62. Понятие истины, ее основные грани и критерии

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

11 стр., 5189 слов

1. Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

Наукове́дение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью. Науковедение — междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте. Так называемая «наука о науке». Первые шаги к выявлению ...

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия особенностей объекта и субъекта.

Студент должен владеть следующими компетенциями Общекультурными компетенциями: 1. Культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. 2. Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе. 3. Способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Профессиональными компетенциями 1. Основами речи, знанием ...

6 стр., 2791 слов

Ложь как объект философского и психологического анализа

... предварительные итоги и уточнить содержание обсуждаемых понятий. Истина - это соответствие знания объекту, действительности, существующей реальности. Заблуждение - это знания, содержащиеся в сознании, не соответствующие реальности, но ...

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

7 стр., 3312 слов

Субъект и объект познания 2

... возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и за­блуждения, условия достоверности знания, формы и уров­ни познания, его социокультурные факторы ... проблемное поле гносеологии входят вопросы социокультурной детерминации объектов познания, трансляции знаний и коммуникации между субъектами познания, многосложные взаимозависимости между дея­тельностью людей и ...

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

12 стр., 5981 слов

37. Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины

... знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания. В кач критерия истины практика ... возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство; чтобы эффективно выполнять ... знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не дополняют а развивают друг друга. В науке постоянно ...

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

2 стр., 909 слов

Научно исследовательская практика на базе МДОУ Детский сад № 8 комбинированного вида г. Котово Волгоградской области

Содержание Введение 3 1 Методика проведения исследования 4 2 Анализ результатов исследования 10 Заключение 14 Приложение А 16 Приложение Б 17 Приложение В 20 Приложение Г 21 Приложение Д 27 Введение Научно –исследовательская практика проходила на базе МДОУ – Детский сад №8 комбинированного вида г.Котово Волгоградской области. Цель научно – исследовательской практики- сбор экспериментальных данных ...

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.

Ценность знания определяется мерой его истинности, т. е. истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность в динамике ее развития такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Каждое заблуждение в какой-то мере отражает истинно действительность, но односторонне и неполно. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи может также бать и логически неправильное мышление.

Истина исторична. Понятие конечной и неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики и т. д. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительно, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

В науке каждый шаг вперед — это открытие новой тайны и новых горизонтов незнания.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверность, не встречают более доказательных возражений. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В этом смысле, можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Конкретность истины — один из основных принципов диалектического подхода к познанию — предполагается точный учет всех условий, в которых находится объект. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Критерии истины:

1) материалистическая позиция — увязка истинности знаний с практикой (сиюминутная практика, практика всей жизни человека, практика жизни сотен поколений данного народа).

2) концепция когеренции (сцепления).

Истинным считается такое высказывание, которое содержится внутри непротиворечивой цепочки рассуждений (пр: теорема в геометрии).

3) конвенционализм — т. е. в рамках узкого сообщества некоторые идеи принимаются за истину — облегчает понимание.

4) прагматизм. Истина полезна, эффективна для применения знаний.