Программа 44

Программы для дошкольных учреждений

«Радуга»

Автор к.п.н. Доронова Т.Н.

Первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет.

Авторы программы назвали её «Радугой» по аналогии с 7 цветами радуги,     т. к. она включает семь важнейших видов деятельности и занятий, в процессе которых происходит развитие ребёнка:

1.Красный цвет – физическая культура. 2.     Оранжевый цвет – игра. 3.     Желтый цвет – изобразительная деятельность и ручной труд. 4.     Зелёный цвет – конструирование. 5.     Голубой цвет – занятия музыкальным и пластическим искусством. 6.     Синий цвет – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. 7.     Фиолетовый цвет – математика.

Цель: сохранить здоровье детей

1.поисковая развивающая среда

2.ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности

3. обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

« Развитие»

Автор Л.А. Венгер

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет. Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

Программа составлена для каждого возраста. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

  1. Формирование представлений об окружающем мире
  2. Много внимания художественному развитию
  3. развивать у детей на основе разного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность проявлять гуманность в деятельности, в поведении.
  4. обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения; любознательности, познавательной активности

Программа «Из детства в отрочество» разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой

В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования – его непрерывность. Это и отражает название программы, которое характеризует  непрерывную связь дошкольного и младшего школьного возраста.

 Программа «Из детства — в отрочество» комплексная и охватывает возраст от 1 года до 7 лет.       В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям — «Здоровье» и «Развитие».

 Первое направление программы — «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие.       Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения с раннего возраста вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.       Второе направление программы — «Развитие» — нацелено на:       • развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению);

Вся программа строится на связи с семьей

Программа «Одаренный ребенок» Венгер

предназначена для образовательной работы с группой умственно одаренных детей шестого и седьмого года жизни,

  1. Раскрытие индивидуальных способностей
  2. не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию
  3. развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

Авторы: Н.М. Крылова, В.Т. Иванова Программа «Детский сад — дом радости» стала первой авторской дошкольной программой в России

1.Представлена целой библиотекой книг, в которых прописан для воспитателя сценарий каждого рабочего дня на протяжении четырех лет. Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов.

2. Большое внимание индивидуальному воспитанию.

Особое внимание в программе «Детский сад — дом радости» уделяется организации развивающей среды — пространства, в котором находится ребенок.

Своеобразие Программы «Детский сад — Дом радости» заключается:

во-первых, в том, что методологической основой ее является учение B.C. Мерлина о развитии каждого человека как интегральной индивидуальности

во-вторых, в том, что она строится на основе закона развития ребенка дошкольного возраста — доминировании процессов интеграции

в-третьих, в системном подходе, суть которого в том, что стороны дошкольного воспитания — физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического — рассматриваются в их взаимосвязи, их совокупном участии в целостном процессе детского развития (А.В. Запорожец, ТА Маркова).

Программа ‘Истоки’

Авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П.

и др.

Название программы — «Истоки» — отражает особое значение дошкольного детства как уникального периода, когда закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ — «источник» — означает, что ребенок и взрослый черпают знания из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

1.Индивидуальный подход к ребенку

2.Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуально-ориентированный подход к ним.

3. Разносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;

4. Обеспечивать для всех детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье.

«Детство» — программа развития и воспитания де Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович тей в детском саду

Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. 

Девиз программы: «Чувствовать — Познавать — Творить», Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Программа «Детство» разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.

Содержание программы состоит из четырех основных блоков.

1. «Познание» — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.

2. «Гуманное отношение» — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.

3. «Созидание» — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

4. «Здоровый образ жизни» — создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни.

Программа «Детский сад 2100»

Программа нового поколения, она реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. Среди 200 программ, имеющихся в России, программа «Детский сад 2100» является единственной, которая обеспечивает преемственность развития и обучения детей по всем направлениям, начиная с раннего детства и заканчивая школой.   

Основная цель данной программы:реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

 Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Цель дошкольного воспитания и развитияв образовательной системе «Детский сад 2100» состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Главная задача— не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка.

Преимущества

  1. Дети, которые занимаются по этой программе — раскрепощённые, открытые, разговорчивые и независимые, чётко отстаивают свою точку зрения.
  2. Весь процесс обучения оснащён пособиями — красочными тетрадями, которые состоят из нескольких частей и содержат большой объем знаний, понятий и различных заданий. Их названия говорят сами за себя: «Здравствуй, мир» (ознакомление с окружающей средой), «По дороге к Азбуке» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте), «Ты — словечко, я словечко…» (риторика для детей 5-6 лет), «Игралочка» и «Раз — ступенька, два — ступенька…» (практический курс математики для дошкольников).

    Тут и игры, и головоломки, блиц-турниры, кроссворды на развитие логики, мышления, внимания и памяти.

  3. Игровые технологии обучения являются ведущими во всех образовательных областях программы, что очень важно для гармоничного развития детей: занятия для детей проводятся  в игре
  4. Программа создает комфортные условия для детей с разным уровнем развития, давая им возможность обучаться каждому в своем темпе. Такой подход исключает перегрузки дошколят, но не уменьшает результативность.
  5. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой — предупреждение ошибок в чтении и письме.

Программа « Я Человек» С.А. Козловой

Программа направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя:

-окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т.е. познать социальный мир и себя в нем.

— приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей,

— как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас,

— программа познакомит детей с их правами и обязанностями.

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре, что предусмотрено программой, поможет развить в ребенке его творческий потенциал.

«Дружные ребята»

Авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук Р.С. Буре

Программа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики — нравственному воспитанию ребенка в детском саду.

Цель программы: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.

  1. Воспитание гуманных чувств
  2. Программа имеет возрастной принцип построения,

.В программе определены главные условия, обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:

  • особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;
  • уважительное общение педагога с ребенком;
  • удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;
  • организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;
  • создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.
  1. детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.

Наследие» Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева

Программа «Наследие» — парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Цель П. — введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. П. состоит из следующих блоков: «Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».

Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

Дошкольник и экономика. Авторская программа

Автор А. Д. Шатова.

Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на то, чтобы ребенок мог: • научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); • уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги», то, что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения; • способствовать формированию таких качеств, как бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство и т. д. Программа основана на комплексном подходе к развитию личности дошкольника, предусматривает связь этического, трудового и экономического воспитания. Программа состоит из четырех разделов: труд — продукт; деньги, цена (стоимость); реклама; полезные навыки и привычки в быту.

‘Золотой ключик’ — программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет

Авторы: Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская

Программа «Золотой ключик» помогает осуществить переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации развития», по терминологии Л.С. Выготского. Выдвинутый им принцип единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности ребенка составляют научную основу данной программы.

  1. Один из важнейших в программе — семейный принцип. Авторы считают, что самое важное условие для нормального развития — система взаимоотношений и общения людей, которая существует в хорошей семье.
  2. Главная задача педагогов центра — создание большой общественной семьи детей и взрослых, что является продолжением и расширением собственной семьи каждого ребенка. Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, есть возможность не разделять братьев и сестер из одной семьи: они посещают одну группу. Особенно это важно для маленьких детей, впервые переступающих порог центра. Родное лицо вселяет в малыша уверенность и ослабляет стресс, который обычно испытывают дети, начинающие посещать детский сад.
  3. Игра — основная движущая сила для реализации программных задач «Золотого ключика». В игры включены и дети, и педагоги, и родители.
  4. обращает на себя внимание в программе — принцип событийности. «Событие» — ключевое слово для организации жизни детей в детских центрах, работающих по программе «Золотой ключик». События связаны с общими обучающими играми, в которые включаются все дети группы, и как нельзя лучше соответствуют детскому стремлению исследовать мир.
  5. Жизнь группы строится с учетом цикличности смены времен года — годичного ритма и связанного с ним конкретного содержания переживаемых детьми событий. События, наполняющие смыслом жизнь детей, в каждом новом году чем-то отличаются от прошлогодних. Учебный материал, возникающий из них, обрастает подробностями.

Программа ‘Кроха’ — воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет

Авторы: Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др.

Впервые подготовлена для родителей программа воспитания ребенка от рождения до 3 лет, в которой раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и четко обозначено: что, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие. Цель программы: комплексно развивать, воспитывать и обучать детей в возрасте до 3 лет.

Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Младенческий, ранний возраст — наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья.

Авторы особое внимание в программе обращают на развитие у детей любознательности, самостоятельности, активности, инициативности.

Программа предусматривает экологическое воспитание малышей. В ней выделен раздел «Как прекрасен этот мир!» (начало экологического воспитания).

Программа «УСПЕХ»

«Успех» – примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, обеспечивающих его социальную успешность.

Программа соответствует федеральным государственным требованиям (ФГТ) в сфере дошкольного образования.

Программа поможет педагогам в реализации задач психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с принципом интеграции.

В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).

Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех — это и признание окружающих, и одобрение достижений. Но успех не появляется из ниоткуда по мановению волшебной палочки. Успех — это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.