4. Между детством и взрослостью

С наступлением подросткового периода, который можно хронологически определить как возраст 11—15 лет (Сегодня возможны другие временные периоды определения под­росткового возраста. Наконец, есть младшие подростки, старшие подростки и возраст ранней юности, который и начинается с рубе­жа в 15 лет), у ребен­ка появляется чувство взрослости.

Многие психологи справедливо утверждают, что подрост­ковый возраст — это время, когда ребенок и его семья стал­киваются со множеством проблем, зачастую неожиданных для них, и не всегда могут найти правильное решение.

Бурное физическое созревание

К 10—12 годам стабильность, характерная для школьни­ков, нарушается и начинается период быстрого полового со­зревания и физического роста, называемый пубертатом.

Как правило, быстрое физическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет и достигает пика при­мерно в 14 лет, у девочек оно начинается между 8 и 12 года­ми и достигает максимума примерно в 11,5 лет. Половая зре­лость у девочек начинается с появлением первых менструа­ций, у мальчиков — первых эякуляций.

Противоречивые чувства

Большинство подростков независимо от пола испытывают смешанные или негативные ощущения при первой менст­руации и эякуляции.

Важно, чтобы данный факт был воспринят нормально, как естественное событие и взрослыми, и детьми. Необходи­мо, чтобы родители открыто и доступно объяснили сыну или дочери «что это такое», «чем это вызвано» и как протекают данные процессы. Вы можете предложить подростку прочи­тать книгу: Ди Снайдер. Курс выживания для подростков. В ней обсуждаются актуальные для этого возрастного периода проблемы, в том числе связанные с половым созреванием и физическим развитием.

В противном случае ребенок может долго опасаться новых проявлений полового взросления.

Скорость изменений, которые происходят в организме в период пубертата, может быть чрезмерно быстрой или за­медленной, что может, в свою очередь, стать причиной пе­реживаний подростка.

23 стр., 11039 слов

Лекция VII. Депрессии у детей и подростков

Распространенность депрессивных расстройств в детско-подростковой популяции. Особенности проявления депрессии в различные возрастные периоды детства. «Маскированный» характер детской и подростковой депрессии. Соматизированные депрессии у детей и подростков. Критерии отграничения соматизированной депрессии от соматического заболевания. Клинические иллюстрации. Трудно ошибиться, утверждая, что ...

Чувство неполноценности

Наиболее распространенное негативное чувство, которое испытывают дети в период полового созревания, — это чув­ство неполноценности.

Если ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение. Характерными формами пове­дения в данном случае могут быть либо уход в свои собст­венные переживания, замкнутость, застенчивость, либо вы­зывающая манера поведения, доходящая до гротеска.

Как же с ним бороться? Хотя готового рецепта от этого недуга нет, в первую очередь необходимо:

— ориентировать подростка на его возможности и поло­жительные качества, всячески подбадривать его и поощ­рять;

— дать знания и сформировать умения, которые позволят ему заинтересовать и привлечь окружающих благодаря своим личным качествам, таким, как открытость, самостоятель­ность, доброжелательность, искренность, любознательность, компетентность,

— укрепить веру в свои силы, обеспечив возможности проявить себя в практической деятельности (например, сде­лать что-то своими руками, помочь маме или отцу, научить чему-то, что умеет сам, младших брата или сестру) и от­влечься от мрачных дум по поводу собственной персоны.

В случаях, когда родители не могут справиться с негатив­ными психологическими состояниями ребенка, такими, как агрессия, повышенная тревожность, страх, отгороженность от внешнего мира, замкнутость и др., следует обращаться за консультацией к специалистам-психологам, психотерапев­там.

Изменение аппетита

Из-за быстрого роста организм подростка нуждается в большом количестве пищи. Ограничения в питании негатив­но сказываются на его энергетических ресурсах. Одним из симптомов недостатка пищи обычно является раздражитель­ность.

Проблемы, связанные с питанием, чреваты серьезными нервными срывами, причины которых зачастую — в самих родителях. Для многих семей характерна ситуация, когда ро­дители стараются «напичкать» своих чад. Дети быстро по­правляются, полнеют, что порождает ряд проблем. Некото­рые подростки столь сильно переживают это, что отказыва­ются от пищи даже тогда, когда организм настоятельно тре­бует ее.

17 стр., 8061 слов

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Содержание   Введение Глава 1. Теоретические основы развития у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе 1.1 Понятие "чувство времени" в психолого-педагогической литературе 1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста 1.3.Значение игры в развитии детей дошкольного возраста 1.4. Анализ современных ...

Полные дети обычно испытывают определенные эмоцио­нальные и психологические неудобства. В то же время эмо­циональные проблемы, связанные с половым созреванием, также могут способствовать перееданию.

Родителям важно правильно организовать питание подро­стка. Для этого может быть необходима консультация врача, особенно в тех случаях, когда в основе лечения ребенка ле­жит диета.

Отношение к себе

С вступлением в подростковый возраст у ребенка появля­ется повышенный интерес к самому себе, к тем изменениям, которые в нем бурно происходят.

Это способствует созданию его представления о самом се­бе, или, как говорят психологи, его образа Я.

Образ Я — это отношение человека к самому себе, вклю­чающее знание своих качеств и свойств, а также оценку этих качеств (самооценку).

Открытие своего внутреннего мира — радостное и вол­нующее событие, но подчас оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Подросток, страдающий ка­ким-либо недугом, переживает это вдвойне. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у него низкую само­оценку, а это, в свою очередь, порождает чувство неуверен­ности в себе.

Застревание на неудачах

Сравнивая себя со сверстниками, подросток особенно остро реагирует на неудачи в любых сферах деятельности — в учебе, в занятиях музыкой или спортом, в спорах.

Чувство неуверенности в себе вполне можно сравнить с ощущением страха. Оно выражается в том, что подросток, ощущая себя несчастным, может стать робким, застенчивым, замкнутым, часто раздражительным и тревожным. Подрос­ток с низкой самооценкой живет в плену отрицательных эмоций: «У меня не получится», «Я хуже других». Кроме то­го, неуверенность порождает чувство вины перед собствен­ным Я. перед другими людьми.

Чувство одиночества

Чувство одиночества знакомо каждому человеку. В подро­стковом возрасте оно обострено. Подросток ощущает себя оторванным от семьи, от круга сверстников, от общества в целом.

2 стр., 773 слов

Особенности общения подростков с родителями

Содержание Введение……………………………………………………………….2 Глава I. Взаимоотношения подростков и взрослых 1.1 Характеристика подросткового периода………………………...3 1.2 Проблема отношений родителей и детей………………………..5 Глава II. 2.1 Исследование……………………………………………………….7 Заключение……………………………………………………………..9 Список использованной литературы………………………………...10 Введение. Подростковый период в жизни человека – особый, ...

Изолированность от широкой общественной среды, не­достаток контактов усугубляют это чувство. Мысли типа: «Меня никто не понимает», «Я одинок и никому не ну­жен» — часто становятся причиной повышенной тревожно­сти, нервозности, раздражительности, замкнутости, неуве­ренности и даже самоубийств или мыслей об этом.

Окружите подростка вниманием и заботой, чаще интере­суйтесь его проблемами, окажите ему поддержку в случае необходимости.

Результаты плохой социализации

Изоляция. Подростки нередко находятся в своеобразной социальной изоляции. Одни из-за своей агрессии, другие из-за непредсказуемости поведения, низкой самооценки. Имен­но они доставляют неприятности своим сверстникам, потому что не имеют навыков общения и положительного социаль­ного опыта.

Стереотипность поведения возникает вследствие изоля­ции, ограниченности контактов и приводит к крайне огра­ниченному набору социальных ролей, обусловливает малую вероятность позитивного научения.

Обида. Если сверстники не понимают и не принимают подростка, то в знак протеста он может проявлять деструк­тивную агрессию. Так, подросток, с одной стороны, привлека­ет внимание к себе, с другой — выражает обиду, негодование.

Ухудшение социальных навыков. Если с годами социаль­ный опыт не обогащается, происходит ухудшение социаль­ных навыков. Подросток все больше и больше удаляется от своих сверстников, а его социальные связи становятся все более и более проблематичными.

Как помочь ребенку пережить трудные времена?

Родители, имеющие подростка с ограниченными возмож­ностями, должны помнить, что от их отношения к ребенку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверен­ность, комфортность подрастающей личности в окружающем мире, удовлетворенность собой и другими людьми.

3 стр., 1500 слов

формирование у родителей аллергопривенционного поведения

Содержание Введение Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты. В то же время ...

Укрепление уверенности

Самый надежный способ уберечь своего ребенка от глубо­ких психологических потрясений в подростковый период — укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и гото­вы помочь ему в любых неудачах, проблемных ситуациях; что он любим и его ценят как личность.

Подросток в большей степени нуждается в ощущении своей самоценности. Для него важно быть уверенным, что он следует общепризнанным правилам поведения и нравст­венным нормам. Чтобы поддержать это чувство в детях, нужно знакомить их с системой этических правил, которые они могли бы применить в жизни.

Выражение одобрения

Всегда очень полезно наградить ребенка словами одобре­ния за достигнутые успехи, которые он сам считает важными.

Для подростка одобрение намного важнее сочувствия. Со­чувствие окружающих обращает его к собственной проблеме, не дает увидеть своих реальных возможностей, ребенок при­выкает к роли «страдающего», «жертвы». Одобрение вызыва­ет чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию «победителя».

Положительная ориентация на других людей

Если подросток воспринимает похвалу только в свой ад­рес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех ее членов.

Анализ ошибок

Заострять внимание на ошибках нужно лишь в тех случа­ях, когда они начинают повторяться. Но и тогда выговоры и нотации не уместны. Помните, что подросток уже ощущает себя взрослым, и всякое ущемление его значимости, недове­рие к нему формирует негативный образ Я.

Поиск друга — важная проблема для подростков. Дружба дает возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Подростку важно находиться в кругу свер­стников, чувствовать себя принятым группой — будь то учебный класс, кружок или спортивная команда. Для детей этого возраста характерно стремление общаться в кругу свер­стников. Именно в таком общении они видят главные дос­тоинства: равенство отношений, доверие и понимание.

Поощрение дружеских отношений

4 стр., 1616 слов

Психопросвещение родителей подростков на базе учащиеся 1 «А» класса МБОУ СОШ № 7 г. Владикавказ.

... источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Общая ... поощряет но инициативу и но самостоятельность детей, но стараются быть но с ними но на ... . 8. Выготский но Л.С. «Психология но подростка» [электронный но ресурс] Официальный но сайт. - но ... жизни но маленького школьника но в семье, но можно увидеть, но как невелика но для ребенка ...

Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квар­тиры, пусть ее двери всегда будут открыты для их друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые бы навещали его дома, проводили время в совместных занятиях, вместе переживали важные события в жизни подростка. Пусть таких друзей будет не­много, важно, чтобы они были значимы для него. Если же ваш ребенок, имея все возможности для общения с окру­жающими, просто не обладает нужными навыками для уста­новления контактов и налаживания дружеских связей, тогда это повод для беспокойства. Нужно немедленно приступать к развитию коммуникативных навыков.

Контроль ситуации

Многие родители в период взросления ребенка тяжело переживают, что их мальчик или девочка ищет авторитетных взрослых «на стороне» и тем самым как бы удаляется от се­мьи. Это естественный процесс. Взрослого друга вне семьи ищут и те дети, которые очень любят и уважают своих роди­телей, братьев и сестер. Подросткам нужны новые впечатле­ния. Желание расширить свой кругозор притягивает их к сильным и интересным людям. И все же во избежание нега­тивного, порой асоциального влияния взрослых приятелей необходимо, чтобы родители держали в поле зрения окруже­ние подростка и дипломатично, исподволь оказывали на него определенное влияние.

Но подросток может быть также ориентирован на млад­шего друга. В этом случае важно определить, какие потреб­ности удовлетворяются в подобном общении. С одной сто­роны, это может быть стремление заботиться о ком-то, чув­ствовать свою значимость, желание научить младшего тому. что умеет сам. Такое поведение родители должны приветст­вовать и поощрять. С другой стороны, это может быть жела­ние чувствовать свое превосходство, свою силу и власть над теми, кто слабее. Такие отношения нельзя считать позитив­ными. Подобное поведение подростка может стать для роди­телей сигналом повышенного внимания, а возможно, и опе­ративного обращения к специалистам-психологам, психоте­рапевтам.

Надо также помнить, что есть дети, которые по своей природе склонны к одиночеству. Они любят читать, раз­мышлять, шить, собирать марки, им вполне хватает ограни­ченных социальных контактов для самоутверждения, они предпочитают быть предоставленными самим себе и зани­маться любимым делом.

30 стр., 14564 слов

Представления родителей подростков о характере своего ребенка

... корректировать свое поведение так, чтобы стараться избегать насилия, и еще больше скрывая свой истинный образ от собственных родителей [4]. В случае воспитания ребенка по ... главное в жизни. Представления родителей о самоконтроле своего ребенка также являются не реалистичными. Бывает, родителей вызывают в школу из-за того, что подросток плохо ...

Если такой образ жизни не ведет к полной потере контак­тов со сверстниками, взрослыми и обществом в целом, мож­но особенно не волноваться.

Гибкий стиль воспитания

Разные родители по-разному смотрят на процесс воспи­тания. Одни считают, что строгое воспитание — наиболее эффективно, пытаются любым способом либо изменить, либо переломить, по их мнению, дурные наклонности подрост­ка. Они стараются жестко контролировать поведение ребен­ка, стремящегося к самостоятельности, наказывая его за ма­лейшую провинность. Этот тип воспитания зачастую приво­дит к отвержению как ребенком родителей, так и родителя­ми ребенка и формирует представление о нем как о соци­ально неуспешном человеке, который ничего не может до­биться в жизни.

Другие родители стараются всячески опекать подростка, контролировать каждый его шаг. Главной доминантой их системы становится запрет. В семье, где царит подобный тип воспитания, ребенок находится в центре внимания. Родители стараются удовлетворить его запросы, защитить от всевоз­можных трудностей и разочарований. Подросткам, воспиты­вающимся в подобной атмосфере, бывает трудно адаптиро­ваться к широкой социальной среде. Как правило, они с трудом переносят даже незначительные испытания судьбы, становятся агрессивными, недоверчивыми, болезненно обид­чивыми.

И наконец, родители, которые воспитывают подростка в атмосфере любви и приятия, взаимного уважения и призна­ния. В таких семьях подростки активны, доброжелательны, самостоятельны, им легко адаптироваться к условиям и тре­бованиям окружающего мира.