2. Показать влияние телевизионных просмотров на психику первоклассника

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема роль телевизора в жизни первоклассника: поощрение и наказание как методы воспитания, т.е. как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний родители добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность – речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».

В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование при просмотре телевизора с помощью методов поощрений и наказаний как воспитательный метод в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.

Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности у первоклассников при просмотре телевизоров надо использовать методы поощрение и наказание как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.

14 стр., 6983 слов

Влияние наказания и поощрения на воспитание и обучение младших школьников

... поощрения и наказания в воспитании детей .2 Наказание и прощение Глава 2. Поощрение и наказание в практике школьного учителя .1 Средство педагогической коррекции - поощрение и наказание .2 Наказания физические .3 Поощрение ... , что детей надо как можно чаще наказывать. Мне кажется, что самое верное это найти золотую середину. Поощрение и наказание это те методы воспитания которые надо ...

Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: рассмотреть методы воспитания: поощрения и наказание при просмотре телевизора первоклассникам и использование их.

Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:

1. Обратить внимание родителей на достоинство и недостатки общения ребенка с телевизором.

2. Показать влияние телевизионных просмотров на психику первоклассника.

3. Способствовать пониманию родителям разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания ребенка.

4. Формирование культуры поощрения и наказания ребенка в семье.

Методы исследования:

  1. Анализ методов поощрение и наказание по проблеме исследования роль телевизора в жизни первоклассника;
  2. Анкетирование;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложение.

Глава 1. Теоретическая часть роли телевизора в жизни семьи первоклассника: поощрение и наказание как методы воспитания

  1. Конец форм Роль телевизора в жизни первоклассника

В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения. Телевизор для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место жизни человека. Большое место в воспитании детей занимает просмотр телевизора:

13 стр., 6443 слов

Роль отца в жизни ребенка

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Восточно-Сибирская академия образования Специальность: педагогика и методика дошкольного образования Квалификация: организатор-методист дошкольного образования Курсовая работа Тема: «Роль отца в жизни ребенка» Выполнила студентка 3 курса Факультета дошкольной педагогики и ...

  • развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека.
  • расширяет кругозор, учит любить свою родину,
  • помогает воспитывать человека,
  • учит оценивать поступки, понимать жизнь. Телевизор может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время простора телевизора ребенок остается наедине с собой. То, о чем он видит, глубоко им переживается. Он может вернуться к полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хороший мультфильм или сказка — воспитатель, и учитель, и друг.

Тема просмотр телевизора всегда актуальна, но почему? -Помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться. — Развивает речь, память, мышление, логику. — Учит видеть хорошее и плохое. Готовит ребенка к жизни в современном обществе.

По данным социологов число смотрителей в нашей стране за последние 10 лет увеличилось 49%  до 96%. Это говорит о том, что в стране существует серьёзная проблема с детским просмотром телевизора день и ночь.

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к просмотру, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, родителю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой, так как резко сокращается просмотр телевизора. Это одна из причин спада интереса к чтению. Именно в этот период, как воздух, необходимо  чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль телевизора в жизни первоклассника подчёркивается во многих исследованиях, причём просмотр телевизора важно не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.

Задачи родителей – обратите внимание, сколько времени проводит ребенок у телевизора, какие передачи предпочитает ребенок, задает ли ребенок вопросы после просмотра телепередач. Просмотр телевизора самостоятельно — это индивидуальное, без непосредственной помощи родителей общения ребенка с доступным миром, в процессе которого ребенок осуществляет осознанный выбор для себя. Весь путь своего отношения к телевизору ребенок проходит только с помощью мультфильмов, которой он любит. Таким образом, ребенок ищет и находит себя и своё место в жизни. Телевизор становится другом, советчиком.

На развитие познавательного интереса к просмотру телевизора влияет на эмоциональную атмосферу общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Родитель должен помочь ребёнку увидеть формирование познавательного интереса:

  • новизна;
  • связь с жизненными ситуациями;
  • практическое применение знаний;
  • соревнование;
  • работа в группе и в парах;
  • создание ситуаций успеха;

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от его влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где правда, где ложь. Они слепо доверяют всему, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-ти лет дети начинают не столь доверительно относится к тому, что есть на экране.

С начала телевидения, всемирного триумфа прошло уже пять десятков лет — но, в общем и целом оно по-прежнему удерживает позиции излюбленного и преимущественного способа проводить досуг, несмотря на наличие таких современных конкурентов, как Интернет и компьютер. Причину столь явного перевеса следует видеть, конечно же, в том, что телевидение, это «окно в мир», связывает зрителя совсем происходящим в большом мире, да так красочно и реалистично, как никакое другое СМИ. Зрителю кажется, что именно с его помощью легче всего приобрести широкий кругозор. Ведь тут человек не просто слышит или читает о событиях, а, можно сказать, самолично присутствует, наблюдая происходящее «собственными глазами». Эпоха, все решительней встающая под знак глобальной политики, глобальной экономики, глобальных экологических проблем, настоятельно нуждается такого рода способах смотреть на мир. Направлять наше сознание на всю землю, на все человечество — вот что сегодня самое важное, и в этом смысле телевидение могло бы вносить значительный вклад в решение задач современности, расширяя наш духовный горизонт.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Многие считают, что телевидение — их главное орудие в приобретении образования и знаний. Но это иллюзия. Чем дольше человек смотрит телевизор, тем скуднее его познания. Это относится ко всем сферам, за исключением одного только спорта. Стало быть, получается, что и через пятьдесят лет после появления телевидения как средства массовой информации мы не научились относиться к нему так, чтобы оно действительно способствовало нашему развитию. Может, мы делаем что-то неправильно? Или то, что зрители столь жестоко заблуждаются относительно своего настоящего положения, вообще зависит не от них, а от особенностей этого СМИ? Может быть, электронно-лучевой образ, столь несходный с любыми изображениями на бумаге или холсте и даже с диапозитивами и кинокадрами, оказывает подспудное воздействие, о котором мы даже не подозревали?

С помощью современных естественнонаучных методов это можно было бы легко выяснить. Но науку о масс-медиа такие вопросы явно не заботили. До сих пор она занималась исключительно вопросами программ, иными словами — оформления передач и их воздействия на различные категории зрителей, а кроме того — социологическими и педагогическими аспектами использования телевидения. Этим темам посвящена уйма публикаций, а вот подспудным воздействиям операторской работы и телемонтажа на зрителя — очень немногие работы и уж совсем немногие — неосознаваемым физиологическим воздействиям телеэкрана. Не так давно американскому нейрофизиологу Кейту Баззлу пришлось с величайшим удивлением констатировать, что о биохимических, эндокринных, нейромышечных и сенсорных процессах, идущих в человеческом организме во время просмотра телепередач, исследователям почти ничего неизвестно, как и о процессах, протекающих в это время в центральной нервной системе.

12 стр., 5673 слов

БЫЛ УМНЫМ ПОКА НЕ КУПИЛ ТЕЛЕВИЗОР

... ученые пришли к выводу, что активность мозга при просмотре телевизора значительно ниже по сравнению с другими занятиями. Участники проведенного ... , которые на первых позициях у телевидения? Почему дети, включая телевизор, могут слышать разговоры про личную жизнь людей со ... делать вид, что они не замечают детей, смотрящих телевизор за их спиной). Дети еще меньше, чем взрослые, могут регулировать ...

Ведь, пока мы не уразумеем, что происходит с нами во время просмотра на бессознательном, подпороговом уровне, т. е. в области чистой психофизиологии, не мы будем хозяевами телевизора, а телевизор — нашим хозяином. Поэтому насущнейшей задачей должно стать повышение степени свободы зрителя в отношении экрана. И одно изобретение ещё не внедрялось в жизнь современного человека, как это сделал телевизор. Сейчас ни один очаг не обходится без этого замечательного устройства, которое способно день и ночь визуально передавать информацию каждому из нас. Конечно, сейчас появился компьютер с выходом в интернет, но телевизор по-прежнему удерживается в лидерах самого популярного способа проведения отдыха. К тому же телевизор тоже не стоит на месте. Он кардинально изменился с того дня, как появились его первые модели. Сейчас если посмотреть на то, что раньше называли телевизорами, как-то с трудом верится, что это действительно телевизоры.

Влияние телевизора на жизнь первоклассника огромно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Многие родители своих детей видят и общаются с ними только по утрам и вечерам. Поэтому, каждый родитель должен воспитывать своего ребенка так, чтобы он разбирался в нужных и ненужных для его возраста телепередачах и фильмах. Для семейного просмотра мы выбираем информационно-аналитические телепередачи, передачи о животном мире, передачи о городах мира. А смотреть подряд часами все подряд, если это даже любимые мультфильмы ребенка неправильно. Нужно беречь глаза ребенка, беречь его детскую психику. Ведь дети- легко ранимые существа, и просмотр телепередач для взрослых разрушает психику первоклассника, т.к. полученную информацию не для детского ума не каждый ребенок сможет переварить. Нужно составить график просмотра телепередач и кинофильмов на каждую неделю. Телепередачи и кинофильмы, которые должен или может смотреть ребенок, подчеркиваем, желательно при этом не нарушать режим дня школьника. Так ребенок научится рассуждать, делиться впечатлениями, высказывать личное мнение, отстаивать свою точку зрения.

10 стр., 4529 слов

Влияние телевидения на поведение человека и на психику детей

... это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевизору около 8000 сцен с убийствами и 100 ... свободы, каковое и подобает современному человеку. Вывод Телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих ... самого себя через окружающий живой мир, дети преобладающее количество времени просиживают у телевизора, ограничивая процесс развития, что дается ...

Телевизор дает ребенку многое. Благодаря телевизору ребенок узнает многое, он учится сопереживать, учиться понимать, что хорошо, что плохо, у него расширяется кругозор, он учится оценивать свои и чужие поступки, вести себя в обществе. Дети с каждым днем взрослеют. Их физическое развитие сопровождается социальным взрослением, так как они получают по телевизору очень много информации, нужной и ненужной. Расширяется кругозор, а вместо с ним круг друзей, появляются друзья не только в школе, но и во дворе, в других классах.

  1. Влияние телепередач на формирование характера познавательной сферы ребенка

Телевидение должно быть не целью, а средством. Из передачи «Культурная революция» Задачи: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором; показать влияние телевизионных передач на психику маленького ребёнка. Телевизор в жизни ребёнка – это хорошо или плохо? Сколько должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребёнку будет интересна. На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Обратимся к статистике.   Что даёт ребёнку телевизор:  Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.  Возможность нахождения ответа на вопросы, ответы на которые не может получить у взрослых из – за их занятости.  Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо».  Развитие познания, повышение культурного уровня.  Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.  Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.   Стоит ли запрещать просмотр телепередач или ограничить ребёнка определёнными программами?    Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали выражения родителей: «Опять уроки вечером делаешь? Чем ты занимался, опять у телевизора сидел? Необходимо исключить их из просмотра малышам. Отношения к телевизору как к единственном. источнику духовной пищи во многом формируется у детей под воздействием родителей. Если родители всё время проводят у телевизора, да ещё без разбора смотрят всё, включая рекламу, то, естественно, и дети в нём видят единственный вид отдыха. В наше время не часто встречаются семьи, где любовь к книге была бы семейной. Отпала очень хорошая привычка устраивать в семье громкие чтения, обсуждать прочитанное.

Вот поэтому наше молодое поколение мало читает художественную литературу, нет на неё времени. Всё «пожирают» телевизоры и компьютеры.

Возьмем, например, сериал «Букины». Это сериал мы стараемся не включать, т.к. он никакого воспитательного значения не имеет. Мать и дети показаны эгоистами, которые живут за счет главного, Букина. Отношения между членами этой семьи отвратительные. Предпочтение телепередачам для семейного просмотра, таким как, как «Живой мир», «Мир дикой природы», из развлекательных – «Поле чудес». А смотреть часами все подряд, если это даже любимые мультфильмы ребенка.

  1. Опасности телевидения

В первую очередь это переутомление. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений… При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение. Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач (со стрельбой, убийствами, драками, конфликтами, погонями и др.) часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся. Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.

Другая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. Ведь телевизор может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг? И если время у телевизора можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам. По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Но общение с телевизором – одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, поэтому, как ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении книг. Дело в том, что когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации – остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.

По информации британские ученые утверждают, что за последние пять лет коммуникативные способности детей значительно ухудшились. И виной – все тот же пресловутый телевизор, перед экраном которого дети просиживают слишком много времени, и который зачастую является их главным собеседником. В результате подрастающее поколение не умеет нормально объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Исследование, которое выявило снижение способности детей к коммуникации, было проведено Британским Государственным обществом грамотности совместно с Национальной ассоциацией учителей, и его результаты были донесены до общественности рядом публикаций, в которых особенно подчеркивалась роль родителей в развитии навыков устной речи у детей.

“В современном мире телевидения и компьютеров дети все меньше становятся способны слушать и слышать друг друга, слушать родителей и нормально говорить сами, – говорит директор Британского Государственного общества грамотности Тейл Мак Клеланд. – Учитывая такую тенденцию, родители должны разговаривать со своими детьми как можно больше, причем с самого раннего возраста”.

Британские специалисты в области грамотности и образования утверждают, что не собираются демонизировать телевидение, но подчеркивают – безусловен тот факт, что оно не учит нормальному языку, и с этим нужно считаться. Кроме того, как оказывается, дети, к сожалению, больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы. Это связано, скорее всего, с тем, что родители не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. Они считают, что диктор или ведущий и так все хорошо объяснил. К тому же, серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточения, способности думать, а это не всегда нравится детям, поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и легкие для просмотра программы. Нельзя не согласиться, что такое “глазение в экран” – пустая трата времени.

Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его, вроде бы, никто и не смотрит, но никто и не выключает. Дети вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде: играть, делать уроки, разговаривать с родителями, обедать, и даже засыпать под звук телевизора. Такой звуковой фон действует на детей (да и на взрослых тоже) плохо, вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. Следует помнить, что всем нам, и детям, и взрослым, иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и своими близкими. Что же делать, если ребенок уже “заболел” телеманией? Прежде всего, заменить телевизор собой. То есть, выключив экран, не отправлять ребенка делать уроки или гулять, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это “что-нибудь” должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может быть, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки? И все же, несмотря на вышеперечисленное, не стоит бросаться в крайности и устраивать “борьбу” с телеэкраном. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Ребенок может многому научиться. Просто подбирайте ему “телерепертуар”, будьте в курсе того, что он смотрит, как это отражается на его психике. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение сына или дочери. И от такого времяпрепровождения вам и вашему ребенку будет польза и радость!

А как наши дети смотрят телевизор? Кто из них помнит и знает о гигиенических нормах при просмотре? Напомню их вам.

Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше двух метров и не больше пяти метров. Размер экрана – 21 дюйм и больше. Чем больше экран, тем больше должно быть расстояние до него от глаз ребенка. При этом не имеет значение  характеристика экрана – плоский он или обычный, плазменный или жидкокристаллический. TV можно смотреть только в положении сидя: в вечернее время – с включенным светом. Иначе создается большая разница между освещённостью экрана и комнаты, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы. 

Японские исследователи установили, что цветное изображение оказывает более существенное воздействие на зрительные рецепторы. Глаза быстрее устают при восприятии цветного изображения, нежели чёрно-белого. Но опять же всё зависит от того, сколько и как смотреть.

Дети, часами сидящие перед телевизором, утомляют не только зрение, но и мозг. Головной мозг находится в состоянии постоянной умственной работы: восприятия и осознания поступающей информации.

Как видим, отдых у телевизора, а уж тем более у компьютера довольно относительный, т. к. умственная работа, связанная с учёбой, сменяется также умственной, опосредованной экраном.

Детей впечатлительных, склонных к фантазиям, неумеренные телепросмотры приводят к перевозбуждению нервной системы. Они не могут долго заснуть и видят «страшные» сны, во сне могут плакать, вскрикивать, просыпаться.

Сидение у телевизора имеет ещё одну отрицательную сторону, поскольку это опять сидение. Сидение за партой сменяется сидением за экраном, а ведь ещё необходимо сидеть за уроками.

Подведём итог: телевизор и компьютер занимают в жизни современных детей слишком много времени, которого, подчас, не хватает ни на общение с родителями, ни на выполнение уроков, ни на полноценный сон.

Подходит к концу учебный год. Впереди у детей много свободного времени. Как и где они его проведут? Многие из вас запланировали поездку к морю, в деревню к бабушке, в летний оздоровительный лагерь. Кто-то останется в городе или поедет на дачу. Лето — это время отдыха. Конечно, наши дети будут гулять, купаться, загорать. Безусловно, мы не лишим их удовольствия посмотреть любимую передачу по телевизору. Но главным другом вашего ребёнка должна стать книга.

Глава 2. Практическая часть роли телевизора в жизни семьи первоклассника: поощрение и наказание как методы воспитания

2.1 Развитие методов поощрения и наказания как методы воспитания

Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных. Более того- щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного роста. Не случайно дисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. Кстати, наиболее мягко обстояло с этим делом на заре цивилизации – в первобытном обществе, где обдуманные «хладнокровные» наказания вообще не применялись. В сильном раздражении взрослый мог прикрикнуть на ребенка или шлепнуть его. Но чаще всего он ограничивался угрозой, например, стучал палкой по следам ребенка, не прикасаясь к нему, давая, таким образом, выход накопившемуся раздражению, и как бы предупреждая о том, что может сделать, если выйдет из себя. Средством же поощрения преимущественно служило одобрение взрослым поступков ребенка.

Однако по мере становления школы как социального института наказание и поощрение решительно выходят на авансцену педагогической деятельности. Причем в цивилизациях Дальнего Востока физическое наказание отнюдь не рассматривалось как способ унижения ученика, трактовалось не столько как дисциплинарное, сколько в качестве эффективного и удобного в применении дидактических средств. Так, например, в Египте телесное наказание использовалось в школах настолько часто, что понятие «учить» и «подвергать телесному наказанию» обозначалось одним и тем же иероглифом со знаком бьющей руки. Именно в Египте впервые появилось сакраментальное выражение: «Ухо мальчика на спине его, он слышит когда его бьют». Впрочем поркой дело не ограничивалось, непокорных учеников бывало даже заковывали в колодки. Разумеется, такой подход отражал особенность древнеегипетской педагогики, она рассматривала ребенка как незавершенного взрослого, сознательно игнорируя специфику детского возраста.

Оригинальные меры поощрения и наказания использовались в еврейских школах в период Талмуда (I-II вв. до н.э.).

в школах ставились семь скамеек и близость места сидения ученика по отношению к педагогу точно соотносилась с его успехами. Излишнее жесткое отношение к воспитанникам прощалось, если данный учитель успешно преподавал. Однако в III-V вв. начинает усиливаться тенденция к сведению телесных наказаний до минимума. Были разработаны подробные инструкции, которые ограничивали процедуру наказаний, более того, учителя, переусердствующие в битье, строго наказывались.

Поощрения и наказания составляли основные средства воспитательного воздействия и в педагогике западной цивилизации. Из Древней Греции нам известен педагог, первый прибегший к телесным наказаниям – некто Толий, который порол маленького Гомера. Кстати, сей учитель был позднее распят на кресте в награду за свою «плодотворную деятельность».

В римской школе шум декламирующих хором учеников перемежался звуками ударов и криками наказываемых. «Грустные розги» (выражение, употребленное поэтом Марциалом) были неотъемлемой принадлежностью обучения.

В средневековой школе также господствовали телесные наказания. Считалось что палка и розга — это те «мечи школы, которые Господь Бог дал в руки учителям. Они являются также скипетрами школы, перед которыми юношество должно склонить голову». Розга была постоянным спутником учителя. Более того, владение ею служило необходимым свидетельством профессиональной пригодности.

Особого рассвета наказания достигли в XVIII-XIX вв. в германской и английской школах. Они были разнообразны: палка, плеть, розга, оплеуха, занятия после обеда, стояние на коленях на горохе, на острой палке,надевание на голову дурацкого колпака и т.п. При школах даже существовало специальное должностное лицо для выполнения телесных наказаний. В Германии такого исполнителя назвали «синий человек» — его голова была покрыта маской.

Поощрение и наказание как один из методов воспитания. Бытыует мнение, что «клин клином вышибают». Если ребенок не выполнил требований родителей, то он должен быть наказан обязательно. Умение быть послушным у ребенка нужно воспитывать. А если все же застали ребунку телевизора во время запрещенной телепередачи, нужно внушит ему, внушит ему, что этого нельзя делать. Дать ребенку обдумать свой поступок, прийти к самостоятельному выводу.

Есть такие дети, которых хвали не хвали, ничего хорошего их этого не выйдет. Они понимают только наказание. Если ребенок понимают только метод наказания, то в этой семье нет уважительных, доверительных отношений. И этой семье нужна срочная помощь педагогов-психологов, социальных служб.

Наказание должно быть справедливым, тогда совсем неважно, физическое это или моральное наказание. Насилие-знак бессилия. Наказывая ребенка физически, мы заставляем его страдать, накапливать боль и обиду в себе, научим чувству ненависти, и он перестанет уважать родителей. Родители уже не будут для него авторитетом.

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от его влиянием на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где правда, где ложь. Они слепо доверяют всему что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-ти лет дети начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

2.2. Статистика и цифры о роли телевидения в жизни ребенка

Как отдыхают дети, вернувшись из школы. Хорошо если на детской площадке или вы прогулялись с ребёнком в парке. Но большинство, придя домой, просто включает телевизор. А если есть доступ к компьютеру, то пока игра не закончится – не остановятся.

Многих родителей такое положение вполне устраивает. Что ж, ребёнок на глазах, не подерётся, не ушибётся, стекло не выбьет, сидит в тепле. Но здесь есть одно очень важное «но».

Спросите ребёнка, просидевшего несколько часов перед телевизором, какая его любимая передача, или что он смотрел вчера. Ничего вразумительного вы не услышите.

Смотрят они всё подряд и даже то, что не соответствует их возрасту.

Не утруждая себя выбором, они подходят к телевизору, перещёлкивают каналы. Для них не важно, начало это или конец передачи, о чём – тоже подчас неважно. Главное на экране что-то показывают, что-то говорят, кто-то смеётся, плачет, стреляет. Детей чаще всего занимает сам процесс просмотра. Такая же ситуация и с компьютером. Игры, бесконечные игры. Время уходит, уже пора спать. А уроки ещё не сделаны. И кроме скандала, траты здоровья – ничего хорошего для ребёнка нет.

Он не читает, не гуляет, не помогает родителям, он прикован к одному или двум экранам. Даже уроки некоторые ребята делают с включённым телевизором, при этом утверждая, что он им ни сколько не мешает. А вы как считаете, уважаемые родители?

Приходит однажды бабушка ученицы и рассказывает столь знакомую всем историю: «Моя внучка очень устаёт в школе. Приходит из школы, ложится спать. В семь вечера садится за уроки. В комнате у неё всё время работает телевизор, но она говорит, что телевизор ей не мешает. Она ведь его не всё время смотрит, а только время от времени. Уроки внучка делает до 12 часов ночи, родители не вмешиваются. А утром не выспавшаяся, с головной болью, она идёт в школу. Посоветуйте, что делать?»

Какой в этом случае можно дать совет? Это результат крайне беспорядочного режима дня, превратившегося в привычку. И при этом всё, казалось бы, объяснимо: школьница переутомлена, не высыпается, значит, сон после школы её необходим. Уроки переносятся на вечер. Телевизор предлагает развлечение, но при нём подготовка уроков растягивается до глубокой ночи. Получается порочный круг, выйти из которого трудно. Первое, что в этом случае надо сделать, — исключить на какое-то время просмотр телепередач, чтобы наладить нормальный режим дня. Многие родители понимают, что зрелищность, которую предоставляет экран, отнимает много времени у ребят. Дети мало читают, мало гуляют, не включаются в домашние дела. И тогда родители принимают странное решение: не подпускать детей к телевизору. Конечно, это уже крайность, на которую идут родители из-за собственного бессилия.

О том, что долгое просиживание около телевизора не безобидно – известно давно.

Давайте обратимся к статистике:

  • 2/3 детей от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
  • время ежедневного просмотра телепередач ребёнком составляет в среднем, более 2-х часов;
  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;2
  • 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи то 5 до 40 раз подряд;
  • 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего времяпровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.

Это не значит, что совсем не стоит смотреть телевизор, тем более не подходить к компьютеру. Речь не о том. Если выбраны из программы 1-2 получасовые передачи в день или непродолжительная игра за компьютером, разумеется, никакого вреда не будет. Надо, чтобы и ребёнка устраивало, и были соблюдены санитарные нормы.

А что даёт ребёнку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников нечто положительное? Вот как отвечают на этот вопрос сами дети:

  • Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и
  • переживаний.
  • Возможность нахождения ответа на вопросы, ответы на которые не может получить у взрослых из – за их занятости.
  • Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Развитие познания, повышение культурного уровня.
  • Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
  • Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Просмотр телевизора:

  • 6-8 лет – не более 1 часа в день,
  • 9-12 лет – не более 1,5 часа в день.
  • Между учёбой и просмотром телевизора должен быть промежуток 30 минут.

Компьютер:

  • для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать в 1-5-м классах -15 минут.

Для подтверждения гипотезы мы провели анкетирование в 1 «А», «Б», классах МБОУ СОШ № 11 г.Кызыла.

  1. 100% опрошенных детей смотрят телевизор ежедневно, и время просмотра составляет более 2-х часов.
  2. 67% опрошенных детей при определении рейтинга своего время провождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей
  3. 55% детей смотрят телевизор одни, при этом родители находятся на работе.
  4. 27% детей смотрят телевизор с семьей, и есть определенные телепередачи для совместного просмотра

Сводная таблица просмотра телевизора первоклассников

2.3. Анкетирование

Итак, мы услышали мнение первоклассников, на вопрос что дает им телевизор, и по мнению детей, он необходим в каждом доме.

  1. Телевизор дает возможность расслабиться.
  2. Забыть школьные проблемы, например, полученную плохую оценку или неприятный разговор с приятелем
  3. Возможность находить ответы на вопросы, которые не могут объяснить взрослые.
  4. Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо», или что такое «плохо».
  5. Я думаю, что телевизор развивает кругозор.
  6. Телевизор повышает культурный уровень человека, поэтому нужно смотреть телевизор, и в каждом доме он должен быть.

А что думают по этому поводу взрослые?

Мы провели опрос и получили такие результаты:

Анализ опроса:

  1. Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода.

Считаете ли вы, что телевизор входит в число обихода?

А. 70% взрослых считают, что телевизор в доме необходим.

Б. 15% уверены, что без телевизора можно обойтись, сначала надо купить холодильник, электроплиту, стиральную машину, мебель.

В. Остальные 15% над этим вопросом не задумывались.

2. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

А. 60% родителей считают, что детские телепередачи, но их мало, и родители желают повысить число детских телепередач и разнообразить их для расширения кругозора и повышения культурного уровня детей.

Б. 10% считают, что формулируют личность ребенка передачи о природе.

В.20% уверенно считают, что –это информационно-аналитические телепередачи.

Г. 2% назвали кинофильмы для взрослых и детей, особенно старые фильмы о настоящей дружбе, о человеческих взаимоотношениях, о Великой Отечественной войною

Д. 8% думают, что это сериалы. При этом утверждают, что в сериалах есть как положительные, так и отрицательные герои, что дети выразили желание быть похожими на любимых героев.

Среди родителей было проведено анкетирование на тему «Поощрение и наказание как методы воспитания». Вот результаты:

Анализ анкетирования

  1. Считаете ли вы проблему поощрения и наказания детей в семье важной и актуальной?

А. да 83%

Б. нет 12%

В. Не думал (а) над этой проблемой 5%

2. Как вы относитесь к поощрениям детей в семье?

А. как к необходимому атрибуту семейного воспитания 78%

Б. как к родительской обязанности 15%

В. Не задумывались над этим 7 %

3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?

А. как к обязательному атрибуту семейного воспитания в семье 25%

Б. как к одному из важных элементов семейной культуры 55%

В. Как к необходимому атрибуту семейного воспитания 20%

4. Наказывали ли вы ребенка?

А. да 37%

Б. иногда 45%

В. Никогда 18%

5. Как вы поощряете своего ребенка?

А. Материально 37%

Б. Морально 45%

В. Сочетаю различные формы 18%

6. Какие формы поощрения из приведенных ниже вы считаете наиболее значительными?

А. покупка вещей 25%

Б. покупка игрушек 15%

В. покупка вещей и предметов, связанных с интересами и увеличениями ребенка 30%

Г. Словесные формы 20%

Д. Телесные формы поощрения (поцелуй, объятие и т.д.) 10%

7. Какие формы наказания ребенка вы считаете наиболее приемлемыми?

А. физическое наказание 12%

Б.исключение общения с ребенком 55%

В. Лишение ребенка чего-либо 33%

Также было проведено анкетирование среди первоклассников с целью выявления негативные взаимоотношений в семье и профилактики вредных привычек.

Анкета для детей первоклассников

  1. Часто тебя наказывают?

А. да 27%

Б. нет 73%

В. иногда

2. Кто часто тебя наказывает?

А. мама 37%

Б. папа 15%

В. сестра, брат 48%

3. Что может послужить поводом для наказания?

А, плохая отметка 18%

Б. беспорядок в комнате 22%

В. самостоятельный уход их дому 20%

Г. нагрубил (а) взрослым 40%

4. Боишься ли ты наказания?

А. да 70%

Б. нет 30%

5. Что ты предпринимаешь, чтобы избежать наказания?

А. слушаюсь, взрослых 60%

Б. стараюсь хорошо учиться 35%

6. Как часто тебя поощряют?

А. хвалят 45%

Б. покупают игрушки 30%

В. дают деньги 25%

7. Когда тебя поощряют?

А. когда хорошо учусь 60%

Б. когда помогаю по дому 10%

В. когда сама(а) сделаю уроки 30%

Заключение

Многие педагоги прошлого и наши соотечественники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

В курсовой работе мы достаточно обстоятельно рассмотрели причины появления такой точки зрения, отметили, что для своего времени она была во многом прогрессивной. Автор отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям, использовать поощрения не часто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Педагогика. Психология. Управление. Изд. «ВАКО» М. 2004г.
  2. Родительские собрания в начальной школе. Лекции, беседы, разработки. Выпуск 2. Сост. Дьячкова Г.Т., Волкова Е.В. Изд. «Учитель» Волгоград 2006г.

Материалы сайтов

  1. http://rodnaya-tropinka.ru/mozhno-li-detyam-smotret-televizor/#ixzz3A3NbKFDh
  2. http://medi.ru/doc/j01091027.htm