14. Интеграция наук

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их стыке).

Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них — использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки — биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки — биофизики. Аналогичным путём возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трёх наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал её сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определённой земной оболочкой — биосферой и с её биологическими процессами в их химическом выявлении. Область ведения биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведёт к специализации и разделению научного труда. Это имеет как позитивные стороны (возможность углублённого изучения явлений, повышение производительности труда учёных), так и отрицательные (особенно потеря связи целого, сужение кругозора).

В ходе развития науки деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается к всё более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что ещё хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, всё с большим трудом поспевает за научным развитием; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, научных и учебных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет эту функцию в научном и учебном познании).

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

Влияние науки на развитие общества Наука все глубже проникает в сущность явлений и процессов мироздания, раскрывает более полно картину мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не ...

Тенденцию смыкания наук, ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, чётко уловил В. И. Вернадский. Он считал большим новым явлением научной мысли XX века то, что впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой — их объект совершенно меняется. Интеграция наук и учебных дисциплин убедительно и всё с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки и образования представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В современной науке получает всё большее распространение объединение наук и учебных дисциплин для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках стыка, взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приёмами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач и обучения специалистов получает всё большее развитие. Это магистральный путь формирования единой науки будущего и современного образовательного пространства.

7 стр., 3426 слов

Проблема валидности эксперимента в психологии

... обобщение: «Всякий лабораторный эксперимент — лишь модель реальной жизни, причем модель, которая всегда является ... по степени общности и характеру получаемых результатов. {123} Задача состыковки прикладного ... практике [20], в рамках отдельного научного эксперимента роль основы и системообразующего ... понятие, соответствующее современному уровню развития науки и отражающее те психические феномены, ...

20. Лабораторные эксперименты

Экспериментальное исследование включает действия, направленные на получение контроля за интересующими нас переменными и установление причинно-следственных связей («если… то…»).

Например, в эксперименте исследователь может создавать условия, обеспечивающие высокий, средний или низкий уровень тревоги, и наблюдать результат воздействия такого меняющегося уровня тревоги на мыслительные процессы или межличностное взаимодействие.

Главная цель — возможность составить определенное суждение о причинах явлений, т.е., изменяя одну переменную, получить изменения другой переменной. Лабораторный эксперимент позволяет создать обстановку для подобного исследования.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента. Как правило, метод эксперимента формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних эксперимент, может оказаться пригодной и для других экспериментах, то есть приобрести универсальное значение

Модели эксперимента

Существует несколько моделей эксперимента. Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

8 стр., 3970 слов

Теория черт личности (тчл)

Под личностю Фромм понимает целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным Черта личности означает обобщённую тенденцию поведения и ожидания. Например «Я впечатлительный», «Я застенчивый» означают устойчивую черту, тогда как «меня впечатляют твои успехи» означает лишь временное состояние реагирования. Многие черты личности устойчивы ...

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.

Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:

Пусть имеется некоторый реальный эксперимент и пусть через A обозначен наблюдаемый в рамках этого эксперимента результат. Пусть произведено n экспериментов, в которых результат A может реализоваться или нет. И пусть k — это число реализаций наблюдаемого результата A в n произведенных испытаниях, считая что произведенные испытания являются независимыми.

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

8 стр., 3810 слов

Парадигма это модель построения научной теории

Социология как наука 1.объект предмет и методы социологии 2.структура и функции социологии 3.социология и другие науки   Основоположником социологии был Огюст Кант- ввел термин социология в 1838 г Причины появления социологии 1переход человечества к промышленной цивилизации 2.накопление большого количества повторяющихся фактов 3.фундаментальное открытие в естественных науках Источники ...

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Основная статья: Критический эксперимент

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

25. Анализ литературных источников

К анализу литературных источников исследователь обращается на подготовительном этапе и собственно исследовательском.

На подготовительной стадии происходит первичное ознакомление с литературой, с новейшими сведениями, имеющимися в педагогике и смежными с ней областями.

17 стр., 8117 слов

Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях

... вполне автономное, независимое исследование. Эксперимент - это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных ... качества обучения. 2. Комплексное воздействие учебной информации на зрительный и слуховой анализаторы ведет ... применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая ...

На втором этапе работа с литературой становится более глубокой, она не-обходима для уточнения, подтверждения или опровержения, обоснования по-лученных результатов.

Работа над теоретической частью включает:

I. Составление первичного списка литературы по теме. Существуют следующие способы библиографических разысканий

1) хронологический — выяснение того, как развивалось данное явление или понятие;

2) обратно-хронологический: изучение новейших исследований, чтобы рассмотреть сделанные ранее публикации под соответствующим углом зрения;

3) сравнительно-хронологический: возможность проследить развитие двух или нескольких родственных явлений (различных точек зрения, теорий, концеп-ций).

II. Определение важных для исследования установок:

1) есть ли литература специально по той проблеме, которая выдвигается как предмет исследования;

2) какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются;

3) в чем достоинства и недостатки данных исследований;

4) устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отношение к изучаемой проблеме;

5) выписываются основные термины и составляется понятийный аппарат. При работе с определениями необходимо:

? выписать все определения, имеющиеся в толковых, энциклопедических, специальных словарях, монографиях;

? определить, какие признаки в них встречаются чаще других;

? исходя из анализа терминов выбрать рабочее определение или составить свое. Обосновать свой выбор.

В результате анализа выделяются:

1) источники, выполняющие методологическую функцию. Они будут составлять основу исследования; идеи, представленные в них, будут определять сущность и логику исследования;

2) отдельно определяется литература, которая может служить для подтверждения некоторых выдвигаемых в исследовании положений;

3) особо обращается внимание на источники, подвергающиеся критике, т.е. дискуссионные;

4) среди литературы отмечают и такую, в которой содержится интересный материал по методике исследования.

III. Выбор теоретического уровня описания литературы. Выделяют следующие уровни описания научной литературы:

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования 1 Цели изучения курса •Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психологопедагогических исследований; •Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации; •Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, ...

1) реферативный обзор в виде пересказа выводов без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научного знания.

Например.

Алексеев В.И. дает такое определение…

А Петров С.П. рассматривает это явление как…

В психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом…

2) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения с той целью, чтобы выявить, какая из них более полно, разносторонне раскрывает интересующее нас явление.

Например.

В определении, данном Алексеевым В.И., дается перечисление…, а вот иное определение… В нем дана иерархия…, но… А вот в определении Петрова С.П…

3) теоретико-констатирующий анализ, когда прослеживается развитие знания с каких-то теоретических позиций.

Например.

В работах Алексеева В.И., Петрова С.П. интересующее нас явление характеризуется с позиции авторитарной педагогики. Оно рассматривается как… А в монографии Семеновой Р.К. представлена гуманистическая позиция в решении сформулированных проблем.

4) теоретико-методологический анализ, цель которого — оценить имею-щиеся знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем опреде-ленных методологических идей, высказать свое отношение к ним.

Типичные ошибки при анализе литературы:

1. Описательный характер теоретической части (конспект источников).

2. Анализ превращается в самоцель.

3. Бессистемность в анализе, отсутствие логики.

4. Некритическое использование литературы, неумение определить его науч-ную ценность.

5. Искажение авторской мысли, превратное понимание материала.

6. Прямой перенос текста.

Рекомендации по работе с источниками

1. Конспектировать на одной стороне листа, не делать сокращений слов. Оставлять поля, на которых можно делать различные пометки: к какому пара-графу той или иной главы может быть отнесен материал, высказывать свое оценочное отношение и др.

2. Обязательно указывать автора, полное название книги, выходные данные и номер страницы, которая конспектируется.

3. Отдельно на карточках выписывать определения, составляющие понятийный аппарат работы (на обороте карточки также указывать точное наиме-нование источника).

4. Материал, относящийся к отдельным главам, параграфам, сразу группировать и складывать в соответствующие пронумерованные папки (например, глава 1, параграф 1 и т.д.).

Все это поможет легко и быстро обработать изученное и представить в связном тексте.

6. Научно техническая информация. Информационное обеспечение научно- исследовательского процесса. Типы научных документов и их классификация

Научно-техническая информация включает: сведения о конструкциях машин и оборуд9вания; чертежи; схемы; используемые материалы; рецептуры; методы и способы производства ( особенно о вновь разрабатываемых изделиях); новые технологии, направления модернизации известных технологий, процессов и оборудования; программное обеспечение ПК.

Научно-техническая информация в институтах и бюро должна быть поставлена таким образом, чтобы у каждого проектировщика и конструктора развивалось и укреплялось желание постоянно искать лучшие, наиболее совершенные варианты решения поставленной задачи, желание не только достигнуть каких-то параметров в аналогичных разработках, но и превзойти их

Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса

Этап сбора и отбора информации для проведения научных исследований является одним из ключевых. Существует мнение, что лучшее решение проблемы состоит на 90 % из информации и на 10 % из интуиции. Саму по себе информацию можно отнести к категории абстрактных понятий, но ряд таких особенностей, как возможность фиксирования, передачи, сохранения, уничтожения информации приближают ее к материальным объектам. Процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на использовании специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления, и выдачи в удобном для пользователя виде называют информационном обеспечением (ИО).

Существуют разные методы классификации информации, которая используется в научных исследованиях, например: по способу отображения (цифровая, текстовая, алфавитная, графическая и т.п.); по насыщенности данных (недостаточная, достаточная, излишняя); по способу представления (директивная, распорядительная, отчетная и т.п.), по периодичности или стабильности возникновения данных (постоянная, эпизодическая); по назначению (справочная, нормативная, сигнальная, регулирующая и т.д.) и т.д.

Для всего многообразия видов информационного обеспечения существуют общие основные принципы его формирования.

Актуальность. Информация должна реально отражать состояние объекту исследования в каждый момент времени.

1. Достоверность. Информация должна точно воссоздавать объективное состояние и развитие объекта исследования.

2. Полнота отражения. Необходимо учитывать все факторы, которые влияют на состояние объекта.

3. Информационное единство. Представление информации в такой системе показателей, при которой исключалось бы вероятность противоречий в выходах и несогласованность первичных и выводных данных.

Различают следующие виды аналитико-синтетической обработки научных документов: библиографическое описание, аннотирование, реферирование, критическая оценка и обобщение, составление обзоров, докладов.

Библиографическое описание представляет собой как процесс, так и результат составления по определенным правилам перечня сведения о документе, которые позволяют полностью определить этот документ и найти его среди других с целью использования в различных видах работ.

Аннотирование — процесс составления краткой характеристики содержания и назначения документа, основной его темы и цели выполненной работы. Результатом этого процесса является аннотация.

Реферированием называют краткое изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими данными и выводами. В процессе реферирования выполняется семантическая компрессия (сжатие) текста. Результат этого процесса — реферат, который содержит тему, предмет, объект, цель, а также метод проведения работы, полученные результаты, выводы, область применения.

Наиболее сложным видом аналитико-синтетической обработки научно-технической информации является подготовка обзоров научно-технической литературы и ежегодных докладов о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях в области науки, техники и производства.

Обзор — текст, который содержит синтезированную информацию по какому-либо вопросу или ряду вопросов, собранную из некоторого множества специально «подобранных с этой целью первичных документов, изданных за определенное время-

Различают обзоры: библиографические, реферативные, аналитические, Библиографический обзор содержит характеристику первичных документов как источников информации, которые появились за определенное время или объединены по каким-то общим признакам. Реферативный обзор содержит систематизированные данные и факты, и обобщенную информацию.

Особое место в информационной деятельности органов НТИ занимает подготовка докладов о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях в области науки, техники и производства. Доклады составляются ежегодно и содержат изученные и проанализированные сведения о научно-технических достижениях и предложениях относительно практического их использования.

При проведении научных исследований первым шагом анализа публикаций по исследуемому направлению является просмотр реферативных журналов, в которых даны очень краткие сведения о научных разработках в различных изданиях.

Реферативные журналы выпускались в СССР. После обретения Украиной самостоятельности, было прекращено поступление в Украину реферативных журналов. И только в 1995 году начал выходить украинский реферативный журнал “Джерело” в трех сериях: фундаментальные, технические и общественные науки. Этот журнал практически обеспечивал 100% — охват научных публикаций в журналах, монографиях, диссертациях.

Для учебного развития науки, нам необходимо выписывать иностранные технические журналы. Однако средств на это не хватает. Из тех средств, что выделяются на приобретение литературных журналов, дает возможность библиотекам Украины приобрести примерно 300 научных журналов, а издается их в мире 28 тысяч.

Надеяться, что поддержка науки приведет к тому, что в распоряжении ученых будет достаточно большой набор уважаемых, толстых, дорогих научных журналов не приходится. На некоторые журналы годовая подписка составляет от 100 до 35000 дол.

Научно-техническая информация — вещь не бесплатная. Сейчас научно-техническая информация во всем мире — самый дорогой товар. То, что мы сегодня — бедное государство, не дает нам возможности приобретать этот ценный товар — информацию. Недостаток информации приводит к тому, что не принимаются решения, низок научный уровень исследований в ряде отраслей, от чего в свою очередь страдает страна, бедствует население.

Типы научных документов и их классификация

Под документом понимают материальный объект, который содержит фиксированную информацию для ее сохранения и использования. Научным документом в научно-технической информации называют носитель, на котором зафиксированы научные данные или научно-техническая информация с обязательной ссылкой на то, где, кем и когда он был создан. Таким образом, в информатике документом считается любой материальный носитель информации (например, бухгалтерский отчет, книга, и т.п.).

Различают

— текстовые научные документы (книги, журналы, отчеты и т.д.),

— графические (чертежи, схемы, диаграммы),

— аудиовизуальные (звукозаписи, кино- и видеофильмы),

— электронные (записи на электронных носителях, информация в компьютерных сетях).

В практике научно-информационной деятельности документы подразделяют на первичные и вторичные. Принято считать, что в первичных документах содержатся непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные данные или новое осмысление известных идей и фактов. А во вторичных — результаты аналитико-синтетической и логической обработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них.

Однако с развитием научно-информационной деятельности это разделение становится все менее значимым в связи с наличием в рукописных документах информации, которой еще нет в печатных источниках, и которая оперативно распространяется с помощью новейших средств репродукции и компьютерной сети.

Под печатным документом понимают печатную продукцию, которая прошла редакционно-издательскую обработку (книги, журналы, брошюры, сборники научных трудов, учебники и др.)

Книги — это многостраничные непериодические издания объемом большее 48 страниц. Особенностью книги является то, что в ней сконцентрирован огромный опыт и знания, накопленные человечеством за всю предшествующую историю. Однако сведения, которые содержатся в книге, стареют, так как на ее подготовку и издание нужны значительные затраты времени. Брошюра — печатное издание объемом от 5 до 48 страниц — содержит более оперативную информацию. Среди книг и брошюр большое научное значение имеют монографии, в которых излагаются результаты всестороннего изучения одной проблемы или темы, и которые принадлежат одному автору или небольшой группе авторов (в последнем случае монографию называют коллективной);а также сборники научных работ, которые содержат ряд материалов одного или нескольких авторов; рефераты и разнообразные официальные или научные материалы. Особое место среди книг, использующихся в сфере научной информации, занимают учебные издания — непериодические издания, которые содержащие систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения.

Рукописные, или машинописные, документы — это носители информации, которые не проходили редакционно-издательскую обработку и не издавались средствами полиграфии (научно-технические отчеты, документы учета хозяйственной деятельности, диссертации).

Особыми машинописными документами являются депонированные рукописи, которые используются как носители информации в процессе научных исследований. Депонированными (переданными на хранение) называют научные работы, которые выполнены индивидуально или в соавторстве и рассчитаны на ограниченный круг пользователей. Депонирование осуществляется централизованно органами научно-технической информации. В Украине это институт научно-технической информации и технико-экономических исследований.

Депонирование осуществляется с целью ознакомления ученых и специалистов с рукописями статей, обзоров, монографий, материалов конференций, съездов, совещаний и симпозиумов узкоспециального характера, которые нецелесообразно издавать средствами полиграфии (книги, журналы, брошюры).

Решение о передаче на депонирование монографий, статей и других материалов принимается учеными советами проектно-конструкторских, технологических и других научных организаций. На депонирование не принимаются отчеты по научно-исследовательской и проектно-конструкторской работе, диссертации, тезисы докладов, кроме сделанных на международных, республиканских конференциях, симпозиумах, семинарах. Рефераты депонированных рукописей, их библиографическое описание публикуются в реферативных журналах.

Депонирование открывает широкие возможности использования научно-технической информации, которая не была опубликована в связи с небольшим количеством пользователей или по другой причине. Авторы депонированных работ сохраняют, право на их публикацию в научных, научно-технических и других изданиях. При публикации необходимо только сделать ссылки на депонированную рукопись и указать ее место хранения.

Список литературы

Ангеловски К. Учителя и инновации. — М.: Просвещение,

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, .

Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования. – М.: Изд-во: Академический проект, 2008. – 208 с.

Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В.И.Журавлева. — М.,.

Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. Т.2. ,

Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. -Л.,.

Голубев Н.К., Битинас Б.Н. Введение в диагностику воспитания. — М.: Педагогика,