Психолог 2

Глоссарий

Шаниной Екатерины Сергеевны

Студентки 2 курса

Группа: 80 502

Факультет: экономика и управление на предприятии

АДАПТАЦИЯ (англ. — adaptation, нем. — Adaptuerung) — приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям. Различают адаптацию: физиологическую; медицинскую; анализаторов (как изменение их чувствительности); социально-психологическую (как взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой при включении в новую группу); профессиональную (при включении в новые условия труда).

АДАПТИВНОСТЬ (англ. — adaptability, нем. — Anpassungsvermogen) — способность к адаптации.

АДЕКВАТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (англ. — adequitness of mental respons, нем. — Aquivalenz der mental Reizantwort) — соответствие психических реакций значению стимула.

АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (англ. — adequate stimulus, нем. — Normalreiz) — раздражитель, на который сенсорный орган (анализатор) реагирует нормально.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (англ. — actualization, нем. — Artualization) — переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное. Понятие разработано Б.Г. Ананьевым и его учениками.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (англ. — ambivalence, нем. — Ambivalenz) — одновременное существование или несовместимых эмоций и чувств (смеха и плача, любви и ненависти и т. д.) у человека к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ (англ. — amnesia, нем. — Amnesie) — отсутствие воспоминаний вследствие нарушения памяти; потеря памяти.

АНАЛИЗАТОР (англ. — analysor, нем. — Analysator) — орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятий. Термин введён в 1909 году И.П. Павловым вместо устаревшего «орган чувств». Каждый анализатор состоит из трёх частей: периферического, или воспринимающего отдела — рецептора (все органы чувств — глаз, ухо и др.), проводящих путей и высших нервных центров в коре головного мозга. Различают анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный, термический, кинестатический (двигательный).

8 стр., 3991 слов

Модуль 1. Органы слуха (28 часов)

... анализаторов? Какое различие имеется между понятиями «органы чувств» и «анализаторы»? Какие существуют системы классификации анализаторов ... : адекватность рецептора и раздражителя, кодирование, адаптация. Слуховой анализатор по И.П. ... дифракция, интерференция, реверберация, резонанс. Две группы звуков: тоны и шумы. Звуки речи ... П. Физиологическая психология: / Пер.с англ. О.С. Виноградовой; Под ред.и ...

АНКЕТА (англ. — questionary, нем. — Fragebogen) — один из методов психологии: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы в строго определённой форме (этим анкета отличается от вопросника, где ответы даются в свободной форме)

АНИТИЦИПАЦИЯ (англ. — anticipation, нем. — Antizipation) — способность человека предвидеть, предугадывать события.

АППЕРЦЕПЦИЯ (англ. — apperception, нем. — Apperzeption) — проявление избирательности восприятия, его зависимости от опыта и направленности индивида. Термин введён Г. Лейбницем.

АССОЦИАЦИЯ (англ. — association, нем. — Assoziation) — связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, двигательными актами).

Основное понятие ассоциативной психологии (англ. — association psy chology), объяняющей динамику психических процессов с помощью принципа ассоциации. Различают ассоциацию по сходству, контрасту, смежности (во времени или пространстве).

Такое деление предложено Аристотелем. Термин введён Дж. Локком.

АФФЕКТ (англ. — affect, нем. — Affect) — бурно протекающая кратковрменная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Возникает, как правило, в ответ на сильный радражитель.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (англ. — psychological barrier, нем. — psychologische Barriere) — мотив, препятствующий выполнению определённых действий (в частности, общению с определённым человеком или группой людей).

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, БЕЗУСЛОВНАЯ РЕФАКЦИЯ (англ. — unconditional response, нем. — nightbedingle Reaktion) — врождённое инстинктивное реагирование на безусловный стимул (англ. — unconditional stimulus).

2 стр., 515 слов

Взгляды Р. Декарта на мышление и их значение для психологии сознания.

Декарт прибегал к методу сомнения. Единственное, в чем он не сомневался – это в том, что он сомневается. «Мыслю, следовательно, существую». Он нашел при источника знания: ощущение (восприятие не гарантирует истинности); мышление (также не свободно от ошибок); чужое авторитетное мнение. По Декарту существует две субстанции: мыслящая и протяженная. Собственное сознание всегда непосредственно дано. ...

Основное понятие рефлекторной теории психики, разработанной И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.

БИХЕВИОРИЗМ (англ. — behaviorism, нем. — Behaviorismus) — ведущее направление американской психологии первой половины ХХ века, в основе которого лежит понимание поведения человека (и животных), как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных (речевых) и эмоцилнальных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Данное положение выражается их непосредственной связью по схеме «стимул — реакция». Основоположники бихевиоризма — Э. Торидайк и Д. Уотсон

ВАЛИДНОСТЬ (англ. — validity, нем. — Validital, Gultigkeit) — степень соответствия параметров психологического метода (анкеты, опросы, тесты) параметрам оцениваемой деятельности или функции.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ (англ. — verbal thinking, нем. — Verbal Denken) — переход субъективных явлений в словах внешней или внутренней речи. Всё, что вербализовано (высказано), — осознано человеком.

ВНИМАНИЕ (англ. — attention, нем. — Aufmerksamkeit) — сосреботоченность и направленность психической деятельности на определённый объект. Различают виды понимания: непрозвольное (пассивное), произвольное (активное, когда выбор объекта внимания осуществляется сознательно, преднамеренно), послепроизвольное (волевой компонент заменяется интересом и выработанными навыками).

Характеристики внимания: объём (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий промежуток времени), распределение (способность одновременно удерживать в поле сознания различные объекты), концентрация (возможность произвольного сокращения его объёма до одного объекта), интенсивность, направленность, переключение, устойчивость.

ВНУШАЕМОСТЬ (англ. — suggestibility, нем. — Suggestibilitat) — предрасположенность личности к внушению.

ВНУШЕНИЕ, СУГГЕСТИЯ (англ. — sussestion, нем. — Suggestion) — оздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определённого состояния, чувства, отношения, либо к совершенению человеком поступка без обдумывания и борьбы мотивов. Объектом внушения может выступать отдельный человек, группа, социальный слой.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)

... отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Психология изучает происхождение, структуру, ... обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с ... более чем 20 веков психология претерпела существенные изменения. ... англ. 'бихевиор'), а само оно было названо бихевиоризмом. Его 'отцом' принято считать Джона Уотсона (1878-1958), статья которого 'Психология ...

ВОСПРИЯТИЕ (англ. — awareness, perception, нем. — Warnehmung, Perzeption) — свойственная только человеку простейшая форма психического отражения объективной реальности в виде целостного образа. В отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно и предметно.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ (англ. — imptession, нем. — Eindruck) — свойственное высшим животным, и особенно человеку, психическое явление, в котором нечёткое восприятие усиливается эмоциональной окраской, вследствие чего переживание преобладает над познанием. Впечатлительность как свойство личности выражается в преобладании впечатлений над познавательной функцией восприятия окружающего мира.

ГЕШТАЛЬПСИХОЛОГИЯ (англ. — Gestal psychology, нем. — Gestalt Psychologie) — одно из ведущих направлений западно-европейской (преимущественно немецкой) психологии первой половины ХХ века, возникшее в Германии в 20−30-х годах ХХ века. Гештальпсихология в качестве основы при исследовании сложных психических явлений выдвинула принцип целостности психики (нем. — gestalt — форма, образ, структура).

Основоположники — М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Левин и др.

ГРУППОВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ (англ. — group cohesion, нем. — Gruppenzusammenhang) — социально-психологическое явление, означающее различные аспекты и уровни совместимости индивидов в группе. Различают виды групповой совместимости (по иерархии): физиологическая, психофизиологическая, психологическая, мировоззренческая.

3 стр., 1076 слов

ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

... восприятие имеет культурно-историческую специфику, обладает свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции). Интеллект (практический) –свойственная высшим млекопитающим форма психического отражения ... (А.Н.Леонтьев). Отражение– философская категория, обозначающая всеобщее свойство ... англ. sensitivity) – способность к элементарной форме психического отражения ...

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ (англ. — practical play, нем. — Geschafsspielen) — метод моделирования различных управленческих ипроизводственных ситуаций с целью обучения принятию решений.

ДЕПРЕССИЯ (англ. — depression, нем. — Depression) — психическое состояние резко выраженной подавленности с отсутствием интереса к окружающему; тоскливое настроение с сознанием собственной никчёмности, со снижением порога побудительных мотивов, заторможенностью движений.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — differential psychology, нем. — differentielle Psychologie) — отрасль психологии, изучающая различия личностей как их индивидуальности.

ИМПРИТИНГ, ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (англ. — imprinting, нем. — Pragung) — запечатление в памяти раздражителей, ключевых для некоторых видов инстинктивного поведения; приобретается человеком вскоре после рождения как заимствованное из поведения родителей или других людей. Понятие и термин введены в начале 40-х годов ХХ века К. Лоренцем.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — individual psychology, нем. — Individualpsychologie) — одна из трёх основных психологических наук, наряду с общей психологией и социальной психологией. Предметом индивидуальной психологии являются психические явления, свойственные индивиду.

ИНСАЙТ (англ. — insight, нем. — Einsicht) — прозрение, озарение, проницательность; по-разному трактуемый термин психологии: в интуитивистской теории познания — акт непосредственного постижения сущности феномена, «озарения»; в гештальпсихологии — момент решения мыслительной задачи как внезапного «замыкания поля»; мысленное схватывание целого в отличие от восприятия по частям; в психологии мышления, опирающейся на учение И.П. Павлова, — момент мгновенного замыкания ассоциаций в суждение и умазаключение, момент решения задачи.

24 стр., 11941 слов

Тема 7. Психофизиология памяти

Научение и память. Одним из биологических аспектов психики является выработка новых форм реагирования на воздействия, семантическая значимость которых меняется или с которыми человек вообще раньше не сталкивался. Эту способность принято обозначать как научение, которое можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, ...

ИНТРОВЕРСИЯ (англ. — introversion, нем. — Introverzion) — ориентация на свой внутренний мир;

ИНТРОВЕРТ (англ. — introvert, нем. — Introvert) — тип личности, направленность которой в большей степени определяется внутренним миром с выраженным развитием Я, памяти и воображения. Понятие и термин введены К.Г. Юнгом.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (англ. — introspection, нем. — Introzpection) — самонаблюдение.

КАТАРСИС (англ. — catharsis, нем. — Katharsis) — очищение; в психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии. Психологическая сущность катарсиса в вытеснении и смене одних эмоций другими. Понятие внедрено Аристотелем в его учении о трагедии и музыке как очищение души от плохого после сильных переживаний.

КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — psychological categories, нем. — psychologische Kategorie) — наиболее общие и фундаментальные понятия психологической науки, отражающие существенные свойства и отношения психических явлений и процессов. Категории психологические упорядочены в следующую иерархическую лестницу: философские категории; общенаучные понятия; категории общепсихологические; категории частнопсихологические; категории психологических наук.

КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — general psychological categories, нем. — allgemein psychologische Kategorie) — предельно широкие психологические понятия: формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики. При этом категории общепсихологические упорядочены в следующую иерархию: психика (основная психологическая категория) понимается через формы психического отражения; их дополняют потребности (как толчок), внимание (как организация) и психомоторика (как объективизация), объединяемые в категорию психических явлений; их высшее обобщение — сознание; носителем его выступают личность, проявляющаяся в только ей свойственной деятельности и являющаяся основным фактором развития психики на всех этих иерархических ступенях.

9 стр., 4264 слов

Соотношение ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. Основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое ...

КАТЕГОРИИ ЧАСТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — individual psychological categories, нем. — individualpsychologische Kategorie) — достаточно широкие психологические понятия, совокупность нескольких из которых равна объёму категории общепсихологической:

* память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля — объём этих понятий исчерпывает категорию «формы психического отражения»;

* кратковременный процесс, состояние и свойство личности — категорию «психические явления»;

* переживание, знание, отношение — «сознание»;

* шесть подструктур личности: биопсихические свойства, особенности форм отражения, опыт, направленность, характер и способности — «личность»;

* цель, мотив, действие — «деятельность»;

* развитие, созревание, формирование — «развитие психики».

КОГНИТИВНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (англ. — cognitive, нем. — kognitiv) — относящийся к познанию только на основе мышления, через призму собственной познавательной системы.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. — perceptual constancy, нем. — Wahrnechmungskonstanz) — качество восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту, несмотря на различие отдельных входящих в него ощущение.

КОНФАБУЛЯЦИЯ (англ. — confabulation, нем. — Konfabulation) — иллюзия мышления, при которой человек верит в свою выдумку.

КОНФОРМНОСТЬ (англ. — conformity, нем. — Konformitat) — усвоение индивидом определённых групповых норм, привычек, ценностей; свойство «быть как другие», попадать в жёсткую зависимость от группы.

ЛАТЕНТНОЕ ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (англ. — latent content, нем. — latenter Inhalt) — время от появления стимула до начала реакции на него.

ЛОЖНЫЕ РЕФЛЕКСЫ (англ. — false reflexes, нем. — falscher Reflex) — автоматические реакции человека на конфликтную ситуацию (на уровне отношений и поведения), в основе которых лежат инстинктивные импульсы ухода от общения (попытка прервать взаимоотношения) или силовой игры (попытка одержать победу над другими).

МЕДИТАЦИЯ (англ. — meditation, нем. — Meditation, Nachdenken) — серия мыслительных действий, цель которых — привести себя в психическое состояние отвлечения от внешних воздействий, углублённости и сосредоточенности; достигается пуём концентрации внутренненаправленного внимания, мышечного расслаюления (релаксации) и эмоционального покоя.

МЕЛАНХОЛИК (англ. — melancholic person, нем. — melancholische Person) — восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется лёгкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям даже незначительных событий при вялом внешнем реагировании; человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности.

МОТИВ (англ. — motive, нем. — Motivation) — психическое явление, становящееся побуждением к действию. В широком смысле к мотивам относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. Мотив, как внутреннее побуждение к действию, связан с внешним побудительным фактором — стимулом и, как правило, отражает его.

НЕОСОЗНАННОЕ (англ. — unconscions, нем. — Unbewusst) — психические явления как проявление неотчётливого и смутного уровня ясности сознания. Современный психологический термин, уточнивший устаревший — подсознание — и устаревающий — бессознательное.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (англ. — involuntary, нем. — unfreiwillig, unabsichtlich) — свойство психических явлений, в структуру которых, в отличие от подобных им, но произвольных, воля не входит: непроизвольное внимание, непроизвольное действие, непроизвольная память и др.

ОБРАЗ (англ. — image, нем. — Vorstellung) — субъективное психическое явление, выступающее как результат познавательных процессов. Различают образы: элементарные (ощущений), свойственные и животным, и сложные — идеальные (восприятий и понятий), свойственные только человеку; непосредственные (по анализаторам), опосредованные (описанием, чтением) и следовые (памяти); статичные и динамичные; самостоятельные и включённые в другие психические явления (мышление, волевые действия).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — general psychology, нем. — allgemeine Psychologie) — одна из трёх основных психологических наук (наряду с индивидуальной и социальной психологией), предметом которой являются общие закономерности психики в их развитии.

ОСОЗНАННОЕ (англ. — conscious, нем. — bewusst) — основные психические явления, свойственные взрослому здоровому человеку при обычной ясности его сознания и сознательной ориентировке личности.

ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ (англ. — delayed response, нем. — nachtragliche Reaktion) — вид психических реакций, в которых реагирование произвольно или непроизвольно отодвинуто от стимула во времени.

ПАМЯТЬ (англ. — memory, нем. — Erinnerungsvermogen, Gedachtnis) — одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Различают память: произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. особые виды памяти: словесно-логическая, образная, эмоциональная (память «чувств»), моторная (память-привычка).

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (англ. — long-term memory) — основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение информации о событиях внешнего мира и реакциях организма.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ (англ. — short-term memory, нем. — Zufallsgedachtnis) — вид памяти, характеризующийся определёнными временными рамками; обязательный этап для других видов памяти.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ (англ. — short-term memory, нем. — Zufallsgedachtnis) — вид памяти, характеризующийся взаимодействием памяти кратковременной и долговременной.

ПАМЯТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ (англ. — mechanical memory) — вид памяти, характеризующийся только повторением без установления ассоциативных или смысловых связей.

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ (англ. — meaning memory, нем. — verstandnise Gedachtnis) — вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых понятий; её продуктивность примерно в 25 раз больше, чем памяти механической.

ПАРАДИГМА (англ. — paradigme) — случай, поступок или психическое явление, которое может быть взято в качестве идела, но не представляется достаточным основанием для объяснения сущности другого явления путём умозаключения по аналогии.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ (англ. — switching attention, нем. — Umstellung der Aufmerksamkeit) — качество внимания как его произвольный и непроизвольный перенос с одних объектов на другие. Непроизвольное переключение внимания называют отвлечением.

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ (англ. — transfer of training, нем. — Ubertragung der Ubung) — влияние ранее сформированного навыка на овладение новым; если старые навыки помогают новым, говорят о положительном переносе, если мешают — об отрицательном.

ПЕРЦИПИЕНТ — человек, на которого воздействует другой, называемый агентом; в случае воздействия внушением перципиента называют суггерендом.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЯ (англ. — threshold, нем. — Reizschwelle) — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения; максимальная, вызывающая ощущение, а не боль, — верхним.

ПОРОГ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ (англ. — difference threshold, нем. — Grenzreiz) — минимальные различия величины раздражителя, определяющие различия ощущений.

ПОРОГ ФРУСТРАЦИИ (англ. — frustrated threshold, нем. — frustrierte Reizschwelle) — степень лёгкости возникновения у личности фрустрации, определяемая личностным смыслом объекта фрустрации, темпераментом и уровнем эмоциональной возбудимости человека.

ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ (англ. — beforestartle position, нем. — Stellung vor dem Start) — эмоциональное состояние личности перед началом ответственной деятельности, в положительном исходе которой у субъекта нет полной уверенности.

ПСИХИКА (англ. — mind, psyche, нем. — Geist, Psyche) — основная категория и предмет психологии; совокупность психических процессов и явлений; психическое отражение действительности и преломление отражённого в поведении и деятельности. Психика человека представляют собой единство сознания, личности и деятельности; характеризуется активностью, целостностью, соотнесённостью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ (англ. — mebtal activity, нем. — geistige Aktivitat) — проявление активности на уровне психики. У животных: безусловнорефлекторные эмоции; сенсорное поведение. У человека на основе предыдущего: отношение как атрибут сознания; чувства; воля; мышление, в том числе творческое; деятельность, в том числе творческая.

ПСИХОАНАЛИЗ (англ. — psychoanalysis, нем. — Psychoanaluse) — метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце XIX — в начале ХХ веков; внимание акцентируется на изучении бессознательных психических процессов и мотиваций. Как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений у человека рассматривается вытеснение из его сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) т травмирующих переживаний. В основу психотерапии положен анализ вытесненных комплексов с помощью толкования сновидений, свободных ассоциаций и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область нравственных установок и социальных норм).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (англ. — psychological preparation, нем. — psychologische Vorbereitung) — выявление индивидуальных психологических особенностей человека и развитие его способностей к определённой деятельности, включая формирование её мотивации.

ПСИХОЛОГИЯ (англ. — psychology, нем. — Psychologie) — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных; изучает психику в её развитии у животных (сравнительная психология), в происхождении и развитии человечества (палеопсихология, историческая психология), в развитии каждого человека (возрастная психология) и проявлении в различных видах деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (англ. — psychology of custom activity, нем. — Zolltatigkeitpsychologie) — отрасль психологической науки, предметом которой являются особенноти психики сотрудников таможенных органов и их деятельности в специфических условиях таможенной службы.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ (англ. — psychology of management, нем. — Geschaftsfuhrungpsychologie) — отрасль социальной психологии, предметом которой является взаимодействие субъектов и объектов управления, а основной здачей — оптимизация этого взаимодействия.

ПСИХОТИЗМ (англ. — psychotism, нем. — Psychotizmus) — психологический показатель уровня склонности человека к асоциальному поведению, степень адекватености его эмоциональных реакций, конфликтности.

РЕЛАКСАЦИЯ (англ. — relaxation, нем. — Relaxation, Entspannung) — приём психотерапии и медитации; произвольное расслабление всех мышц в удобной позе и отвлечение от неприятных мыслей и эмоций; сочетание физического и психического расслабления.

САНГВИНИК (англ. — sanguine persone, нем. — Sanguiniker) — восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется подвижностью, общительностью, стремлением к частой смене впечатлений, быстрой возбудимостью и лёгкой сменяемостью эмоций.

СЕНСИТИВНОСТЬ, СЕНЗИТИВНОСТЬ (англ. — sensitivity, нем. — Schwellenempfindlichkeit) — психическое явление, выражающееся в повышенной степени реагирования (вплоть до неадекватных реакций) на эмоциональные раздражители. Может быть психическим состоянием, временным свойством личности или чертой характера.

СЕНСОРИКА (англ. — sensorica, нем. — Sensorika) — система психических явлений, обеспечивающих определённый уровень познания субъектом окружающей действительности через ощущения. Различают сенсорику: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, термическую, тактильную.

СИНЕСТЕЗИЯ (англ. — synesthesia, нем. — Synasthesie) — психическое явление восприятия, при котором раздражение какого-то органа чувств наряду со свойственными для него ощущениями вызывает и ощущения, свойственные другому органу чувств. Наиболее распространённая форма синестезии (была отчётливо выражена у Н.А. Римского-Корсакова, К.И. Скрябина) — «цветной слух»: звуковые ощущения при восприятии цвета.

СТРЕСС (англ. — stress, нем. — Stress) — состояние напряжения, подавленности, спада, возникающее у человека или животного под влиянием экстремальных воздействий. Учение о стрессе разработано Г. Селье.

СУГГЕСТИЯ (англ. — suggestion, нем. — Suggestion) — внушение.

ТЕЗАУРУС (англ. — theasaurus, нем. — Tezaurus) — систмеа слов, связанных иерархией обозначаемых ими понятий и ассоциациями с ключевыми словами: 1) словарь, в котором показаны родовидовые и другие отношения между лексическими единицами; 2) в психологии — система содержания понятий, связанных: с образами, вызываемыми воображением; с образами и атрибутами познания. Термин введён автором словаря английского языка Р. Роже в 1852 году.

ТЕМПЕРАМЕНТ (англ. — temperament, нем. — Temperament Gemutsart) — качество личности, сформировавшееся на основе генетически обусловленного типа нервной системы человека и в значительной степени определяющее стиль его поведения и деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Учение о четырёх основных типах темперамента восходит к Гиппократу и Галену. Теория зависимости темперамента от конституционного типа телосложения предложена Э. Кречмером и У. Шелдоном. И.П. Павлов разработал концепцию обусловленности темперамента особенностями высшей нервной деятельности (его зависимости от типа нервной системы).

ТЕСТ (англ. — test, нем. — Prufung) — экспериментальный психологический метод исследования того или иного психического процесса, личности в целом ил группы. Применение тестов построено по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (англ. — type of nervous system, нем. — Nervensystemer) — физиологическое понятие и термин, положенные в основу теории темпераментов. Введены И.П. Павловым в 1927 году. Различают сильный и слабый типы нервной системы.

ТРЕМОР (англ. — tremor, trembling, нем. — Tremor) — непроизвольные ритмические мышечные сокращения, колебательные движения конечностей, головы при поражении нервной системы либо как следствие сильного утомления. Является противопоказанием к ряду профессий.

УПРАВЛЕНИЕ (англ. — management, нем. — Geschafsfuhrung) — в социальной психологии — вид индивидуальной или групповой деятельности как воздействия субъектов управления на объект управления для достижения цели управления. Если объектами управления выступают личности или коллективы, управление принимает форму руководства.

УСТАНОВКА (англ. — attitud, set, нем. — Attitude, Haltung) — готовность к определённой активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации её удовлетворения. Понятие введено Д.Н. Узнадзе как основная категория теории установки.

ФЛЕГМАТИК (англ. — phlegmatic person, нем. — phlegmatisches Temperament) — восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется медлительностью, слабым внешним выражением субъективных состояний, устойчивостью интересов и стремлений, спокойствием.

ФРУСТРАЦИЯ (англ. — frustration, нем. — Frustration) — внутренний конфликт личности между её направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна; психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми (или субъективно так переживаемыми) препятствиями к желанной цели, потребности.

ХОЛЕРИК (англ. — cholerik, нем. — cholerisches Temperament) — восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется бурным проявлением эмоций, резкими сменами настроения, неуравновешенностью и истощаемостью.

ЧИСЛО МИЛЛЕРА (англ. — Miller number, нем. — Millers Zahl Nummer) — число, характеризующее наиболее оптимальное количество единиц запоминаемой информации, равное 7+2 или 7−2; выражается объём кратковременной памяти, который определяется не количеством слов в предложении, а числом информации и единиц значения и смысла слова. Понятие и термин психосемантики. Дж. Миллер в 1956 году вывел это число, обобщив имевшиеся ранее данные об объёме внимания и связав их с объёмом кратковременной памяти.

Психолог — Стр 2

ЭКСТРАВЕРСИЯ (англ. — extraversion, нем. — Extraversion) — ориентация на внешние впечатления.

ЭКСТРАВЕРТ (англ. — extravert, нем. — Extraverierter) — тип личности, направленность которой в большей степени определяется внешними воздействиями и впечатлениями. Экстраверт (в противоположность интроверту) внешне направлен; общителен, легко вступает в контакты.

ЭМОЦИИ (англ. — emotion, feeling, нем. — Emotion, Gefuhl) — особая форма психического отражения, свойственная человеку и животным; реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Эмоции охватывают все виды чувствительности и переживаний и связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей. У взрослого человека эмоции обычно проявляются как компонент чувств.

ЭМПАТИЯ (англ. -empathy, нем. — Emmpathie, Einfuhlung) — способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; необходимый компонент полноценного общения.

ЭТАПЫ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ (англ. — stages of volitional action, нем. — Willkurhandlungphase) — в типичном проявлении следующие: осознание цели; проявление стремление стремления достичь её; осознание возможностей достижения цели; появление мотивов. утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения. Эти этапы могут перекрывать друг друга и не осознаваться человеком.

ЭТАПЫ СМЫСЛОВОГО ЗАПОМИНАНИЯ (англ. — stages of meaning memorizing, нем. — Sinngedachtnisphase) — следующие: осознание цели запоминания; понимание его смысла; анализ понятий материала; выявление наиболее существенных мыслей; их обобщение; запоминание обобщённого.

Я (англ. — ego, self, нем. — Ich) — основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему её миру — «не Я». Формирование «Я» происходит на основе деятельности, освоения социального опыта, памяти, воспитания и самовоспитания.

Рекомендации как работать со спортсменом в зависимости от его темперамента и силы нервной системы

Холерик — это человек, нервная система которого оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необду­манно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчи­вость, необузданность, несдержанность. Неуравновешен­ность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-ни­будь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощают­ся, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»).

Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичнос­ти с отрицательными циклами спада, депрессии, обуслов­ливают неровность поведения и самочувствия, его повы­шенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, под­вижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жиз­ни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктив­ный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуман­но защищает себя, борется за нормализацию обстановки. Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, нераз­говорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассер­дить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раз­дражителям, трудностям, но не способен быстро реагиро­вать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, рас­порядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно при­спосабливается к новым условиям. Настроение стабиль­ное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражи­телям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности мелан­холика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утом­лению и падению работоспособности (требуется более дли­тельный отдых).

Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подав­лен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Связь темперамента со свойствами личности. Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсо­лютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных об­стоятельств нервные процессы могут ослабеть или уси­литься, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно воз­буждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвиж­ность нервных процессов).

Среди пожилых людей, наобо­рот, много флегматиков и меланхоликов. Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате вос­питания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинно­го темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Темперамент накладывает отпечаток на способы поведе­ния и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только воз­буждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У хо­лериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива. Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напро­тив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамичес­кие, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «вели­кая» и социально-ничтожная личность. Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»).

Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности., по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, от­делены от всех, в своих поступках ориентируются в основ­ном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интро­вертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возрас­та, воспитания, жизненных обстоятельств.

Портрет сангвиника: высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, быстро ориентирующийся в незнакомой обстановке, хорошо адаптируется, инициативен, сравнительно легко переживает неудачи, неприятности. Сангвиник очень продуктивен, если деятельность его интересует. Если он безразлично относится к предмету или деятельности, то он становится вялым, скучным. Он склонен скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений. «Доверяй, но проверяй», — принцип подхода к сангвинику, ибо в решениях ему не хватает продуманности, в интересах — постоянства, в поступках — настойчивости.

Портрет флегматика. У него относительно низкая нервно-психическая активность, ровная мимика, речь. Флегматик невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. Уравновешен и спокоен в делах и поступках, тщательно планирует деятельность, стремится к системе, основателен. В меру общителен. Вместе с тем, инертен, медленно переключается с одной работы на другую. «Не торопи», — таким должен быть подход к флегматику.

Портрет меланхолика. Низкий уровень активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. Ему свойственны астенические, легко возникающие переживания, повышенная впечатлительность, застенчивость. По-настоящему хорошо чувствует себя в привычной обстановке, в которой способен проявлять настойчивость, упорство, быть активным. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. Однако это тонко чувствующий, осмотрительный человек и преданный друг. «Не навреди», — принцип подхода к меланхолику.

Портрет холерика. Высокий уровень нервно-психической активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Холерик, находясь под влиянием страсти, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость. Сила его чувств — гордость, честолюбие, мстительность — не знают пределов, если он находится под влиянием страсти. Размышляет мало, действует быстро, порывисто. Склонен к резким сменам настроения, зачастую неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. Увлекшись каким-то делом, холерик расточительно расходует свои силы и истощается больше, чем следует. «Ни минуты покоя», — таков принцип подхода к холерику.

Зачастую спортивный отбор проходит случайно: группа комплектуется стихийно, периодически по каким-то причинам кто-то отсеивается. Так, например, в ходе тренировок ребенок или его родители могут прийти к выводу, что этот вид спорта им не подходит. Очень редко отбор в секции проводится с учетом морфологических, физиологических и психологических факторов. Редко акцент делается на врожденных типологических особенностях ребенка.

Проведя диагностику типологических особенностей юного спортсмена (свойств его нервной системы), можно давать рекомендации по направлению его в конкретный вид спорта, который подойдет ему по всем показателям. Соответствие типологических особенностей начинающего спортсмена определенному виду спортивной деятельности может стать залогом его успешной спортивной карьеры.

Какой же вид спорта психологи посоветуют ребёнку, изучив его темперамент?

Итак, начнем с сангвиника. Чаще всего ребенку-сангвинику нравятся такие виды спорта, в которых можно наиболее ярко проявить свои личностные качества, например, где надо преодолеть препятствия: альпинизм, спуск на байдарках, десятиборье, каратэ, бег с препятствиями и т. п. Сангвинику подходят и командные игры, поскольку он хорошо играет в команде и быстро находит общий язык с остальными игроками. Из сангвиников, также как и из флегматиков, получаются отличные шахматисты. Также сангвинику подойдут виды спорта, сопряжённые с азартом и риском: горные лыжи, дельтапланеризм, фехтование и т. п.

Холерику подойдут энергичные, агрессивные виды спорта (бокс, борьба и т. п.).

Хорошо будет такому ребенку и в командных видах спорта. Холерику нужен выплеск энергии, поэтому спорт для него важен, как разрядка.

Флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряжённые именно с этим качеством: бег на длинные дистанции, лыжи, поднятие штанги, велосипедный марафон. Свое место флегматик может найти и среди борцов восточных единоборств. Также из флегматиков получаются хорошие тренеры, поскольку у них есть способности к преподавательской работе и им не надоедает объяснять одно и тоже по много раз.

Меланхолик редко занимается спортом, особенно активным. Но при этом из меланхоликов получаются отличные яхтсмены: один на один, или, по крайней мере, всего несколько человек, с морем. В меланхолике есть уравновешенность и трезвый расчет, поэтому он способен заниматься такими видами спорта, как спортивная стрельба, метание диска или копья. Меланхолики хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой.