Коррекция задержки и искажения речевого развития детей дошкольного возраста, страдающих Р.Д.А. 3-4гр

Курский Государственный Медицинский Университет

Кафедра психологии с курсом педагогики

 

 

 

Коррекционная программа

Коррекция задержки и искажения речевого развития детей дошкольного возраста, страдающих Р.Д.А. 3-4гр.

Выполнили: ст-ты 4 курса

ф-та клинической психологии, 2 гр.

Абакумова К.Н., Мамедова О.Э.

Половинкин А.Д.

 

Проверила: асс. Токачева Н.Л.

 

 

Курск-2007


Аналитическая записка

 

Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже чем слепота и глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране. Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание этого усложняет положение и его самого, и родителей.

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств. Основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма:

1группа – характеризуется полным отсутствием внешней речи;

2группа – характеризуется эхолалиями и небольшим набором стереотипных фраз;

3группа – характеризуется развернутой литературной речью в сочетании с неспособностью к диалогу;

4группа – характерна тихая и нечеткая речь с эхолалиями.

Таким образом, в коррекционной работе, помимо психолога, параллельно должны принимать участие врач и родители ребенка, а также его здоровые братья и сестры (если есть).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

(Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. 2000).

 

Объект: Р.Д.А.

Предмет: задержка и искажение речевого развития детей дошкольного возраста, страдающих Р.Д.А. 3-4гр.

Цель: коррекция задержки и искажения речевого развития.

 

Задачи:

1.установление контакта с психологом,

2.установление эмоционального контакта с группой,

3.обучение слушанию и пониманию речевой инструкции,

4.развитие слухового сосредоточения и слуховой памяти,

5.развитие потребности в произношении и речевом общении.

 

Организационные аспекты коррекционной работы:

Форма работы: групповая, 2-3 ребенка в группе.

Длительность: 5 дней, каждое занятие по 30 минут.

Периодичность: 1-2 занятия в неделю.

 

Коррекционная программа

 

Дата Время занятия Цель занятия Упражнения Оборудование Литература
19.03 30мин установление контакта с психологом «Птички» «Отойди и подойди»       И.И.Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб — 2004.
21.03 30мин установление эмоционального контакта с группой «Качание в одеяле» «Догонялки» Одеяло   И.И.Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб — 2004.
23.03 30мин обучение слушанию и пониманию речевой инструкции «Возьми, положи, брось» «Найди место для игрушки»   «Собери фигурки» Кегли, корзина.   Кегли, мячи, коробки с различными отверстиями. Доска Сегена И.И.Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб — 2004.
25.03 30мин развитие слухового сосредоточения и слуховой памяти «Позови мячем» «Трубочка»     Воздушные шары   И.И.Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб — 2004.
27.03 30мин развитие потребности в произношении и речевом общении «Закончи фразу» «Постучи»       И.И.Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб — 2004.

Оценка эффективности

Для оценки эффективности проведенной работы используется наблюдение, при котором оценивается:

1) Эмоционально-поведенческие особенности (контакт, активность, эмоциональный тонус).

2) Особенности работоспособности (динамика продуктивности, истощаемость, переключаемость внимания).

3) Особенности развития познавательных процессов (особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи).

 

Рекомендации родителям и педагогам

 

1) Постоянно комментировать деятельность ребенка,

2) Проговаривание утром и вечером перед сном всех событий, произошедших с ребенком за день,

3) Сюжетное рисование,

4) Чтение сказок и стихов в слух,

5) Проявлять терпение, т.к. отработка даже одного навыка требует много времени.

 

 

Список литературы:

 

1. Ганчук О. Е. Практикум по коррекционно-развивающему обучению. Курск, 2006.

2. И.И.Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб. — 2004.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. 2000.

Аналитическая записка   Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже чем слепота и глухота. Но, к сожалению,…