Подготовка выступления

Подготовка ораторского выступления включает несколько этапов.

На первом этапе подготовки выступления необходимо

  1. выбрать тему речи,
  2. выработать авторскую позицию
  3. определить цели выступления.

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1. Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором — об искусственной ситуации (фр. situation — положение, обстановка, совокупность обстоятельств).

Естественные ситуации порождены самой жизнью — необходимость выступить в парламенте, сделать предложение любимой девушке и т. д.

Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, научной (сообщение на заданную тему на конференции).

2. В естественной ситуации удачному выбору темы способствует соответствие темы вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний, которые помогут раскрыть её.

Следует придерживаться правила — избранная тема должна дать вам больше информации, чем имеется у ваших слушателей. Кроме того, тема должна быть уместна для данной аудитории. Д. Карнеги отмечает, что самые выигрышные темы для любой аудитории — это секс, собственность, религия, поскольку они соответствуют триаде: создаем жизнь — поддерживаем ее — надеемся продолжить в будущем мире [Карнеги 1989: с. 188]. Человека прежде всего интересует информация, имеющая к нему непосредственное отношение.

3. Тема должна быть спорной, носить конфликтный характер, поскольку столкновение мнений всегда вызывает у людей интерес.

4. Тема должна характеризоваться новизной, хотя бы для данной слушательской аудитории, ведь человека всегда интересует что-то новое — стремление к познанию присуще ему от природы. Таинственные происшествия, чудеса прошлого, настоящего и будущего всегда будут привлекательны для слушателя. Но новое и необычное должно опираться на то, что людям уже знакомо и имеет для них значение.

5. Тема речи может быть широкой или узкой. Широкие темы делятся на подтемы. Пределом такого деления выступает микротема, равная в тексте одному абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей готового текста.

11 стр., 5005 слов

Епосредственно причинами истерического невроза являются внезапные стрессовые ситуации, конфликты, проблемы, с которыми человек самостоятельно не может спра

... непроизвольных движений (гиперкинезов) тесно взаимосвязана с эмоциональным состоянием человека. Во время стрессовых ситуаций они могут быть ярко выражены, а в спокойном состоянии ... позицию или оценку ситуации. · Упрямство вызывает у людей отторжение, создавая вам репутацию неконструктивного человека. · Упрямство прикрывает низкую самооценку. · Упрямство заставляет человека забыть об истинной ...

6. Тема формулируется словом или фразой, которые указывают на характер затрагиваемых вопросов. Формулировка должна быть

а) краткой,

б) наводящей на цель речи,

в) уместной,

г) конкретной,

д) интересно-вызывающей.

7. Необходимо помнить, что тема считается раскрытой, если соблюдены следующие условия:

а) затронуты различные ее аспекты;

б) даны ответы на все поставленные вопросы;

в) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих мнение автора и опровергающих другие мнения;

г) текст высказывания соответствует нормам культурной речи.

Выбрав тему, необходимо определить свою точку зрения на сформулированную проблему, т. е. выработать авторскую позицию, которая определяется многими факторами: возрастом выступающего, полом, образом мысли, уровнем образования, профессией, жизненным опытом.

Древние риторы считали, что позиция автора есть зеркало его нравственного облика, выражение его стремления к добру и справедливости. Цицерон писал, что оратор только тогда заслуживает доверия, когда собственными поступками доказал верность идеям, которые несёт людям в своих речах.

Авторская позиция вырабатывается не сразу, а поэтапно, поскольку необходимо:

13 стр., 6166 слов

Все отчетные материалы оформляются в папке

... основе характеристики с учетом качества отчетных материалов. К итоговой конференции студенты готовят выступления, выставку наглядных пособий, лучших ... телепередач, общение со знающими людьми, кружковые занятия и т.д.). 2. Учебные интересы. 3. Успеваемость по всем ... , обуславли­вающих характер воспитательных и развивающих задач конкретного урока. При анализе урока иностранного языка рекомендуется ...

  • приобрести знания по существу проблемы,
  • изучить различные точки зрения (прежде всего компетентных людей),
  • проанализировать и сопоставить эти позиции
  • выработать свое мнение.

Поэтому выработка собственного мнения так или иначе связана со сбором материала для выступления, причем материала должно быть изучено более чем достаточно для самого выступления. Автор может использовать только часть собранного материала, но знать должен по проблеме много больше, чем говорит, чтобы быть способным возразить в споре, ответить на вопрос, чтобы чувствовать себя компетентным и уверенным, знать мнение своих оппонентов.

Материалом могут служить не только книги и статьи из определенной области знания, но и:

  • точные факты,
  • это может быть личный опыт оратора и его знакомых,
  • случаи из жизни, мнения компетентных людей и обывателей,
  • выступления ученых,
  • фотографии и иллюстрации,
  • примеры из художественной литературы

Накопив материал и выработав авторскую позицию, можно приступать к определению цели выступления.

Цели бывают:

  • общими
  • конкретными,

в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь.

Аудитория (лат. auditor — слушатель) — это некоторое количество людей, собравшихся выслушать публичную речь и сосредоточивших свое внимание на её содержании и на ораторе.

Мотивы присутствия каждого из слушателей очень разнообразны:

1) интеллектуально-познавательные (пришёл, так как интересуюсь данной проблемой);

2) морально-дисциплинарные (подчиняюсь долгу, приказу, порядку);

3) эмоционально-эстетические (интересен сам выступающий или ситуация общения — хочется «побыть на людях») и др.

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

... психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить основные понятия нашей работы: "виды речи", "речи", "качество речи", "текст", "текстовый материал". Изучив ... является обучение школьников речи, потому что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для ... Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова ...

Оратору предстоит увлечь всех присутствующих, т. е. преобразовать морально-дисциплинарные и эмоционально-эстетические мотивы в интеллектуально-познавательные.

Осуществить это можно, если учесть:

  • основные,
  • групповые
  • и конкретные интересы аудитории.

Основные интересы людей составляют проблемы жизни и смерти, здоровья, материального благополучия, профессионального и социального престижа, взаимоотношений с окружающими (дети — родители, женщины — мужчины, начальник — подчиненный и т. д.).

Групповые интересы — это интересы членов конкретных социальных групп, сформировавшихся по профессиональному, возрастному, эмоциональному, учебному и прочим признакам.

Конкретные интересы — интересы ко всему, что человек видит, слышит, осязает, вкушает, обоняет, чувствует. Они тесно связаны с половыми, возрастными, культурными особенностями людей. Учитывая основные, групповые и конкретные интересы данной аудитории, формулируем общую цель выступления. Она определяется видом реакции, которую мы хотим получить:

а) удовлетворить любознательность слушателей;

б) развлечь их;

в) воодушевить, убедить, склонить к какому-либо действию или его прекращению.

По характеру общей цели речи подразделяют на следующие типы:

  • информационная,
  • развлекательная,
  • агитационная.

Задача информационной речи состоит не только в том, чтобы пробудить в слушателях интерес к её предмету, теме, но и дать им новое знание.

Место произнесения информационной речи — школьный класс и студенческая аудитория, парламент, собрание коллектива, научная конференция и проч.

Основные элементы — факты, события, теоретические размышления, обобщения, выводы.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... отмечался сенсорный компонент, который проявлялся в недостаточном интересе к речи окружающих. С раннего детского возраста они не ... в этой области обусловливает паралич (парез) противоположной части тела и всей артикуляционной мускулатуры. В случаях двустороннего ... что соответствует классической "зоне Брока". На первый план в речи больных выходят лексико-грамматические расстройства, проявляющиеся в ...

По форме это может быть — описание, повествование, рассуждение.

  • Описание — расчленение предмета, явления на части и наглядный показ этих частей. Примерные темы описаний могут быть сформулированы следующим образом: «Состав почвы», «Жизнь в песках Сахары», «Дом римского гражданина» и т. п.
  • В повествовании обязательно должно быть пространственное или временное движение: «Жизнь домашней кошки», «Путешествие по Оке», «Рабочий день инженера- конструктора».
  • Рассуждение показывает, каков предмет, явление в действии или каково его устройство: «Как роятся пчелы», «Игра в бридж», «Устройство осциллографа», «Смысл буддийской веры», «Как учить стихи».

Задача развлекательной речи состоит в том, чтобы доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно и с пользой провести время отдыха.

Местом произнесения может быть банкет, вечеринка друзей, праздничный вечер и т. п.

Основные элементы — шутка в сочетании с серьезной мыслью, правда и вымысел.

По типу высказывания развлекательная речь чаще всего является повествованием, например, серия картинок из жизни юбиляра, веселые эпизоды, случавшиеся с кем-либо и т. д.

Поль Сопер предлагает ряд интересных тем для развлекательного типа речи: «Способ избежать правильного решения», «Как воспитывать своих родителей», «Пять нетрудных шагов к замужеству» [Данцев и др. 2001: с. 262].

Агитационные речи могут быть воодушевляющими, убеждающими и призывающими к действию. Воодушевляющая речь произносится обычно на торжественных спортивных, политических, внутриорганизационных мероприятиях.

По форме это приветствия, выступления с оценкой заслуг, в ознаменование каких-либо событий, речи о значении нравственных и общественных ценностей. Обычно в таких речах не сообщается новой информации, скорее они напоминают о том, что всем хорошо известно, но в суете повседневной жизни отходит на второй план.

4 стр., 1588 слов

Буква С — рецептивная речь, поведение слушателя

... начала до конца в простом лабиринте Буква С – рецептивная речь, поведение слушателя   1. Откликаться на имя 2. Следуя инструкции, ... инструкции «покажи, где», «дай мне», «найди») 21. Показать части тела на другом человеке или на картинке 22. Дотронуться предметов ... конструктора) на плане-картинке 6. Пазл-вкладыш , затем пазл в рамке с прямыми углами, состоящий из нескольких частей 7. Собрать ...

Воодушевляющая речь призвана затронуть прежде всего чувства слушателя, а не его рассудок. Темы могут быть следующие: «Памяти героя», «Мысли в связи с юбилеем вуза», «Доброе старое время», «Простые истины «, «Человек, который любил детей».

Убеждающая речь имеет свои специфические черты. Что значит убедить человека в чем-либо? Это логическими доводами доказать или опровергнуть какое-то положение. Опытные ораторы, создавая убеждающие речи, опираются не только на разум человека, на его способность логически мыслить, но и на его эмоциональную сферу. Убеждающие речи, хотя и призваны повлиять на образ мыслей и поведение людей, к конкретным действиям не призывают.

Предметом убеждающей речи может быть доказательство события, явления (правда — неправда), проблемы поведения (что надо делать — что не надо делать) и т. п.

Успех убеждающей речи возможен при соблюдении оратором следующих условий:

  1. в качестве темы необходимо выбирать спорный вопрос (если, прежде чем вы начали говорить, все уже согласны с вами, то ваше выступление просто неуместно);
  2. проблема, которую вы поднимаете в убеждающей речи, должна быть не только спорной, но и разрешимой. Такое разрешение не обязательно должно носить характер истины в последней инстанции: оно может быть временным, устраивающим ваших слушателей сегодня, на данном этапе жизни общества. Ни одна, даже самая замечательная речь, не сделает людей счастливыми и благополучными, но необходимо стремиться к тому, чтобы максимально помочь вашим слушателям в решении их насущных проблем.

В речи, призывающей к действию или прекращению оного, этот призыв может быть прямым или косвенным.

Среди элементов призывающей речи уже встречавшиеся нам в других типах высказываний обнародование фактов, стремление пробудить в слушателях психическую восприимчивость, попытка привести их к согласным действиям.

7 стр., 3073 слов

Методика устных выступлений

... состояние, определить цель и задачи выступления, выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание слушателей. Основная часть выступления должна быть посвящена раскрытию сути темы ... конструкций. ) Громкость голоса выступающего должна определяться размерами аудитории и количеством слушателей. Речь докладчика должна быть слышна всем. Неприемлема как чрезмерно громкая, так ...

Но есть и сугубо специфические черты.

  • Призывающая к действию или прекращению оного речь должна вызвать в слушателях потребность сделать то, к чему их призывают (оказать материальную поддержку, проголосовать на выборах, купить товар, прочитать книгу, бросить курить, заняться физкультурой и т. д.).
  • С другой стороны, аудитория должна быть способной на это действие или его прекращение.
  • Третье необходимое условие успеха призывающей речи — точный расчет оратором тех позитивных и негативных последствий, которые наступят для слушателей, если они поддержат или проигнорируют его призыв.

Конкретная цель выявляет, что слушатель доджей знать, чувствовать, делать, выслушав ваше выступление. Она должна быть выражена предложением, раскрывающим центральную идею речи, основное утверждение или изложение темы.

Второй этап подготовки выступления связан с компоновкой материала, выстраиванием текста выступления. Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio — составление, сочинение) речи. При выстраивании композиции необходимо понимать соотношение отдельных частей речи и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

Основой композиции является план — взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы, и уложиться в отведённое для речи время. Работа над планом представляет собой движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному и предполагает следующие шаги:

1. Выбор темы, выработка авторской позиции, постановка цели.

2. Первые наброски основных идей и наметки составных частей.

3. Создание простого плана из 3—6 частей с определением главных пунктов.

4. Формирование сложного плана, в котором пункты подразделяются на подпункты.

5. Перестановка пунктов и подпунктов в соответствии с замыслом композиции.

6. Составление микротемного плана, предельная детализация отдельных вопросов.

Существуют противоположные точки зрения относительно необходимости планировать выступление. Многие считают, что план сковывает оратора, не давая простора импровизации. Встречаются люди, утверждающие, что выступают (и пишут) без всякого плана. Психологи отмечают иллюзорность такого мнения. Элементы плана существуют всегда, хотя они могут быть не осознаны автором по-настоящему. План позволяет не упустить важные моменты, а также сделать речь последовательной. Путаное, непоследовательное высказывание не достигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем — не понимают, о чем идет речь.

В композиции можно выделить пять частей:

  1. зачин речи,
  2. вступление,
  3. основная часть (содержание),
  4. заключение,
  5. концовка речи.

Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).

Выступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. Следует иметь в виду, что,

  • во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией;
  • во-вторых, интересный зачин привлекает внимание аудитории;
  • в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

Ясный, точный зачин создает четкое представление об отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления.

Видный теоретик и практик ораторского искусства А. Ф. Кони полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, первый, самый ответственный момент в речи — привлечь слушателей. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого), отмечал он, возбуждается простым, интересным, интригующим и близким к тому, что, наверное, переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова, оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Должны привлечь, зацепить внимание. Для этого используется такой композиционный элемент как «зацепляющий крючок». Например, А.Ф. Кони в своей речи о Калигуле использует в качестве такого «зацепляющего крючка» сказку о людоеде: «В детстве я любил читать сказки. Но из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то …» Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу: «Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости» [Граудина, Ширяев 1998: с. 131].

Следующая часть композиции — вступление. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия.

Вступление содержит несколько аспектов:

  • психологический — закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя;
  • содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование);
  • концептуальный — указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь:

  • фактами,
  • логическими доказательствами,
  • аргументацией,
  • различными теоретическими положениями,
  • основными логическими формами аргументации,
  • анализирует примеры,
  • спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д.

Это основная часть и ее следует отрабатывать наиболее тщательно.

«Конец — всему делу венец» — гласит народная мудрость. И действительно, в заключении речи могут,

  • во-первых, подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи;
  • во-вторых; кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы;
  • в-третьих, могут намечаться пути развития идей, высказанных оратором;
  • в-четвертых, на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи;
  • в-пятых, закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные содержанием речи.

Что же касается концовки, то она может содержать:

  • этикетные формулы,
  • формулы призыва,
  • пожелания,
  • сообщение о чем-либо, не имеющее непосредственного отношения к содержанию речи, и т. д.

Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки во многом зависят от темы, материала, времени, слушателей, вида и рода выступления и т. д. Вузовская лекция, митинговая речь, политическая речь, агитаторская речь заканчиваются по-разному.

Композиция выступления — дело творческое и меньше всего поддается стандартизации. Однако, работая над композицией, следует помнить, что ораторская речь должна обладать рядом несомненных достоинств, среди которых, с одной стороны, строгая последовательность изложения, связанность, соподчиненность, согласованность всех ее частей, с другой — индивидуальность и глубина мысли.

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией. Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это и диктует принципиально иное его построение по сравнению с письменной речью.

Связанность ораторской речи обеспечивается:

  • когезией,
  • ретроспекцией
  • проспекцией.

Когезия — это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может выражаться различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось впоследствии.

Ректроспекция — это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступлений (таким образом происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).

Ретроспекция может выражаться словами и словосочетаниями различного типа: как мы знаем, как мы понимаем, как было сказано ранее, как я говорил об этом, это заставляет нас вспомнить, ранее мы уже говорили об этом, вспомним, вы слышали, вы видели, известно, мы имели случай сказать об этом, в прошлый раз я уже говорил об этом.

И, наконец, проспекция — это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию в данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

При построении выступления используют следующие методы:

  • дедуктивный,
  • индуктивный,
  • проблемный,
  • метод аналогии,
  • концентрический,
  • ступенчатый (пространственный или хронологический).

На третьем этапе создания речи, когда уже определена тема, собран и выстроен в определенной последовательности материал, выработана авторская позиция, сформулированы цели и выступление можно было бы считать готовым, встает проблема словесного оформления речи, т. е. выбора тех оптимальных языковых средств, которые соответствуют стилю и жанру речи, понятны и доступны в данной аудитории, близки оратору и позволят ему, прилагая минимум словесных усилий, достичь цели своей речи.

Вопросами словесного оформления любого высказывания, в том числе и ораторского выступления, занимаются такие науки как стилистика и культура речи. Мы не будем подробно на них останавливаться, укажем лишь некоторые языковые элементы, которые помогают оратору произвести впечатление на аудиторию, удержать ее внимание, определенным образом воздействовать на слушателя и добиться цели выступления.

Во-первых, для установления коммуникативного контакта хорошо использовать этикетные формулы и обращение к аудитории. Кроме того можно включать элементы диалога: задавать вопросы аудитории, не требующие ответа (риторические вопросы), либо самому отвечать на заданные вопросы. Ярким средством словесного воздействия являются риторические приемы, тропы и фигуры речи.

Источником субъективности и искренности речи стновятся личные местоимения. Активным творцом речи является «я», поскольку Я САМ выражаю свои эмоции, побуждаю своих слушателей к каким-либо действиям, задаю вопросы или отвечаю на них, сообщаю что-либо. Местоимения первого и второго лица можно охарактеризовать как коммуникативные. «Я» означает отправителя речи, оратора и действительно только в его речи. «Вы» означает слушателей, к которым обращается оратор. «Мы» содержит ряд значений: собственно оратор (лекторское «мы»), оратор и слушатели, оратор и относящиеся к нему лица. В сочетании с предлогом «с» и творительным падежом других местоимений и существительных обозначает группу лиц во главе с оратором. Эффект речи зависит именно от того, как оратор выполняет одну из своих коммуникативных задач — преодолевает дистанцию между собой и слушателями. «Мы» чаще всего характеризуется как «мы совместное» в значении «я» и «вы». Оно и помогает создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией. Например: Мы с вами должны понять огромную роль частного предпринимательства. «Мы совместное» создает эффект общения и личного контакта между оратором и аудиторией. С помощью такого приема оратор приглашает слушателей к совместному размышлению о каких-либо фактах, создает атмосферу непринужденного разговора, устанавливаются доверительные отношения оратора и аудитории. Иногда «мы» может быть противопоставлено собирательному образу оппонентов, названному местоимением «они».

Другим средством контакта являются глагольные формы. Глагольная форма 1 лица множественного числа объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение. Например: Скажем прямо, эта работа и поставленные в ней проблемы имеют дискуссионный характер.

Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились и др. Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации. С помощью вводных конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся.

Контактность речи создают также побудительные предложения и глаголы повелительного наклонения, их оформляющие, например: согласитесь, прочитайте, подумайте, возьмите, считайте, запомните, проанализируйте, возразите, решайте. Они обращены к слушателям, призывают их к определенным действиям.

Таким образом, словесные средства помогают завершить оформление речи таким образом, чтобы речь максимально поразила слушателя. После запоминания речи и репетиций ее произнесения можно утверждать, что речь подготовлена и теперь наступает самый главный этап — ее произнесение, которому будет посвящен второй параграф реферата.

Произнесение речи

Первое впечатление об ораторе — зрительное. Педологи установили, что 80% информации о мире мы получаем через зрение, поэтому и наши слушатели воспринимают, в первую очередь, наш внешний облик, позу, выражение лица, одежду, манеры. Первое впечатление обманчиво, но оно очень сильно. Если мы вызываем в слушателях антипатию, то разрушить её бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет установить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет свой цели.

Древние риторики уделяли большое внимание внешности оратора. Цицерон считал хорошие физические данные непременным условием успешной ораторской практики. Однако многие признанные мастера красноречия не были физически красивыми людьми: Наполеон, Суворов, актер Мочалов. Это не помешало им завоевывать и покорять аудиторию. Античные традиции требовали использования оратором особого рода одежды и атрибутов, а сегодня риторика не выходит за рамки рекомендаций опрятности, отсутствия ярких вызывающих элементов, аккуратной прически, чистой обуви. Не стоит надевать костюмы и платья, стесняющие ваши движения, складывать в карманы какие-либо предметы. Столь же скромны должны быть и ваши манеры. В официальной обстановке произнесения речи нет свободы и равенства, как, а частной беседе. Слушатель поступается своей индивидуальностью, жертвует временем, чтобы выслушать вас, поэтому если вы сразу же дадите ему понять, сколь он невежествен и как далеко вы отстоите от него в своей образованности, возникнет раздражение, и цели выступления не будут достигнуты.

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу выступающего. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей. Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями [Введенская и др. 2001: с. 225−226].

Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтёте следующие рекомендации:

1) заранее ознакомьтесь с комнатой, в которой вам предстоит выступать, — акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей;

2) выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы — рекомендуется стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу;

3) будьте умерены в жестикуляции и мимике — только самые необходимые движения; в процессе выступления не «мучайте» свой галстук или пуговицы пиджака, оставьте в покое уши и кончик носа, не стоит каждые пять минут поправлять причёску, иначе говоря, избегайте делать механические жесты: они выдадут ваше волнение, которое недоброжелательный слушатель воспримет как незнание вами предмета речи;

4) не читайте речь по написанному тексту — если вы не знаете её наизусть, не стоит и выходить к слушателям; вполне допустимо (если объём выступления большой) иметь перед собой его тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

5) в процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей. Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое-либо действие, позволяющее убедиться немедленно в правоте ваших утверждений.

Существует три способа выступления:

  • чтение текста,
  • воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов,
  • свободная импровизация.

Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме» (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и совершенно новый для выступающего. Вообще же чтение текста не производит такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей (а не на бумажки) и следит за их реакцией. Нет ничего более утомительного, чем слушать чтение речи, когда оратор перестает контролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободного выступления приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок.

Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора. Дикция (лат. dictio — произнесение) — это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Дикция является основой разборчивости речи и может быть отчётливой, членораздельной или косноязычной, нечленораздельной. Хорошая дикция обеспечивается исключительно точной и автоматизированной координацией психофизиологических речевых центров с органами речи — дыхательными органами, вибраторами (связками), артикуляторами (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо) и резонаторами (полость рта и носа).

Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20−30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.

Литературному произношению нужно учиться, внимательно вслушиваясь в произношение высокообразованных, культурных, «знающих» людей, владеющих правильной литературной речью, в речь опытных ведущих телевидения и радио, наконец, необходимо специально изучать нормы, пользоваться словарями и справочниками. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее.

Публичное выступление может стать особо выразительным и запоминающимся, если оратор умеет пользоваться невербальными средствами общения.

Мимика позволяет лучше понять аудиторию, разобраться в тех чувствах, которые она испытывает, слушая ваше выступление, усилить те или иные моменты речи. В связи с этим риторика рекомендует изучать своё лицо, придавая ему выражения, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Значительный элемент ораторской практики — жест. На вопрос, что такое хороший оратор, Демосфен ответил: «Жесты, жесты, жесты». В античных риториках выделялись специальные главы, посвященные жестикуляции. Основная функция жеста — способствовать лучшему восприятию речи. Дополнительные функции — уточнение мысли, ее оживление, усиление эмоционального звучания в сочетании со словами. О содержании различных типов жестов подробно рассказано в книге А. Пиза «Язык жестов» [Пиз 1995], к сожалению, этот весьма интересный вопрос не может быть освещен на небольшом пространстве реферата.

После завершения речи могут быть заданы вопросы, в которых иногда заключается прямая или скрытая полемика. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с желанием получить какие-либо дополнительные сведения или разъяснение содержания, с позицией оратора и т. д. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе аудитории к выступлению.

Заключение

Таким образом, ораторское выступление, независимо от стиля и жанра, обязательно должно быть тщательно подготовлено. Необходимо определить тему, цель, название выступления с учетом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал, скомпоновать его и определить тип композиции и методы построения текста. Ораторская речь должна иметь четкую композиционную структуру. Это позволяет эффективно воздействовать на восприятие слушателей.

После чего словесно оформить выступление, выбрав наиболее оптимальные и выразительные языковые средства. Ораторская речь содержит элементы книжно-письменных стилей, поскольку она готовится по книжно-письменным источникам. Поскольку речь произносится вслух, то неизбежно использование в публичных выступлениях элементов разговорного стиля, который теснейшим образом связан с устной формой речи. В публичном выступлении используются разные типы речи: повествование, описание и рассуждение (размышление); смена этих типов придает выступлению динамический характер.

После этого происходит запоминание текста, хотя допускается чтение некоторых типов речей.

Обязательным условием подготовки является репетиция, желательно в том же зале, где пройдет выступление, чтобы можно было оценить помещение, размерить голос (если необходимо, попробовать говорить с микрофоном).

При произнесении речи необходим как психологический настрой (уравновешенное эмоциональное состояние и доброжелательное отношение к аудитории), так и соответствующий речи и ситуации общения внешний вид, четкая дикция, умение следить за своей мимикой и жестикуляцией.

Таким образом, все этапы подготовки и проведения речи важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неверное поведение оратора, его ошибки на любом этапе, плохая подготовка, непродуманная аргументация, неумение оценить желание аудитории или неаккуратный внешний вид могут одинаково разрушить благоприятное впечатление от выступления и никогда не позволят достичь желаемой цели.

10

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector