I-псих-л-02-введен-студ-табл

Таблица. Некоторые представления о связи психических явлений с деятельностью головного мозга

Алкмеон из Кротоны

VI в. до н.э.

Мозг — орган души.

Мозг достав­ляет нам ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представлений, достигших непо­колебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности".

Гиппократ,

древнегреческий врач

V-IV вв. до н.э.

мозг — орган психики, но это — железка.

Аристо­тель, античный философ

IV в. до н.э.

Мозг — аппарат, охлаждающий и регулирующий жар крови.

Гален, римский врач

II в. н.э.

Мозг отвечает за разумную, рассудочную деятельность,

сердце — за эмо­ции,

печень — за вожделения (мотивацию).

средневековье

Мозг отвечает за психические явления.

А психическая жизнь связана с желудочками мозга.

Ф. Галь, австрийский врач и анатом

XVIII в.

Опи­сал серое и белое вещество мозга, разместил все «ум­ственные силы» и качества человека в коре больших полушарий головного моз­га.

Теперь кора стала рассматриваться в качестве субстрата психической деятельности.

Составил список из 27 основных «способностей», связал их с определенным участком коры. Если у человека раз­вита данная способность, то развит и соответствующий участок коры, который, оказывая давление на находящийся над ним участок черепа, приводит к образованию в данном месте «шишек» и «бугров» способностей.

Учение Галля о локализации «способностей» — фре­нология — приобрело широкую популярность, на десятилетия овладев умами его современников.

XX в.

Стало ясно, что способности (речь, арифметический счет) являются высшими психическими функциями чело­века и состоят простых психических операций.

Эти частные операции и локализованы в определенных участках коры.

Они могут быть составной частью различных целостных психических актов, образуя на время их совершения функциональную систему, соответствующую высшей психической функции более высокого порядка, например письму.

Т.е., для осуществления какой-то целенаправленной деятельности, разные отделы мозга, отвечающие за выполнение элементарных психических функций, на время ее выполнения объединяются. После ее осуществления они же могут участвовать в деятельности иных функциональных систем.

Таблица. Сравнение психики человека и животного.

Животное

Человек

У животных, в основном, потребности связаны с биологическими факторами.

У человека формы удовлетворения потребностей определяются соци­альными нормами, усвоенными в процессе социализации.

Животные обладают памятью (это высший тип познавательного процесса).

Человек обладает памятью (это высший тип познавательного процесса), но только человек организовывает материал для его хранения в памяти с помощью языка.

Животные способ­ны уловить тонкие различения цвета, формы и размеров объектов при их вос­приятии (типе познавательного процесса).

Человек способ­ен уловить тонкие различения цвета, формы и размеров объектов при их вос­приятии (типе познавательного процесса), но также он может понять отвлеченный смысл сю­жетных изображений.

Многие высшие животные способны к рассу­дочной деятельности.

Человек способен к рассудочной деятельности, а также обладает понятийным мышлением и способностью делать серьезные обобщения.

У стадных животных есть элементы социальной организации — определенная иерархия с соответствую­щим распределением прав и обязанностей, регулирующих взаимоотношения между животны­ми.

В человеческом обществе есть социальная организация, а регламентация прав и обязанностей фиксируется в системе устных и письменных законов и правил.

Животные пользуются сигналами для передачи сооб­щений, которые связывают их друг с другом.

Человек для связи с другими людьми использует сообщения в виде сигналов в языковой форме.

Язык отличается от систем сигналов животных тем, что обладает системой правил — грамматикой — по которым символы (знаки) связыва­ются друг с другом.

Животные не обладают языком.

Все психические процессы модифицируются и организуются языком.

Таблица. Связь психологии с другими науками

Психология и …

Связь психологии и других наук

философия

— совпадают научные проблемы и понятия: смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др.

— материалистическая философия позволяет разрабатывать проблему деятельности и происхождения высших психических функций.

— идеалистическая философия дает возможность изучать ответственность, смысл жизни, совесть, духовность.

социология

— совпадают научные проблемы: проблемы, связанные с личностью и обществом, взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов.

-Социология заимствут из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений.

— Психология использует традиционные социологические приемы сбора информации: опрос и анкетирование.

педагогика

— В процессе воспитания и обучения детей учитываются психологические особенности личности.

история

— Л.С. Выгодский разработал теорию культурно-исторического развития высших психических функций человека, суть которой в том, что главные исторические достижения человечества (язык, орудия труда, знаковые системы и пр.), стали мощным фактором, значительно продвинувшим вперед фило- и онтогенетическое развитие людей.

— Психология использует исторический метод, суть которого в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных форм к более сложным. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей.

— Психологи и историки полагают, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами является продуктом истории развития человечества.

технические науки

— Человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов.

— Человек — неотъемлемая часть технического прогресса.

— Создают образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека.

медицинские и биологическими науки

— Эта связь обусловлена двойственной природой человека — как социального, так и биологического существа.

Большинство психических явлений и, прежде всего, психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания в области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические явления.

— Существует психосоматическоеи соматического взаимовлияние, суть которого состоит в том, что психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, а различные заболевания, как правило, сказываются на психическом состоянии больного. С учетом этого, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия.

Таблица. Структура отраслей психологии по классификации Р.С. Немова

Отрасль

Комментарии к содержанию отраслей

Общая психология (фундаментальные отрасли)

1.

Психология познавательных процессов.

Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

2.

Психология личности.

Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Некоторые специальные (прикладные) отрасли психологии

1.

Генетическая психологию

Г. п. изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

2.

Психофизиология

П. занимается изучением связей, существующих между психологическими явлениями и физиологическими процессами в организме.

3.

Дифференциальная психология

Д.п. выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

4.

Возрастная психология

В.п. выявляет и описывает индивидуальные различия людей по возрастам.

5.

Социальная психология

С.п. изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности, в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах.

6.

Педагогическая психология

П.п. объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием людей разного возраста.

7.

Медицинскя психология

М.п., пп., пт. имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека, объясняют причины возможных психических нарушений и обосновают методы их предупреждения и лечения.

8.

Патопсихология

9.

Психотерапия

10.

Юридическая психология

Ю.п. рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

11.

Психодиагностика

Пд. ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Следует иметь ввиду то, что новые психологические направления появляются каждые 4−5 лет. Например, появились такие отрасли прикладной психологии, как инженерная, космическая, психология управления, детская психология, акмеология (научная отрасль, исследующая закономерности и механизмы развития зрелого человека, позволяющие достичь высшую ступень (акме) индивидуального развития.), геронтопсихология (научная отрасль, изучающая особенности психики и поведения лиц пожилого возраста), зоопсихология (научная отрасль, изучающая психическую деятельность животных), психология творчества, семейная психология, психология спорта, военная психология, психология рекламы и мн. др.

Хронология процесса выделения психологии в самостоятельную науку

Психологи

Дата

Деятельность

Вильгельм Максимилиан Вундт (немец, XIX—XX вв.)

1862

Появление эксперимента как метода исследования, дополнившего интроспекцию.

Основателем экспериментальной психологии был Вильгельм Максимилиан Вундт (немец, XIX—XX вв.)., который опубликовал в 1862 г. «Очерки по теории восприятия», в которой психолог считал, что эксперимент позволяет сделать самонаблюдение более точным.

Он представлял психологию, схожей с физикой или химией, изучая сознание человека, В.М. Вундт разбивал его на составные элементы.

Разработал физиологическую психологию, опирающуюся на экспериментальные методы. Полагал, что душа целостна, и центральную роль в душевной жизни отводил воле.

Считал, что с помощью эксперимента можно изучить только простейшие психические процессы — ощущения, представления, простейшие ассоциации и чувствования.

Более сложные процессы (речь, мышление, воля) — с помощью анализа продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. Т.о., В.М. Вундт заложил основы культурно-исторического метода в психологии.

С введением 2-х психологий, различных по содержанию и методам, ориентированных на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в.

В.М. Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте (а не о душе и о внутреннем опыте), где объектом является сознание.

1874

Начало психологии как самостоятельной науки.

В 1874 г. В.М. Вундт опубликовал работу «Основания физиологической психологии», ставшую началом психологии как самостоятельной науки.

В своем исследовании он показал, что объектом физиологической психологии являются процессы, доступные внешнему и внутреннему наблюдению и имеющие физиологическую и психологическую сторону (ощущения и простейшие чувствования).

1879

Создание первой психологической лаборатории.

В 1879 г. в Лейпцигском университете В.М. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию.

1881

Основание Первого института психологии.

На базе I психологической лаборатории В.М. Вундт основал Институт экспериментальной психологии.

Были организованы международные конгрессы психологов и образована международная школа профессиональных психологов.

Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. Она стала главным питомником первого поколения психологов-экспериментаторов.

1881

Появление первого психологического журнала «Психологические исследования»

В 1881—1918 гг. В.М. Вундт также основал первый психологический журнал «Психологические исследования» (до 1905 г. назывался «Философские исследования»).

Эдвард Титченер

Идеи В.М. Вундта развил б. студент Эдвард Титченер (XIX-XX вв., англичанин), ставший основоположником концепции структурализма в психологии.

Но структурализм распространился в Европе и не стал конкурентом американскому функционализму, созданному на основе взглядов Уильяма Джемса.

Иван Михайлович Сеченов

1863, 1973

Появление русской психологической науки.

Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов (XIX-XX вв., создатель физиологической школы).

В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: внешнее воздействие — центральная нервная деятельность — ответная деятельность в виде движения, поступка, речи.

Такой подход недооценивает специфику психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учитывает роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

В работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) (это ответ на книгу историка-публициста К.Д. Кавелина «Задачи психологии») И.М. Сеченов обозначил предмет, метод и задачи психологии.

ГеоргийИванович Челпанов

1912

Создание в России психологического института.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Георгию Ивановичу Челпанову (XIX-XX вв., философ, логик, псих.), создавший в России психологический институт (1912).

Владимир Михайлович Бехтерев

2/2 XIX в. — ½ XIX в.

Развитие русской экспериментальной психологии.

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал Владимир Михайлович Бехтерев (XIX-XX вв.).

Иван Петрович Павлов

2/2 XIX в. — ½ XIX в.

Появление науки о высшей нервной деятельности. Появление российской физиологической щколы.

Иван Петрович Павлов (XIX-XX вв., создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения») изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма, расширил понимание физиологических основ психической деятельности.

Таблица. Этапы приспособительного цикла

этапа

содержание

основные термины

дополнительно

1 этап приспособительного цикла

мотив, импульс (на уровне психики — нужда в чем-либо), вызванный нарушением внутренних условий, заданных природой и обществом и необходимых для сохранения жизни и целостности организма, и ведущий к движению организма.

Основные понятия этой области психологии — импульс, побуждение, потребность, мотив, желание, интерес.

Психология изучает мотивацию, т. е. феномены, связанные с переживанием какой-либо необходимости.

Психологический феномен, не­посредственно связанный с рассматриваемой группой, является эмо­цией.

2 этап приспособительного цикла

«опредмечивание потребности», т. е. формирование образа объекта (или ситуации) в субъективном пространстве, достижение которого может восстановить нарушенные внутренние усло­вия.

Типы образов:

  1. чувственные, создаваемые с помощью ощущений, восприятия, пред­ставления, воображения;
  2. умственны­е, являющиеся продуктом мышления.

Понятие психического образа является для психологии, пожалуй, центральным и наиболее специфичным.

Основные понятия этой области психологии — ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, мировоззрение, картина мира, в каждом из которых отражается какой-либо аспект этого психического образа.

Психология изучает процессы формирования образа окружающей среды, т. е. познавательные (когнитивные) процессы.

3 этап приспособительного цикла

целе­направленные действия, направляемые образом.

Т.е. необходимо, например, захватить или избежать какой-то объект в среде. Это требует план и последовательность действий, учитывающую особенности физиче­ского строения организма, его массу, возможные предельные нагрузки и т. д.

Основные понятия этой области психологии — операция, движение, действие, деятельность.

Варианты схем приспособительного акта:

  1. мотив — образ — действие,
  2. образ (хулиганы в темном дворе (образ опасного объекта) — мотив (инстинкт самосохранения) — действие (бегство или агрессия),
  3. действие — образ — мотив — дей­ствие.

С какого бы этапа деятельность ни начиналась, в совокупности все эти этапы образуют целостную психическую деятельность. Все эти аспекты тесно связаны между собой.

Д/з: Привести свои примеры приспособительного акта и составить их схемы.

Таблица. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии

Явления, изучаемые психологией

Понятия, изучаемые эти явления

Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревож-'ностъ, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

Свойства индивидуальные, внутренние (психические)

Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.

Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.

Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Готовность, интерес, установка.

Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.

Процессы: групповые, внутренние

Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

Состояния: групповые, внутренние

Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.

Свойства: групповые, внешние

Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.

Процессы: групповые, внешние

Межгрупповые отношения.

Состояния: групповые, внешние

Паника, открытость группы, закрытость группы.

Свойства: групповые, внешние

Организованность.

I-псих-л-02-введен-студ-табл — Стр 2

Таблица. Основные классификации психологических методов

1 классификация

1. Объективные

— а) наблюдение

— б) эксперимент

— в) тестирование

2. Субъективные

— интроспекция (самонаблюдение) с последующей рефлексией.

Рефлексия — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, а также раскрывающая специфику духовного мира человека.

2 классификация

1. общенаучные

— а) моделирование

— б) эксперимент

— в) наблюдение

2. Специально психологические

— а) опрос

§ а-1) устный опрос (интервью)

Интервью применяется, в основном, при инди­видуальном исследовании, т. е. в клинической практике, при консультировании, в процессе индивидуальной психологической коррекции.

Минусы интервью:

  • большие временные затраты при его проведении, индивидуальный характер,
  • высокие требования, предъявляемые к проводящему его специалисту,
  • большое влияние субъективности исследователя на интерпретацию по­лучаемых данных.

Плюсы интервью:

  • возможность получения о человеке большого объема информации, источником которой являются все аспекты общения с ним — словесные высказывания, мимика, поза, тембр голоса, внешность, особенности его движений, степень его активности, эмоциональные реакции и т. д.

§ а-2) опрос опосредованный — опрос с помощью опросников (заранее подготовленных письменных текстов)

Ÿ а-2.1) анкета — заранее заготовленные вопросы, чаще всего относящиеся к какой-то одной области психической жизни человека, не имеющей непосред­ственного отношения к чертам и особенностям его личности (биогра­фические анкеты, анкеты интересов).

Типы вопросов в анкете:

 а-2.1.1) открытые («Какое у Вас хобби?»), на которые ответ дается в произвольной форме,

 а-2.1.2) закрытые («Вы любите готовить?»), от которые ответ может быть «Да», «Нет».

Ÿ а-2.2) опросники — как правило, содержат несколько шкал (шкала — совокупность вопросов или утверждений, характери­зующих поведение или переживания человека в какой-то типичной ситуации), каждая из которых измеряет степень выраженности данного свойства у данного человека.

Личностные опросники предназначены для исследования индивидуальных, личностных особенностей человека при личном ответе на вопросы.

Требования к опросникам:

— нормирование шкал — в процессе которого устанавливается степень выраженности данной черты в широкой популяции, эта степень и принимается за норму,

— валидизация шкал — проверка соответствия содержания высказываний измеряемому свойству.

Например, с помощью вопроса «Всегда ли Вы, прежде чем уйти, несколько раз проверяете, хорошо ли Вы заперли дверь?» мы собирались оценивать такое качество, как аккуратность, а оказалось, что он связан не с ак­куратностью, а с тревожностью.

— наличие шкал, позволяющих отслеживать умышленные или неумышленные искажения ответов (неискренность, неправильное толкование вопросов и т. д.).

— б) проективные методы — в основе которых лежит феномен проекции (суть метода: черты личности определяют индивидуальное поведение и действия человека при выполнении им разнообразных видов деятельности. Т. е. когда мы судим о человеке по его внешнему виду, состоянию его жилища, вещам, сделанным его руками.)

§ Разновидность проективного метода — актуальная беседа (когда человек проецирует на ситуа­цию свои личные качества, проявляет свою индивидуаль­ность, но может вести себя и под воздействием ситуа­тивных факторов (усталости, озабоченности какой-то проблемой, плохим самочувствием).

Методики актуальной беседы:

Психолог предлагает неструктурирован­ные изображения или звуки (бесформенные чернильные пятна, изображения людей в ситуациях с неопределенным содержанием или допускающим разнообразные реакции, предметы, из которых мож­но составить какую-то сюжетную сцену и т. д.).

Испытуемый должен их структурировать, придать им какое-то определенное значение, либо отреагиро­вать как-то иначе.

В результате испытуемый прояв­ляет типичные для него качества.

Ÿ б-1) метод чернильных пятен Роршаха

Ÿ б-2) тест тематической апперцепции (ТАТ)

Испытуемый должен составить рассказы к сериям картинок с весьма неясным сюжетом.

Анализ этих рассказов используется для изучения установок, ценностей, ролевых конфликтов и ориентации, к-рый испытуемый переживает или пережил в реальном соц. взаимодействии и к-рые он или не желает, или не может обсуждать непосредственно. Тест этот часто обозначается как TAT.

Ÿ б-3) метод «На­рисуй человека» Маховер

Ÿ б-4) «Тест руки»

— в) психологические тесты

Требования к тестам:

— валидность — проверка соответствия содержания высказываний измеряемому свойству,

— надежность проверяется способностью теста давать аналогичные резуль­таты при повторном исследовании и свидетельствует о том, что данная методи­ка достаточно свободна от влияния не имеющих отношения к оцениваемому ка­честву факторов,

— стандартизация теста — строгое соответствие всех компонентов теста оригинальной версии методики: размеры, формы и цвета изображений, длительность предъявления сти­мула, последовательность предъявления стимулов (картинок, звуковых рядов), инструкция испытуемому и условия проведения исследования.

3 классификация

1. объективные

— а) наблюдение — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Требования к наблюдению:

— целенаправленное (исходить из четко поставленной цели),

— избирательное (выделять определенный фрагмент изучаемой реальности),

— плановое (строиться на основе плана),

— систематическое (проводиться на протяжении определенного периода времени).

§ а-1) сплошное

§ а-2) выборочное

— б) эксперимент

Особенности эксперимента по С.Л. Рубинштейну:

1) вызываемость изучаемого явления;

2) возможность варьирования и изменения условий протекания и проявления изучаемого процесса;

3) возможность попеременного исключения отдельных условий (переменных) для установления закономерных связей, определяющих изучаемый процесс;

4) возможность варьирования количественного соотношения условий, допуск математической обработки полученных в исследовании данных.

§ б-1) лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов,

§ б-2) естественный эксперимент заключается в воздействии на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Придуман А.Ф. Лазурским (1874−1917),

§ б-3) формирующий эксперимент (преобразующий э., психолого-педагогический метод активного формирования психики) — метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса.

На нем основан ряд педагогических методик (погружение в проблему, тренинг в группе).

— в) тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой.

§ в-1) достижений

§ в-2) способностей

§ в-3) профпригодности

— г) анализ продуктов деятельности

§ г-1) графологический

§ г-2) контент-анализ позволяет выявить и оценить специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем на их основе определить психологические характеристики автора,

§ г-3) анализ рисунков

— д) опрос

§ д-1) анкетирование — письменный опрос с использованием анкеты,

§ д-2) беседа (интервью) — устный опрос.

Главное требование — доверительная обстановка общения,

— е) математическое моделирование — вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных,

— ж) статистический анализ

2. Методы описания и понимания психологии человека

— а) интроспекция — «всматривание» в свои внутренние переживания, в психическое состояние, мысли, образы, желания и т. п. с их последующим осмыслением, пониманием, классификацией и истолкованием,

— б) самоотчет — словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описаний человеком самого себя (письма, исповеди, автобиография, дневники),

— в) включенное наблюдение — специфическая форма объективного наблюдения, при котором исследователь участвует в эксперименте, дискуссии и т. п.

— г) эмпатическое слушание — метод, основанный на переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним,

— д) идентификация — метод, основанный на воображении исследователем себя на месте другого человека, как бы мысленно воплощение в нем.

В отличие от эмпатии идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.

3. Методы психологической практики

— а) психотерапия

— б) психологическая консультация

— в) психокоррекция

— г) психотренинг

4 классификация (Н.А. Богачкина)

1. основные

— а) наблюдение — метод, с помощью которого познаются ин­дивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека.

§ а-1) внешнее

Черты внешнего наблюдения:

1. Планомерность и систематичность проведения.

2. Целенаправленный характер.

3. Длительность наблюдения.

4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодиро­вания и т. п.

Ÿ а-1.1) структуированное (с подробной пошаговой програм­мой наблюдения) — неструктуированное (с простым перечислением данных, подлежащих наблюдению),

Ÿ а-1.2) сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) — выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции),

Ÿ а-1.3) включенное (исследователь — член наблюдаемой группы) — невключенное (исследователь — сторонний наблюдатель),

§ а-2) внутреннее (самонаблюденрие)

— б) эксперимент — метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство про­является и оценивается лучше всего.

§ б-1) лабораторный — эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники,

§ б-2) естественный — эксперимент, в ходе которого создается искусственная ситуация в естественных условиях.

Например, исследование памяти детей в условиях игры.

2. вспомогательные

— а) опрос — метод исследования, содержа­щий вопросы.

§ а-1) беседа — метод опроса, при котором и исследователь, и ис­пытуемый находятся в равных позициях,

§ а-2) анкетирование

Ÿ а-2.1) индивидуальное — коллективное

Ÿ а-2.2) очное (личный контакт исследователя и анкети­руемого) — заочное

Ÿ а-2.3) открытое (анкетируемые сами формулируют ответы) — закрытые (есть перечень готовых ответов, из которых анкетируемый сам выбирает наиболее для него походящий).

— б) интервью

§ б-1) стандартизированное (все вопросы сформулированы за­ранее)

§ б-2) нестандартизированное (вопросы формулируются ходе интервьюирования)

§ б-3) полустандартизированное (часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью)

При составлении вопросов следует помнить, что первые во­просы должны дополняться последующими. Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать кос­венные.

— в) анализ процесса и продуктов деятельности (изучение про­дуктов человеческой деятельности (рисунки, поделки, сочинения, стихи), на основании которых делают­ся выводы о психических особенностях человека)

— г) тесты

§ г-1) Тест-опросник — тест-задание

§ г-2) Аналитические (изучают одно психическое явление) — синтетические (изучают сово­купность психических явлений),

§ г-3) в зависимости от содержания:

Ÿ г-3.1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ),

Ÿ г-3.2) на профпригодность (исследуют уровень профессио­нального соответствия),

Ÿ г-3.3) личностные тесты:

ž г-3.3.1) словесные,

ž г-3.3.2) проективные, когда о каче­ствах человека судят по тому, как он воспринимает и оценива­ет предлагаемую ему ситуацию,

— д) близнецовый метод — метод возрастной генетической психологии, заключающийся в сопоставлении психического раз­вития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитан­ных в различных жизненных условиях,

— е) социометрия — метод изучения со­циальных отношений в группах

5 классификация

Основные методы и их варианты

— а) Наблюдение

§ а-1) Внешнее (способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны) — внутреннее (самонаблюдение) (способ сбора данных психологом-исследователем изучающим интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании или в сознании других людей, ведущих интроспектирование по его заданию).

§ а-2) Свободное (не имеющее заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения, в ходе которого можно менять предмет или объект наблюдения, его характер) — Стандартизированное (имеющее заранее определенные и неизменные в процессе исследования объект наблюдения и его программа).

§ а-3) Включенное (исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение) — стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает)

— б) Опрос

§ б-1) Устный — письменный.

Устный (применяется, когда необходимо наблюдать за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы).

Недостатки:

— требует специальной подготовки,

— больших затрат времени на проведение исследования,

— результаты опроса существенно зависят от личности того человека, который ведет опрос.

Письменный.

наиболее распространенная форма — анкета.

Недостаток — нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

§ б-2) Свободный — стандартизированный.

Свободный опрос может быть устным и письменным, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками, а содержание задаваемых вопросов может быть изменен в ходе исследования.

Стандартизированный опрос может быть устным и письменным, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее определен и ограничен во времени.

— в) тест — специализированный метод психодиагностического обследования, который позволяет получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления, предполагающий четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

§ в-1) Тест-опросник (основан на системе заранее продуманных, проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых).

§ в-2) Тест-задание (предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает и насколько развито у него изучаемое качество).

§ в-3) Проективный тест (в основе данного типа тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Испытуемый вводится в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих).

Недостатки:

— высокий уровень образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых,

— высокий уровень профподготовки исследователя.

— г) Эксперимент — метод психологического исследования, в ходе которого целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, позволяющая выделить и оценивается изучаемое свойство лучше всего.

§ г-1) Естественный (организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.)

§ г-2) Лабораторный (предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.)

— д) Моделирование — создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства, на которой детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

§ д-1) Математическое м. — выражение или формула, включающая переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

§ д-2) Логическое м. — основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

§ д-3) Техническое м. — создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. (попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.)

§ д-4) Кибернетическое м. — использование в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

6 классификация

Основные методы и их варианты:

— Наблюдение

 срез (кратковременное наблюдение) — лонгитюдинальное (длинное, иногда несколько лет),

 выборочное — сплошное,

 включенное наблюдение — разновидность наблюдения, когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),

 самонаблюдение:

 непосредственное,

 отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

— Беседа

Требования к методу:

  • Непринужденность,
  • Наличие личного контакта исследователя с обследуемым, такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме,
  • Это не опрос, т.к. предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемым.

§ сбор анамнеза — сбор сведений о прошлом изучаемого:

 непосредственный — него самого,

 опосредованный — от хорошо знающих его лиц,

§ интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

 анкетирование — вид письменной беседы, когда вопросы и ответы предоставляются в письменной форме.

§ вопросники,

§ психологические анкеты.

— Эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

 проводимый в естественных условиях, не требующий спецусловий и спецоборудования,

 лабораторный эксперимент, проводящийся в специальных условиях при использовании спецаппаратуры, при выполнении испытуемым действий на основе инструкции.

Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

— Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека.

Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

Требования к тестам:

  • научная обоснованность,
  • надежность,
  • валидность,
  • цель — выявление устойчивых психологических характеристик.

 прогностические тесты,

§ диагностирующие тесты.

Таблица. Основные направления (течения) и школы ??? развития психологии в XX в.

Направления

Хронология

Представители

Основные идеи данного направления

1-е направление - психоанализ (фрейдизм) и неопсихоанализ (неофрейдизм)

с 1920-х гг.

а) ортодоксальный психоанализ 3игмунд Фрейда

Фрейд (австриец, (1856−1939, создал метод психоанализа)

— Предмет изучения — законо­мерности формирования побудительных сил, лежащих в основе поведения че­ловека, их взаимоотношения с сознанием и усвоенными личностью социальны­ми требованиями.

— Объяснял психические явления через бессознательное.

Считал, что существует конфликт между бессознательным (главное — сек­суальное влечение — либидо) и сознательным (сознание подавляет бессознательные вле­чения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забыва­ний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях) в психике человека.

Причина действий человека — глубинные побуждения, ускользающие от сознания, корни которых находятся в детстве.

— Отводил основную роль в процессе формирования человека его сексуальным инстинктам и влечениям.

— Создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д.

— Психоанализ получил широкое распространение в США и Европе.

— В СССР данное направление было востребовано до 1930-х гг., когда на общем фоне огра­ничения психологических исследований (постановление «О пе­дологических извращениях в системе Наркомпроса») и учение Фрейда подверглось репрессиям. До 1960-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций. Потом интерес к психоана­лизу возрос вновь.

б) неопсихоанализ (неофрейдизм):

активизация со 2/2 XX в.

б-1) аналитическая психология Карла Густава Юнга (Швейцария, XIX — XX вв., развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений)

— Рассматривал психику человека через призму макропро­цессов культуры, через духовную историю человечества.

— Выделил 2 типа бессознательного:

— 1 тип — личное бессознательное, приобретаемое в ходе накопления жизненного опыта,

— 2 тип — коллек­тивное бессознательное, передаваемое по наследству и содержащее опыт, накопленный человечеством в виде ар­хетипов (проявляющихся в мифах и сказках, пер­вобытных формах мышления, образах, передающихся из поколе­ния в поколение).

— Выделил следующие типы лично­сти относительно ориентации на внешнюю среду или себя:

— интроверты ищут источники жиз­ненной энергии и причины происходящего в себе,

— экстраверты ищут источники жиз­ненной энергии и причины происходящего во внешней среде.

— Выделил 4 типа личности, которые могут быть как интро-, так и экстравертированными:

  1. мыслительный (интеллектуальный) — создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в основном присущ мужчинам;

  2. чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) — отзывчив, способен к сопереживанию, более женский тип;
  3. сенсорный — довольствуется ощущениями без глубокие переживаний, хорошо адаптируется к внешнему миру;
  4. интуитивный — находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продук­тивны и требуют доработки.

— Ввел понятие индивидуа­лизации, т. е. развитие человека как индивидуума, отли­чающегося от общности.

активизация со 2/2 XX в.

б-2) индивидуальная психология Альфред Адлера (австриец, 1870−1937,)

— Был в кружке З. Фрейда, но не соглашался фрейдистским с тезисом об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.

— Считал, что характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля». Полагал, что стремление к преодолению комплекса неполноценности — главный источник мотивации поведения личности.

Считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной беспомощности, неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности (ввел этот термин).

Впоследствии ребенок стремится самоутвердиться, преодолеть комплекс и достигнуть превосходства (у Демосфена был дефект речи, Наполеон Бонапарт и А.В. Суворов были невысокого роста).

Развитие личности зависит от того, каким образом комплекс неполноценности будет компенсироваться.

Если человек развивается нормально, то он будет действовать разум­но, активно и целесообразно.

При патологии — человек будет стремиться к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Принципы индивидуальной теории личности Альфреда Адлера (будет рассмотрено позднее):

  1. фиктивный фина­лизм;

  2. стремление к превосходству;
  3. чувство неполно­ценности и компенса­ция;
  4. социальный интерес;
  5. стиль жиз­ни;
  6. креативное (творческое) «Я».

активизация со 2/2 XX в.

б-3) неопсихоанализ

Карен Хорни (США норвежско-датского происхожд., 1885−1952)

и Гарри Стек Салливена (США, 1892−1949) — основатель интерперсонального психоанализа

— Предмет изучения — законо­мерности формирования побудительных сил, лежащих в основе поведения че­ловека, их взаимоотношения с сознанием и усвоенными личностью социальны­ми требованиями.

— Изучали культурные и социальные условия, определяющие развитие этичности человека, его поведение и внутренние конфликты.

— Карен Хорни:

— Считала, что основа мотивации человека лежит в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

— Полагала, что наибольшую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве, т.к. ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его «базальная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви или, наоборот, чрезмерные восхваления) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенность в себе, враждебно-боязливое отношение к миру и др.), которые очень сложно изменить впоследствии.

— Считала, что неврозы развиваются из противоречий во взаимоотношениях людей. Противоречия порождают у индивида чувство «базальной тревоги», которое запускает невротический процесс и поддерживает его течение.

— Выделила 2 признака неврозов:

  • определенная ригидность (неспособность и неготовность индивида к изменению заранее намеченного плана действий в ситуации, когда это необходимо) реагирования невротической личности,
  • разрыв между потенциальными возможностями человека и их реализацией.

— Критиковала фрейдовскую теорию либидо и тезис З. Фрейда о том, что возникновение неврозов зависит от инстинктивных и генетических факторов.

— Гарри Стек Салливан

— Основатель интерперсонального психоанализа, в основе которого лежат три принципа, заимствованные из биологии:

  • 1 принцип коммунального (общественного) существования,
  • 2 принцип функциональной активности,
  • 3 принцип организации.

— Соединил в своей концепции психоанализ и бихевиоризм.

— Считал, что «личность — это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений», т. е. личность — это не врожденное качество, а формируется в процессе общения младенца с окружающими.

— Считал, что потребность создает напряженность, и формирует способы ее преодоления.

— Среди потребностей считал главными потребность в нежности и потребность в избегании тревоги.

— Полагал, что основные потребности носят бессознательный, но не врожденный характер, а формируются в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.

— Выделил 3 структуры «Я-системы»

  • хорошее Я,
  • плохое Я,
  • не-Я.

Человек стремиться к персонификации себя как хорошего Я и избегает мнение о себе как о плохом Я, что является источником постоянной тревоги.

Защищая свою положительную персонификацию, человек формирует механизм избирательного внимания, который отсеивает все раздражители, несущие тревогу и могущие привести к изменению мнения человека о себе. Избирательное внимание регулирует собственную персонификацию и образы других людей, с которыми происходит общение.

— Изучил роль стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследовал формирование контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения.

с 1920-х гг., активизация со 2/2 XX в.

б-4) Эрик Фромм (еврей, XX в.) — родоначальник гуманистического психоана­лиза.

- Родоначальник гуманистического психоана­лиза.

— Задачи гуманистического психоанализа:

  • раскрытие человеком правды о самом себе,
  • выявление психологических ориентаций формирования социального характера челоаека (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами),
  • осмысление нравственных проблем, способствующих пониманию того, что
    • человек — это единственное существо, наделенное совестью,
    • любовь — творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

— Считал, что психика и поведение человека со­циально обусловлены.

— Полагал, что патология (мазохизм, садизм, отшельни­чество, конформизм, склонность к разрушению) появляется при подавлении свободы личности.

— Ввел понятие «общество потребления» -- совокупность современных общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления, характеризующаяся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Черты:

  • бурное экономическое и техническое развитие,
  • рост доходов,
  • существенное изменение структуры потребления,
  • снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени,
  • размывание классовой структуры,
  • индивидуализация потребления.

— Считал, что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».

— Настаивал на том, что основная моральная проблема современности — это безразличие человека к самому себе.

2-е направление — гештальтпсихология

½ XX в., с 1920-х гг.

- основатели:

- Макс Вертгеймер (XIX-XX),

— Вольфганг Кёлер (немец, США, XIX-XX),

— Курт Коффка (немец, XIX-XX)

— представитель:

— Курт Цадек Леви́н

— от немецкого слова Gestalt — образ, форма.

— Возникло в германии.

— Г. отстаивала принцип целостности при анализе сложных психических явлений.

Суть сформулировал М. Вертгеймер: «…Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внут­ренним структурным законом этого целого».

Т.е. психологические феномены — это не комбинация отдельных элементов. Часть получает свои свойства из свойств целого, и человек воспринимает целое скорее, чем его части.

Г. изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией.

Например, К. Левин считал, что поведение личности можно понять, лишь ис­ходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

— Предмет исследования — неделимый психический образ — «гештальт», закономерности его фор­мирования, структурирования и трансформации.

— Г. анализировала восприятие (соотношение фигуры и фона).

— До ВОВ было распространено и в СССР.

3-е направление — когнитивная психология

Генетическая?

с 1920-х гг.

активизировалась со 2/2 XX в.

Основоположник -Джорж Келли (США)

Представители:

— У. Найсер,

— Дж. Брунер,

— Ричард Аткинсон (СЩА, р.1929)

— К.П. возникла на основе развития информа­тики и кибернетики.

— К.П. рассматривала фор­мы познавательных процессов и способы получения знаний, лежащие в основе построения чувственных и умственных образов реальной действительности.

— Дж. Келли создал теорию личности, согласно которой личность — совокупность когнитивных (познавательных), категориальных шкал — личностных конструктов.

— познавательные процессы человека — аналог вычислительной машины.

— К.П. использует понятие «схема» — план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

— К.П. пришла к выводу, что во многих жизненных ситуа­циях человек принимает решения, опосредованные особенностя­ми мышления.

4-е правление в психологии — бихевиоризм и необихевиоризм

с 1910-х гг.

а) бихевиоризм

Родоначальники Б.:

— Эдвард Ли Торндайк (США, 1874−1949, не считал себя бихевиористом),

-Джеймс Дьюи Уотсон (США, биолог, 1878−1958, опубликовал программную статью Б. «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), предложил рассматривать в качестве предмета Б. — поведение; лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1962) за открытие в соавторстве структуры молекулы ДНК).

— Понятие Б. произошло от английского слова behaviour — поведение.

— Предмет исследования — поведение человека, т. е. все виды реакций организма на стимулы внешней среды.

При этом психика и сознание не изучаются, поскольку их невозможно непосредственно наблюдать, т. е. ду­шевные явления считаются непознаваемыми при помощи есте­ственнонаучных методов.

— Разница между поведением жи­вотных и поведением человека заключается в сложности и разнообразии реакций.

— основные задачи психологии:

— предсказание по ситуации (стимулу) поведения (реакцию),

— определение и описание по характеру реакции вызвавший ее стимул,

— контроль над поведением.

— Личность — совокупность упроченных реакций, сформированных в процессе обучения с по­мощью механизмов подкрепления.

— Человеку присуще небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные приспособительные реакции, выработка которых происходит с помощью принципа «проб и ошибок». Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

— Б. получил широкое распространение, в первую очередь, в США.

с 1930-х гг.

б) необихевиоризм

Основоположники необихевиоризма:

— Эдвард Чейс Толмен (1886−1959, США) создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма,

— Кларк Леонард Халл (1884−1952, США, разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, автор теории научения)

Сторонник Б. — Бе́ррес Фре́дерик Скиннер (1904−1990, США)

Э. Толмен:

— вел понятие о разумно­сти и целесообразности поведения. Цель — это конечный результат, достигаемый в результате вы­полнения поведенческих актов.

— Важнейшие психологические феномены: цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.

К. Халл:

— разработал модель поведения, основанную на реак­циях на разнообразные стимулы.

Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «проме­жуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.

— Разработал теорию научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций.

— В современном Б. субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в подчиненное положение.

5-е направление в психологии — Теория деятельности

с 1920-х гг.

московская психологи­ческая школа,

Харьковская психологическая школа, отечественная психо­логия.

Основоположники Теории деятельности — Сергей Леонидович Рубинштейн (СССР, 1889−1960) и Александр Николаевич Леонтьев (СССР, 1903−1979)

— В отечественной психологии распространена теория деятельности, подчеркивающая активную природу психики.

— Предмет исследования — признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.

— С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности (совокупности действий, направленных на достижение целей).

Деятельность и сознание образуют органическое единство и взаимосвязаны.

— А.Н. Леонтьев и Харьковская психологическая школа разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

— Базовый тезис Теории деятельности — деятельность определяет сознание.

— Отечественная психология использует системный культурно-исторический подход к описанию личности, ко­торый доказывает, что личность человека, его мотивационная и познавательная сфера являются продуктом его активного, де­ятельного участия в общественном взаимодействии на протяжении всей его жизни.

6-е направление в психологии — социальная психология

с 1920-х гг.

— Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Г.М. Андреева).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (В.Г. Крысько).

— Это область психологии, возникшая на стыке социологии и психологии.

— С.П. исследует психологические фено­мены, возникающие внутри целостных общественных групп, а также влияние окружающих людей на формирование, развитие и функционирование психики человека.

— С.П. утверждает общественную природу психики, личности человека.

7-е направление в психологии — гуманистическая психология

как самостоятельное течение выделилась в начале 1960-х гг., как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы

Абрахам Маслоу (США, 1908−1970),

Карл Рэнсом Роджерс (США, 1902−1987),

Ролло Мэй (1909−94),

Джеймс Бьюдженталь (США, XX в.)

— Распространена в США.

— Предмет исследования — личность, как уникальная целостная система, не нечто заранее заданное, а «открытая возможность» самоактуализации, присущая только человеку.

— А. Маслоу разработал иерархию («пирамиду») потребностей от низших к высшим.

— Д. Бьюдженталь выдвинул 5 основополагающих положений Г. П.:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

8-е направление в психологии — генетическая психология

Женевская психологическая школа,

Жан Пиаже (швейцарец, 1896−1980) — основатель женевской школы генетической психологии

— Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка.

— Ж. Пиаже исследовал механизмы познавательной деятельности ребенка.

— Исследовал интеллект как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность. Отчасти Ж. Пиаже мож­но рассматривать и как представителя когнитивной психологии.

— Выделил 3 периода когнитивного развития

  1. сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

  2. этап конкретных операций (с 1,5—2 до 11—13 лет);
  3. этап формальных операций (после 11—13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.

Обучение только тогда эффективно, когда оно вовре­мя начато и учитывает уже имеющийся уровень. Преждевременное обучение приводит к тому, что ребенок лишается полного понимания изучаемого предмета.

I-псих-л-02-введен-студ-табл — Стр 3

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector