей, которые не стремятся анализировать ситуацию и готовы жить, опираясь разве что только на инстинкты и простейшие потребности.

  • Познавательная (отражение мира и самоотражения)
  • Проектировочная (построение планов, проектов, моделей практической и теоретико-познавательной деятельности)
  • Прогнозная (прогнозирование или предвидение последствий своих действий, своей деятельности, прогнозирования будущего)
  • Информационная (усвоение информации о знании и его смысловую переработки)
  • Технологическая (разработка правил, норм, стандартов, рецептов життедияльнсти человека и общества в различных формах и проявлениях)
  • Рефлексивная (самопознание разума, самоанализ)
  • Интерпретаторська (толкования, осмысления продуктов человеческой культуры)
  • Аналитическая и синтетическая
  • Постановка и решение различных задач и проблем

Нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями выявлена специализированная роль передне- и заднеассоциативных отделов коры в мыслительной деятельности. Показано, что теменно-затылочные отделы коры принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности и мыслительного конструирования объекта по образцу из отдельных деталей. Выполнение вербально-логических операций (например, семантические задания, решение арифметических задач, доказательство теорем) вовлекает переднеассоциативные отделы, где, по-видимому, сосредоточен мозговой субстрат основных блоков функциональной системы аппарата афферентного синтеза, принятия решения, программирования, контроля (акцептор результатов действия).

Больные с нарушенной функцией лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, вычленить наиболее значимую информацию, сличить полученный результат с исходными условиями задачи и осознать бессмысленность полученного ими ответа.

Взаимодействие корковых областей и системная организация процесса мышления четко выявляются в электрофизиологических исследованиях. При решении задач разного типа обнаружено, что организация межцентрального взаимодействия зависит от характера выполняемой мыслительной операции. При мысленной вербальной деятельности усиление межцентрального взаимодействия наблюдается между переднеассоциативными и заднеассоциативными речевыми зонами левого полушария. Решение арифметических задач сопровождается формированием функциональных объединений лобных областей с височными отделами левого полушария и теменными правого, что связано с активизацией речевой памяти (левая височная область) и пространственных синтезов при операциях с цифрами (правая теменная зона).

При выполнении зрительно-пространственных заданий (мысленное вращение фигур или выбор фигуры по эталону) отмечается формирование локальных функциональных объединений теменных, височных и затылочных областей правого полушария, участвующих в зрительно-пространственном гнозисе.

В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. В основе этих различий лежит специфика структурно-функциональной организации полушарий и связанные с этим способы обработки информации. В левом полушарии преобладает система более коротких межцентральных связей, и оно специализируется на последовательной поэтапной обработке информации. Правое полушарие, в котором преимущественно выражены более длинные связи, объединяющие пространственно разнесенные области, обрабатывает поступающую информации одновременно и целостно. Это согласуется с описанной ролью левого полушария в логическом мышлении, выделении причинно-следственных отношений, требующих последовательно осуществляемых операций, а правого — в решении пространственных задач, осуществляемых на основе одномоментного охвата объектов, расположенных в пространстве. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов.

1. Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает «скачка идей», речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность») 2. заторможенное /замедленное /мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна

1. Атактическое мышление а) Резонерство — определяется как многословное пустое /пустословное/ рассуждательство, мышление, которое не привносит ничего нового, эти рассуждения на малозначащие темы. б) атактическое или разорванное по смыслу мышление встречается у больных шизофренией и характеризуется сохранением грамматического строя суждений или отсутствии или «непонятности» /"своеобразии"/ смыслового содержания, например: «надо запачкать машину шумом». в) «Шизофазия» — форма речевых нарушений на фоне ясного сознания /в отличие от аментивного, бессвязного мышления/ появляющаяся в бессмысленном «нанизывании» отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих «грамматической согласованности и ло­гической последовательности. 2. Бессвязное мышлени а) Аментивное мышление- характеризуется утратой или значительным ослаблением способности к формированию суждений и в выраженной степени определяется как мышление

б) Астеническое мышление — более легкая форма бессвязного мышления. Для него характерна утрата «ведущего представления», когда больные в состоянии формулировать отдельные суждения, но не способны к более тонкой аналитико-синтетической деятельности, т. е. к построению умозаключений 3. Обстоятельное, «вязкое», детализированное мышление, свойственно больным эпилепсией, органическими заболеваниями головного мозга. Оно характеризуется многословием с обилием деталей, второстепенных подробностей, уточнений, дополнений, застреванием на мелочах, ненужных пояснений, которые уводят в сторону от основной мысли /"лабиринтное мышление"/

Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение)

  1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

2.средство общения (коммуникации)

3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брака. Он расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций

Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. При его поражении возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия).

Задняя речевая система сообщается с моторной и премоторной зонами коры как непосредственно, так и через подкорковый путь. Последний включает левые базальные ганглии и ядра передней части таламуса. Через эти пути осуществляется двойной контроль произнесения звуков речи. Подкорковый путь активируется при приобретении и исполнении речевого навыка. Корковый путь связан с более осознанным контролем речевого акта. Похоже, что во время речевого акта корковая и подкорковая системы действуют параллельно. При заучивании ребенком слова «желтый» одновременно активируются область, ответственная за цветовые понятия, система словообразования и двигательного контроля (через корковый и подкорковый пути).

Со временем устанавливается прямой путь между понятийной системой и базальными ганглиями, и тогда роль структуры посредника уменьшается. Последующее заучивание нового названия цвета на иностранном языке снова потребует участия системы посредника для установления соответствия слуховых, кинестетических и двигательных фонем.

Спереди от роландовой (центральной) борозды находится область, ответственная за ритм речи и грамматику, -- так называемая дополнительная (или добавочная) моторная область (ДМО).

Больные с поражением этой области говорят без интонации, делают большие паузы между словами, путаются в грамматике, пропускают союзы, местоимения, нарушают грамматический порядок слов. Им легче пользоваться существительными, чем глаголами. Поражение данной области нарушает грамматическую обработку как произносимой, так и слышимой речи, что наводит на мысль о том, что здесь происходит «сборка» целых фраз.

Речь активирует как заднюю, так и переднюю речевые зоны. При представлении движения появляются очаги активации в лобной, теменной и височной коре. Однако в моторной коре (вдоль центральной борозды) активность пока незначительна. При выполнении движения фокус активации смещается в область моторной коры. В состоянии покоя можно видеть очаги активации в лобных долях, по-видимому, отражающие течение когнитивных процесов, не контролируемых заданием.

Левые базальные ганглии -- составная часть передней и задней систем речи. Известно, что базальные ганглии объединяют компоненты сложных движений в единое целое. По-видимому, сходную функцию они выполняют и в отношении речевых реакций, связывая слова в предложения.

Передняя речевая область коры, похоже, связана с мозжечком, осуществляющим точное временное кодирование двигательных реакций. При поражении мозжечка возникает моторная и когнитивная дисметрия -- плохое выполнение точных действий, включая когнитивные. Это указывает на причастность мозжечка к выполнению речевых и мыслительных операций.

Расстройства фонационного оформления речи

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата

2. Брадилалия (брадифразия) и тахилалия (тахифразия) — патологически замедленный или патологически ускоренный темп речи

3. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

4. Дислалия (косноязычие) — нарушение, недостатки звукопроизношения фонем при формально нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата

5. Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (расщелины неба, нарушения резонансных свойств полостей носа и др.)

6. Дизартрия (косноязычие) — нарушение произношения без расстройства восприятия устной речи, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

Расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления речи

1. Алалия (дисфазия, слухонемота) — отсутствие или недоразвитие речи вследствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

2. Афазия (утрата речи) — полная или частичная утрата речи (после того, как она уже была сформирована), обусловленная локальными поражениями головного мозга в результате травм головы, нейроинфекций и опухолей мозга

Эмоции — психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека

Классификация по знаку:

  1. Положительные
  2. отрицательные

Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения):

  1. страх — реакция на угрозу.
  2. грусть — связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.
  3. гнев — связан с добычей ресурсов.
  4. стыд — связан с обобщением.
  5. радость — сознание своей нужности.
  6. бесстрашие — уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

По критерию мобилизации ресурсов организма:

  • стенические (вызывают прилив энергии)
  • астенические

По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, оптимизм, подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость

Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

  1. Аффект — стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.
  2. Страсть — сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.
  3. Собственно эмоции — более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.
  4. Настроение — общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.
  5. Чувства — еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
  6. Стресс — эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

1. Носят личностный (субъективный) характер. 2. Несут информацию о действительности и связаны с потребностями человека. 3. Полярность (радость-горе; веселье-печаль; любовь-ненависть).

4. Интегральность — эмоции и чувства охватывают весь организм целиком. 5. Эмоции и чувства связаны с жизнедеятельностью организма.

1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах. 2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов. В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций: 1. Радость — активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. 2. Горе — глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию. 3. Страх — эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека. 4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели.

5. Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности. 6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление — переживание захваченности, любопытства.

С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями).

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работасердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, какартериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения

1. Гиперестезия характеризуется повышенной эмоциональной чувствительностью. Это очень тонко чувствующие и ранимые люди

2. Эмоциональная гипостезия- это снижение эмоциональной чувствительности, холодность, вялость эмоциональных реакций

1. Нарушения эмоционального реагирования:

A) Эмоциональная эксплазивность. Это эмоциональная вспыльчивость, когда эмоции слишком яркие, с оттенком агрессии.

B) Эмоциональное застревание. Пациент фиксируется на эмоциях, постоянно их воспроизводит. При застревании происходит накопление негативных эмоций. Они разрабатывают планы мести.

. Нарушение устойчивости чувств.) Эмоциональная лабильность. Частая смена настроения под влиянием внутренних факторов. Может неудерживать настроение даже в течение беседы.

B) Синдром эмоциональной неустойчивости. Пациент не может удерживать ровный фон настроения, постоянно заваливается в депрессию или тревогу.

3. Нарушение адекватности чувств.) эмоциональная амбивалентность- одновременное существование противоположных чувств и эмоций. Может наблюдаться на фоне эмоциональной холодности.

B) Эмоциональная неадекватность- не соответствие эмоций внешней ситуации или раздражителю.

К нарушениям эмоций также относятся гипертимия и гипотимия.

Выделяют следующие симптомы гипотимии:

1. Депрессия- это пониженное и мрачное настроение, тоска, печаль, отчаяние, ощущение бессмысленности, безысходности.

. Дисфория- значительное снижение настроения с оттенком гневливости. Может сопровождаться патологическим аффектом и поведенческой агрессией.

. Тревога и страх. Пациентам трудно вербализовать то, что они чувствуют. Как только тревога локализуется, можно говорить о фобиях.

. апатия. Это безразличие, равнодушие.

. Уплощение. Теряются тонкие эмоции. В общении эти люди практически не пользуются эмоциями.

Выделяют следующие гипертимные симптомы:

. Мания — болезненно повышенное, соединенное с двигательным возбуждением настроение, иногда радостно-благодушное, с положительной оценкой собственной личности и мира, иногда же резко агрессивное, с разрушительными тенденциями и тяжелым помрачением сознания.

2. Эйфория. Это тоже повышенное настроение. Это настроение имеет оттенок благодушия, самодовольства. Такое состояние непродуктивно.

. Экстаз. Это переживание эмоционального благополучия, возбуждения, самоутверждённости. Возникает параксизмально, длится минуты.

. Мория. Это повышенное настроение. Оно, как и эйфория, непродуктивно, но сопровождается дурашливостью, смехом, кривлянием. Эмоции могут быть неадекватны возрасту, ситуации.

Существуют и другие эмоциональные состояния:

. Реакция смещённого аффекта- бурная эмоциональная реакция на раздражающий стимул. Эта реакция обычно не адекватна раздражающему стимулу и смещена с гораздо более сильного раздражителя.

. Негативистическая реакция

. Стресс- неспецифическая реакция организма на предъявлённые ему требования.

. Слабодушие- эмоциональная гиперестезия, обострённость восприятия.

. Паратимия. Это неадекватный причине аффект.

. Страх- чувство внутренней напряжённости, связанное с ожиданием конкретного угрожающего события.

. Тревога- чувство беспокойства. Если страх направлен вовне, на какой-то объект, то тревога обычно конкретизирована.

. Чувство потери чувств. Человек помнит что какие-то чувства были, но теперь он ничего не чувствует.

. Алекситимия- неспособность осознавать свои чувства и выражать их словами.

. Ангедония- утрата чувства радости, чувства удовольствия.

. Эмпатия- склонность к сопереживанию.

. Синтонность- ровное настроение с лёгким, позитивным компонентом.

. Эмотивность- лёгкая ранимость.

. Фобия- навязчивые страхи.

Rabochia_papka2 — Стр 2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector