4. Магия и психология: Цели магии, принципы магии (Джеймс Фрэзер, Золотая ветвь). Анализ магических ритуалов на примерах

  1. 1. Наука и психология: в чем особенность научного психологического знания? Материал – задание «Эксперименты». Особенность научного психологического знания заключается в том, что оно дает возможность с помощью научных понятий и терминов объяснять происходящие на практике явления, строить теории и гипотезы, для доказательства или опровержения которых могут проводиться четко организованные эксперименты. Особенность теорий состоит в том, что их действие распространяется не только на единичные проявления в жизни, но на все возможные случаи. Научное психологическое знание общее для всей жизни, не только для конкретных ситуаций, оно оперирует закономерностями. В качестве примера таких теорий я могу привести такие теории, как теория социлитальных ассимиляций (присутствие живых существ того же вида повышает тонус и является возбуждающим фактором для организма, действительно только для выполнения элементарных задач), теория когнитивного диссонанса (по Леону Фейсегеру две мысли человека не должны вступать в противоречие), теория психологического реакционного поведения (привлекательность трудно досягаемого объекта у мальчиков 2-х лет), 2-хфакторная теория эмоций (возбуждение /физиологичекое/ +контекст, их сопоставление).

    Человек предпочитает определенные контексты по степени их симпатичности для него самого), принцип контраста, теория доступности установки (соотнесение поведения и установки, которая работает только будучи в поле сознания), эксперимент с ситуацией сомнения и необходимость принимать решение, которое человек перекладывает на другого, авторитетного на его взгляд, человека.

    Магия является искаженной системой природных законов и ложным руководящим принципом поведения; это одновременно и ложная наука и бесплодное искусство.

    Принципы магии.

    Первый: закон подобия: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину, из этого маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. Подобие вещей воспринимается как их идентичность. На этом принципе основана гомеопатическая магия.

    Второй: закон соприкосновения: вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта, на основании этого маг делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая была однажды с этим предметом в соприкосновении. На этом принципе основана контагиозная магия.

    8 стр., 3962 слов

    Психологическое поведение спортсменов

    17 Содержание Ведение………………………………………………………………………………………2 Психологические составляющие эффективного профессионального контакта…..2 Принципы защиты душевной боли……………………………………………………...5 Тренер – спортсмен………………………………………………………………………...8 Стереотипы педагогического общения………………………………………………….9 Конфликты в спортивном коллективе…………………………………………………12 Заключение………………………………………………………………………………...16 ...

    1. 9. Религия и психология: Фрейд – гипотеза о происхождении религиозного мировоззрения («о мировоззрении»).

    Странное сочетание поучения, утешения и требования в религии можно понять только в том случае, если подвергнуть ее генетическому анализу. Его можно начать с самого яркого компонента этого ансамбля: с учения о возникновении мира <…>. Учение таково: мир был создан существом, подобным человеку, но превосходящим его во всех отношениях: — власти, мудрости, силы страстей, т.е. неким идеализированным сверхчеловеком. <…>Интересно, что этот создатель мира всего один, даже там, где верят во многих богов. Точно так же обычно это мужчина<…>.

    Дальнейший путь легко определяется тем, что бог-творец прямо называется отцом. Психоанализ заключает, что это действительно отец, такой грандиозный, каким он когда-то казался маленькому ребенку. Религиозный человек представляет себе сотворение мира так же, как свое собственное возникновение. <…> То же самое лицо, которому ребенок обязан своим существованием, — отец (хотя правильнее – состоящая из отца и матери родительская инстанция) оберегал и охранял слабого, беспомощного ребенка, предоставленного всем подстерегавшим его опасностям внешнего мира; под его защитой он чувствовал себя уверенно. И хотя, став взрослым, человек почувствовал в себе гораздо больше сил, его сознание опасностей жизни тоже возросло, и он по праву заключает, что в основе своей остался тем же беспомощным и беззащитным, как в детстве, что по отношению к миру он все еще ребенок. Так что он и теперь не хочет отказываться от защиты, которой пользовался в детстве. Но он давно уже понял, что в своей власти его отец является весьма ограниченным существом, обладающим далеко не всеми преимуществами. Поэтому он обращается к образу воспоминаний об отце, которого так переоценивал в детстве, возвышая его до божества и включая в настоящее и в реальность. Аффективная сила этого образа-воспоминания и дальнейшая потребность в защите несут в себе его веру в бога. <…>

    Тот же отец, который дал ребенку жизнь и оберегал его от опасностей, учил его, что можно делать, а от чего он должен отказываться, оказывал ему на необходимость определенных ограничений своих влечений, заставил узнать, каких отношений к родителям, к братьям и сестрам от него ждут, если он хочет стать терпимым и желанным членом семейного круга, а позднее и более широких союзов. С помощью системы поощрений любовью и наказаний у ребенка воспитывается знание его социальных обязанностей, его учат тому, что его безопасность в жизни зависит от того, что родители, а затем и другие любят его и могут верить в его любовь к ним. Все эти отношения человек переносит неизменными в религию.

    7 стр., 3012 слов

    Психология как наука о душе

    ПЛАН ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……………3 I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………….….…….. 5 1. Учение Сократа 2. Учение Платона 3. Учение Аристотеля 4. Учение Гиппократа. 5. Учение Демокрита II.  РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ ……………………………………………………………………...…….11 III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………………………...12 ...

    Запреты и требования родителей продолжают жить в нем как внутренняя совесть; с помощью той же системы поощрений и наказаний бог управляет человеческим миром; от выполнения этических требований зависит, в какой мере защита и счастье достаются индивидууму; на любви к богу и на сознании быть любимым зиждется /основывается/ уверенность, которая служит орудием против опасностей как внешнего мира, так и человеческого окружения. Наконец, в молитве верующие оказывают прямое влияние на божественную волю, приобщаясь тем самым к божественному всемогуществу.

    10. Религия и психология: о каких трех функциях религии говорит Фрейд? Какой из них религия, по мнению Фрейда, «обязана большей частью своего влияния»?

      Отдавая должное грандиозности религии, нежно помнить, что она старается дать людям. Она дает им объяснение происхождения и развития мира, она обеспечивает им защиту и в коечном счете счастье среди всех превратностей жизни, и она направляет их убеждения и действия предписаниями, которые представляет всем своим авторитетом. Таким образом, она выполняет три функции.

      Во-первых, она удовлетворяет человеческую любознательность, делает то же самое, что пытается делать наука своими средставми, и соперничает здесь с ней.

      6 стр., 2974 слов

      История возникновения и развития психологии религии

      ... и функции. 1.1 Возникновение и развитие психологии религии Психология религии возникла в конце XIX -- начале XX в. Основателями данной науки являются: В. Вундт, У. Джеймс ... . Все это дало лучшее понимание души религиозного и верующего человека. 1.2 Предмет и сущность психологии религии Предметом психологии религии является религиозность как психический факт ...

      Второй своей функцией она, пожалуй, обязаны большей частью своего влияния. Она умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни, вселяет уверенность в добром исходе, утешает их в несчастье, и тут наука не может с ней соперничать. Правда, наука учит, как можно избежать определенных опасностей, успешно побороть некоторые страдания; было бы не справедливо оспаривать, что она сильна помощница людям, но во многих случая она вынуждена предоставляет человека его страданию и может посоветовать ему лишь покорность.

      В своей третьей функции, давая предписания, провозглашая запреты и ограничения, она в наибольшей степени отдаляется от науки, поскольку наука довольствуется исследованиями и констатациями. Правда, из ее приложений выводятся правила и советы для поведения в жизни. Иногда те же, что предлагает и религия, но с другим обоснованиями.

      1. 11. Религия и психология: Б.С.Братусь утверждает, что «никого из психологов уже не задевает, не тревожит, что их наука, вопреки своему названию, вовсе не о душе человеческой». На чем основано это утверждение?

      Кто же не знает, что «психология» в переводе с греческого есть «учение о душе»? Однако каждый, решившийся углубиться в психологические сочинения и учебники с целью узнать нечто о душе человеческой, будет разочарован и озадачен: не только знаний и размышлений, но и самого-то слова «душа» он в них, практически, не найдет. Коллизия эта обнаружилась уже давно — на заре становления научной психологии. Так, в 1916 году С. Л. Франк с горечью констатировал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения учений о душе… Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 422—423).

      Исчезновение души из психологии вызывало недоуменные толки и в религиозной среде. А. Ф. Лосев вспоминает о своих беседах с епископом Феодором, бывшем до октябрьского переворота 1917 года ректором Московской Духовной академии. Вот один из рассказов епископа Феодора А. Ф. Лосеву: «В Академию приезжал митрополит Макарий, … выразил желание посетить занятия. С дрожью в руках даю ему расписание. Что выберет? … Выбирает — «психология». Я ахнул. Психологию ведет профессор Павел Петрович Соколов. Владыко думал — будут говорить о душе, что-то важное. Пришел, сидит, слушает. Ну, во-первых, душа набок, никакой души нет, мы изучаем явления психики, вульгарный материализм. Сегодняшняя лекция — тактильные восприятия. И пошел — булавочки, иголочки, рецепторы, ощущения. Проводит опыты, вызывает студентов. И так вся лекция. Вышли. Смотрю, митрополит идет с поникшей головой, серое лицо. «Владыко святый! — говорю ему, — я вижу, что у Вас неблагоприятное впечатление… И как он смел при Вас излагать всю эту пакость! А знает, что Вы его начальство!» «Да, да …я, убогий, не понимаю…», — говорит Макарий. — «А тут и понимать нечего! Все вздор!» Так и пошел митрополит оскорбленный, огорченный; я не смог его утешить» (Из рассказов А. Ф. Лосева // Вопр. филос. 1992. №10. С. 140—141)..

      2 стр., 791 слов

      Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

      Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки. План: 1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1 2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2 2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920). 2 2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). 2 2.3. Франк Брентано (1838-1917). 2 Изменение представлений о предмете психологии в первой половинеXIXв. ...

      Итак, в начале ХХ века потеря психологией души рождала споры, недоумения, сожаления. Ныне же — столетие спустя — положение давно стало рутинным, привычным и, практически, никого из психологов уже не задевает, не тревожит, что их наука, вопреки своему названию, вовсе не о душе человеческой. Но если профессиональные психологи уже вполне смирились и вытеснили, забыли исходное назначение своей науки, то люди со стороны (как раньше говорили — «публика») по-прежнему обманываются словом и ждут от психологов прояснений, глубин, откровений именно о душе человеческой. С этим ощущением, ожиданием идут на психологические факультеты и многие абитуриенты, которым предложат много ценных и важных курсов, не продвигающих, однако, к постижению тайн души человеческой.

      1. 12. Религия и психология: Как вы понимаете следующее утверждение Б.С.Братуся: «Критерием определения нормы стал психический, порой психофизиологический уровень развития, характер самого функционирования психики, ее адаптивность, приспособленность к миру, степень широты и качества удовлетворения потребностей и т.п. Образно говоря, стало главным, не куда человек стремится идти, а правильна ли и хороша ли его походка…»

      Случившееся не могло не привести к ряду серьезных и опасных последствий. Укажем лишь на одну проблему. Это проблема нормы, нормального развития человека. Критерием определения нормы стал психический, порой психофизиологический уровень развития, характер самого функционирования психики, ее адаптивность, приспособленность к миру, степень широты и качества удовлетворения потребностей и т.п. Образно говоря, стало главным, не куда человек стремится идти, а правильна ли и хороша ли его походка; не о чем он думает, куда направляет свои мысли, а эффективно ли работают его мыслительные процессы; не о чем он памятует, а какое количество единиц информации обрабатывает и запоминает.

      5 стр., 2014 слов

      Психология Этапы развития психологии

      Название и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения I этап. Донаучный, до VII—VI вв. до н.э. Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охранительной и активной роли души II этап. Философский VII—VI вв. до н.э.— конец XVIII - начало XIX в. Античная психология Душа — источник активности тела, обладает ...

      Разумеется, и это надо еще раз повторить, — нельзя сколь-нибудь принижать значимость этого функционирования, значимость аппарата психики, открытых учеными законов развития памяти, восприятия, мышления, эмоций и т.д. Но если это ставить во главу угла — не как средство, а как саму по себе цель развития, то жизнь человека теряет высшее измерение и редуцируется, сводится лишь к психическому процессу. Ставшая «тенью тени» душа перестает освещать психику, быть для нее источником света Христова, и немудрено, что в этих потемках легко оступиться, спутать добро и зло, не заметить черты между ними, поскольку действия в сторону того и другого могут осуществляться с помощью одних и тех же структур и способов функционирования психофизического и психологического аппарата. И если эти структуры, способы, формы эффективны, успешны, приносят удовлетворение, повышают самооценку, хорошо адаптируют к миру сему, — то они признаются нормальными, вне зависимости от того, к пользе или ко вреду души ведут осуществляемые действия и проявления. Воистину, «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма» (Мф. 6, 23; см. также Лк. 11, 35), и какая польза человеку, что он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26; см. также Мк. 8, 36).

      14. Искусство и психология. Трагедия, комедия и катарсис

        В жизни человека накапливает достаточное количество неотрегагированных переживаний, неприятностей, которые когда-то причинили боль человеку и остались яркими или тусклыми воспоминаниями или вовсе забылись. Но эти тяжелые воспоминания продолжают жить в человеке, оставаясь осадком, который требует выхода. Трагедия – искусный способ выплеснуть эмоции, накопленные переживания. В случае демонстрации трагедии в зале вызываются эмоции, и созданы условия для их проявления. В искусстве можно растрогаться, а в жизни для этого просто нет обоснованного повода, достаточных причин. По теории катарсиса, принадлежавшей Аристотелю, события старые, забытые в человеке, словно в амфоре с вином, стекают на дно и накапливаются в виде осадка. Просто перевернуть кувшин и вылить остатки не выйдет, садок осядет на стенках. Но когда мы дольем новое, свежее вино, новое горе от трагедии смешается со старым и выплеснется. Происходит очищение, облегчение.

        15 стр., 7240 слов

        Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

        Г Л А В А 5 Психологическое воздействие широко включается в процессы труда, воспитания, управления и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или непреднамеренно на сознаваемом или не­осознаваемом уровнях, оно может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности и группы, повышать или снижать трудо­вую ...

        1. 19. Литература и психология: Какие 3 урока, с точки зрения Гордона Олпорта, психология могла бы получить у литературы? Здесь мы, конечно, сталкиваемся с основным разногласием между наукой и искусством.

        Наука всегда имеет дело с общим, искусство – всегда с особенным, единичным. Я упомянул три урока, которые психолог может почерпнуть из литературы для улучшения своей работы. Первый урок – это концепция относительно природы черт, которая широко встречается в литературе. Второй урок касается метода самоконфронтации, который хорошая литература всегда использует, а психология почти всегда избегает. Третий урок призывает к более длительному интересу к одной личности в течение большего периода времени.

        1. 6. Магия и психология: Каким образом связаны теория стресса (Г.Селье) и леви-строссовское объяснение эффективности проклятия? По теории Селье: Человека может разрушить не сам стресс, не сам фактор, в природе нет такого фактора, который сам по себе бы был разрушителен для организма, и разрушительна только реакция организма на этот фактор. Условием развития стресса является осознание того, что может произойти какое-либо неприятное событие, и осознание того, что человек может на него повлиять. Но не знает, как сделать результат закономерным.

        Физическая смерть наступает незамедлительно вслед за смертью социальной Каким же образом эти сложные явления отражаются на физиологии? Кеннон показал, что страх, как и ярость, сопровождается исключительно интенсивной деятельностью симпатической нервной системы. Подобная деятельность обычно полезна, поскольку возникающие при этом органические изменения позволяют индивиду приспосабливаться к новой ситуации, однако если индивид не наделен по отношению к необычной ситуации никакой инстинктивной или выработавшейся ответной реакцией или считает, что не обладает таковой, то деятельность симпатической нервной системы усиливается и расстраивается, что может привести, иногда за несколько часов, к уменьшению объема крови и сопровождающему его падению давления. Это вызывает, в свою очередь, необратимое расстройство органов кровообращения. Часто больные, испытывающие сильный страх, отказываются от еды и питья. Процесс ускоряется: обезвоживание стимулирует деятельность симпатической нервной системы, а уменьшение объема крови прогрессирует вследствие возрастающей проницаемости капиллярных сосудов. Эти гипотезы подтвердились при многочисленных исследованиях травм, полученных при бомбардировках, на поле боя или при хирургических операциях: при вскрытии не обнаруживается никаких органических повреждений.

        Стросс говорил, что задачи колунов ставятся не на болезни тела, а на происхождение этой болезни. Велика сила подсознания. Околдованный убивает себя сам. Чтобы умереть, нужно, чтобы в организме происходили какие-то процессы, изменения. Язва желудка имеет психосоматическую природу, результат соматических процессов.

        По теории Селье стресс состоит из трёх этапов, тревога, переживание стресса и фаза истощения. Человек на последней фазе пытается сопротивляться создавшемуся накалу, о уровень мобилизации остается критически выше среднего. Начинаются изменения в органах, слабеют защитные функции, нарушается пищеварение, рушится иммунная система. Безусловно, ожидание смерти человека включает три стадии стресса.