4. Между детством и взрослостью

С наступлением подросткового периода, который можно хронологически определить как возраст 11—15 лет (Сегодня возможны другие временные периоды определения под­росткового возраста. Наконец, есть младшие подростки, старшие подростки и возраст ранней юности, который и начинается с рубе­жа в 15 лет), у ребен­ка появляется чувство взрослости.

Многие психологи справедливо утверждают, что подрост­ковый возраст — это время, когда ребенок и его семья стал­киваются со множеством проблем, зачастую неожиданных для них, и не всегда могут найти правильное решение.

Бурное физическое созревание

К 10—12 годам стабильность, характерная для школьни­ков, нарушается и начинается период быстрого полового со­зревания и физического роста, называемый пубертатом.

Как правило, быстрое физическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет и достигает пика при­мерно в 14 лет, у девочек оно начинается между 8 и 12 года­ми и достигает максимума примерно в 11,5 лет. Половая зре­лость у девочек начинается с появлением первых менструа­ций, у мальчиков — первых эякуляций.

Противоречивые чувства

Большинство подростков независимо от пола испытывают смешанные или негативные ощущения при первой менст­руации и эякуляции.

Важно, чтобы данный факт был воспринят нормально, как естественное событие и взрослыми, и детьми. Необходи­мо, чтобы родители открыто и доступно объяснили сыну или дочери «что это такое», «чем это вызвано» и как протекают данные процессы. Вы можете предложить подростку прочи­тать книгу: Ди Снайдер. Курс выживания для подростков. В ней обсуждаются актуальные для этого возрастного периода проблемы, в том числе связанные с половым созреванием и физическим развитием.

В противном случае ребенок может долго опасаться новых проявлений полового взросления.

2 стр., 790 слов

Программа коррекции стилей материнского и отцовского воспи-тания детей дошкольного возраста «Я и мой ребенок»

... -педагогическое проектирование программы коррекции стилей материнского и отцовского воспитания детей дошкольного возраста осуществлялось на основе следующих методологических принципов возрастной, общей и ... используется индивидуальная форма работы: первоначальная психодиагностика взаимоотношений родителей и ребенка проводится в индивидуальном режиме. В остальных блоках используются групповая ...

Скорость изменений, которые происходят в организме в период пубертата, может быть чрезмерно быстрой или за­медленной, что может, в свою очередь, стать причиной пе­реживаний подростка.

Чувство неполноценности

Наиболее распространенное негативное чувство, которое испытывают дети в период полового созревания, — это чув­ство неполноценности.

Если ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение. Характерными формами пове­дения в данном случае могут быть либо уход в свои собст­венные переживания, замкнутость, застенчивость, либо вы­зывающая манера поведения, доходящая до гротеска.

Как же с ним бороться? Хотя готового рецепта от этого недуга нет, в первую очередь необходимо:

— ориентировать подростка на его возможности и поло­жительные качества, всячески подбадривать его и поощ­рять;

— дать знания и сформировать умения, которые позволят ему заинтересовать и привлечь окружающих благодаря своим личным качествам, таким, как открытость, самостоятель­ность, доброжелательность, искренность, любознательность, компетентность,

— укрепить веру в свои силы, обеспечив возможности проявить себя в практической деятельности (например, сде­лать что-то своими руками, помочь маме или отцу, научить чему-то, что умеет сам, младших брата или сестру) и от­влечься от мрачных дум по поводу собственной персоны.

В случаях, когда родители не могут справиться с негатив­ными психологическими состояниями ребенка, такими, как агрессия, повышенная тревожность, страх, отгороженность от внешнего мира, замкнутость и др., следует обращаться за консультацией к специалистам-психологам, психотерапев­там.

Изменение аппетита

Из-за быстрого роста организм подростка нуждается в большом количестве пищи. Ограничения в питании негатив­но сказываются на его энергетических ресурсах. Одним из симптомов недостатка пищи обычно является раздражитель­ность.

17 стр., 8061 слов

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

... составляет динамическую триаду, которая в момент соединения порождает природосообразные эстетические чувства. Восприятие времени как сбалансированного чувства природных, социальных, космических процессов становится эстетическим ... используя прием обратного «прокручивания» времени. Это задание оказалось сложным для детей. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье, но трудность состояла в ...

Проблемы, связанные с питанием, чреваты серьезными нервными срывами, причины которых зачастую — в самих родителях. Для многих семей характерна ситуация, когда ро­дители стараются «напичкать» своих чад. Дети быстро по­правляются, полнеют, что порождает ряд проблем. Некото­рые подростки столь сильно переживают это, что отказыва­ются от пищи даже тогда, когда организм настоятельно тре­бует ее.

Полные дети обычно испытывают определенные эмоцио­нальные и психологические неудобства. В то же время эмо­циональные проблемы, связанные с половым созреванием, также могут способствовать перееданию.

Родителям важно правильно организовать питание подро­стка. Для этого может быть необходима консультация врача, особенно в тех случаях, когда в основе лечения ребенка ле­жит диета.

Отношение к себе

С вступлением в подростковый возраст у ребенка появля­ется повышенный интерес к самому себе, к тем изменениям, которые в нем бурно происходят.

Это способствует созданию его представления о самом се­бе, или, как говорят психологи, его образа Я.

Образ Я — это отношение человека к самому себе, вклю­чающее знание своих качеств и свойств, а также оценку этих качеств (самооценку).

Открытие своего внутреннего мира — радостное и вол­нующее событие, но подчас оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Подросток, страдающий ка­ким-либо недугом, переживает это вдвойне. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у него низкую само­оценку, а это, в свою очередь, порождает чувство неуверен­ности в себе.

Застревание на неудачах

Сравнивая себя со сверстниками, подросток особенно остро реагирует на неудачи в любых сферах деятельности — в учебе, в занятиях музыкой или спортом, в спорах.

15 стр., 7381 слов

Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых

... удивления, недоумения, огорчения педагогов по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала; - реагировать и откликаться ... nbsp;М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной среде / К.С.  ... потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии ...

Чувство неуверенности в себе вполне можно сравнить с ощущением страха. Оно выражается в том, что подросток, ощущая себя несчастным, может стать робким, застенчивым, замкнутым, часто раздражительным и тревожным. Подрос­ток с низкой самооценкой живет в плену отрицательных эмоций: «У меня не получится», «Я хуже других». Кроме то­го, неуверенность порождает чувство вины перед собствен­ным Я. перед другими людьми.

Чувство одиночества

Чувство одиночества знакомо каждому человеку. В подро­стковом возрасте оно обострено. Подросток ощущает себя оторванным от семьи, от круга сверстников, от общества в целом.

Изолированность от широкой общественной среды, не­достаток контактов усугубляют это чувство. Мысли типа: «Меня никто не понимает», «Я одинок и никому не ну­жен» — часто становятся причиной повышенной тревожно­сти, нервозности, раздражительности, замкнутости, неуве­ренности и даже самоубийств или мыслей об этом.

Окружите подростка вниманием и заботой, чаще интере­суйтесь его проблемами, окажите ему поддержку в случае необходимости.

Результаты плохой социализации

Изоляция. Подростки нередко находятся в своеобразной социальной изоляции. Одни из-за своей агрессии, другие из-за непредсказуемости поведения, низкой самооценки. Имен­но они доставляют неприятности своим сверстникам, потому что не имеют навыков общения и положительного социаль­ного опыта.

Стереотипность поведения возникает вследствие изоля­ции, ограниченности контактов и приводит к крайне огра­ниченному набору социальных ролей, обусловливает малую вероятность позитивного научения.

6 стр., 2599 слов

Особенности переживания временной перспективы у подростков с девиантным поведением

... отмечен рост насилия, что актуализировало проблему девиантного поведения подростков. Рост отклоняющегося поведения, распространение алкоголизации и наркомании, жестокость совершаемых ... 2001. — 304 с. 4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., ... 456с. 31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Изд-во ...

Обида. Если сверстники не понимают и не принимают подростка, то в знак протеста он может проявлять деструк­тивную агрессию. Так, подросток, с одной стороны, привлека­ет внимание к себе, с другой — выражает обиду, негодование.

Ухудшение социальных навыков. Если с годами социаль­ный опыт не обогащается, происходит ухудшение социаль­ных навыков. Подросток все больше и больше удаляется от своих сверстников, а его социальные связи становятся все более и более проблематичными.

Как помочь ребенку пережить трудные времена?

Родители, имеющие подростка с ограниченными возмож­ностями, должны помнить, что от их отношения к ребенку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверен­ность, комфортность подрастающей личности в окружающем мире, удовлетворенность собой и другими людьми.

Укрепление уверенности

Самый надежный способ уберечь своего ребенка от глубо­ких психологических потрясений в подростковый период — укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и гото­вы помочь ему в любых неудачах, проблемных ситуациях; что он любим и его ценят как личность.

Подросток в большей степени нуждается в ощущении своей самоценности. Для него важно быть уверенным, что он следует общепризнанным правилам поведения и нравст­венным нормам. Чтобы поддержать это чувство в детях, нужно знакомить их с системой этических правил, которые они могли бы применить в жизни.

Выражение одобрения

Всегда очень полезно наградить ребенка словами одобре­ния за достигнутые успехи, которые он сам считает важными.

Для подростка одобрение намного важнее сочувствия. Со­чувствие окружающих обращает его к собственной проблеме, не дает увидеть своих реальных возможностей, ребенок при­выкает к роли «страдающего», «жертвы». Одобрение вызыва­ет чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию «победителя».

2 стр., 848 слов

Родительско-детские отношения в семьях подростков с девиантным поведением

... с девиантным поведением 63 Заключение 77 Список использованных источников 80 Приложения 85 Список использованных источников 1. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков ... поведении подростков 43 2.1. Организация исследования 43 2.2. Методы исследования 44 2.3. Результаты исследования 50 2.4. Практические тренинги родителям подростков ...

Положительная ориентация на других людей

Если подросток воспринимает похвалу только в свой ад­рес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех ее членов.

Анализ ошибок

Заострять внимание на ошибках нужно лишь в тех случа­ях, когда они начинают повторяться. Но и тогда выговоры и нотации не уместны. Помните, что подросток уже ощущает себя взрослым, и всякое ущемление его значимости, недове­рие к нему формирует негативный образ Я.

Поиск друга — важная проблема для подростков. Дружба дает возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Подростку важно находиться в кругу свер­стников, чувствовать себя принятым группой — будь то учебный класс, кружок или спортивная команда. Для детей этого возраста характерно стремление общаться в кругу свер­стников. Именно в таком общении они видят главные дос­тоинства: равенство отношений, доверие и понимание.

Поощрение дружеских отношений

Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квар­тиры, пусть ее двери всегда будут открыты для их друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые бы навещали его дома, проводили время в совместных занятиях, вместе переживали важные события в жизни подростка. Пусть таких друзей будет не­много, важно, чтобы они были значимы для него. Если же ваш ребенок, имея все возможности для общения с окру­жающими, просто не обладает нужными навыками для уста­новления контактов и налаживания дружеских связей, тогда это повод для беспокойства. Нужно немедленно приступать к развитию коммуникативных навыков.

Контроль ситуации

Многие родители в период взросления ребенка тяжело переживают, что их мальчик или девочка ищет авторитетных взрослых «на стороне» и тем самым как бы удаляется от се­мьи. Это естественный процесс. Взрослого друга вне семьи ищут и те дети, которые очень любят и уважают своих роди­телей, братьев и сестер. Подросткам нужны новые впечатле­ния. Желание расширить свой кругозор притягивает их к сильным и интересным людям. И все же во избежание нега­тивного, порой асоциального влияния взрослых приятелей необходимо, чтобы родители держали в поле зрения окруже­ние подростка и дипломатично, исподволь оказывали на него определенное влияние.

30 стр., 14564 слов

Представления родителей подростков о характере своего ребенка

... реальным положением дел. Родители стараются проводить время вдали от ребенка, не интересуются его жизнью, эмоциями и мечтами ... очень избирательный и своеобразный характер: подростку хочется иметь единственно-преданного друга, но друзья сменяются очень часто [20]. ... Совместная деятельность помогает лучше понять друг друга. 2. Наблюдайте за желаниями и стремлениями подростка, помогайте реализовать их, ...

Но подросток может быть также ориентирован на млад­шего друга. В этом случае важно определить, какие потреб­ности удовлетворяются в подобном общении. С одной сто­роны, это может быть стремление заботиться о ком-то, чув­ствовать свою значимость, желание научить младшего тому. что умеет сам. Такое поведение родители должны приветст­вовать и поощрять. С другой стороны, это может быть жела­ние чувствовать свое превосходство, свою силу и власть над теми, кто слабее. Такие отношения нельзя считать позитив­ными. Подобное поведение подростка может стать для роди­телей сигналом повышенного внимания, а возможно, и опе­ративного обращения к специалистам-психологам, психоте­рапевтам.

Надо также помнить, что есть дети, которые по своей природе склонны к одиночеству. Они любят читать, раз­мышлять, шить, собирать марки, им вполне хватает ограни­ченных социальных контактов для самоутверждения, они предпочитают быть предоставленными самим себе и зани­маться любимым делом.

Если такой образ жизни не ведет к полной потере контак­тов со сверстниками, взрослыми и обществом в целом, мож­но особенно не волноваться.

Гибкий стиль воспитания

Разные родители по-разному смотрят на процесс воспи­тания. Одни считают, что строгое воспитание — наиболее эффективно, пытаются любым способом либо изменить, либо переломить, по их мнению, дурные наклонности подрост­ка. Они стараются жестко контролировать поведение ребен­ка, стремящегося к самостоятельности, наказывая его за ма­лейшую провинность. Этот тип воспитания зачастую приво­дит к отвержению как ребенком родителей, так и родителя­ми ребенка и формирует представление о нем как о соци­ально неуспешном человеке, который ничего не может до­биться в жизни.

Другие родители стараются всячески опекать подростка, контролировать каждый его шаг. Главной доминантой их системы становится запрет. В семье, где царит подобный тип воспитания, ребенок находится в центре внимания. Родители стараются удовлетворить его запросы, защитить от всевоз­можных трудностей и разочарований. Подросткам, воспиты­вающимся в подобной атмосфере, бывает трудно адаптиро­ваться к широкой социальной среде. Как правило, они с трудом переносят даже незначительные испытания судьбы, становятся агрессивными, недоверчивыми, болезненно обид­чивыми.

И наконец, родители, которые воспитывают подростка в атмосфере любви и приятия, взаимного уважения и призна­ния. В таких семьях подростки активны, доброжелательны, самостоятельны, им легко адаптироваться к условиям и тре­бованиям окружающего мира.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector