Предмузыкальный Этап до 3-х лет

Первый — этап называемый предмузыкальный Этап /до 3-х лет/. В это время формируются основные психические механизмы музыкального отражения и образуются первоэлементы музыкальной направленности ребенка, то есть зародыши музы­кальных потребностей,интересов, установок,в результате взаимодействия которых зарождается элементарный музыкаль—ный вкус.

Главным условием данной фазы развития является оптимальная

музыкальная насыщенность окружающей ребенка среды. . В этот период значительное влияние на формирование музыкаль­ного вкуса оказывает музыкальная культура семьи, в особен­ности, материнские колыбельные песни.

Второй, ужо собственно,музыкальный этап / с 3-х лат до 7/ отличается преобладанием синкредитическо’й художественно-игровой деятельности. В этот период, за- немногочисленными исключениями, музыкальная, сознательная деятельность не выде­ляется из художост’вонно-игровой деятельности ребенка. Но именно на этом этапа складываются окончательно глубинные элементы индивидуальной музыкальной культуры. Впоследствии они могут развиватьсяизменяться и т’.п., но лишь в целостной форме, которая и называется музыкальным вкусом. В этот же .-период усиливается роль словесных подкреплений, непосредст­венных суждений вкуса.

Третий этап музыкального развития приходится на период обучения ребенка в общеобразовательной школе, где главным образом, преобладает познавательная /логически-понятийная/ деятельность. В это время у детой, музыкальным развитием которых не занимаются специально, происходит спад в эмоцио­нальном отношении н музыке.’Но зато замечен подъем обьактив-но-познавательной активности, положительно влияющий на выработку музыкального сознания личности.

Четвертый этап формирования музыкальной культуры связан .с периодом юности. Для этого периода характерна активизация ценностно-ори.ентационной деятельности сознания, самостоятель­ное определение всего разнообразия идеалов.

Юношество пытается с помощью определенного запаса знаний логически, теоретически обосновать свои личные музы­кальные вкусы и идеалы. В формировании музыкальной культуры — человека в этот период могут быть частые и резкие изменения музыкальных вкусов, неожиданные музыкально-художественные переориентации.

6 стр., 2800 слов

Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины

... социальное значение /Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Л.,1981. -с.14-29 С данного периода музыкальная психология начинает заниматься решением практических вопросов и ... взаимодействия ученика и преподавателя; развития музыкальных способностей, умений и навыков детей; детского музыкального восприятия и т.п. 2 Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной ...

Последний, пятый этап музыкального развития чиловина начинаится с переходом к практически лреобразоватолыюй деятельности. На этом высшем этапе своего музыкального раз­ вития личность способна выступать не только активным сози­ дателем музыкальных ценностей, но и активным пропагандистом. На последних этапах устанавливается определенное соотноше­ ние созерцания и музыкального созидания, которым определяет­ ся тип музыкальной культуры. ■ ;

Созерцательному уровню музыкального развития соответст­вует низший, а созидательному — высший тип музыкальной куль­туры. Существует, однако,.и третий более высокий уровень индивидуальной музыкальной культуры, который связан с непос-. редственной передачей личного музыкального опыта другим лю­дям. Человека, освоившего созерцательный, созидательный и » воспитательный уровни музыкальной культуры можно считать подлинным выразителем музыкальной культуры общества, личнос­тью, обладающей высокоразвитым музыкальным вкусом.

Таким образом, влияние музыкальной культуры на формиро­ вание музыкального вкуса несомненно, поскольку сам этот вкус является сложным ее результатом. Чем выше музыкальная и общая духовная культура человека, тем более развит его :

музыкальный вкус, • .

Следующим важнейшим, социальным фактором, влияющим на формирование музыкального вкуса является музыкальное искус­ство. Данный вид искусства представляет собой особую форму человеческого сознания, отражающую жизнь в музыкальны* ‘/* образах. Музыкальное искусство является н*-4ышод фактором^ универсального формирования личности, н-е и, ^льауяеь^днраг^! жениями К.Маркса, «Мостиком», который связывает эту личность \ «С родовой сущностью» человечества, соотносит индивидуальный I !

25.

\опыт личности с социальным опытом человечества, закрепленным в музыкальных произведениях?! •,/. .

При воем разнообразии связей» охватывающий систему «музыка и человек1*, существует феномен, отражающий характер этих связей и уровень самого музыкального искусства и уровень человека, который его оценивает» Этот феномен есть музыкаль­ный вкус, который формируется в процессе целенаправленного овладения соответствующими музыкально-образовательными практическими знаниями и навыками, предполагающими самостоя­тельную сознательную деятельность воспитуемых людей.

19 стр., 9465 слов

Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка

... ценностных ориентаций участников коллектива, посредством приобщения человека к искусству. Таким образом, музыкальное искусство, освоенное чувством и разумом человека, а также практически - через творческую ... на развитие личности. М., 1992. Если говорить о художественных предпочтениях подростков, можно сказать, что большинство старшеклассников не имеет устойчивого художественного вкуса, искусство ...

Прогрессивное музыкальное искусство должно стать истин­ ной школой хорошего музыкального вкуса• Ведь особенность музыкального вкуса состоит в том, что он воспитывается преж­ де всего практически, на живом общении человека с музыкально- прекрасным* Именно музыкальное искусство воспитывает наибо­ лее эффективно такие черты вкуса как- чувство меры, понимание ■ гармонического единства содержания и формы* эмоциональную чуткость•fSroBa К. Маркса о том, что деятели искусства могут распространять в обществе не только вкус, но и безвкусие, н сожалению, относятся иногда как к некоторым композиторам, так и к исполнителям, которые из-за несовершенства собствен- . . . ных вкусов выпускают в мир «Недоброкачественный духовный . продукт»?] • ■ …v- v

В^?^врвмя как одним из главных условий выработки высо­ких музыкальных вкусов должен быть показ образцов хорошего . вкуса в самих музыкальных произведениях»

Люди, редко, а точнее, никогда не обходятся в своей .жизни без музыки. Но бытовые формы общения с музыкой не всегда предполагают отношение к ней Как к искусству. Звуча­ние музыки в каждом доме еще не означает действительного■■;,, , потребления,ее, специального прослушивания. Более того, сложность вопроса заключается еще ив том, что даже если человек и относится к музыке как к искусству, то какую честь этого искусства он вносит в свою жизнь, а от какой

отказывается, какое место занимает взятая им часть искусства в его духовном мире. Необходимо воспитывать у учащихся высо­кий, благородный музыкальный вкус, а не просто удовлетворять любые вкусы, поскольку удовлетворение дурных вкусов приводит ‘ не только к их укреплению, но и н дальнейшему их распростра­нению. Музыкальные эпидемии возникают по причине, что иммуни­тет к дурлону не выработан, а хороший вкус еще но воспитан.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... сензитивный для развития музыкальных способностей и музыкальной одарённости. Возрастные особенности музыкальной одарённости. Проявление и развитие музыкальных способностей в ... литературоведа М.М. Бахтина? Продумайте конкретные пути овладения искусством диалогического общения, основанного на равенстве позиций ... В нем уживались задиристость и изобретательность, вкус к таин­ственному и острая ...

Художественное отношений человека к музыке определяется уровнем, музыкально-художественных ценностей, содержащихся . в том или ином музыкальном произведении. Эти духовные цой-ности активно воздействуют на музыкальные потребности, вкусы и оценки, активно формируют их. Правда, в свою очередь, по законам художественного отношения эти потребности, оценки и вкусы сами диктуют спрос на искусство, которое может удовлз*~ ворять их. 3 этом смысле можно сказать, что история развития музыкального искусства есть история развития музыкального вкуса.

Большую ценность,! на наш взгляд, принес бы детальный ыузынильно~сонкологический анализ основного музыкального потока. Основываясь на такого рода анализе конкретных музыкаль­ ных сочинений, можно было бы не только проследить историю развития музыкального вкуса общества, но и достаточно ясно представить и повлиять на перспективу его дальнейшего раз­ вития. ‘ ‘ . . »•» . ‘ . ….

■ Музыкальный вкус тоснейшип образом связан со сферой музыкального искусства. Эта сфера является питательной сре­дой, на которой он развивается. Поэтому естественно, что о музыкальном вкусе человека мы судим по том оценкам, кото­рые он дает произведениям музыкального искусства. Но для верной оценки их необходимы не только познание и ощущение, красоты и гармонии мира, но и знание законов его социального развития, нравственных эстетических идеалов, понимание музы-» кального искусства как особой деятельности людей* осознание* закономерностей воздействия этого искусства на человека.

26.

27.

Иначе говоря, музыкальное искусство есть сложнейший фак-TopV влияющий на формирование) музыкального вкуса личности.

Иатери-ч-е-е-к-вя ойшда^вб+^Оррш^йз^^ .

социально-экономичесщ^об^ культура, музы-

кальное искусство — все эти факторы, в их совокупном влиянии образуют объективные социальные условия формирования музыкаль­ного вкуса. Но даже при самых благоприятных социальных усло­виях формирование музыкильного вкуса может не состояться, . если учителем не будут созданы для этого определенные психо-лого-ледагогические условия. Рассмотрим кратко некоторые

ИЗ НИХ. ; . f : •

■ ‘ Музыкально-творческая деятельность, вызывающая положи­тельные эмоции, музыкальное наслаждение, действенные музы- •’.;’ нальные интересы, — главное условие формирования музыкального вкуса. Спонтанное развитие вкуса в музыкальной деятельности требует много сил и времени. Музыкальное обучение и воспитание» ускоряет.этот процесс, делая его целенаправленным, устраняя лишние звенья в этой деятельности.

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

Федеральное агентство по образованию ФГОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический Университет имени В.П. Астафьева" Контрольная работа "Основы нейрофизиологии и ВНД" Тема: "Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения" Выполнила: студентка 2 курса По специальности олигофренопедагогика Красноярск 2011 Содержание 1. Особенности высшей нервной деятельности человека . ...

Следующее важное условие — всестороннее знание педаго­гом воспитуемого, изучение динамики общего и музыкального, его развития. Кроме различных методов изучения полезно сос­тавление планов-карт музыкального развития, в которых отме­чаются основные психо-физиологические свойства учащихся, отражается движение этого развития и его перспективы*

Необходимыми условиями для благоприятного развития музыкального вкуса являются соответствие уровней музыкальной обученности и обучаемости, а также правильное сочетание общих требований с индивидуальным подходом к ученику, с учетом его возрастных и психо-физиологических особенностей. Несоответствие этих уровней замедляет или. прекращает разви­тие вкуса. .

Музыкальный вкус — избирательная способность психики, дающая возможность извлекать духовные ценности из мира музыка­льных явлений, необходимых для ее развития. Существуют раз-

личные барьеры, отрицательно влияющие на процесс формирова­ния этой способности. Для их преодоления осуществляются общие мероприятия /улучшение внешних условий/ и специаль­ные: расширение знаний учеников с одновременным формирова­нием критического отношения к музыкальной информации, обмен мнениями, обсуждения музыкальной деятельности, специальное стимулирование, тренировка музыкально-образного мышления и способностей, связанных с музыкальным вкусом.

. Поскольну музыкальный вкус ** феномен, подвергающийся воздействию и воспитанию, то важными условиями его формиро­вания являются творческий характер обучения и высокое педа­гогическое мартерство. Наиболее уязвимой стороной, особенно молодых педагогов, выступает их методическая оснащенность.

Порой педагог, имеющий значительные зания и развитый музыкальный вкус, не в состоянии контролировать и управлять этим процессом. В современной музыкальной педагогике актив-* но разрабатываются возможности как прямого, так и косвен­ного управления процессом формирования этой способности. На наш взгляд, следует включить в педагогическую практику такое эффективное средство косвенного управления процессом формирования музыкильного вкуса как скрытая форма эмоцио­нального влияния путем создания оптимальных, психолого-педагогических условий для музыкально-творческой деятель­ности через систематическую организацию ситуации потребле­ния музыкального искусства и интересующих учащихся проблем—них творческих заданий.

5 стр., 2152 слов

Новые творческие направления XI века Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха

... развитие всегда было одним из предназначений искусства, поэтому его роль, в частности, роль музыкального воспитания в развитии эмоционально-духовных качеств человека ... наконец, результаты медленного, тугого исторического развития, и умственная жизнь Европы заметно оживляется, словно оживляясь ... истории употребления этих актуальных для сегодняшней жизни слов, попробуем выявить их глубинный семантический ...

Важнейшим условием в деле формирования вкуса является сочетание музыкального обучения с практикой. Музыкальный вкус — способность различения с помощью чувств эстетически целесообразных явлений музыки, сложившаяся в процессе об­щественной практики и усвоения художественной культуры. Если в обучении будут использованы лучшие высокохудожест­венные достижения музыкальной культуры, если i ученика будут развиваться черты активного &аэда против всего анти­художественного, если педагог будет вести ученика к высокой

добрым и человечным, заботливым и внимательным. Естественно, что музы­кально-эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащиеся ори­ентируются на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные че­ловечеством, и в этом случае у младших школьников полноценно развивают­ся социально осознанные музыкально-эстетические чувства.

1.3. Роль музыкального искусства в формировании эстетической культуры младших школьников

«Культура», — записано в философском энциклопедическом слова­ре, — это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный з продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и отношений, в духовных ценностях, в со­вокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».1

Из первоначального нерасчленёкного (синкретического) сознания лю­дей в ходе исторического развития общества стали постепенно вычленяться отдельные формы общественного сознания, дифференцироваться отдельные области духовной жизни людей. Эстетические чувства, эмоции, переживания и воззрения сложились в особую форму общественного сознания, в которой отражались эстетические отношения человека к действительности. Эта фор­ма и есть искусство.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки ... определяемых по языку, верованиям, обычаям, искусству, мировоззрению и прочие. Под общим ... этих представлений в их обусловленности чувствами и влечениями.Наконец, обычаи представляют собой ... его культуры, своеобразному колориту образа жизни, музыки, архитектуры, различных видов прикладного искусства.Национальное ...

Надо заметить, что эстетические эмоции вызываются не только одним искусством, эстетические чувства человека возникают в момент общения с природой, со всей реальной действительностью, но именно искусство, вызы­вая эстетические отношения человека к себе, способно наиболее полно и все­сторонне воздействовать на личность.

Искусство как одна из форм общественного сознания представляет со­бой художественное познание и воспроизведение мира, не простое отраже­ние действительности, а художественное творчество, созидание, особый род эстетической деятельности. В этом состоит сущность, своеобразие искусства как одной из форм общественного сознания, в этом социальная природа ис­кусства и место, которое оно занимает в жизни общества.

Правильные ответы на эти вопросы в состоянии дать и даёт лишь эсте­тика, основанная на материалистическом понимании природы, общества и человеческого мышления.

Своеобразие искусства определяется его предметом, содержанием, формой, его социальным назначением. Искусство как любая другая форма общественного сознания отражает общественное бытие. Природа, люди с их

1Философский словарь. М, 1983. С.292.

поступками, отношениями, общественные условия их жизни, иными слова­ми, жизнь во всей её полноте служат объектом художественного познания и эстетической оценки. Красивые явления, предметы, сам человек как высшее проявление прекрасного существуют объективно. Но замечать и чувствовать эту красоту, наслаждаться ею и сознательно творить по её законам — спо­собность, присущая только человеку с высоко развитым эстетическим_вку­сом. Она возникла и развивалась в обществе в тесной связи с общественно-исторической практикой. Эстетическую потребность в познании и наслажде­нии прекрасным, изменение действительности по законам красоты вызывает любая правильно организованная творческая деятельность человека, однако наиболее мощным стимулом их развития выступает искусство, в котором полно и глубоко раскрывается многообразие красоты действительности. Ос­новной его задачей стало формирование высокоидейной личности, прежде всего, младшего школьника через удовлетворение и развитие в ней чувства прекрасного, эстетических эмоций, потребности эстетического переживания, высокой эстетической культуры.

Искусство — это область «духовного производства», в котором нераз­дельно соединены, органически слиты предметно-жизненная, идейно-целостная и эмоциональная стороны. Неслучайно поэтому школы, выполняя задачу воспитания всесторонне развитого человека, большое место в новых программах отводят эмоционально-эстетическому воспитанию и художест­венному образованию школьников как на уроках чтения, музыки, ритмики, изобразительного искусства, так и во внеклассной и во внешкольной работе по искусству.

Видов и форм искусства много. Но все они в большей или меньшей ме­ре воздействуют на чувства и разум человека, развивают стремление к пре­красному, формируют активное отношение к жизни, эстетическую культуру личности. Музыка как один из наиболее эмоциональных видов сильнее всего, сразу и непосредственно, действует на внутренний мир человека, на Qro чув­ства и волю, проявляясь затем в поступках и поведении. Жизнеутверждаю­щая, оптимистическая музыка влияет на слушателя в огромной степени, во­одушевляя и облагораживая его, делая искреннее и чище по отношению к другим, твёрже и упорнее в достижении своей цели.

Искусство отражает жизнь, реальную действительность, но отражать её оно может по-разному. Произведения искусства при любых условиях, при любых политических убеждениях авторов основаны на действительности и зависят от неё, но всё дело в том, как отражает автор действительность.

Главным предметом искусства является человек с его связями и отно­шениями, с его общением и деятельностью. Для художника важно всё, что

окружает человека, так или иначе влияет на его поступки, поведение. В каж­дом произведении искусства чётко проступает ценностная ориентация авто­ра, который своим творчеством стремится утвердить эту систему ценностей в жизни.

Содержание искусства тесно связано с эстетикой. Если представить на минуту полнейшую изоляцию форм общественного сознания друг от друга, тогда искусство начнёт скудеть, быстро утрачивая способность выполнять свою благородную миссию — учить красиво чувствовать, красиво жить, кра­сиво трудиться, красиво мыслить, эстетически познавать мир.

Произведения искусства расширяют кругозор человека, дают ему широкие знания истории жизни общества в разные периоды и эпохи, рас­крывают сущность явлений, идейную направленность и политические взгляды классов, раскрывают сущность социума, заключающуюся в реаль­ной заботе о человеке, учат жить и работать честно, делая это легко и уве­ренно благодаря своим художественно-эмоциональным особенностям. Ге­ниальное произведение — это всегда ответ в какой-то мере на вопрос о смысле бытия.

Музыка, как и другие виды искусства, широко и всесторонне охва­тывает действительность, давая ей эстетическую оценку, непосредствен­но обращается к духовному миру человека. Лишь через этот мир раскры­вает она реально существующее, преобразуя нравственно-эстетическую сторону человека. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и другие произведения музыкального искусства прекрасно раскрывают мир жизни и воссоздают психологическую сторону событий. Ничто не может дать такого раскрытия судьбы человеческой, судьбы народной, как это сдела­ли Л.Н. Толстой и С. Прокофьев в «Войне и мире», М.П. Мусоргский в «Борисе Годунове».

Познавательная роль искусства тесно переплетается с идейно-воспитательной. Реалистическое искусство оказывает громадное воздейст­вие на жизнь людей, их нравы, вкусы, чувства. Вопросы морали являются одним из аспектов содержания искусства, эстетическое всегда включает в се­бя этическое. Утверждая моральные принципы, искусство отвергает их анти­поды. Проводя в жизнь одну систему ценностей, искусство протестует про­тив другой. Поэтому этико-эстетическое воспитание младших школьников в наши дни должно быть поднято на новую высоту. С помощью искусства можно быстрее и лучше, учитывая все особенности искусства, решать основ­ные задачи строительства демократического общества, совершенствования новых общественных отношений, формирования гармонически развитой

личности. Задача искусства — воспитать высоко нравственную личность. И художник обязан помнить о мере ответственности, которую он берёт на себя, отдавая детям своё творение.

Воспитание у подрастающего поколения способности наслаждаться истинной красотой жизни, творчески трудиться на благо общества, стремить­ся к гармоническому развитию и совершенствованию своих способностей, к красоте мыслей и поступков, к нравственному поведению — эту благород­ную задачу решает сейчас российская школа на всех без исключения уроках и факультативных занятиях по искусству, включая внеклассную и внешколь­ную работу.

Эстетическое воспитание — одно из средств развития творческой ак­тивности человека. В российской школе оно опирается на прочную основу и осуществляется в тесной связи с объективными потребностями общест­венного развития. Его задача, вытекающая из общих задач воспитания, за­ключается в формировании способности воспринимать и чувствовать, по­нимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде, в общественной жизни, в произведениях искусства, учит жить и творить по законам красоты, понимать прекрасное в человеке.

Г Понятие человеческой красоты с веками менялось. Медленно шло ос­вобождение эстетического чувства от впечатлений силы и жизненной энер­гии, являвшихся основным направлением искусства античной эпохи. Но вре­мя показало, что побеждает притяжение эстетического чувства к одухотво­рённой красоте человека. Трудолюбивая, творческая, высокоинтеллектуаль­ная личность прекрасна даже с неадекватной внешностью. Неслучайно, заме­чает И.С Кон, что в современном обществе в настоящее время «индивид с более богатым интеллектом, яркой эмоциональной жизнью, широким кругом интересов испытывает наименьшую потребность выделять себя посредством внешних показателей».1^

Как справедливо пишет Н. Гартман, «красота есть выражение нравст­венных качеств, и она, скорее всего, является выражением внутреннего един­ства и цельности, дополненного внешним обаянием».2

Этику и эстетику объединяет одна цель — создание эстетического идеала, в котором будут органически слиты два начала — этическое и эсте­тическое. К.Д. Ушинский когда-то писал: «Каждый народ имеет свой идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала в от­дельных личностях».3

1Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С.293.

2 Гартман Н. Эстетика. М., 1958. С.198.

3 Ушинский К.Д. Соч. T.I. C.27.

В ней осуждается зло, которое нёс фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», — вспоминал компо­зитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на от­дыхе -— музыка всегда с человеком. Она так полно.и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. Насколько беднее стал бы мир, лишившись пре^ красного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».1

И в этом вторая особенность музыки — объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Музыкальное произве­дение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. И это прекрасно. Великий русский композитор П.И. Чайковский го-ворил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространя­лась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней уте­шение и подпору». И дальше: «Может быть, никогда в жизни я не был так польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мною, залился слезами».2

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыс­лей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный от­клик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и редством воспитания культуры младших школьников.

« TpЂJҐfc# особенноств1/музыки, по выражению Д. Шостаковича, это её «гфекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Именно такими высокохудожественными произведениями музыкального искусства обогащаются младшие школьники, что позволяет активно формировать их музыкально-эстетическую культуру?/ L-Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на вс&х слуша­телей? Скорее всего, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый школь­ник по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному про­изведению, имея определённый опыт слушания. Однако, как учат читать, пи­сать, считать, рисовать, так надо учить узнавать, оценивать музыку, внима­тельно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Активное восприятие — это умение следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «пре­красный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус,

1Шостакович Д.Д. Слово о музыке // Литературная газета. 21.12.65,

2 Чайковский П.И. Поли. собр. соч. В 13-ти т. T.I. C.572.

возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные пе­реживания становятся более тонкими и разнообразными.

Музыкальное искусство как средство всестороннего развития личности ребёнка, как гармоничное развитие умственных способностей, нравственных норм, эстетического отношения к жизни и искусству в целом ‘— необходи­мые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация воспитания детей младшего школьного возраста.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей млад­ших школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, заме­чать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам художественной деятельности. И музыкаль­ное искусство является одним из ярких средств эстетического воспитания младших школьников. Чтобы оно выполнила эту важнейшую функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности — способность чувствовать ха­рактер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанно­му, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, а песня «Перепёлочка» заставляет грустить, вызывая сочувствие, сопереживание. Услышав печальную песню Л. Бетхена «Сурок» в исполнении взрослого, ученик сказал: «Человек о своей грусти по­ёт». Значит, ребёнок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.

Второй признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слу­хового внимания, направленного на те или иные средства музыкальной выра­зительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкаль­ных звуков (высокие и низкие звуки, различное тембровое звучание голосов и инструментов и т.д.), различают простейшие свойства музыкального про­изведения (запев песни и припев, две или три части в пьесе и т.д.), отличают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяж­ный характер первой части и энергичный, танцевальный, подвижный — во второй части «Песни Сольвейг» Э. Грига).

Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и ис­полняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Предмузыкальный Этап до 3-х лет — Стр 2

Третий признак музыкальности — проявление творческого отно­шения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художествен­ный образ, передавая его в пении, в игре на инструменте. Например, каждый ищет выразительные интонации, характерные для бодро марширующих школьников (А. Пахмутова «Орлята учатся летать»), тяжело ступающего медведя и подвижных зайчиков в новой для детей пьесе (Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»), в песенно-игровой ситуации (русская народ­ная песня «Со вьюном я хожу»).

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое вообра­жение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окра­шенность.

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на чувства ре­бёнка, формирует его личность. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями раз­личного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопере­живанию и осмыслению жизни. Песни о Кремлёвских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические обра­зы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, формируют их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, обсуждение музыки, совместная игра на инструменте, когда дети ох­вачены общими переживаниями. Пение требует от участников, прежде всего, мелодико-ритмического ансамбля. Неточное пение мешает хорошему звуча­нию, но вот музыкально слабый ученик стал внимательно прислушиваться к исполнению, и это воспринимается всеми как удача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития.[ Пример това­рищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. А для избалованного домашним вниманием, излишне само­уверенного ученика успешное выступление других детей служит известным тормозом антимузыкальных проявлений. Такому ребёнку можно предложить помощь товарищей, воспитывая у него тем самым скромность и одновремен­но развивая его индивидуальные музыкальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения младшего школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, изучения нотной грамоты)

требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, проявле­ния волевых усилий. Ведь исполняя песню, надо вовремя начать и закончить её; в. совместной игре на инструментах надо уметь действовать, подчиняясь музыке и удерживаясь от импульсивного желания быстрее сыграть. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Таким образом, му­зыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные осно­вы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. тре­бует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети, как показывает опыт, прислушиваются к звучанию, сравнивают по высоте звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенно­сти художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребё­нок делает первые обобщения и сравнения; определяет общий характер пье­сы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной ум­ственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тилечее-вой, они чувствуют торжественность, подъём, ликование народа, прослав­ляющего нашу Родину.

Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо всячески под­держивать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые акти­визируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Ко­гда взрослый ставит перед ребёнком творческие задания, то возникает поис­ковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребёнок импровизирует, создаёт свой вариант мелодии, старается найти со­ответствие литературного текста выразительным интонациям. Этот разви­вающий эксперимент оказался наиболее интересным для младших школьни­ков и наиболее продуктивным в плане музыкального воспитания.

В музыкально-ритмической деятельности, прежде всего во внеклассное время, дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движе­ния пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, панто­мима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают младших школьников изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персо­наж, используя выразительные движения, мимику, слово. Например, реали­зуя идею победы добра над злом, с детьми была поставлена музыкальная