Инженерка

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

         Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, — это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.          Для решения этих задач могут применяться (и применяются) технические, технологические, санитарно-гигиеничесние, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение повой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения в цехах благотворно сказывается на здоровье рабочих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих.

Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.          Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем: 1. Изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда — профессиональная среда»; 2. Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности; 3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры; 4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры; 5.

Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний; 6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений Личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда.          Перечисленные задачи стоят сегодня перед психологией труда, и еда имеет все предпосылки для их решения.          Психология труда прошла короткую, но полную драматических поворотов историю. Преодолев плоский эмпиризм и политическую близорукость психотехники, она вместе со всей советской психологией укрепила свои теоретические позиции и утвердила принцип гуманизма как основной принцип решения прикладных задач. В психологии труда еще много нерешенных проблем, но ее интенсивное развитие в последнее двадцатилетие свидетельствует о неисчерпанных возможностях роста и большом общественном значении этой отрасли психологической науки.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

         Определение инженерной психологии          Инженерная психология — наука, изучающая системы «человек — техника» 1 с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы: — конструирования техники и организации управления: техническим прогрессом; — подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определенной техникой; — профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.          Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет, место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования — систем «человек — техника».

         Такая двойственность объекта исследования в инженерной психологии порождает ряд специфических методологических особенностей. Кроме того, следует иметь в виду, что любая система, «человек — техника» — это своего рода микроэлемент макросистемы, в роли которой выступает система производительных сил; Поэтому в системах «человек — техника» проявляется ряд таких общих закономерностей развития производительных сил, которые обусловлены наличием в них материального (прежде всего, технического) и субъективного (человеческого) начал. Одна из таких закономерностей Касается определяющих моментов производительности общественного труда. Производительность общественного труда на каждом уровне развития производительных сил определяется, во-первых, совершенством техники, а во-вторых, накопленным производственным опытом людей, их навыками к труду. Все это находит свое отражение в эффективности систем «человек — техника». Эффективность каждой такой системы будет определяться производительностью и надежностью техники, подготовленностью человека, согласованием рабочих характеристик человека и техники.          Другая общая закономерность связана с тем, что производительные силы существуют в единстве с производственными отношениями.

Социалистический способ производства предопределяет труд как первейшую жизненную потребность человека, основу его всестороннего развития. Капиталистический же способ производства неизбежно порождает отчуждение труда, его дегуманизацию, разрушающую личность. Если рассматривать с этих позиций системы «человек — техника», то можно сделать вывод, что условия социализма предъявляют качественно новые требования к технике. Хотя техническая политика и в условиях капитализма, и в условиях социализма направлена на создание производительных и надежных технических устройств, однако при социализме техника должна не только обеспечивать высокоэффективный производственный процесс, но и служить делу развития и совершенствования человека, расширению его знаний, воспитанию творческого отношения к труду.          Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.

         Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др. Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики 2 .          Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы «человек — техника — среда», усиливая, таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности такого понятия исследуемой системы, отметим лишь, что используемое в инженерной методы психологии. Место психологии системе наук.">психологии понятие системы «человек — техника» основано на положении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках систем «человек — машина».

Необходимо отметить, что инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новой и новейшей Техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в трудовой деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания. 1 Понятие системы «человек- техника» используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек и сложные технические устройства. к тексту  Эргономика пока вряд ли может рассматриваться как самостоятельная наука, хотя в литературе имеют место такого рода утверждения. Кардинальным решением в формировании эргономики как науки может быть лишь разработка методологических основ и специфических методов исследования. к тексту

Профессионально важные качества.

Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Существуют две важнейшие категории профессионально важных качеств. Во-первых, профессионально важные качества, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущих профессионально важных качеств. Во-вторых, те профессионально важные качества, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств. Эти качества могут не коррелировать значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто – более – важны для ее реализации. «Именно базовые профессионально важные качества являются основой для формирования подсистем профессионально важных качеств в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и соорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций» (А.В. Карпов).

Поэтому профессионально важные качества являются структурообразующими для той или иной деятельности.

Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно. В последнем случае значимость профессионально важных качеств для обеспечения деятельности является наивысшей.

Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому принято выделять профессионально важные качества и профессионально важные качества производительности (А.В. Карпов). Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и антиПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы профессионально важных качеств, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.

Не все профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень развития профессионально важных качеств, тем эффективнее деятельность». Ряд профессионально важных качеств связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития профессионально важных качеств. Кроме того, наибольшее развитие некоторых профессионально важных качеств нередко ведет к ослаблению других профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества инженера-технолога:

 логическое мышление;

 аналитические способности;

 самостоятельность;

 твердость характера;

 организаторские и коммуникативные способности.

Профессиограмма

Большинство вещей, окружающих современного человека, создаются на сложнейших фабриках и заводах, в их производстве задействовано множество станков и другого оборудования. Время ремесленников, работавших в небольших артелях и передававших секреты мастерства от отцов к сыновьям, давно прошло.

Чтобы сделать современное изделие (особенно технически сложное — такое, скажем, как автомобиль, компьютер или цифровой фотоаппарат), нужно владеть огромным объемом информации о том, как именно оно создается, иметь уникальное оборудование и штат специально подготовленных работников. Совокупность методов и средств производства изделия как раз и носит название технологии (или, говоря проще, это информация о том, как именно его сделать, и то, посредством чего это делается).

Это слово переводится с древнегреческого языка как «знание о мастерстве». Инженер-технолог разрабатывает и внедряет процессы и режимы производства продукции, устанавливает порядок работ, последовательность выполнения трудовых операций, определяет основные методы контроля качества, ведет техническую документацию. Он может заниматься как созданием технологии (разработка того или иного производственного процесса, участие в экспериментальных работах), так и ее внедрением (монтаж, наладка и эксплуатация оборудования, различные мероприятия по повышению эффективности производства).

Рядовые специалисты чаще всего занимаются обслуживанием имеющихся производственных линий, настраивают их на выпуск той или иной продукции, ликвидируют возникающие сбои в работе. Более квалифицированным специалистам отводится монтаж и наладка производственных линий, а также усовершенствование имеющихся и разработка принципиально новых технологий. В первую очередь инженер-технолог работает с информацией (схемы, графики, программы и т. д.); кроме того, он контактирует с техническими устройствами и общается с другими людьми, занятыми в производстве. Профессия является одной из самых распространенных в промышленности, такие вакансии есть практически на всех заводах и фабриках, в различных мастерских, в научно-производственных лабораториях (хотя конкретные названия вакансий в этих организация могут различаться, суть работы остается сходной).

По мере технического прогресса значимость этих специалистов возрастает.   Скажем, конвейер, на котором раньше сотня малоквалифицированных рабочих вручную собирала какие-либо изделия, заменяется автоматизированной производственной линией, которую обслуживают 2-3 инженера-технолога. Профессия подразумевает высшее образование, получить се можно в различных технических вузах. Она делится на ряд специальностей, связанных с различными отраслями производства (скажем, инженер-технолог пищевой промышленности).

Для этой профессии характерна высокая степень специализации: так, технолог по производству кефира не сможет без специальной подготовки перейти в цех того же молокозавода по изготовлению мороженого, а уж чтобы заняться, например, производством автомобильных деталей, ему придется учиться практически заново.

В процессе обучения студенты получают обстоятельную общетехническую, физико-математическую и другую естественнонаучную подготовку, а также изучают специфику технологий производства соответствующих изделий. Для того, кто занимается разработкой новых технологий, важно и владение методологией научной работы. Чтобы стать хорошим инженером-технологом, нужно иметь высокий уровень интеллекта, аналитические способности. Спрос на инженеров-технологов на рынке труда довольно высокий, а доходы опытных специалистов могут в полтора-два раза превышать среднюю зарплату в промышленности. Особенно ценятся работники, умеющие обслуживать современное зарубежное производственное оборудование. Почти обязательным требованием на рынке труда стало профессиональное владение компьютером — не только в качестве пользователя, но подчас и в качестве программиста. Карьерный рост возможен как по административной линии (например, стать главным инженером крупного завода), так и без получения управленческих должностей, посредством освоения более сложного оборудования или перехода от обслуживания уже отлаженного производственного процесса к созданию нового.

ИНЖЕНЕР-ТЕХНОЛОГ

Современная научно-техническая революция выдвинула на передний край производства технолога. Он определяет тот или иной производственный процесс, выбирает оборудование, на котором следует обрабатывать деталь,оптимальные режимы работы, основные методы контроля качества, ведет технологическую документацию. Технолог стоит во главе изобретательской и рационализаторской работы. Он участвует в проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство, в организационно-технических мероприятиях по своевременному освоению производственных мощностей.

Специализация технологов самая разная и зависит от направленности производства. Есть инженеры-технологи по изготовлению оптических деталей, разрабатывающие методы скрепления стекол различных марок в объективы,окуляры и т.д.,инженеры-химики-технологи, руководящие режимом работы установок (например, печей), инженеры технологи текстильного производства, отвечающие за способы переработки волокон в пряжу, нити, ткани и т.д. Но где бы ни работал инженер-технолог, ему нужны знания фундаментальных наук (физики,химии, аэродинамики, теоретической механики, сопротивления материалов и др.).

Для того чтобы быть в курсе новейших достижений технологии, необходимо уметь анализировать научно-техническую и патентную информацию, в совершенстве владеть экономико-математическими методами управления.

1. Профессионально важные качества.

Один из главных аспектов работы инженера-технолога — работа с людьми. Она требует не только специальных знаний по психологии, социологии, основам трудового законодательства, но и выдержки, понимания, такта.Инженер-технолог должен быть внимательным, сосредоточенным,т.к. ему необходимо замечать малейшие изъяны деталей, тканей и т.д. Он должен обладать хорошо развитым логическим мышлением, что помогает ему намечать последовательность технологических операций,пространственным воображением, которое позволяет из множества мелких операций составить представление о получаемой в результате детали, ткани и т.д. Важное качество инженера-технолога — решительность, твердость характера, способность к принятию самостоятельных решений,т.к. он постоянно находится перед необходимостью решать технические, организационные, кадровые вопросы. В отличие от инженера-конструктора инженер-технолог в большей степени практик. И наряду с теоpетическим типом мышления, преобладающим у него, должно быть все-таки практическое.

2. Медицинские противопоказания.

Выраженные заболевания нервной системы (психастения, истерия), психические заболевания, поздние стадии гипертонической болезни.

3. Обучение.

Получить специальность инженера-технолога можно в технологических институтах соответствующего профиля(машиностроительных, текстильных, химических и т.д.).