Корпоративная ответственность

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

ЭТИКА БИЗНЕСА

 

Для студентов направления подготовки: 43.03.02 Туризм

 

Утверждено

На заседании кафедры

Философии

Протокол № от

Ялта — 2016

Планы семинарских занятий по курсу «Этика бизнеса»: предназначены для студентов дневной формы обучения направления подготовки 43.03.02 Туризм.

Ялта: КФУ, 2016. — 15 с.

Составитель:

кандидат философских наук, доцент Шевченко О.К.

 

 

Планы семинарских занятий по курсу «Этика бизнеса» утверждены на заседании кафедры Философии и социальных наук

 

Протокол № от

Заведующий кафедрой _____________Т.П. Разбеглова

 

Утверждено ученым советом института филологии, истории и искусств

Протокол № от

 

Ó Шевченко О.К. 2016 г.

 

Общие замечания по технике подготовки к семинарским занятиям.

 

Наряду с общими требованиями при изучении курса «Этика бизнеса» имеются некоторые особенности. В рамках учебного процесса студент должен продемонстрировать теоретическую подготовку и готовность ее осуществления на практике. Освоив курс «Этика бизнеса», студент обязан овладеть предметом философии, знать условия востребованности философского знания, его возможности и целесообразность, а так же место и роль философии в жизни общества и отдельно взятого человека.

Наряду с лекциями, семинары являются той активной формой работы, когда информация, полученная на лекциях, а также в пределах самостоятельной работы с рекомендованной литературой, превращается в собственное знание. Это знание трудно переоценить, и более того иначе как в рамках кропотливой семинарской работы его просто не откуда получить.

Неотъемлемой частью семинара является его подготовка, которая предполагает планомерность и системность, а также неформальное отношение к заданиям.

1. Планомерность позволяет оптимально распределить время между учебными дисциплинами;

2. системность обеспечивает постоянное приращение знания;

3. неформальность исключает возможность превращения учебы в псевдоработу и самообман.

Как показывает практика, к семинару по «Этике бизнеса» надо начинать подготовку после лекции, пока свежи в памяти лекционный материал, реплики, замечания, вопросы и ответы преподавателя, его рекомендации. Полученная на лекции информация позволяет искать и читать литературу по заявленной проблеме осознанно, с пониманием «что есть что».

5 стр., 2486 слов

Философия. Билеты (16-20)

16. Позитивизм и его эволюция.  Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. ...

Подготовка к семинару предполагает изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы. Подготовку желательно завершить за 1-2 дня до семинара, чтобы осталось время еще раз посмотреть «отлежавшийся» материал подготовленного сообщения с целью его редактирования, следуя правилу: «ничего не потерять нужного и ничего не оставить лишнего».

В ходе подготовки к семинарам осваивается язык этики бизнеса, формируется этическая культура, складывается особая методологическая культура рассмотрения и решения проблемных ситуаций, формируется способность не только смотреть, но и видеть проблемную ситуацию и пути ее решения.

Дисциплина ориентирует на необходимость:

1. осмыслить заявленную проблему (рассматриваемый вопрос);

2. подвергнуть сомнению имеющиеся варианты ее решения;

3. связать проблему с наработанной теорией и практикой;

4. уяснить ее социокультурную и личностную обусловленность;

5. выработать свою точку зрения. Она может и не совпадать с позицией преподавателя, с мнением других участников семинара. Поэтому свою позицию нужно обстоятельно аргументировать.

Изучая материал по заявленной проблеме, студент может столкнуться с разными версиями ее решения. Знакомство с разными подходами требует принять один из них, выстроив свою точку зрения, логичную, непротиворечивую и аргументированную.

Подготовка к семинару предполагает рассмотрение всех заявленных вопросов, что не исключает, а даже предполагает особое внимание к вопросу, который вызвал любопытство, а после и интерес. Этот вопрос и станет предметом подготовки оригинального сообщения. Ему уделяется особое внимание, что находит свое выражение в поиске дополнительной литературы, её анализу, выработке своего мнения и построения своей позиции, которая может быть выражена в форме сообщения или доклада на конференции, найти свое отражение в форме тезисов или статьи.

 

Работа на семинаре: методика и методология.

 

Работа на семинаре это тяжкий и трудный вид труда. Он связан преимущественно с устной речью. Перед семинаром желательно подготовить удобный конспект, чтобы его оперативно использовать на семинаре.

6 стр., 2859 слов

Лекция 3. Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций

Деловой спор, его виды, правила ведения. Конфликт: сущность, структура, этапы, формы проявления Разрешение конфликтов и их профилактика. ДЕЛОВОЙ СПОР, ЕГО ВИДЫ, ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ. При обсуждении разногласий, отсутствии единого мнения по обсуждаемому вопросу широко применяется такой вид коммуникации как деловой спор. В литературе нет единого понимания термина «спор», однако большинство специалистов ...

Работать надо активно, включаться в дискуссии давать ответы и ставить вопросы. Любая работа, даже с места на семнарском занятии приветствуется и оценивается. Ошибиться или дать неверный ответ – не страшно. Ведущий семинара поправит, выявит причину ошибки и вновь предложит ответить с учетом новой информации.

Как особый, исключительный способ работы на семинаре выступает сообщение (защита ИТЗ).

Это особый жанр научного творчества. Оно имеет свою структуру:

1. обоснование значимости заявленного вопроса;

2. изложение существующих версий его рассмотрения;

3. изложение своей позиции с аргументированным обоснованием;

4. заключение и выводы.

Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 5-10 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика и общие выводы руководителя семинара.

Обсуждение проблем на семинаре является не только дополнением лекции, но и подготовкой к экзамену. Экзамен требует демонстрации того, что студент не только обладает информацией, но и владеет ею, Она стала его достоянием, его знанием.

Семинар 1.

Природа и сущность этики бизнеса

Цель: формирование у студента представления о свойствах учебной дисциплины: «Этика бизнеса».

Ключевые термины: этика, нравственность,мораль, бизнес, прибыль.

 

ПЛАН

1. .Цель и задачи этики бизнеса.

2. «HOMO ECONOMICUS» и его параметры.

3. Формы соотношения бизнеса и морали, бизнеса и нравственности.

Литература

1. Бизнес-энциклопедия [Электронный ресурс]/ Р.С. Голов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 776 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4557.

2. Кузеванова А.Л. Взаимодействие бизнеса и культуры. История и современность [Электронный ресурс]: монография/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19175.

3. Кузеванова А.Л. Культура бизнеса [Электронный ресурс]/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19181

24 стр., 11818 слов

Социально–психологические особенности аудитории как ресурс эффективности рекламной кампании

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» Факультет культуры Кафедра рекламы и связей с общественностью ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Социально-психологические особенности аудитории как ресурс эффективности рекламной кампании Выполнила студентка ДК11С1501 группы IV курса очной формы обучения ...

Семинар 2.

Этика бизнеса от Античнгости до наших дней

Цель: развитие знаний студентов в области становления и трансформации теорий этики бизнеса.

Ключевые термины: история этики, история бизнеса.

 

ПЛАН

1. Зарождение этики бизнеса в Антирчности и Средневековье.

2. Концепции этики бизнеса в эпоху Вощрождения и Нового времени.

3. Ключевые идеи этики бизнеса в 19 — начале 20 вв.

4. Этика бизнеса в веке 20.

5. Перспективы трансформации этики бизнеса в 21 веке.

Литература

1. Заславская М.Д. История экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Заславская М.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 294 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24789.

2. Любецкий В.В. История экономики и экономических учений (в таблицах и схемах) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Любецкий В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 97 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26249.

3. Толмачева Р.П. Словарь по экономической истории [Электронный ресурс]: термины, понятия, имена, хронология/ Толмачева Р.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2010.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14093.

4. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тимошина Т.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 504 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13416.

5. Якунин В.И. Цивилизационно-ценностные основания экономических решений [Электронный ресурс]: монография/ Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Научный эксперт, 2008.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5745.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

ПЕДАГОГИКА Рабочая программа дисциплины   по направлению подготовки   072500.62 Дизайн тип ООП академический бакалавриат   Владивосток Издательство ВГУЭС ББК 74.я7   Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 072500.62 «Дизайн».     Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической ...

Семинар 3.

Корпоративная ответственность.

 

 

Цель: приобретение студентом опыта практического умения анализа главных проблем макроетики глобального экономического середовища в условиях знаниевого и инофрмацийного общества. Особое внимание уделяется цепочке: ответственность-права-руководство.

 

Ключевые термины: корпорация, рынок, социальная ответственность, совесть и коропоративна мораль, руководство и этика.

 

ПЛАН

1. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

2. Дискуссиы в социальной ответственности.

3. Главные подходы:

Рыночный подход

·Подход с позиции государственного регулирования

·Подход с позиции корпоративной совести

·Подход с позиции «заинтересованных лиц»

 

Темы рефератов

1. Рынок в измерении морали.

2. Корпорация как носитель етикы бизнесс.

3. Социальная ответственность и прибыль.

 

Литература

1. Кузеванова А.Л. Взаимодействие бизнеса и культуры. История и современность [Электронный ресурс]: монография/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19175.

2. Кузеванова А.Л. Культура бизнеса [Электронный ресурс]/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19181

3. Социальная ответственность менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ В.Я. Горфинкель [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16439

4. Бизнес-энциклопедия [Электронный ресурс]/ Р.С. Голов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 776 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4557.

 

Семинар 4.

Религиозная и светская этика бизнеса

 

7 стр., 3394 слов

Коммуникационные образовательные ресурсы

Коммуникационные образовательные ресурсы Информационные ресурсы есть базовая часть образовательных технологий. Условно их можно назвать «знаниевыми» ресурсами, поскольку они содержат предметное содержание, подлежащее усвоению, так называемый образовательный контент. В образовательной деятельности таким ресурсом становится отчужденное от человека предметное содержание, которое фиксируется на ...

Цель: обзор существующих концепций функционуання этики в пространстве Экономики и бизнеса. Формирование общих теоретического багажа студента на примере классических систем этики бизнеса.

 

Ключевые термины: утилитаризм, справедливости, стимул, Роулз, Вебер, протстнатизм, православие. ислам.

 

ПЛАН

  1. Религия и бизнес:

·Пратестантськая етика и ее влияние на формирование предпринимательства в Западной Европе.

·Православное и хозяйственная деятельность.

2. Теория утилитаризма и Развитие идей утилитаризма

3. Деонтическая этика.

4. Этика справедливости.

5. Теория и практика нравственного стимулирования в производственно-экономической деятельности: история и современность.

 

Темы рефератов:

1. Д. Ролз.

2. М. Вебер.

3. М. Бентам.

4. К. Маркс.

5. С. Булгаков.

 

Литература

1. Кузеванова А.Л. Взаимодействие бизнеса и культуры. История и современность [Электронный ресурс]: монография/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19175.

2. Кузеванова А.Л. Культура бизнеса [Электронный ресурс]/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19181

3. Бизнес-энциклопедия [Электронный ресурс]/ Р.С. Голов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 776 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4557.

 

Семинар 5.

Этический кодекс корпорации.

Цель: анализ этапов практического формирования корпаративной этики как регулятора нравственных отношений на горизонтали управлении.

 

Ключевые термины: вертикаль власти, горизонталь коммуникативных отношений, корпаративная культура, комитет по этике, этические кодексы.

 

 

ПЛАН

1. Основные механизмы этически деятельности организации (миссия, этические кодексы, социальные аудиты, комитеты по этике, этические тренинги и т.д.).

2. Миссия корпорации: назначение, структура, подходы к созданию.

3. Виды этических кодексов (всемирные, национальные, профессиональные, корпоративные).

2 стр., 545 слов

Ресурсы удаленного доступа

Основная 1. Йорг К., Хольгер В. Управление временем [Текст] / Йорг Кноблаух, Хольгер Вельте. - М. : Омега-Л, 2009. - 144 с. Кол-во экз. : 3 2. Круглова Н.Ф., Конопкин О.А., Панов В.И. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника : Учеб.-метод.пособие / Н.В.Круглова; Под общ.ред.О.А.Конопкина, В.И.Панова; Моск.психол.-социал.ин-т. - М. : Моск.психол.- ...

4. Этический кодекс корпорации: формирование и типы (привести пример).

5. Корпоративная культура:

·сущность, функции, составляющие;

·проблема типологии корпоративных культур (по разным критериям).

 

Темы рефератов

1. Нравственной кодекс Майкрософт.

2. Корпаративна культура Японского бизнеса.

3. Современная украйнська культура бизнеса.

 

Литература

1. Бизнес-энциклопедия [Электронный ресурс]/ Р.С. Голов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 776 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4557.

2. Спивак В.А. Деловая этика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: ЮРАЙТ, 2015. — 522 с.

  1. Социальная ответственность менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ В.Я. Горфинкель [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16439
  2. Ефимова С.А. Этикет проведения корпоративных праздников [Электронный ресурс]/ Ефимова С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.— 116 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/892.

 

 

Семинар 6.

Основные проблемы этики в отношении собственности организации.

Цель: выработать у студентов представление о формах собственности организации и формах работы с ней.

Ключевые термины: собственность, информация, корпаративная собственность, личная собственность.

 

ПЛАН

1. Представление о собственности в этике бизнеса.

2. Корпапративная собственность: владение и использование.

3. Информационные технологии и вопросы собственности организации.

 

 

Литература

1. Май И.Ю. Введение в управление знаниями организации [Электронный ресурс]: монография/ Май И.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2008.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10215.

2. Малюк А.А. Этика в сфере информационных технологий [Электронный ресурс]: монография/ Малюк А.А., Полянская О.Ю., Алексеева И.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Горячая линия — Телеком, 2011.— 344 c.

3. Останин В.А. Философия присвоения [Электронный ресурс]: монография/ Останин В.А.— Электрон. текстовые данные.— Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2011.— 300 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25808.

4. Журавлев А.Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности [Электронный ресурс]/ Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2003.— 436 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15556.

5. Рыженков А.Я. Теория права собственности (историко-аналитический очерк) [Электронный ресурс]/ Рыженков А.Я., Черноморец А.Е.— Электрон. текстовые данные.— Элиста: НПП Джангар, Вузовское образование, 2009.— 840 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19186.

Семинар 7.

Этика руководителя

Цель: выработать у студентов представление о формах структуре управленческой этики

Ключевые термины: власть, управление, авторитет, персонал, подчиненный, начальник, вертикаль власти, горизонталь власти.

ПЛАН

1. Философия власти.

2. Управление как один из вариантов властных отношений.

3. Формы управления: авторитарная, демократическая, анархическая.

4. Виды управления: управление по горизонтали и управление по вертикали.

Литература

 

1. Осипова И.Н. Этика и культура управления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Осипова И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Форум, 2009.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1135.

2. Социальная ответственность менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ В.Я. Горфинкель [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16439

3. Бизнес-энциклопедия [Электронный ресурс]/ Р.С. Голов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 776 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4557.

4. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10994.

5. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) [Электронный ресурс]/ Журавлев А.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2004.— 476 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15300.

6. Васильев Г.Е. Философия Базилевса [Электронный ресурс]: монография/ Васильев Г.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2008.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7253.

 

Семинар 8.

Деловые коммуникации

Цель: формирование навыков и привычек классических форм делового общения. Акцент на психологическую детали деловой коммуникации.

 

Ключевые термины: вербальное и невербальное общение, деловое совещание, деловой ланч, телефонный разговор, деловая переписка, имидж, дресскод.

 

 

ПЛАН

1. Исторические этапе развития ЭДС и теоретические концепции.

2. Вербальная и невербальная коммуникация: место, роль, методика применения в деловом общении.

3. Виды деловых бесед. Основные приемы, используемые:

·собеседования при приеме и увольнении с работы;

·дисциплинарные беседы.

4. Деловые совещания: виды и методика проведения.

5. Особенности и технология проведения деловых телефонных разговоров.

6. Значение языковых средств в деловой переписке. Правила деловой переписки.

 

Темы рефератов

1. Жест и мимика в Деловой беседу.

2. Выбор времени что к деловой встрече.

3. Деловая переписка в сети Интернет.

Литература

1. Власова Э.И. Этика делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Э.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16309

2. Макаров Б.В. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Макаров Б.В., Непогода А.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2012.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8539.

3. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) [Электронный ресурс]/ Журавлев А.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2004.— 476 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15300.

4. Психология бизнеса. Учебник для магистров. Иванова Н.Л. — Отв. ред., Штроо В.А. — М.: ЮРАЙТ, 2014. — 509 с.

 

 

Семинар 9.

Деловой этикет

Цель: приобретение студентами представь что в этикета как строгой системы отношений в сфере деловой коммуникации.

 

Ключевые термины: этикет, национальная форма этикета, историческая форма этикета, общественная форма этикета.

 

ПЛАН

 

1. Роль этикета в деловых отношениях.

2. Имидж делового человека (одежда, визитные карточки, порядок знакомств и поздравлений).

3. Национальные особенности делового этикета.

4. Экзотические национальные формы диловогу этикета.

5. Праткичны советы что к соблюдению национальных форм этикета в деловом общении.

 

Темы рефератов

1. Визитка как элемент делового общения.

2. Имидж человека и имидж компании.

 

Литература

1. Макаров Б.В. Деловой этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Макаров Б.В., Непогода А.В.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1133.

2. Мамина Р.И. Деловой этикет в системе имиджа [Электронный ресурс]: философско-культурологический анализ/ Мамина Р.И.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2012.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20314.

3. Курганская М.Я. Деловые коммуникации [Электронный ресурс]: курс лекций/ Курганская М.Я.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2013.— 121 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22455.

Семинар 10.