Из чего только сделаны мальчики? Чурапчинские эксперименты

В давние и не очень давние времена жили на земле НАСТОЯЩИЕ мужчины и НАСТОЯЩИЕ женщины. Мужчины отличались смелостью, силой и смекалкой. А как же иначе? Ведь они были охотниками. От их охотничьей удачи зависела жизнь большой семьи.

А женщины держали дом, рожали и воспитывали детей. Это было очень тяжело. И очень почетно. И когда в семье рождался мальчик, все хорошо знали, как его нужно воспитывать, чтобы со временем из него вышел отважный охотник-кормилец. Когда рождалась девочка, было ясно, чему ее надо учить, чтобы она в будущем стала женой охотника и вырастила ему много сыновей и дочек. У мальчиков были свои игрушки, мальчишеская одежда и учителя-мужчины. У девочек были свои занятия, свои наряды и украшения. И обучали их женским премудростям женщины. Жизнь, не отягощенная школами, институтами и прогрессом, была проста и понятна. Не нужны были и профессиональные педагоги. Она, эта жизнь, сама учила, чему надо и как надо.

Давно это было. Значение слова «охотник» сильно размылось в наше время. И не каждый, кто выслеживает и стреляет, покажется сегодня персонажем героическим. Вообще с определением образа «настоящего мужчины» как-то сложновато. Зато женщины расцвели и приобрели невиданную ранее силу и размах. И то они умеют, и это. И эту задачу решат, и это дело освоят. И потому перспективы их в нашей жизни гораздо яснее, чем мужские.

Вот и учатся старательные девочки на отлично. Общественную работу ведут, спортом занимаются, в институты поступают. Да еще и ребеночка родить успевают. А с мальчишками — беда. Школа для них мука. Институт — невозможное препятствие на жизненном пути. Дорога одна — в армию. Вроде это вполне мужской ход. Но как-то так все в этой армии устроено, что после возвращения оттуда ничего им делать неохота. И вот они, эти отслужившие, в институт не поступившие, сначала сидят и в потолок плюют. А потом начинают пить горькую. И уже не просыхают. И не получается из них ни добытчиков, ни достойных продолжателей рода. Беда да и только!

Так думали и грустили педагоги детского сада «Подснежник» из якутского села Харбала. Думали-думали и надумали поспорить с жизнью. Что если вспомнить советы предков и попробовать мальчиков воспитывать по-мужски, а девочек — по-женски? Может, тогда мальчики отыщут свой «здоровый» мужской образ жизни и в новых условиях?

18 стр., 8740 слов

Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина — 1000 различий

Глава "Психология женщины и психология мужчины" Женщина и мужчина - 1000 различий        Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза - различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительных признаках пола. ...

Что для этого надо сделать? Во-первых, создать в детском саду сферу «мужских» занятий — в виде кружков и особых курсов. Во-вторых, привлечь к работе с мальчишками мужчин. И вот оборудовали специальную комнату для мальчиков — с верстаком, с набором маленьких, но настоящих инструментов. А еще организовали семнадцать кружков. Конечно, не все были для мальчиков. И девочкам не возбранялось попробовать себя в столярном деле или в техническом моделировании. Вообще никто не говорил: это дела мальчиковые, а это — девчоночьи. Все само собой вышло. Мальчики сразу «учуяли» свое. Мастерить — это для них настоящая страсть. Да еще когда тебя учит этому Мастер-мужчина. А девочки пометались, и в конце концов все оказались там, где и предполагалось: в кружках вышивания и в кукольном ателье.

Откуда в сельском садике взялись педагоги-мужчины? Нашлись. Один — шахматный тренер — работал с детьми в школе. В детский сад пошел на общественных началах, потому что был заинтересован в отборе одаренных детей и в том, чтобы начать занятия с ними как можно раньше. Другой педагог пришел работать в детский сад после армии. Он стал вести кружок национальной борьбы. А потом взялся за подвижные игры, включился в праздники и детские походы. Ему очень нравилось с мальчиками работать. Это же дело реальное. А в селе не так-то легко найти работу, да еще и интересную, по душе. Ну и, наконец, включились в жизнь садика родители — отцы. Один художник. Может с детьми рисовать. Другой по дереву резать научить может. На жизнь они себе зарабатывают другими делами. А вот это творческое начало остается нереализованным. Детский сад тут как раз кстати. И миссия благородная — малышам свое искусство передать. И поле для самореализации.

Кроме постоянных занятий и кружковой работы, в детском саду сложилась традиция проводить «Мужскую неделю». В это время из каждой семьи кто-то из мужчин должен прийти к детям и что-то им рассказать, чему-то научить. А главное — себя показать. Не перевелось, мол, еще на земле здоровое мужское племя.

Не первый год экспериментируют в Харбале. Двенадцать лет назад затеяли разработать и реализовать концепцию полоролевого воспитания. И уже сейчас есть результаты. Мальчишки, прошедшие «школу мужского воспитания», успешно поступают в институт — не хуже девочек сдают экзамены. Теперь перед администрацией Харбалы стоит новая задача — создать в селе рабочие места для молодежи с высшим образованием. Иначе они на родину не вернутся: поедут искать лучшей жизни в других местах.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Понятие воспитания и его принципы. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Воспитанность и самовоспитание. Понятие воспитания и его принципы. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при ...

Разному «устройству» мальчиков и девочек, а также проблемам полоролевого воспитания посвящена книга нейропсихологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки: два разных мира», вышедшая в 1998 году в издательстве «Линка-пресс». Всем, кто интересуется этой проблемой, мы советуем ее прочитать.

Мальчик и девочка: попробуйте сравнить…И оцените разницу!

ЕлизаветаПн янв 21, 2008 19:39

Хочу поговорить на тему полоролевого воспитания. Это очень важно, а главное — очень интересно! Начнем с очень хорошей книги: В.Еремеева, Т.Хризман «Мальчики и девочки. Два разных мира» и статьи: Козлова Е.В. «Как воспитывать мальчика и девочку» Как воспитывать мальчика и девочку Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: «Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек»? Мы постараемся вам помочь. Для начала необходимо знать, что проблемами и вопросами воспитания занимается наука, имя которой нейропедагогика, и именно она открывает и осваивает новые научные подходы к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в семье, в образовательных и воспитательных учреждениях. Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего происходящего у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются. По данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман, мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки, по отношению к ним речь взрослых чаще содержит прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый…).

8 стр., 3670 слов

В зеркалах полушарий. Девочки и мальчики. Что открывает в них новая наука нейропедагогика.

... одинаковое? Конечно, нет. Недостаток или норма? И мальчики разные, и девочки разные. Говорить об универсальных особенностях одних по отношению ... Их выводы нашли отражение в совместной книге "Мальчики и девочки: два разных мира". Под углом зрения нейропедагогики множество явлений, ... эти различия при воспитании детей разного пола? Мы такие разные. Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском ...

Также этими специалистами отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель. Кроме того, существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как.

Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга. Мамам, няням, воспитательницам и, впоследствии, учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.

16 стр., 7870 слов

Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах

План Введение 1. Мир эмоций. 2. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах 3. Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах. 4. Практическая часть Заключение Список использованной литературы Введение Целью моей работы является изучение взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах. В своей работе я использовала такую литературу, как ...

По данным ряда исследований, в том числе исследований А.И. Савенкова (профессора, д.пс.н., д.п.н.), одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам (на этапе полового созревания) данное процентное соотношение меняется в пользу мальчиков. А значительная часть девочек, ранее опережавших сверстников в развитии, «выравнивается» и уходит из разряда одарённых. Чем это обусловлено? Может быть, срабатывает какая-то генетическая программа, а может быть, виновата среда, окружение. Несколько коротких советов от авторов книги «Мальчики и девочки — два разных мира» В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман: Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим. Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим. Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется. Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать. Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно. В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас. Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша. Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно. Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно. Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её «на блюдечке», чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте. Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать.

20 стр., 9812 слов

Исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением

Санкт-Петербургский Государственный университет Факультет психологии             Курсовая работа на тему «Исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением»   Направление 030300 – Психология (бакалавриат)           Выполнил: студентка 3 курса Широкова Татьяна Андреевна _________________ (подпись) ...

Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить! Тест для родителей В меру своего понимания и ощущения ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, так, как Вы считаете нужным. А потом сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии. Итак… 1. Девочки послушнее мальчиков? 2. Девочки чаще защищают слабых? 3. У мальчиков более аналитический склад ума? 4. Мальчики амбициознее девочек? 5. Мальчики более способны в точных науках? 6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность? 7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями? 8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая? 9. Мальчики агрессивнее девочек? 10. Мальчики лучше ориентируются на местности? 11. Девочки пассивнее мальчиков? 12. У девочек лучше развито чувство коллективизма? 13. Девочки более чувствительны к прикосновениям? 14. Девочки легче поддаются чужому влиянию? 15. Мальчики более активны? 16. Девочки более пугливы? 17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности? 18.

Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики? 19. У мальчиков более развита склонность к командованию? 20. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями? А теперь слово специалистам: 1. Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших. 2. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это. 3. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами. 4. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому. 5. Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны. 6. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения. 7. Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала. 8. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов. 9. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет. 10. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности. 11. Неправда.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки — тише, но гораздо результативнее. 12. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки — в группы из 2-3 человек. 13. Неправда. Существенного отличия нет. 14. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании. 15. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей. 16. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков. 17. Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям. 18. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет. 19. Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно. 20. Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем. Козлова Елена Владимировна ведущий психолог детского центра «ОбРаз» руководитель кафедры раннего развития педагог аспирантка МПГУ Статья опубликована на сайте «Наш ребенок» от 10.05.2006

Такие разные мальчики и девочки

Своё отношение к ребёнку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам. «Ребёнок в два года должен уметь…» И мы все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребёнок, мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не ставится. Но мозг даже новорожденных девочек и мальчиков работает неодинаково. Девочки и рождаются более зрелыми, чем мальчики на 3-4 недели, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше — говорить. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, к периоду своей половой зрелости они биологический возраст опережает мальчиков — ровесников на 2 года. Если сравнивать поведенческие характеристики мальчиков и девочек, то принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, и даже более агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Игры у девочек чаще рассчитаны на близкое зрение. Им достаточно маленького уголка, где они раскладывают свои «богатства». Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом всё предоставленное пространство. Для полноценного психического развития мальчиков нужно большее пространство, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по два года. Видимо, их раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, всё ломают и портят).

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все выдающиеся учёные, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы — мужчины? Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики. А это именно то, что требуют в школе. То есть этап поиска исключается, его берёт на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще всего женщины, а у неё другой тип мозга и другой тип мышления. В чём же истоки различий между мужским и женским полом? Зачем природе деление на мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А.

Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая — это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству. И вторая — это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых появится когда-то тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление, обеспечит приспособление к новым условиям. Эти две тенденции воплощаются в делении живых существ на мужские и женские особи. Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской — на прогресс. Реально, в природе, количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Природа бережёт женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врождённых признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. Но природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий, то есть они лучше приспосабливаются к негативным условиям внешней среды, чем особи мужского пола. Поэтому самцам приходится что-то изобретать, чтобы выжить.

Этими различиями и определяется высокая расположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям. В любой деятельности, требующей поиска нового, свежего, нестандартного мышления, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство — там обычно лидируют женщины. Так, вязание изобрели мужчины, а уже потом его стали осваивать женщины и довели этот процесс до совершенства. Профессия повара тоже сначала была мужской. Это мужчины изобретали новые рецепты, а потом уже женщины стали прекрасно готовить по этим рецептам. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и тоже, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Итак, в отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шёл на приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни, адаптируемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребёнка, девочки воспринимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в той или иной мере справляются с заданиями. Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно. Взрослым надо учитывать эти особенности психики мальчиков. У девочек лучше развита речь, а у мальчиков — пространственное мышление. Поэтому девочкам лучше даются манипуляции с формулами, счёт (алгебра), а мальчикам — мысленные манипуляции с геометрическими фигурами (геометрия).

Особенности мышления очень ярко проявляются в рисунках детей. Сравним рисунки дошкольников. Мальчики чаще всего изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь всё движется, наполнено действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя. Мальчики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а девочки — для установления контакта со взрослым. То есть мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки — на отношения между людьми. На занятии девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель ориентируется по обращённым к нему внимательным девичьим лицам и преподносит самый трудный материал в самое выгодное для девочек время. Мальчики раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они только достигают пика работоспособности, а самое важное уже объяснено. Возможности усвоить материал для мальчиков оказываются низкими. А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек? Исследования показали, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция более продолжительная, мозг девочки как бы поддерживается в состоянии готовности к последующим воздействиям.

Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мальчики и мужчины обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Вообще, для ребёнка речевая оценка взрослыми их деятельности становится эффективной, действенной только тогда, когда она наиболее эмоционально значима. Причём для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как, то есть им важно, какое они произвели впечатление. Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго-долго ругают мальчика, нагнетая эмоции и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, его мозг для этого не приспособлен, и чтоб не перенапрячься, отключил слуховой аппарат и информация до его сознания не доходит.

Он уже ничего не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте её более ёмкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните коротко и конкретно — чем же вы недовольны. Если вам надо отругать девочку, не спешите сразу высказывать своё отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по своему прекрасными, какими их создала природа. По материалам книги Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. «Мальчики и девочки — два разных мира». Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 1998 г.

Величие небольших различий

Мы открываем рубрику «Наука – практике», в которой емкие, кажущиеся лежащими на поверхности замечания помогут вам задуматься над мотивами самых глубинных импульсов вверенной вам детской души.

Рубрику открывает Валентина Дмитриевна Еремеева — физиолог высшей нервной деятельности, нейропсихолог, кандидат биологических наук. Около 30 лет она занимается детской нейрофизиологией и нейропсихологией. Предлагаем вашему вниманию разговор о нейропсихологических различиях  младших школьников, а также о влиянии особенностей личности учителя  на результативность обучения мальчиков и девочек.

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних  в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе,  так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, то ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы — педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Не обольщайтесь — вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка — сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга).

Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария).

Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Более подробно поднятые вопросы изложены в книге В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам» (СПб.: «Тускарора», 2000).09.03.2005