Тема проекта: «Один, два, много!»

Тема проекта: «Один, два, много!».

Продукт проекта: составление книги – коллажа «Один, два, много!» (наклеивание предметных картинок, составление простых изображений (отпечатками), отражающих разных количественные отношения).

Цель проекта: способствовать развитию умений выделять количественные отношения и численность разнообразных множества (один, много, мало (несколько), два).

Задачи проекта:

  1. Активизировать интерес детей к играм с «сенсорными» материалами, образовательным ситуациям «познавательной направленности».
  2. Обогащать сенсорный опыт детей (выделений свойств), освоение некоторых общепринятых эталонов (цвета, размера, формы).
  3. Развивать обследовательские умения, направленные на выделение свойств множеств (цвета, размера элементов), стимулировать практические действия по группировке предметов по 1-2 признакам в группы, развивать умения выделять свойства, соотносить с эталоном.
  4. Познакомить (продолжать знакомить или расширять представления, если дети посещали предыдущие группы) со способами сравнения множеств (наложение); развивать умения различать группы предметов по количеству, выделять отношения «один» — «много» — «мало», «два» в специальных дидактических множествах (набор геометрических фигур, кубиках, Блоках Дьенеша) и достаточно однородных предметах окружения (игрушках, книгах и т.п.).
  5. Уточнить понимание детьми слов, выражающих количественные отношения, численность множеств; активизировать их использование в диалоге с педагогом.
  6. Расширять представления детей о животных (вешнем виде, проживании на примере, диких животных (заяц, медведь) или домашних (кошки, собаки); некоторых растениях (листья –разноцветные, большие и маленькие, разные по внешнему виду); предметном окружении (мебели, посуде): название, некоторые внешние свойства.
  7. При использовании в ситуациях произведений изобразительного искусства: вызвать эмоциональный отклик на выразительное изображение, развивать умения в диалоге со взрослым выделять главное, проявлять эмоциональное отношение к рассматриваемому.
  8. Уточнение представлений о органах и частях тела, правилах поддерживания их чистоты.

Мотивационный этап

Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: Педагог предлагает детям «помочь» Мишутке найти в книгах, представленных в группе, ответы на вопросы «Что такое много, что такое мало?». Рассказывает детям историю о том, что «Мишка – очень любит мед, и на базаре, где продается мед, хотел его купить, но у него спросили «Сколько ему нужно меда? Много или мало, один бочонок или несколько?». Мишутка не знает таких слов, очень расстроился и решил обратиться за помощью к ребятам. Он знает, что в их книжках «много всего интересного и полезного написано!».

Вопросы для активизации деятельности: организует совместное с детьми пролистывание книг, вопросами уточняет представление детей о данных словах «Много конфет – это сколько? А мало?», «Что лучше получить много конфеты или несколько?», «Чего бывает много?».

Так как в уголке не «нашлось» книги, нужной Мишутке, предлагает детям создать книгу, которая поможем ему запомнить «такие сложные» слова.

Обсуждение вариантов оформление крупного размера книги – коллажа. Педагог демонстрирует заготовку будущей книги, поясняет рубрики (например – страница с изображением шкафа с игрушками (на полочках предстоит наклеить игрушки), стола с посудой (не которую дети в технике отпечатков смогут нарисовать много и несколько фруктов, овощей), страница – «вазы или ящички для цветов» (нарисовать цветы) и т.п.

Проблемно-деятельностный этап

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Образовательная ситуация «Один — много» (различение групп предметов по количеству в однородных множествах (наборе геометрических фигур, цилиндров – «бочонков», блоках Дьенеша, палочек, наборе однородных игрушек (матрешек, грибочков) на основе зрительной оценки и приема наложения или ситуаций по аналогии с «Где много, где –мало?» (З.А. Михайловой)1.

Привлечение детей к «наведению» порядка в кукольном уголке (расстановка предметов (одна большая тарелка и много маленьких, одна большая кастрюлька и много маленьких и т.п.).

Игры с дидактическими материалами «Елочки», «Матрешки» и т.п.

Рекомендации для родителей по приобретению для детей игрушек и пособий (способствующих развитию количественных отношений)

Образовательная ситуация «Найдем «один — много» в нашей группе» (проводиться в форме «путешествия» или экскурсии по группе с «остановками» в разных центрах, выделения количества книг, игрушек (кукол), машин, растений и т.п.).

Игровая ситуация «Угощения для наших кукол» (активизация в игре использования слов, обозначающие количественные отношения, группировка предметов по сенсорным признакам и количеству).

Оформление страницы Книги (вклеивание вырезанных предметных изображений –предметов посуды).

Дидактические игры «Один – много» (по типу «лото» или «домино»).

Вместе с детьми «составление» картинки – изображения полочек кухонного шкафа (гардероба, ящика стола, пенала и т.п.), с изображением предметов с соотношении «один — много».

Образовательная ситуация «Печем печенье, баранки, пряники» (лепка (на основе вырезания формочками из пласта теста, отщипывания и др. приемов) предметов «кукольного угощения»: разных по форме предметов, установление отношений (один большой торт (совместная лепка и украшение вместе с педагогом) и много маленьких сушек, конфет разной формы и т.п.

Рассматривание на прогулке оборудования и природных объектов участка (один игровой домик, много скамеечек);

Собор «коллекции природных объектов»: листвы, семян и т.п.; рассматривание (один большой яркий кленовый лист, много маленьких и т.п.).

Оформление страницы Книги (вклеивание вырезанных предметных изображений –листьев, силуэтов деревьев, цветов и т.п.).

Рисование – игра «Отпечатки»: оставление отпечатков с помощью листьев или штампов из овощей на основе («скатерти», «шали», «тарелке»): один крупный лист в центре, много маленьких отпечатков (штампами или пальчиками по периметру).

Сортировка собранных «природных коллекций» в ящики – основы (коробка разделенная на 2 — 3 части – для выкладывания).

Игры (индивидуальные) «найди один-много» (с блоками Дьенеша, геометрическими фигурами, палочками и т.п.).

Образовательная ситуация «Много-мало и один» (развитие представлений и умений, уточнение представлений детей о количественной характеристике «мало»).

Образовательная ситуация «Один – много, несколько» (на основе интеграции образовательных областей) (выделение количественных отношений, представления о жизни и внешнем строении некоторых зверей).

На примере рассматривания дидактический картины или репродукции произведения познакомить детей с жизнью зверей (в стае, семье), обратить внимание на различия во внешнем виду взрослых зверей и малышей, активизировать использование сенсорных эталонов, обозначение количества (одна мама –медведица, несколько медвежат» и т.п.).

Беседа «Наши ручки, наши ножки –умываться нам не лень!» (интеграция образовательных областей) (уточнение представлений о частях тела (однако голова, две руги, ноги, уха, глаза), некоторых особенностях (много волос, много пальчиков и т.п.); уточнение представлений о способах «поддерживания» чистоты (умывание, мятье рук и ушей).

Рассматривание картинок — правил – «последовательности» умывания.

Составление страницы книги или панно «Мы весло в наше группе живем!» (каждый ребенок – один единственный, но все вместе дети одной группы (много ребят)»).

Размещение в среде основ – заготовок для установления количественных отношений (карточек –«полочек», страниц рабочих тетрадей), а также расстановка предметов таким образом, чтобы активизировать действия детей (стул для большой куклы и стульчики для маленьких кукол).

Чтение и разучивание стихов, потешек, песенок по теме.

Творческий этап

Содержание и формы работы

Заполнение (дополнение) страниц «книги», рассматривание – «презентация» материалов для игрового персонажа. Использование книги в последующих играх и образовательных ситуациях.

Тема проекта: «Круг, квадрат – сказка на новый лад»2.

Продукт проекта: атрибуты, созданные вместе с детьми, для игры-драматизации (настольный или напольный «театр»).

Цель проекта: обогащение сенсорного опыта (уточнение и расширение представлений о форме и фигурах), способствовать освоению детьми геометрический фигур как эталонов формы.

Задачи проекта:

  1. Активизировать интерес детей к играм с «сенсорными» материалами, совместной со взрослым деятельности. Вызывать интерес к выделению формы в окружающих предметах.
  2. Обогащать сенсорный опыт детей (выделений свойств), освоение некоторых общепринятых эталонов (геометрических фигур); развивать умения различать предметы по форме, геометрические фигуры (круг, квадрат и другие (треугольник или прямоугольник) – в зависимости от предыдущего опыта и особенностей детей группы), выделять значимые различия (по количеству или наличию углов, сторон).
  3. Развивать обследовательские умения, направленные на выделение элементов геометрических фигур, свойств предметов (цвета, размера), стимулировать практические действия по группировке предметов по 1-2 признакам в группы, развивать умения выделять свойства, соотносить с эталоном.
  4. Познакомить (продолжать знакомить или расширять представления, если дети посещали предыдущие группы) со способами сравнения фигур (приём наложение); развивать умения выделять форму предметов и элементов специальных дидактических множеств (набор геометрических фигур, Блоках Дьенеша) и достаточно однородных предметах окружения (игрушках, книгах и т.п.).
  5. Уточнить понимание детьми слов, выражающих свойства предметов (форму, размер, цвет), геометрические фигуры, численность множеств (много кругов, малой или один квадрат); активизировать их использование в диалоге с педагогом.
  6. Расширять представления детей о формах некоторых предметов (природных объектов, бытовых предметов, предметов мебели); подвести к пониманию связи формы предмета и её некоторых функций (круглая форма днища сковороды и кастрюли).
  7. Развивать некоторые умения игровой, художественно-творческой деятельности (обыгрывать эпизод, продукт деятельности в игре с педагогом, принимать участие в сотворчестве со взрослым, принимать замысел, предложенные взрослым, создавать простые изображения (на основе круга, квадрата – на основе приема печатания готовыми формами, дорисовывания заготовок, рисования круга приемом «спиралью из центра» и лепки приемом раскатывания между ладонями», развития формообразующих движений, моторных умений, умений создания декоративного изображения (ритмичное заполнение форм – основы элементами).

Мотивационный этап

Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: Педагог напоминает детям сказку «Теремок», уточняет их впечатления, предпочтения, предлагает послушать сказку «на новый лад» — «в сказке в вместе персонажей будут необычные герои – круг, квадрат и другие фигуры».

Вопросы для активизации деятельности: вопросами втягивает детей в обсуждение, какие фигуры они знают? Предлагает «рассудить» «Какая фигура самая важная?», «Как можно догадаться, где круг, а где квадрат из представленных фигур?».

Обсуждение вариантов будущего «Театра» (макет «Теремка» (носиться педагогом вначале детской деятельности или на 3 этапе (макет включает осваиваемые геометрические фигуры — квадратные стены дома, треугольная крыша, круглое окно).

Проблемно-деятельностный этап

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Образовательная ситуация «Знакомитесь, старые наши знакомые — круг и квадрат» (уточнение представлений детей о данных фигурах, развитие умений различать и называть, развитие обследовательских действий (прокатывание объемных форм (шара и куба), прием наложение –плоскостных фигур, выделение структурных элементов – углов).Задания: найти круг и квадрат в дидактической картинке, «обнаружить» в ящике с песком круглые и квадратные фигуры, выложить из блоков Дьенеша дорожки к домикам и т.п.

Чтение стихов о формах и фигурах.

Совместная деятельность с педагогом – декорирование основы (прямоугольника) отпечатками штампов — фигур (ритм расположения на листе, сочетание 2 цветов).

Игры с песком (поиск фигур в песке, рисование фигур на песке).

Игры «Чудесный мешочек».

Упражнения на развитие моторики «Пальчиковая гимнастика».

Размещение коллекции (набора геометрических фигур _плоских и объемных, разного размера и цвета) для сортировки и группировки.

Рамки — владыши М. Монтессори.

Игры по типу «Лото» или «Домино» («Какой формы?»).

Образовательная ситуация «Круг и квадрат потерялись…» (выделение формы предметов на примере дидактических картин и предметов окружающей обстановки): развитие умений выделять форму предметов, структурные части фигур, обследовать предметы (проводить пальчиком, ладонью по поверхности и т.п.).

Освоение игры с блоками Дьенеша «Клады» (одновременного выделение 2-3 свойств (цвета, формы, размера) — по возможностям детей).

Чтение сказки «Колобок»; лепка по теме «Веселые Колобки» (развитие формообразующих движений, приемов скатывания между ладонями круговым движением).

Дидактические игры «Лото форм», «Какой формы?» и т.п.

Игры с блоками Дьенеша «Клады» (построение «дорожек» заданного свойства (одинаковые по форме или по цвету), группировка блоков по заданному свойству («Найди все круглые, красные и т.п.).

Игры с разными по размеру и цвету мячами, воздушными шарами.

Декорирование основы — платка геометрическими фигурами (штампами с формой круга и квадрата).

Образовательная ситуация «Круг и квадрат в парке» (рассматривание форм предметов и природных объектов, выделение форм, соотношение с фигурами, обследование (зрительное и тактильное), группировка по свойствам.

Рассматривание коллекции листьев и природных объектов (соотношения с эталонами формы – приемом накладывания).

«Изготовление» «продуктов» питания для кукольного уголка

(вырезание разными по форме формочками из раскатанного скалочкой пласта пластилина или глины, отпечатывания формочками в основах –заготовках «Коробка разных конфет», «Печенье в упаковке» и т.п.

Рассматривание формы предметов (на кухне, в ванной или гостиной) – рисование или коллажирование по теме «Круг к нас на кухне!» (круглая сковорода, днище кастрюли и т.п.).

Образовательная ситуация «Где спряталась фигуры?» (на основе интеграции образовательных областей и детский деятельностей) (выделение формы окружающих предметов, называние, обследование; дорисовывание основ (круг, квадрат, и другие осваиваемые фигуры).

Образовательная ситуация «Круг, квадрат и другие фигуры, на кухне» (уточнение представлений о фигурах, сравнение фигур между собой приемом наложения, выделение формы в окружающих предметах, называние).

Игры с рамками – вкладышами М. Монтессори (составление «коврика» или «печатание» рамками на пласте теста или отпечатками красок на основе.

Образовательная ситуация «Рисуем круги и квадраты» (дорисовка фигур (круг – солнце, цветок, лицо человека и т.п.), квадрат – окно, дом, стол и т.п.), декорирование элементами, обыгрывание.

Совместное с педагогом (хоровое или индивидуальное) «декларирование» стихов о формах и фигурах.

Рассматривание фигур и форм, изображенных на дидактических материалах (плакаты или полуготовые формы с изображением предметов и фигур).

Творческий этап

Содержание и формы работы

Игра — драматизация (по типу режиссерской игры) с разыгрыванием эпизодов «прихода» фигур в Теремок и выполнением ряда заданий (найти фигуры в изображении, выбрать круг, квадрат из дидактических материалов, дорисовать круг – «превратив» в какой-нибудь предмет).

«Сказку» — развертывание эпизодов рассказывает педагог, вопросами активизирует детей «подсказывать» фигурам «слова» (Чем отличаются? Что есть у квадрата, но нет у круга?, на какую фигуре больше похожа сковорода, мячик?»).

Тема проекта: «Целый день: наш режим».

Продукт проекта: составление панно «День и ночь – друг за другом ходят!».

Цель проекта: способствовать развитию временных ориентировок (различению детьми частей суток, пониманию последовательности частей суток).

Задачи проекта:

  1. Обогащать представления о некоторых эталонах времени (называние частей суток); и обогащать словарь.
  2. Расширять представления детей о природе (изменение освещенности, в зависимости от времени суток, появление солнца или луны, звезд, «пробуждение» растений и животных утром, «засыпание» — ночью» и т.п.); о самообслуживании (типичных для временных периодах действиях), правилах и «последовательности» и необходимости выполнения культурно — гигиенических процедур.
  3. Подводить к установлению некоторых связей, соблюдению и выполнению некоторых режимных моментов для поддержания здоровья, физического развития, эмоционального состояния (на примерах из детской жизни).

    Поддерживать стремление (убеждать) детей к их соблюдению.

  4. Развивать умения различать части суток по ряду объективных показателей (освещенности), деятельности детей и взрослых (утренний подъем, завтрак, отправление на работу или в детский сад и т.п.), в игровой форме, на основе имеющегося опыта на доступных примерах (моделирование ситуации «проживания» персонажем суток) уточнять представления и подводить к пониманию сменяемости частей суток, их последовательности, «типичных» действий и событий.
  5. Познакомить (продолжать знакомить) со способами моделирования информации с помощью модели – «частей суток» (четыре квадрата разного цвета, обозначающие части суток).
  6. Уточнить понимание детьми слов, выражающих части суток, некоторые принятые в обществе выражения, поговорки, стимулировать самостоятельное использование конструкций (приветствия, пожелания «Доброе утор!, день, вечер», «Доброго вечера!»).

    Развивать умения отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения или высказывания. Использовать правильное сочетание прилагательных и существительных.

  7. Развивать познавательные умения (внимательно рассматривать изображения, предметы, наблюдать изменения в природе на прогулке).
  8. Развивать некоторые умения игровой, художественно-творческой деятельности (обыгрывать эпизод, продукт деятельности в игре с педагогом, принимать замысел, предложенные взрослым, создавать изображения).
  9. Активизировать проявление эмпатии (эмоционального отклика) в разнообразных ситуациях.
  10. Обогащать художественно-эстетический опыт детей в процессе приобщения к литературным, музыкальным, художественным образам, раскрывающим «мир времени»: познакомить с произведениями народного фольклора, народных сказок, стихов, произведений изобразительного искусства, раскрывающих тему.

Мотивационный этап

Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: Педагог создает ситуацию – «в гости к детям приходит игровой персонаж — Мишутка, предлагает «снять о нем мультфильм» — как проходит его день, чем он занят, что с ним происходит. Мишутка начинает «путать» детей в событиях распорядка дня, предлагает составить картинки-подсказки.

Обсуждение вариантов оформления панно – картинок «подсказок» для Мишутки (педагог предлагает детям рассмотреть уже готовые одинаковые по иллюстрации с изображением жилой комнаты мишки (для дорисовывания) «Режим дня Мишутки».

Проблемно-деятельностный этап

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Образовательная ситуация «Наше утро!» (уточнение представлений о данном эталоне, наблюдение из окна освещенности, восхода солнца, поведения взрослых (спешат на работу), разыгрывание эпизода «Утреннего пробуждения» (обсуждение «последовательности событий – их «подсказка» мишке, уточнение представлений о правилах соблюдения гигиены (умывание, зарядка и т.п.).

Рассматривание и обсуждение « алгоритма» -последовательности выполнения действий (умывания, утренней зарядки).

Рассматривание сетки – «Режима дня» (обсуждение периодов и событий, их последовательности).

Игры по типу «Лото» или «Домино» («Когда это бывает»).

Рассказ родителей о том, как проходит их день.

Аналогичные ситуации «Наш день, вечер и ночь!» (уточнение представлений о периодах, наблюдение из окна освещенности, поведения взрослых (спешат с работы), разыгрывание эпизодов типичной деятельности (обсуждение «последовательности событий», выкладывание последовательности на модели «Части суток».

Чтение и обсуждение стихов и потешек о разных частях суток.

Игры с моделями «Покажи на модели, когда это бывает» (Т.Д. Рихтерман).

«Хронометрия» детской деятельности с использованием модели (круговой или линейной «Части суток».

Рассматривание фотографий с изображением разных частей суток.

Образовательная ситуация «Режим зверят и птиц» (уточнение представлений о жизнедеятельности зверей и птиц в соответствии с сменой частей суток, установление некоторых связей (пробуждение и «засыпание» природы).

Наблюдение на прогулке за изменением освещенности в течения дня, солнцем и появлением звезд (вечером).

Игры «Лото» или «Домино» «Когда это бывает».

Наблюдение вечернего неба (из окна или на вечерней прогулке с родителями).

Рассматривание произведений искусства, в которых представлена тема (например, И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»).

Вызывание эмоционального отклика на изображение, выделение некоторых средств выразительности (цвета).

Образовательная ситуация или беседа «В гостях у Айболита: секреты хорошего сна, быстрого пробуждения, бодрого дня!» (уточнение представлений детей о необходимости соблюдения режима).

Совместная с педагогом игра – «имитация» режима дня кукол или зверей (по аналогии с ситуаций с Мишуткой).

В повседневных ситуациях активизация использования приветствий «Добрый день», «Доброе утро» и др.

Чтение стихов о предметах личной гигиены, их рассматривание и составление «коллекции» полезных утренних и вечерних предметов (зубная щетка, расческа и т.п.).

Раскрашивание заготовок (« утро», «ночь» — разными цветами).

Отражение «типичных» эпизодов» в игре с куклами («Разбудим куклу», «Уложим спать» и подбор атрибутов и материалов «типичных» для определенных частей суток (обед – днем, ужин — вечером).

Составление в картинках «Режима дня нашего … (имя ребенка)».

Проекты — Стр 2

Творческий этап

Содержание и формы работы

Дорисовывание элементов в панно (рисование солнца или луны, использование определенных оттенков для рисования освещенности «за окном» комнаты Мишутки, изображение на трафаретном образе медведя «типичных» для времени суток одежды, атрибутов, занятий и т.п.).

Тема проекта: «Кукольный домик».

Продукт проекта: совместное с педагогом изготовление макета кукольной комнаты для режиссерских игр.

Цель проекта: способствовать отражению освоенных и осваиваемых представлений (по условной тематике «дом») в творческой игровой и продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

Продолжать знакомить, расширять и углублять представления о «предметно-бытовом окружении» (предметах мебели, видах, назначении, особенностях внешнего вида и конструкции, отличиях и общих чертах), пространстве — «интерьере» жилища (название комнат, их назначение, особенности конструктивных решений), внешнем виде жилых построек (конструкций, различий по размеру, количеству деталей (окон, дверей и т.п.).

Уточнять представления об архитектуре (на примере жилого здания, зданий пространственного окружения).

Обогащать сенсорный опыт детей (выделений свойств разных материалов: прочности, хрупкости), освоение некоторых общепринятых эталонов (цвета, размера, формы), пространственных отношений.

Развивать обследовательские умения, направленные на выделение свойств материалов (размера, свойств и качеств предметов); подвести детей (на конкретных литературных примерах, личном опыте и результатах опытов) к установлению связи между свойствами материалов и их использованию в строительстве, стимулировать внимание к ним в окружении (в группе детского сада и дома).

Расширять словарный запас: уточнить понимание детьми слов, выражающих названия структурных элементов построек, некоторых прилагательных и деепричастий (отражающих свойства и качества материалов), структурных частей квартиры (название комнат), предметов мебели (и их структурных частей, внешнего вида, назначения); активизировать их использование в диалоге с педагогом.

Развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения информации (замещение, моделирование информации символами), развивать умения задавать вопросы, анализировать схемы, модели, сравнивать предметы по значимым качествам и свойствам, выделять сходство и различие, использовать модели пространства (готовые и составлены в совместной с педагогом деятельности)).

Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающие выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх); стимулировать желание создавать интересные предметы (в конструировании из кубиков, «бросового» материала, бумаги), проявлять индивидуальные предпочтения (в выборе материалов, сочетания цветов, декорировании), развивать умения «дизайн-деятельности» (выбирать из вариантов, экспериментировать –подбирать сочетания), развивать технические умения (использования клея, разнообразных средств крепления), а также приемов и техник (их сочетание).

Подводить детей к пониманию единства и гармонии предметов, составляющих единство (на примере кукольной комнаты, пространства дома и группы детского сада).

Показать и стимулировать проявление «заботы» и бережного отношения к предметам быта, дому, в котором живут люди (обсуждение правил «бережного» использования (не хлопать дверью, не рисовать на стенках, наводить порядок, содержать в чистоте и т.п.).

Стимулировать разнообразию игровых замыслов, проявлению инициативы в выборе темы и формы будущей продуктивной работы и эпизода игры, использования предметов –заместителей, согласовывать действия, договариваться о замысле (с помощью педагога).

Мотивационный этап

Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: Педагог привлекает детей в уголок кукол, обращает внимание (любуется) красотой обстановки, вопросами стимулирует ребят «оценить» яркость, нарядность предметов кукольного жилища. Обращает внимание на маленькую по размеру куколку (пупса или картонную фигурку) для «которой мебель и пространство уголка являются очень большими», подводить детей к «идее» «создания кукольного домика». Можно использовать образ Дюймовочки, гномика или лилипутов (знакомых детям персонажей).

Обсуждение предстоящей деятельности: педагог кратко поясняет «план» (нужно составить дом, начертить план, придумать украшение (дизайн) дома); уточняет, что «детям вместе с персонажем предстоит много работы», вопросами направляет внимание детей на возможные источники информации (самые красивые домики выбрать на иллюстрациях в уголке книги, посмотреть в окно и определить цвета и этажность (высоту) домов на улице рядом с детским садом, рассмотреть расцветку обоев дома в своей комнате и т.п.).

Проблемно-деятельностный этап

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Образовательная ситуация или беседа «Какими бывают дома (как построить прочный дом?» (выделение структурных частей жилых зданий, определение используемых в строительстве материалов, установление некоторых простых связей между функциональным назначением и внешним видом, особенностями подстроки. Рассматривание фотографий и изображений разных зданий.

Поиск информации: чтение сказок и историй по тематике, рассматривание иллюстраций к сказкам «Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Избушка лубяная, ледяная», «Три поросенка» и т.п.).

Рассматривание на прогулке окружающих задний (сравнение по высоте, цвету, используемым декоративным и конструктивным решениям): различия общественного назначения постройки (магазина или школы) и жилого дома. Рассматривание (в прогулке вокруг садика) здания детского сада.

Рассматривание коллекции материалов для «строительства» (камень, кирпич, дерево и т.п.), опыты (на основе схем или рабочих страниц) – выделение свойств (прочности, хрупкости, мягкости и т.п.).

«Экскурсия по дому» (уточнение представлений о количестве комнат, их расположении, конструктивных особенностях (балкон, количество окон и т.п.), срисовывания (или придумывание) элементов рисунка для обоев будущей кукольной комнаты.

Образовательная ситуация «Чертим (выкладываем) план будущей кукольной комнаты» (с опорой на материалы Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко и др.) (упражнение в моделировании пространства (на примере кукольной комнаты): составление модели из готовых геометрических фигур (замещение 4-6 элементов), освоение пространственных отношений.

Игры с планами «Обустроим комнату кукле»3 (воспроизведение кукольной комнаты по готовому плану и составление плана по «меблированной» комнате».

Чтение стихов, прослушивание песенок по тематике (выделение интересных описаний, образных сравнений).

Игры с кукольной комнатой, планами разного уровня сложности, расстановка мебели, устройство «перестановки» мебели в кукольном уголке.

Серия образовательных ситуаций «Конструируем мебель для куклы» (рассматривание предметов мебели, уточнение структуры, функционального назначения, вариативности внешнего вида).

(С опорой на материалы Л.В. Куцаковой 4 и Г.Н. Пателеева).

Рассматривание иллюстраций и произведений, в которых представлены интерьеры (несложные ракурсы); уточнение названий предметов мебели, выделение эстетический проявлений (нарядности, гармоничности, яркости).

Опыты и эксперименты по выбору основ для создания предметов мебели (деревянных катушек, коробочек).

Конструирование мебели для кукольной комнаты из кубиков, «вторичного» материала, природных объектов (по желанию и выбору детей) по пошаговым схемам.

Составление коллекции вторичных («бросовых» материалов) для предстоящего изготовления предметов кукольной мебели.

Рисование вариантов «обоев» для кукольной комнаты (дизайн-деятельность: заполнение основы разнообразными отпечатками, ладонной или пальчиковой техникой, выбор интересного сочетания (по условию: любимые цвета куклы) и т.п.

Составление изготовленных предметов и атрибутов в единую композицию согласно плану.

Игра с атрибутами, сюжет «Кукла (Дюймовочка, гномик или др. персонаж) переехала».

Творческий этап

Содержание и формы работы

Игровая ситуация – «презентация» новой квартиры кукле (или игровому персонажу), игры с материалами.

Проект «Что такое время?».

Детям предлагается осуществить путешествие «исследование» времени. Данный проект может быть более «широким» — направленным на интеграцию разных образовательных областей, или подразумевать «доминанту» — обогащение познавательного опыта детей (в большей степени логико-математическое развитие).

Мотивационный этап

Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: педагог «подстраивает» ситуацию — персонаж (Алиса и спешащий заяц из страны зазеркалья или Пепи Длинный чулок) «рад» тому, что сломались часы, а, следовательно, не нужно идти в школу, учить уроки, делать каждодневные скучные дела!. Педагог предлагает детям высказаться об услышанном, в диалоге направляет внимание детей на время как некоторую характеристику и проявление. От лица персонажа активизирует обсуждение разных средств измерения («спорит» с детьми о том, чем измеряется время — календарем, часами или чем-то другим?).

Вопросы для активизации деятельности: «Можно ли остановить время?», «Что такое время?», «Каким оно бывает?», «Кто его придумал?», «Чем можно измерить?», «Зачем так много разных средств измерения: календари, часы, секундомер, дни недели?», «Как по «природе» можно узнать время?», «Кто дольше всего живет на земле?», «Почему бабушка не видела мамонта?», «Как обогнать время?», «Можно ли как Спящая красавица поспасть 100 лет?», «Кто спит меньше всех?», «Бывает ли ускорение – «неускорительным» (отрицательным)?», «Почему раньше пространство измеряли в «днях пути»? «Что такое восточный календарь и почему на Востоке празднуют Новый год не 1 января?», «Сколько время нужно, чтобы растаял килограмм мороженного? Застыл 1 килограмм мороженного в морозилке?», «Зачем нужно соблюдать режим и как он связан со временем?» и т.п.).

Обсуждение вариантов оформление выставки «Умникум (страна времени) у нас в группе», мини-музея, написание «Сказки о Времени.

Проблемно-деятельностный этап

Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности НОД, ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Основные формы (для реализации преимущественно образовательной области «Познание»):

Ситуация или серия ситуаций «Что такое время и как его поймать?».

Знакомство детей с временными эталонами, развитие «чувства времени».

Беседа об эталонах времени (сутки, части суток, дни недели, год).

Рассматривание годового календаря, освоение правил его использования. Обсуждение режима – распорядка дня, составление «Распорядка Здорового образа жизни». Средства измерения времени.

«Изучение» (обследование и экспериментирование) свойств и проявлений времени (рассматривание разного вида часов (песочных, водных, солнечных), механических и электронных, разнообразных календарей); «измерение» с их помощью «длительности» разных процессов и явлений (таяния сосульки, рисования палочек на листке (приемы Т.Д. Рихтерман), размешивания 5 ложе сахара в холодном или теплом чае и т.п.).

Дидактические игры по теме (Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайловой, И.Н. Чеплашкина (11, 12, 16, 28)).

Беседа, дидактическая игра или ситуация «Приметы времени в природе»: поиск прием времени в сезонных изменениях, поведении внешнем виде животных.

Наблюдение на прогулки: за изменением освещения в разные части суток, измерение тени, измерение «наступления» вечера и восхода солнца.

Дополнительные формы (для реализации разных образовательных областей):

Ситуация «Что за тайна – времени?» (возможен вариант просмотра дидактического мультфильма или презентации) уточнение представлений о времени (прошлое — настоящие – будущее), «оставление» ленты времени (М.Монтессори) — синхронизация интересных событий прошлого («Динозавры, рыцари, бабушка и …»).

Ситуация «А у Вас?»: изучение эталонов времени на иностранном языке (название частей суток, дней недели).

Уточнение традиций, связанных со временем (традиционное чаепитие в 5 часов, раннего подъема в некоторых станах и т.п.).

Ситуация или беседа «Кем я был — кем я буду?»: рассматривание семейных фотографий, «проектирование» будущего (рисование портрета «Я!»), рассматривание изменений внешнего вида, возможностей и обязанностей близких.

Рассматривание произведений изобразительного искусства, прослушивание музыкальных и литературных произведений, в которых встречаются «временная» тематика (музыкальные произведения и песенки: «Часики», «Делу время — потехе час», «Пока часы 12 бьют», П. Чайковский «Времена года» (цикл); литературные фрагменты, сказки, стихи «12 месяцев», «Сказка о потерянном времени», «Спящая красавица», живописные и графические изображения: АЛ. Ржевская «Веселая минутка»).

Ситуации «Быстро и медленно в стране музыки» (тайны и секреты темпа и ритма).

Экскурсия в музей (совместно с родителями) по программам — сюжетам «Приметы времени» (Эрмитаж, Русский музей, «Умникум», «Планетарий», «Кунцкамеру» и др. на выбор) с листком – заданием (Записать картинками информацию о времени (эталонах, средствах измерения)).

Ситуация «ТРИЗ – волшебники: Замри и Отомри»: свойства времени (необратимость, не наглядность и т.п.): сказочные персонажи, «обманувшие (изменившие свойства)» время (спящая красавица, самая быстрая черепаха и т.п.).

Ситуация «Секундомер»: рассматривание секундомера, освоение эталонов; игры и «испытания» (бег, прыжки, соревнования т.п., ситуации «Кто первый оденется и за сколько минут?»), фиксирование результатов в индивидуальной странице портфолио.

Ситуация «Прошлое нашего города»: уточнение представлений детей об истории города или страниц, вариант: семьи (основание, значимые даты, «хронометрия» событий).

Составление мини-музея или выставки «История календарей и часов» (разные виды календарей, макеты, созданные своими руками (вместе с родителями)).

Детско-родительское «задание»: составление «распорядка» будущего успешного первоклассника.

Ситуация или беседа «Каждая минута на счету…»: понимание крылатых фраз и выражений, поговорок («Делу — время — потехе час», «Кто рано встает…» и др.), рисование иллюстраций к ним в тематический альбом или панно «Ценим наше время». Уточнение представлений детей о собранном ответственном и организованном человека (на примере сопоставления С Рассеянным с улицы Басенной», понимание значимых качестве личности, связанных с освоением временем.

Ситуация или игры-тренинги «Драгоценные минуты»: уточнение представлений детей о некоторых правилах поведения в экстремальных ситуациях (на доступном уровне): пожар, плохое самочувствие и т.п. Рисование «правил» поведения в данных ситуациях символами, упражнения в «скоростных» мероприятиях (быстром и организованном покидании помещения в определенных случаях, оказании простой помощи (в случае пореза пальца).

Детско-родительское «исследование» «Время нашей дороги домой»: «поминутное» фиксирование маршрута на карте.

Дизайн: декорирование ремешков (основ) для часов, придумывание оформления для сказочных или заданных персонажей (Спешащей дамы, Сони –засони (подушки-будильника), Смотрителя залов и т.п.).

Детско-родительские «задание»: «Угощение за пять минут» (рецепт простого и быстрого для приготовления блюда).

Составление в совместной с педагогом деятельности «Книги быстрых блюд»: зарисовка рецептов картинками, «экспериментальное» хронометрирование, приготовления, установление связей между различными свойствами, качествами (например, скорость растворения сахара и соли от температуры воды).

Творческий этап

Содержание и формы работы

Варианты результата: оформление выставки или коллажа, презентация материалов для родителей, составление сказки или истории о временных эталонах, постановка в форме драматизации, составление и оформление «Дневника с распорядком моей жизни».

1З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, И.Н. Чеплашкина «Первые шаги в математику» // Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», стр.279.

2Учитывая предыдущий опыт детей, особенности группы возможно освоение в рамках данной проектной темы только 1 эталона формы (круга), с последующем повторение сюжета а освоении других форм и фигур (квадрата, а затем треугольника или прямоугольника).

3В книге «Чего на свете не бывает?» / О.М. Дьяченко. Е.Л. Агаева. М.: Просвещение, 1991; Вербенец А.М. Моделирование как средство логико-математического развития дошкольников / З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.А. Носова, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. СПб.: Детство-пресс, 2008. – С.307 — 322.

4Л.В. Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду. М.: Просвещение, 1990. стр.33 -38. Г.Н. Пантелеев. Детский дизайн. М.: Карапуз-дидактика, 2006, -192 стр.