2. Происхождение партий

  1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Политология наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институто отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании культуре и т. д. некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономик политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки». Роль и значение политологии как науки и как учебной дисциплины 1. Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных ‚разработок в реальную политику. Политология исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое. Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и, в случае необходимости, вносить необходимые коррективы. Политология как наука может также выполнять определенные идеологические функции. Например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

    13 стр., 6114 слов

    Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии

    Часть 1. Задания к работе по теме: Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии А. Каким ученым античности (или философским школам) принадлежат следующие взгляды и высказывания: Основу души образует воля, а не разум, так как душа призвана управлять телом… Учение Платона оказало влияние на Августина (IV–V вв. н. э.), творчество которого ознаменовало ...

    Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относиться к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма, насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности. Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной. В истории партий Макс Вебер выделил тир этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии. Считается, что двумя основными причинами появления массовых партий были: а) распространение избирательных прав, которое вынуждало к расширению объема влияния; б) организационное развитие рабочего класса. Последнее вело к тому, что: организующийся вне парламента пролетариат, создавал массовые партийные организации; в свою очередь этот процесс вынуждал к конкуренции традиционные группировки, которые массовости пролетарских партий должны были противопоставлять преобразования своих структур в том самом направлении. Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения. Первой массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.).

16 стр., 7999 слов

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ “ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ” Министерство образования РФ Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра политологии Учебно-методическое пособие по курсу « Политическая психология» Составитель: И.В. Денисова Омск Издательство СибАДИ 2003 ББК 66.01 Рецензент канд. эконом. наук, доц. З.В. Глухова Работа одобрена методической комиссией ...

Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права. Каждая партия создавалась для защиты определенных интересов населения (как правило, экономических или национальных).

4. Политические партии в России начала XX века Накануне Первой мировой войны Российская империя являлась переходным, аграрно-индустриальным, традиционным (или общинно-государственным) обществом с некоторыми зачаточными элементами гражданского общества, одной из важнейших институций которого являются массовые политические партии. В межреволюционный период 1907—17 гг. политический процесс в России в основном протекал в рамках избирательных кампаний в нижнюю законодательную палату — Государственную Думу и в местные органы самоуправления по феодально-представительной антидемократической цензовой системе и под жестким политическим контролем государства. В это время в России были образованы по идейно-политической ориентации четыре основных группировки политических сил: 1. Правые, традиционно-фундаменталистские, националистические партии, выступавшие за восстановление и укрепление традиционных ценностей, в том числе и абсолютистской монархии — царского самодержавия, под лозунгом: «За ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, ЦАРЯ САМОДЕРЖАВНОГО, ОТЕЧЕСТВО НЕРАЗДЕЛЬНОЕ, РОССИЮ для РУССКИХ». 2. Правоцентристские, консервативно-охранительные партии, стремившиеся к сохранению «статус-кво». 3. Лево-центристские, либерально-реформистские партии, ориентировавшиеся на модернизацию России путем реформ. 4. Левые, социалистические партии, выступавшие за построение в России или на базе России, некоего идеального т.н. «социалистического» общества — прообраза «светлого будущего» для всего человечества. Спектр фундамеиталистско-националистических партий был довольно широк: ультраправые, акций («Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела»), правые радикалы, («Отечественный Союз», «Русский народнический всесословный союз»), и умеренные правые партии («Русская монархическая партия» и т. д.), действующие в рамках легального политического процесса. Все они защищали интересы абсолютной монархии, традиционалистских кругов дворянства и чиновничества, опираясь на городские «низы», патриархальное крестьянство и националистские слои интеллигенции. Их финансирование осуществлялось в основном за счет казны по линии МВД из т.н. «рептильных фондов». Формально в националистических партиях состояло от 400 тыс. до 3 млн. чел., реально же не более 50—100 тыс., главным образом, из политически активных, но малообразованных слоев населения. По источникам финансирования, идейно-политической ориентации и практической деятельности эти партии являлись своего рода «квазигосударственными» партиями. Консервативная партия «Союз 17-го октября» стремилась к сохранению существующих порядков, допуская, в лучшем случае, лишь незначительные, главным образом, «косметические» реформы «сверху». Либеральные партии конституционных демократов (кадетов) и прогрессистов выступали за более радикальные реформы — переход к конституционной монархии и ускоренную вестернизацию. Консервативно-либеральные партии выражали интересы центристски настроенных слоев общества: обуржуазившихся помещиков, либеральных чиновников, высших и средних слоев, интеллигенции, опираясь в основном на средние городские слои населения. Среди левых социалистических партий, как и на правом фланге, имелся полный набор: умеренные — трудовики, энесы, меньшевики и эсеры; радикалы — большевики, часть эсеров и ультралевые анархисты.

7 стр., 3104 слов

Методы социологии. Информатизация общества

... Классические и современные теории политических элит Изменения в социальной структуре при переходе к информационному обществу Список литературы 1. Методы социологии. История становления социологической ... к информации, возможности оказывать давление на массу. Профессиональные функционеры профсоюзов, партий социалистической ориентации, особенно ставшие членами парламента, меняют свой социальный статус ...

7. Функции и методы политологии

1. Теоретико-познавательная — адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.2. Методологическая — использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.3. Рационализаторская — усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.4. Диагностическая — определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.5. Социализирующая — приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.

11 стр., 5083 слов

Политическая психология

... власти. Политическое функционирование – это управление деятельностью различных политических институтов (государственных заведений, политических партий, органиаций), управление общими делами, процессами удовлетворения нужд общества и ... метод исследования политической активности ставит своей целью изучение и анализ закономерностей в поведении избирателей, в зависимости от специфики избирательных ...

Методы политологии Метод — это способ получения нового знания. В политологии методы — это способы изучения политики.

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура — режим власти, наличие политических партий — избирательная система и т. д.).4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство — это «вход» системы; реакция на это государства, власти — это «выход».5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности — в пище, безопасности, свободе и т. д. 6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

6 стр., 2843 слов

Борьба вождей между собой за власть

... МИХЕЛЬСА «СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ» (Лейпциг, 1911) Тезис о неограниченной власти вождей в демократических партиях нуждается в ... немногочисленную, опору в массах, то господствующие : в партии лидеры пытаются охладить их пыл и нейтрализовать: вожди оппозиции ... большинство партии, чтобы выйти из-под влияния партии, а самое главное - рабочей массы, и стать в зависимость ...

8. Роль политических партий в жизни общества. Неотъемлемой частью п-кой с-мы совр. дем. об-ва явл. п-кие партии (ПП).

Наличие множ. а партий в гос-ве явл. одним из главных при-знаков гражд. общ-ва и демократич. устр-ва. Термин ПП возн. во 2 пол. 17 в. П-лог Дю-верже считает, что ПП прошли в своем разви-тии 3 стадии: аристо-кратич. кружки, ари-стократич. клубы, совр. мас. партии. Признаки ПП (по Лапаломбара и Вейнеру): 1) Длит. во времени действующие объедин. людей, не завис. от лидера, в от-лич. от других, кот. зависят от рук-лей. 2) Сущ-ие устойч. ме-стных организаций, поддерживающ., проч-ные связи с нац. рук-вом. 3) Основная цель? завоев. и осущ. власти посредст. победы на выборах, работы в пар-ламенте и прав-ве, в отличие от ГИ, кот. стремятся воздейств. на власть, оставаясь вне ее сферы. 4) Обеспечен. народной поддержки, начиная от голосов., и кончая активным член-ством в партии. ПП? это орг-ное объедин. граждан с общими соц. интересами и п-ким пониманием о форме гос. устр-ва, общ-нном и экономич. строе с целью достиж. я и кон-троля власти путем парлам. выборов. Функции ПП: 1) Идеологическая? представл. интересов соц. групп, определе-ние целей, заданий, принципов, способов их достиж. 2) Избирательная? привлеч. граждан к выборам, агитация за своего кандид. или парт. список. 3) Прав-венная? участие в формир. орг-ов гос. власти с целью влиян. на политич. решения. 4) Кадровая? формир. полит. элит и выдвиж. новых полит. лидеров.

10. Способы классификации политических партий. Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Здесь находится место самым различным объединениям — от традиционно сильных консерваторов в Великобритании до партии любителей пива в Польше. В основу классификации партий могут быть положены разные критерии: социальный состав, идеологическая приверженность, принципы организации и др. Если, например, за основу классификации берется характер и задачи их деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях. Реформаторские, выступающие за умеренные изменения в общественных отношениях. Консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни. Реакционные, ставящие перед сбой задачи восстановления старых структур. В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на правящие и оппозиционные. По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные. Весьма распространенным является способ классификации партий по признаку прогрессивности или консервативности политических программ. Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические цели, принято называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки, получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное положение, нередко называют партиями центра.

11 стр., 5084 слов

Причины и стимулы стремления людей к власти

... , административно-силовые, культурно-информационные; · субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии; · объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д ... ) характер. 2. Отсюда – вторая характеристика власти: власть представляет отношение зависимости между людьми в обществе. 3. Власть осуществляется с помощью особых властных методов. [2 ...

12.Партийные системы. Их классификация. В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством. Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов, уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т. п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы. Типы партийных систем: 1) в зависимости от характера политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы; 2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий); 3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные; 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные; 5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

16. М Херманн. Маргарет Дж. Херманн (США) классифицирует лидеров в зависимости от имиджа. На основе учета таких переменных, как характер лидера, свойства его последователей, способы взаимосвязи лидера с его сторонниками, конкретная ситуация, в которой осуществляется лидерство, исследовательница выделила четыре собирательных образа лидера.

Образ первый. Лидер-знаменосец, вырабатывающий собственное видение действительности. У такого лидера есть образ желаемого будущего и предполагаемые способы его достижения. Он определяет цели, указывает направления деятельности своим сторонникам и увлекает их за собой. К этому типу можно отнести лидера российских большеви- ков В.И.Ленина, борца за гражданские права негров в США Мартина Лютера Кинга.

Образ второй. Лидер-служитель, выступающий в роли выразителя интересов своих приверженцев. На практике лидер такого типа руководствуется тем, что ожидают и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа может быть Г. Коль (ФРГ).

Образ третий. Лидер-торговец, который как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на их поддержку. Такой лидер обладает способностью убеждать, вовлекая тем самым сторонников в реализацию своих планов. Образцом подобного лидера можно считать сорокового американского президента Р.Рейгана.

Образ четвертый. Лидер-пожарный, которого отличает быстрая реакция на насущные требования времени. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать оптимальные решения. В действительности эти собирательные образы в «чистом виде» встречаются редко. Чаще всего лидеры в различных пропорциях сочетают в себе те или иные свойства от каждого собирательного типа.

17. Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества.

18. Типы политического лидерства

1. Типология лидерства по М. Веберу — в зависимости от идеальных типов господства: традиционное — основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке; легальное — основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка; харизматическое — основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера исключительных качеств. 2. Типология лидерства по Г. Лассуэллу — в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения: агитационное — воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером; организационное — влияющее на политический процесс посредством использования возможностей структуры, организации; теоретическое — воздействующее силой интеллекта, логики. 4. Типология лидерства по Р. Такеру — в зависимости от целей лидеров и от воздействия на общество: консервативное — базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде; реформаторское — стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное — ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации. В зависимости от вида институциональности выделяют формальное (функциональные отношения) и неформальное (личные отношения участников) лидерство. По характеру деятельности лидера различают: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации).

По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое — выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению; авторитарное — предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах. По содержанию лидерство политическое делится на творческое, когда лидер разрабатывает и предлагает программу поведения, и исполнительное, когда лидер выступает лишь исполнителем уже заданной программы. В зависимости от субъектов может быть индивидуальное и групповое политическое лидерство, в зависимости от объекта — общенациональное, партийное, территориальное и т. п. По отношению к власти выделяют правящее и оппозиционное лидерство. В зависимости от срока действия политическое лидерство может быть временное и постоянное.

20. Функции лидерства: социально-организационная (интегративная) — организация и управление, мотивация и интеграция в единую социальную общность; культурно-организационная (социокультурная) — социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивная — координация и регулирование политических интересов

25. Политическая элита. внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения).

Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит эффективно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье. Важнейшей характеристикой политической элиты является способ легитимации власти, обуславливающий механизмы выработки и принятия политических решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения. Присущие им роли- руководить, управлять, принимать решения

26. Холодная война— глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов, завершившаяся поражением Советского Союза. Название «война» здесь условно, так как эта конфронтация не была войной в прямом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне, пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплочённости всех членов противоположных блоков. США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений. Объявленный Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС, а также повлёк за собой экономический коллапс в СССР. В конечном итоге СССР, обременённый экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в 1991 году. В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989—1990 годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, что можно считать окончанием холодной войны.

28. Геополитика. Термин «геополитика» появился в начале XX в. Геополитика (от гр. gе — Земля + politike — политика) — это учение о географической обусловленности политических явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географической средой и политикой государств. Это наука о поисках путей устойчивого развития, создания сильного или нормально функционирующего государства. Она исследует пространства, совокупность разных элементов природной и политической обстановки, вынуждающей человека разнообразить свои потребности, способности, трудовые умения и навыки и вместе с этим лучше попять политические процессы, происходящие в стране. К функциям геополитики относятся: 1) познавательная. Она помогает гражданам, особенно молодежи, студентам, получить необходимую информацию, раскрывающую сущность и основные концепции геополитической теории, познать ее роль в государстве, в межстрановых отношениях и т. д. Ее важнейшее назначение — помочь политикам в выработке национальной стратегии экономического и культурного развития, в создании надежных условий консолидации и жизнеобеспечения народа. 2) интегральная. Геополитика объединяет в единое целое и пользуется достижениями многих естественных и общественных наук для эффективного решения социально-политических проблем в интересах людей, государства. 3) аналитико-рекомендателъная. Она исследует территориальную расстановку политических сил как внутри, так и в других (прежде всего в соседних и ведущих) странах в соответствии с их географическим положением, а также вырабатывает конкретные предложения для государственных деятелей, определяющих внутреннюю и внешнюю политику. 4) сохранно-защитительная. Эта функция нацелена на сохранение своего государства и народа как культурно-исторической общности. Геополитика способствует росту экономического и оборонного могущества, увеличению жизненных благ, разрешению проблем государственной безопасности. Таким образом, основные вопросы геополитики — изучение геополитической практики государства, конфигурации расселения, среды обитания и качества жизни своего парода, отношения с политическими силами соседних и других стран. Изучение их необходимо для того, чтобы укрепить свои политические позиции и свое право па жизненное пространство в данном регионе, чтобы своевременно устранять возможные препятствия на пути социально-экономического развития своей нации. Геополитика в определенном смысле — это психология и стратегия государства. Знать геополитическую программу нации — значит знать ее глубинные инстинкты, овладеть психоанализом парода. Следовательно, геополитика изучает соотношение территориальных и политических сил и интересов на географическом пространстве, которое охватывает определенную страну (регион), континент, весь мир.

29. Бихевиористские подходы. частично. Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19- 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Так как в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул — реакция» (S — R).

Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж.Уотсоном. «Манифестом» бихевиоризма считается его статья «Психология с точки зрения бихевиориста», но предпосылки возникновения складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных, физиологические и психологические идеи российских ученых.

38. Россия и ведущие международные организации. Россия продолжила членство СССР в ООН (включая статус постоянного члена Совета Безопасности) и в других международных организациях[25], участие в международных договорах СССР, приняла на себя обслуживание внешнего долга бывшего СССР, к ней же перешли все советские зарубежные активы в полном объёме. В международных отношениях Россия выступает в качестве государства-продолжателя СССР[26][27][28], однако данный статус оспаривается отдельными государствами и остаётся предметом дискуссии[29] в научных кругах. Россия — один из ключевых участников международного общения. В качестве одного из пяти постоянных членов СБ ООН остаётся одной из традиционных великих держав[30] и несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую Восьмёрку» экономически развитых государств. Является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ (организация по безопасности и сотрудничеству в европе).

Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ(содружество независимых гсударств), ЕврАзЭС(евразийское экономическое сообщество), ОДКБ(организация договора о коллективной безопасности), ШОС(шанхайская организация содружества).

Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство. Внешняя политика России определяется Президентом страны и осуществляется Министерством иностранных дел. Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет диппредставительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией2008 года), Бутаном, Тувалу и Соломоновыми Островами.

39. Избирательное право — сущность, основные принципы. Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право. Первое — это система правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в стране. Второе — это гарантированное государством право конкретного лица (обычно гражданина, поскольку, как правило, неграждане страны избирательными правами не обладают) на участие в выборах. Исходные основы, важнейшие принципы и нормы избирательного права закрепляются в конституциях страны. В первую очередь — это такие общие демократические принципы избирательного права, как всеобщие, равные, прямые выборы при свободном и тайном голосовании, гласность и открытость выборов, их периодичность и др. Избирательное право не может быть ограничено иначе как в силу гражданской недееспособности, окончательного уголовного приговора и в случаях недостойного поведения, указанных законом. Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право — это право граждан избирать, т. е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов (парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов. Пассивное избирательное право — это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, ибо не всякий, кто обладает активным избирательным правом, обладает и пассивным. Это имеет место прежде всего потому, что обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т. е. 18-летнего возраста), чем пассивное, которое приобретается на несколько, а иногда и на 10—15 и более лет позже. Основными указанные принципы считаются в силу того, что сегодня они признаются обязательными практически повсеместно, где проводятся выборы. Это, заметим, стандартный набор принципов, которые, как правило, закрепляются в современном избирательном законодательстве и даже в некоторых международных актах. В то же время в некоторых странах в законодательстве зафиксированы и некоторые другие принципы. К таким дополнительным принципам относятся, например, альтернатива. Под альтернативностью на выборах понимают включение в законодательство таких условий, при которых кандидаты вступали бы в конкуренцию, а избиратель действительно имел бы возможность выбора между различными кандидатами.

40. Современные концепции международных отношений

Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д. В качестве основных субъектов международных отношений и мировой политики выступают прежде всего государства и международные организации. Государства являются наиболее влиятельными и организованными субъектами, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государство контролирует деятельность иных участников международных связей — его административных единиц (областей, краев, регионов), общественных организаций, фирм, индивидов. Субъекты международных отношений — международные политические или военно-политические, общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ).

Современные тенденции международных отношений: интернационализация — рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения всех аспектов его безопасности; решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. Это меры по сохранению мира, минимизации военной опасности, сохранению окружающей среды, борьбе с эпидемическими заболеваниями и преступностью; демилитаризация и демократизация — решительный отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений. Проблемы, стоящие перед международными отношениями на современном этапе 1. Международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами и др. 2. Международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности производства. 3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры, преодоление отчуждения человека от природы, общества, политики и международных отношений и др. Внешняя политика государства Государство — основной институт политической системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Внешняя политика — разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность. Концепция внешней политики государства включает следующие принципы: — защита национальных интересов, целей и приоритетов государства; - сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; - защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан; - обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны; - установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.

43. Роль сми

Политика и средства массовой информации (СМИ) СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реализации политического процесса. Их отличительные черты: 1. публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; 2. наличие специальных технических приборов аппаратуры; 3. непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; 4. однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; 5. непостоянный, дисперсивный характер их аудитории. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Политические функции СМИ: 1. информационная; 2. образовательная; 3. социализационная; 4. функция критики и контроля; 5. артикуляция различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов; 6. мобилизационная; 7. инновационная (инициирование политических изменений и постановка политических проблем); 8. оперативная (обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций); 9. формирование общественности и общественного мнения. Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Оно основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без должной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы. Способы манипулирования достаточно многочисленны: социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание ярлыков и многое другое.