Генетическая психология

2

Генетическая психология.

Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж. Пиаже является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Свою теорию развития детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект, влияют на речь детей, на их восприятие и память.

Для выявления механизмов познавательной деятельности ребенка, Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению.

Пиаже критически проанализировал методы, которыми пользовались до него, и показал их несостоятельность для выяснения механизмов умственной деятельности. Он доказал, что тесты могут служить лишь целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления.

Т.о., Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации (когнитивной структуры).

Основой этой схемы как раз и является логическое мышление. Схема организует поведение и имеет качественное отличие в разном возрасте (например, сосание).

Схемы формируются посредством моторного взаимодействия с окружением. Пиаже предположил, что существуют врожденные принципы, обеспечивающие этот процесс. Наиболее важными принципами являются организация и адаптация.

Организация — это трансформация комбинации простых физических и психических структур в более сложные. Так, существуют простые рефлексы сосания, хватания, глазодвигательный, которые постепенно организуются в систему более высокого порядка, обеспечивающую их координацию. После организации этих рефлексов в схему, младенец может смотреть на объект, хватать его и тянуть в рот для сосания.

11 стр., 5402 слов

Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

... К.Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Просвещение, 1981 - С. ... (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)». Контроль как форма ... хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия, успешно соотносит с ней ... . [1] Кроме того, Ж. Пиаже отмечал, что мышление ребенка в начале ...

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру. Адаптация не является пассивным процессом, но активным взаимодействием организма со средой. Эта активность является необходимым условием развития, т.к. схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, ее нет и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом человек использует два механизма построения схемы — ассимиляцию и аккомодацию.

При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Пиаже является игра, в рамках которой ребенок познает окружающий мир.

Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, т.о., схема действительно является адекватной, полностью отражая все нюансы данной ситуации. Сам процесс развития, по мнению Пиаже, — это чередование процессов ассимиляции и аккомодации т. о, что до определенного предела человек старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Исследование этапов развития мышления у Пиаже происходило постепенно. Так, исходя из связи между мышлением и речью, он построил свое исследование развития мышления через изучение развития речи детей. Он пришел к выводу, что процесс развития мышления — это процесс экстериоризации, т. е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью социальной, речью для других.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, ... выяснилось, играли своеобразные модели и схемы, с помощью которых де­ти ... процессе умственного развития детей. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление подготавливают становление речи и неразрывно связанных с речью элементов логического мышления. В свою очередь, развитие ...

Эта позиция Пиаже вызвала критику со стороны других психологов, которые доказывали, что аутистическое мышление, как более сложное не может предшествовать реалистическому, а также то, что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот.

В этот период Пиаже были сделаны открытия особенностей детского мышления, таких как:

— эгоцентризм — неумение встать на чужую точку зрения

— синкретизм — нерасчлененность детского мышления

— трансдукция — переход от частного к частному, минуя общее

— артифициализм — искусственность, созданность мира человеком для своих целей

— анимизм — одушевленность, предметы наделяются сознанием и волей

— нечувствительность к противоречиям.

Второй этап его исследований, начавшийся в 30-ых гг., был связан с его исследованием операциональной стороны мышления. Он приходит к выводу о том, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций.

Он приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией. Т.к. первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. В настоящее время периодизация интеллекта по Пиаже выглядит следующим образом:

6 стр., 2855 слов

Теория детского мышления Пиаже

... детского мышления Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта ... сохраняет признак. Выполнение теста на сохранение — критерий функционирования конкретных операций. Напомним, логические операции — это умственные действия, которые характеризуются обратимостью. Обратимость относится, ...

1 стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет)

2. дооперациональная стадия (2−7 лет)

3. стадия конкретных операций (7−11 лет)

4. стадия формальных операций (11−15 лет)

При этом в каждой стадии Пиаже выделяет два этапа — появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция), а сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта.

Основная заслуга Пиаже заключается в том, что он первый понял, исследовал и выразил специфику детского мышления, показал его отличия от мышления взрослого.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector