Острая реакция на стресс

Острая реакция на стресс и ПТСР: как помочь

С. Богданов

Симптомы показывают типичную смешанную и изменчивую картину и включают:

первоначальное состояние «ошеломления» с некоторым сужением области сознания и внимания, невозможностью полностью осознать раздражители и дезориентированностью.

«уход» из окружающей ситуации (до состояния диссоциативного ступора — F44.2) или ажиатацией и сверхактивностью (реакция полета или фуги).

Обычно присутствуют отдельные черты панического расстройства (тахикардия, избыточное потоотделение, покраснение).

Симптоматика обычно проявляется через несколько минут после воздействия стрессовых стимулов или события и исчезает через 2−3дня (часто через несколько часов).

Может присутствовать частичная или полная амнезия (F44.0) на стрессовое событие.

Симптомы ПТСР по DSM-IV

Первая реакция на травматическое событие

Повторяющееся интрузивное воспоминание о событии

Избегание

Гиппервозбудимое состояние

Симптомы сохраняются дольше 1 месяца

Новые страхи и агрессии

Последствия травмы

Реакции могут быть разной силы

Возникать сразу или через несколько недель, месяцев и даже через год

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне ... зависимости от их характера. Страсть. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека ... с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются ...

В большинстве случаев они проходят сами через некоторое время, если они остаются на протяжении времени, вам необходимо обратиться за помощью к психотерапевту

Что делать сразу после травмирующего события

Ищите возможность поговорить с людьми, особенно с хорошими друзьями

Не находитесь один в квартире, уговорите друзей быть с вами. Ваш друг сейчас лучший «специалист», который вам поможет

Говорить о происшедшем и своих чувствах, но избегать непосредственные и активно вторгающиеся воспоминания

Думайте о том, что событие уже прошло и вы в безопасности

Двигайтесь, занимайтесь спортом, чтобы избавиться от напряжения и страха

Избегайте алкоголь, успокаивающие и снотворные (вы себя подавите и не сможете адекватно обойтись с проблемой).

Когда действие пройдет все снова вернется

Снизьте употребление стимулирующих веществ (кофе, чай, шоколад, кола, сигареты), чтобы еще больше не накручивать организм, он уже и так накручен

Попробуйте что-тосъесть, даже если не голодны

Если не можете заснуть, не оставайтесь в кровати, чтобы думать об одном и том же. Пройдитесь, чтобы устать и заснуть

Что делать в ближайшие дни — 1/1

Помните, что Ваши реакции на происшедшее это нормальная реакция на травму и они пройдут со временем. Не каждый страх или кошмар это свидетельство заболевания.

10 стр., 4732 слов

Стоит ли делать трагедию из того, что ребенок плохо ест?

... заболевание возникает вследствие нарушения формирования поведенческих навыков или стресса. Постарайтесь создать в семье максимально спокойную обстановку. Ребенок не ... что ребенок делает вид, что усиленно ест, в то время как после еды вызывает у себя рвоту, чтобы избавиться от съеденного ... Так, к примеру, одно время у меня жила дочка друзей, которым было необходимо срочно уехать на месяц в командировку. ...

Постарайтесь как можно скорее вернуться к ежедневной рутине. Возможно с трудными заданиями вам потребуется больше времени.

Если вы себя плохо чувствуете, вас охватывает страх, постарайтесь глубоко дышать и вспомните, что травмирующие события уже в прошлом

Делайте что-то,что приносит отдых и расслабление

Продолжайте говорить с друзьями, родственниками, коллегами о травме, это поможет избавиться от плохих эмоций

Даже если вы ощущаете дистанцию к другим людям, не отказывайтесь от их помощи

Что делать в ближайшие дни

Придерживаться нормального распорядка дня

Делать приятные вещи (спорт, прогулки, чтение, писать дневник)

Достаточный сон

Регулярное и достаточное питание

Проводить время с другими людьми

Давать себе отдых

Умеренная телесная активность

Расслабление (медитация, АТ, успокаивающие беседы)

Профессиональная помощь

3 стр., 1085 слов

Беседа — получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации

... . не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния. В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания ... между субъектом и объектом исследования невозможна.  Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе ...

Травматерапия по Л. Редеманн

Стабилизация

Проработка травмы

Интеграция

стабилизация

Учиться чувствовать себя в безопасности и знать, какие действия для этого необходимы

Знание о том, что такое травматизация и как она влияет на человека

Все механизмы преодоления травмы, даже осложняющие жизнь, понимаются как важные копинг-стратегиии поддерживаются

Все ресурсы личности систематически подкрепляются

Предлагать целебные утверждения и образы. Обучение различению аффектов и управлению эмоциями

Восприятие тела и благожелательное отношение к своему телу

Обучение обходиться с травмирующими воспоминаниями, которые не могут быть проработаны (символическое упаковывание в контейнер)

Не позволять развиться травматическим искажениям переноса, тем более не углублять их, а немедленно называть и коррегировать

Задачи первой беседы

1.Установить контакт с пострадавшим, выстроить доверительные отношения

2.Передать чувство безопасности

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

... , восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. ... — чувство беспомощности»; П5 — С — суммарная 9 по четырем шкалам оценка состояния: И5 = И1 + И2 + И3 + И4, где И1, И2 ... из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите ...

3.Определить насколько ресурсное социальное окружение пострадавшего, при необходимости предоставить помощь

4.Диагностика состояния

5.Предоставить информацию о травме, реакциях на травму, ее последствиях

6.Проинформировать, что полезно и что вредно делать

7.Оставить контактную информацию, взять контактную информацию

Начало беседы — 1/1

Визуальная диагностика (мимика, голос, взгляд и т. д.)

Приглушенное состояние: «расскажите что с вами произошло»

Возбужденное состояние: «вы возбуждены, у нас будет достаточно времени, чтобы все обсудить», предложить воды

Депрессивное состояние: «вижу, что вам тяжело»

Начало беседы — ½

«Я,…, психотерапевт. Психотерапевт, это тот кто лечит людей словами. Вы когда-нибудьуже разговаривали с психотерапевтом? У нас будет1,5−2часа времени сегодня, если понадобится, мы встретимся еще раз.» Записать телефон пациента

«Вы киевлянин? Если нет, то где живете? Есть ли в Киеве друзья и знакомые, которые вас могут поддержать?»

Уточнить социальную ситуацию и понять какие есть ресурсы, чтобы справиться с пережитым.

8 стр., 3641 слов

Влияние детских травм на поведение личности во взрослой жизни и паттерны реагирования в отношениях

... тогда, когда человек не может с ней справиться. Травма работает, прежде всего, на уровне чувств, ... Что с вами, Мария? Что вы чувствуете?" Мария: "Я чувствую растерянность и тотальный страх, он меня ... сладенькой водичкой, я постепенно успокоилась. Она говорила мне ласковые слова и качала меня на ... г. Оглавление Введение . Влияние травмы детства на поведение и реакции человека во взрослой жизни . ...

«Очень важно, что с Вами есть люди, на которых Вы можете положиться»

Начало беседы — 1/3

«В последние дни произошли драматические события и вы очевидно стали свидетелем того, что человеческий мозг отказывается воспринимать»

-Первое упоминание травмы, внимательно следить за реакцией

-Если плач, молчать, дать выплакаться 20−30секунд

-Если монотонный рассказ «Наверное вы почувствовали ужас (беспомощность, отчаяние)?» говорить о чувствах, но избегать прямых, вторгающихся воспоминаний.

«это ужасно» «можем ли мы продолжать наш разговор?» «возможно мои вопросы невольно напомнят о том, что вы пережили. Заранее прошу прощение, цель моей беседы помочь вам справиться с происходящим. Если вы почувствуете, что вам плохо, дайте мне знать»

-Не расспрашивать детально о травматическом событии, если пациент начинает рассказывать, дать просто высказаться.

«Многим людям становится легче, когда они рассказывают о том, что пережили. Но только вы можете решать о чем вы хотите говорить, а о чем нет. Но я вам советую говорить о происшедшем с друзьями и не избегать этих тем».

9 стр., 4365 слов

Личность и травма

... справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений. В таких случаях говорят ... человеку. Интернал, наоборот, чувствует, что только некоторые события ... Согласно психодинамическому подходу травма приводит к нарушению ... (наводнение). Реакция при остром интенсивном воздействии обычно бывает грубая, массивная ...

Начало беседы — ¼

«Ваша реакция абсолютно нормальна. Это нормальная реакция на ненормальные события. Это говорит о том, что ваша психика шаг за шагом начинает справляться с травмой. Главное, что Вы сейчас в безопасности, все самое страшное уже произошло»

«Я хотел бы поговорить с вами о различных реакциях, которые бывают у людей в таких ситуациях и о том, как Вы сами себе можете помочь»

Это могут быть мешающие мысли, чувства, телесные проявления или поведение. Если вы будете лучше знать эти реакции, то сможете себе лучше помочь"

Реакции на травму — 1/1

«реакции могут быть очень индивидуальны и появляться в самые разные моменты времени, даже через месяц, два или год»

-ВАЖНО. Вы проводите диагностику статуса пациента и одновременно обучаете его как справляться с реакциями на травму, спрашиваете, как пациенту удается справляться с такими реакциями самому, поддерживаете самоэфективность ."Хорошо. Делайте то, что вам помогает" и рекомендуете что можно сделать еще.

Что спрашивать, если пациент говорит о травме

Как вы себя чувствовали тогда?

Вас охватил ужас?

Вы чувствовали себя беспомощным?

Чувствовали вы себя парализованным или в состоянии шока, что ничего не ощущали?

Кто тогда был рядом с вами?

Что заметили другие люди о вашем эмоциональном состоянии?

Какими были ваши эмоции после события?

ВАЖНО. Говорить о чувствах, но останавливать вторгающиеся воспоминания.

«Сейчас лучше не вспоминать о прошедшем. Вам нужно набраться сил и постепенно вы сможете справиться. Возможно вы не сможете все забыть, но постепенно воспоминания будут слабее и слабее и даже если вы будете вспоминать о событиях, это не будет вызывать таких сильных реакций.»

Реакции на травму — уровень чувств

Горе

Вина

Страха

Чувства покинутости

Беспомощность

Пустота

Приглушенность

Ярость

Потеря интереса

Подавленность

Что спрашивать об эмоциональном состоянии

Перечислять чувства и состояния, чтобы пациенту было легче узнать себя Объяснять, что это нормальные реакции и они пройдут со временем Спросить, что помогает пациенту справиться с ними

«Бывает ли так, что вы чувствуете себя приглушенно или вам тяжело радоваться? Опишите как это происходит»

«Бывает так, что вы чувствуете бессмысленность происходящего и нежелание думать о будущем? Или что ваша жизнь закончится преждевременно?»

«Чувствуете ли вы себя виноватым, что что-тосделали не так или, наоборот, ничего не сделали? Расскажите мне больше об этом»

«Чувствуете ли вы себя виноватым, что выжили, тогда как другие нет? Расскажите мне об этом»

«Были у вас состояния, когда Вам казалось, что вы наблюдаете за собой со стороны? Как если бы Вы смотрели фильм?»

«Бывает ли так, что Вы внезапно пугаетесь чего-либо?Что Вас пугает? Опишите состояние?»

Реакции на травму — уровень мыслей

Нежелание верить

Одни и те же мысли ходят по кругу

Путаница в мыслях

Как-будтостоите рядом со своим телом

Трудности сконцентрироваться

Галлюцинации

Потеря контроля

Кратковременное нарушение памяти

События проносятся в голове, как будто вы смотрите фильм

Как спрашивать о мыслях пациента

«Были у Вас нежелательные воспоминания? Как часто? Можете ли вы вытеснить их из памяти и думать о чем-тодругом? Как сильно вы страдаете от этих воспоминаний»

-ВАЖНО. Рекомендовать пациенту активно противостоять таким воспоминаниям. Например, помещать их в воображаемый контейнер, где они будут под контролем

«Были у Вас кошмары? Как часто? Просыпаетесь ли вы после этого в тревоге? Сердце стучит?»

-ВАЖНО. Описать что есть сновидения фантастического характера, а есть реальные картины, которые вы пережили. Что делает пациент, чтобы справиться с такими снами. Дать советы. Сказать, что во сне психика старается справиться с пережитым,

«Испытываете ли Вы трудности вспомнить отдельные детали происходящего?» «Бывает ли так, что Вам трудно сконцентрироваться? Насколько это Вам мешает?»

Реакция на травму — на уровне тела

Тошнота

Чувство скованности

Сверхчувствительность (кожа, глаза, уши)

Трудность вдохнуть

Нехватка энергии

Утомляемость

Дрожь

Сердцебиение

Головокружение

Утрата аппетита

Головные боли

Неясные боли в теле

Как говорить о телесных ощущениях

«Бывает, что Вы реагируете телесно, когда вспоминаете о том, что произошло? Приведите пример?» (сердцебиение, головная боль, бросает в пот, дрожь)

«Есть ли у Вас проблемы со сном? Плохо засыпаете? Просыпаетесь во время сна?»

«Когда человек оказывается в ситуации опасности ему в кровь попадает большое количество адреналина, чтобы бороться или бежать. Но иногда случается так, что опасность проходит, а организм продолжает работать как двигатель на высоких оборотах. Вы чувствуете себя возбужденным, прислушиваетесь к шорохам, плохо спите. Это нормальная реакция, если вы будете говорить о своем состоянии с другими и о том, что произошло, вам станет легче»

Реакции на травму — уровень поведения

Нарушение сна

Кошмары

Нарушения пищеварения

Социальная изоляция

Плач

Ведете себя как парализованный

Дезориентация

Суетливость

Агрессивность

Скованность в теле

Хочется «цепляться» за других

Импульсивность

Пугливость

Безразличие

Безучастность

Избегание событий, мест и людей, напоминающих о травме

Как спрашивать о поведении

«Бывали такие ситуации, когда вы пробовали сознательно избегать мест, людей, которые напоминают вам о произошедшем? Избегать разговоров с другими людьми о происшедшем?»

«Насколько сильно вам нужно прикладывать усилия, чтобы избежать мест, людей?»

«Чувствуете ли вы потерю интереса к повседневным делам, которые вам раньше доставляли удовольствие?»

«Чувствуете ли вы себя изолированным от других людей? Опишите?»

«Бывает ли так, что вы чувствуете себя особо настороже, даже если в этом нет необходимости?»

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector