Кафедра Гуманитарных наук

19

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал

Контрольная работа

по дисциплине «Психология менеджмента»

Вариант № 5

Студент ___________ 21.02.2013

(Ф.И.О., номер зачетной книжки) (подпись) (дата)

Руководитель _______________________ ___________ ________

(Ф.И.О.) (подпись) (дата)

Зарегистрировано

на кафедре _______________________ ___________ ________

(Ф.И.О.) (подпись) (дата)

Минск 2013

Содержание

1 Методы исследования в психологии менеджмента…3

2 Факторные эксперименты…10

3 Перцептивная функция общения…16

Список использованных источников…19

1 Методы исследования в психологии менеджмента

Задачи психологии управления могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов. С помощью определенных норм, правил, методов, приемов обеспечивается наиболее эффективный способ приращения, построения и практического применения прикладных психологических знаний. Причем набор этих приемов не случаен, он диктуется самим характером, природой, сущностью исследуемого объекта. Как утверждал великий немецкий философ Георг Гегель, «метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания» [1, с.18].

В психологии управления используются все специальные психологические методы общей психологии, которые принято делить на неэкспериментальные (метод наблюдений и метод опроса) и экспериментальные (метод наблюдения в специально созданных условиях в двух своих разновидностях — естественных и лабораторных, а также специализированный метод тестирования).

Рассмотрим эти методы.

1. Неэкспериментальные методы. Неэкспериментальные методы изучения психологии профессиональной деятельности оцениваются как наиболее надежные, эффективные, поскольку применяются в естественных условиях.

Метод наблюдения позволяет получить важные для управленческой деятельности сведения о трудовом поведении: о каналах получения информации, влиянии на поведение работников условий внешней среды, состоянии коммуникативных процессов в организации [1, с.18−19].

Обычно выделяют два вида наблюдений — внешнее и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы работника, их соответствие нормам. Объектом наблюдения могут быть способы использования орудий труда, материалов, эмоциональные реакции, коммуникативные процессы [1, с.19]. Так, при длительном наблюдении за работником в течение дня можно выяснить динамику процессов утомления от начала рабочего дня до его завершения. Эффективность наблюдения усиливается при использовании сравнительного подхода для исследования эффективности труда у людей, имеющих разный стаж работы, применяющих разные приемы работы, и т. п. Это позволяет выявить причины успехов в труде, в том числе и роль психических компонентов трудовой деятельности.

Точность наблюдений повышается с помощью приемов, обеспечивающих более детальную регистрацию трудовой деятельности: хронометраж, фотография, киносъемка, проверка качества продуктов трудовой деятельности и др. Эти приемы помогают точно учесть время, затрачиваемое на выполнение тех или иных действий, смену режимов труда и отдыха, продолжительность пауз в работе и т. п. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. Наблюдения за работой менеджера часто выявляет наличие в его деятельности несвойственных ему функций и необходимость их делегирования другим работникам.

Специфика психологических методов состоит в том, что их применение требует от психолога большой осторожности и такта — ведь часто хронометраж проводится с целью последующего увеличения существующих норм и расценок, поэтому присутствие за спиной у работника человека с секундомером или фотоаппаратом может вызвать у работника отрицательное отношение к проводимым психологическим обследованиям. Поэтому психолог должен объяснить цели исследования и снять негативную установку у работника.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) дает возможность работнику оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. Человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами [1, с.19].

Метод опроса бывает устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа — один из распространенных психологических методов — особенно необходима [1, с.19]:

• при изучении индивидуальной структуры труда;

• выявлении профессиональных качеств работника;

• выявлении особенностей мотивации работника данной специальности в ходе выполнения тех или иных функций;

• оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна [1, с.19]:

• строиться по заранее продуманному плану и может быть записана на магнитофон;

• носить характер свободного диалога, а не допроса, проводиться в атмосфере взаимного доверия;

• исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения;

• не допускать взаимопроверки вопросов на противоречивость их содержания.

Важным требованием к этой форме исследования является соблюдение этических норм: конфиденциальность обстановки, сохранение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей [1, с.19]. При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные от большого количества людей в короткие сроки, причем в форме, доступной для машинной обработки больших массивов информации. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно, но в этом случае возможны негативные последствия: заполнение анкет другим лицом, неполный возврат анкет.

Анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования; вопросы анкеты должны быть ясными, конкретными; анкета должна быть четко структурирована, в ней должны быть выделены основные разделы. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов работникам по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных [1, с.19].

При проведении любого опроса — индивидуального или коллективного — важно решить, кого спрашивать и о чем спрашивать, какие вопросы задавать. Перед началом массовых опросов полезно проверить ясность поставленных вопросов у небольшой группы людей.

К методам беседы и анкетирования близко примыкает специфический метод экспертных оценок — опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации, личностных особенностях профессионала [1, с.20].

2. Экспериментальные методы — методы изучения профессиональной деятельности.

Эксперимент — это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях [1, с.20]. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра трудовой среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная).

Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за этими переменными психологи обычно работают с двумя группами — экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

Традиционно используются два вида эксперимента — лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент — это моделирование профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности — например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно и исследование сложных видов труда, например космонавтов, на специальных тренажерах. Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых [1, с.20].

Естественный эксперимент проводится на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий, поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической профессиональной деятельности. Недостаток этого метода исследования — возможность присутствия при его применении некоторых неконтролируемых факторов, а также возможное нарушение нормального течения производственного процесса [1, с.20].

Еще одним методом психологической диагностики является тестирование, которое проводится на основе стандартизированных вопросов и задач — тестов. Тестирование широко применяется в системе образования для определения уровня знаний, а также в производственной сфере для профессиональной экспертизы.

Все эти методы дают материал для анализа и истолкования полученных данных. Именно на этом, наиболее ответственном этапе исследования требуется высокая степень профессионализма исследователя.

Заключительной частью исследования являются выводы и рекомендации [1, 20].

Специфика исследований в психологии управления состоит в необходимости комплексного применения организационной диагностики и собственно психологических методов.

Психология труда, в том числе и психология управления, исходит из того, что любая трудовая деятельность подразумевает наличие конкретных трудовых постов, должностей, рабочих мест. Каждый трудовой пост характеризуется системой технического оборудования, а также системой прав, обязанностей, норм поведения, требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам работника, его личностным качествам. Такой исторически сложившийся трудовой пост принято называть специальностью, т. е. необходимой для общества и ограниченной вследствие сложившегося разделения труда областью применения физических и интеллектуальных сил. Группа родственных специальностей объединяется понятием профессии.

Описание профессиональной деятельности является первым этапом любого исследования в психологии труда. Это, конечно, относится и к психологии управления. Описание любой профессии основано на всестороннем ее изучении. Комплексный подход к изучению профессии получил название профессиографии.

Основная задача профессиографии — разработка профессиограмм, которые включают в себя весь комплекс особенностей данной профессии [1, с.20−21]:

• производственно-технических, т. е. характеристика присущих профессии основных видов деятельности;

• социально-экономических, включающих оценку характерных для нее межличностных взаимоотношений, степень ее престижности;

• санитарно-гигиенических, определяющих степень ее профессиональной вредности и требования, предъявляемые к здоровью лиц, занятых данной профессиональной деятельностью;

• психологических, формулирующих требования, предъявляемые профессией к психике человека, профессионально важные психологические качества.

Таким образом, важнейшей составной частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых данной профессией к психике человека. Создание такой психограммы для профессии менеджера является одной из основных задач психологии управления. Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Основные этические принципы, разработанные психологами-исследователями [1, с.21]:

• при планировании опыта исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;

• исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие;

• исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;

• исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;

• информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является конфиденциальной.

Следует также учитывать, что психологическое исследование — это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так, как этого от них ожидает экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, допускающий возможность возникновения ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы экспериментируемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что может служить источником ошибок.

Таким образом, для проведения исследований в области психологии управления требуется высокая квалификация исследователей.

2 Факторные эксперименты

Факторный эксперимент — это эксперимент, включающий более одной независимой переменной. Или же «если в экспериментальном плане учитываются изменения более чем одной управляемой независимой переменной, то такой эксперимент называется факторным» [2, с.218].

Каждая из независимых переменных, задействованных в факторном эксперименте имеет 2 или более значений (или уровней).

Многофакторные схемы обладают рядом преимуществ перед однофакторным экспериментом [4]:

— Эксперимент с 3-мя независимыми переменными эффективнее (дешевле, быстрее), чем 3 отдельных эксперимента.

— Экспериментальный контроль в многофакторных схемах лучше, так как в одном эксперименте фиксированных переменных больше (одинаковая среда) чем в трех разных экспериментах.

— Результаты многофакторного эксперимента можно обобщить на более широкие условия, то есть показать, что результаты верны в нескольких ситуациях.

Обычно используется 2 или 3 независимые переменные. Основной проблемой введения большого числа независимых переменных является проблема анализа и интерпретации полученных данных.

Рассмотрим для иллюстрации схему эксперимента с двумя независимыми переменными, построенного по межгрупповой схеме, где каждая из переменных имеет 2 значения (уровня).

Такая схема называется 2*2 факторной схемой [4].

2*2

В таблице зафиксируем значения зависимой переменной в каждой из комбинаций значений независимых переменных. Имеются 4 возможные комбинации:

независимая переменная 1

уровень А

уровень В

Независимая

уровень 1

А1

В1

переменная 2

уровень 2

А2

В2

Эффект (влияние) одной независимой переменной на зависимую переменную в факторном эксперименте называется главным (основным) эффектом. В нашем примере можно построить 2 главных эффекта [4].

Когда эффект, производимый одной независимой переменной, меняется при изменении уровней (величины) другой независимой переменной, то мы говорим о взаимодействии. Взаимодействие — это количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых переменных [4]. Взаимодействие вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии разных условий первой, второй и т. д. независимых переменных.

Главные эффекты статистически независимы от эффектов взаимодействия. Это значит, что даже обладая знаниями о величине и направление главных эффектов, ничего нельзя сказать о взаимодействии. При одном и том же главном эффекте могут наблюдаться различные варианты взаимодействия [4].

Рассмотрим три учебных примера (примеры подобраны так, чтобы главные эффекты были одинаковы, а графики взаимодействий — разные).

ПРИМЕР № 1

Независимая переменная 1 имеет уровни, А и В

Независимая переменная 2 имеет уровни 1 и 2

Данные в таблице отражают средние величины зависимой переменной

А

В

среднее

1

20

40

30

2

80

100

90

среднее

50

70

Главные эффекты

Переменная 1

А

В

Переменная 2

1

2

50

70

30

90

Графики главных эффектов имеют следующий вид:

Построим графики взаимодействия

В этом случае можно зафиксировать отсутствие взаимодействия, т.к. достаточно одних главных эффектов для того, чтобы объяснить поведение любой переменной (все значения получаются простым суммированием главных эффектов со значениями переменных).

На графиках отсутствие взаимодействия также видно по тому, что линии графиков идут параллельно друг другу.

ПРИМЕР № 2

Независимая переменная 1 имеет уровни, А и В

Независимая переменная 2 имеет уровни 1 и 2

Данные в таблице отражают средние величины

А

В

среднее

1

30

30

30

2

70

110

90

среднее

50

70

Графики взаимодействий имеют следующий вид:

В данном случае можно зафиксировать наличие взаимодействия между переменными, т. е. влияние одной независимой переменной на характер связи другой независимой переменной с зависимой.

ПРИМЕР № 3

Независимая переменная 1 имеет уровни, А и В

Независимая переменная 2 имеет уровни 1 и 2

Данные в таблице отражают средние величины

А

В

Среднее

1

60

0

30

2

40

140

90

среднее

50

70

Графики взаимодействий имеют следующий вид:

Это пересекающееся взаимодействие. Такое взаимодействие считается самым надежным, так как не может быть объяснено проблемами измерений и шкалирования зависимой переменной.

В межгрупповой факторной схеме каждая комбинация независимых переменных дается отдельной группе испытуемых, поэтому сложные межгрупповые схемы требуют участия большого количества испытуемых для того, чтобы обеспечить достаточное для статистических выводов число данных по каждому из условий.

Интраиндивидуальная факторная схема используется чаще, так как для нее надо меньше испытуемых. Факторные интраиндивидуальные схемы, как правило, требуют повторений выполнения каждого условия каждым из участников, для того чтобы повысить надежность данных. Этим мы уменьшаем вероятность того, что некоторые посторонние факторы повлияют на результаты [4]. Например, испытуемый зевнул или отвернулся, поэтому время реакции было большим. Это, однако, может привести к существенному росту времени, необходимого на эксперимент.

Если данные измерений зависимой переменной относятся к шкале равных интервалов или шкале равных отношений и закон их распределения можно принять за нормальный, то для статистической обработки данных факторных экспериментов применяется дисперсионный анализ с последующим применением апостериорных критериев на статистическую значимость [4].

3 Перцептивная функция общения

Процесс общения включает в себя формирование субъектом общения образа другого человека [3, с.112], т. е. не только какие-то внешние черты, но и понимание определенных особенностей поведения, психологических черт. Само понятие восприятие (перцепция) в общей психологии отличается от этого же понятия в социальной психологии, т.к.во втором случае под восприятием понимают «социальную перцепцию» (Дж.Брупер, 1947).

Под «социальной перцепцией» понимается восприятие социальных объектов: других людей, социальных групп, больших социальных общностей.

Процесс восприятия человека, относясь к явлению социальной перцепции, не начертывает ее. Поэтому в плане общения целесообразно говорить о межличностной перцепции, т. е. восприятии человеком человека [3, с.112].

В социально-психологическом плане восприятие имеет определенные особенности. Например, особенности, которые возникают при формированпи представлений друг o друге у партнеров по общению, не укладываются в рамки традиционного описания пеpцептивного процесса, так как происходит не только формирование образа — восприятие, но и понимание, познание другого человека. B этом плане перцептивная функция общения не сводится только к восприятию, а включает в себя ряд других когнитивных процессов: мыслительные операции, память, а также эмоции [3, с.113]. Человек, желающий понять другого человека, стремится представить себе мыслях этого человека, его намерения, способности, переживания, установки, a также те отношения, которые связывают их как партнеров. B этот процесс включаются свойства человека как личности: его прошлый опыт, цели общения, установки, в связи с чем складывающийся образ проходит определенный путь (исследования A. A. Бодалева).

Специфический подход к проблеме межличностной перцепции связан co школой «трансактной психологии» (Кентрил, Киркпaтpик).

Здесь речь идет o том, что всякая перцепция есть активное взаимодействие (трансакция) между воспринимающим и воспринимаемым. При этом подчеркивается роль ожиданий, желаний, намерений, как специфических детерминант перцептуальной ситуации, давая обобщенное определение феномену межличностного восприятия, можно сказать, что восприятие другого человека есть процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, соотнесение их c личностными свойствами воспринимаемого индивида и осуществление на этой основе понимании его внутреннего мира и поведения [3, с.113].

Анализ осознания себя через другого имеет две стороны: рефлексию и идентификацию.

Идентификация — уподобление. Самый простой способ понимания другого человека — это уподобление себя ему. Люди пользуются этим приемом, когда предположение o внутреннем состоянии партнера по общению строится на попытке поставить себя на его место. Существует также тесная связь идентификации c близким ему по содержанию явлением эмпатии — способностью к сопереживанию [3, с.114]. C понятием эмпатии связывают преимущественно эмоциональную реакцию на проблемы другого человека, чем их осмысление.

Рефлексия — это осознания действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это сложный процесс взаимообращения и построения стратегий поведения, исходя из понимания того, как каждый из партнеров воспринимается другим. Максимальный успех общения возможeн при оптимальном совпадении линии взаимной коммуникации в системах «индивид — индивид» или «индивид — группа» [3, с.114]. Например, если руководитель-докладчик имеет неверное представление o себе, o слушателях и o том, как они его воспринимают, то его взаимопонимание и взаимодействие co слушателями будет исключено. Сближение всего комплекса взаимных представлений друг к другу — это сложный процесс, требующий специальных интеллектуальных усилий. Одним из таких средств может служить социально-психологический тренинг для активной подготовки людей, работающих в системах управления в условиях общения с другими людьми. Это особенно важно для воспитания руководителей, для которых продуктивное взаимодействие с людьми является профессиональным долгом. B практическом и теоретическом плане представляется важным построение моделей, отражающих возможные направления стратегии и тактики взаимодействия партнеров. Для этой цели используется аппарат математической теории и игр. Все большее значение в

настоящее время приобретает анализ рефлексивных структур группы, объединенной общей деятельностью. Тогда схема-модель возникающих рефлексий получает объяснение не из самой себя, a из общего контекста как этой деятельности, так и опосредованных ею межличностных отношений [3, с.115].

Список использованных источников

1 Психология управления: учебник [Электронный ресурс]; Региональный финансово- экономический инс- т. — Курск, 2009. — 120 с .

2 Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 381 с.

3 Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. — Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. — 464 с.

4 А. Репеко. Факторный эксперимент. Режим доступа -//repeko.iatp.by. Дата доступа — 21.02.2013.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector