Ход занятия:

Занятие 24 1-й год, «О главном»

Тема: «Строим вместе». Формирование отношений

Цель: Показать принципы построения дружеских отношений. Объяснить подросткам, что отношения развиваются на основе дружеского общения и доверия. Формировать в них привычки построения крепких отношений.

Ключевой стих: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» Рим. 12:18

1. Приветствие

2. Вступительная часть

Армада флота Соединенных Штатов была на военно-морских учениях у побережья Канады, когда по радио прозвучал следующий разговор:

— Пожалуйста, измените свой курс на 15 градусов к северу, чтобы избежать опасности столкновения.

— Нет, это мы советуем вам изменить свой курс на 15 градусов к югу, чтобы избежать опасности столкновения.

— Повторяем. Развернитесь на север, чтобы избежать столкновения.

— Настойчиво рекомендуем вам развернуться на юг, чтобы избежать столкновения.

— Это капитан военного судна Соединенных Штатов. Повторяю еще раз, немедленно измените курс.

— А мы — канадский маяк. Так что сворачивайте сами.

Реальная история попавшая в газеты

Чем меньше в жизни мы спорим, тем больше у нас возможностей не врезаться в маяк.

Восприятие друг друга

Учитель рассказывает историю «Соревнование в лесу».

В лесу проводились соревнование по разным видам спорта — кросса, прыжков в длину и высоту и плавание. Заяц был первым в кроссе, так как всем известно, как он быстро бегает, но он не умеет плавать. Утка чудесно плавала, но очень плохо бегала. Она решила брать индивидуальные занятия из кросса. Тренировалась по несколько часов в день, но только повредила перепонки своих лапок. Обезьяна чудесно прыгала, но тоже не умела плавать, а медведь как не старался, так и не смог прыгнуть и преодолеть планку.

28 стр., 13959 слов

Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям

... массовые мероприятия использовались для создания у спортсменов отношения к предстоящему соревнованию как к празднику, где они смогут ... Цель занятий: наилучшим образом подготовиться к соревнованиям, используя предлагаемые на занятиях средства. В курсе использовались следующие темы: 1. “Внимание ... сил и умений [3]. Необходимо проводить курсы повышения квалификации спортивных тренеров для их большей ...

О чем это говорит? Все звери разные, у каждого из них свои особенности, не присущие другим. Нельзя требовать от медведя, чтобы он бегал так быстро, как заяц, прыгал так, как обезьяна.

Так же и люди. Каждый человек неповторимый. В мире нет двух людей, похожих друг на друга. Каждый человек уникальный и имеет как сильные, так и слабые стороны.

Возникает вопрос, как же таким разным людям объясниться и начать отношения? Рассмотрим отдельные способы установления добрых отношений.

3. Основная часть

Способ І Воспринимайте человека таким, каким он есть, научитесь видеть ее сильные стороны, принимайте с любовью.

Поведение

Преподаватель рассказывает о разных видах поведения: агрессивную, зависимую, асертивную.

Поведение

Характерные особенности

Признаки

Агрессивная

Уважение к собственным правам — неуважение к правам других людей.

Повышенный тон голоса, угроза или сарказм, вражеский взгляд, агрессия.

Зависимая

Уважение к правам других — отречение собственных прав.

Унизительный взгляд, низкая самооценка, неумение отстаивать и защищать свои права.

Асертивна

Уважение к собственным правам — уважение к правам других.

Искреннее открытое выявление своих чувств без агрессии, готовность защитить свои права, не унижая собеседника.

Информация для учителя.

Асертивное поведение базируется на:

  • уважении к правам других людей при сохранении чувства собственного достоинства к самым себе;
  • готовности произнести и защитить собственные права с одновременным принятием факта, что другие люди тоже имеют на это право.

Теория асертивности базируется на положении, что человек имеет определенные неотрицательные права.

Асертивность — это умение людей открыто высказывать свои мысли, чувство и убеждение, не унижая чувств и взглядов собеседника.

В конфликтной ситуации асертивное поведение разрешает достигнуть компромисса без отречения собственного достоинства.

Способ II. Уважайте права человека, с которым общаетесь, не унижайте и не манипулируйте ею, обнаруживайте асертивность

История «Динамит»

В 1880 году, Альфред Нобель прочитал в одной из газет свой некролог, в его сердце будто взорвалась бомба. Один из местных репортеров, сообщая о смерти, перепутал Альфреда с его братом! Альфред оплакивал смерть своего брата Людвига, однако, прочитав заголовок в некрологе «Смерть торговца смертью», Нобель не мог выговорить и слова. Он никогда и предположения не имел о том, какой имидж себе получил. Свое бесчисленное богатство Альфред Нобель приобрел благодаря изобретению и производству динамита. С годами ему удалось усовершенствовать свое изобретение и повысить взрывную силу динамита, которое сделало войны еще ужаснейшими и кровопролитными. Однако Нобель никогда не думал о себе как о враге человечества. Быв чрезвычайно богатым человеком, Нобель с того времени искал возможности использовать свое достояние на благо человечества. Он создал фонд, который стал началом нескольких известных премий, известнейшей из которых стала Нобелевская премия мира. Эту премию каждый год вручают человеку, который приложил наибольшие силы в содействии сохранения мира на земле. Сегодня Нобеля помнят не как изобретателя динамита, а как защитника мира на планете.

Лауреатов Нобелевской премии мира объединяет лишь одно: это люди, которые борются за мир на Земле. Они прилагают немало усилий, чтобы не допустить войны и кровопролития. Люди, которые стремятся гармонии в мире, называются миротворцами. Чтобы быть миротворцем, необходимо иметь мудрость, умение общаться и выслушать, и иметь незаурядное мужество. Едва ли из нас кто-нибудь когда-то станет лауреатом Нобелевской премии мира, тем не менее в наших силах каждый день делать все необходимое, чтобы сохранить мир и гармонию в наших отношениях с окружающими.

Мини-сценки

Цель: научить подростков распознавать агрессивную, зависимую и асертивную форму поведения; определить, какое поведение даст наилучший результат, сохранит от конфликтов. Раздайте слова сценки ученикам на уроке. Проиграйте сценки и сделайте анализ. Пусть это будет игра-экспромт (Приложение № 1).

Быть миротворцем означает не быть эгоистом. Людям всегда тяжело ставить интересы других выше за собственные. Умение отказываться от чего-то ради других нуждается в немало зрелости и самодисциплины, а чтобы выслушать каждую сторону, нужно незаурядное терпение. Не удивительно, что миротворцы — это, по обыкновению, одаренные люди, именно поэтому их уважают и ими восхищаются.

Если мы стремимся научиться жить в мире с теми, кто нас окружает, это принесет свой плод в будущем. Мы должны жить так, будто боремся за какую-то высокую награду, и хотя Нобелевская премия мира доступна далеко не каждому, однако если вы будете миротворцем в своей семье, школе и городе, то сделаете неоценимый взнос в жизнь общества. Мир начинается в сердцах людей. Линдон Джонсон, 36-и президент США, когда-то говорил: «Мир — это путь длиной в тысячу миль. Чтобы завершить его, нужно пройти шаг за шагом».

Способ III. Ведите себя соответственно «Золотому правилу» в любых ситуациях — это залог успеха ваших взаимоотношений

Улучшить отношения и избегнуть конфликтов вам поможет «Золотое правило». Его автор — Иисус Христос. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» Лук.6:31

Ты желаешь иметь искреннего преданного, настоящего друга. Соответственно «Золотому правилу»? Сам будь верным, искренним, настоящим другом

Посмотрите на первую колонку таблицы «Мозговой штурм» и оцените, всегда ли проявляются в ваших поступках те признаки и качества, которые вы стремитесь найти в других, а именно:

«Мозговий штурм»

Я хотел бы, чтобы мой друг: Насколько я отвечаю этим требованиям:

  • Относился ко мне с уважением — Уважаю ли я своего друга
  • Умел прощать, когда я ошибаюсь — Всегда ли прощаю вину другу
  • Был со мной искренним, честным — Всегда ли я искренний и откровенный
  • Был верным, преданным — Верный ли я при любых обстоятельствах

  • Давайте рассмотрим конкретные ситуации в нашей жизни. Раздайте каждому таблицу с ситуациями, пусть подростки заполнят ее. Учитель может вслух зачитывать ситуации, вместе с подростками проведите дискуссию.

Ситуация

Действия настоящего друга

Действия притворного друга

1

У тебя / твоего друга исчез плейер, ты случайно увидел его в одного из своих друзей.

2

Ты узнал, что твой друг начал употреблять наркотики, красть.

3

Твой друг начал встречаться с девушкой, которая нравится тебе.

4

Подруга встречается с мальчиком, который ее предает, обманывает, подталкивает к разным не достойным поступкам.

5

Твой друг подстрекает тебя «разобраться» с мальчиком, с которым ты почти не знакомый.

6

Подруга просит написать обидное письмо мальчику, который провинился перед ней.

7

Твой друг получил неудовлетворительную оценку и подстрекает вместе с ним отомстить учительнице.

  • Проявите свое уважение к другим тем, что найдете время выслушать их.
  • Не навязывайте своей мысли, старайтесь поставить себя на его место.
  • Не сравнивайте чувства другого человека с собственными.
  • Помогите ему отвернуться от проблем

Для нас чрезвычайно тяжело поднимать чувство окружающих выше за собственные и стараться понять проблемы других. Развивая в себе такое качество характера как сочувствие, вы научитесь облегчать бремя тех, кто живет рядом с вами. Чувства разных людей отличаются, ведь они выросли в разных семьях, имеют разный характер и разные потребности. Тем не менее, все мы имеем немало общего. Всем нам присущи радость, злость, любовь, грусть, отчаяние и т. п. Эти чувства имеют разную глубину и проявляются по-разному. Нет стандарта относительно того, как разные люди должны чувствовать себя в похожих ситуациях. Каждый человек по-разному выражает свои эмоции. Самым тяжелым является стремление научиться правильно находить путь к сердцам других людей.

Возможно, вы никогда не были в ситуации, в которой сейчас находится ваш друг, который нуждается в помощи. Но это не должно мешать вам прийти ему на помощь. Попробуйте вообразить чувство, которое переживает этот человек. Воображая себя на месте другого, вы можете ощутить то, что ощущает он.

Чуткость чрезвычайно важная. Лишь зная о потребностях человека, мы можем ему помочь. А принимая участие мы можем проявить чуткость: «Я вижу, что тебе сейчас нелегко. Я хочу, чтобы ты знал, что мне не безразлично».

Раздайте ситуации 3−4 подросткам, каждому отдельная ситуация. Дайте несколько минут на обдумывание.

  • Как вы поступили бы в этих ситуациях, каким образом можно проявить

чуткость?

1.Ваша подруга последние несколько дней ходит огорченная. Когда вы спросили ее, что случилось, она со слезами на глазах рассказала о смерти любимого кота. Вы терпеть не можете котов, но любите свою подругу. Что вы скажете или сделаете?

2. Друг, который на протяжении последних четырех недель тренировался, чтобы пройти отборочные тесты в баскетбольной команде, потерпел неудачу. Теперь у него будет больше времени, чтобы играть с вами в компьютерные игры, однако он огорчен. Что вы скажете или сделаете?

3. Вы узнали, что мама вашего товарища попала в трудную автокатастрофу. Сейчас она в больнице. Что вы сделаете или скажете?

4. Вашу подругу покинул мальчик, которого она считала наилучшим. По вашему мнению, он был грубым и напыщенным. Что вы скажете или сделаете?

Вывод: «Ни одна человек, который облегчает бремя другого, не живет в мире напрасно». Чарльз Диккенс

Учитель:

Существует еще одна не менее важная черта дружбы. Что это за черта вы скажете мне, когда я прочитаю рассказ.

Марина, грохнув дверцей автомобиля, побежала через дорогу. Сегодня она не могла дождаться начала занятий. Вчера вечером позвонил по телефону Иван, чтобы узнать домашнюю задачу, и они целый вечер разговаривали. Во время разговора Марина сказала Ивану, что очень любит футбол. Мальчик был поражен, ведь он капитан футбольной команды! Во всем этом была лишь одна проблема: на самом деле девушка почти ничего не знала о футболе и была целиком равнодушной к нему. Она просто старалась поразить мальчика, поскольку мечтала пойти на вечеринку после матча с капитаном команды.

В тот же день в школе Марина неожиданно натолкнулась на Ивана в переполненном коридоре.

— Я только что подумал о том, что нам неплохо было бы провести совещание игроков! — засмеялся Иван.

«Что еще за совещание, — подумала Марина. — Неужели нельзя говорить понятно?»

-Почему бы нам не взять тайм-аут и не поработать над стратегиями защиты и нападения? — спросил Иван. — Я уверен, что ты можешь дать мне хороший совет относительно следующей игры в пятницу.

Марина испугалась. Она не знала, что делать.

— Так что: пойдешь со мной в пятницу вечером после матча, забьем тачдаун? — сказал Иван, улыбаясь.

«Нет, мои родители не согласятся ни на какой тачдаун, что бы это не означало».

Весь этот день Марина думала о том, что сказал Иван. Не слишком ли прямо он говорит? Ее сердце билось все чаще и чаще, когда она припоминала слова разговора. «Пойдешь со мной в пятницу вечером после матча, забьем тачдаун? Как он мог такое подумать! Придется идти на вечеринку с кем-то другим», — подумала она.

На следующий день Иван и Марина снова встретились в школе. Марине едва удавалось сдержать свое оскорбление.

— Никогда со мной больше так не разговаривай, — воскликнула она. — Меня никогда в жизни еще так не унижали! Можешь забыть о вечере в пятницу!

Иван стоял ошеломленный: «Что же я такого сказал?»

Учитель: — О какой черте идет речь? О чем подумала Марина, когда увидела Ивана? Каким образом обман обернулся против нее же самой? Прикидывались ли вы кем-то, кем вы есть на самом деле?

Определяющий принцип дружеских отношений — честность

Честность — краеугольный камень всех отношений, в том числе и взаимоотношений между юношами и девушками. Она указывает на то, что настало время «надавить на тормоза». Никогда не ошибайтесь. Это не что другое, как обман.

Своевременно ставьте близкого человека к сведению о своих намерениях. Прямота должна быть своевременной. Не следует делать вид, что удовлетворены ролью товарища, друга, если у вас в мыслях что-то другое. Это уничтожает дружбу.

Один из основных проявлений искренности — умение быть самым собой. Под этим понимается способность прямо и откровенно заявить о том, что вам нравится, а что не нравится; о том, что вас обижает и что служит причиной оскорбления.

Обман по причине того, кто вы на самом деле

Говоря о честности, далеко не лишним будет напомнить, что ваши отношения будут настолько удачными, насколько честными и искренними вы сами сможете быть.

Если вы любите определенную музыку, кинофильмы, разные занятия, то так и говорите. Если вам не хочется идти к кому-то в гости или на какое-либо мероприятие, честно сообщите. Это совсем не означает, что вы не должны жертвовать своими интересами ради другого. Это обозначает, что вам не следует стыдиться быть самым собой. Иначе ваш приятель будет считать вас совсем другим, чем вы есть на самом деле. Позднее через это могут возникать неприятности.

4. Итоговая часть

Демонстрация и обсуждения фрагмента из фильма «Чайник закипел». После обсуждения подростки пересчитывают факторы, которые улучшают взаимоотношения между людьми.

Записать их на доске.

Пути усовершенствования взаимоотношений между людьми:

  1. Воспринимайте человека положительно, с любовью.
  2. Будьте асертивными (уважайте права других людей).
  3. Ведите себя в любых ситуациях соответственно «Золотому правилу».
  4. Стройте ваши отношения на взаимодоверии.
  5. Обнаруживайте терпимость, сдержанность, чуткость.
  6. Будь самым собой — искренним.
  7. Развивайте гибкость (приспосабливайте свое поведение к нуждам окружающих)

Занятие 24 1-й год, «О главном»

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector