45 Интеллект

Вопрос 45. Интеллект как система операций. Конкретные и формальные операции.

Согласно операциональной концепции интеллекта, развитие и функционирование психических явлений представляет собой, с одной стороны, ассимиляцию, или усвоение данного материала существующими схемами поведения, а с другой — аккомодацию этих схем к определенной ситуации. Адаптацию организма к среде Пиаже рассматривает как уравновешивание субъекта и объекта. Понятиям ассимиляции и аккомодации принадлежит основная роль в предлагаемом Пиаже объяснении генезиса психических функций. По существу этот генезис выступает как последовательная смена различных стадий уравновешивания ассимиляции и аккомодации

Понятие равновесия, как считает Пиаже, должно быть использовано в качестве объясняющего принципа всех психических функций организма. Интеллект, или мышление, является одной из таких функций, наиболее развитой и совершенной (в смысле возможности овладения внешним миром), к тому же обладающей такими формами равновесия, к которым тяготеют все остальные психические структуры.

Анализ последовательного становления интеллекта следует начинать, по мнению Пиаже, с элементарных сенсомоторных действий. Последние по мере своего усложнения и дифференциации приводят к образованию дооперациональной формы интеллекта, связанной с представлением, и далее к мышлению конкретно-операционального типа и, наконец, к собственно интеллекту, т. е. к способности манипулировать формальными операциями. Интеллект формируется путем интериоризации внешних предметных действий.

Существо интеллекта, по Пиаже, лежит в системе образующих его операций. Высшие формы уравновешивания организма и среды выражаются в образовании операциональных интеллектуальных структур.

По мнению Пиаже, операция есть внутреннее действие субъекта, производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими операциями таким образом, что в совокупности они образуют некоторое структурное целое, систему.

Система операций характеризуется тем, что в ней одни операции уравновешиваются другими, обратными по отношению к первым (обратной считается та операция, которая, исходя из результатов первой операции, восстанавливает исходное положение).

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... ведущую причинную роль в интеллекте А, может быть, являясь источником той самой «психической энергии», которая служит биологическим ... превосходила таковую для тестов общей информированности, арифметических рассуждений, операций с цифрами, понимания прочитанного — тестов, представляющих ... времени реакции выбора и параметра g является функцией числа битов информации в наборе стимулов, возрастая ...

В зависимости от сложности операциональной системы изменяются формы обратимости, имеющие место между операциями. Психологическим критерием появления операциональных систем является построение инвариантов, или понятий сохранения (например, для появления операций А+А'= В и А=В-A' необходимо осознание сохранения В).

Интеллект — это система скоординированных операций, которые беспрерывно развиваются и обеспечивают всё лучшую адаптацию к условиям окружающей среды.

Основные положения:

  1. В непрерывном развитии интеллекта выделяются отдельные стадии. Они качественно своеобразны. Это своеобразие определяется механизмами функционирования.
  2. Порядок следования стадий одинаков для всех. Каждая следующая стадия надстраивается над предыдущей.
  3. Скорость прохождения каждой стадии разная, поэтому возрастные границы условны.
  4. Не существует резкой границы между стадиями. Каждая следующая стадия появляется внутри предыдущей.
  5. Человек познает мир в процессе взаимодействия с ним.
  6. Этот процесс взаимодействия осуществляется с помощью двух операций: ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция — процесс присвоения материала без изменения, таким как он есть. Предполагает использование наличных средств познания.

Аккомодация — предполагает изменение представлений об объекте. Имеющиеся схемы при столкновении с объектом не срабатывают, нужны новые схемы познания.

Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта).

Первая из них — это сенсомоторный интеллект.

Часто выделяется дооперциональная стадия (сенсомоторного интеллекта, наглядно-интуитивная стадия) операциональная стадия (формальные операции, конкретные операции).

Период сенсомоторного интеллекта (0−2 года).

В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через ощущения. Он смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус и т. д. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур — сенсорных и моторных способностей. По мнению Пиаже, интеллектуальное развитие в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность совершать действия по типу проб и ошибок. При этом малыш начинает предвосхищать развитие новой ситуации, что вкупе с имеющимся интеллектуальным потенциалом, создает основу для символического или допонятийного интеллекта.

3 стр., 1267 слов

Государственная помощь детям с нарушениями интеллекта в РФ

... состав ПМПК Деятельность ПМПК в определении судьбы детей с нарушениями интеллекта является ключевой на начальной стадии, когда дается медико-психологическое заключение о состоянии ... образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000 // №1. - с. 11- 31 ...

Развитие интеллекта на данном уровне проходит ряд подстадий.

Первичные круговые реакции. функция их отработка врожденных реакций, того что дала природа, безусловных реакций. Происходит развитие ассимиляции.

Позже, когда у ребенка уже нет схемы действия с объектом развивается аккомодация.

Когнитивная схема- представления об объекте, зависящее от способа действия с ним.

На данной стадии развития преобладает моторная схема объекта.

Вторичные круговые реакции (ребенок лежа в кроватке может следить за погремушками, которые над вращаются) Функция вторичных круговых реакций: пассивная аккомодация, учет свойств объекта без их осознания. (ребенок, когда тянет в рот игрушки, учитывает их форму)

Для взрослого в этих действиях есть причинно-следственная связь. Однако, для самого ребенка она отсутствует.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... масса не изменится. На стадии дооперационального мышления дети учиты­вают только одну, наиболее очевидную и бросающуюся в глаза характеристику объекта, например, обращают вни­мание ... к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Направляя усилия на развитие мышления детей, следу­ет ориентироваться на их ...

На данной стадии у ребенка появляются сенсо-моторные понятия — они представляют собой единство восприятия и действия с объектом, они важны, так как создают возможность новых схем объектов. Действуя с объектами у ребенка появляется интерс к ним начинается эксперментирование.

Третичные круговые реакции. Её содержание — это исследовательская деятельность с объектами, экспериментирование.

У ребенка имеются различные схемы действия с различными объектами. Эти схемы действия ребенок активно изменяет. Это необходимо для координации различных схем действия с одними и теми же объектами.

Функция данного уровня: активная аккомодация схем действия с объектами.

У ребенка появляется устойчивый образ объекта: у ребенка появляется возможность достигать цель различными способами.

Сенсо-моторный интеллект — единство различных действий с обектом, устойчивые представления о нем.

В конце сенсо-моторной стадии появляется речь.

Наглядно-интуитивное мышление (2−11/12 лет)

В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были предметные действия, то в рассматриваемом периоде ими являются операции. Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции — это предпосылка становления собственно логического мышления. Если мышление ребенка на стадии сенсомоторного интеллекта предстает в виде системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, то на стадии конкретных операций оно представляет систему операций, выполняемых в уме, но с обязательной опорой на внешние наглядные данные.

Феномены Пиаже. Ребенок в своих суждениях ориентируется на один яркий признак предмета. По этому признаку ребенок строит свои суждения. Ребенок мыслит интуитивно. Интуиция — сведение целого к частному. На этой стадии ребенок использует слова, может все объяснить. Однако они имеют индивидуально-привнесенное значение. Содержание слов для ребенка — символ. Символ — это синкретическое образование в котором переплетены сами предметы, эмоциональные отншения к ним, ситуации, в которых объект встретился, человек и название предмета.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... очередь, развитие простейших логических операций суще­ственно влияет на перестройку допонятийных форм мышления. Между мыслительной и практической деятельностью детей в период 4-6 ... . Процесс децентрации связывается с переходом от дооперациональной стадии развития к операциональной. Таким образом, представление Ж. Пиаже о позиции в 40-х гг ...

При построении новых слов человек опирается на собственный индивидуальный опыт

Символическая схема объекта постепенно сменяется интуитивной схемой — в процессе общения ребенка происходит разворачивание синкрета. Ребенок в своих рассуждениях как бы подражает взрослому. Производит трансдукцию — они не чувствительны к логическим противоречиям. При встрече с разными взрослыми ребенок аккомодирует свои различные схемы, постепенно интуитивная схема стремится к операциональной схеме. Постепенно начинает различать разные свойства ситуации, когда признаки объединятся происходит операциональная стадия.

По Пиаже, центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о сохранении. Эгоцентризм мышления обуславливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредотачиваться на изменениях объекта, необратимость мышления, трансдукция (от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное действие которых препятствует формированию логического мышления. Внутри этого периода Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6−7 лет и стадию конкретных операций (6,7−11,12 лет).

В рамках дооперациональной стадии формируются образно — символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений. В свете эгоцентризма протекает вся умственная деятельность ребенка. Эгоцентризм заставляет фокусировать его внимание только на какой-то одной стороне события и потому выступает тормозом на пути установления логических связей. Примером этого эффекта являются хорошо известные опыты Пиаже. Если на глазах ребенка налить поровну воды в два одинаковых стакана, то ребенок подтвердит равенство объемов. Но если вы в его присутствии перельете воду из одного стакана в другой, более узкий, то ребенок уверенно вам скажет, что количество воды в стаканах разное. Эффект эгоцентризма состоит в необратимости мышления, т. е. не способности ребенка мысленно возвратиться к исходному пункту своих рассуждений.

5 стр., 2035 слов

Развитие креативного мышления

... — прогулка — парк — качели — дети и т.д.   Как видите, развитие образного мышления — очень даже увлекательное занятие. Повторяйте его ... натура. Все дети очень креативны — это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая ... и научным открытиям. Несомненно, сочетание двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. ...

Стадия конкретных операций (6−12лет)

Она возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга. Одной из центральных характеристик познавательного развития детей в этом возрасте является появление у них представления о сохранении. Ослабление эгоцентризма мышления, переход от него к объективной оценке вещей способствует возникновению представлений о сохранении количества. Понятие сохранения появляется, как только ребенок начинает понимать необходимость логической последовательности операций. Появление сохранения — важная ступень в познавательном развитии, поскольку оно способствует обратимости мышления. Обратимость позволяет ребенку удерживать в памяти первоначальные данные о количестве жидкости, длине, площади, массе, весе и объеме. Процесс интеллектуального развития по Пиаже завершается периодом формальных операций. Нужно отметить, что для описания развития мышления в возрасте 6−11лет Пиаже ввел следующие понятия:

Консервация — термин, обозначающий способности индивида видеть неизменное на фоне видимых перемен. Пример — переливание жидкости в разные сосуды и т. д.

19 стр., 9247 слов

Особенности взаимосвязи процессов мышления и общения у детей старшего дошкольного возраста

... и орудием его мышления. Именно логическое абстрактное мышление позволяет ребенку оторваться от воспринимаемого им конкретного предмета и выделить ... исследовать процессы образно - логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на ... Спока не имеет достаточно солидного обоснования. Ж. Пиаже еще в 30-х годах привлек внимание детских ...

Классификация — способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку. Пример — ребенку показывают изображения четырех собак и трех кошек и спрашивают, кого больше. Ребенок может ответить на этот вопрос правильно, но если спросить, кого больше — животных или собак, он ответит, что больше собак. По мнению Пиаже, способность ребенка к классификации означает не только осознание им существования тех или иных подклассов, например кошек или собак, но и полное понимание того, что подклассы, сложенные вместе, составляют третий класс (животные) и что этот класс может быть снова разбит на два подкласса.

Сериация — обозначает способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Если на дооперациональной стадии ребенка просят расположить несколько палочек по их длине, то он справляется с этим лишь в ограниченной степени, чаще всего располагая две палочки верно, но затем выкладывая третью палочку просто рядом с первыми двумя. Полностью способность к сериации развивается на стадии конкретных операций.

транзитивность — суть данного понятия заключается в понимании следующих формул — если а=б и б=с, то а=с… Согласно концепции Пиаже, на дооперациональной стадии ребенок с этой задачей справляется очень плохо, тогда как на стадии конкретных операций дети обычно отвечают правильно.

Возраст 7−11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого.

Период формальных операций (11−15лет)

В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, у них развиваются навыки научного мышления, где главную роль играют гипотезы и дедуктивно-индуктивные умозаключения.

Наличие развитого формально-логического мышления позволяет подростку решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только потом опытным путем проверять предполагаемые результаты. Дети, умеющие мыслить только конкретно, вынуждены идти путем проб и ошибок, эмпирически проверяя каждый свой шаг, не пытаясь представить возможные результаты.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector