Колледж. психология

О воспитательной деятельности колледжа.

Воспитательная работа в колледже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профессиональное образование сегодня ориентируется на подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, стремящихся к непрерывному образованию и самообразованию. Качество подготовки таких выпускников зависит от общей культуры личности, которая формируется в образовательной среде колледжа. Воспитывающее воздействие образовательного процесса заключается, прежде всего, в его духовной и культурной направленности, формировании гуманистического мировоззрения, в раскрытии связей знаний и умений с жизнью, в приобретении позитивного социального опыта.

Воспитательная работа в колледже строится на основе следующих документов: Конституция РФ; Международная конвенция о правах и свободах человека; Закон РФ «Об образовании»; НОИ «Наша новая школа»; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 гг.; Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012−2016гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»); План действий по модернизации общего образования на 20 112 015 гг.; ФЗ — 83 от 8 мая 2010 г.; требования ФГОС СПО нового поколения; Устав ГБОУ КГИС № 1; Концепция воспитательной деятельности колледжа на период2011−2016гг.; Программ колледжа — Программа профилактики девиантного поведения и предупреждения правонарушений обучающихся, Программагражданско-патриотическоговоспитания «Я гражданин России».

В колледже действуют утвержденные директором локальные акты: Правила внутреннего распорядка дня обучающихся и студентов; Положение о совете по профилактике; Положение об органе студенческого самоуправления; Положение о методическом объединении классных руководителей; Положение о классном руководстве; Положение о дополнительном образовании; Положение социально-психологическойслужбе; Положение опсихолого-педагогическомконсилиуме; Положение о волонтерской (добровольческой) организации; Положение о родительском комитете; Положения о конкурсах и спортивных соревнованиях колледжа.

5 стр., 2133 слов

Учёт индивидуальных особенностей студентов колледжа в воспитательной работе

... положений организации воспитательного процесса………………………………………………………10 Выводы по Главе 1………………………………………………………………14 Глава 2. Изучение индивидуальных особенностей студентов колледжа ... Челябинск, 2008. ; 15. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. - М.: «КСП+», 2003. - ... : Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманитар. изд. ...

Воспитание понимается как целенаправленный процесс создания условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся. Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого обучающегося, который рассматривается как объект и субъект воспитательной деятельности. Воспитание в колледже осуществляется на основе следующих принципов:

преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологическихособенностей студентов;

целенаправленного управления развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей,

атакже профессиональной специфики; личностного подхода, признающего интересы личности обучаемого и его семьи;

гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;

вариативности воспитательных подходов, предполагающих различные модели воспитательной деятельности;

компетентного использования педагогическим коллективом обоснованных теорией и практикой психолого-педагогическихподходов, методов и приемов.

Основной целью воспитательной деятельности колледжа является: способствовать всестороннему развитию личности обучающегося в гуманистическом аспекте, обеспечивать условия для формирования общих и профессиональных компетентностей будущего специалиста.

Всодержание воспитательной деятельности колледжа включены следующие задачи:

1. Создание условий для развития личности и ее успешной социализации, профессиональной, творческой, общественной активности.

2. Развитие воспитывающей образовательной среды колледжа.

3. Работа с родителями как с социальными партнерами колледжа по выполнению задач воспитания подростков.

Первая задача реализуется в соответствии со следующими направлениями: формирование позитивных, общественно необходимых и личностно значимых качеств личности; организация многообразной и разносторонней деятельности обучающихся в целях формирования здоровой,

нравственной толерантной личности; обучение подростков социально важным навыкам, организация здорового образа жизни; формирование необходимых, многосторонних и основанных на общечеловеческих ценностях отношений к окружающему миру: обществу, природе, людям, труду, науке, культуре, себе; формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности; психолого-педагогическое,медицинское и социальное сопровождение обучающегося на протяжении всего периода обучения.

Воспитывающая среда представляется как динамическая целенаправленная система отношений, опосредованных доминирующими нравственными нормами. Критерием сформированности воспитывающей среды выступает результат ее влияния на социальную активность воспитанника, а именно: проявление социальной активности, социальная адаптация и сохранение автономности в этой среде. Вторая задача (развитие воспитывающей образовательной среды колледжа) реализуется по следующим направлениям: развитие студенческого самоуправления и волонтерского движения; развитие воспитательных пространств в колледже (сетевое взаимодействие, интеграция с производством, спортом, искусством, бизнесом — работа с социальными партнерами); создание структуры

дополнительного образования и досуга для реализации потребностей и интересов в творческой самодеятельности, спорте, научно-техническом,художественном творчестве и т. д.

Третья задача реализуется путем организации просветительской работы с родителями в вопросах обучения, воспитания, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения, половозрастной специфики и психического развития подростков и др.; психолого-педагогическойподдержки родителей — помощь по коррекции воспитания и семейного общения; привлечение родителей к коллективным творческим, спортивным и социальным мероприятиям, к общественному управлению колледжем.

Система воспитательной работы основана на единстве целей и задач, содержания, форм и методов воспитания; согласованной работе всех структурных подразделений и служб колледжа (рис. 1).

Большое внимание в колледже уделяется формированию кадрового обеспечения воспитательного процесса.

Директор колледжа

Педагогический совет

Учебно-воспитательныйотдел

Социально-психологическая

Методическое объединение

Отдел физического

служба

классных руководителей

воспитания и ОБЖ

Совет по профилактике

Музеи колледжа

Родительский комитет

(три музея)

правонарушений и безнадзорности

Обучающиеся и студенты

Студенческий совет

Библиотеки колледжа

Секции, студии дополнительного

образования

Рис. 1- Организационно-управленческаяструктура воспитательной деятельности

В учебно-воспитательныйотдел входят заместитель директора поучебно-воспитательнойработе, руководители структурных подразделений по воспитательной работе (по одному в каждом учебном корпусе), педагог-

организатор, классные руководители. Социально-психологическаяслужба объединяет руководителя по социальной работе,педагогов-психологови социальных педагогов колледжа; отдел физического воспитания и ОБЖ объединяет руководителей физического воспитания (по одному в каждом учебном корпусе), руководителей ОБЖ, преподавателей физического воспитания и ОБЖ. В колледже работают три музея — «Времен связующая нить» (М.Ордынка, 29), «Инженерные силы в труде и бою» (Рабочая, 12), «Боевой славы 49 армии» (Б. Калитниковская, 34/3), которые являются центамигражданско-патриотическоговоспитания и развития волонтерского движения молодежи.

Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности является коллективным органом, в состав которого входят представители администрации, педагоги, мастера производственного обучения, педагогипсихологи, социальные педагоги, представители родительской общественности и органов студенческого самоуправления, инспектора по делам несовершеннолетних. Председателем Совета является заместитель директора по воспитательной работе. Совет действует на основании Положения о Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности; состав Совета ежегодно утверждается приказом директора колледжа.

В колледже работает социально-психологическаяслужба (СПС), объединяющая и координирующая деятельностьпедагогов-психологов,социальных педагогов иучебно-воспитательногоотдела. Основной целью СПС является —социально-психологическоесопровождение обучающихся и налаживание эффективного взаимодействия с семьей подростка. Основными направлениями работы являются: диагностика личности обучающихся и коллектива;коррекционно-развивающаядеятельность; консультативная деятельность по решению индивидуальных проблем личности и семьи; психологическое просвещение подростков, родителей и педагогов.

В колледже проводится комплекс мер по социальной защите обучающихся — ежемесячно выплачиваются академические стипендии, социальные стипендии обучающимся из малообеспеченных семей, детямсиротам и оставшимся без попечения родителей, оказывается материальная помощь обучающимся из многодетных семей. Кроме того, все обучающиеся обеспечены бесплатным горячим питанием и денежной компенсацией за дни практики.

Классный руководитель является исполнителем большей части мероприятий воспитательной деятельности. Роль классного руководителя чрезвычайно велика при формировании мотивации поведения, норм морали и нравственности воспитанников, развитии их интересов и способностей. Успешность воспитательной работы во многом определяется педагогическим талантом, профессиональной компетентностью классного руководителя. Именно поэтому, в колледже уделяется большое внимание повышению педагогической компетентности классных руководителей. Этому способствует методическое объединение классных руководителей, которое является площадкой для проведения тематических семинаров, круглых

столов, социально-педагогическихтренингов для педагогического коллектива. Так, например, в 2010 году был проведен семинар «Профилактика девиантного поведения как фактор сохранности контингента», круглый стол «Современные технологии воспитательной деятельности», в 2011 году — круглый стол «Формирование личности специалиста в условиях перехода на новые ФГОСы», семинары психологических знаний«Педагог-воспитанник:секреты успешного взаимодействия», «Профилактика агрессивного поведения подростков», в 2012 году — семинар на окружном уровне — «Основные аспекты социального воспитания молодежи», семинар «Тренинг как эффективная форма проведения классного часа» и др.

В колледже ежегодно проводится мониторинг работы классных руководителей по следующим показателям: планирование работы и выполнение планов, рейтинг группы (посещаемость и успеваемость, активность групп в общественной жизни колледжа), проведение классных часов и внеклассных мероприятий, ведение документации.

С целью оказания методической помощи и повышения эффективности работы классных руководителей в колледже работает методическое объединение классных руководителей. На заседаниях комиссии классные руководители обсуждают вопросы построения воспитательной системы группы, новые формы работы с группой, инновационные методики и передовые идеи воспитания молодёжи, методы диагностики личности и коллектива обучающихся и многое другое. Методическая комиссия ежегодно проводит конкурс на звание лучшего классного руководителя, в котором участвуют как молодые, так и опытные классные руководители. Итоги и награждение призеров и победителей конкурса проходит на педагогическом совете. Победители представляют колледж на окружном этапе конкурса «Самый классный классный».

Воспитательная деятельность реализуется в соответствии с утвержденным директором колледжа перспективным планом и календарным планом работы на текущий учебный год. Ознакомление педагогического коллектива, обучающихся и родителей с целями и содержанием воспитательной деятельности организовано через проведение заседаний педагогического совета, студенческого совета и родительского комитета, размещение планов работы на информационных стендах и сайте колледжа sc1.ucoz.ru.; обсуждение результатов воспитательной работы отражено в протоколах педагогического совета, методического объединения классных руководителей, Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности, инструктивно-методическихсовещаниях по учебным корпусам.

Основными направлениями воспитательной работы педагогического коллектива являются:

Учебно-исследовательскаяи познавательная деятельность;

Духовно-нравственноеи эстетическое воспитание;

Трудовое и профессиональное

воспитание; сопровождение

профессиональной карьеры выпускников;

Гражданское и военно-патриотическоевоспитание;

Профилактика девиантного поведения и правонарушений;

Социально-психологическоесопровождение обучающихся;

Физкультурно-массоваяиспортивно-оздоровительнаяработа;

Профориентация;

Работа с родителями.

Воспитательными мероприятиями, проводимыми на уровне учебных корпусов и колледжа охвачено более 80% контингента обучающихся и студентов, среди них традиционными и ежегодными являются следующие:

Фестиваль «Звездопад» (жанровый);

Фестиваль национальных культур «радужный мост»;

День Здоровья;

Конкурс военно-патриотическойпесни «Песни, рожденные сердцем»;

Учебно-исследовательскиеконференции;

Акция «Письмо солдату»;

Концерты и мероприятия к праздникам и знаменательным датам;

Акция «Каждому ветерану наше доброе сердце!»;

Волонтерские и благотворительные акции в д/д, госпитале;

Волонтерские акции по благоустройству, уборке, посадке деревьев, по уходу за захоронениями воинов и т. п.;

Конкурс учебно-исследовательскихработ и презентаций (по предметам общеобразовательного цикла)

Олимпиады по математике и английскому языку;

Конкурс эрудитов по физике и математике;

Выпуск праздничных и тематических газет;

Турниры на Кубок колледжа по мини-футболу,по волейболу, по н/теннису, по баскетболу, по стрельбе;

Военно-спортивныйпраздник «Ану-ка,парни!» ко Дню Защитника Отечества;

Спортивный праздник ко Дню Защиты детей;

Проведение Дней открытых дверей с участием агитбригад по профориентации и проведением мастер-классовпо профессиям и специальностям колледжа;

Праздники «Посвящение в первокурсники», «Последний звонок», «В добрый путь, выпускник!»

Воспитательно-профилактическаяработа проводится в соответствии с программой профилактики девиантного поведения и правонарушений обучающихся. Основными формами работы являлись следующие: контроль посещаемости и успеваемости обучающихся; проведение тематических классных часов и бесед, проведение лекций по правовой тематике и тематике злоупотребления психоактивными веществами с приглашением юристов и представителей правоохранительных органов; работа Совета по профилактике правонарушений с обучающимися «группы риска»;

диагностическая и психокоррекционная индивидуальная работа психологов и социальных педагогов с обучающимися; вовлечение обучающихся в социально-значимую,трудовую, творческую, спортивную, научнотехническую деятельность через реализацию программ и мероприятий колледжа, округа, города; организация волонтерских акций; работа секций и студий дополнительного образования, организация экскурсий в музеи и на выставки, посещение театров и концертных залов, организация оздоровительных лагерей в каникулярный период и т. п. Педагогический коллектив поддерживает связь с родителями обучающихся путем организации родительских собраний, бесед, приглашения на Совет по профилактике, оказания консультативной поддержки родителям, имеющим детей с девиациями, проблемами социальной адаптации и др.

Воспитательно-профилактическаяработа колледжа строится в тесном сотрудничестве с учреждениями системы профилактики округа и города: ОДН ОМВД и КДН и ЗП по месту жительства обучающихся, ОВД района «Замоскворечье», Таганского района, УФСКН по ЦАО, Центром социальнопсихологической адаптации и развития подростков, Межрайонным центром «Дети улиц»,социально-психологическимцентром МГППУ «Перекресток», библиотекой им. Н.Г. Чернышевского, Наркологическим диспансером № 9 ЦАО, НИИ гигиены, охраны здоровья детей и подростков, общественной организацией «Комитет за гражданские права человека», общественной организацией«Нарконон-стандарт»,фондом «Родители за мир без преступности» и др.

В колледже проводится работа, направленная на воспитание правовой культуры обучающихся, профилактику экстремизма, воспитание толерантной, социально ответственной личности. В сотрудничестве с библиотекой им. Н.Г.Чернышевского № 21 ЦАО города Москвы 2 раза в полугодие организуются заседания молодежного клуба «Диалог» по таким темам как: «Мои гражданские права», «Что такое толерантная личность?», «Россия — многонациональная страна», «Что такое патриотизм ложный и истинный?», «Что такое свобода выбора?», «Что значит „жить с достоинством“?», «Моя профессия — моя судьба» и другие. Заседания клуба проходят в форме диспутов, дискуссий, встреч с представителями власти из районной Управы, представителями национальных диаспор в Москве, активистов молодежного общественного движения.

Особое внимание в воспитательной работе колледжа уделяется профилактике употребления ПАВ. Основа антинаркотической работы — первичная профилактика, формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам. Разъяснительную работу ведут классные руководители, мастера производственного обучения, проводя тематические беседы и классные часы. В колледже проходят конкурсы плакатов и стенгазет по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, пропаганде здорового образа жизни, акция «Поменяй сигарету на конфету!», «Дыши свободно!».

Ежегодно проводятся традиционные соревнования между учебными группами и учебными корпусами по футболу, волейболу, настольному теннису, баскетболу, военно-спортивныепраздники. В рамках сотрудничества с социальными партнерами команды колледжа участвуют в СпартакиадеДСК-1по плаванию и в лыжных гонках.

Ввоспитательной работе большое место отведено организации досуга, включающего в себя спортивную, культмассовую и экскурсионную работу, организацию активного познавательного отдыха в каникулярное время, а также привлечение обучающихся к различным спортивным и творческим конкурсам. Студенты колледжа ежемесячно посещают театры, музеи, выставки, в том числе по бесплатным групповым билетам. Студенты вместе с педагогами знакомятся с историей и архитектурой других городов России, выезжая в многодневные экскурсии в Суздаль, Гусь-Хрустальный,Псков, Мышкин,Санкт-Петербурги другие города. Колледж для одаренных детей ежегодно организует выезд в творческую профильную смену оздоровительного лагеря на берегу Черного моря.

Вколледже развивается блок дополнительного образования. На бесплатной основе работают секции мини-футбола,волейбола, общей физической подготовки, бокса, атлетической гимнастики, вокальная, танцевальная, театральная студии, экологическая секция, студия развития личности «Потенциал», секция компьютерной графики иВеб-дизайна,секция по пулевой стрельбе ивоенно-патриотическоеобъединение «Наследие». На платной основе обучающиеся колледжа могут получить дополнительное профессиональное образование по профессии «электромонтажник», «сварщик», «оператор ЭВМ», «Оборудование и технология выполнения работ по ремонту и обслуживанию колес и пневматических шин» и др.

Вколледже развивается студенческое самоуправление. Студенческие советы работают по учебным корпусам. Студсоветы подводят итоги рейтинга групп, рейды по посещаемости и готовности к учебным занятиям, рейды по сохранности мебели и чистоте, принимают участие в организации внутриколледжных мероприятий (концертов, патриотических акций, уроков мужества, работе с ветеранами), Совете по профилактике, работе музеев, участвуют в окружных и городских семинарах по самоуправлению, городских студенческих акциях. В этом году лидеры студенческого самоуправления реализовали творческий социальный проект «Мы не мишень!» — на уровне колледжа в рамках Недели профилактики употребления психоактивных веществ, на уровне города в рамках II Слета лидеров студенческого самоуправления, на уровне округа (с учащимися школ) — в рамках Дней открытых дверей.

Все воспитательные мероприятия направлены на основные задачи воспитания и развития личности, среди которых выделяются задачи по формированию общих компетенций обучающихся. Так, например, рассмотрим мероприятия колледжа через призму формирования общих

компетенций ФГОС СПО специальности 190 631 Техническое обслуживание

иремонт автомобильного транспорта.

ОК-1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Реализуется через конкурсы профессионального мастерства, экскурсии на профильные предприятия, работу с социальными партнерами колледжа. Для обучающихся проводятся деловые игры, психологические тренинги, направленные на повышение мотивации к профессии, индивидуальное профориентационное тестирование.

ОК-2.Организовыватьсобственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.Реализуется через систему конкурсов, открытых мероприятий.

ОК-3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.Данная компетенция реализуется через систему рейтингов учебных групп (ежемесячный рейтинг, полугодовой и годовой).

Рейтинг включает показатели: успеваемость, посещаемость, участие в спортивных мероприятиях, участие в различных конкурсах и т. д. После опубликования результатов, обучающиеся анализируют вместе с руководителем полученные результаты, а также проводят коррекцию с целью улучшения рейтинговой позиции группы. Также для реализации данной компетенции в колледже введена система портфолио обучающегося, которое ведётся на протяжении всего срока обучения.

ОК-4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.Данная компетенция реализуется через участие обучающихся в предметных неделях, предметных вечерах, конкурсах, научнопрактических конференциях.

ОК-5.Использоватьинформационно-коммуникационныетехнологии в профессиональной деятельности.Данная компетенция реализуется через секции дополнительного образования «Компьютерный дизайн», «WEBтехнологии», а так же через прессцентр студенческого совета.

ОК-6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.Реализация данной компетенции проводится через участие обучающихся в КВН, тренингах, коллективных творческих делах, субботниках, тематических классных часах, реализацию социальных проектов («Мы-не мишень», «Твори добро», «Каждому ветеранунаше доброе сердце» и др.), а так же через волонтёрские акции.

ОК-7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).Реализуется через военные сборы, работу стрелковой секции, военно-патриотический клуб «Наследие», соревнования по военно-прикладным видам спорта.

Основными направлениями совершенствования воспитательной деятельности колледжа за последние три года стали:

организация единой системы воспитательной деятельности всех подразделений и служб колледжа;

создание программно-методическогообеспечения и психологопедагогического сопровождения воспитательной деятельности;

разработка системы формирования общих и профессиональных компетенций ФГОС НПО и СПО нового поколения в воспитательной деятельности колледжа;

информационная и просветительская работа через проведение научно-практическихконференций, круглых столов и семинаров (на уровне колледжа, округа, города), работуИнтернет-сайта;

развитие волонтерского движения и студенческого самоуправления;

расширение блока дополнительного образования и факультативов. В колледже имеют место следующие виды контроля воспитательной

работы:

-административный контроль — осуществляется директором колледжа, его заместителями, администрацией учебных корпусов колледжа;

-педагогический контроль — осуществляется методическим объединением классных руководителей, классными руководителями, педагогом-психологомколледжа.

Объектами контроля являются процесс воспитания и полученные результаты в данном процессе. В течение учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:

планирование работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов;

организация досуга обучающихся во внеурочное время, посещение ими объединений дополнительного образования;

работа с детьми льготных социальных категорий, с «неблагополучными» семьями;

работа по профилактике девиантного поведения обучающихся, совершения ими правонарушений и преступлений;

проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий;

педагогическая поддержка студенческой инициативы и самодеятельности, работа органов студенческого самоуправления;

соблюдение, сохранение и развитие традиций жизни колледжа;

взаимодействие педагогов с родителями обучающихся и другими представителями окружающего социума;

Колледж.психология — Стр 2

состояние эмоционально-психологическихи деловых отношений в коллективах групп и колледже в целом;

организация летнего труда и отдыха обучающихся;

профессиональная карьера выпускников колледжа.

Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях педсовета, совещаниях при директоре, находят отражение в информационноаналитических справках и приказах директора колледжа.

В колледже применяются следующие методы анализа воспитательной работы: психолого-педагогическоетестирование (по различным методикам); групповое мнение обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнеров (анкета); социометрические исследования; анализ комплекса конкретных учебных достижений (обучающегося, группы); анализ конкретной деятельности (личности и группы).

Критериями внутренней оценки итогов воспитательной работы являются:

уровень воспитанности студентов (по сравнительному анализу входящей и исходящей диагностики личностного роста П.В. Степанова — ежегодно);

индивидуальные учебные и внеучебные достижения студентов (по результатам участия студентов в конкурсной, творческой и общественной жизни колледжа, округа, города — ежегодно);

социальная успешность и конкурентноспособность выпускников колледжа на рынке труда (по мониторингу профессиональной карьеры выпускников — 2 раза в год).

Таким образом, стратегия развития воспитательной работы колледжа — это многосторонняя программа, включающая такие аспекты как:

преемственность воспитательной деятельности, осуществляемой на всех уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологическихособенностей студентов;

целенаправленное управление развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей,

атакже профессиональной специфики; личностного подхода, признающего интересы личности обучаемого и его семьи;

формирование и развитие воспитательной системы колледжа (переход от системы воспитания к воспитательной системе);

поиск инновационных форм и методов воспитания;

развитие системы «обратной связи» с обучающимися, родителями и их привлечение к управлению образовательным процессом;

подбор профессиональных педагогических кадров и организация системы повышения их профессиональной компетентности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector