Программа по дисциплине 3

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ________________

__________________________________

________________И.О.Ф. председателя

(подпись)

«______"______________ 200__ г.

Обсуждена на заседании кафедры __________________________________

Протокол № ____ от «___"________200__г.

________________ И.О.Ф. зав. кафедрой

(подпись)

«Технология обследования и формирования произносительной стороны речи»

(код по УП) (наименование дисциплины)

Специальность: ___________

Специализация: ___________

Составитель: А.Ю.Чистобаева,

старший преподаватель

кафедры коррекционной педагогики

Новосибирск 2007

Форма обучения: заочная

Факультет педагогики и психологии детства

Курс 3

Семестр 5

Вид и объем занятий

Количество часов

Форма контроля

Объем по ГОС

36

экзамен

Семестр

5

Объем по учебному плану всего, в том числе аудиторные занятия

36

Лекции

10

Лабораторно- практические

8

Самостоятельная работа

18

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта

ДПП.Ф.12. Технология обследования произносительной стороны речи

Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания.

1.2. Ссылка на типовую программу учебной дисциплины

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 50 715 «Логопедия», рабочего учебного плана, утвержденного Советом НГПУ «___» ___________________ 200 г.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

Нарушение произносительной стороны речи, как и любое нарушение речи, в той или иной степени может отразиться на дальнейшем развитии ребенка, его деятельности и поведении, может стать причиной трудностей в освоении чтения и письма в период обучения в начальной школе.

Реализация программы курса «Технология обследования произносительной стороны речи «будет осуществляться в рамках обучения на факультете педагогики и психологии детства по специальности «Логопедия».

Цель дисциплины: подготовка студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные у будущих специалистов эталоны действий (артикуляторных, звукопроизносительных, интонационных и др.)

При реализации учебной дисциплины «Технология обследования произносительной стороны речи» в связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

  • обеспечить усвоение студентами теоретико- методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей;
  • создать условия для овладения студентами технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных коррекционных занятий.

Дисциплина ориентирована на коррекционно- развитвающий, диагностический, аналитический, научно- методический, организационно- управленческий и консультативный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типов задач:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • коррекционное обучение детей с нарушениями речи;
  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

в области диагностической деятельности:

проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического и речевого развития, соответствия нормам;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно- методической работы, участие в работе научно- методических объединений;
  • анализ собственной деятельности в целях ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области организационно-управленческой:

  • ведение документации логопеда, речевых карт;
  • консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса «Технология обследования произносительной стороны речи» студент должен:

знать:

  • строение и функционирование речевого аппарата;
  • закономерности становления звуковой (фонетической) системы языка в онтогенезе; параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;
  • содержательные, структурные и методические аспекты обследования и формирования произносительной стороны речи;

уметь:

  • производить целенаправленное наблюдение и самонаблюдение за состоянием и движениями мышц лица, органов артикуляционного аппарата, за дыханием и голосом;
  • определять параметры анализа и производить анализ в самоанализ (по соответствующим параметрам): строения, статики и динамики лица, артикуляционного аппарата, голосообразующей и дыхательной систем; звукопроизношения; фонематического восприятия; интонационной, стороны речи;
  • подбирать и структурировать коррекционно- ориентирующий дидактический и речевой материал для работы над мимической и артикуляционной моторикой, звукопроизношением, фонематическим восприятием и интонацией;
  • моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах (начальном, продвинутом, конечном);

владеть навыками:

    • ведения протоколов обследования;
    • анализа материалов, полученных в ходе обследования (по заранее определенным параметрам);
    • обобщения результатов обследования, формулирования выводов;
  • оформления речевой карты (ее фрагментов) по результатам анализа я обобщения материалов обследования;
    • сопоставления полученных результатов обследования разных детей в рамках одних и тех же разделов обследования, установления индивидуальных особенностей состояния речи детей.

1.5. Виды и формы контроля

Текущий контроль: в течение семестра студенты выполняют 2 самостоятельные работы, по которым далее делаются устные выступления, пишут контрольные работы по итогам каждой темы, тестирование с использованием материалов программированного контроля.

Итоговый контроль: предполагает отчет по результатам самостоятельной работы и устный экзамен в 5 семестре.

1.6. Виды активных методов и форм обучения

Формы: лекции, лабораторно- практические занятия, текущая самостоятельная работа, подготовка к контрольной работе, подготовка к тестированию.

Методы: проективный, иллюстративный, реферирование, конспектирование, метод анализа и решения конкретной ситуации.

Для реализации программы предполагается чтение лекций, во время которых студенты получают теоретические знания по основным разделам курса, практические и лабораторные занятия, на которых на конкретном материале закрепляются полученные знания.

Практические и лабораторные занятия проходят в аудиториях института и на базе лечебных и образовательных учреждений специального назначения.

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с теоретической литературой по проблемам учебной дисциплины, реферирование литературы, подготовку докладов и сообщений по отдельным вопросам, углубленное изучение отдельных вопросов. В процессе реализации программы «Технология обследования и формирования произносительной стороны речи» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

  • конспектирование;
  • подготовка мультимедийной презентации;
  • разработка групповых проектов;
  • составление библиографических списков;
  • составление тезисных планов;
  • письменный анализ монографии;
  • обзор публикаций по теме;
  • разработка текста консультации по изучаемой проблеме.

Предполагается следующие виды работы по проверке знаний:

  • письменный отчет по результатам самостоятельного изучения тем;
  • защита мультимедийной презентации;
  • защита групповых проектов;
  • опрос;
  • контрольная работа с использованием заданий программированного контроля;
  • проверка таблиц и конспектов;
  • устный зачет.

1.7. Межпредметные связи

При изучении дисциплины «Технология обследования произносительной стороны речи» рассматриваются специфические особенности звукопроизносительной организации речи, основные знания о правильной артикуляции, нормативном звукопроизношении, разнообразных нарушениях, способах и приемах выявления и коррекции. Базой для освоения данной дисциплиной служит изучение разделов «Дислалия», «Дизартрия», «Ринолалия», фонетического строя русского языка и первоначальные сведения об основах логопедии — развитие речи в онтогенезе, классификации нарушений речи, обще дидактических и методологических принципах логопедии.

Раздел 2. Содержание дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Тематическое планирование

Лекц.

ЛПЗ

Сам.

Раб.

Всего

часов

10

8

18

36

1.

Строение и функции артикуляционного аппарата

1

1

2

2.

Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи

1

1

2

3.

Технология выявления нарушений звукопроизношения

2

2

4

8

4.

Технология коррекции речевых звуков и формирования произносительных умений и навыков

4

5

8

17

5.

Технология формирования речевого дыхания

2

1

4

7

2.2. Содержание раздела

Тема 1. Строение и функционирование артикуляционного аппарата

Анатомо-физиологические механизмы речи. Центральный и периферический речевой аппарат. Строение периферического речевого аппарата. Роль слуха и зрения в развитии речи.

Тема 2. Голосовые и звукопроизносительные характеристики

устной речи

Классификация звуков русского языка. Артикуляционные признаки звуков речи. Акустические признаки звуков речи. Взаимосвязь звуков русского языка.

Основные компоненты произносительной стороны речи. Темпо- ритмическая и мелодико- интонационное оформление речи.

Тема 3. Технология выявления нарушений звукопроизношения

Принципы и приемы выявления нарушений звукопроизношения. Особенности обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста, младших школьников подростков и взрослых.

Требования к дидактическому материалу для проведения обследования звукопроизношения.

Тема 4. Технология коррекции речевых звуков и формирования произносительных умений и навыков

Система коррекционной работы. Этапы логопедической работы (подготовительный этап, постановка звуков, этап автоматизации и дифференциации).

Артикуляционная гимнастика, приемы и правила проведения.

Приемы постановки звука: постановка звука по подражанию, использование обходных приемов, использование механических приемов постановки звука. Игровые приемы в постановке и закрепления звука.

Тема 5. Технология формирования речевого дыхания

Нарушение речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизношения. Приемы развития дифференциации речевого вдоха и выдоха. Приемы формирования длительного и равномерного речевого выдоха.

2.3. Тематическое планирование лабораторно-практических занятий

Тема ЛПЗ

Содержание занятия

Кол- во

часов

1. Выявление нарушения звукопроизношения

1. Обзор методических пособий по обследованию звукопроизношения.

2. Этапы логопедического обследования ребенка.

3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению.

2

2. Технология коррекции свистящих и шипящих звуков

1. Этапы логопедической работы по устранению сигматизма.

2. Методики постановки свистящих и шипящих звуков.

3. Составление плана логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения шипящих и свистящих звуков.

1

3. Технология коррекции сонорных звуков

1. Этапы логопедической работы по устранению ротацизма, ламбдацизма.

2. Методики постановки сонорных звуков.

3. Составление плана логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения сонорных звуков.

1

4. Технология коррекции заднеязычных звуков, дефектов озвончения и твердости- мягкости согласных

1. Исправления произношения средне- и заднеязычных звуков.

2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков.

3. Методы исправления дефектов озвончения и оглушения.

1

5. Технология коррекции речевых звуков

1.Особенности логопедической работы по устранению нарушений произношения при ринолалии.

2. Особенности и специфика коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.

2

6. Технология формирования речевого дыхания и темпо- ритмической и мелодико- интонационной стороны речи

1. Отличия физиологического и речевого дыхания.

2. Методики развития правильного речевого дыхания и голоса.

3. Последовательность работы по формированию речевого дыхания.

1

2.4. Содержание и организация самостоятельной работы

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы

Тема и содержание задания

Часы

Тема 1. Строение и функции артикуляционного аппарата

  1. Подготовка мультимедийной презентации «Строение и функции речевого аппарата»
  2. Подготовить тексты консультаций для родителей
  • Воспитание у детей правильного произношения
  • Этапы усвоения звуков родного языка в дошкольном возрасте

1

Тема 2. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи

1. Подготовка мультимедийной презентации «Классификация звуков русского языка»

2. Подбор, составление электронной картотеки и анализ статей из журналов «Дефектология», «Логопедия», «Практическая психология и логопедия», «Логопед» по проблемам выявления и коррекции нарушений произносительной стороны речи.

1

Тема 3. Технология выявления нарушений звукопроизношения

1. Подбор методик и речевого материала для проведения обследования звукопроизношения.

2. Подготовить характеристику нарушений произношения звуков по следующим направлениям анализа:

  • Распространенность и частотность нарушений звукопроизношения.
  • Виды нарушений звукопроизношения по количеству дефектных звуков.
  • Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения.
  • Формы и уровни.

Литература:

  • Беккер К.Л., Совак М. Логопедия. — М.: Медицина, 1981.
  • Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. — М.: Академия, 2001.
  • Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.
  • Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия М., 1969.
  • М.Ф.Фомичева. Воспитание правильного произношения у дошкольников. — М.: Просвещение, 1989.
  • Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1995.

4

Тема 4. Технология коррекции речевых звуков и формирования произносительных умений и навыков

  1. Подбор, составление картотеки приемов постановки звуков

по следующим направлениям:

  • Артикуляционный профиль звука, с подробным описанием артикуляционного уклада.
  • Формы нарушения данного звука
  • Подготовительные артикуляционные упражнения.
  • Различные приемы постановки.

8

Тема 5. Технология формирования речевого дыхания

1. Конспектировать:

Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.

2. Подготовить текст консультации для родителей

  • Развитие дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Литература: Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М.

4

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • оборудование аудитории (зеркала);
  • мультимедийное демонстрационное оборудование;
  • аудио- и видеоаппаратура;
  • аудиозаписи речи детей;
  • видеозаписи занятий с детьми;
  • учебные наглядные пособия (таблицы, профили артикуляционных укладов, раздаточный и демонстрационный картинный материал).

Вопросы к экзамену

  1. Характеристика и функции центрального речевого аппарата
  2. Характеристика и функции периферического речевого аппарата
  3. Характеристика звуков русского языка
  4. Характеристика темпоритмической стороны устной речи
  5. Характеристика мелодико-интонационной стороны устной речи
  6. Причины, проявления и последствия нарушений звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  7. Понятие фонетических и фонематических нарушений звуков
  8. Принципы организации логопедической работы по устранению нарушения звукопроизношения
  9. Правила и приемы обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  10. Правила и приемы обследования фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  11. Организация и формы коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  12. Артикуляционная гимнастика. Виды, назначение
  13. Методика проведения артикуляционной гимнастики
  14. Артикуляционный уклад свистящих звуков
  15. Сигматизмы свистящих звуков. Приемы коррекции дефекта
  16. Парасигматизмы свистящих звуков. Приемы коррекции дефекта
  17. Артикуляционный уклад шипящих звуков
  18. Сигматизмы шипящих звуков. Приемы коррекции дефекта
  19. Парасигматизмы шипящих звуков. Приемы коррекции дефекта
  20. Артикуляционный уклад звуков Р и Р'
  21. Основные виды ротацизмов. Приемы коррекции дефекта
  22. Основные виды параротацизмов. Приемы коррекции дефекта
  23. Артикуляционный уклад звуков Л и Л'
  24. Основные виды ламбдацизмов. Приемы коррекции дефекта
  25. Артикуляционный уклад заднеязычных звуков
  26. Основные виды каппацизмов. Приемы коррекции дефекта
  27. Основные виды паракаппацизмов. Приемы коррекции дефекта
  28. Артикуляционный уклад звуков звука Й
  29. Основные виды нарушений звука Й. Приемы коррекции дефекта
  30. Дефекты твердости- мягкости звуков. Причины, система работы по устранению дефектов
  31. Дефекты озвончения. Причины, система работы по устранению дефектов
  32. Коррекция нарушений речевого дыхания
  33. Использование игровых и наглядных приемов при коррекции звукопроизношения
  34. Особенности логопедической работы по устранению нарушений произношения при ринолалии.
  35. Особенности логопедической работы по устранению нарушений произношения при дизартрии.

Примерная тематика рефератов

  1. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования
  2. Фонаторная и дыхательная система. Строение, функционирование, основы технологии обследования.
  3. Голосовые, дыхательные и темпо- ритмические упражнения в логопедической работе
  4. Техника проведения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе логопедической работы
  5. Развитие ритмико- интонационной стороны речи в процессе занятий по произношению

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Базовой теоретической и практической подготов­кой к данной дисциплине является предварительное или парал­лельное изучение таких учебных дисциплин как «Анатомия, фи­зиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Современ­ный русский язык» (раздел «Фонетика»), «Развитие речи в норме и недоразвитие речи», «Ло­гопедия» (разделы: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия).

Со­держание дисциплины является основой для изучения дисциплин «Индивидуальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», «Индивидуальные и фронтальные формы коррекционно- педагогической работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (классах коррекционно- развивающего обучения)», «Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии».

Овладение технологией обследования произносительной стороны речи и формирования у детей произносительных умений в процессе коррекционного воздействия требует персональной практической готовности каждого студен­та к выполнению соответствующих профессионально значимых операций и действий. В этой связи в содержании дисциплины «Технология обследования произносительной стороны речи» направлена на формирование у будущих логопедов операционных умений, необходимых в ра­боте с детьми: артикуляционных, мимических, интонационных, пластических, темпо-ритмических и др.

Учебная практика по дисциплине

Предусмотрено закрепление полученных знаний и умений в процессе проведения учебной практики студентов в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, в на логопедическом пункте общеобразовательной школы и в специальной (коррекционной) школе V вида.

Виды заданий для самостоятельной работы

В процессе реализации программы дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

  • написание и защита реферата;
  • составление библиографических списков статей из ж. «Дефектология», «Логопедия» по проблемам учебной дисциплины;
  • подготовка мультимедийной презентации.

Сводная информация о критериях оценивания по каждому виду деятельности.

Шкала оценки деятельности студентов по дисциплине «Алалия»

Вид работ

Количество работ за семестр

Оценка в баллах за одну работу

Максимально возможная за семестр оценка в баллах по видам работ (баллов)

Первый блок — Аудиторные занятия

Лекции

10

1

10

Лабораторно-практические занятия

8

2

16

Контрольные работы

3

9

9

Контрольное тестирование

1

5

5

Всего по 1 блоку-40 баллов

Второй блок — Самостоятельная работа

Кейсовое оформление результатов

5

4

20

Разработка дополнительной мультимедийной презентации

1

5

5

Поиск информации

1

5

5

Творческое задание

1

5

5

Всего по 2 блоку — 35 баллов

Третий блок — Премиальные баллы

Участие в олимпиадах или профессиональных конкурсах

Подготовка статьи, тезисов докладов

Участие в конференции

Подготовка заявки на грант

Разработка методического материала

Разработка проекта

Всего по блоку -10 баллов

Четвертый блок — зачет или экзамен — отчетность по дисциплине.

Экзамен: Удовлетворительно — 5 баллов.

Хорошо — 10 баллов.

Отлично — 15 баллов.

Общая оценка за дисциплину состоит из ответа на экзамене +оценивания преподавателем работы студента в течение семестра.

от 70 до 75 баллов

удовлетворительно

от 76 до 80 баллов

хорошо

более 81

отлично

Зачет как форма отчетности

70 баллов и выше

зачтено

До 70 баллов

незачтено

Итого за семестр

100

Текущий контроль включает в себя следующие компоненты:

1) учет посещаемости студентами лекционных занятий;

2) оценку работы студентов на практических занятиях;

3) проверку конспектов литературных источников;

4) проверку выполнения практических заданий.

Посещаемость лекционных занятий оценивается 1 балл за каждое занятие.

Продуктивность работы на практическом занятии является более значимой и оценивается в 2 балла за одно занятие. Баллы начисляются в зависимости от степени подготовки, активности участия в обсуждении проблемы, способности четко и осмысленно излагать содержание материала и формулировать собственную точку зрения, базируясь на знании предмета изучения.

Рубежный контроль - по окончании изучения основных разделов дисциплины — включает в себя результаты 3 контрольных работ (КР) с использованием тестов, контрольных проблемных заданий. Работа оценивается по трехбалльной системе. За отсутствие на контрольной работе без уважительной причины вычитается 3 балла.

Выполнение творческой работы (Третий блок) оценивается в зависимости от качества представленной работы, количества использованных источников, степени осмысления материала. Выполнение данной работы предполагает аналитическую обработку материала лекций, семинаров и самостоятельное накопление информации с целью обобщения или раскрытия интересной актуальной тематики. На протяжении курса допускается выполнение не более двух самостоятельных теоретических работ и двух практических исследований. Работа оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Итоговый контроль осуществляется в пятом семестре в форме экзамена и предусматривает устный ответ студента на 3 вопроса билета (по 5 баллов каждый вопрос, в сумме 15 баллов).