Коллектив разработчиков ЭС

Коллектив разработчиков ЭС.

В разработке ЭС участвуют представители следующих специальностей:

  • эксперт в проблемной области, задачи которой будет решать ЭС;
  • инженер по знаниям — специалист по разработке ЭС (используемые им технологию, методы называют технологией (методами) инженерии знаний);
  • программист по разработке инструментальных средств (ИС), предназначенных для ускорения разработки ЭС.

Необходимо отметить, что отсутствие среди участников разработки инженеров по знаниям (т. е. их замена программистами) либо приводит к неудаче процесс создания ЭС, либо значительно удлиняет его.

Эксперт определяет знания (данные и правила), характеризующие проблемную область, обеспечивает полноту и правильность введенных в ЭС знаний.

Инженер по знаниям помогает эксперту выявить и структурировать знания, необходимые для работы ЭС; осуществляет выбор того ИС, которое наиболее подходит для данной проблемной области, и определяет способ представления знаний в этом ИС; выделяет и программирует (традиционными средствами) стандартные функции (типичные для данной проблемной области), которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом.

Программист разрабатывает ИС (если ИС разрабатывается заново), содержащее в пределе все основные компоненты ЭС, и осуществляет его сопряжение с той средой, в которой оно будет использовано.

Под коллективом разработчиков (КР) будем понимать группу специалистов, ответственных за создание ЭС.

Как видно из рис. 2.1, в состав КР входят по крайней мере три человека — пользователь, эксперт и инженер по знаниям. На рисунке не видно программиста. Таким образом, минимальный состав КР включает четыре человека; реально же он разрастается до 8−10 человек. Численное увеличение коллектива разработчиков происходит по следующим причинам: необходимость учета мнения нескольких пользователей, помощи нескольких экспертов; потребность как в проблемных, так и системных программистах. На Западе в этот коллектив дополнительно тра­диционно включают менеджера и одного технического помощника.

6 стр., 2596 слов

Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе

КАФЕДРА СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Контрольная работа по дисциплине "Психология и педагогика" Тема: "Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе" Содержание Введение 1. Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема" 2. Специфика и функции проблемного обучения 3. Структура и типы ...

Если использовать аналогии из близких областей, то КР более всего схож с группой администратора базы данных при построении интегрированных информационных систем или бригадой программистов, разрабатывающих слож­ный программный комплекс. При отсутствии профессионального менеджера руководителем КР, участвующим во всех стадиях разработки, является инженер по знаниям, поэтому к его квалификации предъявляются самые высокие требо­вания. В целом уровень и численность группы зависят от характеристик постав­ленной задачи.

Для обеспечения эффективности сотрудничества любой творческой группы, в том числе и группы КР ЭС, необходимо возникновение атмосферы взаимопони­мания и доверия, которое, в свою очередь, обусловлено психологической совместимостью членов группы; следовательно, при формировании КР должны учиты­ваться психологические свойства участников.

В настоящий момент в психологии существует несколько десятков методик по определению свойств личности, широко используемых в вопросах профессио­нальной ориентации. Эти психодиагностические методики, часть из которых уже автоматизирована, различаются направленностью, глубиной, временем опроса и способами интерпретации. В частности, система ABAHTEGT (Автоматический Анализ ТЕСТов) [Гаврилова, 1984] позволяет моделировать рассуждения психо­лога при анализе результатов тестирования по 16-факторному опроснику Р. Кэт-тела и выдает связное психологическое заключение на естественном русском язы­ке, характеризующее такие свойства личности, как общительность, аналитичность, добросовестность, самоконтроль и т. п. Модифицированная база знаний системы АВТАНТЕСТ позднее была использована в ЭС «Cattelb (см. параграф 7.3).

6 стр., 2884 слов

Критерии оценки качества знаний

Факультет дополнительного профессионального образования Кафедра музыкального педагогического образования   Средства диагностики по дисциплине «Теория и технологии музыкального воспитания» для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.01  Педагогическое образование профиля: Педагог дополнительного образования  образовательного уровня бакалавриат Донецк 2016   ...

Ниже приведены два аспекта характеристик членов КР: 1 — психофизиологиче­ский, 2 — профессиональный.

Пользователь

1. К пользователю предъявляются самые слабые требования, поскольку его не выбирают. Он является в некотором роде заказчиком системы. Желательные качества:

а) дружелюбие;

б) умение объяснить, что же он хочет от системы;

в) отсутствие психологического барьера к применению вычислительной тех­ники;

г) интерес к новому. От пользователя зависит, будет ли применяться разра­ботанная ЭС. Замечено, что наиболее ярко качества в) и г) проявляются в молодом возрасте, поэтому иногда такие пользователи охотнее применяют ЭС, не испытывая при этом комплекса неполноценности оттого, что ЭВМ им что-то подсказывает.

2. Необходимо, чтобы пользователь имел некоторый базовый уровень квалифи­кации, который позволит ему правильно истолковать рекомендации ЭС. Кро­ме того, должна быть полная совместимость в терминологии интерфейса к ЭС с той, которая привычна и удобна для пользователя. Обычно требования к ква­лификации пользователя не очень велики, иначе он переходит в разряд экс­пертов и совершенно не нуждается в ЭС.

Эксперт

1. Эксперт — чрезвычайно важная фигура в группе КР. В конечном счете, его под­готовка определяет уровень компетенции базы знаний. Желательные качества:

а) доброжелательность;

б) готовность поделиться своим опытом;

в) умение объяснить (педагогические навыки);

г) заинтересованность (моральная, а лучше еще и материальная) в успешнос­ти разработки. Возраст эксперта обычно почтенный, что необходимо учи­тывать всем членам группы. Часто встает вопрос о количестве экспертов. Поскольку проблема совмещения подчас противоречивых знаний остается открытой, обычно с каждым из экспертов работают индивидуально, иног­да создавая альтернативные базы.

11 стр., 5438 слов

Организация труда инженеров-проектировщиков

Содержание Введение 1. Современное состояние организации труда персонала ИП Зинуров 1.1 Технико-экономические показатели ИП Зинуров 1.2 Оценка организации труда персонала ИП Зинуров 2. Проект Программы по совершенствованию организации труда персонала ИП Зинуров Заключение Список использованной литературы Введение Современный уровень развития производительных сил, характеризующийся использованием ...

2. Помимо безусловно высокого профессионализма в выбранной предметной об­ласти, желательно знакомство эксперта с популярной литературой по искус­ственному интеллекту и экспертным системам для того, чтобы эффективнее прошел этап извлечения знаний.

Программист

1. Известно, что программисты обладают самой низкой потребностью в общении среди представителей разных профессий. Однако при разработке ЭС необходим тесный контакт членов группы, поэтому желательны следующие его качества:

а) общительность;

б) способность отказаться от традиционных навыков и освоить новые методы;

в) интерес к разработке.

2. Поскольку современные ЭС — сложнейшие и дорогостоящие программные комплексы, программисты в КР должны иметь опыт и навыки разработки про­грамм. Обязательно знакомство с основными структурами представления зна­ний и механизмами вывода, состоянием отечественного и мирового рынка программных продуктов для разработки ЭС и диалоговых интерфейсов"

Инженер по знаниям

1. Существуют такие профессии и виды деятельности, для которых природные качества личности (направленность, способности, темперамент) могут иметь характер абсолютного показания или противопоказания к занятиям. По-ви­димому, инженерия знаний принадлежит к таким профессиям. По различным оценкам, это одна из самых малочисленных, высокооплачиваемых и дефицитных в мире специальностей. Попытаемся дать наброски к портрету инженера по знаниям (без претензии на полноту и точность определений).

Пол. Психологи утверждают, что мужчины более склонны к широкому охвату явлений и в среднем у них выше аналитичность, чрезвычайно полезная инже­неру по знаниям, которому надо иметь развитое логическое мышление и умение оперировать сложными формальными структурами. Кроме того, при об­щении с экспертами, которые в большинстве своем настроены скептически по отношению к будущей ЭС, инженер по знаниям — мужчина вызывает более высокую мотивацию успешности со стороны эксперта-женщины. С другой стороны, известно, что у женщин выше наблюдательность к отдельным дета­лям объектов. Так что пол не является окончательным показанием или проти­вопоказанием к данной профессии.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

Г.Ю.АЙЗЕНК1[1] Понятие и определение интеллекта Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. Последние в значительной мере носят философский характер и, таким образом, не особенно влияют на работу экспериментатора. Часто декларируется, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его измерить беспредметны. Однако ...

Интеллект. Это понятие вызывает самые бурные споры психологов; суще­ствует до 50 определений интеллекта, но с прагматической точки зрения оче­видно, что специалист в области искусственного интеллекта должен стре­миться к максимальным оценкам по тестам как вербального, так и невербаль­ного интеллекта.

Стиль общения. Инженер по знаниям «задает тон» в общении с экспертом, он ведет диалог, и от него в конечном счете зависит его продуктивность. Можно выделить два стиля общения: деловой (или жесткий) и дружеский (или мяг­кий, деликатный).

Нам кажется, что дружеский будет заведомо более успеш­ным, так как снижает «эффект фасада» у эксперта, раскрепощает его. Дели­катность, внимательность, интеллигентность, ненавязчивость, скромность, умение слушать и задавать вопросы, хорошая коммуникабельность и в то же время уверенность в себе — вот рекомендуемый стиль общения. Безусловно, что это дар и искусство одновременно, однако занятия по психологическому тренингу могут дать полезные навыки.

Портрет инженера по знаниям можно было бы дополнить другими характери­стиками — широтой взглядов и интересов, артистичностью, чувством юмора, обаянием и т. д.

2. При определении профессиональных требований к аналитику следует учиты­вать, что ему необходимы различные навыки и умения для грамотного и эф­фективного проведения процессов извлечения, концептуализации и формали­зации знаний.

7 стр., 3102 слов

Интеллект 3

Интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как: «умственное развитие», интеллект. Умственное развитие– это совокупность как знаний, умений так и умственных действий сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Достигнутые человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей: Биологическая трактовка ...

Инженер по знаниям имеет дело со всеми формами знаний (см. параграф 1.3).

Z1 (знания в памяти)  Z2 (знания в книгах)  Z3 (поле знаний)  Z4 (модель знаний)  Z5 (база знаний).

Работа на уровне Z1 требует от инженера по знаниям знакомства с элементами когнитивной психологии и способами репрезентации понятий и процессов в па­мяти человека, с двумя основными механизмами мышления — логическим и ас­социативным, с такими способами активизации мышления как игры, мозговой штурм и др., с различными моделями рассуждений.

Изучение и анализ текстов на уровне Z2 подразумевает широкую общенаучную подготовку инженера; знакомство с методами реферирования и аннотирования текстов; владение навыками быстрого чтения, а также текстологическими мето­дами извлечения знаний.

Разработка поля знаний на уровне Z3 требует квалифицированного знакомства с методологией представления знаний, системным анализом, теорией познания, аппаратом многомерного шкалирования, кластерным и факторным анализом.

Разработка формализованного описания Z4 предусматривает предварительное изучение аппарата математической логики и современных языков представле­ния знаний. Модель знаний разрабатывается на основании результатов глубоко­го анализа инструментальных средств разработки ЭС и имеющихся «оболочек». Кроме того, инженеру по знаниям необходимо владеть методологией разработки ЭС, включая методы быстрого прототипирования.

И наконец, реализация базы знаний Z5, в которой инженер по знаниям участвует вместе с программистом, подразумевает овладение практическими навыками работы на ЭВМ и, возможно, одним из языков программирования. Так как инженеров по знаниям «выращивают» из программистов, уровень Z5 обычно не вызывает затруднения, особенно если разработка ведется на традици­онных языках типа С или Паскаль. Специализированные языки искусственного интеллекта Лисп и Пролог требуют некоторой перестройки архаично-алгоритмического мышления.

Успешность выбора и подготовки коллектива разработчиков ЭС определяет эффективность и продолжительность всего процесса разработки.

5 стр., 2035 слов

Развитие креативного мышления

Людмила Пономаренко /Использованы материалы сайта www.sovershensyvo_iznutri.ru/ Развитие креативного мышления: зачем, как и в чем суть? В нашем обществе развитие креативного мышления дарит человеку поистине широкие возможности. Особенно это ценно для тех людей, которые не боятся брать на себя ответственность и вносить революционные изменения в жизнь окружающих. Например, предпринимателям ...