К профессионально важным психологическим качествам педагога можно отнести:

20. Психограмма субъектов образовательных воздействий в образовательном учреждении. Психограмма – выделение и описание психологических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятельности, общения и профессионального роста.

Субъектами образовательных воздействий в образовательном учреждении могут являться: педагог, школьный психолог, ученик.

К профессионально важным психологическим качествам педагога можно отнести:

Уравновешенность. Наличие развитой воли. Предприимчивость, инициатива. Организаторские способности и навыки. Интерес к общественной жизни и активное участие в ней. Внимательное и любовное отношение к учащимся.

Образцовое поведение учителя в смысле дисциплинированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга, любви к делу, добросовестности, отсутствия лицемерия.

Общая эрудиция и педагогическое мастерство. Целеустремленность. Любовь к детям, умение понять детей. Оптимизм, вера в человека. Высокие моральные качества. Коммуникабельность. Справедливость. Терпимость. Тактичность. Ответственность. Принципиальность. Требовательность к себе. Требовательность к ученику. Самоуважение. Уважение к личности ребёнка. Доброжелательность. Эмоциональность. Самообладание. Демократичность. Уверенность в себе. Инициативность. Творческое начало. Решительность. Терпеливость. Артистизм. Эмпатия. Чувство юмора. Энергичность. Альтруизм. Великодушие. Личный пример во всем.

Можно выделить несколько уровней психограммы характеристики профессии «школьный психолог».

Высший уровень — уровень субъекта деятельности. Субъектная позиция школьного психолога – «Я хочу и могу работать в школе», как выражение готовности к профессиональной деятельности. Наличие данной позиции свидетельствует о сформированности специалиста как субъекта деятельности.

Средний уровень — уровень личностный. Личностный уровень психограммы школьного психолога характеризует систему личностных качеств и особенностей, отражающих специфику личностных характеристик школьного психолога по отношению к цели, предмету и средствам труда данной профессии. На личностном уровне проявления профессионально важных качеств школьного психолога можно выделить три подсистемы.

1. отношение к другому человеку, его позиция в ситуации межличностного взаимодействия: «человек — это цель взаимодействия, он самоценность», «человек — субъект, самоисточник активности, поведения, деятельности».

21 стр., 10494 слов

Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников

... - наличие потребности школы в этой деятельности; - осознание психологом школьных проблем и своего места в их ... уровня реальной адаптированности подростков и их адаптационного потенциала; - в общей системе педагогической работы в качестве ... обусловленный им стиль деятельности, во-вторых, знать наиболее подходящий для данной системы обучения стиль деятельности, в-третьих, уметь корректировать ...

Поведенческое проявление данного отношения — это внимание и интерес к Человеку (Ребенку), который сам организует свое поведение и развивается в механизмах (нормах и способах) его регуляции. А не объект для регулирования, управления и манипуляций.

Наблюдательность, как профессионально важное личностное качество психолога, без которого не состоится взаимодействие с реальным человеком.

Следующая личностно поведенческая характеристика определяется как коммуникабельность.

Динамизм личности, гибкость мышления, эвристичность и т.п.

Умение решать нетипичные психологические задачи — профессиональное творчество психолога. Данное качество, скорее проявление мастерства, чем хорошего профессионализма школьного психолога.

2.Вторая подсистема личностных характеристик школьного психолога – его социально-психологическая позиция в системе «учитель (педагогический коллектив) – школьник – родитель (семья)». Она выражена иерархией ценностей личности, осуществляющей себя в профессиональной деятельности. Иерархия ценностей школьного психолога является его мировоззренческой характеристикой. Высшими ценностями школьного психолога являются: самоорганизация активности как норма жизни личности, развитие как естественное и необходимое личностное проявление, успешность в активности как основное условие развития личности и деятельности и т.п.

3.Третья подсистема личностных характеристик — индивидуально-психологические способности осуществления профессиональной деятельности как личностно-деятельностные условия ее эффективности.

Ведущими индивидуально-психологическими способностями школьного психолога являются коммуникативные и организационно-деятельностные. Необходимость данных способностей обусловлена основными средствами деятельности школьного психолога — коммуникацией и организацией деятельности другого человека.

3 стр., 1303 слов

Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познав

Программа курса для родителей (законных представителей) Несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики     Заместитель директора по НМР Санджиев Н.С.______     2016-17г. Пояснительная записка   В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в ...

Дополняют коммуникативные и организационные способности и обеспечивают эффективность их проявления прогностические способности школьного психолога. Прогностические способности непосредственно связаны с эффективным использованием диагностических инструментов и, в том числе, диалогической диагностики.

Коммуникативные способности раскрываются как: коммуникабельность, общительность, тактичность и дипломатичность в общении, экспрессивность и т.п.

Организационно-деятельностные способности проявляются в таких частных личностных качествах, как организованность, волевое воздействие, доминирование, социабельность, фасилятивность, доказательность, требовательность, чувство юмора, инициативность и самостоятельность в принятии решений, изобретательность, организаторские способности и т.п.

Прогностические способности раскрываются как способность представить формы проявления определенных качеств и особенностей человека. Проявляются они в таких частных личностных качествах, как логичность, интуитивность, гибкость мышления, эрудированность,

Нижний уровень — уровень индивидный. Индивидуальные особенности человека на индивидном уровне по отношению к профессии школьного психолога скорее выражаются противопоказаниями к данной профессии, нежели предпочтениями. Характеристики темперамента и задатков школьного психолога ориентируют на отсутствие слабости нервной системы, нейротизма, психотизма, неуравновешенности, эмоциональной неустойчивости и т.п. Остальные индивидные характеристики должны способствовать или не мешать развитию характеристик, способствующих формированию коммуникабельности, организационности, прогностичности и т.п.

17 стр., 8099 слов

Педагогические способности и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности

... личность» выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. ... не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь ... участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических ... стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. ...

В модели специалиста-психолога А.К.Марковой (1998) определяется, что важнейшими профессионально-важными качествами личности специалиста являются: мировоззрение, мотивационно-целевая направленность, познавательные способности, коммуникативная компетентность и др.

Для профессионального совершенствования школьного психолога Р.В. Овчарова предлагает использовать примерную модель профессионально важных качеств:

Предусматривается сформированность следующих профессионально важных качеств: эмпатии, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости в сочетании с педагогической интуицией и оптимизмом.

Быть дипломатичным, тактичным, критичным, независимым, стремиться понять коллегу; иметь чувство эмпатии, самообладание, внимательность, дружелюбие, высокую профессиональную компетентность и широкий кругозор, нестандартность мышления и руководство здравым смыслом, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, энтузиазм, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство, способность обучать других, подчинять себе, большое чувство ответственности.

Л.В.Темнова, исследовавшая личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования, среди общих личностно-профессиональных качеств выделила следующие: «на психофизиологическом уровне — эмоциональная устойчивость, выдержка, спокойствие, способность реально взвешивать обстановку, устойчивость к стрессу, сильный тип нервной системы; на интеллектуальном уровне — научно-гуманистическое мировоззрение, логичность мышления, сензитивность, профессиональная рефлексия, четкое представление о сложности и противоречивости природы психики и поведения человека, творчество, проницательность, аналитичность и прогностичность; на личностном уровне — фасилятивность, социабельность, направленность на другого, профессиональная мотивированность, активность, коммуникабельность и великодушие к людям, тактичность и дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого и группы, нравственность, добросовестность, ответственность, смелость в решении практических вопросов».

6 стр., 2959 слов

Модуль 2 Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ

Учебная практика   Программа учебной практики по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профилю «Специальная психология»   Волгоград Обсуждена на заседании кафедры (полное название кафедры) « ___ » _________ 201__г., протокол № ____ Зав. кафедрой (полное название кафедры) _____________ ______________ ____________ (подпись) (Ф.И.О. зав. кафедрой) (дата)   ...

Обобщая рассмотренные подходы к характеристике психологических особенностей школьного психолога как субъекта профессиональной деятельности, следует отметить, что в них отсутствует модель необходимого и достаточного набора профессионально важных качеств школьного психолога, охватывающих уровни индивида, личности и субъекта деятельности. Такое состояние разработанности характеристик школьного психолога, как субъекта профессиональной деятельности, негативно сказывается на организации образовательного процесса в вузе и снижает его эффективность.

К профессионально важным психологическим качествам ученика можно отнести:

Трудолюбие, ответственность, активность, уверенность в себе, уравновешенность, послушность, доброжелательность, отсутствие лени, вера, стремление к знаниям, желание учиться и выполнять предписания учителя, способность к самоорганизации, наличие разнообразных интересов, коммуникабельность, доброта, чуткость, внимательность, чувство юмора, общительность, организаторские способности, не конфликтность, терпимость, терпеливость, усидчивость, требовательность к себе, целеустремленность, оптимизм, любознательность, честность, воспитанность, порядочность, вежливость.