Психогеометрические характеристики личности

Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то холод­ная, то мутная, то теплая.

Л. Толстой

§ 1. Квадратный тип человека

Речь «квадрата» — логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая (без эмоций), высокий голос, речевые штампы, точная профессиональная терминология.

Язык тела — скованные, напряженные позы («зажатость»), скупые движения, точные жесты, медленная, «солидная» походка, бесстрастное лицо, деланный или «нервный» смех.

Основные психологические характеристики поведении — «Квадраты» никогда не опаздывают на встречи. Им свойственны пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналнтичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, цифры, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, упорство при решении задачи, настой­чивость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, терпеливость, твердость в решениях, эмоциональная холодность.

Внешний вид — консервативный, опрятный, сдержанный, строгий, неяркий.

Коммуникант -«квадрат» имеет, как правило, деловой внешний вид. Задает очень конкретные вопросы с целью выяснить подробно, получить дополнительный комментарий. Требователен к точным определениям слов, понятий. Не любит громкой и быстрой речи предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий человек. Если предполагаются практические действия, то требует четких и подробных инструкций. Следит за регламентом. Менеджеру, юристу в общении с «квадратом» необходимо быть серьезным и соблюдать правила делового этикета. В разговоре должна быть жесткая логика и последовательно структурированный материал, с резюмированием по каждому рассмотренному вопросу информацию следует представлять корректно, цифры и факты должны быть точными, со ссылкой на источник.

§ 2. Треугольный тип человека

Речь «треугольника» — логичная, ясная, краткая, ориентирована на суть проблемы, уверенная, властная, эмоциональная, быстрая, четкая, голос невысокий, громкий, жаргонные слова, остроты, язык арго.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и ...

Язык тела — ненапряженная поза, плавные, уверенные движе­ния, широкие выразительные жесты, уверенная, энергичная поход­ка, непроницаемая маска, сжатые губы, пронзительный взгляд, вла­стное рукопожатие.

Основные психологические характеристики поведения. Тре­угольник склонен к лидерскому поведению, честолюбив, имеет ус­тановку на успех, на победу, прагматичен, способен концентриро­ваться на цели момента, ориентирован на суть проблемы, уверен и себе, решителен, импульсивен, склонен к риску, энергичен, смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив, остроумен, контактен, предрасположен к манипулированию.

Внешний вид — модный, шикарный, соответствует ситуации, до­рогие вещи, ухоженный, холеный.

Коммуникант-треугольник" имеет, как правило, уверенный внешний вид. Он всем своим видом показывает, что его время дорого стоит и он не намерен тратить его впустую. Проницательный, все подмечающий, напористый взгляд, моментальная оценка ситуации и мгновенная реакция (иногда довольно ядовитая).

Рассказ предпочитает чтению или просмотру документов, материалов. Создает впе­чатление власти над людьми, неопытных партнеров может подавить своей персоной, высказываниями, комментариями, историями из своей профессиональной жизни.

В общении с «треугольником» коммуникатору необходимо всем (поим видом демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать контакт глаз. Речь коммуникатора должна быть четкой и лаконичной, информа­ция должна носить ярко выраженный практический и прагматиче­ский характер. «Треугольники» много учатся на престижных семинарax, поэтому их нужно удивлять инновационными сведениями. 11, слесообразно соблюдать регламент и делать своевременные переры­вы. К «треугольникам» во время общения нужно проявлять внимание. Будьте готовы к тому, что они будут вас перебивать, вступать в спор, в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого пре­имущества. Используйте их лидерский потенциал целесообразно.

5 стр., 2129 слов

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой). С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать ...

§ 3. Круговой тип человека

Речь «круга» — непоследовательная, как правило отклоняющая­ся от главной темы, эмоциональная, расслабляющая, плавная, скорее медленная, чем быстрая, голос сочный, густой, скорее низкий. «Кругу» свойственны восторженные оценки, комплименты, вместо «Я» зачастую говорит «МЫ».

Язык тела — расслабленная поза, свободные, плавные движения, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак поддержки, «зеркальное» поведение, минимальная социальная дистанция. У не­го жизнерадостная походка, легко подстраивающаяся под походку другого, подчеркнуто доброжелательное приветствие.

Основные психологические характеристики поведения. «Круг» имеет высокую потребность в общении, контактен, доброжела­телен. Ему свойственны забота о других, щедрость, способность к сопе­реживанию, хорошая интуиция, спокойствие, уступчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению. Он доверчив, ! ориентирован на мнение окружающих, нерешителен, слабый «политик»,; болтлив (любит посплетничать), способен уговаривать, убеждать других, тяготится жестким регламентом, любит гибкий распорядок дня.

Внешний вид: мужчина — неофициальный, часто без галстука, Небрежен, моложав; женщина — неизысканна, женственна, полная.

Коммуникант — «круг» часто в общении первым устанавливает Контакт. В ход идет приятная улыбка, комплименты и все остальное из коммуникативного ассортимента. Деловые встречи он часто ис­пользует как возможность общения. На совещании никогда не са­дится отдельно от других людей, так как ему нужен партнер, с кото­рым он будет обмениваться репликами, впечатлениями. Наряду с вопросами по информации предметного характера часто задает ру­ководителю, юристу вопросы личного характера. Иногда заполняет собой все «коммуникативное пространство», умолкает на время лишь в момент принятия решения.

11 стр., 5493 слов

Влияние семейного общения на развитие речи ребенка

Министерство образования и науки РФ Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Дефектологический факультет Кафедра специальной (коррекционной) педагогики Курсовая работа Влияние семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста Оглавление Введение… 3 ГЛАВА I. Теоретические основы исследования влияния семейного общения на развитие речи ребенка ...

Коммуникатору в 'общении с «кругом» лучше использовать не­принужденную беседу. Если нужно вызвать практический интерес «круга» к информации, то лучше всего ссылаться на свой собствен­ный опыт. Кроме того, он с удовольствием рассказывает о себе, ему можно задавать вопросы личного характера. Для «круга» важно чув­ствовать себя уютно: мягкие кресла, теплое помещение, вниматель­ное, доброжелательное отношение и демонстрация уважительного отношения к нему просто как к человеку.

Очень важно в общении с «кругом» устанавливать обратную связь, то есть задавать вопросы на уточнение, на понимание или проверять, правильно ли он понял вашу информацию, при этом ки­вок головой со стороны «круга» вовсе не означает, что он вас понял или уловил суть сказанного. «Круг» чрезвычайно редко жалуется, и, если он это делает, тому есть серьезная причина.

§ 4. Зигзаговый тип человека

Речь «зигзага» — непоследовательная, ассоциативная, яркая. образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая, богатые голо­совые вариации, восторженные оценки, богатая лексика, жаргон,

остроты.

Язык тела — ненапряженные, быстро меняющиеся позы, быст­рые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика, «всевидящий» взгляд, манерность.

Основные психологические характеристики поведения. «Зигзагу» свойственны жажда изменений, креативность, концептуальность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, установка на новое, философия бунтаря, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, разбросанность, непостоянство настроения, поведения и отношений, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, остроумие.

Внешний вид — растрепанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный. Женщины — разнообразны, небрежны, экстра­вагантны, иногда супермодны.

Коммуникант-«зигзаг» — относится к людям импульсивного ти­па. Они без всякого стеснения и сожаления могут уйти с совещания, собрания, если предлагаемая информация их не устраивает с пози­ции содержания, качества чтения доклада, способов взаимодействия. «Зигзаг» постоянно куда-то спешит, порой создает­ся впечатление, что он случайно попал на встречу. Ему свойственны быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому, по­рой он задает вопросы не дожидаясь на них ответа. Быстро и откро­венно оценивает партнера, коллег, ситуацию. В момент принятия решения погружается в себя.

6 стр., 2936 слов

Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении

... поведением флюгера. По степени учета интересов окружающих (организации) поведение ... обязанностей, ровное настроение, скромность и ... в деятельности и общении такого служащего можно ... лидерству, умение быстро найти контакт с ... вопрос, какой из них в данный момент преобладает и насколько соответствующие действия человека целенаправленны. Исходя из задачи приближения к запланированному результату поведение ...

Коммуникатор в общении с «зигзагом» должен говорить быстро, кратко и по существу, допускаются шутки, юмор, остроты, однако они должны быть целесообразными и уместными. «Зигзагу» нужно уделять постоянное внимание; если он работает успешно, то следует его публично отмечать, хвалить его за успехи, демонстрировать его преимущества. «Зигзаг» с удовольствием участвует в творческих заседаниях. Чем больше творчества и инновационной деятельности, тем больший интерес к работе он проявляет. Вместе с тем, эмоцио­нальные «зигзаги» не всегда срабатываются с «квадратами», поэтому следует более грамотно распределить задания и роли в команде. Не­обходимо также помнить, что источник стресса у «зигзага» — это | скучная, однообразная работа, недостаток внешних побуждений. Доброжелательность и чувство юмора помогут в общении с ним.

§ 5. Прямоугольный тип человека

Речь «прямоугольника» — неуверенная, неясная, сбивчивая, Эмоциональная, аритмичная, с «паузами нерешительности», скоро­говорками; колебания громкости и высоты тона, высокий, срываю­щийся голос, междометия, «слова-паразиты», путаные вопросы.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений ... мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию: ... страх, признак виновности; - расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль; - сужение ... поведение, как правило, становится частью этого состояния, например ...

Язык тела — неуклюжий, резкие, отрывистые движения, неуве­ренные, незаконченные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье, как правило часто краснеет.

Основные характеристики поведения. «Прямоугольнику» свойственна изменчивость, непоследовательность, неопределен­ность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость (до безрассудства), низкая самооценка, не­уверенность в себе, доверчивость, импульсивность, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, за­бывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, «барсучья психология», имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам.

Внешний вид — меняющийся, неопрятный, ситуативно неуме­стный.

Коммуникант-«прямоугольник», как правило, не знает, что ему нужно, плохо «вписывается» в ситуацию. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, интерес к информации не показывает, может задавать неоднократно одни и те же вопросы, невнимательно слушает ответы на них. Например, во время юри­дической консультации может прервать ответ юриста вопросом совершенно по другому поводу. Может делать вид, что удовле­творен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес. стать равнодушным («уйти в себя») или даже критически настро­енным. Подвержен переменам настроения.

В общении с «прямоугольником» коммуникатору необходимо проявить участие, но не быть навязчивым, когда тот пришел в замешательство и засмущался. Общаться с ним желательно просто, говорить четко и кратко. Поскольку он старается рассказать о своих пробле­мах, бедах и неудачах, нужно быть осторожным, терпеливым и корректным, особенно если у вас нет возможности его выслушивать. Давая информацию «прямоугольнику», необходимо показать ее практическую значимость в решении его проблем, это повысит его мотивацию. Инструктаж «прямоугольника» по выполнению конкретном работы потребует большего времени, чем у других фигур. Чрезвычайно важно вовремя обнаружить у него стресс. В этот момент ему свойственны: сильное замешательство, резкое снижение самооценки, крутые, мгновенные изменения настроения, изменчивость и не последовательность поведения, чрезмерная доверчивость и повышенная внушаемость, активизация игрового поведения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. Традиционным этот вопрос является и в общей ...

Таким образом, владея информацией по психогеометрии, коммуникатор в процессе общения с деловыми партнерами достаточно быстро и адекватно поставит диагноз и использует эту информации' для разработки таких сценариев коммуникативного поведения, которые позволят дифференцирование управлять коммуникацией и научат искусству «быть другим» с целью эффективного, конструктивного взаимодействия и достижения поставленных целей.

Вместе с тем следует помнить, что в реальной практике человеческого взаимодействия «чистые» типы людей не встречаются. В большинстве своем люди представляют смешанный тип, например диады треугольник с зигзагом (сам генерирует идеи и сам их реализует) или квадрат с кругом (организованный, педантичный, но человечный) или триады: например, ведущая фигура треугольник, сопутствующая — квадрат и некоторые элементы круга.