2 М Обеспечения наглядности на уроке музыки

Наглядные методы — обращение к зрительному или слуховому восприятию тех или иных явлений связанных с музыкой.

Виды: — наглядно-слуховой (пение+мимика); - наглядно-зрительный (таблицы, портреты); - наглядно-ритмический (движение под музыку, дирижирование).

Средства: иллюстрации, репродукции, картины, таблицы, графики, карточки с нотными знаками, муз. ребусы, средства ТВ, видео, грамзапись, голос, показ, дириж. жест, движение под музыку, нетур. наглядность (инструмент).

Функции: — создание определенного настроения; - пробуждение эмоциональной отзывчивости, необходимой для восприятия музыки;

— помогает лучше усвоить, запомнить учебный материал.

Но: чрезмерное использование не приносит пользы, оно уводит уч-ся от восприятия муз., побуждает к ее ложному толкованию, нарушает связь между учеником и муз. произведением.

3 М. Музыкальное мышление.

Мышление — процесс отражения действительности в сознании человека. Любая мыслительная деятельность связана со знанием о предмете. Вне знаний никаких мыслительных действий быть не может.

Музыкальное мышление — это оперирование музыкальными образами, средствами худ выразительности, это знание в действии. В муз искусстве все средства муз. выразительности интонационны. Эмоциональная реакция человека на интонацию является исходным пунктом процесса муз. мышл-я.

Особая ступень развития м.м. — мышление творческое. Оно характеризуется постепенным переходом от действий репродуктивных к продуктивным. Творческое мышление проявляется в различных видах и формах — сочинение муз., интерпретация муз., собственная трактовка муз. пр-я. М. М всегда наполнено определенным эмоциональным содержанием. При организации мыслительной деятельности детей необходимо обустроить сферу чувств-я ученика. Мышление опирается на знание, однако усвоение знаний происходит не теоретическим путем, а на основе накопленного соответствующего слухового опыта. Знания не самоцель, а средство развития муз. мышления.

12 стр., 5920 слов

Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки

... ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА мышление музыка дошкольник ВВЕДЕНИЕ Анализ проблемы музыкально - ... движениях , не сдерживает темп произведения. Таким образом, были определены уровни развитости музыкального мышления в результате констатирующего и формирующего эксперимента. Результаты внесены в таблицу ...

Этапы развития М.М.

1. интонационно-речевой. Чел. чувства и речь — прототипы музыки. От жизни идем к музыке. Ребенок приобретает первые представления о муз. речи, которую можно научиться понимать и без слов. На этом этапе дети учатся осмысленно оперировать элементами муз. речи, осваивать их на понятийном уровне.

2. наглядно-действенный. Ребенок умеет осмысленно пользоваться элементами муз. речи в различных видах муз. деят-ти (аналитической, исполнит., сочинение).

Ребенок способен проследить за музыкальным развитием, понять строение муз. произведения.

3. абстрактно-логический этап. Ученик способен художественно грамотно ориентироваться в разных явлениях муз. культуры, осознать особенности стиля композитора. Развитие мышления происходит во всех видах музыкальной учебной деятельности.

Эти этапы могут называться:— интуитивно-речевой (донотный 0−3 кл.), — музыкально-речевой (нотный), — композиционный (знакомство с муз. формой) , — концептуальный (представление о муз в целом)

Существуют 2 типа муз мышления: — научное (понятийное); - художественное (образное — сочетание чувства и мысли, высшая форма — образ) Уровни мышления: высокий, средний, низкий (ограниченность, поверхностность, заторможенность)

Функции мышления:1. способность человека чувственно воспринимать выразительный смысл муз.интонации.2. осмысление логики организации музыки (т.е. умение находить в худ материале сходное и различное).3. синтезирующая, т. е. соединение рационального и эмоционального мышления.

Условия формирования мышления:

9 стр., 4064 слов

Развитие профессионального оперативного мышления будущего учителя в ходе решения психолого-педаг

... конструктивно-методический - будущие учителя решают конкретные методические проблемные ситуации, в ходе которых у них формируется так называемое методическое мышление; проблемно-методический - студенты ищут ... или преобладание в них простейших, наглядно-действенных компонентов мышления. Научное решение проблемы практического мышления получили в отечественной психологии. Начало их исследованию было ...

— жизненный опыт, — развитие всех компонентов муз. Слуха, — количество и качество муз. Репертуара, — опора на общие дидактические принципы, — использование разнообразных методов и приемов (проблемные, игровые), — опора худ. мышления на научное (понятийное)

Методы формирования мышления:

1. развиваем все компоненты муз. слуха, учимся воспринимать дифференцировано

2. проблемные методы, различные виды анализа, метод обобщения, наблюдения. Опора на научные понятия.

3. в процессе слушания музыки формируются такие формы мышления, как умозаключение, суждение и т. д. Большое значение имеет количество и качество репертуара.

4. импровизация, сочинение, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения.

4 М. Проблемные методы в мв

В отличие то традиционных методов обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и запоминании их уч-ся, проблемное обучение основывается на самостоятельности муз. мышления уч-ся. Создание проблемной ситуации на уроке предполагает такое задание, при котором знание подлежащее усвоению занимает место неизвестного. Данное неизвестное находится путем последовательных обобщений. Вопрос этого метода «Почему?». Проблемные ситуации на уроке музыки могут решаться следующим образом:

— учитель сообщает проблему и сам ее решает;

— учитель сообщает уч-ся проблему и помогает ее решить;

— уч-ся сами решают проблему, а учитель лишь оценивает правильность реш

Виды: 1. проблемно-фрагментарный — занимает один этап урока и решение отдельных проблем, 2. проблемно-урочный — занимает целый урок. Проблема — тема урока; 3. проблемно-тематический — охватывает целую тему четверти, сочетание с другими не проблемными методами.

16 стр., 7526 слов

Развитие музыкально-ритмического чувства у младших школьников на уроке музыки

... приемов развития музыкально-ритмического чувства у младших школьников на уроке музыки Метод (от греч. мetodos - путь к чему-либо) в образовательном процессе ... ритма невозможна никакая музыкальная деятельность на уроке музыки: пение, игра на инструменте, занятия танцами, восприятие или сочинение музыки. Это значит, что необходимым условием развития ...

Условия успешного применения проблемных методов:

— проблема возникает тогда, когда появляется несоответствие между тем что требует учитель, и тем что знают и умеют ученики.

— меры несоответствия должны находиться в зоне ближайшего муз. развития

— проблемные задачи должны соответствовать специфике муз. искусства.

— проблемные задачи надо использовать во всех видах деятельности на уроке: слушание, анализ, исполнение.

— проблемные задания должны усложняться.

Общая задача при проблемном обучении может быть расчленена на ряд частных задач-вопросов, которые строятся так, чтобы уч-ся анализировали наблюдаемые муз. явления. В этом случае под руководством учителя они сами добывают новые знания, а не получают их готовыми. Таким образом, создание проблемно-поисковых ситуаций относится к методам стимулирования музыкальной деятельн

5 М. Игровые методы в муз. Воспитании.

Развитию муз. интереса детей способствуют игровые методы, которые применяются в работе с мл. школьниками.

Введение в уч. процесс игр позволяет:

— обеспечить занимательность упражнениям,

— создать благоприятную атмосферу на уроке,

— повысить интеллектуальную и эмоциональную активность уч-ся,

— повысить внимание,

— снять напряжение,

— усвоить учебный материал.

Игры на уроке музыки могут быть дидактические и художественные. Разница в цели.

23 стр., 11022 слов

Роль игры в развитии чувства ритма у младших школьников

... школьного возраста на уроках музыки 2.1 Игра как педагогическое средство развития чувства ритма Имеется огромное количество исследований в области игры. Игра как феном исследуется в ... комплекс музыкальных игр эффективно воздействовал на развитие чувства ритма в процессе уроков музыки. После использования комплекса музыкальных игр в воспитательном процессе, направленном на развитие чувства ритма у ...

Дидактическая игра — это коллективная, целенаправленная уч. деят-ть, когда каждый ученик или команда объединены решением главной учебной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игры на уроке музыки должны иметь художественную направленность.

Сюжетно-ролевые. Муз. сфера предполагает 3 самые важные ролевые позиции:

композиторская,

исполнительская,

слушательская.

Бел. нар. праздники имеют игровую основу, их можно отнести к сюжетно-ролевым играм (Дажынки, Багач, Каляды, Масленица, Купале)

Игры с правилами.

— муз эхо, ритмическое эхо, мелодическое эхо и т. д.

— музыкальная викторина, угадай мелодию, 2 рояля.

— музыкальные ребусы, кроссворды, лото и пр.

Можно любую знакомую игру трансформировать в музыкальную («Я знаю 5 названий… — жанров, композиторов, исполнителей, произведений…»).

Общепринято, что чем младше дети, тем большее место в их жизни занимает игра. Однако, игра просто необходима в любом возрасте. В практике встречается огромный ряд различных игр: спортивные, математические, музыкальные, познавательные, настольные игры, народные игры, ребусы, кроссворды, телевизионные игры, подвижные игры, развивающие игры и многие другие. Существуют различные классификации игр, например, классификация, где все игры разделяются на сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Чтобы овладеть игровыми методами, нужно научиться их использовать в практике работы по музыкальному воспитанию в двух направлениях. Первое — это игровой характер занятия в целом, игровые ситуации, введение в урок некоторых игровых приемов. Второе — введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями проведения. в программах по музыке и методических разработках очень часто предлагаются различного рода путешествия — в страну, музыка которой изучается, в музыкальный жанр, в концертный зал, в сказку, на природу (в лес, на полянку с цветами, в горы, на море и т. д.).

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: «Мы едем, едем, едем»

... приготовить ведущим: музыкальное сопровождение (спокойная инструментальная музыка); бейджики по количеству участников; цветные карточки для ... nbsp; 5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в ... сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного взаимодействия ...

Некоторые темы школьной программы уже предполагают игровое решение. Также в игровой форме можно организовать любой тренинг: различать регистры — игра, определять высотность звука — игра, запоминать и анализировать мелодии — тоже игра.

11 М. Методика развития ритмического чувства школьников

Ритмическое чувство — это муз. способность, связанная с восприятием, воспроизведением и созданием временных отношений в музыке.

Специфика ритма в музыке:

— ритм связан с организацией длительностей во времени, т. е. явл-ся одним из первоэлементов в музыке;

— ритм как выразительное средство в музыке отражает эмоциональное содержание произведения;

— вне музыки муз. ритма не может развиваться.

Ритмическое чувство — это способность активно-двмгательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность муз. движения.

Методы развития муз. ритм. чувства:

*активное музицирование детей (вок., инструм., пластич.) -исполнение достаточно ярких в ритмич. плане произведений, ощущение ритмич стороны первичных муз. жанров: песня, танец, марш.

* теоретическое закрепление слуховых впечатлений школьников посредством введения понятий: пульс, темп, пауза, акцент.

* исполнение на ДМИ либо с помощью звучащих жестов ритмического рисунка произведения или некоторых элементов: акцент, сильная доля.

* метод свободного дирижирования — постигается эмоционально-образная сторона ритма.

* использование зрительных наглядностей ритма.

12. Методика развития звуковысотного слуха школьников.

Все дети от рождения имеют разный порог чувствительности к различению высоты звука. Различают 2 вида звуковысотного слуха:

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. «Ругаемся овощами» (Кряжева н.Л., 1997)

... широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты. "Детский футбол" Вместо мяча – подушка ... агрессивного поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекцию ... спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность ...

— абсолютный (слышимость абсолютной высоты звука);

— относительный (слышимость и различение звуков по отнош. к чему либо).

Методика развития звуковысотного слуха.

1 этап — донотный период — развитие должно быть связано с образным, смысловым воспроизведением музыкальной высоты.

1 задание: осознание выразительного регистра, различие высотных соотношений звуков (высокий — светлый, низкий — темный).

Слуховые представления и понятия о музыкальной высоте формируются в процессе исполнения музыки: — показ рукой движения мелодии, — прослушивание ряда музыкальных примеров, где регистр является ведущим средством муз. выразительности, — графическая запись мелодического рисунка, — пение по звуковой лесенке, — игры в вокальной и речевой деятельности, — знакомство с длинными и короткими звуками — развитие ритмического чувства.

2 задание: узнавание мелодии (в измененном темпе, регистре, ладе).

3 задание: различение двух мелодий в произведении и характера мелодии.

2 этап — переход от практического до понятийного. Пение мелодического рисунка сольмизационными слогами, ладовые сложения, музицирования на ступенях, наглядный показ различной высоты. Задачи: познакомить с именами звуков и вокальной работой, ввести сольмизационные фрагменты из песен (желательно с опорой на ручные знаки).

Цель — выработать в практической деятельности детей прочный сплав: слышу — двигаюсь — вижу. Огромное значение игровой метод. Игры: в живые ноты, живой рояль. В их основе элементы сольмизации. Приближаемся к письменным заданиям: пение по руке — нотоносец.

3 этап — нотный. Третий класс — интонация. Связь звуковысотных представлений с их песенной записью, научить петь простые звуковысотные записи (чтение несложных нотных записей вне ритма, дети усваивают запись ритма вне нотоносца).

Звуковысотный слух формируется в сочетании с ладом, тембром, мелодикой и т. д. Звуковысотный слух зависит во многом от репертуара, который осваивается в пении. Большую роль в развитии зв. сл. играет наглядный материал: нарисовать и наклеить на парту клавиатуру ф-но, игра на ДМИ, в движении, работа по секвенциям (сохранить точную звуковысотность), сольное пение.

13 М. Развитие творческих способностей уч-ся на уроках музыки

К.Орф: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок — музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творит, и в этом надо помочь… Привитие желания и умения творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Творчество — это деят-ть, рез-том которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творч начало может проявляться в ребятах уже с 1 класса: в своеобразии ответов (а не только в правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать), в собственных предложениях о хар-ре исполнения того или иного муз произв-я, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о муз. Со 2 кл предусматривается собственно творч деятельность уч-ся.

На муз. занятиях развитие творч способ-тей необходимо организовать в 3-х направлениях: композиторской, исполнительской и слушательской деят-ти.

Детское творчество на уроках муз рассмат-ся в узком и шир-м смысле.

В широком смысле — это решение ребенком худож. музыкальных задач, которые выявляют его самостоятельность, фантазию. В процессе творчества реб. открывает для себя нечто новое.

В узком смысле — создание своей элемент. музыки. Сюда включены все методы муз импровизации.

Творч развитие мл. школьников — творческие задания. Они составляются с учетом всех видов муз. деятельности применяемых на уроке муз, и предполагают развитие творч активности, муз. способностей. Творч задания должны быть вариативными, содержать элемент новизны, соответствовать особенностям мл. шк. возраста, основываться на принципе наглядности. В основе успешного выполнения творч заданий в процессе вок. деят-ти лежит развитие муз. слуховых представлений. Можно использовать задания:

— закончить мелодию знакомой песенки, начатую учителем;

— «муз. эхо» — точное воспроизведение звуков,

— звукоподражание голосам птиц, животных, инструментов,

— сочинение сказок, где персонажи поют простейшие мелодии,

— импровизация на заданный текст.

Большие возможности для развития творч. способностей представляет муз. практич. деятельность. Музыкально-игровое, танцевальное тво-во формируется путем постановки творческих заданий в определенной усложняющейся последовательности.

— импровизация отдельных элементов танцевальных движений,

— сочинение своих движений на предложенную музыку,

— сочинение парного танца,

— передача муз-го образа в развитии,

— сочинение «балета» с продумыванием последовательности эпизодов и действий учеников.

Творческому развитию способствует игра на детских муз. инструментах.

14 Методы взаимосвязи музыки с другими видами искусств

Методы взаимосвязи основаны на принципе: художественное и музыкальное мышление — на ассоциативности (т.е. способность проводить аналогии с другими видами искусства).

В программе предмета «Музыка», другие виды искусства рассматриваются в плане их художественной и эстетической ценности, под углом зрения темы урока. Установление таких связей не является отдельной задачей. Это часть общей проблемы установления связей с жизнью, и часть всего художественно-эстетического воспитания. Все формы и жанры музыки неразрывно связаны с поэтическим словом и драматургией. Вся вокальная музыка (песня, опера) выступает в единстве с поэзией. Также используются и другие виды искусства (с живописью: Щедрин «Конек горбунок» — иллюстрации Милошевского к одноименной сказке; р.н.п. «Эй, ухнем» — Репин «Бурлаки на волге»).

Такая связь между видами искусства определяется тем, что каждое своим специфическим качеством раскрывает внутренний мир человека, поэтому произведения живописи, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим приемам живописи, литературы.

Методы и приемы: музыка и литература. 1. проблемные методы: «что стало бы с музыкой, если бы не было литературы», «что стало бы с литературой, если бы не было музыки»; 2. образное слово, сравнение, адекватные интонации; 3. литература, как эмоциональная настройка на слушание музыки; 4. метод использования литературы для терминологии, понятий (рассказ о композиторе, средствах муз выразительности); 5. метод литературно-музыкальной композиции (рассказ чередуется с музыкой); 6. использование музыки для характеристики эпохи; 7. литература о музыке и музыкантах; 8. общность образов в музыке и литературе.

Музыка и ИЗО

1. конкретные образы в музыке и ИЗО, один и тот же образ;

2. образы разные по названию, теме, но сходные по настроению;

3. картины живописи, которые помогают раскрыть эпоху когда была написана музыка;

4. музыка, как настроение на просмотр картины, и наоборот;

5. сравнительный анализ 2-х видов искусств;

6. картины, фото, несущие информацию о инструменте, певце, композиторе;

7. метод видеоклипа;

8. рисование под музыку.

Связь с предметами: литература, эстетика, философия, психология, история.

16 М. Методика разучивания песни

При разучивании песни путь может быть различным, но есть основные шаги, из которых в любом порядке, и в той мере, которая детям необходима в зависимости от возраста и психических причин, задач обучения, выстраивается определенная последовательность. При этом каждый шаг имеет свои варианты приемов работы для свободного выбора.

Информация: сведения о песне, история создания песни, показ песни (исполнение или в записи), сведения о композиторе, сведения о поэте, информация об сполнителях, результаты анализа музыки, связь с темой урока.

работа с фрагментом: медленно, по секвенциям, по нотам, с показом высоты рукой или графически, распеваясь с разными штрихами, слогами текст: анализ смысла, выделение главных слов песни, декламация, декламация в ритме, чтение с выражением.

мелодия: ритмическое эхо, мелодическое эхо, пение по фразам, в медленном темпе,

на слоги, со словами, с разными штрихами, с закрытым ртом, по нотам, сольфеджируя, подпевание — сразу вместе, караоке.

ролевое исполнение: инсценировка, по ролям, по партам, по рядам, по эстафете, солист и группа, мальчики и девочки, артистическая имитация звучащей песни, игры на инструменте.

в ансамбле: по партиям, строй, ансамбль, каноном, с подголоском, двух-Трехголосно, выстраивая вертикаль.

художественная выразительность, образ: сравнения, метафоры, эпитеты, представьте себе, как будто — поиск образных представлений, поиск нужных интонаций, поиск выразительных средств (тембр, ладотональность, ритм, гармония, цезуры и др.), работа над красотой и выразительностью звучания, над фразировкой, агогическими Отклонениями (ускорения, замедления и т. д.), исполнительским планом.

с другими видами музицирования с движениями, с пластическим Интонированием, с игрой на детских инструментах, с реквизитом по смыслу песни, с игрой в группе, оркестре.

артистизм: мимика, настроение, экспрессия, выражение глаз, обыгрывание.

исполнение в концерте: репетиция, концерт, обсуждение итогов, новые перспективы.

18 М. Методика обучения уч-ся навыкам игры на муз инструментах.

Игра на муз инструментах один из видов коллективной исполнительской деятельности уч-ся. Ее назначение на уроке — способ проявления и развития муз способностей ребенка, обогащать худ опыт мл. школьников, развивать интерес к исполнительской деятельности.

Важно эмоц-е отношение ребенка к музицированию.

Решаются задачи: — стимулир. исполнит. деятельность детей;

— формируется у них вкус и интерес; - воспитывается интерес к игре в оркестре.

Большое значение придается репертуару. Игра на детских муз инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития детей со слабым уровнем координации слуха и голоса.

Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать своим внешним видом.

Немелодические: бубен, барабан, маракасы, тарелки, треугольник.

Мелодические: металлофон, ксилофон.

развивает творческие способности учащихся по­средством музицирования в оркестре. Решаются следующие более конкретные задачи:

образовательные — формировать навыки исполнительских прие­мов на простейших музыкальных инструментах;воспитательные — пробуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре, воспитывать чувство еди­нения1;развивающие — развивать музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух).Успешному разрешению этих педагогических задач способствует высокое качество изготовления инструментов (их прочность и об­щий эстетический вид), качество частотной характеристики (в том числе возможность настройки), разнообразие инструментария и до­статочное его количество.

Важнейшим педагогическим условием организации музициро­вания учащихся на инструментах детского оркестра является хо­рошее знание педагогом индивидуальных характеристик и техни­ческих особенностей музыкальных инструментов, а также владе­ние исполнительскими приемами, специфическими для каждого инструмента (например, мягкое движение кисти при игре моло­точком на металлофоне, энергичное движение кистей рук при игре на трещотке, игра правой рукой на гуслях при одновремен­ном приглушении звуков по необходимости левой рукой и т. д.)

РУС. НАР. ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ ОРК.

Ударные инструменты. Ложки, Трещотка Колокольчики Духовые инструменты. Кугиклы Свистульки Свирель.Струнные музыкальные инструменты. Гусли звончатые. Металлофон. «Симоны», «вермоны» — детские духовые инструменты

Треугольник — ударный инструмент Тарелки Барабан

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector