16 Механизмы возникновения эмо эвлений

Билет № 16. Механизмы возникновения эмоциональных явлений (теории Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, Шехтера-Сингера).

Теории когнитивной оценки.

  1. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге.

Приблизительно в одно время и независимо друг от друга У. Джеймс и к. Ланге предположили, что переживание эмоций является результатом восприятия автономного возбуждения. Американский психолог У. Джемс (1884) выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для Джемса органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными. Их теория противоречит здравому смыслу. Теория Джеймса- Ланге утверждает, что восприятие висцерального возбуждения приводит к сознательному переживанию страха. Другими словами вопреки здравому смыслу, что сердце забилось чаще, потому что страшно, Джеймс и Ланге говорят, что страшно, потому что забилось сердце. Данная теория делает акцент на физиологических детерминантах эмоций. Согласно этому взгляду, различные паттерны автономной активации приводят к переживанию различных эмоций.

Периферическая теория эмоций :

Сначала возникает ситуация — мы её воспринимаем — возникают физиологические изменения — осознание этих изменений приводит к субъективному переживанию эмоций.

Джемс:

+ если вычесть телесные проявления — эмоция исчезает. (Подавите внешние проявления страсти, и она умрет, сосчитайте до десяти, прежде чем дать волю своему гневу, и он покажется вам нелепым.)

+ можно вызвать эмоциональное состояние, если воспроизвести характерное телесное поведение

Эксперименты Лейрда: изменение эмоционального фона:

Фонема «у» — настроение ухудшается

Подержать карандаш в зубах, не касаясь губами — настроение улучшается

Лендиса с надрезанием крыс можно приплести.

Доказательства от Джемса:

Автор хорошо помнит свое удивление, когда семи-восьмилетним мальчиком он упал в обморок, присутствуя при кровопускании, которое производилось лошади. Кровь была в ведре, оттуда торчала палка и, если ему не изменя­ет память, он мешал ее и смотрел, как она капает с палки, не испытывая ничего, кроме детского любопытства. Вдруг в глазах у него потемнело, в ушах послышался шум, больше он ничего не помнит. Раньше он никогда не слышал о том, что вид крови может вызвать обморок или тошноту.

6 стр., 2860 слов

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

... внешних обстоятельств. Теория эмоций Джемса—Ланге актуальна и в наши дни. Фазы эмоционального переживания, обозначенные ее создателями, не подвергаются сомнению. Теория эмоций у. Кэннона Анализируя теорию Джеймса-Ланге, У. Кэннон ...

Когда мы даже слегка чем-нибудь обеспокоены, мож­но заметить, что главную роль в чувстве тела играет напряжение, часто совсем незначительное, бровей и взгляда. При неожиданном затруднении какая-то неловкость в горле вынуждает нас совершить прочищающее его глотательное движение или слегка откашляться; можно привести еще очень много других примеров.

Плюс сопли при просмотре фильмов.

  1. Теория Кэннона- Барда.

Критика, была сделана У. Кэнноном, который выдвинул свою теорию:

  1. физиологическое возбуждение может происходит без переживания какой либо эмоции
  2. висцеральные изменения настолько медленные, что не могут предшествовать сознательному переживанию эмоций.
  3. некоторые люди переживают абсолютно разные эмоции, при этом проявляя почти одинаковые паттерны автономного возбуждения.

На основе выдвинутой Кэнноном критики теории Джеймса-Ланге, позднее Бард предположил, что эмоция происходит тогда, когда в ответ на внешний стимул, таламус посылает сигналы одновременно сигналы в кору (порождая сознательное переживание эмоций) и автономную н.с. (порождая висцеральное возбуждение).

Большинство современных ученых разделяют теорию Кэннона-Барда согласно которой эмоции берут начало в подкорковых структурах, однако, предположение о том, что эмоции зарождаются в таламусе оказалось ошибочным, эмоции связаны прежде всего с лимбической системой, гипоталамусом и др. н. центрами.

  1. Теория атрибуции возбуждения С. Шехтера и Дж. Сингера и её экспериментальные проверки.

Шахтер считал, что люди устанавливают различия между эмоциями, рассматриваю ключевые признаки ситуации. Эмоциональный процесс — результат действия 2 факторов:

11 стр., 5048 слов

Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

16 ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА ТЕМУ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА, ИХ ВИДЫ. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Студент Васюхнова Л.В. Курс 3 Группа СДО Преподаватель по дисциплине «Общая психология» Алехин И.А. доктор педагогических наук, Профессор, член-корреспондент Российской Академии образования Москва 2013 СОДЕРЖАНИЕ ...

  1. Вегетативное возбуждение (неспецифичный компонент — не определяет, какая эмоция возникнет)
  2. Интерпретация возбуждения (специфичный компонент — определяет, какая эмоция возникнет)

Шахтер разделяет точку зрения теории Джеймса-Ланге, согласно которой, эмоции являются следствием автономного возбуждения, но вместе с тем, он разделяет и положения теории Кэннона -Барда, согласно которому разные эмоции вызывают неразличимые паттерны возбуждения. Он примиряет эти точки зрения, говоря, что для обозначения и различения конкретных эмоций люди рассматривают внешние, а не внутренние сигналы.

В особенности удачным приме­ром исследований, подтверж­дающих двухфакторную тео­рию, является исследование межличностной привлекатель­ности, которое провели в есте­ственных условиях Баттон и Эрон. Они устраивали встречи девушки с молодыми людьми на мосту. Когда молодой че­ловек шел по мосту, девушка просила его ненадолго задер­жаться, чтобы заполнить оп­росник. Цель и результаты своего исследования она обе­щала рассказать позже и да­вала ему номер своего телефона. Автономным возбуждением манипули­ровали благодаря тому, что данный сценарий разыгрывался на двух совершенно различных мостах. Один — длинный подвесной мост угро­жающе раскачивался над горным потоком на высоте 230 футов [70 мет­ров. — Ю.Д.] (см. фото на рис. 2).

Другой был солидным надежным со­оружением, проходившим на высоте около 10 футов [3 метра — Ю.Д.] над небольшим ручейком. Экспериментаторы предполагали, что люди, идущие по шаткому, небезопасному мосту, будут испытывать эмоциональ­ное возбуждение, и что некоторые из них свяжут это возбуждение не с мостом, а с девушкой. В таком случае, они могут ошибочно назвать свою эмоцию вожделением, а не страхом, и сделать вывод, что очарованы этой девушкой. Зависимой переменной было число молодых людей, позвонив­ших впоследствии этой девушке, чтобы добиться свидания. Как и ожида­лось, среди тех, с кем девушка встретилась на опасном мосту, с целью на­значить свидание ей позвонило большее количество молодых людей, чем среди встретившихся на надежном мосту.

8 стр., 3526 слов

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40−45 лет

Курсовая работа Тема: Оценка типичныхжизненных ситуаций, людьми разного возраста 20-25 лет и 40-45 лет Анастасия Опёнышева 1Kr Зачётная книжка  №1807 Студенческий билет №2138 Рига  2003                                    ...

Это исследование подтверждает гипотезу, что люди нередко выводят эмоции из своего физиологического возбуждения и обозначают их соответ­ственно тому когнитивному объяснению, которое они этим эмоциям дают. Факт, что это объяснение может быть ошибочным, проливает свет на то, по­чему люди зачастую не могут разобраться в собственных эмоциях.

Минус данной теории заключался в том, что не учитывалось то, что человек может выходить за рамки непосредственного опыта и учитывать прошлый.

«Если я возбужден, а ваше поведение выглядит оскорбительным, то я должен быть в гневе».

+Эксперимент: Испытуемым вводили эпинефрин — аналог адреналина.

1 гр: ввели эпин и предупреждали о симптомах

2 гр: ввели эпин и дезинформировали о его действии

3 гр: вводили эпин, но ничего не говорили (наивные)

4 гр: вводили физр-р (плацебо)

Результаты: наиболее интенсивная эмоц р-ция была в группе № 2, менее всего в 3 и 1. Плацебо — в середине.

1я гр приписывала возбуждение действию эпинефрина, 2я — эмоциогенной ситуации.

+Валенс: Испытуемым показывали фото обнажённых женщин и искусственно повышали сердцебиение. Испытуемые оценивали выше тех, при ком возникало сердцебиение.

  1. Теории когнитивной оценки. Первичная и вторичная когнитивная оценка. Механизмы совладания. Эксперименты Р. Лазаруса.

Эмоция как комплексный ответ, являющийся результатом оценки.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

СТРЕСС Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. С точки зрения психического здоровья стресс (от англ. Stress – напряжение) – это состояние психофизиологического напряжения. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и с наименьшими трудностями. Неспособность противостоять ...

Лазарус одним из первых отметил опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и, прежде всего, процессов оценки как стрессового стимула, так и ситуации в целом, а также процессов психологической зашиты, предполагающих защитную переработку угрожающей информации.

Угроза по Лазарусу представляет предвосхищение человеком некоторого будущего столкновения с какой-то опасной для него ситуацией, то есть определяется на основе процесса оценки.

В эксперименте Лазаруса в качестве стрессора использовался документальный фильм о серии грубых ритуальных хирургических операций на мужских половых органах во время обряда инициации у одного из племен аборигенов Австралии. Во время сцен, изображающих сами ритуальные операции, наблюдалось выраженное повышение активности автономной нервной системы, измеряемой на основе КГР, а также признаки поведенческого стресса.

Исходя из посылки о том, что стрессовая реакция зависит от оценки воздействующей ситуации как угрожающей, Лазарус предположил, что при изменении основания при оценке степени приносимого вреда можно устранить или уменьшить стрессовые реакции. Для проверки этого предположения использовалось три различных звуковых сопровождения к одному и тому же документальному фильму, каждое из которых представляло свой способ интерпретации событий, заснятых на пленку.

  1. Первое звуковое сопровождение носило травмирующий характер, так как оно подчеркивало вредные аспекты событий,
  2. Второе носило отрицающий характер (где отрицался какой-либо вред изображаемого события — «отрицание»),
  3. Третье -носило характер беспристрастного повествования («интеллектуализация»).

Затем сравнивались степень угрозы и физиологические индикаторы стресса, порождаемого этим фильмом при немом варианте и при трех различных звуковых сопровождениях. Было обнаружено, что травмирующее звуковое сопровождение значительно увеличивало проявление стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма, в то время как остальные два сопровождения — «отрицание» и «интеллектуализация» — значительно снижали интенсивность стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма.

5 стр., 2029 слов

Можно выделить следующие виды целей процесса воспитания:

ВОПРОС 7. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕЙ И СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ. Воспитаниеглавным образом опред-ся как процесс целенаправленного систематического организационно оформленного управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателя и воспитуемого с целью формирования лич-ти нужной и полезной обществу. Можно выделить следующие виды целей процесса воспитания: Общая или ...

В качестве контрольного использовался фильм, показывающий серию несчастных случаев на лесопилке: пальцы одного из операторов калечатся пилой; пальцы другого отрезаются циркулярной пилой; стоящего рядом с циркулярной пилой человека убивает куском дерева, отлетающим от пилы в результате небрежности оператора, причем кусок дерева проходит через грудь жертвы. Это был фильм по технике безопасности, и два последних несчастных случая были представлены зрителю с помощью специальной комбинированной съемки.

Во время сцен, изображающих сами несчастные случаи, у большинства зрителей наблюдались три ясно выраженных момента повышения активности автономной нервной системы. Для фильма были созданы два сопровождающих текста, построенных на принципах «отрицания» и «интеллектуализации». При отрицающем сопровождении подчеркивалась нереальность показанных событий, а во второй версии зрителя просили заметить, например, насколько ясно и убедительно мастер излагает рабочим правила техники безопасности. В контрольных условиях кратко сообщалось, что в фильме будут показаны некоторые несчастные случаи на лесопилке.

Точно так же, как и в предшествующем фильме, было обнаружено, что тексты, способствующие защитной интерпретации, резко уменьшают стрессовые реакции на фильм, судя по частоте пульса и электропроводимости кожи. Все это позволяет Лазарусу делать вывод о том, что интеллектуальные процессы оценки лежат в основе возникновения стресса.

В своих последующих работах Лазарус усложняет свою модель, говоря о переоценках и двух принципиально разных видах или этапах оценки.

Лазарус полагал, что существует некоторый сценарий, по которому разворачиваются психические процессы: Ситуация — первичная когнитивная оценка — вторичная — готовность к действию — действие (физиологические изменения, экспрессивное проявление)

8 стр., 3957 слов

Кино как социологическая категория. Исследование кино как источника социологической информации на примере российских фильмов за период 2002—2011 гг..

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Кино как социологическая категория 1.1. Теоретические предпосылки и научные подходы в исследовании социологических проблем кино 1.2. Социологические подходы к изучению текста и кино как текста, структура кино как текста 1.3. Основные функции кино 2. Исследование кино как источника социологической информации на примере российских фильмов за период 2002-2011 гг. 2.1. ...

Первичная оценка, по Лазарусу, относится к тому, в какой степени стимул «задевает» (в положительном или отрицательном смысле) благополучие индивида, включая «картину мира» и систему отношений индивида. Основными критериями или компонентами первичной оценки являются:

1) релевантность цели — насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивают цели и мой образ жизни (есть — возникает эмоция)

2) конгруэнтность или неконгруэнтность цели — насколько оцениваемый стимул соответствует желаниям, облегчает достижение цели.

3) тип Я-включенности — различные аспекты личной и соц идентичности

Гнев возникает, когда самооценка под угрозой, счастье — при всеохватывающем чувстве безопасности и благополучия.

Вторичная оценка, по Лазарусу, относится к возможности индивида совершать необходимые для него реальные или воображаемые действия по отношению к стимулу, то есть к тому, в какой степени индивид способен снизить опасность и вред угрожающего стимула или усилить контакт с привлекательным стимулом. Основными критериями или компонентами вторичной оценки являются:

1) доверие или недоверие — проявляется в знании того, кто вызвал эту реакцию (фрустр), т. е. является ли произошедшее актом произвола данного лица.

2) потенциал преодоления — насколько индивид способен регулировать своё взаимодействие со стимульной ситуацией (оценка своих перспектив — лиса и виноград)

3) ожидания на будущее — насколько явление такого рода может ухудшить или улучшить нашу жизнь.

Когнитивно-мотивационная теория отношений — эмоции всегда представляют взаимодействия индивида и его окружения, включая восприятие и оценку вредности (для негативных эмоций) или пользы (для положительных эмоций), а не просто воздействие внешнего стрессора или проявление интрапсихических процессов. Так каждая эмоция представляет свой «ядерный» тип отношения. «Мотивационная» — означает, что эмоции представляют реакции на возможность достижения — не достижения жизненных целей, но в то же время вызываются требованиями и возможностями окружающей среды.

Копинги:

  • активное преодоление,
  • дистанцирование,
  • избегание, поиск поддержки окружающих,
  • самоконтроль,
  • позитивная переоценка,
  • планирование,
  • принятие ответственности за ситуацию.